Благоискусный и премудрый (Господь) часто одними и теми же делами Своими и избранным Своим благодетельствует, и заблуждающимся еще дает средство познать силу Его промысла. Это Он сделал впоследствии и в Египте, когда на жителей его наводил казни, а народ израильский сохранял невредимым. (Египтяне) не только в гневе Божием на них, но и в промышлении Божием о тех (израильтянах), научались познавать силу Бога и Творца всяческих. Но и эти, в свою очередь, не только из промышления и попечения Божия о них, но и из самого зрелища казней, каждый день постигавших Египет, уразумевали дивную к ним любовь Божию. Так одними и теми же делами Он и Своим, и противникам являл величие Своей силы. И сами стихии оказывают с своей стороны служение и повиновение рабам (Божиим), когда Владыка благоволит к ним. Это можно видеть на опыте в жизни этого праведника [Исаака]: чего в другое время природа земли не проявляла, то теперь производит по воле Бога всяческих, и такой приносит плод, что Исаак вдруг становится весьма богатым: “ Благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим ” (ст. 13). Так как богатство у праведников состояло тогда в плодоносности земли и в многочисленности стад, то и сказано: “ Благословил его Господь . И стал великим человек ”, т.е. сделался богат, и не просто богат, но и “ больше и больше до того, что стал весьма великим ”. Подумай, как много значило получить сторичный плод от посеянного. Если же это кажется тебе важным, то познай ту еще большую силу человеколюбия Божия, какую впоследствии времени он показал живущим добродетельно, после Его пришествия (на землю). Он обещает им не только здесь воздать сторицею, но и дать наслаждаться вечною жизнью и царством небесным. Видишь ли щедрость Владыки? Видишь ли великость благодеяния? Видишь ли, сколько даровало нам пришествие Единородного? Какую несказанную перемену в делах (жизни нашей) произвело оно? Поэтому каждый, рассуждая об этом сам с собою и видя различие между тем, что обещал (Бог) жившим прежде благодати, и тем, что - после благодати, да прославит хотя этим беспредельное человеколюбие Божие, и да не приписывает всего только перемене времен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

«Где геенна, которая могла бы опечалить нас?» – пишет он (слова «грешников» в тексте нет, оно добавлено Осиповым). «Нас» – не всех вообще грешников без разбора, а только тех, к кому обращено слово святого, кто объединен друг с другом родом духовной деятельности. Чуть выше, в этом же слове, св. Исаак, поражаясь безмерной щедрости Господа, в священном восторге восклицает: «О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая безмерная благость, по которой Он естество наше в нас, грешных, снова возводит к воссозданию!» 45 «В нас» – то есть во всех тех, кто по-христиански, в непрерывном духовном труде над собой стремится к воссозданию своего естества. Вопрос этот, который Осипов называет «больным», на самом деле носит спекулятивный характер 48 . Люди, чуждые Христа, любят прибегать к подобным вопросам, чтобы оправдать свою безответственную и нравственно беспорядочную жизнь. «Бог не может отсылать всех в муку», – говорят они себе и продолжают спокойно жить по своим прихотям, нисколько не сверяя свою жизнь с Откровением Божиим. Зачем? Бог – Любовь, всё и всех простит и помилует. Как говорит Христос в Евангелии от Иоанна: «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин.3:19 ), потому и обставляют свою жизнь вопросами подобного рода, ограждая ими свою совесть. Им так удобнее. О таких людях Спаситель в беседе с Никодимом говорил: «Всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Ин.3:20 ). Для тех же, кто приняли Христа и получали от Него «власть быть чадами Божиими», рожденными от Бога, тут нет никаких затруднений. Из Священного Писания и из сокровенного опыта своей духовной жизни они хорошо знают, что Любовь Божия к роду человеческому проявила себя вовсе не в упразднении ада или в предоставлении каждому права решать свою загробную участь. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:9 ). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

Глава третья Ин.3:1 . Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Таков почти был и Никодим. Верил и он Иисусу и, кажется, говорил иудеям в пользу Господа, именно: что нужно судить Его по внимательном исследовании ( Ин. 7, 50–51 ). Да и после распятия при погребении он также показал много заботливости и щедрости. Однако же, он не веровал, как должно было. Ин.3:2 . Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Придерживаясь еще слабости иудейской, он приходит к Иисусу «ночью» из страха от иудеев ( Ин. 19, 38–39 ); называет Его Учителем, как простого человека, ибо такое имел понятие об Нем, почему и прибавляет, что никто не может творить таких чудес, если не будет с ним Бог. Видишь ли, он приходит к Иисусу, как к пророку и человеку, любимому от Бога. Что же Господь? Он не обличает его грозным образом, не говорит, зачем ночью приходишь к Учителю, посланному от Бога, почему не имеешь смелости? Ничего такого не говорит, но милостиво разговаривает с ним о предметах божественных и высоких. Примечай также, что хотя Христос творил много чудес, но настоящий евангелист не повествует ни об одном из них или потому, что об них сказано другими евангелистами, или потому, что они выше подробного повествования. Ин.3:3 . Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Кажется, слова Господа к Никодиму не имеют ничего общего со словами к Нему Никодима. Но для внимательного откроется много общего. Так как Никодим имел понятие о Христе уничиженное, именно: что Он Учитель и что с Ним Бог, то Господь говорит ему: тебе естественно иметь такое понятие обо Мне. Ибо ты еще не родился «свыше», то есть от Бога, рождением духовным, но еще плотян, и познание, какое ты имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. А Я говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне Царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростью Божиею, так и Царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня – Царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Господь приглашает нас к участию в Своем небесном пире. Эта зеленая трава среди пустыни, где Господь угощает всех, и есть те пажити, на которые, согласно Псалму, Сам Бог-Пастырь ведет Свой народ, та трапеза, которую Он приготовил для нас в виду врагов наших (Пс. 22, 2, 5). «И сели рядами по сто и по пятидесяти» — и эти подробности неслучайны. Они означают организацию народа Божия в будущей Церкви. И пять тысяч, которые насытились, уже не просто толпа, а собранный воедино вокруг Христа новый народ. Евангелие показывает, что значит изобилие плодов земных, о котором молится Церковь. В Своей безграничной щедрости Бог дает жизнь с избытком. Двенадцать полных коробов с остатками пищи — по числу двенадцати колен Израиля и по числу апостолов. Это значит, что совершилось не просто чудо, а сверхчудо. Теперь и другие народы могут насыщаться от Господней трапезы. Дар Божий не знает пределов ни на земле, ни в вечности. Пятница Мк, 26 зач., 6, 45—53 Тогда понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. Сегодняшнее Евангелие — о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури. Море в Священном Писании — иногда дорога к другим, в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти — от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод, неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21, 1).

http://moral.ru/седмица-15-я-по-пятидеся...

Если он подает ее со всей любовью, усердием и щедростью, то это проявление совершенной Божьей воли. Напротив, если кто-нибудь оказывает милость ради человекоугодничества, с расчетливостью и ропотом, тогда его деяние не угодно и не совершенно перед Богом. Поэтому апостол Павел велит христианам творить волю Господа благую, угодную и совершенную, «чтобы вам познавать, что воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Так же Василий Великий (Правила, кратко изложенные. 286) и святой Феофилакт говорят: «Сначала смотри, чтобы воля Божия была благая, когда же познаешь это, смотри, чтобы она была и угодная, ибо многие добрые дела не угодны есть, так как не в то время или не перед тем лицом (совершаются)... Когда же (убедишься), что она благая и угодная, позаботься, чтобы она была совершенной и непорочной. Тогда она совершается так, как требуется, и без изъяна». Заповеди – это свет Седьмая и последняя. Всем вам, христиане, полезно соблюдать все заповеди Господа с любовью и усердием. Поскольку Божьи заповеди – истина и свет, то они просвещают ум лучами божественного знания: Все «заповеди Твои – истина» ( Пс. 118, 86 ). Так как они благи и спасительны, то сердце увлекают к любви и устремляют к исполнению их. «Закон уст Твоих для меня лучше», замечает Давид ( Пс. 118 ). Каждый (человек) естественно любит свет и благо, ибо, как сказал Екклезиаст, «сладок свет и приятно для глаз видеть солнце» ( Еккл.11: 7 ). По мнению Аристотеля, «благо есть то, к чему все стремится» (Никомахова этика. Гл. 1). Подобным образом человек должен любить и заповеди Христовы, которые несут свет и благо. А то, что заповеди есть свет, свидетельствует Священное Писание. Соломон в притчах говорит: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет» ( Притч.6:23 ). По словам Давида, «заповедь Господа светла, просвещает очи» ( Пс.18:9 ), «светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим» ( Пс. 118:105 ), «откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» ( Пс. 118:130 ). Пророк Исаия добавляет: «Ибо свет – повеления Твои на зелте» ( Ис. 26:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Нравственный рост и совершенствование человека через развитие веры и добрых дел, должен выражаться ни в чем ином, как в восстановлении внутренней гармонии, в подавлении похотствования плоти и ослабление закона греха 488 . Каждая победа над пороком есть как бы шаг к победе над законом греха, есть уже ослабление его силы, а всякое ослабление силы закона греха ведет к восстановлению прежнего господства закона ума, ведет к богоподобию. Ослабление же и избавление от закона греха и смерти и дает нам благодать Божия, как говорит Апостол: «несчастный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» и сейчас присовокупляет: «благодать Божия через Иисуса Христа Господа нашего избавит» ( Римл. 7, 25 ); или в другом месте: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Римл. 8, 1–2 ), т. е. благодать Христова всех святых своих от этого закона греха и смерти освобождает 489 ». Те терния и волчцы, которые закон греха произвел в земле нашего сердца, закон благодати исторгает 490 . И вот почему ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность 491 " и наша годность (idoneitas nostra) зависит от Бога, а не от наших стараний 492 «. «В прочем, замечает преп. Кассиан, через это не упраздняется собственное попечение, забота и труд человека, как будто они напрасно употребляемы, а только показывается, что «в каждое мгновение и день» им необходимы божественное содействие и благодать 493 «. Напротив, они обнаруживают собственное желание человека ко спасению, его готовность к нему и через это привлекают к себе благодать Божию, которая и дается человеку вследствие его желания и труда 494 . Однако не нужно думать, что собственные усилия человека являются какой-нибудь заслугой перед Богом, так что и благодать дается как бы не даром, а по долгу заслуженного воздаяния; благодать тогда была бы уже не благодатью. Собственные усилия человека, его усилия, только привлекают милосердие Божие, дают повод, «благодать же всегда дается даром», потому что дары благодати не соизмеримы с заслугами человека и за малые наши усилия воздается с неоценимой щедростью 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Отче наш. Когда произносишь эти слова, то знай, чувствуй и помни всегда, что Бог наш – наш Отец, все мы Его дети во Христе, а между собою братия и что все мы по-братски, любовно жить должны между собою. Когда говоришь Господу, что Он на небесах, тогда должен ты вспомнить, что и наше житие будет на небесах, у Отца Небесного. В доме Отца Моего обителей много, – говорит Спаситель. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам [ Ин. 14, 2 ]. А потому ни к чему земному не прилепляйся, зная, что рано или поздно должен будешь навеки оставить его, что все земные стихии, как и стихии твоего тела, разорятся и уничтожатся. Когда говоришь: да святится имя Твое, тогда ты должен иметь в душе сильное желание святить, прославлять имя Отца Небесного всеми своими мыслями, желаниями, словами и делами, – словом, стараться быть святым во всей жизни; по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках, говорит Апостол [ 1Пет. 1, 15 ]; когда говоришь: да приидет Царствие Твое, тогда ты должен всем сердцем желать истребить из своего сердца царствующий в тебе грех , или различные страсти, например маловерие и холодность к Богу и к Церкви, непослушание и упрямство, грубость, злость, дерзость, леность, рассеянность, чревоугодие, зависть, скупость, сребролюбие, блуд, воровство, ложь, божбу, обман и прочие, – и насадить в себе всякую добродетель: веру, кротость, смирение, послушание, простоту и доброту сердечную, любезность, усердие в труде, простоту в пище и одежде, щедрость, беспристрастие к благам земным и пр. Когда говоришь: да будет воля Твоя, тогда должен ты всем сердцем желать отсечь свою греховную волю, свое самолюбие и исполнять во всем волю Божию, хотя бы она была и очень противна для нашей растленной греховной воли и для нашего самолюбивого, страстного сердца. Например, воля Божия хочет, чтоб мы повиновались начальству, родителям и наставникам, если воля их не противна закону Божию, чтоб мы любили врагов своих, – хотя противна нашему сердцу эта воля Божия, но непременно надо исполнять ее, даже неотложно любить врагов своих, обидчиков своих; если же будем мстительны, ненавистливы, то не сподобимся и Царствия Небесного, по слову Господа: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное [ Мф. 5, 20 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13:1–7). 4. Никто из вас, возлюбленные, не показал такой любви к Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме его, не осмелился произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: « восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых » (Кол. 1:24); и еще: « я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти » (Римл. 9:3); и еще: « кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал » (2 Кор. 11:29)? И, однако, имея такую любовь к Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы все почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что? « Проходя », говорит он, « и, осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего–то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам » (Деян. 17:23). О, дивное дело! О, отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов — идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя. Если Господь, предвидящий расположение каждого и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их общих благ, желая, чтобы все подражали Ему; то как ты делаешь противное, ты, который приходишь в церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он « трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит » (Ис. 42:3)? Что это значит? Послушай: Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись заблуждению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

140 . Без сомнения, действия Отца – это и действия Духа, однако Он совершает их, повинуясь не внешнему приказу, как слышит и повинуется творение, но по собственной воле, ибо Дух свободен в Своем выборе, а не раб чужой власти. Он действует не как следующий приказу, а как даритель, устанавливающий степень собственной щедрости. 141 . Посмотрю, согласишься ли ты, что Дух совершает все, что совершает Отец, ведь отрицать, что Отец совершает все совершаемое Духом, ты уже не можешь: тогда Отец не совершал бы в собственном смысле «все», если бы не совершал того, что совершает Дух. Если совершаемое Духом совершает и Отец и если Дух разделяет Свои дары по собственному желанию, ты, если не согласен, должен признать, что Дух, разделяя по собственному желанию, разделяет против воли Бога Отца, или же, признав, что Отец желает именно то, чего желает Святой Дух, должен будешь согласиться, пусть и против воли, пусть не сердцем, но хотя бы языком, что существует единство воли и единство божественного действия. 142 . Если у Святого Духа одна воля и одно действие с Богом Отцом, то Они единой природы, ибо Творец познается в Своих творениях 91 . Апостол говорит: Дух один и тот же... Господь один и тот же... Бог один и тот же ( 1Кор. 12:4, 5, 6 ). Говоришь ли ты «Дух», или «Господь», или «Бог», все суть одно, но не в смысле отождествления Отца с Сыном и с Духом, а в смысле что у Отца, Сына и Духа одна и та же власть. Бог един по Своей природе и по Своей силе, потому что в божественной природе нет ни смешения, как того жаждет Савеллий, ни разделения, вожделенного Арием, ни телесной изменчивости тварного. 13 143 . Послушай, святой император, еще одну важную вещь! Она тебе уже известна, но настолько важна в завершении нашего доказательства, что не оставь ее без внимания. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках ( Евр. 1:1 ), и: Премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов ( Лк. 11:49 ), и: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество ( 1Кор. 12:8–10 ). Согласно апостолу, пророчества совершаются не только Отцом и Сыном, но и Святым Духом, а потому един дар и едина благодать. Ты видишь, что Дух творит пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

29 . Итак, все вообще, кто хотят найти для себя извинение в своих постыдных и нечестивых [поступках], потому вполне справедливо наказываются, что освобождаемые освобождаются не иначе как благодатью. Ведь если бы извинение здесь было справедливо, то избавляла бы от [всего] этого уже не благодать, а праведность. Но поскольку избавляет только лишь благодать, то ничего праведного не находит она в том, кого избавляет: ни воли, ни действия, ни даже самого извинения, – ведь если бы справедливо было это извинение, то пользующийся им избавлялся бы по заслуге, а не по благодати. Ведь мы знаем, что по благодати Христовой избавляются также и некоторые из говорящих: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? 102 Если это извинение справедливо, то [подобные люди] избавляются уже не по безвозмездной благодати, но ради справедливости этого извинения. Если же они избавляются по благодати, то ясно, что это извинение несправедливо. Ведь тогда благодать, по которой избавляется человек, – истинная благодать, когда она не воздается по справедливости, как нечто должное. Потому с теми, кто говорят: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? – происходит как раз то, о чем читаем мы в книге [Притчей] Соломоновых: Неразумие человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем 103 . К чему приводит злая воля, к чему – Божия благодать 30 . И потому, хотя Бог , желая показать гнев и явить могущество Свое, благодаря которому Он хорошо пользуется даже злыми, сотворил сосуды гнева для погибели, [сотворил также и для того], чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия 104 , которые Он создал для славы (не причитающейся подлежащей осуждению смеси [как нечто должное], но даруемой по щедрости Его благодати), – однако в тех же сосудах гнева, из-за вины [всей] смеси заслуженно сотворенных для поругания, то есть в людях, созданных ради благ природы, но предназначенных к наказанию по причине пороков, Он лишь осуждает, а не создает то беззаконие, которое по всей справедливости отвергает Истина 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010