Однако Ленину и сторонникам физического уничтожения Церкви нужен был крупный инцидент, для того чтобы спровоцировать дальнейшие кровавые эксцессы и в конечном итоге обезглавить Церковь. Таким инцидентом послужило происшедшее столкновение членов комиссии по изъятию ценностей и верующими собора г. Шуи Иваново – Вознесенской губернии. Первое кровопролитие в Шуе было закономерно неотвратимым как и столкновения, и жертвы на других местах. События развивались следующим образом: 13 марта в шуйский соборный храм после богослужения прибыла соборная комиссия и потребовала сдать для помощи голодающим все украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Но толпа верующих не пропустила их в храм и комиссия вернулась откуда приехала. Однако в среду она вернулась с отрядом конной милиции. Когда и это не помогло городские власти вызвали роту 146 пехотного полка и два автомобиля с пулемётами. В результате инцидента погибло 5 человек и тяжело ранено около 15. К вечеру в городе был наведён порядок. Для Ленина это была счастливая находка. Не откладывая дела в долгий ящик, на другой день после получения подробной телеграммы с описанием событий он диктует своё знаменитое секретное письмо. В нём в частности говорилось: «… Черносотенное духовенство во главе со своим вождём совершенно обдуманно проводит план дать нам решительное сражение именно в данный момент. … Именно теперь мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей.., чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. … Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течении нескольких десятилетий. …Политбюро даёт детальную директиву судебным властям, устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом большого числа влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности и Москвы и нескольких других духовных центров.

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

Настоятельнице женского монастыря Иваново-Вознесенской епархии присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» 13 июня 2008 г. 10:16 За заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря, директору общеобразовательного учреждения Дуниловская православная женская гимназия-пансион в честь святой великой княгини Российской Ольги игумении Ольге (Соколовой) указом Президента России присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Игуменья Ольга работает в сфере образования 16 лет. Она является основательницей и директором Дуниловской православной женской гимназии-пансиона. В гимназии-пансионе представлены все три ступени общего образования: начальное, основное и полное (среднее). Гимназия имеет лицензию и государственную аккредитацию, выпускницы получают аттестаты государственного образца. Гимназия существует при Свято-Успенском женском монастыре. Практически все учебные предметы ведутся сестрами обители, имеющими педагогическое образование. Несколько выпускниц гимназии закончили Шуйский государственный педагогический университет и вернулись в родную школу в качестве преподавателей. В настоящее время в гимназии-пансионе обучаются, воспитываются и живут 30 девочек. Большинство из них по разным причинам лишены родительского попечения. Девочки находятся на полном обеспечении гимназии-пансиона. Под руководством игумении Ольги учебный процесс в гимназии приобрел духовно-гуманитарную направленность. Начали углубленно изучаться дисциплины «Филология», «Обществознание», «Искусство». В 2007 году под личным руководством игумении Ольги завершено строительство нового двухэтажного учебного корпуса гимназии-пансиона. Учебные классы в корпусе оснащены самым современным оборудованием и техническими средствами обучения, в том числе широкоформатными интерактивными компьютерными досками, аудио- и видеомагнитофонами. Перед началом учебного года новое здание гимназии было освящено епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом в присутствии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и губернатора Ивановской области М.А. Меня. Сайт Иваново-Вознесенской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/421090.htm...

д. Через неск. дней В. благословил открытие при лавре «питательного пункта для голодающих на средства богомольцев Св. Духовской и Крестовой церквей и при участии представителей тех и других» (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 4). Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Соглашение, заключенное 6 марта, не было реализовано. К вечеру 7 марта стало известно, что изъятие церковных ценностей происходит из закрытых домовых церквей на основании декрета, без ограничений. В газетах началась разнузданная кампания против «князей церкви». 12 марта В. послал в Смольный заявление, в к-ром выражалось сомнение в том, что все пожертвованные святыни будут употреблены на помощь голодающим, говорилось о крайности этой меры и обязательности благословения Патриарха на нее, о необходимости относительной самостоятельности Церкви в данном вопросе. Завершалось послание предупреждением: «Если бы слово мое о предоставлении Церкви права самостоятельной помощи голодающим на изъясненных в сем основаниях услышано не было и представители власти, в нарушение канонов Святой Церкви, приступили бы без согласия ее архипастыря к изъятию ее ценностей, то я вынужден буду обратиться к верующему народу с указанием, что таковой акт мною осуждается как кощунственно-святотатственный, за участие в котором миряне по канонам Церкви подлежат отлучению от Церкви, а священнослужители - извержению из сана» (цит. по: Коняев. С. 52). 13 марта В. подписал документ, в к-ром содержалось руководство для духовенства, как поступать при «посещении действующих и закрытых храмов разными лицами для проверки храмовых описей и даже изъятия священных предметов» (цит. по: Коняев. С. 52). 14 марта Большой президиум губисполкома постановил «обязать комиссию по изъятию церковных ценностей не позже, чем в недельный срок, приступить к изъятию». Ответственным был назначен бывш. председатель петроградской ЧК И. Бакаев. Положение обострилось инцидентом 15 марта у Казанского собора, где с ведома В. при большом стечении народа были оглашены известия о шуйской трагедии (см. Шуйский процесс 1922 г. ) и послание Патриарха с предостережением от повторения подобного. На следующий день на Сенной пл. произошло столкновение членов комиссии по изъятию церковных ценностей с верующими. На заседании Петроградского совета 20 марта говорилось, что Церковь хочет использовать свою организацию «для антисоветских целей», а В. «встал на путь борьбы против правительственного декрета».

http://pravenc.ru/text/150263.html

Вместе с П. по следственному делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей проходили шуйские священники сщмч. Иоанн Рождественский , Иоанн Лавров, Александр Смельчаков (священники Лавров и Смельчаков были впоследствии освобождены, когда полностью признали за советской властью правоту изъятия церковных ценностей и заявили, что церковные каноны, оценивающие такие изъятия как святотатство, им неизвестны), староста Воскресенского собора Александр Парамонов и еще 20 мирян, в т. ч. мч. Петр Языков . После окончания следствия к суду были привлечены 19 чел. Подсудимые были доставлены в губ. центр - г. Иваново-Вознесенск, где состоялся Шуйский процесс . Судебные заседания выездной сессии Верховного ревтрибунала ВЦИК в составе зам. председателя Верховного ревтрибунала А. В. Галкина, члена Верховного ревтрибунала Н. М. Немцова, председателя Иваново-Вознесенского губ. ревтрибунала С. Ф. Павлова и обвинителя И. А. Смирнова проходили в здании местного театра с 21 по 25 апр. 1922 г. Во время судебного процесса П. отказался признать себя виновным, сказав, что не препятствовал изъятию. Суд настойчиво пытался узнать, получал ли П. инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательными распоряжения патриарха. В ответ П. заявил: «Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал. Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения. Мне было ясно, что ценности отдавать нужно, но я не мог их передавать своими руками. Могут брать - мы препятствовать не будем, но отдавать их своими руками мы не должны». Согласно оглашённому 25 апр. 1922 г. в 18 ч. 15 мин. приговору, П. вместе со свящ. Иоанном Рождественским и с мирянином Петром Языковым был приговорен к расстрелу. Немедленно шуйскими верующими было послано ходатайство во ВЦИК о помиловании осужденных. Рассмотрев дело, Президиум ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу по Шуйскому делу. Председатель ВЦИК М. И. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро.

http://pravenc.ru/text/2581859.html

16 августа, по специальному разрешению властей, состоялся молебен в Успенском соборе в Кремле, после которого В.Д.Красницкому было преподнесено особое звание – первого протопресвитера «Живой Церкви». 17 августа съезд закончил свою работу, а делегация съезда во главе с В.Д.Красницким была принята председателем ВЦИК М.И.Калининым. Съезд «Живой Церкви» сыграл роль поворотного пункта: всеобщая молва назвала его скандальным. Он и действительно был величайшим скандалом в истории обновленческого раскола. Все пороки раскола были выявлены в таком карикатурном виде, что ужаснулись даже самые рьяные его сторонники. Раскол в расколе стал неизбежностью. О расколе в расколе и пойдет речь в следующей главе. Раскол в расколе Вторая половина 1922 года – интереснейшее время в истории Риской Церкви. В эти несколько месяцев появляются течения, которые и сейчас, почти через полвека, определяют жизнь Русской Православной Церкви. Всякий, кто интересуется историей Русской Церкви и ее современным положением, должен с пристальным вниманием изучить события 1922 года. Это была тяжелая полоса в истории Русской Церкви. События сменяются с кинематографической быстротой – новь; фигуры появляются чуть ли не ежедневно, иногда для того, чтобы туг же отойти в истерическое небытие. Большой интерес представляют документы этого времени; никогда общественная физиономия того или другого деятеля не раскрывалась так полно и определенно, как в эти дни. Вот, например, мы раскрываем журнал «Живая Церковь » 5. На первой странице следующее воззвание: «Мы, Сергий, Митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, Архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Высшего Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Высшего Церковного Управления, считаем его единственной, канонической, законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск над болотниковцами на Восме. 9-10 июня 1607 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 74. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 256-259 Февральская попытка царя и патриарха с помощью вызванного из ссылки экс-патриарха Иова призвать народ к раскаянию за нарушение крестного целования государям и таким образом приостановить процесс перемены самодержцев не возымела успеха. Теперь Гермоген требовал от Василия Шуйского решительно подавить охвативший значительную часть страны «мятеж» вооруженной рукой. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, к которой отступили главные силы повстанцев во главе с И. И. Болотниковым. Но боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и выжидал, не поспешая к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх Гермоген смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в ратный поход. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным Не прошло и нескольких дней, как Гермоген получил сильный аргумент в пользу активизации карательных мер: видя нерешительность Василия Шуйского, повстанцы Болотникова и князя А. А. Телятевского перешли в наступление, но потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме, не доходя до Каширы (5—7 июня). Патриарх Гермоген немедленно оповестил об этом страну публикуемой ниже богомольной грамотой. Не мир, но меч нес московский первосвященник своей «соблазнившейся» пастве. Он еще упоминал о желании, чтобы противники в гражданской войне «обратились к познанию», но когда после взятия Тулы 10 октября 1607 г. Василий Шуйский прекратил военные действия и распустил уставшие войска, Гермоген резко осудил его за преждевременное «успокоение , говорил, что царя «уласкаху» «советницы . В речи к Василию Шуйскому патриарх требовал немедленно выступить против набиравшего силы нового врага — Лжедмитрия .

http://sedmitza.ru/lib/text/443562/

Н.А. Струве в комментарии к публикации письма Ленина от 19 марта 1922 г., выдавая московский процесс за шуйский, считает, что приговор был вынесен трибуналом 10 мая 1922 г. При этом осужденного к смерти В.А. Соколова публикатор называет Солоховым. – Неизданное письмо В.И. Ленина членам Политбюро//Вестник русского студенческого христианского движения. 1970. 98. С. 60. А.Э. Левитин-Краснов и В.М. Шавров на страницах своей книги пишут, что приговор был объявлен в два часа дня 7 мая 1922 г. Среди приговоренных к высшей мере наказания эти авторы вместо протоиерея В.А. Соколова упоминают В. И. Соколова , вместо иеромонаха Макария (Телегина) некую М.Н. Телегину, а вместо М.Н. Роханова – некоего М.Н. Рохманова. – Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории... С. 65; Протоиерей В. Цыпин , в отличие от Левитина-Краснова и Шаврова, в своей монографии более точно сообщает, что приговор был объявлен в два часа дня 8 мая 1922 г. Однако далее при перечислении одиннадцати осужденных на расстрел церковный историк ошибочно вместо В.А. Соколова дает фамилию все той же М.Н. Телегиной, а вместо М.Н. Роханова – М. Н. Розанова . См.: Протоиерей В. Цыпин . Русская Церковь . 1917–1925. [М.], 1996. С. 176–177. В своей ранней книге о. В. Цыпин, правильно указав фамилии десяти осужденных, тем не менее, фамилию одиннадцатого, Роханова, передал как Рахманова. – Он же. История Русской Православной Церкви. 1917–1990/Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. С. 46. Другой историк, только теперь уже светский, О.Ю. Васильева считает, что осужденный на смерть иеромонах Макарий (Телегин) был на самом деле архимандритом Анемподистом (Телегиным), а протоиерей В.А. Соколов – В. И. Соколовым . См.: Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917–1927 гг.//Вопросы истории. 1993. 8. С. 45; Она же. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 14. Авторский коллектив книги по истории Русской церкви в XX в. (М.Б. Данилушкин, Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это послание было не единоличным выступлением самого инока, но общим решением традиционалистов, рвавших со страшными миссионерами религиозного самоубийства. Оно было составлено»советом и изволением всего о Христе русского христианства«, с одобрением самого игумена Досифея, его сподвижников иеромонахов Феодосия и Пафнутия, и других вождей консервативного крыла старообрядчества, донских и кумских иноков и братии, поволжских старцев и иноков во главе со священником Игнатием, поморских старцев и иноков, и западной братии, то есть старообрядцев Стародубья и Ветки 911 . Это осуждение радикалов традиционалистами-поповцами закончило процесс размежевания обоих крыльев старообрядческого движения и привело к образованию особых поповщинских и беспоповщинских общин внутри движения. Уход игумена Досифея с Дона на Северный Кавказ и вскоре вслед за этим последовавшая смерть этого выдающегося вождя старообрядцев-консерваторов нанесли непоправимый удар юго-восточному казачьему центру поповцев. Все церкви на Дону снова перешли в руки правительственной патриаршей церкви, походная церковь Досифея теперь оказалась вне пределов России, а связь с последними сохранившими старый обряд приходами гребенских казаков на Тереке была очень трудна ввиду того, что путь из России на Терек проходил в то время не через Северный Кавказ и Дон, а через легко контролируемые правительством Астрахань и другие города Нижней Волги. Не лучше было положение и на Севере, где долго последним значительным и сравнительно свободным от контроля патриаршей и царской власти центром поповцев были скиты Керженца во главе со старшим по времени образования скитом Смольянами 912 . В 1680-х годах на Керженце было 77 старообрядческих скитов и более чем 2000 монахов и насельников. Там нередко созывались старообрядческие соборы, шли шумные споры об истолковании старых книг, пророчеств и писаний апологетов старой веры, в том числе и Аввакума, и отсюда по разным общинам рассылались священники и миссионеры 913 . В Смольянах жил и старенький " черный поп» Дионисий Шуйский 914 , имевший немало запасных даров, которыми он причащал богомольцев и снабжал для причастия другие общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Сщмч. Иоанн, мц. Анастасия и мч. Петр Языков. Фрагмент иконы «Собор Шуйских новомучеников». 10-е гг. XXI в. Иванович Языков (1881, г. Шуя Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) - 10.05.1922, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново)), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мирянин. С детства ходил в храм и пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика, работал на Шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. В марте 1922 г. в Шуе начала действовать уездная Шуйская комиссия по изъятию церковных ценностей в рамках кампании по изъятию церковных ценностей (см. в ст. Шуйский процесс ). 13 марта, когда комиссия должна была прийти в собор для проведения описи, П. шел на фабрику и проходил неподалеку от Воскресенского собора. Увидев, что у входа в собор собирается народ, и узнав, что придут представители советской власти и будут переписывать церковное имущество, он вошел в храм. Когда члены комиссии проходили мимо него, П. увидел, что председатель комиссии А. Н. Вицин пьян, и сказал стоящим рядом: «Смотрите, эти люди вошли в церковь пьяными, это оскорбление верующих. К тому же они вооружены. С оружием входить в алтарь нельзя». Комиссия, встретив сопротивление верующих, удалилась. П. был арестован в марте того же года в ходе массовых арестов по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Проходил по делу вместе со священномучениками прот. Павлом Светозаровым, священниками Иоанном Рождественским , Иоанном Лавровым и Александром Смельчаковым, со старостой Воскресенского собора Александром Парамоновым и с 19 др. мирянами. После окончания следствия к суду было привлечено 19 чел., в т. ч. П. На состоявшемся в Иваново-Вознесенске процессе П. виновным себя не признал и подтвердил свою позицию - что изъятию подлежат только излишки. Постановлением Выездной сессии Верховного ревтрибунала при ВЦИК от 25 апр. 1922 г. П. вместе с прот. Павлом Светозаровым и со свящ. Иоанном Рождественским приговорен к расстрелу. Они расстреляны и погребены, по одним данным, в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей.

http://pravenc.ru/text/2580280.html

Я ему служил верою, а он меня покинул, и теперь я здесь в твоей воле и власти. Захочешь меня убить — вот моя собственная сабля для этого готова; захочешь, напротив, помиловать по своему обещанию и крестоцелованию — я буду верно тебе служить, как служил до сих пор тому, кем я покинут». Шуйский приказал ему подняться и сказал, что он сдержит все, что обещал им и в чем поклялся. Когда все люди, кроме местных жителей, уже ушли из крепости, а Шуйский вновь занял ее со своими людьми, он отправил Болотникова и князя Петра с 52 немцами, которые были с ними в Туле, среди которых был и один из моих сыновей по имени Конрад, с приставами в Москву. Немцам разрешили уйти к своим, а князь Петр и Болотников некоторое время так охранялись, что никто не мог пройти к ним и они не могли никуда выйти. Клятву, данную этим двум людям, Шуйский сдержал так, как обычно держат клятвы такие люди, как он. Князя Петра, который, согласно надежным сведениям, вероятно, был царского роду, он приказал вздернуть на виселицу в городе Москве. Болотникова он отослал оттуда в Каргополь, приказал продержать его там некоторое время в темнице и, в конце концов, выколоть ему глаза и утопить. Как только Шуйский заметил, что Димитрий второй снова приближается, он перестал доверять вышеупомянутым 52 немцам и поэтому распорядился, чтобы их выслали из Москвы в некогда отнятую, как было сказано выше, у татар и лежащую в 800 немецких милях от Москвы пустынную Сибирскую землю, где им пришлось жить среди варварских народов и диких зверей, питаясь только рыбой и мясом без хлеба. Да укажет Господь праведный в милости своей пути и способы, чтобы освободиться им снова оттуда во имя Иисуса Христа. Аминь. Аминь. Аминь. На князе Григории Шаховском, который, как указано выше, был поджигателем и зачинщиком всей этой войны и подбил путивлян на возмущение тем, что он сказал и утверждал, что Димитрий не убит, а ушел с ним из Москвы и отправился в Польшу к жене воеводы Сандомирского, оправдалась поговорка: «Чем плут отъявленней, тем больше ему везет».

http://sedmitza.ru/lib/text/439108/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010