(Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXVI. 134–135) V.3. «Сага о Хаконе Добром» «Сага о Хаконе Добром» («Hákonar saga góða») – четвертая сага «Круга земного» Снорри Стурлусона. Она посвящена времени правления (по хронологии «Королевских анналов» – 933–960 гг.) норвежского конунга Хакона Доброго, сына Харальда Прекрасноволосого. В качестве источников, Снорри использовал более раннюю о Хаконе Добром», равно как и о Хладирских ярлах», «Обзор саг о норвежских конунгах», «Красивую кожу», «Сагу об оркнейцах». Кроме того, он обращался к скальдическим стихам, и, в первую очередь, к поэме Эйвинда Погубителя Скальдов «Речи Хакона» – поминальной песни о Хаконе Добром. Сага начинается с того, что Хакон Воспитанник Адальстейна, незаконнорожденный сын Харальда Прекрасноволосого, узнает о смерти своего отца и отправляется в Норвегию, с целью стать конунгом над ней, вместо своего сводного брата Эйрика Кровавая Секира. Земли к востоку от Балтийского моря упоминаются в саге в связи с походами воинственных сыновей Эйрика, которым в саге уделено много внимания. Именно в битве с ними и получает смертельное ранение конунг Хакон. Сага заканчивается тем, что Хакон, не имевший сыновей, перед смертью призывает к себе сыновей Эйрика и передает им власть над всей страной. Издание: Snorri Sturluson. Heimskringla/Bjarni Aðalbjarnarson//IF. B.XXVI. 1941. Bis. 150–197. Перевод: Снорри Стурлусон. Круг Земной/А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980. С. 67–87. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 135; Джаксон 1993. S.95–104. V.3.1 Глава 21 Сыновья Эйрика много бывали в военных походах в Аустрвеге, а иногда воевали они в Нореге 265 , как написано раньше. А конунг Хакон правил в Нореге и был очень любим. Были тогда хорошие урожайные годы в стране и добрый мир. (Перевод T. Н. Джаксон по IF. XXVI. 176) V.4. «Сага о Харальде Серая Шкура» «Сага о Харальде Серая Шкура» («Haralds saga gráfeldar») – пятая сага «Круга земного» Снорри Стурлусона. Эта небольшая сага посвящена времени правления сыновей Эйрика и Гуннхильд, одним из которых был и центральный герой саги – норвежский конунг Харальд Серая Шкура (правивший, согласно «Королевским анналам», в 960–975 гг.). При написании этой саги Снорри использовал, в качестве основного источника, несохранившуюся о хладирских ярлах», а также «Сагу об Олаве Трюггвасоне» монаха Одда, «Обзор саг о норвежских конунгах» и «Красивую кожу». Кроме того, он обращался к скальдическим стихам – поэмам Глума Гейрасона, Эйвинда Погубителя Скальдов и Эйнара Звон Весов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принцесса была очень рада, она усердно трудилась день-деньской среди овец, свиней и коров. И скоро, несмотря на ее уродство, фермер с женой полюбили ее за трудолюбие и усердие. Однажды, собирая в лесу хворост, она увидела в ручье свое отражение. Мерзкая ослиная шкура, надетая на нее, привела ее в ужас. Она быстро помылась и увидела, что ее прежняя красота вернулась к ней. Возвращаясь домой, она опять вынуждена была надеть противную ослиную шкуру. На следующий день был праздник. Оставшись одна в своей каморке, она достала волшебную палочку и, дважды стукнув ею по полу, вызвала к себе сундук с платьями. Вскоре, безукоризненно чистая, роскошная в своем платье цвета небосвода, вся в бриллиантах и кольцах, она любовалась собой в зеркале. В это же время королевский сын, которому принадлежала эта местность, поехал на охоту. На обратном пути, уставший, он решил остановиться отдохнуть на этой ферме. Он был молод, красив, прекрасно сложен и добр сердцем. Жена фермера приготовила ему обед. После еды он пошел осматривать ферму. Зайдя в длинный темный коридор, он увидел в глубине его маленькую запертую каморку и посмотрел в замочную скважину. Удивлению и восхищению его не было предела. Он увидел такую прекрасную и богато одетую девушку, какой не видел даже во сне. В ту же минуту он влюбился в нее и поспешил к фермеру узнать, кто эта прекрасная незнакомка. Ему ответили, что в каморке живет девушка Ослиная Шкура, названная так потому, что она грязная и мерзкая до такой степени, что никто даже не может смотреть на нее. Принц понял, что фермер и его жена ничего не знают об этой тайне и расспрашивать их бессмысленно. Он возвратился к себе домой в королевский дворец, но образ прекрасной божественной девушки постоянно терзал его воображение, не давая ни минуты покоя. От этого он занемог и слег в ужасной горячке. Доктора были бессильны ему помочь. — Возможно, — говорили они королеве, — вашего сына терзает какая-то ужасная тайна. Взволнованная королева поспешила к сыну и стала умолять его поведать ей причину его горести. Она пообещала исполнить любое его желание.

http://azbyka.ru/fiction/oslinaja-shkura...

Новейшие социалисты совсем отказываются отвечать на вопрос о том, что такое правда, равенство и прочее. В брошюре Гэда «Коллективизм» (изд. «Колокола») относительно социализма заявляется, что он «не покоится ни на одном из априорных (наперёд условленных и известных) представлений справедливости, свободы, равенства или братства; эти представления входят в область той метафизики, о которой Вольтер сказал: «метафизика там, где два человека не могут понять друг друга». Социализм, по словам Гэда, уже не ссылается на «великодушные чувства» или на «стремления к благосостоянию», которые были во все времена, но никогда не достигали цели». Сказано весьма откровенно. Но какой вывод можно сделать из сказанного? По заявлению одного социалистического писателя, «шкура проклятого буржуа годна только на перчатки, как шкура собаки». Каждый класс имеет свою мораль. Предположим, мы уважили эту мораль рабочего. Но вот, тот же буржуа со своей стороны заявит, что и «шкура рабочего годна разве только на перчатки или сапоги». Каждый класс имеет свою мораль; выходит, надо уважить и мораль буржуа. Что же из этого выйдет? Социализм ссылается на науку и исповедует дарвинизм, по которому в жизни, в борьбе за существование, побеждают сильнейшие, a слабейшие обречены на умирание. Право на жизнь за тем, у кого больше силы. Но не оправдывается ли этим происхождение капитализма, того самого, который так ненавистен социализму? В прошлом за капиталом ряд насилий, угнетений, эксплуатаций рабочего класса. Это так. Но разве, с точки зрения социализма, это можно осудить? Ведь правда за силой, и каждый класс имеет свою нравственность. К таким неожиданным выводам приходит социализм, если он совершенно отрешится от религиозной нравственности, а отрешиться от неё он должен, если не хочет продолжать обмана. Как далеко всё это от христианства! В нём учение о любви исходит из понятия о Боге-Любви и воплощено в Личности Богочеловека-Искупителя. Заповеди Господни вечны, вечна Божия правда, как вечен Бог; в Божественном Откровении – в Священном Писании , в живой Церкви дано постоянное руководство совести живого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

РАЗРУШИЛ: разроуши . В греч. более общее καθελε «уничтожил» – различие небольшое, но в данном контексте существенное: в греч. «жертвы уничтожил», «города разрушил»; в слав. «жертвы» переделаны на «жертвенники», строения, которые можно разрушить. Получилось: «жертвенники разрушил», «города разрушил». ГОРОДА: на месте τν πολιτεαν вин. ед. «государство». Ср. πλις, πλεις мн. им. «города». Неучет суффикса и невозможность его учета при отсутствии понятия для «государство». В других местах жизнь, жити . См. комм. к И209. УМРЕТ: оум ] р ] еть в соот. с τελευτσει зд. «окончится». Получилась неожиданная метафора. Основа мерет – для τελευτ использована также на И31, дав содержательную ошибку, и на И282 16 =Б409 22 ДОБРЫМ ОВНОМ: овенъ добръ на месте κριν καλν прич. наст. муж. Б408 6 (καλω) «овном называя»; ср. омофоничное καλν прил. ср. «красивый». CAM: ατς; во Врем место испорчено: в Тр къ , по-видимому, из тъ ; в S но . КОЗЕЛ КОЗИЙ: козелъ козии И281 23 в соот. с τργος αγν род. мн. Б408 18 (αξ «коза, козел»). Так и в Острож: козелъ Дан. 8:5 . Интересно отметить, что щит Зевса (αγς – «эгида») был сделан из козьей шкуры, как и панцирь богини Афины. Козья же шкура была символом тучи и бури. Отсюда «эгида» означает и бурю, и щит Зевса, от сотрясения которого происходит буря, гром, молния и мрак [Вейсман, 28]. Таким образом, козья шкура – символ могущества и власти в греч. мифологии, как и козел в библейской книге. И282 ЖИЗНЬ: πολιτεα, в слав. И282 5 – по производному значению сущ. πολιτεα Б409 7 «образ жизни», зд. «государство». См. комм. к И209 18 . ИЗ-ЗА НЕГО – из-за Антиоха; в слав. ихъ ради И282 5 «из-за них», то есть из-за самих иудеев. РОДИЛСЯ: родис И282 6 на месте γενθη аор. Б409 8 зд. «возрос» – переведено исходное значение. В Острож вы с Дан. 8:11 (кат. становления не отражена). И283 ДОПУСТИЛ: συνεχρησεν аор. Б410 12 (συγχωρω «допускать»), в пер. калька: въмсти И283 1 . ОЧИСТИТЬ: κκαθραι Б410 15 ; в пер. потребить И283 4 – результат того, что κκαθραι аор. инф. (κκαθαιρω «очищать», καθαιρ «очистить, очищать») был принят за форму гл. καθ-αιρω в т. ч. «истреблять, убивать». Возобладала упрощенная мысль о наказании иудеев уничтожением, в то время как Златоуст ( Иуд. 7 ) говорит об очищении через бедствия как цели Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Господь сказал ему: «Если Я буду с тобою, то ты поразишь мадианитян, как одного человека». Тогда Гедеон попросил знамения, по которому он мог бы убедиться, что действительно Господь избирает его на дело сие, и Ангел Божий открыл ему себя в чудесном жертвоприношении. После этого Гедеон, воспламенившись ревностью по Боге, вырубил священную дубраву отца своего, в которой стоял жертвенник Ваала. Это был первый подвиг неустрашимости, угодный Богу, ибо все, служившие этому идолу, хотели убить Гедеона за его поступок. Между тем, Гедеон, все еще не уверенный в великом призвании своем, стал опять просить у Бога знамения. «Если Ты, – говорил он Господу, – спасаешь рукою моею Израиля, то вот я положу овечью шкуру на гумно; и как скоро роса окажется на шкуре только, а по всей земле кругом будет сухо, я узнаю, что спасаешь рукою моею Израиля». На другое утро, вставши рано, он нашел шкуру совершенно мокрою, так что, выжав из нее росу, он наполнил ею целый водонос. Тогда Гедеон ободрился и осмелился еще раз вопросить Господа. «Да не разгневается Господь на меня, – говорил он, – и да испытаю еще раз! Пусть теперь шкура будет суха, а по всей земле роса!» Бог исполнил и на этот раз его желание. Овечья шкура осталась совсем суха, между тем как вся земля вокруг была покрыта росою. Тогда Гедеон восстал и собрал 32000 человек войска. Но Господь сказал ему: «Слишком много тебе людей сих. Пусть не хвалится Израиль передо Мною и не говорит: моя рука спасла меня. Скажи им: кто боязлив и страшлив, пусть воротится назад!» Когда Гедеон сделал это, у него осталось только 10 000. Но Господь сказал: «И этого еще слишком много! Выведи их на воду, и Я искушу их перед тобою». Гедеон сделал, как повелел Господь, и при нем осталось только 300 человек. Тогда Гедеон разделил свое войско на три отряда, дал каждому из воинов в одну руку по горящему факелу, сокрытому до времени в кувшине, а в другую по трубе, и ночью стрех сторон дружно напал на лагерь мадианитян. «Меч Господу и Гедеону!» – воскликнули израильтяне. Поднятые к верху факелы, звуки труб и необыкновенный треск разбитых при сем кувшинов так смутили беспечно спавших мадианитян, что они в замешательстве стали принимать своих братий за врагов и умерщвлять друг друга. Скоро все они обратились в бегство, а между тем с гор Ефремовых устремляются израильтяне в погоню за врагами. Множество мадианитян пало под мечом их, и огромная добыча досталась в руки победителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

— Принесите ему, Кавалетто, — брезгливо сказал Артур, вынимая деньги. — Да только смотри, контрабандная шкура, — прикрикнул Риго, — не вздумай принести какую-нибудь дрянь. Я пью только портвейн. Но контрабандная шкура, с помощью все того же красноречивого пальца, довела до сведения присутствующих, что решительно отказывается покидать свой пост у дверей, и исполнить поручение взялся синьор Панко. Он вскоре воротился с бутылкой вина, уже откупоренной по тюремному обычаю, заведенному ввиду того, что у большинства пансионеров не было штопоров (как, впрочем, и многого другого). — Полоумный! Стакан побольше! — скомандовал Риго. Синьор Панко поставил перед ним стакан, явно с трудом преодолевая желание запустить ему этим стаканом в голову. — Ха-ха! — хвастливо засмеялся Риго. — Джентльмен всегда остается джентльменом. Кто родился джентльменом, тот джентльменом и умрет. Какого черта, в самом деле! Надеюсь, джентльмен имеет право на услуги окружающих? Рассчитывать на услуги окружающих — мое природное свойство. Говоря это, он налил себе полстакана вина и с последним словом выпил его. — Ха! — воскликнул он, причмокнув губами. — Ну, этот узник недолго томился в заключении. Глядя на вас, мой храбрый друг, можно с уверенностью сказать, что ваша кровь скорей скиснет в тюрьме, чем это доброе винцо. Вы уже заметно спали с лица и утратили свой цветущий вид. За ваше здоровье! Он налил и выпил еще полстакана, стараясь держать руку так, чтобы ее белизна и изящество бросались в глаза. — Ну, теперь к делу! — объявил он. — Поговорим по существу. Тем более, что, как я мог заметить, ваши речи гораздо свободнее, чем вы сами. — Не нужно особенной свободы в речах, чтобы назвать вас так, как вы того заслуживаете. Все мы знаем, и вы сами в том числе, что я еще был довольно умерен. — Можете называть меня как угодно, но не забывайте прибавить: «и джентльмен». Это единственное, чем один человек отличается от другого. Вот вы, например, как бы вы ни старались, не будете джентльменом, а я, как бы я ни старался, не перестану им быть. В этом вся разница. Но продолжим наш разговор. Слова, сэр, никогда ничего не меняют, ни в картах, ни в костях. Вы с этим согласны? Да? Ну вот, я тоже веду игру, и никакие слова не повлияют на ее исход.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Он уронил её перед Хитром и остановился, дрожа, отряхиваясь и пытаясь отдышаться. Но Обезьян даже не спросил, как он себя чувствует, даже не посмотрел на него: он был слишком занят – ходил вокруг вытащенного предмета, расправляя, поглаживая и обнюхивая его. Наконец нечистый блеск появился в его глазах, и он сказал: – Это львиная шкура. – Э-о-о-о-х, неужели? – с трудом выговорил Лопух. – Интересно… интересно… интересно… – бормотал Хитр в глубокой задумчивости. – Интересно, кто убил бедного льва? – подхватил Лопух. – Надо его похоронить. – О, это не был говорящий лев, – сказал Хитр, – об этом можешь не беспокоиться. Выше водопадов в Западных Дебрях нет говорящих зверей. Эту шкуру носил дикий, бессловесный лев. Кстати, так оно и было. Человек-охотник убил и освежевал этого льва в Западных Дебрях несколькими месяцами раньше. Но это не имеет отношения к нашей истории. – И всё же, Хитр, – сказал Лопух, – даже если эта шкура принадлежала дикому, бессловесному льву, приличней было бы устроить скромные похороны. Я хочу сказать, что львы – это вообще довольно… довольно серьёзно. Сами знаете, из-за кого. Понимаете? – Кончай рассуждать, Лопух. Ты в этом не силён. Из этой шкуры мы сделаем тебе шубу. – Я не хочу, – сказал осёл. – Это будет… я хотел сказать, другие звери могут подумать… ну, в общем, я не хотел бы… – О чём это ты? – раздражённо перебил Хитр. – Я думаю, будет неуважением к Великому Льву, если такой осёл, как я, начнет расхаживать в львиной шкуре. – Перестань, пожалуйста, спорить, – сказал Хитр. – Что такой осёл, как ты, в этом понимает? Ты не умеешь думать, Лопух, так предоставь это мне. Почему ты не хочешь относиться ко мне так же, как я к тебе? Я знаю твои сильные стороны и ценю их. Я позволил тебе лезть в Котёл, потому что знал – ты сделаешь это лучше меня. Но почему я не могу делать то, что я умею, а ты – нет? Позволят мне хоть что-нибудь делать? Будь же справедлив. – Ну конечно, раз так… – сказал Лопух. – Вот и я говорю, – подхватил Хитр. – Чем рассуждать, лучше бы пробежался до Чипингфорда и посмотрел, нет ли там апельсинов и бананов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Дичь была знатная, но несъедобная, и я очень жалел, что мы истратили даром три заряда. Но Ксури объявил, что он поживится кое чем от убитого льва, и, когда мы вернулись на баркас, попросил у меня топор. «Зачем тебе топор?» спросил я. «Отрубить ему голову», отвечал он. Однако, головы отрубить он не мог, а отрубил только лапу, которую и притащил с собой. Она была чудовищных размеров. Тут мне пришло в голову, что, может быть, нам пригодится шкура льва, и решил попытаться снять ее. Мы отправились с Ксури на работу, но я не знал, как за нее приняться. Ксури оказался гораздо ловчее меня. Эта работа заняла у нас целый день. Наконец, шкура была снята; мы растянули ее на крыше нашей каютки; дня через два солнце просушило ее, и впоследствии она служила мне постелью. После этой остановки мы еще дней десять-двенадцать продолжали держать курс на юг, стараясь как можно экономнее расходовать наш запас провизии, начинавший быстро истощаться, и сходя на берег только за пресной водой. Я хотел дойти до устья Гамбии или Сенегала, или вообще до какой-нибудь стоянки, невдалеке от Зеленого мыса, так как надеялся встретить здесь какое-нибудь европейское судно: я знал, что, если я его не встречу, мне останется только или пуститься на поиски островов, или погибнуть здесь среди негров. Мне было известно, что все европейские суда, куда бы они ни направлялись — к берегам ли Гвинеи, в Бразилию или в Ост-Индию, — проходят мимо Зеленого мыса или островов того же названия: словом, я поставил всю свою судьбу на эту карту, понимая, что либо я встречу европейское судно, либо погибну. Итак, еще дней десять я продолжал осуществлять свое намерение. Тут я стал замечать, что побережье обитаемо: в двух-трех местах мы видели на берегу людей, которые, в свою очередь, смотрели на нас. Мы могли также различить, что они были черные как смоль и голые. Один раз я хотел было сойти к ним на берег, но Ксури, мой мудрый советчик, сказал: «Не ходи, не ходи». Тем не менее я стал держать ближе к берегу, чтобы можно было вступить с ними в разговор.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-udivite...

Из явлений областной жизни по-прежнему особенное внимание возбуждали крестьянские волнения. Евдоким Демидов опять жаловался, что для усмирения его крестьян в Алексинском и Лихвинском уездах послан был прапорщик с командою; но крестьяне прапорщика не послушались, команде запрещали ходить в село Русаново, грозясь бить до смерти; два священника и крестьяне сказали, что Демидова и детей его слушать не будут. Против взбунтовавшихся крестьян Новоспасского монастыря Шацкого уезда сел Спасского и Введенского отправился подполковник Хатунский; вследствие сопротивления спасских крестьян он принужден был употребить артиллерию и ружья и силою ворвался в село: крестьяне разбежались; потом отыскано было в селе и сами явились 62 человека, а в селе Введенском – только 10 человек; так как бунт произошел вследствие обид от монастырских управителей и слуг, то для исследования дела учреждена смешанная комиссия из членов Сенатской и Синодальной контор. Малороссийского гетмана успели наконец выпроводить из Петербурга в Глухов; по всей дороге, на каждом почтовом стану велено было выставить по 200 подвод; по примеру приездов гетмана Скоропадского Разумовскому дано было вместо кафтана и запоны 1116 рублей 52 копейки, а чиновникам, бывшим при нем, вместо соболей и камок: генеральному судье – 250 рублей, другим – по 60 рублей. Главную заботу со стороны малороссийской Украйны составляли по-прежнему запорожцы. Здесь атаман минского куреня Шкура да ирклеевского куреня атаман Кишенский возмутили козаков разных куреней, взяли насильно котлы и, ударяя в них поленьями, собрали раду; набежало козаков больше 300 человек, подняли крик, ухватили две палицы, кошевого и судейского стола, и первую отнесли Шкуре, а вторую – Кишенскому, и Шкура стал кошевым, а Кишенский – судьею; но потом собрались атаманы и определили быть по-прежнему старому кошевому и войсковой старшине. Гетман послал взять под караул Шкуру, Кишенского и других зачинщиков и привезти в Глухов. Но атаманское определение, как видно, оказалось непрочно: старый кошевой и старшина сочли за нужное отказаться от своих должностей под предлогом старости и выбраны были новые. Гетман, узнавши об этом, писал в Запорожье, что за такое дело Войско Запорожское весьма достойно быть под истязанием и штрафом и чтоб впредь не смели под опасением высочайшего гнева сами собою увольнять кошевого и старшину и выбирать новых. Гайдамаки оговорили кошевого и старшину, что они брали у них в подарок грабленые вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Я был не любителем столоверчений. Мне, бывало, всегда жаль времени, понапрасну потраченного на пустяки, и было противно превращаться на целый вечер в объект беззастенчивого издевательства ловких, но недостаточно умных шарлатанов. Бенуа уговорил меня, однако, пойти, сказав, что это может быть забавно и интересно. Так как я был глубоко убеждён, что все пресловутые «материализации» и прочие фокусы не могут производиться одними только патентованными шарлатанами без содействия кого-либо из своих, из лиц, принадлежавших к дому, в который медиум приглашён, то я условился с двумя из гостей, моих единомышленников, кажется с Раушем фон Траубенбергом и ещё кем-то, кого не припомню, что я «разомкну цепь» и попытаюсь в темноте пошарить и пошалить. Нас, как водится, предупредили, что «размыкание цепи – опасно для жизни» и в лучшем случае может повлечь на виновников такой удар дубинкой по голове со стороны вызываемого духа, от которого не поздоровится. Кроме того, Рерих нас всех оповестил, что Янек (речь идёт о поляке Яне Гузике. – А. А.), самый сильный современный медиум : и в его присутствии материализация духа принимает совершенно реальные формы, вплоть до полной осязательности. К нему благосклонен, и потому постоянно является некий горный дух, воплощающийся в образе обросшего волосами человека, но «боже упаси до него дотронуться: будет беда». Огни потушены. В комнате нестерпимо жарко от множества народа, составившего над столом цепь рук. Вдруг раздаются странные стуки. Не то гитары, не то балалайки. Что-то в комнате задвигалось и застучало. – Началось, – послышался шепот. Под столом было особенно неспокойно. Видимо дух пытался изо всех сил материализоваться. Я решил, что настало время действовать, потихоньку высвободил свои руки от соседей справа и слева и, опустив их под стол, стал шарить. Через несколько секунд я нащупал какую-то шкуру; провёл руками по её складкам, легко набрёл на что-то твёрдое – не то темя, не то колено, которое шкура покрывала, и стал рвать её к себе. Шкура не уступала, её крепко держали, но возня была заметна, и через несколько минут я почувствовал сильный удар кулаком в спину, от которого вскрикнул и поднялся. Ещё кто-то через мгновение зажёг электричество, и всё кончилось. Сеанс был сорван, вернее был признан «не вполне удавшимся " " 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010