Еще один фактор, который называют редко: Сталин был очень хорошим психологом и прекрасно понимал, что во время войны многие люди остались вдовыми и сирыми. Лишить матерей последнего утешения было бы со стороны государственного деятеля совсем неразумно. Кроме того, руководство страны не могло вести активную работу по воспитанию патриотического духа, использовались все люди, которые имели какой-то авторитет, звонкое имя – артист, художник, писатель, и подобное участие давно забытых официальной прессой представителей высшей церковной иерархии приветствовалось, особенно в начальный период войны. — Что касается первой причины, которую вы назвали, могла ли Церковь действительно стать «пятой колонной» или опасения руководства были бесплотны? – Я думаю, что это больше было опасение со стороны власти, ведь патриотизм — естественное чувство русского православного христианина. Хотя единичные представители особенно оппозиционных Московскому Патриархату течений, те же «непоминающие», вели себя несколько иначе. Советскую власть они считали властью антихриста – прямо, не в переносном смысле, — и надо сказать, что среди них наиболее часто встречаются случаи коллаборационизма, сотрудничества с оккупационными властями, взять хотя бы так называемые бригады Каминского. Что касается общецерковной позиции, то, конечно, само Тело Церковное – народ православный воспринимал Россию как свою Родину при всех разных настроениях начального периода войны. Когда опрокинулся созданный пропагандой миф, наиболее ярко выраженный в фильме «Если завтра война», что эта войнавойна малой кровью и на чужой территории, а братство трудящихся всех стран немедленно восстанет и выступит против ненавистной клики Гитлера. Этого не произошло, на самом деле вся Европа тихо и спокойно работала, поставляя прекрасные машины немецкой армии. — Но тоже, наверное, не по своей воле? — Вы знаете, сильного сопротивления там не было. Народ советский с самого начала после того, как стало понятны подлинные цели и методы оккупантов, поднялся на борьбу. В Европе все было несколько иначе. Я не хочу никого обидеть, но факт остается фактом: к нам в 1941 году пожаловала объединенная Гитлером Европа. Это была не война с фашизмом, не война с Германией, это была война с новым порядком, который возглавляла Германия. Понятно, что чехи, голландцы работали не с радостью, но вполне по-европейски, добросовестно, поставляли технику фашистской Германии, которой так в войну не хватало России.

http://pravoslavie.ru/36721.html

Война глазами священника Война – это место, где человек обезличивается, расчеловечивается, теряет свою ценность как личность. 18 мая, 2015 Война – это место, где человек обезличивается, расчеловечивается, теряет свою ценность как личность. Фрагменты доклада протоиерея Александра Сорокина (г.Авдеевка, Донецкая епархия) «Пастырское служение в зоне военных действий» в первый день работы Всеукраинской молодежной конференции в Коблево (11-17 мая 2015) Вы знаете, я хотел рассказать не просто о каких-то наших трудностях — все они наверняка известны вам из СМИ. О них можно прочитать в интернете, в фейсбуке, и я уверен, что вы и так знаете, сколько жертв, кто погиб и как всё там у нас происходит. Хочу свой доклад построить на том, что видел я, что пережил я и близкие мне люди, собратья-священнослужители. Это — взгляд изнутри. Это наш личный опыт и попытка преодоления этой беды, а также осмысление пастырского служения в совершенно иных, непривычных и экстремальных условиях. Война и ценность человеческой жизни Что я хочу сказать о войне. Для меня самый яркий и главный тезис такой: война – это место, где человек обезличивается, расчеловечивается, теряет свою ценность как личность. Когда на войне отчитываются о количестве жертв, говорят, что погибло столько-то и ранено столько-то. Все мы становимся «массой», превращаемся в цифры, в статистику. С тобой никто не считается. Ты понимаешь, что ты никому не нужен – ни ты, ни твоя семья, и никто о тебе не побеспокоится, кроме Господа Бога и тебя самого. Ты сам должен как-то обезопасить себя и своих близких. А если ты еще и пастырь, то, конечно, и тех людей, которые тебя окружают. Но от всех ужасов войны, прежде всего, страдает человек. Мы, священники, тоже люди, обыкновенные люди, и нам, как и другим, по-человечески тяжело. Война и похороны Мы сталкиваемся со смертью человеческой, причем смертью внезапной, ужасной. На глазах людей гибнут их дорогие и любимые. Это усугубляется тем, что ты не можешь вызвать скорую помощь — потому что продолжается бомбежка. Ты не можешь отвезти человека в больницу, потому что в хирургическое отделение попал «град».

http://pravmir.ru/voyna-glazami-svyashhe...

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить: — Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! — тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. — Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! — прибавил он. — Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, — вдруг сказал князь Андрей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Четвертый разряд составляют люди весьма осведомленные, то есть те, которые знают, чего все остальные не знают и знать не могут, так как эти люди сами замышляют, создают или влияют на ход политических дел и событий. 2. Степени осведомленности лучше всего видны, например, когда дело идет о войне. Для неосведомленных объявление войны является всегда полною неожиданностью и причины ее неясны или непонятны. Для полуосведомленных война не является полною неожиданностью, так как, следя по газетам за политикою и обладая некоторою долею образования и критическими способностями, они догадываются о возможности войны и причиною ее считают то, что растолковали им газеты или книги; они, например, верят, что Крымская война 1854 года произошла из спора о ключах Гроба Господня, что война 1914 года произошла из заступничества России за Сербию и что Англия вступила в войну из-за нарушения договора о неприкосновенности Бельгии. Для осведомленных война не только не является неожиданностью, но они знают иные причины ее, и, например, о войне 1914 года они знали за три-четыре года до того и полагали, что причиною ее является военное соревнование государств. Наконец, весьма осведомленные, заключив соответствующие дипломатические договоры, знали о предстоящей войне за 17 лет вперед, знали, что причиною является коммерческое соревнование передовых Западно-Европейских государств и знали даже сколько времени приблизительно война продолжится. Так, например, в то время, когда все остальные люди думали, что война продолжится несколько месяцев, [английский военный министр] Лорд [Горацио Герберт] Китченер заключил контракт на наем во Франции помещений для английских войск на три года . Точно также г.[осподин Артур Джеймс] Бальфур совершенно точно предсказал, что война окончится в 1918 году до праздника Рождества Христова». Заметим, что если покоритель Судана и победитель в англо-бурской войне фельдмаршал Китченер уже имел опыт руководства многолетними кампаниями, которые изначально планировалось закончить через пару-тройку месяцев, то осведомленность г. Артура Бальфура о практически точных сроках окончания Мировой войны, представляется все же несколько чрезмерной.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/02/...

– Батюшка, каково значение личности отца Кирилла для нас, живущих на рубеже XX–XXI веков? – Как сказал отец Иосиф Сафронов, «нас Господь оставил как живых свидетелей силы Божией». Ведь замерзать в снегу под Сталинградом, два месяца оборонять дом под шквальным огнем, после этого дожить до 98 лет, будучи монахом, строгим постником, – это как раз убедительный пример того, что может сотворить человек, которого Благодать Божия сохраняет и покрывает. Как говорят, слова учат, а примеры убеждают. Еще один пример – отец Тихон (Агриков) – тоже фронтовик, вывел в годы войны свою часть из окружения, дожил, правда, до 82 лет, принял схиму с именем Пантелеимон. – В народе церковном сохраняется предание о том, что после смерти отца Кирилла начнется большая война. – Что войны происходят, тут ничего нового нет. А вот когда что будет – неизвестно. Насчет сроков, по крайней мере, отец Тихон (Агриков) говорил: «Мы живем в прибавленное время». Есть замечательное произведение, небольшая брошюра, «Война и Библия» святителя Николая Велимировича. Там все сказано. Будет ли война? Он прямо отвечает: если покаемся – не будет. Если станем и дальше грешить – будет. Война началась уже у детей Адама: Каин восстал на Авеля. У Иакова дети продали родного брата в рабство, вообще хотели убить. А наши князья как воевали между собой? Междоусобной брани-то сколько было, она и сейчас продолжается на Украине… Есть притча о том, как однажды люди взмолились Богу: «Господи, как надоела война! Что ж Ты допускаешь войны?» А им говорят: «Вам не нравится это?» – «Не нравится». – «А зачем вы воюете?» Наше сердце – это арена сражения. Война в себе – война вокруг нас. Мир в себе, мир в семье, мир во всем мире… Рейтинг: 10 Голосов: 433 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Редакционный совет и редакция журнала «Покров», сотрудники Православного портала pokrov.pro поздравляют дорогого батюшку с юбилеем! Желаем радости пасхальной, любви неоскудевающей, мира душевного, крепости телесной! Многая и благая лета Вам, дорогой отец Валериан!

http://pravoslavie.ru/102715.html

   Но была и другая ересь — спиритуализм — искавший средства противопоставить себя войне боевой техники, вдохнув в нее искусственную душу. Это идеология «святой войны», «крестового похода». Она имело множество оттенков: борьба во имя демократии, во имя свободы и человеческого достоинства, во имя западной культуры и христианской цивилизации, наконец — во имя божественной справедливости. Я говорю «ересь» потому, что эти идеи, часто справедливые сами по себе, не были основаны на живом опыте, они не проистекали из глубокого и святого источника, который один мог бы преобразовать их в «идеи-силы». И эти слова звучали ложно, как все абстрактное. Они звучали ложно в особенности потому, что хотели представить в качестве абсолютных вторичные, относительные понятия и ценности. Даже христианская цивилизация, будучи цивилизацией, есть лишь результат, реализация, внешнее проявление реальности абсолютной — веры христианского народа. Не может быть святой войны за соборы, теологические суммы, требники. Это лишь одежды Церкви — одежды Христа, разделенные воинами у подножия Креста. Что же касается Церкви, источника этих вторичных благ, то она не нуждается в нашей материальной защите, в наших игрушечных мечах. Бесполезно заново воспроизводить наивный жест апостола Петра, отсекшего ухо рабу в Гефсиманском саду… Война не ведется во имя абсолютных ценностей: это главное заблуждение войн, именуемых «религиозными», первая причина их бесчеловечной жестокости. Тем более, не может быть войны во имя относительных ценностей, которые пытаются абсолютизировать, ради абстрактных понятий, которым придают религиозный характер. Противопоставим ли мы идолам «чистой расы» более человечные идолы права, свободы, гуманности — они не станут от этого в меньшей степени идолами, гипостазированными и абсолютизированными понятиями, и по-прежнему это будет война идолов, а не война людей… Человеческая война — единственная, которая может быть названа справедливой (если война вообще может быть названа справедливой) — это война во имя относительных ценностей, которые понимаются как относительные. Это война, в которой человек, будучи призванным к абсолютной цели, осознанно, без сомнений, посвящает себя относительным ценностям, зная, что они относительны: земля, Родина. И эта жертва приобретает абсолютный, неуничтожимый и вечный характер для человеческой личности. Божественная миссия Жанны Д’Арк имела своей целью относительную ценность: привести Дофина в Реймс, чтобы вернуть Франции короля. У нее не было вражды к англичанам, которых следовало «изгнать из Франции». И это важнейший признак войны человеческой, и в то же время присущее качество души Франции, наиболее совершенным образом которой явилась Жанна Д’Арк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4116...

«Войны в мире ведутся из-за наживы, из-за страха ее упустить или не приобрести. Войны — порождение этого страха. Война есть гораздо более дело страха, чем бесстрашия и мужества. Причины войн укоренены в метафизическом страхе народов, от которого они хотят закрыться мужеством войны. Страх настоящей или мнимой опасности так же ведет к пролитию крови, как страх отчаяния пред беспросветностью истории, лишенной света Вечности. Древний “золотой телец”, принимающий все более “жидкую”, даже невидимую ныне “атомическую” форму, устрашает страны и континенты своей немилостью к ним и бросает их друг на друга». архиеп. Иоанн (Шаховской) «Двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа:  Проливаяй кровь человечу, в ея место его кровь пролиется  ( Быт. 9:6 ). Если же возникает по благословной вине брань, в которой защищают себя и других, то такая война не осуждается как смертный грех, но иногда вменяется даже как проявление высокой добродетели любви, если она ведется с добрыми намерениями, чтобы не столько себя одного, сколько все отечество сохранить целым от надвигающихся врагов и чтобы соблюсти не только телесное здравие своих ближних, но и их душевное спасение, которое могло бы повредиться, если бы соотечественники впали в руки иноплеменников, что бывает в агарянском плену, в котором христиане принуждаются к нечистотам агарянским, а иногда и к отречению от Христа». свт. Димитрий Ростовский Воины в церковном календаре Имя Год канонизации/дата памяти 1 -, 6 мая, 16 и 13 нояб., 9 дек. -, 1 мар., Сб 1 седмицы Вел. поста -, 3 авг. -, 26 мая -, 19 мая -, 1 сен. -, 2 нояб. -, 12 авг. -, 22 мар. 1547, 12 сен. и 6 дек. 1988, 1 июн. 2004, 5 авг. и 15 окт. 2016, 20 сен. 2016, 4 мар. Литература по теме Война в Священном Писании Духовенство, монашество и война Официальные церковные документы История

http://azbyka.ru/vojna

Пост, война и путешествие в трюме Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх 30 ноября, 2015 Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх Что такое сегодня Рождественский пост? Нужно ли как-то поститься особенным образом, учитывая сложность и нестабильную обстановку в мире? Как верующим провести Новый год и как праздник народный, и как праздник церковный? Верующие «со стажем» часто пренебрежительно относятся к ограничениям в пост в еде, говорят, что главное «людей не есть» – почему так происходит, как тут поступать правильно? На эти и многие другие вопросы отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске. – Что такое сегодня Рождественский пост и Рождество, когда вокруг война и страх? Может быть, пост должен стать более осознанным или нужно каждый раз поститься, как в последний раз? – Пост – это дар Божий, ослабление пут страстей, которыми мы связаны. Мы все страдаем чревоугодием и боремся с ним, должны бороться. И вот в помощь в этой борьбе Бог установил в Церкви пост. Каждому по силам – одни могут большой дар принять, другие – малый. Как если бы дали голодным людям пшеницы, кто сколько может взять – один может понести 20 килограммов, другой только 5, третий совсем ничего не может. А кто-то даже не хочет – избирает смерть. Конечно, когда мы получаем помощь в борьбе со страстями, мы должны радоваться. Не той радостью, что вот скоро придет праздник Рождества, можно будет объесться курицы или еще хуже – обпиться вина, такая радость греховна. А духовной радостью – о том, что бремя наших страстей облегчается. А что касается страха смерти, то, во-первых, люди и так постоянно умирают от несчастных случаев и болезней. А во-вторых, мы празднуем пришествие Христа Спасителя. Причем здесь война? Если объявят, что 7-го числа, на Рождество нас всех расстреляют – тем более, надо отпраздновать, собраться вместе, причаститься, а потом с миром в душе отправиться в Царство Небесное. Радость о Господе должна быть и надо стремиться ее обрести.

http://pravmir.ru/post-voina-trum/

Госдеп-2: Священная война (ВИДЕО + ТЕКСТ) В эфире программы Госдеп-2. РПЦ. Священная война 9 апреля 2012 года Ксения Собчак и гости программы — Людмила Нарусова, Татьяна Арно, Андрей Малахов, Тихон Дзядко, протоиерей Максим Козлов, протодиакон Андрей Кураев, Сергей Матвеев, Анатолий Осмоловский и Юрий Шевченко обсуждали причины антицерковных настроений. 10 апреля, 2012 В эфире программы Госдеп-2. РПЦ. Священная война 9 апреля 2012 года Ксения Собчак и гости программы — Людмила Нарусова, Татьяна Арно, Андрей Малахов, Тихон Дзядко, протоиерей Максим Козлов, протодиакон Андрей Кураев, Сергей Матвеев, Анатолий Осмоловский и Юрий Шевченко обсуждали причины антицерковных настроений. В эфире программы «Госдеп-2. РПЦ. Священная война» 9 апреля 2012 года Ксения Собчак и гости программы — Людмила Нарусова, Татьяна Арно, Андрей Малахов, Тихон Дзядко, протоиерей Максим Козлов, протодиакон Андрей Кураев, Сергей Матвеев, Анатолий Осмоловский и Юрий Шевченко обсуждали причины антицерковных настроений. Протодиакон Андрей Кураев о передаче «Госдеп-2″: личность Патриарха обсуждать не намерен [flowplayer img=» width=’580′ height=’435′ ][/flowplayer] Аудиозапись программы скачать После эфира протодиакон Андрей Кураев поделился с ПРАВМИРом размышлениями об итогах программы. Ксения Собчак: Добрый вечер. Это Госдеп-2 с Ксенией Собчак. И тема нашей сегодняшней программы –непростая. Поэтому сразу, чтобы снять все обвинения в кощунстве, скажу, что вера – это, безусловно, дело интимное. А церковь дала нам много поводов для разговоров. Сегодня мы будем говорить о РПЦ, о патриархе Кирилле, и об информационной войне, которая сейчас, по словам представителей церкви, была развязана в интернете и в СМИ. Итак, действительно информационная война или просто информационные поводы, которые дает нам РПЦ? Об этом мы поговорим сегодня. И в начале, я бы хотела обратиться к вам, Андрей Кураев. Дьякон. Здравствуйте. Как вы считаете, те информационные поводы, которые мы сейчас все наблюдаем в прессе, связаны с патриархом Кириллом. Дело о часах.

http://pravmir.ru/gosdep-2-svyashhennaya...

Феликс Разумовский рассказал о книге. «Это не энциклопедия, не научная монография. Она для чтения. Нам хотелось, чтобы сегодняшний  современник получил возможность узнать о событиях не только в концепции Великого октября, но и познакомиться с православным  взглядом на эти события», – сказал он. Первая часть книги посвящена первой мировой войне – «Преданная война», которая была «сознательно вычеркнута из нашей истории». А вычеркнута потому, что «здесь предателем выступает часть народа, которая отказалась защищать родину», убежден автор. Отказалась защищать потому, что в это время Россия провалилась в смуту. По мнению Ф. Разумовского, гражданская война началась не после революции, а до; большевистская концепция – революция, потом гражданская война – не выдерживает критики. Первые проявления гражданской войны историк относит к 1902 году – когда тысячи усадеб были разграблены и сожжены. «Это была война белой и черной кости. Как только царь отрекся от престола, эта война, которую Столыпин и другие пытались сковать, выплескивается наружу, это океан злобы и ненависти, война всех против всех, – считает он. – На этой волне власть берут большевики. Большевики, в отличие от всех других, делают ставку на гражданскую войну, потому что они готовы к торжеству зла». Главный фронт гражданской войны – крестьянский. Далее автор приходит к выводу: в результате войны были ликвидированы все слои русского общества, все традиции, кроме одного – Церкви. «Было возрождено патриаршество, проходит церковный собор... После переворота октября 1917 года начался подъем церковной жизни. А потом… начинается Голгофа», – подытожил историк. Феликс Разумовский выразил несогласие с высказыванием А.Солженицына «Мы потеряли ХХ век». «Россия дала тысячи мучеников за веру. Главные герои ХХ века были не стахановцы, а новомученики», – отметил автор книги. В спор с Феликсом Разумовским вступил историк Олег Айрапетов, доцент МГУ им. Ломоносова. В революции сводятся не личные счеты, а исторические, отметил он: «Александр Блок был потрясен тем, что разгромлена его усадьба. Это историческая память о той социальной несправедливости, которая существовала». В то же время О. Айрапетов отметил, что с удовольствием смотрит передачи Ф. Разумовского, которые  «пропитаны любовью к русскому слову, русской культуре и не могут не радовать», особенно в то время, когда происходит «разгром образования». Также важно, отметил Айрапетов, чтобы «был диалог светских и церковных историков и, если возможно, чтобы хотя бы не было конфликта».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010