Б боковых углах палицы – два херувима с повернутыми в три четверти ликами, а в верхнем углу – прямоличный херувим. Лики херувимов шиты швом в одном направлении крученым песочного цвета шелком, волосы – коричневым, черты ликов и контуры – черным, щеки и губы слегка подкрашены. Крылья, нимбы и голова орла шиты золотной пряденой нитью, контуры обведены золотным шнуром. По краям палица обложена мишурным галуном. К трем углам пришиты кисти из мишурных золотных нитей с такими же ворворками. К верхнему углу пришита голубая атласная лента. Подкладка из красной камки с мелким растительным узором. СОХРАННОСТЬ Изображения переложены на красный бархат, по-видимому, в XVIII в. (в Описи Чудова монастыря 1772–1777 гг. упоминается уже новый фон). При перенесении на новый фон были утрачены стопы святого, жемчуг по контурам и деталям, а также древние каймы, вероятно с надписью. Ко времени переделки палицы относятся бархатный фон, орел, херувимы, галун, кисти, лента и золотный шнур в надписи и по контурам фигуры. ИКОНОГРАФИЯ Митрополит на палице представлен в момент служения, что подчеркнуто изображением орлеца под его ногами. Об иконографии митрополита Алексия см. кат. 17. АТРИБУЦИЯ Атрибуировать шитье фигуры митрополита позволяют художественные и технологические особенности – тонкое исполнение с умеренными оттенениями, однообразие золотных швов, рельефный растительный орнамент на нимбе, характерный для московского шитья конца XVI в. ВЫСТАВКИ 1991–1992 Москва. источник и Опись Чудова монастыря 1772–1777, л. 231; Опись Чудова монастыря 1861, л. 204 об., 228; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12365. 70. ENUTPAXIЛЬ АПОСТОЛЫ И СВЯТИТЕЛИ Москва, конец XVI в., середина XVII в., 1700 Бархат и атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 148x33 Происходит из Успенского собора Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 610 Инв. ТК-1439 Кат. 70 Епитрахиль в виде цельной полосы, разделенной орнаментом на две части, с изображениями апостолов и русских митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

528 Ср.: DAI. 4.11–13; 8.21–33; 13.9–11; 38.55–57; 40.16–19. О печенежско-венгерских отношениях к середине X в. см. также преамбулу к коммент. к гл. 1. 532 От тюрк. Bulyar. См.: Moravcsik. ВТ II. S. 104–105. Славянские племена Подунавья получили имя «болгары» от тюрок Аспаруха, вставшего во главе союзного государства, утвердившегося в 680–681 гг. между Дунаем и Балканами (см.: Литаврин 1985 С. 140–148; Ангелов 1987. С. 14–15). 535 Стратиг Херсона Иоанн Вогас (см. коммент. 1 к гл. 1) имел приказ императрицы Зои направить печенегов против болгар. По сообщению Николая Мистика , в 924–925 гг. печенеги готовились к вторжению в Болгарию (Nic. Patr. Epist. Col. 149–153). Константин не исключает возможности новых столкновений с болгарами: его общий тон в труде «Об управлении империей» в отношении Болгарии отнюдь не дружественный. 538 От тюрк. Qazar. Литературу см.: Moravcsik. ВТ II. S. 334. Латинские формы этнонима: Chazari, Chasiri. Д. Моравчик приводит и восточноязычные формы: кит. Ko-sa. Ho-sa, арм. H’azirk’, араб. Hazar. Славянские формы: Хазары, Хозары, Казары, Козары. 539 Политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом. Название «зихи» встречается и у более ранних византийских авторов. 540 Название «влаттии» («пурпур») связывается (не без сомнения) с финикийским именем Афродиты. Византийскому названию драгоценных тканей, главным образом шелковых, – «влаттии» – соответствовало славянское – «паволоки» (Византийская книга эпарха. С. 151). «Прандии» – «лента, тесьма, пояс, шнур». См.: Theoph. Chron. P. 359.7. «Прандиями» назывался мелкий галантерейный товар – ленты, повязки, головные платки, покрывала (Const. Porph. De cerem. P. 189; Византийская книга эпарха. С. 156), вообще, готовое для употребления изделие из ткани. Феофан «прандиями» называет головной убор варваров (Theoph. Chron. P. 232). «Харерии» – вид шелковой (персидской) ткани. Перец в Византию привозили из Индии (Византийская книга эпарха. С. 203; Pigulewskaja 1969. S. 78), причем перец длинный и белый, как и другие пряности, например, корицу и кардамон (Ирмшер 1984. Т. 45. С. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернуться 122 Иподиакон ποδικονος от греч. «πο»– под, внизу и «δικονος» – служитель) – клирик, занимающий среднюю степень между чтецом и диаконом и служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий. Вернуться 125 Клирос (греч. «κλρος» – часть земли, которая досталась по жребию) – место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию. Вернуться 127 Просфора, или устар. просвира (др. – греч. «προσφορ» – приношение) – богослужебный литургический хлеб, употребляемый в Таинстве Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мертвых. Вернуться 128 Ризница – специальное место в алтаре или отдельное помещение при храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов). Вернуться 129 Панагия (греч. «παναγα» – Всесвятая) – небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. Вернуться 130 Митра (др. – греч. «μτρα» – пояс, повязка) – позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками. Вернуться 132 Потир (др. – греч. «ποτρ» – чаша, кубок) – литургический сосуд для освящения вина и принятия Святых Христовых Таин – чаша на высокой ножке с круглым основанием. Вернуться 134 Кордон (фр. «cordon» – шнур) – временный или стационарный пост лесной стражи или охраны заповедников. Кордоном называют также жилые и хозяйственные постройки для егерей и лесников. Вернуться 139 Вексель – долговой документ; письменное обязательство уплатить определенную сумму в оговоренный срок. Вернуться 140 Сбитень – старинный напиток из меда с пряностями, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Вернуться 142 Ерш Ершович – персонаж одноименной сатирической повести конца XVI – первой половины XVII века. Здесь – искусный сутяжник, отчаянный спорщик. Вернуться 143 Епитрахиль – принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Епитрахилью иерей покрывает голову кающегося христианина во время Таинства Исповеди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Если перейти к более мелким частям женского туалета, то здесь мы встречаемся, прежде всего, с головными украшениями. Вокруг лба у женщин шла повязка, вернее, шнур, завязывавшийся на затылке. На голове была высокая сетка, державшая прическу, нечто вроде восточной тиары. Она, в свою очередь, окружалась еще " плетеной тесьмой " . И, наконец, было то, что мы обычно переводим как " повязка " , лента или материя, закреплявшаяся на голове и опускавшаяся по бокам, через виски и щеки. Такую блестящую повязку около щек имеет обычно Пенелопа (Од. I 334, XVI 416, XVIII 210, XXI 65). Прекрасную, новую, светлую, как солнце, повязку имеет Гера (Ил. XIV 184). Ее сбросили с себя служанки Навсикаи для беспрепятственной игры в мяч (Од. VI 100). Голову древние греки обычно не покрывали. Отправляясь в путешествие или во время полевых работ надевали нечто вроде шапки, или войлока. Такую повязку из овечьей шерсти имеет старик Лаэрт (Од. XXIV 231). Обувь надевалась опять–таки не дома (дома ходили босиком). Отправляясь в путешествие, в поход или на состязание, надевали сандалии, подвязывая их ремешками под ноги. Сандалии эти почти всегда " прекрасные " . У Гермеса и Афины Паллады они, кроме того, " золотые и блестящие " (Ил. XXIV 340 слл., Од. V 44, I 96). В заключение приведем примеры, где дается цельный облик одежды героя. Лаэрт изображен (Од. XXIV 226 – 231) работающим в саду. Весь он грязен, с заплатами на грубом хитоне. На ногах у него поножи из бычьей кожи, предохраняющие его от царапин. На руках – рукавицы, на голове – козья шапка. Полной противоположностью жалкому заброшенному старику является богиня Гера, которая (Ил. XIV 170 – 186) одевается в роскошные одежды, чтобы обольстить Зевса. Вначале она омывается и натирает тело душистой амвросией, аромат которой распространяется по небу и земле. Затем расчесывает волосы, заплетает их в косы, спуская их красиво со своей бессмертной головы. На ней платье с прекрасными узорами, сотканное Афиной. Его она застегивает на груди золотыми застежками и подпоясывает поясом, отделанным сотней кистей. Великая прелесть засияла на богине. Сверху она набрасывает легкое белое, как солнце, покрывало, к ногам подвязывает прекрасные сандалии, в уши вдевает трехглазые серьги в виде тутовых ягод. В довершение всего Афродита передает ей пояс, возбуждающий у всех любовь (215 – 233).

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Иглы можно использовать вышивальные с тупыми концами, но рекомендуется вышивать острыми иглами. Ушко должно быть удлиненным, чтобы лента скользила по нему и не рвалась. Ткани. На канве французские узелки из тонких лент могут проскакивать между нитками. Лучше всего вышивать на Хардангере. Он представляет собой 100%-ное хлопковое плотное полотно с переплетением 2 на 2 нити. Между собой нити не переплетаются (как в Аиде), поэтому нет четко выраженных квадратов. В нем 87 клеток на 10 см. В нем ленты лучше проходят между нитей ткани, вышивать проще, смотрится все аккуратнее. Вообще же пробовать вышивать можно на любой ткани, все зависит от опыта и желания. Эскизы можно брать из специальных книг и журналов, а можно рисовать самим. Лентами обычно вышивают цветы, поэтому вышивка содержит стебли, цветки, бутоны, листья. Эскиз вышивки переносят на ткань. Делается это специальным фломастером для ткани при хорошем освещении. Можно делать днем на оконном стекле, а можно за столом, воспользовавшись копировальной бумагой. Но она может испачкать ткань. Сначала вышивают стебли швом «назад иголку» или стебельчатым швом. Потом вышивают крупные цветы, после них – соцветия и листья, в конце французскими узелками – мелкие соцветия (их можно вышивать обыкновенным мулине). В отличие от цветов листья вышиваются именно лентами, обыкновенным швом «вытянутые стежки» или швом «петелька с прикрепкой сверху». Макраме Для плетения используются льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сизалевые нити. Мелкие вещи плетут из суровых нитей, кордовой рыболовной лески, мулине, «ириса», сутажа. Для крупных изделий используют бельевую веревку, бумажный шпагат, шторный шнур. Чем сильнее скручены нити, тем больше они подходят для плетения: узлы получаются четкими, рельефными, изделия из них не деформируются. Слабо скрученные ворсистые нити в процессе работы могут разлохматиться и узлы из них бывают с невыразительной фактурой – ворс «размоет» ее. Плести из жестких, грубых веревок трудно, но если надеть тонкие трикотажные перчатки, то работать станет намного легче.

http://azbyka.ru/deti/rukodelie-dlya-dom...

Брамины составляют высшую касту малабарского народа, который непоколебимо верит, что Брама вынул их у себя изо рта и, что на них надо смотреть, как на самого Браму. Они все, по рождению, жрецы и помогают друг другу при своем идолослужении. Они одни только имеют право носить шнур иегнио, паридам и кодумби. Сами брамины приготовляют этот шнур иегнио, наматывая нить на руку сто восемь раз, в честь ста восьми лиц Брамы. Кодумби – пучок волос, который брамины носят на затылке. Для достижения высшей степени индусского жречества, надо начинать со степени браматчари, что разрешается с семилетнего возраста. Когда ребенка посвящают в браматчари, ему делают кодумби, на который возливают елей, а когда он получает жреческий сан, что бывает, обыкновенно, в двенадцать лет, кодумби снова помазуется елеем». Познакомив нас с этими подробностями, Розалийский епископ продолжает: «Каждый, носящий одежду брамина, шнур иегнио и кодумби, должен считаться брамином или браматчари, или самим Брамою; отцы иезуиты, миссионерствующие среди малабарцев, носят одежду браминов, шнур и кодумби; следовательно, иезуиты должны считаться принадлежащими к секте браминов, или самим Брамою. Первая часть нашей посылки неопровержимо доказана всем вышесказанным о шнуре и кодумби, как существенной принадлежности касты браминов, которые различаются только по одежде. Вторая часть посылки доказывается, во-первых, самим законом, считающим браминов за самого Браму и относящимся к ним, как к богам; во-вторых, верою в них, как в богов всего малабарского народа; в-третьих, признанием отца Иоанна де Бритто. Наша вторая посылка неопровержима, так как то, что все видят и чему все верят, нельзя оспаривать. С первого появления иезуитов-миссионеров на Малабарском берегу, некоторые из них переодевались браминами. Они мазали себе лоб коровьим пеплом, так называемым, тируниру; носили одежду, шнур и кодумби, и соблюдали все обряды и обычаи браминов. Некоторые и доселе так живут. Отец Роберт Нобилис сделался браматчари; у нас сохранилось старое изображение этого монаха, на котором он представлен во всех атрибутах браматчари. Служители истинного Бога не побоялись превозносить служение Браме и, так сказать, смешивать служение истинному Богу со служением идолу! это ужасно!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Казанские татары с толпами подчинившихся им инородцев – черемисов и чувашей – весьма часто делали нападения на сопредельные селения и города Московского государства и особенно на население и города Нижегородской земли. Каждый раз татары, нападая на Московские владения, старались возможно больше награбить имущества и увести пленников. В одно из таких нападений, в княжение великого князя Василия Ивановича, в 1505 году, в числе других пленников из Нижнего Новгорода был уведен в Казань один богобоязненный и благочестивый юноша, по имени Иоанн. По прибытии в Казань, по произведенному дележу между участвовавшими в нападении, этот юноша достался одному ханскому родственнику, по имени Алей-Шнур. Юный годами Иоанн хорошо был наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он приучен был к строгому исполнению требований христианской веры – соблюдал посты, любил молиться, не любил проводить время в праздности, а любил трудиться, Алей-Шнур сделал Иоанна своим личным слугой. Трудолюбивый Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и благодушно, не смотря на все насмешки, которыми осыпали его магометане, переносил неволю, подкрепляя себя в свободное, преимущественно ночное, время молитвой. Ценя Иоанна, как прекрасного слугу, Алей-Шнур пожелал обратить его в магометанство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. В этом случае ни ласки, ни угрозы не в состоянии были поколебать Иоанна. Иоанн смело объявил Алей-Шнуру, что он христианин, и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Даже мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от христианства, не достигли цели. Он не только при этом с силой защищал христианскую веру, но и обличал ложное учение Магомета. Видя с одной стороны бесцельность своих многочисленных и разнообразных попыток обратить Иоанна в магометанство, а с другой твердость, с которой Иоанн открыто исповедовал Христа, а Магомета называл лжецом, разгневанный Алей-Шнур в 1529 году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

5. Столь же ясно говорит блаженный Иезекииль, описывая имею­щее быть возрождение: «была на мне рука Господа,... привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма» (Иезек.37:1, 47:1–3). Везде – «на восток», так как оттуда источник спасения. Как там шла слава Его – по пути на восток (Иезек.43:2), так оттуда шла и вода. «Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток». И не напрасно это – из непокро­венного. Ничто не покрыто, все обнажено, чисто, прозрачно, исполнено света. «Путем, обращенным к востоку»: и «когда тот муж пошел на восток». Не иное что было, как исход мужа. Вместе с водой пришел человек, и было таинство. Одно предзнаменовано домострои­тельство Спасителя, а другое действие Духа. Вода и муж, домострои­тельство воплощения и действие Духа. «Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур ( мера)». Какая мера? (Мера) дара. Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. «В руке держал шнур ( меру)». Прошу вас вникнуть, чтобы увидеть надежду бессмертия, возвещенную свыше. «Вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур ( меру)». Какая мера? Благодать, и мера дара. «И отмерил в воде тысячу». Что значит – «тысячу»? Не сказал – локтей, сажень, но просто – «тысящу». Одно говорит, а другое скрывает. " И еще отмерил тысячу». «И прейде водою, воду оставления. И... измери мерою», ею же мери, «тысящу.... И прейде водою, воду оставления». Какую воду оставления он перешел водою. Так как в крещении есть и чувственная вода, и духовная, то он прошел чувственной водою воду оставления, т.е., чрез чувственную воду он пришел к Духу, имеющему оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Получив на закате дней покой своему телу и оглядываясь на пройденный путь многотрудной, непостижимой жизни, старец Паисий благодушно шутил: – Хе-хе. Целый век служу. Хоть бы красную ленточку дали. Конечно, говорилось это не из желания иметь какую-то красную ленточку, а в обличение людской немощи. Ибо те бесчисленные благодеяния, которые оказал он людям, не могли сравняться ни с какими заслугами величайших мужей мира сего. Обитая здесь, на земле, в бесконечной нищете, бесславии и уничижении, он мыслию витал в чертогах небесных. Ибо тот, кто истинно служит Богу, от Бога получит и награду пред лицем всех Ангелов и святых. А мы, истинно ли служим Богу? Сколько между нами благочестивых только по наружности, жертвующих даже на храмы Божии крупные суммы, но делающих это только для того, чтобы приобрести жалкие земные награды, газетные похвалы, чины, ордена... И что же? Судьба этих людей жалка: не имея в душе любви к Богу, они неизбежно лишатся и небесной награды, как тайные лицемеры, обманщики и лгуны. Достигнув ангельской чистоты жизни, но по душевному смиренномудрию почитая себя презреннее и хуже всякого последнего из грешных людей, блаженный, как верный и преданный раб Церкви Христовой, беспрекословно выполнял все установленные ею христианские обязанности и многократно в году бывал у исповеди и св. Причастия. Духовник о. Паисия, иеросхимонах Николай, отзывался о жизни блаженного в таких знаменательных выражениях: – О. Паисий свое дело знает. Он Богу приносит душевную жертву, а людям оказывает помощь человеческую. Духом ходит, – добавляет о. Николай. – Сеющий духом, от духа пожнет живот вечный ( Гал.6:8 ). Находясь в Китаевской богадельне, блаженный Паисий помещался в келии не один. Вместе с ним помещался и глубокий старец о. Феодор. Отношения о. Паисия к своему сожителю были весьма оригинальны. Будучи ангелом во плоти, но как бы желая показать перед людьми свое о. Феодором недовольство и раздражение, блаженный повесил посреди комнаты шнур, а на шнур прикрепил несколько грязных тряпок, как бы определяя этим «границы» своих «владений», и гнал при случае сожителя прочь:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19Сделали также два золотых кольца, которые прикрепили к двум нижним углам нагрудника, на внутренней стороне его, на той, что прилегает к эфоду. 20Было сделано и еще два золотых кольца; их прикрепили у нижнего края наплечников с передней стороны, у самого шва этих наплечников, прямо над поясом эфода. 21Нагрудник, чтобы не спадал он с эфода и был над поясом его, закрепили, продев сквозь его кольца и кольца эфода голубой шнур. Так повелел Господь Моисею. 22 Бецалел со своими помощниками соткал ризу голубого цвета, чтобы ее можно было носить под эфодом. 23 Посередине же этой ризы был сделан для головы вырез с плотно обмётанным краем, дабы не рвалось облачение. 24 По всему подолу ризы повесили сплетенные из пряжи голубого, пурпурного и алого цвета шарики в виде гранатовых плодов. 25Между гранатовыми плодами пришили по подолу колокольчики из чистого золота, крепились они поочередно: 26колокольчик и гранатовый плод, колокольчик и гранатовый плод – и так по всему подолу ризы; то нужно было для служения в Скинии, как повелел Господь Моисею. 27Для Аарона и сыновей его соткали хитоны из тонкого льна, 28сделали льняной тюрбан и льняные же головные повязки; белье, закрывающее нижнюю часть тела священника, из льна, тонко сотканного, тоже сшили. 29Из такого же льна и пояс приготовили узорчатый, расшитый голубой, пурпурной и алой пряжей, как велел Господь Моисею. 30Цветку подобную пластинку – диадему священную – отлили из чистого золота и вырезали на ней, как вырезают на печати, слова «Святыня Господня», 31к ней прикрепили голубой шнур, чтобы привязывать сию диадему поверх тюрбана, – таково было Господне повеление Моисею. Всё сделанное для Святилища представлено Моисею 32 Итак, все работы над Скинией – Шатром Откровения – были завершены. Сыны Израилевы сделали всё точно так, как Господь повелел Моисею. 33 П о мере завершения работ приносили они к Моисею и все полотнища для Скинии, и ее шатровое покрывало , и все части и принадлежности её: крючки, рамы, шесты, столбы и их основания; 34принесли и покрытия: одно из бараньих шкур красного цвета, а другое из кож тонкой выделки; внутреннюю завесу, закрывающую Святая святых, 35ковчег со скрижалями Закона , с шестами его и златым Покровом примирения; 36стол представили со всеми принадлежностями его и хлебы, что кладут перед Господом ; 37а также и светильник из чистого золота с лампами, расставленными на нем, и другие принадлежности его вместе с маслом для освещения; 38показали Моисею золотой жертвенник и елей помазания; принесли и ароматичное курение, и полог, закрывающий вход в Шатер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010