2.6.9. Обличение Господом Елифаза и его друзей (42, 7 – 9) Затем Господь обратился к старшему из друзей Иова Елифазу Феманитянину: «Горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов.42:7–8 ). Вина друзей Иова носила двоякий характер. Они осмелились дерзновенно судить о Боге, о промысле Божием, основываясь на своих заземленных представлениях. Друзья также были виноваты и перед Иовом, без всяких оснований обвиняя его в предполагаемых грехах. Любопытно, что некоторые переводы дают необоснованные чтения, типа: «Вы говорили неверно о рабе Моем Иове». Настолько смущало переводчиков это свидетельство о большей правоте Иова в его речах о Боге. Однако, не смотря на проявленную им дерзость, Иов оказался правее своих друзей. По выражению протопресвитера А. Князева он «чувствовал Бога». Иов понимал, что за действиями Бога есть что-то такое, что не может объяснить примитивная логика его друзей. 2.6.10. Эпилог (42, 10–17) «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» ( Иов 42, 10 ). Бог благословил последние дни Иова больше, чем прежние. Помимо того, что Иов стал вдвое богаче скотом, он был утешен рождением семи сыновей и троих дочерей. Дочери праведного Иова были самыми прекрасными женщинами на земле. Отец нарек им поэтические имена: Емима, Кассия (Кециа, в обоих именах ударение на последний слог) и Керенгаппух (Керен-Хаппух). Эти имена означают, в переводе Десницкого, – Голубка, Цветок Корицы и Сияние Ресниц. Раньше имя Керенгаппух переводили как «красивый рог» или «рог для румян». На греческий язык это имя переводили и как Рог Амалфеи. С этим связана курьезная ошибка. Амалфея – персонаж греческой мифологии. Это коза, вскормившая младенца Зевса. Ее рог стал рогом изобилия, а шкура (эгида) – символом власти Зевса. Феодор Мопсуестский усмотрел в этом имени доказательство позднего происхождения книги Иова и влияния на нее греческой мифологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Быт.25:13–18 . «И вот имена сыновей Измаила, по именам их и по родословию их. Первенец Измаила – Наваиоф, затем Кедар...» и остальные сыновья, упоминаемый до того места, где говорится: «Они жили от Хавилы до Сура, что перед Египтом, как идёшь к Ассирии. Перед лицом всех братьев своих он пал». Двенадцать сыновей рождаются у Измаила, из которых первенцем был Наваиоф. По его имени вся область от Евфрата до Красного моря до сих пор носит название Навафея (это часть Аравии), ведь семейства жителей этой области, их города, деревни, небольшие крепости и их племена широко известны под таким наименованием. От одного из сыновей Измаила получил своё название Кедар в пустыне, от другого – Дума в иной области, от третьего – Фема на юге и от четвёртого – Кедма на восточной стороне. А то, что мы читаем в конце этого стиха, согласно переводу Семидесяти, «перед лицом всех своих братьев он жил», правильнее будет так, как это мы перевели: «перед лицом всех братьев он почил». Это означает, что Измаил умер на руках всех своих сыновей, то есть его дети пережили отца, и никто из них не был похищен смертью прежде него. Братьями могут называть вместо сыновей. Это показывает также Иаков Лавану, когда говорит: «Каков мой грех, что ты погнался за мной и обыскал все мои вещи? Что нашел ты из всех вещей твоего дома? Пусть будет положено перед братьями моими и братьями твоими, и пусть они рассудят между нами» ( Быт. 31, 36–37 ). Ведь не станем же полагать, что с Иаковом помимо детей были какие-то братья, как повествует Писание. Быт.25:21–22 . «И зачала Ревекка, жена его; и её дети двигались внутри неё». Вместо «двигались» Семьдесят толковников поставили σκρτων, то есть «играли, брыкались». Акила перевёл это как «сыновья разбивали друг друга в её чреве», а Симмах – как διπλεον, то есть «носились наподобие корабля по поверхности воды». Быт.25:25 . «И первый вышел весь красный, как шкура, волосатый». Где мы поставили «волосатый», в еврейском тексте стоит seir ( ). Поэтому Исав, как мы считаем в другом месте, назван Сеир, то есть «волосатый».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Действительно, как он может присвоить себе статус, который ему не принадлежит, в силу рождения его вторым. И евреи нам, христианам, ставят в укор: «Как это вы объявили себя детьми Божьими? У Бога только еврейский народ – дети Божии, а вы… Как такое вообще может произойти?» Мать понимает смущение Иакова: Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне (Быт. 27, 13). То есть принеси мне этих двух козлят . Речь идет уже не об одном еврейском племени, но и обо всем человечестве, включая потомков Иафета и Хама. О которых, об их обращении в Единобожие, мы и находим в Библии еще ветхозаветные пророчества: да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27); и о потомстве Хама: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее (Ис. 19, 19). Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова (Быт. 27, 14–15). Блаженный Иероним пишет: «По поводу этого стиха евреи сохраняют предание, что первородные сыновья исполняли священнические обязанности, и у них была священная одежда. Одеваясь в неё, они приносили Богу жертвы ещё до того, как Аарон был избран для священнического служения» . То есть Исав мог уже и священнодействовать… Эти одежды принадлежат Исаву, первенцу по праву плотского рождения, но в них одевают младшего сына Исаака, Иакова. А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят (Быт. 27, 16) – если слепой отец будет щупать Иакова, а там ему попадется шкура козлят, он подумает: «А, это он, лохматый!» И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему (Быт. 27, 17). Представляете, как Иаков трепетал от страха? А если отец догадается? Он же проклянет его! Ведь отец ждет, когда придет Исав! И ему хочет отдать все благословение. Зло всегда возвращается к человеку. Причем наказание принимает форму греха

http://pravoslavie.ru/111494.html

И еще один критерий угодных Богу поступков и желаний и молитв: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13,14 ). Во всем угодном Богу всегда ощущение тесноты, преодоления, труда. Но и когда не можешь до конца разобраться, «хлеб» или «камень» собираешься просить, все равно не смущайся, проси с детской простотой. Только в конце всегда прибавляй: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:39 ). И уж будь готов поблагодарить за выполненное прошение. А еще более – за не выполненное. Отцовская любовь особенно видна, когда для истинной пользы отказывает, не боясь встретить непонимание и обиду. О лжепророках и бесплодии А вот того, кто готов выполнить все, чего бы ты ни пожелал, надо серьезно опасаться: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» ( Мф.7:15–16 ). Все познается по плодам. Что толку в семени, если не будет плода? А до появления плодов порой проходит много времени. Поэтому не следует спешить не только с осуждением, но и с похвалой. Тем более судить о святости кого-то, о том, что он «пророк», «прозорливец». И мягкая «овечья шкура», то есть обещание широкого, быстрого и легкого пути, всегда должна настораживать. Ну а какие плоды должно принести доброе дерево? Апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Причем, не что-то одно, а все вместе. Только если в плоде соединены все его добрые качества, дерево называют «добрым», называют «виноградной лозой» или «смоковницей». «Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:16–18 ). А то – плоды худые, а нам доказывают, что дерево хорошее. Говорят: «Какой усердный молитвенник. Только и слышишь от него: «Господи! Господи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сказано: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5:19 ). « Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова » ( Быт. 27:14–15 ). Что это за богатая одежда? Иероним Стридонский говорит, что эти одежды – те самые, которые Бог дал Адаму и Еве. Помните, сказано, что Он одел их в кожаные ризы? И они сохранялись, эти одежды, из поколения в поколение. И так как Адам имел власть над всеми животными, тот, кто надевал его одежды – ему как бы подчинялся весь мир природы. Это и одежды первосвященника. Эти одежды принадлежат Исаву, первенцу по праву плотского рождения, но в них одевают младшего сына Исаака, Иакова. Тот факт, что столь ценные одежды «старшего сына… у ней (то есть у Ревекки – О. С.) в доме» ( Быт. 27:15 ), свидетельствовал о нечестии жен Исава. Ибо он, не доверяя им, хранил свою одежду у матери. « А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят » ( Быт. 27:16 ) Если отец будет щупать Иакова, а там ему попадется шкура козлят, он подумает: «А, это он, лохматый». Но в этом переодевании в грубые кожаные одежды святые отцы не могли не увидит и пророчеств о Христе: «То, что Иаков был одет в одежду, означает, что Слово (то есть Логос-Христос, – О. С.) собиралось стать плотью. А то, что руки его были обложены кожей козлят, означает, что Слово взяло на Себя грехи всех нас, распростерши Свои руки на кресте. Как и Исайя сказал: «Он взял на Себя наши грехи и понес наши болезни» ( Ис. 53:4 )» 301 . И действительно! Бог отец распознает в нас Своих чад только благодаря тому, что смотрит на нас чрез Истинное Человечество, нашего сотелесника Господа Иисуса Христа. Читаем: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» ( 1Тим. 2:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В.В. Виноградов Шкура ШКУРА. Слово шкура в русский литературный язык вошло не ранее XVI–XVII вв. Характерно, что оно еще не указано в «Треязычном лексиконе» Ф.  Поликарпова (1704). Нет этого слова и в «Немецко-латинском и русском лексиконе» 1731 г. Однако в «Словаре Академии Российской» 1789–1794 гг. слово шкура рассматривается как общерусское и общеизвестное. В древнерусском языке до XV в. отмечено употребление лишь слова скора в значении «шкура, мех, меха». Акад. И. И. Срезневский в своих «Материалах» привел примеры широкого применения этого слова в языке летописи и деловых памятников (Срезневский, 3, с. 380–381). Это говорит о том, что слово скора является народным восточнославянизмом (ср. скорняк). Форма шкура двигалась в русский литературный язык с Юго-Запада – из белорусских и украинских говоров. А там она укрепилась, очевидно, под польским влиянием, под влиянием Мазураканья, шепелявого произношения согласных. И.  Волк-Левоневич в статье «Еще к вопросу о ”ляшских“ чертах в белорусской фонетике» был готов возводить колебания в белорусском произношении шкура – скура к балтийско-славянскому периоду (Slavia, ron. 9, seš. 3, 1930, с. 522–523). Но проф. А. М. Селищев на это резонно заметил: «Неужели роза, сабля, жемчуг относятся к периоду ”балтийско-славянскому“? Небольшая справка с историей этих слов и вещей, справки с историей взаимоотношений белорусов с соседними народами должны были бы удержать от утверждения, что в словах шабля, рожа, шкура – скура, при старом скора и др. отражается ”реликтовое произношение“. В слове скура следовало бы обратить внимание на гласный у в корне» 420 . В русском литературном языке слово шкура укрепилось в первой половине XVIII в. Заметка ранее не публиковалась. В архиве есть рукопись на 3 листках. Печатается по рукописи с внесением некоторых уточнений. – В. Л. 420 Селищев А. Соканье и шоканье в славянских языках//Slavia, ron. 10, seš. 4, 1931. С. 741. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Матушка, — отвечал ей принц слабым голосом, — на ферме недалеко отсюда живет страшная дурнушка по прозвищу Ослиная Шкура. Я хочу, чтобы она лично приготовила мне пирог. Может быть, когда я отведаю его, мне станет легче. Удивленная королева стала расспрашивать своих придворных, кто такая Ослиная Шкура. — Ваше Величество, — объяснил ей один из придворных, который был однажды на этой дальней ферме. — Это ужасная, гнусная, чернокожая дурнушка, которая убирает навоз и кормит помоями свиней. — Неважно, какая она, — возразила ему королева, — может быть, это и странный каприз моего больного сына, но раз он хочет этого, пусть эта Ослиная Шкура самолично испечет для него пирог. Вы должны быстро доставить его сюда. Через несколько минут скороход доставил королевский приказ на ферму. Услышав это. Ослиная Шкура очень обрадовалась такому случаю. Счастливая, она поспешила в свою каморку, заперлась в ней и, умывшись и одевшись в красивую одежду, принялась готовить пирог. Взяв самую белую муку и самые свежие яйца с маслом, она начала месить тесто. И тут, случайно или нарочно (кто знает?), у нее с пальца соскользнуло кольцо и упало в тесто. Когда пирог был готов, она напялила свою уродливую засаленную ослиную шкуру и отдала пирог придворному скороходу, который поспешил с ним во дворец. Принц с жадностью начал есть пирог, и вдруг ему попалось маленькое золотое колечко с изумрудом. Теперь он знал, что все, что он увидел, не было сном. Колечко было такое маленькое, что могло налезть только на самый хорошенький пальчик на свете. Принц постоянно думал и мечтал об этой сказочной красавице, и его опять схватила горячка, да еще с гораздо большей силой, чем раньше. Как только король с королевой узнали, что их сын совсем тяжело заболел и нет надежды на его выздоровление, они в слезах прибежали к нему. — Мой дорогой сын! — вскричал опечаленный король. — Скажи нам, чего ты желаешь? Нет на свете такой вещи, которую бы мы не достали для тебя. — Мой любезный отец, — отвечал принц, — посмотрите на это колечко, оно даст мне выздоровление и исцелит меня от печали. Я хочу жениться на девушке, которой это колечко будет впору, и неважно кто она — принцесса или самая бедная крестьянка.

http://azbyka.ru/fiction/oslinaja-shkura...

Король бережно взял колечко. Тотчас он разослал сотню барабанщиков и глашатаев, чтобы всех оповестили о королевском указе: та девушка, на пальчик которой наденется золотое колечко, станет невестой принца. Сначала явились принцессы, потом пришли герцогини, баронессы и маркизы. Но никто из них не смог надеть кольцо. Крутили пальцами и старались напялить кольцо актрисы и белошвейки, но их пальцы были слишком толстыми. Затем дело дошло до горничных, кухарок и пастушек, но и их постигла неудача. Об этом доложили принцу. — А приходила ли примерять колечко Ослиная Шкура? Придворные захохотали и отвечали, что она слишком грязна, чтобы появиться во дворце. — Найдите ее и приведите сюда, — распорядился король, — колечко должны примерить все без исключения. Ослиная Шкура слышала бой барабанов и крики глашатаев и поняла, что это ее колечко вызвала такую суматоху. Как только она услышала, что в ее дверь стучат, она вымылась, причесалась и красиво оделась. Затем накинула на себя шкуру и открыла дверь. Посланные за ней придворные с хохотом повели ее во дворец к принцу. — Это вы живете в маленькой каморке в углу конюшни? — спросил он. — Да, Ваше Высочество, — ответила замарашка. — Покажите мне вашу руку, — попросил принц, испытывая небывалое прежде волнение. Но каково же было изумление короля с королевой и всех придворных, когда из-под грязной вонючей ослиной шкуры высунулась маленькая белая ручка, на пальчик которой без труда скользнуло золотое колечко, оказавшееся впору. Принц упал перед ней на колени. Бросившись поднимать его, замарашка наклонилась, ослиная шкура соскользнула с нее, и всем предстала девушка такой восхитительной красоты, которая бывает только в сказках. Одетая в платье цвета солнца, она вся блистала, ее щекам позавидовали бы самые лучшие розы королевского сада, а ее глаза цвета голубого неба блестели ярче самых крупных бриллиантов королевской казны. Король сиял. Королева захлопала в ладоши от радости. Они стали умолять ее выйти замуж за их сына. Не успела принцесса ответить, как с небес спустилась Сирень-Волшебница, расточая вокруг нежнейший аромат цветов. Она поведала всем историю Ослиной Шкуры. Король с королевой были безмерно счастливы, что их будущая невестка происходит из такого богатого и знатного рода, а принц, услышав о ее храбрости, влюбился в нее еще сильней.

http://azbyka.ru/fiction/oslinaja-shkura...

В 1927 году директор Гамбургского зоопарка Лоренц Гагенбек — сын и продолжатель дела Карла Гагенбека — купил в Буэнос-Айресе шкуру какого-то неизвестного волка. Человек, продавший её, сказал, что это «горный волк», убит он высоко в Кордильерах. Никто из специалистов не мог установить, какому зверю в действительности принадлежит эта шкура. Она долго путешествовала из одного музея Германии в другой и наконец попала в Мюнхен. Через 14 лет её увидел здесь большой знаток млекопитающих животных доктор Крумбигель. После долгих раздумий он решил, что шкура принадлежит, по-видимому, какой-то горной разновидности гривистого волка. Гривистый волк живёт в пустынных равнинах Парагвая, Боливии, Северной Аргентины и Южной Бразилии. Он тоже открыт сравнительно недавно и ещё плохо изучен. У него очень длинные ноги и уши, а на загривке и на спине растёт небольшая грива. Известно, что гривистый волк охотится ночью, главным образом на различных мелких зверей, питается он также и фруктами. Привезённая Гагенбеком шкура неведомого зверя после исследования Крумбигеля была внесена в каталог Мюнхенского музея под названием «горная раса гривистого волка». Через несколько лет Гагенбек снова был в Аргентине. На каком-то рынке он увидел ещё три такие же шкуры; но за редкостные шкуры просили слишком дорого, и он не купил их. В то же приблизительно время доктор Крумбигель, просматривая свои старые записи, вспомнил, что в одной из коллекций южноамериканских млекопитающих он нашёл как-то череп волка, не похожего ни на один из известных науке видов. Старая работа с описанием признаков странного черепа, которую учёный разыскал в своих архивах, очень его обрадовала. Он понял, что наконец-то получил ключ к разгадке тайны злополучной шкуры из Мюнхенского музея, которая, как он сам отлично понимал, была им неточно определена. В 1949 году Крумбигель опубликовал работу, в которой сообщал о результатах своих исследований: череп и шкура принадлежат животному особого вида и рода. Он назвал его дазиционом (Dasycyon hagenbecki) . Дазицион близок к гривистому волку, хотя и сильно от него отличается. Он крупнее (длина шкуры с хвостом два метра), более приземистый и коренастый, с короткими ногами. У него маленькие округлые уши и очень густая и длинная шерсть. На спине волосы достигают в длину двадцати сантиметров! Мех у дазициона темно-бурого цвета, а у гривистого волка жёлто-рыжий, как у нашей лисы. Гривистый волк живёт на открытых равнинах, а дазицион в горах.

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

Но когда я собирался окунуться, я увидел свое отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням. И опять все повторилось, как в первый раз. […] Тогда лев сказал: «Давай-ка я сам тебя раздену». Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все равно, и я послушно лег на спину. Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! […] Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами — тоже очень больно, без кожи-то! — и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо — я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, что снова превратился в человека. (Перевод Татьяны Шапошниковой). Человек пытается раскаиваться, исправлять греховную жизнь, но раз за разом ничего не меняется. Под содранной драконьей шкурой оказывается другая, такая же. И только когда Сам Господь, попуская быть болезням, клевете, скорбям, помогает покаянному очищению души, бывает очень больно, но боль эта служит к облегчению, к восстановлению поврежденного грехом человеческого облика. Еще важно помнить, что покаяние является основным смыслом таинства крещения, поэтому ассоциация источника с купелью крещения не случайна. «Серебряное кресло» Иллюстрация Pauline Baynes В этой сказке Юстэс и его соученица по имени Джил по повелению Аслана отправляются на поиски принца Рилиана — пропавшего сына короля Каспиана. Джил получает от Аслана задание: утром, днем и вечером она должна повторять то, что Лев велел ей запомнить, а именно — определенные приметы, называемые в сказке знаками, с помощью которых дети смогут найти принца. Джил не видит смысла в этих повторениях, особенно когда все устали, замерзли и хотят спать. Знаки постепенно забываются, и путники попадают в беду. Им удается выбраться только благодаря Аслану, который явился Джил во сне и напомнил знаки. Смысл лейтмотива необходимости повторения знаков, и, соответственно, центральная тема книги «Серебряное кресло» — духовная дисциплина. Регулярность молитвенного правила, чтения Писания, участия в богослужениях необходима в христианской жизни; отказ от этой регулярности приводит к печальным последствиям. «Бог будет судить нас не за оставление молитвы, а за последовавший за этим оставлением вход в нас бесов» — это слова преподобного Исаака Сирина.

http://foma.ru/vetka-spelyix-rubinov-iz-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010