Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск над болотниковцами на Восме. 9-10 июня 1607 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 74. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 256-259 Февральская попытка царя и патриарха с помощью вызванного из ссылки экс-патриарха Иова призвать народ к раскаянию за нарушение крестного целования государям и таким образом приостановить процесс перемены самодержцев не возымела успеха. Теперь Гермоген требовал от Василия Шуйского решительно подавить охвативший значительную часть страны «мятеж» вооруженной рукой. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, к которой отступили главные силы повстанцев во главе с И. И. Болотниковым. Но боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и выжидал, не поспешая к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх Гермоген смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в ратный поход. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным Не прошло и нескольких дней, как Гермоген получил сильный аргумент в пользу активизации карательных мер: видя нерешительность Василия Шуйского, повстанцы Болотникова и князя А. А. Телятевского перешли в наступление, но потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме, не доходя до Каширы (5—7 июня). Патриарх Гермоген немедленно оповестил об этом страну публикуемой ниже богомольной грамотой. Не мир, но меч нес московский первосвященник своей «соблазнившейся» пастве. Он еще упоминал о желании, чтобы противники в гражданской войне «обратились к познанию», но когда после взятия Тулы 10 октября 1607 г. Василий Шуйский прекратил военные действия и распустил уставшие войска, Гермоген резко осудил его за преждевременное «успокоение , говорил, что царя «уласкаху» «советницы . В речи к Василию Шуйскому патриарх требовал немедленно выступить против набиравшего силы нового врага — Лжедмитрия .

http://sedmitza.ru/lib/text/443562/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Сщмч. Павел Светозаров, мученики Николай Малков, Авксений Калашников, Сергий Мефодиев. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Павел Светозаров, мученики Николай Малков, Авксений Калашников, Сергий Мефодиев. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Евфимиевич Малков (2.03.1901, дер. Конопляново Шуйского у. Владимирской губ.- 15.03. 1922, г. Шуя Иваново-Вознесенской губ.), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Впосл. семья Малковых переехала в Шую, где Н. работал счетоводом в конторе одного из овчинно-шубных заводов. 13 марта 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , представители властей пришли переписывать церковное имущество в шуйский Воскресенский собор, но из-за большого количества прихожан в храме опись была перенесена на 15 марта. В тот же день вечером экстренно собрался президиум Шуйского уездного исполкома и постановил: «…восстановить чрезвычайные меры, связанные с военным положением, на котором губерния объявляется постановлением ВЦИКа от 12 мая 1920 г.». 15 марта с утра на соборной площади стал собираться народ, в основном женщины и дети. Милиционеры и конные красноармейцы пытались разогнать людей нагайками, но они не расходились, защищая собор. Вскоре подъехали автомобили с пулеметами, был открыт огонь сначала поверх голов, а потом и по толпе. Первым был убит Н. Он погиб в день своего 21-летия. Проходя по площади у Воскресенского собора, Н. остановился неподалеку от дома настоятеля прот. сщмч. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» Тут же пуля попала ему в висок. Второй была убита девица мц. Анастасия , а затем мученики Авксентий Калашников и Сергий Мефодиев . По списку убитых и раненых, составленному тогда шуйскими властями, среди верующих 4 чел. были убиты, многие ранены, 2 красноармейца получили сильные ушибы. Н. был похоронен на Троицком кладбище Шуи. Впосл. по обвинению «в организации массового контрреволюционного выступления 15 марта 1922 г. при изъятии церковных ценностей» по приговору Верховного Ревтрибунала ВЦИК были расстреляны 10 мая (27 апр. ст. ст.) 1922 г. прот. Павел Светозаров, сщмч. Иоанн Рождественский и мирянин мч. Петр Языков (см. Шуйский процесс ).

http://pravenc.ru/text/2565886.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Иванович Языков (1881, г. Шуя Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) - 10.05.1922, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново)), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мирянин. С детства ходил в храм и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика, работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. В марте 1922 г. в Шуе начала действовать уездная Шуйская комиссия по изъятию церковных ценностей в рамках кампании по изъятию церковных ценностей (см. в ст. Шуйский процесс ). 13 марта, когда комиссия должна была прийти в собор для проведения описи, П. шел на фабрику и проходил неподалеку от Воскресенского собора. Увидев, что у входа в собор собирается народ, и узнав, что придут представители советской власти и будут переписывать церковное имущество, он вошел в храм. Когда члены комиссии проходили мимо него, П. увидел, что председатель комиссии А. Н. Вицин пьян, и сказал стоящим рядом: «Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием входить в алтарь нельзя». Комиссия, встретив сопротивление верующих, удалилась. П. был арестован в марте того же года в ходе массовых арестов по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Проходил по делу вместе со священномучениками прот. Павлом Светозаровым, священниками Иоанном Рождественским , Иоанном Лавровым и Александром Смельчаковым, со старостой Воскресенского собора Александром Парамоновым и с 19 др. мирянами. После окончания следствия к суду было привлечено 19 чел., в т. ч. П. На состоявшемся в Иваново-Вознесенске процессе П. виновным себя не признал и подтвердил свою позицию - что изъятию подлежат только излишки. Постановлением Выездной сессии Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 25 апр. 1922 г. П. вместе с прот. Павлом Светозаровым и со свящ. Иоанном Рождественским приговорен к расстрелу. Они расстреляны и погребены, по одним данным, в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей.

http://pravenc.ru/text/2580280.html

Настоятельнице женского монастыря Иваново-Вознесенской епархии присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» 13 июня 2008 г. 10:16 За заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря, директору общеобразовательного учреждения Дуниловская православная женская гимназия-пансион в честь святой великой княгини Российской Ольги игумении Ольге (Соколовой) указом Президента России присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Игуменья Ольга работает в сфере образования 16 лет. Она является основательницей и директором Дуниловской православной женской гимназии-пансиона. В гимназии-пансионе представлены все три ступени общего образования: начальное, основное и полное (среднее). Гимназия имеет лицензию и государственную аккредитацию, выпускницы получают аттестаты государственного образца. Гимназия существует при Свято-Успенском женском монастыре. Практически все учебные предметы ведутся сестрами обители, имеющими педагогическое образование. Несколько выпускниц гимназии закончили Шуйский государственный педагогический университет и вернулись в родную школу в качестве преподавателей. В настоящее время в гимназии-пансионе обучаются, воспитываются и живут 30 девочек. Большинство из них по разным причинам лишены родительского попечения. Девочки находятся на полном обеспечении гимназии-пансиона. Под руководством игумении Ольги учебный процесс в гимназии приобрел духовно-гуманитарную направленность. Начали углубленно изучаться дисциплины «Филология», «Обществознание», «Искусство». В 2007 году под личным руководством игумении Ольги завершено строительство нового двухэтажного учебного корпуса гимназии-пансиона. Учебные классы в корпусе оснащены самым современным оборудованием и техническими средствами обучения, в том числе широкоформатными интерактивными компьютерными досками, аудио- и видеомагнитофонами. Перед началом учебного года новое здание гимназии было освящено епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом в присутствии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и губернатора Ивановской области М.А. Меня. Сайт Иваново-Вознесенской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/421090.htm...

Вместе с П. по следственному делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей проходили шуйские священники сщмч. Иоанн Рождественский , Иоанн Лавров, Александр Смельчаков (священники Лавров и Смельчаков были впоследствии освобождены, когда полностью признали за советской властью правоту изъятия церковных ценностей и заявили, что церковные каноны, оценивающие такие изъятия как святотатство, им неизвестны), староста Воскресенского собора Александр Парамонов и еще 20 мирян, в т. ч. мч. Петр Языков . После окончания следствия к суду были привлечены 19 чел. Подсудимые были доставлены в губ. центр - г. Иваново-Вознесенск, где состоялся Шуйский процесс . Судебные заседания выездной сессии Верховного ревтрибунала ВЦИК в составе зам. председателя Верховного ревтрибунала А. В. Галкина, члена Верховного ревтрибунала Н. М. Немцова, председателя Иваново-Вознесенского губ. ревтрибунала С. Ф. Павлова и обвинителя И. А. Смирнова проходили в здании местного театра с 21 по 25 апр. 1922 г. Во время судебного процесса П. отказался признать себя виновным, сказав, что не препятствовал изъятию. Суд настойчиво пытался узнать, получал ли П. инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательными распоряжения патриарха. В ответ П. заявил: «Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал. Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения. Мне было ясно, что ценности отдавать нужно, но я не мог их передавать своими руками. Могут брать - мы препятствовать не будем, но отдавать их своими руками мы не должны». Согласно оглашённому 25 апр. 1922 г. в 18 ч. 15 мин. приговору, П. вместе со свящ. Иоанном Рождественским и с мирянином Петром Языковым был приговорен к расстрелу. Немедленно шуйскими верующими было послано ходатайство во ВЦИК о помиловании осужденных. Рассмотрев дело, Президиум ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу по Шуйскому делу. Председатель ВЦИК М. И. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро.

http://pravenc.ru/text/2581859.html

Когда мы говорим «лицо», то мы имеем в виду не обязательно лицо человека, это может быть лицо природы, может быть лицо общества, лицо нации. И вот об этом лице нации мы сегодня поговорим. Русское искусство, вообще русская культура — очень молодое явление. По сути дела, светское изобразительное искусство начало складываться где-то с конца XVII века, до XVII века  никакого светского искусства не было. Можете себе представить? Уже были в мире Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брейгель, Рембрандт, эти величайшие гении Европы, а  у нас не было ничего. Была икона, которой мы очень гордимся, и справедливо гордимся, такая икона, какой не было ни у кого. Но расцвет этой иконы пришелся на XIV–XV века, после этого икона начала тускнеть, свет начал уходить из нее. К XVII веку икона практически превратилась уже в такую довольно мертвую картинку, хотя, конечно, все равно оставалась молитвенным образом. Но это уже было не то. И поэтому совершенно естественным было желание Петра, которого многие ругают, что он лишил Русь ее самобытности, «прорубить окно» в Европу. Страна не может жить в изоляции, она должна включаться в общий процесс развития. На самом деле, этот процесс начался задолго до Петра. Появилась так называемая парсуна — попытка написать светский портрет, но иконописным языком, на доске, с ковчегом, с левкасом, по всем иконописным правилам. Вот это «Князь Скопин-Шуйский», вот такая парсуна. Но, конечно, это еще очень и очень наивно. А вот когда мы смотрим, например, на «Владимирскую Божию Матерь», то мы видим, что это чудо просто, что это — лик, изумительной красоты икона, византийская, прекрасная, суровая такая, скорбная. Это был еще XII век. А вот античное лицо. Античность создала такой типовой образ, вы, наверное, видели в музеях, что все античные статуи имеют примерно одинаковые черты. Античные скульпторы умудрялись при этом  вносить некоторое разнообразие. Был вот такой эталон красоты, но этот эталон мог немного  меняться. Чуть-чуть более пухлые губы, чуть-чуть выше уголки губ, больше улыбки — и лицо становилось другим. Но, в общем, это типовой образ, античных скульпторов не интересовала индивидуальность.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-v-poiska...

Ведь все задачи российской политической элиты в принципе сводились к тому, чтобы Шуйский стал царем. Вот больше ничего не надо! Василий Иванович Шуйский как лидер – это консенсус представителей боярских группировок. По их советам он и должен был править. Что такое Шуйский? Шуйский – это в какой-то степени Ельцин. Поздний Ельцин. В этих сравнениях всегда есть некоторая доля натяжки, но они здесь настолько яркие, что даже при всей рискованности в них есть смысл. Так вот, оказывается, что никому в стране, кроме элиты, такой царь был не нужен. Ни для кого легитимен он не был и быть не мог. Политический процесс неизбежно оборачивался социальными волнениями. И в такой момент, разочаровавшись в возможности получить внутреннего гаранта, наша элита ищет внешнего гаранта среди прямых врагов, конкурентов и соперников России, чтобы они спасли их от народного гнева. Это ситуация 1611-го, 1917-го, 1990-х годов. – Выходит, празднуем мы победу не над поляками, а над смутой, то есть над собой? – Да, есть такой миф, что нас якобы призывают праздновать какую-то победу над поляками. Хочу заметить, что поляки тут вообще пассивная сторона. Дата связана с тем, что 3 ноября в пересчете на новый стиль был взят Китай-город, и 4-го поляки ушли из Москвы. Причем то, что они сами ушли, без боя, это еще более показательно. Случился моральный, психологический перелом. Вот не было уже, кажется, нашей страны. И вдруг поляки, представители сильнейшего тогда восточноевропейского государства, осознали, что Россия есть. Что слухи о смерти России оказались сильно преувеличены. И Кремль пришлось очистить. Что произошло? После того как иссякли все политические силы, вдруг совершенно неожиданно возродились силы моральные и религиозные, которые пришли на выручку. Процитирую Ключевского: " Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество " . Ополчение Минина – это была прямая воля народа. Именно поэтому, как в свое время города сдавали без боя, также ополчение победило еще до того, как оно сделало первый выстрел. Победило уже тем, что оно состоялось. Безусловно, тут присутствовало чудо. В этот день чествуют Казанскую икону Богородицы, которая была передана ополчению. И, конечно, без Православной церкви никакого ополчения не могло бы состояться. Именно Церковь оказалась единственным общерусским институтом. Собственно, как и сейчас.

http://religare.ru/2_34394.html

Для Ленина было характерно отношение к Церкви как к реакционному институту, отсюда и его спонтанная реакция на события 1922 года в Шуе (обратим внимание на хронологическую сопряженность «шуйского» письма с канонической для советского атеизма статьей «О значении воинствующего материализма»). Почти одновременно с письмом, о котором речь шла выше, он пишет 12 марта 1922 года этот важный для него текст (опубликован тогда же, в марте 1922 года, в 3 журнала «Под знаменем марксизма»), где среди прочего пропагандировалась желательность навязывания народу материалистического взгляда на мир административными мерами «в смысле неуклонного разоблачения и преследования всех современных " дипломированных лакеев поповщины " » 7 . Очевидно, что у центральных властей существовало преувеличенное представление о «контрреволюционной» религиозности и «черносотенстве» шуйского социума. Оно было связано не столько с протестными событиями марта 1922 года, сколько с письмом Ленина по этому поводу и показательным «расстрельным» политическим процессом, последовавшим за ним. Навязчивый характер имели ленинские требования дать «детальную директиву судебным властям тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников... был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи». В значительной мере мнение власти определялось поверхностными представлениями о существовании в опальном городе в 1905–1917 годах «виртуальной» партии «Шуйский союз русских православных людей» М. К. Петрова, многотысячный состав которой существовал только на бумаге. Кстати, одним из главных противников этой партии был фигурант Шуйского дела настоятель Воскресенского собора П. Светозаров, которого расстреляли как «черносотенца» 8 . Колокольный набат и расстрел несогласных В соответствии с указаниями Москвы Шуйский уездный исполнительный комитет (УИК) 3 марта 1922 года создал комиссию по изъятию церковных ценностей: руководитель — зам. председателя УИК А. Н. Вицин, члены — уполномоченный политуправления И. П. Волков (его имя и сегодня носит одна из улиц Шуи) и заведующий уездным финансовым отделом А. И. Коняев. Власти интересовали в первую очередь богатые храмы, поэтому работу предполагалось начать с проверки описей церковного имущества. Шестого марта духовенство Воскресенского собора недоб­рожелательно встретило комиссию.

http://e-vestnik.ru/history/shuyskoe_del...

Для Ленина было характерно отношение к Церкви как к реакционному институту, отсюда и его спонтанная реакция на события 1922 года в Шуе (обратим внимание на хронологическую сопряженность «шуйского» письма с канонической для советского атеизма статьей «О значении воинствующего материализма»). Почти одновременно с письмом, о котором речь шла выше, он пишет 12 марта 1922 года этот важный для него текст (опубликован тогда же, в марте 1922 года, в 3 журнала «Под знаменем марксизма»), где среди прочего пропагандировалась желательность навязывания народу материалистического взгляда на мир административными мерами «в смысле неуклонного разоблачения и преследования всех современных " дипломированных лакеев поповщины " Очевидно, что у центральных властей существовало преувеличенное представление о «контрреволюционной» религиозности и «черносотенстве» шуйского социума. Оно было связано не столько с протестными событиями марта 1922 года, сколько с письмом Ленина по этому поводу и показательным «расстрельным» политическим процессом, последовавшим за ним. Навязчивый характер имели ленинские требования дать «детальную директиву судебным властям тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников... был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи». В значительной мере мнение власти определялось поверхностными представлениями о существовании в опальном городе в 1905-1917 годах «виртуальной» партии «Шуйский союз русских православных людей» М.К. Петрова, многотысячный состав которой существовал только на бумаге. Кстати, одним из главных противников этой партии был фигурант Шуйского дела настоятель Воскресенского собора П. Светозаров, которого расстреляли как Колокольный набат и расстрел несогласных В соответствии с указаниями Москвы Шуйский уездный исполнительный комитет (УИК) 3 марта 1922 года создал комиссию по изъятию церковных ценностей: руководитель — зам. председателя УИК А.Н. Вицин, члены — уполномоченный политуправления И.П. Волков (его имя и сегодня носит одна из улиц Шуи) и заведующий уездным финансовым отделом А.И. Коняев. Власти интересовали в первую очередь богатые храмы, поэтому работу предполагалось начать с проверки описей церковного имущества. 6 марта духовенство Воскресенского собора недоброжелательно встретило комиссию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5924653...

9 апр. сотрудник Московского губернского отдела ГПУ М. М. Шмелёв составил список из 54 чел. (19 священнослужителей и 35 мирян), к-рые должны были проходить по 1-му этапу процесса. Уже 12 апр. им был предъявлен обвинительный акт, после чего следственное дело было передано в Московский губернский революционный трибунал. Следствие интересовали прежде всего факты распространения воззвания патриарха Тихона среди благочинных Московской епархии, организации приходских собраний и составления протестов, направляемых во ВЦИК, а также сопротивления работе комиссий по изъятию церковных ценностей. Спешка при подготовке процесса привела к тому, что количество обвиняемых менялось. В преамбуле приговора Московского трибунала был отмечен 51 чел., а приговор был вынесен в отношении 50 чел. Тем не менее по первоначальному числу обвиняемых 1-й Московский процесс в периодической печати обычно называли «Процессом 54-х». Во время следствия обвиняемые находились в различных тюрьмах Москвы. В трибунал поступали многочисленные ходатайства об освобождении арестованных, тем более что мн. московские приходы оказались без священников накануне Пасхи (16 апр. 1922). Однако единственным освобожденным стал проф. Е. Н. Ефимов, выпущенный из тюрьмы 19 апр. под поручительство ректора и членов правления Института народного хозяйства. 21-25 апр. 1922 г. в Иваново-Вознесенске прошли судебные заседания Выездной сессии Верховного революционного трибунала ВЦИК по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в Шуе (см. Шуйский процесс 1922 г. ). По итогам процесса были приговорены к различным срокам заключения 16 чел., а священномученики прот. Павел Светозаров , свящ. Иоанн Рождественский и мч. Петр Языков приговорены к расстрелу и казнены. Состоявшийся первым Шуйский «церковный» процесс должен был стать образцом для последующих подобных показательных процессов по всей стране. 25 апр. 1922 г. был издан специальный циркуляр Верховного трибунала за подписью Н. В. Крыленко о порядке ведения дел в отношении «церковников», переданный губернским революционным трибуналам.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010