Возьмем прежде всего ту область жизни, где торжество насилия особенно страшно. Где и в каких случаях морально допустима война? На этот вопрос лучше всего отвечает сам Толстой своим романом «Война и мир». Война морально оправдана только тогда, когда народ обороняется против чужеземного поработителя — оборонительная, народная война. За свою тысячелетнюю историю Россия вела 5 таких войн. В XIV веке, когда Русь восстала против полуторасотлетнего господства татар. И тогда преподобный Сергий благословил эту справедливую борьбу. В XVII веке, когда Русь боролась против попыток поляков ее поработить. И тогда святой Патриарх Ермоген тоже благословил эту борьбу. Такой народной войной против иностранного поработителя является и война против французов 1812 года, нашедшая своего Гомера в Толстом. Следует упомянуть также о войне 1877–78 годов против турок. Это была поистине святая страница в истории русского народа, когда Русь освободила своей кровью порабощенные балканские народы от пятисотлетнего турецкого ига и тотчас ушла с Балкан, не взяв ни одной копейки денег, не присвоив ни одного вершка территории. Л.Н. Толстой не понял и не принял этой войны. Но православная церковь эту войну благословила, а в некоторых странах (таких, как Сербия и Черногория) и возглавила. И, наконец, такой справедливой войной является Отечественная война 1941–44 годов, когда Россия отражала немецко-фашистское нашествие. Мы не случайно поставили дату «1944», ибо только до этого года это была справедливая, действительно народная война. Последний год, 1944–45, когда Советский Союз сам становится на путь тиранических захватов и зверств над мирным населением, является одним из самых позорных моментов позорной эпохи сталинской тирании. Справедливым и морально оправданным является, конечно, всенародное восстание венгерского народа против иноземных захватчиков осенью 1956 года и то сопротивление, которое было оказано вторгшимся войскам в Чехословакии в августе 1968 года. Справедлива и благословенна от Господа всякая борьба, ведущаяся за освобождение порабощенного народа. Во всех других случаях — война тягчайшее, отвратительное преступление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Пролита на землю кровь. Земля даёт кровь своим детям и впитывает её снова в себя. Кровь только тогда святая, когда проливается за святые дела, иначе кровь не что иное, как красная вода. Запричитали матери. О чём? О благой смерти своих детей? Подобает желать тому, кого любим, так же точно благую смерть, как и хорошую жизнь. Погибнуть на войне, на одном великом общем деле, это благая смерть. Умереть от долго длящейся болезни – это злая смерть. Умереть в сумасшествии или в беде, или позоре, это несравненно хуже, чем погибнуть на войне. Зарыдали сироты. О чём? Об отце, который им каждый день давал хлеб? Пусть не рыдают: смотрите, в их жизни остался Небесный Отец, Который каждый день им показывает солнце и каждую ночь звезды. С этим Отцом никто никогда не будет ощущать сиротство; без этого Отца все мы бедные сироты. Пришла война, долгожданная. Мы, которые её первый раз проживаем, видим, что славная смерть – самое страшное, что приносит собой война. Мы видим, что война – яд, который отравляет, но который и лечит, и молодит. Балканские славяне, вместе с греками, пошли в битву, которая всеми четырьмя христианскими королями названа святой битвой. Почему эта война более святая, чем другие европейские войны, которые ведутся в последнее время? Потому, что эта война освободительная, более совершенная, поскольку те войны торговые и захватнические. Почему ещё эта война более святая, чем другие войны? Потому что это народная война. Народ веками готовился к этой войне, народ ощущал неминуемость этой войны, поэтому сейчас пошел на войну весь, как один человек. Народный инстинкт повел эту войну, а не дипломатия. Почему ещё эта война более святая, чем другие войны? Потому что на ней совершается одно великое Божье дело, дело искупления и воскресения правды. – Откуда вы это знаете? – спросят нас народы Запада. – Мы вам не можем это доказать, – ответим мы. Мы все это на Балканах ощущаем, мы, которые пережили одну пятисотлетнюю трагедию. Мы это ощущаем всем своим существом. Влечёт нас какое-то историческое притяжение на дело, которое совершаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Войну нам навязали. И мы вынуждены воевать до победы. Иначе Россию сотрут с карты мира. Господь определил нам с вами жить в это время. И каждый вынужден будет встать в строй защитников Отечества, работая на Победу в меру своих сил, возраста, здоровья, способностей. Или же стать дезертиром, как те, кто штурмовал Верхний Ларс или поспешил укрыться в Израиле. Когда начинается война,  в которой решается судьба Отечества, третьего пути нет. И нам всем важно понять наконец, что это война,  в которой решается быть или не быть России, решается судьба нашей Родины. А значит это война  Отечественная. А в войне, которую народ воспринимает как Отечественную, народную войну, Россия всегда одерживает победу. Несмотря на то, каким бы материальным и военным превосходством враг не обладал.   Почему Германская война не стала второй Отечественной? В своей статье " Четверый рейх против России " в марте этого года я писал о том, что нам предстоит не спецоперация, а такая же тяжелейшая война с коллективным Западом, как это было в 1812 г. и в 1941-м. В 1812 г.  24 июня, когда Наполеон во главе Великой Армии - " двунадесят языков " , собранных со всей покоренной императором Франции  Европы отборных войск перешел Неман и вторгся в Россию, началась Отечественная война.  Первая Отечественная. В 1941-м Гитлер вновь континентальную Европу объединил под  властью Третьего рейха и 22 июня вторгся на Русскую землю. Началась Великая Отечественная война. Но второй Отечественной войной, как известно, называли и Первую мировую, Германскую войну, как говорили в народе. Почему же она не осталась в памяти народа, как война Отечественная? Только ли потому, что изменники февралисты в преддверии  неминуемой и скорой победы свергли Царя Николая Александровича, Верховного главнокомандующего Императорской  русской армии, а затем на территории разрушенной Российской империи была развязана братоубийственная гражданская война и победившие большевики назвали Германскую войну   " несправедливой империалистической " , что и записали в учебники?  И на долгие годы постарались вычеркнуть из памяти подвиги русских солдат и офицеров, сражавшихся на той войне.

http://radonezh.ru/2022/11/30/neizbezhno...

Но, с другой стороны, в административной структуре Церкви были серьезные изъяны, ибо, начиная с Петра I, Церковь была лишена Патриаршества, то есть, по сути, утратила свою независимости и превратилась в часть государственного аппарата. Государь император управлял Церковью через Святейший Синод и Церковь была лишена возможности принимать самостоятельные решения. Когда пала царская власть, Церковь оказалась в вакууме. И было принято единственно правильное в тех условиях решение о восстановлении Патриаршества, которое произошло в то время, когда большевики захватывали власть в стране. Оно и дало Церкви новый импульс для продолжения своего исторического бытия, необходимого для того, чтобы пережить гонения. Е. Грачева: Владыка, Вы привели слова В. Ключевского о том, что история — надзирательница, которая ничему не учит. Но, все же, какие уроки может извлечь для себя современное поколение из событий 100-летней давности? Митрополит Иларион: Прежде всего мы должны не допустить войны. Когда иной раз раздаются призывы к войне, звучит милитаристская риторика, в том числе из уст представителей Церкви, что, дескать, война нам поможет, война нас очистит, и так далее, то, конечно, это совершенно абсурдные и, на мой взгляд, даже кощунственные заявления. Никогда война никому не помогала. Война — всегда горе и трагедия для людей. Мы знаем, какими жертвами обернулась Великая Отечественная война для нашего народа. А ведь война была одним из последствий революции, это сейчас совершенно очевидно. И сейчас мы не можем даже представить себе, какой могла быть наш страна, ее развитие, если бы не революция и война. Еще один урок, который мы должны извлечь из трагедии 100-летней давности, это то, что мы не должны никому позволять раскачивать нашу страну изнутри. Мы никому не должны позволять посягать на наши традиционные религиозные ценности, ибо это может обернуться трагедией для всей страны и для всего народа. Мы видим, как сейчас иной раз пытаются на обыденных и незначительных инцидентах раскачать нашу лодку. Продолжается полемика вокруг Исаакиевского собора. Казалось бы, о чем здесь говорить? Очередной храм возвращается Церкви. Почему из этого делается всемирный скандал? Да потому что всегда есть люди, которые хотят раскачать лодку, и они как шарманку крутят свою либеральную песню, дабы показать, как все плохо, мол, происходит клерикализация, и Церковь якобы захватывает все позиции.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4811079...

В нем владыка Николай предсказывает, что начнется новая война (Вторая мировая), о чем свидетельствовали: 1) явная и тайная подготовка к войне многих стран, 2) военные бюджеты, 3) ускоренное производство оружия, 4) увеличение армий, ускоренное строительство военных кораблей и другой военной техники, 6) ангажирование ряда ученых правительствами, 7) тайные союзы, 8) разветвленная сеть шпионажа 14. На основании этих показателей владыка утверждал, что война, начатая в 1914 году, еще не завершена и что идея о новой войне доминирует в сознании многих народов и стран, отводя на задний план разговоры о мире, а также что и в финансовом плане война продолжается. Описание грядущей войны – вопрос, который занимал мысли владыки Николая. Тогда он утверждал, что новая война «будет войной, которая полностью лишена милости, чести и благородства» 15. «Ибо грядущая война будет иметь целью не только победу над противником, но и истребление противника. Полное уничтожение не только воюющих, но всего, что составляет их тыл – родителей, детей, больных, раненых и пленных, их сел и городов, скота и пастбищ, железных дорог и всех путей!» 16 Сама война будет иметь еще одну отличительную особенность – безыдейность всех воюющих сторон и взаимное недоверие даже среди находящихся под одним знаменем. Ибо эта война будет вестись не во имя веры, не во имя свободы, не во имя родины и нации, а во имя ненависти и борьбы за владычество. Как никогда актуальны для современной России его слова, произнесенные «Из окна темницы». «Грешили мы и грехи искупали. Оскорбили мы Господа Бога и наказаны. Испачкались мы беспутством, умылись кровью и слезами. Попрали мы все, что для предков было свято, за это и сами попираемы. Имели мы школу без веры, политику без чести, войско без родолюбия, государство без Божиего благословения. Поэтому пропадают у нас и школа, и политика, и войско, и государство. Двадцать лет мы усердствовали, чтобы не быть самими собой, поэтому чужеземцы накрыли нас своим мраком» 17. Почему же, спросит иной, приобщение к Европейской культуре является таким грехом? Неужели надлежит замкнуться в своих узких национальных границах? Нет, не к этому призывал св.

http://pravoslavie.ru/38035.html

21-й – «Каков должен быть брак, по учению Иисуса Христа?» 22-й – « Страшное падение » (Облик немецкого народа в нынешней войне). 23-й – «Современная война с Библейской точки зрения». 24-й – «Победа Русской души». 25-й – «Что такое война и откуда она, по учению Библии». 26-й – «Неизбежность войны, по учению Христа». 27-й – «Усердная молитва верующего помогает на войне». 28-й – «Видимая помощь молитвы верующего на войне». 29-й – «Голос пророков о войне есть голос Бога и предсказания пророков о судьбе всемирных завоеваний выражают непреложный закон Божественного мироправления». 30-й – «Война, распространяя опустошение кругом, несет погибель и самому опустошителю». 31-й – « Отношение первых христиан к войне и в военной службе». 32-й – «Взгляд Иисуса Христа на войну». 33-й – „О немцах и о сектах немецкого порождения». (Слово пастыря-миссионера к православной пастве по случаю нынешней войны). 34-й – «Неизбежная погибель мировых монархий, созданных мечом и неправдою, и вечное царство Христа как царство любви, святости и мира». 35-й – «Суд Божий над мировыми царствами древних язычников, как верный указатель исхода настоящей войны». 36-й – «Отношение Иисуса Христа к войне». 37-й – «Оборонительная война – долг христианина и выполнение заветов Христа». 38-й – «Война от диавола, по допущению Божию, в наказание и исправление людям». 39-й – «Святая Четыредесятница – время духовного обновления» (Слово Архипастыря). 40-й – «Христос Воскрес – воскреснем и мы». 41-й – « Духовное перерождение безбожника на войне, по молитвам умершей матери». 42-й – «Современная война есть повторение прошлого, а прошлое предрешает судьбу настоящего». 43-й – «О. Иоанн Кронштадтский – о причинах и цели войн». 44-й – «С земного удела Божией Матери». 45-й – «Война есть наказание Божие за беззакония людей». 46-й – «Святая скорбь по умершим сынам родной земли». 47-й – «Лживость современного неверия и его пагубные действия». 48-й – «Жизнь без Христа – погибель мира». 49-й – «Родословие Христа – золотая цепь, объединяющая между собою и с Богом всех людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Бойкот / Олег , Минск. – С.6. Реклама : С.7. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Божественное веселье веры. Псевдорецензия на настоящую книгу Фото Владимира Ештокина, документальное фото – Сергей Иосифович Фудель в сибирской ссылке. 1947 г.//Фома. - – июнь 2011. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »). Протоиерей Николай Балашов, Людмила Сараскина. Сергей Фудель. – М.: Русский путь, 2011. Интервью номера:   Юрий Вяземский . « Я не верю в совесть, если она без Бога » . Беседа с известным телеведущим, писателем, членом Патриаршего совета по культуре, членом редакционного совета журнала «Фома», которому в июне исполняется 60 лет. Беседовал Николай Шешин . Фото Владимира Ештокина и кадры из интеллект-шоу «Умницы и умники», предоставленные студией Юрия Вяземского «Образ-ТВ»//Фома. - 6(98) – июнь 2011. – С.10-15. – (рубрика « Интервью номера »). Тема номера. Война, не дающая покоя: Вступление от Редакции. К 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны . Фото из архива ИТАР-ТАСС//Фома. - – июнь 2011. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Война, не дающая покоя »). Людмила Петрановская , психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования. Непережитая война, или 70 лет борьбы народа с одной травмой . Фото из архива ИТАР-ТАСС//Фома. - – июнь 2011. – С.18-21. - (рубрика « Тема номера. Война, не дающая покоя »). См. также: Михаил Тарусин , руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования. Правда как потребность //Фома. - – июнь 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »); Психолог не должен играть роль историка. Отклик на статью Людмилы Петрановской «Непережитая война» («Фома», июнь 2011)/Автор отклика – Дмитрий Володихин , кандидат исторических наук//Фома. - – июль 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »). Егор Холмогоров , публицист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники». Война как точка сборки нации . Фото Сергея Воронина и фото письма с фронта 29-летнего ефрейтора Валентина Трусова, написанное 8 января 1944 года, за две недели до гибели под Псковом//Фома. - – июнь 2011. – С.22-25. – (рубрика « Тема номера. Война, не дающая покоя »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

Мы были против войны Геноцид как основа государственной политики большевиков. В советской исторической школе было принято считать, что начавшаяся в результате Октябрьской революции Гражданская война 1918-1922 гг. была необходимым инструментом, используемым во всех мировых революциях с целью активизации классовой борьбы, и тот класс, который побеждает в этой войне, собственно, получает государственную власть. В борьбе с буржуазией победить должна диктатура пролетариата. Об этом писал В.И. Ленин в своей работе «Русская революция и гражданская война»: «…гражданская война есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса. Чаще всего – можно сказать, даже почти исключительно – наблюдается в сколько-нибудь свободных и передовых странах гражданская война между теми классами, противоположность между коими создается и углубляется всем экономическим развитием капитализма, всей историей новейшего общества во всем мире, именно: между буржуазией и пролетариатом». Однако если начать пристальное изучение подлинных причин Гражданской войны, то можно увидеть, что они являются более глубокими и связаны с целью полного уничтожения всех основ исторического и культурного прошлого, так или иначе связанного с монархическим сознанием и идентичностью русского человека. Вот почему большевиками сознательно была объявлена война купечеству, крестьянству, казачеству, духовенству и всей интеллигенции, представляющей духовно-интеллектуальный пласт и генофонд русской цивилизации. Но война эта была объявлена не сразу. Мы уже как-то писали о том , что Октябрьскому государственному перевороту предшествовал ряд событий, которые были связаны, прежде всего, с предательством элит в Феврале 1917 г., когда Государь в своем дневнике записал знаменитое высказывание «кругом измена, трусость и обман». И самым страшным было то, что Государя Николая II предала вся элита, включая и Церковь, которая призвана быть совестью русского общества. Именно по этой причине, как пишет В. Шамбаров, к «триумфальному шествию Советской власти» весной 1918 г. большевиками были подавлены практически все очаги сопротивления в России. Генерал Л.Г. Корнилов (1870-1918) погиб под Екатеринбургом, а разрозненная немногочисленная армия генерала А.И. Деникина (1872-1947) уже не представляло никакой опасности.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/11/za...

Так что надо не доводить до войны, надо эту всю грязь вычищать заранее, потому что война начинается тогда, когда не вычищенная грязь накапливается до критических размеров. Тогда она вырывается наружу и начинается война на кухне, война между районами, война между национальностями, война между футбольными фанатами, война между кем-то ещё. У нас же постоянно в мире идёт перманентная война, люди же постоянно воюют друг с другом: белые — с чёрными, чёрные — с жёлтыми, фанатики «Спартака» — с фанатиками «Динамо». Откуда всё это берётся? Это наша больная душа, это всё всегда было. Я слишком много сказал по этому поводу, я извиняюсь, непозволительно много произнёс слов по этому поводу, но это всё меня тоже очень трогает. Я понимаю вашу заинтересованность в этом вопросе, потому что меня это тоже, конечно, тревожит. Не знаю, согласны вы со мной или не согласны, но я высказал свою точку зрения по этому вопросу. — Здравствуйте, отец Андрей. С Рождеством Христовым поздравляю вас, всех слушателей. Мира нам всем, любви побольше друг к другу — самое главное. Никак не могу найти ответ на вопрос, который меня очень беспокоит, — о возможной участи усопших. К примеру, жили два человека. Один любил Бога, любил ближних, верующим был, милостыню творил, в церковь ходил, причащался, с грехами боролся, Господь его призвал — он ушёл в мир иной. Второй человек — Бога не отрицал, никакого серьёзного зла не делал, но в то же время церковной жизнью не жил, не молился никогда, никогда в жизни не причащался, жил как все, имея Бога в душе, как это у нас модно говорить. Он умирает, лежит на смертном одре, и милостью родных, так скажем, он причащается. Сердобольные родственники верующие приводят батюшку, причащают его, исповедуют, соборуют, и он после Причастия уходит в мир иной. Я читала, что если человек причащается непосредственно перед смертью, то он «автоматически» попадает в Царство Небесное. И вот как-то я не могу это принять сердцем, душой, потому что как это так? — Человек всю жизнь Бога не знал, не молился, к Нему не шёл, Его не любил, и вот милостью родных он причастился, и получается, что так же как первый человек, который любил Бога, он сразу попадает в Царство Небесное? — А что вас оскорбляет в этом? Мне, честно говоря, непонятно, что же вас мучает? Несправедливость? Вот евреи, например, считают, что несправедливо, что вот они всю жизнь верили-верили, а мы — язычники, вообще ни во что не верили, жили как хотели, а потом — мы как бы к Богу ближе, а они — нет.

http://radonezh.ru/text/khristos-rodilsy...

Признав всякую власть от Бога, апостолы тем самым признали от Бога и вооружённую силу, являющуюся основой государственного бытия. Признали, потенциально, и войну как неизбежный исторический факт. Церковь не нуждается в " оружии " : " вложи меч свой в ножны " . Но ведь Церковь – совершенный организм, а государство – организация внешнего порядка. Оно организует людей принудительной силой. Весь мир в целом до церковной организации ещё не дорос. Мир – во зле лежит. В известном смысле это больной организм. И без участия острого ножа иногда нельзя справиться с злокачественною опухолью. Иного способа защитить своё бытие, как только силою оружия, у государства нет. И если признаётся добром в историческом процессе государственная организация, должна быть признана относительным добром и та военная сила, которая обеспечивает её существование. Добром должна быть признана и война, в зависимости от тех исторических причин, которые её вызывают, и в зависимости от тех государственных целей, которые она преследует. Таким образом, и здесь, вне Церкви, моральный смысл войны определяется конечною целью, во имя которой идёт борьба государства с государством. – – – – – – – – – – Итак, из анализа заповеди " не убий " и понятия " войны " вытекает положительное решение вопроса: допустима ли война с христианской точки зрения? Моральная оценка войны не может иметь абсолютного характера. Война может быть и добром, и злом в зависимости от целей, которые она преследует. Индивидуальная христианская совесть не должна смущаться принципиальным отношением к войне. В принципе война недопустима. Но совесть должна очень смущаться вопросом: во имя чего ведется война? Ибо если не всякая война зло, то и не всякая война добро. Христианин может принять только ту войну, цели которой могут быть благословлены Церковью. Из анализа событий в Гефсиманском саду вытекает ненужность вооружения Церкви мечом, так как абсолютная Правда и Истина, воплотившиеся в Богочеловеке и в историческом процессе реализуемые в Церкви, – сами в себе носят все силы для своего конечного торжества. Точно так же как поднимающие против неё меч сами в себе носят залог своей погибели.

http://zavet.ru/a/rss_1305974145.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010