СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках женщины. Это, однако, не противоречило русским понятиям, по которым, по смерти отца семейства, вдова вполне заменяла мужа на время малолетства детей. Елена совершенно отдалась своему любимцу Ивану Овчине-Телепневу-Оболенскому. Он был человек крутого нрава, не останавливался ни перед какими злодеяниями. Именем Елены правил он государством; бояре должны были сносить его произвол. Совершались варварства, превосходившие все, что представляла в этом отношении прежняя московская история. Одного брата покойного государя, Юрия, по подозрению засадили в тюрьму и там уморили голодом. Другой брат, Андрей, испугавшись той же участи, убежал; ради собственного спасения он замышлял восстание, но был схвачен и задушен; жену его и сына засадили в тюрьму. Вместе с ним было казнено много бояр и детей боярских, которых обвинили в расположении к Андрею; других били кнутом. Дядя Елены, Михаил Львович Глинский, стал укорять племянницу за ее связь с Телепневым; за это его посадили в тюрьму и уморили голодом. Знатные бояре за противоречие любимцу тотчас подвергались тяжелому тюремному заключению. Но во внешних делах Телепнев поддерживал достоинство Московского государства. Открывшаяся, по истечении перемирия, война с Литвой ведена была счастливо и окончилась в 1537 году новым перемирием на пять лет, с уступкой Москве двух крепостей: Себежа и Заволочья, построенных на литовской земле. Татарские нападения были отражены. Такие успехи еще больше возвышали любимца Елены, но это возвышение ускорило его гибель. Враги отравили Елену 3 апреля 1538 года. Правлением овладели князья Шуйские. Телепнева уморили в тюрьме голодом. Сестру его Аграфену заковали и засадили в тюрьму. Вслед за ними низложили митрополита Даниила, угождавшего Елене, а на место его возвели троицкого игумена Иосафа.

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

Замечая, как Бояре служили Царю – как Шуйские и другие ставили ему и Царице скамьи под ноги – кичливые Паны дивились вслух такой низости и благодарили Бога, что живут в Республике, где Король не смеет требовать столь презрительных услуг от последнего из людей вольных... Россияне видели, слышали и не прощали. В следующее утро, на рассвете, барабаны и трубы возвестили начало свадебного праздника: сия шумная музыка не умолкала до самого полудня. Во дворце готовился пир для Россиян и Ляхов; но Лжедимитрий, желая веселиться, имел досаду: новую ссору с Королевскими Послами. Он звал их обедать, учтиво и ласково; Послы также учтиво благодарили, хотели однако ж непременно сидеть с Царем за одним столом, как Власьев на свадьбе у Короля сидел за столом Королевским. Лжедимитрий для объяснения прислал к ним Власьева; сей важный чиновник сказал Олесницкому: «Вы требуете неслыханного: у нас никому нет места за особенною Царскою трапезою; Король же угостил меня наравне с Послами Императорским и Римским: следственно не сделал ничего чрезвычайного, ибо Государь наш не менее ни Императора, ни Римского владыки – нет, великий Цесарь Димитрий более их: что у вас Папа, то у него Попы». Так изъяснялся первый делец Государственный и верный слуга расстригин, в душе своей не благоприятствуя Ляхам и желая, может быть, сею непристойною насмешкою доказать, что Лжедимитрий не есть Папист. Олесницкий снес грубость, но решился не ехать во дворец. Все иные знатные Ляхи обедали с Самозванцем в Грановитой палате, кроме Воеводы Сендомирского: он находил требование Послов справедливым, тщетно умолял зятя исполнить оное, проводил его и Марину до столовой комнаты и в неудовольствии уехал домой. Сия размолвка не мешала блеску пиршества. Новобрачные обедали на троне; за ними стояли телохранители с секирами; Бояре им служили. Играла музыка – и Ляхи удивлялись несметному богатству, видя пред собою горы золота и серебра. Россияне же с негодованием видели Царя в гусарском платье, а Царицу в Польском: ибо оно более нравилось мужу ее, который и накануне едва согласился, чтобы Марина, хотя для венчания, оделась Россиянкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Петербурге, на Владимирской улице, в доме барона Фредерикса». Список фамилиям, входящим в состав Российской Родословной Книги Глава первая. Российские Князья 13 1) потомки Великого Князя Рюрика: Князья Одоевские – Кольцовы-Масальские – Горчаковы – Елецкие – Звенигородские – Барятинские – Оболенские – Долгоруковы – Щербатовы – Святополки-Четвертинские – Святополки-Мирские – Друцкие – Бабичевы – Путятины – Друцкие-Соколинские 14 – Друцкие-Любецкие – Вяземские – Щетинины – Засекины – Сонцовы – Сонцовы-Засекины – Шаховские – Морткины – Шехонские – Львовы Князь Прозоровский Князья Дуловы – Кропоткины – Козловские – Щепины-Ростовские – Касаткины-Ростовские – Лобановы-Ростовские – Белосельские-Белозерские – Вадбольские – Шелешпанские – Ухтомские – Шуйские – Гагарины 15 – Хилковы – Волконские 16 – Репнины-Волконские 2) потомки Великих Князей Литовских: Князья Хованские – Голицыны 16 – Куракины – Трубецкие – Воронецкие – Чарторыжские – Кориятовичи-Курцевичи 3) внесённые в число родов Российско-Княжеских при составлении общего Российского Гербовника: Князья Багратионы, потомки Царей Грузинских – Дадиановы, потомки владетелей Мингрелии – Мещерские, потомки владетелей Мещеры – Черкасские, потомки владетелей большой Кабарды – Урусовы, потомки владетелей Ногайских – Юсуповы, потомки владетелей Ногайских – Цициановы (древний Грузинский род) 4) возведённые в Российско-Княжеское достоинство Высочайшими указами: 1707 . Светлейшие Князья Меншиковы (Князья Римской Империи с 1705-го года) 1798 . Князья Ромодановские-Ладыженские 1799 . Светлейший Князь Лопухин 1799 . Светлейшие Князья Италийские, Графы Суворовы-Рымникские 1800 . Князья Аргутинские-Долгорукие 1814 . Светлейшие Князья Салтыковы 17 1815 . Князья Барклай-де-Толли 1826 . Светлейшие Князья Ливены 1831 . Светлейшие Князья Варшавские, Графы Паскевичи-Эриванские 1831 . Князья Кочубеи 1839 . Князья Васильчиковы 1841 . Светлейшие Князья Чернышевы 1845 . Светлейшие Князья Воронцовы 1849 . Князь Тарковский (владетель Шамхальства Тарковского и Российский Князь по порядку первородства) 1853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Петр 22 июля 2018, 12:06 Ирина Рюрик, ну зачем Вы упорствуете в своём заблуждении? Конечно же не было никакой царской династии Шуйских. Василий Шуйский был, поцарствовал чуть меньше 4 лет, но никаких наследников на престоле не оставил и умер в польском плену, т.е. не получилось ни какой династии. Вам дали правильный совет - учите историю родной страны. Всех благ! Вячеслав 21 июля 2018, 21:28 раиса21 июля 2018, 12:09 А я православный, поэтому и не закрываю глаза на правду. И говорю её таким как вы, призываю хоть немного подумать. Подумать, а не принимать всё, что вам говорят на веру. А то попадёте в лапы секты царебожников и низвергнитесь в ад. B. 21 июля 2018, 20:10 Татьяна А.В., а вы правда не знали что монархов в христианской традиции помазывали на царство? Именно поэтому Государь именовался Помазанником Божиим. Ирина Рюрик 21 июля 2018, 19:17 Иван20 июля 2018, 23:03 Иван, у Вас странная логика. Быть коронованным и не быть царем и при этом родоначальником династии, это как-то странно. А в чем тогда смысл коронации? Шуйский был царем, нравится это Вам или нет. В истории земли русской было четыре династии царей это Рюрики, Годуновы, Шуйские и Романовы. Так, что поинтересуйтесь сами историей. Татьяна А.В. 21 июля 2018, 16:40 Раиса, Вы или заблуждаетесь, или сознательно искажаете смысл " с точностью до наоборот " , выдергивая только часть фразы из псалма 104. Вот что на самом деле говорит Псалмопевец: " Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и ВОЗБРАНЯЛ О НИХ ЦАРЯМ: " не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла " (ПС.104:12-15). На Ц-сл. языке - " ...И ОБЛИЧИ О НИХ ЦАРИ: Не прикасайтеся помазанным Моим,... " . Господь ЗАПРЕЩАЕТ ЦАРЯМ обижать народ Божий. В Новом Завете народ Божий - это православные христиане. Исследуйте Писания (Ин.5:39), а не сочиняйте от ветра головы своея. раиса 21 июля 2018, 12:09 Таня, помазанниками называются цари, потому что при возведение на трон, царя помазывали миром. Если обычных людей миром помазывают только один раз в жизни при крещении, то царей - два при крещении и при венчании на трон. " Не прикасайтесь к Помазанникам Моим " Пс.104, 15.Убить помазанника Божия - сатанинский акт, вражда против Бога. Все, кто оправдывает это убийство - сатанисты, как бы страшно это не звучало. Вячеслав, православный человек не может закрывать глаза на правду. Пока вы с таким упрямством противитесь признанию и своей причастности к этому преступлению, вы не можете называть себя православным. Ваша логика приведет вас прямо в лапы сатаны.

http://pravoslavie.ru/114416.html

Когда мальчику еще не было и одиннадцати, произошло событие, оставившее, по-видимому, особенно глубокий след в его душе. В 1541 г. крымский хан Шагин-Гирей во главе большого войска совершил набег на южные окраины Русского государства, Положение было чрезвычайно опасным. Русские силы спешно собирались на “засечной черте” по Оке, чтобы остановить продвижение врага к столице. В случае прорыва татары получали беспрепятственный доступ к Москве. Иван, который по решению Боярской думы и митрополита остался в городе, горячо молился в Успенском соборе о победе своего воинства и об избавлении страны от нашествия иноплеменников. В эти дни на него были устремлены взоры всех подданных. И когда, по отражении нашествия, явившиеся к царю воеводы сказали ему: “Государь! Мы победили твоими ангельскими молитвами и твоим счастием!” 20 – он, без сомнения, и сам уверовал в сказанное. На эту веру, превратившуюся в глубокое убеждение, он постоянно опирался и впоследствии. Здесь проявились две составляющие самосознания юного царя, увидевшего себя не только “грозным”, т. е. внушающим трепет, правителем, но и носителем высшей и единственной в своем роде миссии – ходатайствовать за свою страну перед Богом, даровавшим ему власть. Памятование о них будет проявляться во всех его словах и делах с юношеских лет до последних дней. Стереотипный взгляд на детство Грозного присутствует практически во всех книгах о нем. Самым известным и, пожалуй, самым душещипательным можно считать психологический портрет царя, выполненный В. О. Ключевским 21 . Автор рисует образ несчастного отрока, не знавшего ласки и привязанности, постоянно оскорбляемого и унижаемого жестокими и честолюбивыми опекунами-боярами. Все это очень рано пробуждает в малолетнем сироте ощущение неприкаянности и одиночества. Единственным его утешением оказывается чтение, в котором он постоянно черпает подтверждение своего особого достоинства и полномочий. А мечты о будущем отмщении дают силу переносить все тяготы настоящего. С годами его нервная неуравновешенность развивается в патологическую пугливость. Юный царь пережил сильнейший психологический шок, когда однажды ночью к нему в спальню ворвались Шуйские, принятые им за убийц. Впоследствии недоверие Ивана к своему окружению только усиливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как уже отмечалось, опекуны старались держать малолетнего Ивана в стороне от своих распрей, но когда тот подрос, принялись зорко следить за ним в целях устранения возможных фаворитов. Так, Шуйские в 1543 г. схватили в его присутствии боярина Федора Воронцова “за то, что его великий государь жалует и бережет” 34 . Лишь вмешательство нового митрополита Макария и боярина Морозова спасло жизнь Воронцова, сосланного затем в Кострому. Насколько известно, это единственный случай открытого насилия бояр, свидетелем которого стал Иван, и именно он, быть может, послужил причиной его неприязни к Шуйским и побудил рыться в воспоминаниях детства в поисках примеров давнего их “изменничества” 35 . Но это же событие побудило его уже тогда к решительным действиям. Несчастный, всеми пренебрегаемый сирота оказался способен на скорую и беспощадную месть. В конце того же года придворные псари по приказу великого князя выволокли из Кремлевского дворца и умертвили “первосоветника” Андрея Шуйского. “От тех мест, – говорит летописец, – начали боляре от государя страх имети и послушание” 36 . После смерти последнего опекуна система воспитания великого князя переменилась. Вопреки картине, нарисованной Ключевским, источники ничего не сообщают ни о систематическом обучении Ивана в детский период, ни о какой-либо тяге его к книжной премудрости. Вероятнее всего, при отроке находились дядьки, заставлявшие своего венценосного подопечного уделять некоторое время учебным занятиям. Занятия эти часто прерывались: новые любимцы, приближенные самим Иваном, потворствовали ему во всем и потакали худшим его наклонностям. Подобные влияния окончательно испортили от природы буйного и нетерпеливого мальчика. Можно думать, что эти годы вседозволенности оказались для него куда пагубнее мнимых “стеснений” раннего детства. Иван возмужал гораздо раньше большинства своих сверстников (быть может, благодаря большой примеси южной крови) 37 . В 13 лет он отличался высоким ростом и выглядел вполне сформировавшимся юношей, оставаясь подростком по уму. При отсутствии настоящего воспитания и обуздывающих влияний вспышки неконтролируемых страстей нередко принимали у него опасные формы. Дикие, бессмысленные забавы следовали одна за другой. В 12 лет Иван сбрасывал кошек и собак с кровель кремлевских теремов, а воспитатели восхваляли его бесстрашие и другие властительские “доблести” 38 . Когда же великому князю исполнилось пятнадцать, объектом его кровавых увеселений стали живые люди. В компании высокородных сверстников Иван часто проносился верхом по городским улицам, давя прохожих, учиняя грабежи и насилия. “А льстецы себе на беду все это расхваливали, говоря: «Вот это будет храбрый и мужественный царь " ” 39 . “Льстецы” из нового окружения Ивана, втягивая юного государя в свои интриги, “стали науськивать его и использовать для мести в своей вражде” 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действия петроградского святителя не спасли положение. На местах изъятие ценностей нередко проходило в форме грабежа, что встречало сопротивление населения. Широкую известность приобрело изъятие церковных ценностей в Шуе 15 марта 1922 г., когда по толпе прихожан, собравшихся возле собора, был открыт огонь из пулемета. Пять человек было убито, несколько десятков ранено. Шуйские события стали поводом для начала масштабной кампании против Церкви. Советская пропаганда могла теперь клеймить духовенство как саботажников и врагов голодающего народа. 19 марта в секретном письме в Политбюро Ленин писал, что в Шуе необходимо арестовать «не меньше чем несколько десятков представителей местного духовенства, мещанства и буржуазии». Далее коммунистический лидер предписывал дать устную установку судьям закончить процесс массовыми расстрелами «опасных черносотенцев» как в Шуе, так и в других городах. «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше», – направлял волну террора советский вождь. Ленин указывал, что принимать участие в мероприятиях должен только председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) М.И.Калинин, в то время как имя Троцкого фигурировать не должно. В ходе кампании Ленин планировал обогатить казну сотнями миллионов золотых рублей. При этом уже весной 1922 г. было понятно, что собранные средства голодающим не помогут. Свезти в Москву церковное золото и серебро, переплавить его, продать, закупить за границей хлеб и распределить его – все это должно было занять несколько месяцев, а к тому времени появится новый урожай. Впоследствии все так и произошло. 30 марта Политбюро по предложению Троцкого приняло план разгрома Церкви. В соответствии с этим планом предполагалось арестовать патриарха и Синод, развернуть в печати антицерковный «бешеный тон», а также приступить к массовому изъятию ценностей по всем церквам. На жестоких мерах против Церкви настаивали Ф.Э.Дзержинский, И.С.Уншлихт и Т.П.Самсонов. Результатом стало то, что власть при изъятии ценностей прибегала к оружию 1414 раз. По предписанию Ленина, по всей стране прокатились антицерковные судебные процессы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После 7-го мая самозванец стал хозяином положения на Руси. Когда в половине мая он тронулся из Путивля, его путь к Москве был торжественным шествием. Только гарнизон Калуги да стрельцы у Серпухова оказали некоторое сопротивления передовому отряду самозванца. Сам же он с торжеством шёл из Путивля к столице на Орёл и Тулу, как раз через уезды тех городов украинных, дворяне которых передались ему под Кромами. Ещё в Путивле, как было сказано, прибыл к нему князь И. В. Голицын со свитой в тысячу человек, бить челом именем всего войска. В дороге встретили его сперва М. Г. Салтыков и П. Ф. Басманов, затем князь В. В. Голицын и один из Шереметевых. В Туле же и в Серпухове явились к наречённому царю Димитрию Ивановичу, как представители признавшей его столицы, братья Василий, Димитрий и Иван Ивановичи Шуйские, князь Ф. И. Мстиславский, князь И. М. Воротынский, словом, цвет московского боярства. Они явились с придворным штатом и запасами, и Тула на несколько дней обратилась во временную резиденцию уже царствующего царя Димитрия, Под Серпуховом для самозванца были устроены те самые походные шатры, в которых за семь лет пред тем и на том же месте величался Борис и которые представили собою картину „снеговидного города“. Самозванец ехал не спеша, небольшими переходами, давая возможность боярам приготовить столицу для приёма царя. Эта военная прогулка продолжалась почти месяц и служила для ксёндзов, сопутствовавших самозванцу, неистощимым источником удивления и восторгов. Насмотревшись буйных сцен в польском отряде самозванца, они теперь не могли надивиться при виде русских людей, приходивших в неописанный восторг при одном известии о приближении царя Димитрия. Крестьяне и горожане толпились на его пути, воеводы и бояре спешили к нему навстречу с хлебом-солью. Всеми выражались единодушный восторг и клики радости в честь возлюбленного царя, красного солнышка, истинного будто бы сына царя Ивана Васильевича Грозного. Природа как бы разделяла всеобщее ликование: яркое майское солнце проливало свои горячие лучи на волнующуюся разодетую по-праздничному толпу разнообразных народностей, которые торжественно везли в Кремль своего царя...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Все было тихо в столице, в Думе и при дворе; но недолго. Чтобы явно не нарушить данного обещания, Годунов лицемерно совестный, искал другого предлога мести, оправдываясь в уме своем злобою врагов непримиримых, законом безопасности собственной и государственной, всеми услугами, оказанными им России и еще замышляемыми в ревности к ее пользе – искал и не усомнился прибегнуть к средству низкому, к ветхому орудию Иоаннова тиранства: ложным доносам. Слуга Шуйских, как уверяют, продал ему честь и совесть; явился во дворце с изветом, что они в заговоре с Московскими купцами и думают изменить Царю. Шуйских взяли под стражу; взяли и друзей их, Князей Татевых, Урусовых, Колычевых, Быкасовых, многих Дворян и купцев богатых. Нарядили суд; допрашивали обвиняемых и свидетелей; людей знатных и чиновных не коснулись телесно, купцев и слуг пытали, безжалостно и бесполезно: ибо никто из них не подтвердил клеветы доносчика – так говорил народ; но суд не оправдал судимых. Шуйских удалили, хваляся милосердием и признательностию к заслуге Героя Псковского: Князя Андрея Ивановича, объявленного главным преступником, сослали в Каргополь; Князя Ивана Петровича, будто бы им и его братьями обольщенного, на Белоозеро; у старшего из них, Князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского, отняли Каргопольское Наместничество, но дозволили ему, как невинному, жить в Москве; других заточили в Буй-городок, в Галич, в Шую; Князя Ивана Татева в Астрахань, Крюка-Колычева в Нижний Новгород, Быкасовых и многих дворян на Вологду, в Сибирь, в разные пустыни; а купцам Московским (участникам заговора против Ирины), Федору Нагаю с шестью товарищами, отсекли головы на площади. Еще не трогали Митрополита; но он не хотел быть робким зрителем сей опалы и с великодушною смелостию, торжественно, пред лицом Феодора назвал Годунова клеветником, тираном, доказывая, что Шуйские и друзья их гибнут единственно за доброе намерение спасти Россию от алчного властолюбия Борисова. Так же смело обличал Правителя и Крутицкий Архиепископ Варлаам, грозя ему казнию Небесною и не бояся земной, укоряя Феодора слабостию и постыдным ослеплением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В земщине традиционный порядок отношений полностью сохранялся, как сохранялся он в земском дворе, снова появившемся после раздела страны осенью 1575 года. Иной порядок отношений сложился в особом дворе царя. Правда, думные чины бояр и окольничих оставались и здесь прерогативой представителей наиболее знатных боярских и княжеских родов (в этом была главная причина сохранения и после 1575 года института думных дворян), однако принцип пополнения иных дворовых чинов существенно изменился. Характер этих изменений можно проследить, рассматривая состав таких групп в составе этого двора, как «стольники» и «стряпчие». Те и другие составляли близкое окружение монарха, играя роль своеобразной охраны и выполняя его различные поручения. По традиции стольниками становились молодые представители наиболее знатных княжеских и боярских семей, для которых эта служба была ступенькой к получению думного чина; стряпчими же становились по преимуществу молодые представители старомосковских боярских фамилий. Такой порядок пополнения этих групп сохранялся и в земском дворе второй половины 1570-х годов. Совсем иная картина вырисовывается при обращении к составу этих чинов в особом дворе Ивана IV. В соответствии с традицией здесь в стольниках служили такие молодые представители знатнейших княжеских семей, как Трубецкие и Шуйские, однако вместе с ними в числе стольников мы видим Годуновых, представителей младшей ветви одного из московских боярских родов, родственников Малюты Скуратова и Богдана Вельского, и обычного дворового сына боярского, служившего по Белой Федора Фофанова: Что касается стряпчих, то среди них мы также встречаем Постника Вельского, Ивана Фофанова и даже Никиту Канчеева, происходившего из самых низов дворянского сословия — городовых детей боярских. Эти наблюдения показывают, что к концу правления Ивана IV традиционный способ пополнения чинов в его особом дворе в значительной мере утратил силу. Милость и расположение монарха стали играть во многих случаях не меньшую, а подчас большую роль, чем происхождение из доброго рода. На этом фоне блестящая карьера худородного сына боярского Богдана Вельского оказывается выдающейся, но не уникальной. В последние годы своего правления Ивану IV наконец удалось создать для себя близкое окружение из лиц, чье возвышение было связано исключительно с его милостью и которые могли сохранить это положение, лишь выступая в роли послушных орудий его воли. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010