Не закрывать стать чужой прорехи своим рукавом. Свой своему поневоле друг (брат). Кожа коже сноровит (свой своему, кровному) . Барин за барина, мужик за мужика (стоит) . Свой своему – и ногою пнет, поможет. Свой своему лежа помогает. Всяк за своих стоит (а один Бог за всех). Всякая сосна своему бору шумит. Не мешаются жиды с самарянами, а холопы с дворянами. Лычко с ремешком не вяжись: оборвется. Все люди свои, да всяк любит себя. Вся семья своя, да всяк любит себя. Род да племя близки, а свой рот ближе. Не до дружка, до своего брюшка. Свинье не до поросят, коли самое на огонь тащат (коли матку палят; коли самое смолят). В друге стрела, как во пне; а в себе, как в сердце. Не смотри, чтоб другим осталось, а смотри, чтоб тебе досталось. Чужим всяк тороват. Дешева рыба на чужом блюде. Из чужого кармана платить легко. Из чужой мошны платить не тяга. Из чужой мошны не жаль и подать (милостыню) . Чужой мешок, хоть выворотить, да отрясти. Свой кошель припаси да как хошь тряси. Чужим обедом гостей потчевать не убыточно. Чужим добром – поднеси ведром. Чужое вино – и пил бы, и лил бы, и искупаться попросил бы. Из чужой спины ремешки кроить. По чужим ракам да чужим салом мазать не убыточно. Легко чужими руками жар загребать. Бить кого чужою рукою. Кто бьет, тому не больно. Рука легка, была бы шея крепка. Чужая шкура не болит. По чужой шкуре не больно. Чужая вина не прощеная. Наш грех больше всех. Вчуже хороши смешки. Поколе до сердца не дойдет, все смешно. Чужому смеху (т. е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Кричит смело, как не пришло до него дело. До кого не дойдет, того не сожжет. Хорошо с берегу на гребцов смотреть. Барчонок горя не вкусит, пока своя вошь не укусит. Попри-ка сам, да и скажешь нам (так поверишь и нам). Всякую болячку к себе применяй. Оглянись, коза, на свои на рога! Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет. Чужую беду, не посоля, уплету, а свою, и посахарив, не проглочу. Как чужую беду – я водой разведу; а на свою на беду – сижу да гляжу.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут. По сытому брюху – хоть обухом. Мне что до тебя! Я знаю себя. Хоть ты себе на огне гори! Над чужой работой не надсаживайся! Чужую курочку щипли, а свою за крылышко держи! Чужую курицу как хошь дери, а свою за хохол держи! Ешь чужие пироги, а свои (а свой хлеб) вперед береги! Чужим добром похваляется, а свое под лавку хоронит. Своя кожа рубахи дороже. Своя рогожа чужой рожи дороже. На мне шкура и не черного соболя, да своя, так и хороша. Не выменяешь у свиньи шкуры ни за куний мех. Ладно со своей ложкой да по чужим обедам. Кукушка своего гнезда не вьет. Хорошо ездить, у кого свой кнут – на чужих коней. Конь не свой, погоняй, не стой! Лошади чужие, хомут не свой – погоняй, не стой! Своего коня шлепком, чужого коня кругляком. Наших да ваших, а боярских взашей. По мне, Бог с тобой, хоть волком вой! Дивиться нечему, дай Бог всякому (говор., коли кто глумится над чужою бедою) . Господь с вами, а богам молитесь сами! С недруга хоть шапка долой. На чужой спине беремя легко. Брат брату – полоса мяса. На людях и смерть красна. Усопшему мир, а лекарю пир. Кому мертвец, а нам товарец (говор. попы да гробовщики) . Черт возьми соседа, жги огнем деревню! Пропади, мой лихой, не изведчи меня; а изведчи меня, хоть три века живи! После нас хоть волк траву ешь! После меня хоть трава не расти! По мне, хоть и трава не расти! Что мне до чужих? Да пропадай хоть и свои! По мне, хоть его на сковороде изжарь! Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был. Коли конь, да не мой – так волк его ешь! Чужая корова, что выдоена, что высосана – все равно. Чужая свинья да в чужом огороде – волк ее режь и с огородом-то! Не моя неделя, полсема дня в ней. Не нашу тысячу рубят, агеевскую (историч.) . Это не нашего прихода (квартала, говор. городовой ). Бей: не нашего стада скотина. Что у тебя болит, то у друга не свербит. Что у меня болит, то у недруга не свербит. Всякому своя обида (лодыга) дорога. Больно – жена, земля да холоп (т. е. семья да имущество) . Чужая ноша не тянет (т. е. не заботит). Своя ноша не тянет (не тяготит, о своем позабочусь) .

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Чужую беду руками (бобами, на бобах) разведу, а к своей и ума не приложу. Нашу проторь ни проесть, ни проспать. Чужое горе оханьем пройдет. Легка побыть на люде (арханг.) . На чужой спине легко. Чужая беда за сахар. Кому не больно, тому и не тошно. Вали на серого, серый все снесет (на волка: напр., пропажу скотины) . Вали на солдата (коли что пропало), солдат в поход уйдет, все унесет. Чужая болесть даст поесть, а про свою беду и сказать не могу. Чужая слеза – вода (что с гуся вода). Не плачь, рыбка: дай крючок из жабры вынуть. Чужой сын дурак – смех, а свой сын дурак – смерть (стыд). Чужой дурак – ха-ха! а свой дурак – ох-ох! Чужой дурак – веселье, а свой – бесчестье. Свое детище – вар у сердца. Чужого стыдно, а своего жаль. Чужим уродом коришь, над своим казнишься. Над людским дураком не нахаешься, над своим не накаешься. Чужая беда – смех (помора). Сытый по голодном не плачет. Людской стыд (позор) – смех, а свой – смерть. Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут. По сытому брюху – хоть обухом. Мне что до тебя! Я знаю себя. Хоть ты себе на огне гори! Над чужой работой не надсаживайся! Чужую курочку щипли, а свою за крылышко держи! Чужую курицу как хошь дери, а свою за хохол держи! Ешь чужие пироги, а свои (а свой хлеб) вперед береги! Чужим добром похваляется, а свое под лавку хоронит. Своя кожа рубахи дороже. Своя рогожа чужой рожи дороже. На мне шкура и не черного соболя, да своя, так и хороша. Не выменяешь у свиньи шкуры ни за куний мех. Ладно со своей ложкой да по чужим обедам. Кукушка своего гнезда не вьет. Хорошо ездить, у кого свой кнут – на чужих коней. Конь не свой, погоняй, не стой! Лошади чужие, хомут не свой – погоняй, не стой! Своего коня шлепком, чужого коня кругляком. Наших да ваших, а боярских взашей. По мне, Бог с тобой, хоть волком вой! Дивиться нечему, дай Бог всякому (говор., коли кто глумится над чужою бедою) . Господь с вами, а богам молитесь сами! С недруга хоть шапка долой. На чужой спине беремя легко. Брат брату – полоса мяса. На людях и смерть красна.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Бытие 25:21—34 БЫЛО 21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его , и зачала Ревекка , жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему . 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее . 25 Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки] 27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве , человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах . 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его , а Ревекка любила Иакова. 29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый . 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал . От сего дано ему прозвание: Едом . 31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство . 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же . Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы ; и он ел и пил , и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство . СТАЛО 21 Исаак молился Господу о своей жене (она была бесплодна), и Господь внял его мольбе : Ревекка забеременела . 22 Но сыновья у нее в животе начали драться друг с другом. «Так‚ — промолвила Ревекка‚ — что же это меня ждет? » И пошла вопросить Господа. 23 Господь ей сказал: «Два народа в твоей утробе‚ два племени выйдут из чрева твоего. Один одолеет другого‚ и старший младшему станет рабом » . 24 Подошел срок — и родились два близнеца . 25 Первый вышел на свет рыжий и весь волосатый, как звериная шкура ; его назвали Исавом. 26 Следом‚ уцепившись ручкой за пятку Исава‚ появился другой; его назвали Иаковом. Шестьдесят лет было Исааку, когда они родились.

http://pravmir.ru/bez-kommentariev/

Они носят на себе овечью шкуру, когда похваляются Евангелием, или Благовестием Христовым, и называют себя евангелистами. Но их суть волков хищных проявляется, когда проповедуют некое новое евангелие, а не давнее, от святых Отцов, от Вселенских Соборов и от всей Православной Кафолической Церкви принятое, о чем и говорит святой Павел: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал. 1, 6 ). Это овечья шкура, когда они говорят, что они истинные ревнители и хранители Посланий Павла, но это ярость волчья, когда они отвергают Предания, которых ясно учит придерживаться Павел: Итак, братия, стойте, и держите Предания которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2, 15 ). И еще: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11, 2 ). Это овечья шкура, когда они называют себя обновителями и восстановителями падшей Церкви Христовой. Но это ярость волчья, когда они учат, что Церковь , на Камне Христе утвержденная и вратами адовыми не побежденная, разрушилась; и когда эти обновители Церкви Христовой ее седьмочисленных Тайн лишают, посты святые отменяют. Бескровные Жертвы, то есть Литургии Апостола Иакова. Василия Великого , Златоустого, Святого Григория Двоеслова , за некий сон вменяют; и когда святые иконы идолами называют и отвергают их, как идолов, всякую утварь и красоту Церковную, по подобию Валтасара, нечестивого царя Вавилонского, бесчестят и оскорбляют. Это овечья шкура, когда одновременно с Евангельской свободой проповедуют самовластие и украшают его словами святого Павла: где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3, 17 ). И еще: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков ( 1Кор. 7, 23 ). И снова: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства ( Гал. 5, 1 ). Но это ярость волчья, когда под покрывалом Евангельской свободы таится всякое своеволие, всякое законопреступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Видишь, как велик в нас народ пороков? И если мы заслужим произнести слова Святого Духа: «Ради страха, Твоего, Господи, в утробе приняли мы и мучились в родах и родили; Дух спасения Твоего мы исполнили на земле» ( Ис.26:18 ) 12 , то тогда и другой народ, рожденный в духе, обрящется в нас. Ибо «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ) и тому подобное. Как видишь, есть в нас и другой народ, но он – меньший, а тот, другой – больший. Ибо всегда плохих людей больше, чем хороших, и пороки более многочисленны, чем добродетели. Но если мы будем такими, как Ревекка, и сподобимся зачать от Исаака, то есть от слова Божьего, то «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» ( Быт.25:23 ) даже в нас, ибо плоть станет служить духу, а пороки уступят добродетелям. Далее сказано: «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее» ( Быт.25:24 ). Это утверждение, то есть «настало время родить ей», почти не встречается в Писании и относится только к святым женщинам. Ибо это сказано о Ревекке, о Елисавете, матери Иоанна Крестителя (ср. Лк.1:57 ), и о Марии, матери Господа нашего Иисуса Христа (ср. Лк.2:16 ). Поэтому, как мне видится, подобное рождение обнаруживает нечто сверхъестественное, превосходящее возможности других людей. Видимо, когда говорится, что настало время, то это указывает на рождение совершенного потомства. 4 . «Первый вышел красный, весь, будто шкура, волосатый 13 ; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков» ( Быт.25:25–26 ). В другом месте Писания об этом сказано, что «еще во чреве матери запинал он [Иаков] брата своего» ( Ос.12:3 ), и свидетельством этого является то, что рука его сжимала пяту брата его Исава. Исав вышел из утробы матери «будто шкура, волосатый» ( Быт.25:25 ), а Иаков – чистый и гладкий. Поэтому Иаков и назван этим именем 14 , а Исав – как говорят те, кто толкует еврейские имена, – получил свое имя либо от красноты, либо от земли, то есть «красный» или «земной», или, как считают другие, его имя может означать «нечто созданное».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Дай свободу стремлению склонного ко злу человеческого естества, и тотчас увидишь врата, открытые для всякого беззакония. Тщетными будут царские законы, власти вменятся ни во что, все Церковные правила, все уставы, узаконенные посты, определенные праздники и прочие пределы законов гражданских и духовных будут как прах перед лицом ветра. А поскольку они приводят вышеупомянутые тексты Писания, то должны иметь представление о свободе по духу, а не по плоти, в том числе по закону Ветхого Завета. Свобода же духовная в том, чтобы не быть рабом греху, а всякий, делающий грех, есть раб греху. Это овечья шкура, когда они считают себя искоренителями идолопоклонства, и ради этого отвергают иконы Христа, иконы Богородицы и иконы прочих святых. Но это волчья ярость, когда они прекрасно понимают, что икона от идола отстоит настолько далеко, как Ангел от диавола или от ложных языческих богов. Тем не менее, под покрывалом идолопоклонства они неправедно и нечестиво отнимают у нас всю память о Христе и Его святых, всю нашу веру, явственную от увещания святых икон и наглядного побуждения к подражанию святым, и запрещают почитание Первообраза. А более всего они точат зубы, когда они видят, что наши иконы благолепно и благочестиво сияют серебром, золотом и драгоценными камнями. Это святое сокровище они хотят злодейски похитить (что они и совершили во многих царствах) и таят свое злодейство под покрывалом ревности, подобно Иуде, который не о нищих заботился, а был вором. Это овечья шкура, когда Христово страдание и искупление Им наших грехов превозносят до того, что вообще не требуют от грешников никакого искупления, приводя слова святого Павла, который говорит о том, что Христос пострадал, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр.5, 9 ). Но это волчья ярость, когда замалчивают противоречащие их мнению слова Писания: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). О покаянии же говорит Сам Христос: если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И святой Павел говорит: желаю, чтобы все люди были, как и я ( 1Кор. 7, 7 ), и там же увещает вдовицу стать таковой, и говорит, что дева сделает лучше, если не выйдет замуж. Это овечья шкура, когда говорят, что тем, кто работает Богу и Церкви, должно иметь Апостольское убожество. Но это волчья ярость, когда, желая отобрать у церковников угодья, они сами желают обогатиться. Милостыней, говорят, должно питаться церковником и инокам, как в давние времена, и мы хорошо поступим, о, други, если будем давать достаточную милостыню, как издревле давали ее нищелюбивые люди, и мы будем довольны. Знаете ли вы, что в Ветхом Завете и в Книге Второзакония, в главе 18, жрецам и левитам не велено было иметь жребий с сынами Израилевыми, особенно с таким прибавлением: поскольку принос Господень часть их. Какие же приносы были в Ветхом Завете и как ими обогащались священники, читайте здесь в Догмате о святых иконах, часть 2, глава 9, в претыкании 9. Это овечья шкура, когда они хвалятся, что тщательно хранят Святое Писание, вплоть до того, что они вообще отвергают какие-либо Предания. Но это волчья ярость, когда они не хотят слушать Святую Церковь : а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ), И еще: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие ( Евр. 13, 7 ). Есть и многие другие искаженные и лицемерные учения, ярость волкохищная, под одеждой овечьей скрывающаяся, о которых ты, сыне святого благочестия, узнаешь в этой книге. Также хорошо о таковых сказал святой Павел: я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада: и из нас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян. 20, 29–30 ). И да не буду многословен, рассказывая вам о таковых волках, покрытых овечьей шкурой, укажу напоследок их признаки, названные Христом: по плодам их познаете их.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но не мне рассуждать о том, в чем заключается преимущественное право рождения, почему один «запинал брата своего» и был рожден чистым и гладким, хотя, безусловно, оба сына, по словам Апостола, зачаты «от Исаака, отца нашего» ( Рим.9:10 ), или почему другой родился «будто шкура, волосатый», лохматый и, так сказать, погрязший в мерзости греха и порока. Ибо если я захочу копать глубже, чтобы обнаружить скрытые потоки «воды живой» ( Быт.26:19 ), то немедленно явятся филистимляне и станут бороться со мной, начнут спорить и выдвигать против меня злобные обвинения и завалят мои колодцы своей землей и грязью. Ибо, несомненно, если эти филистимляне позволили бы, я подошел бы к моему Господу, моему наитерпеливейшему Иисусу, Который говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), и спросил бы Его, как некогда Его ученики: «Учитель! кто согрешил, он или родители его» ( Ин.9:2 ), что Исав родился «будто шкура, волосатый» и лохматый, что его запинал брат его в утробе матери? Но если я захочу узнать об этом у слова Божьего и спрошу, то филистимляне незамедлительно начнут браниться и злобно меня обвинять. И поэтому оставим этот колодезь, назвав его «Вражда», и станем копать другой. 5 . Затем сказано: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» ( Быт.26:12–13 ). Почему Исаак сеял ячмень, а не пшеницу, и получил благословение, ибо сеял ячмень, и возвеличивался «до того, что стал весьма великим»? Кажется, что он не был велик, но после того, как посеял и собрал «ячменя во сто крат», то «стал весьма велик». Ячмень – пища, главным образом, скота или крестьян, ибо он – растение более грубое и может уколоть своими острыми кончиками того, кто коснется его. Исаак – слово Божье, которое сеет в законе ячмень, а в Евангелии – пшеницу. Одна пища –для совершенных и духовных, другая – для неопытных и непросвещенных, ибо сказано: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи» ( Пс.35:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но это волчья ярость, когда замалчивают последующие слова, там же написанные: сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Они кричат, что написано: дар Божий – жизнь вечная ( Рим. 6, 23 ). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу ( Рим. 4, 4 ). И снова: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы благодатью. А если по делам, то это уже не благодать ( Рим. 11, 6 ). Это овечья шкура тайных волков. Но почему замалчиваете, что жизнь вечную Христос называет наградой: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 6, 12 ). И еще: Позови работников и отдай им плату ( Мф. 20, 8 ). Потому, что плата есть вечная жизнь, которая последует за трудом и делами. Внемли и прочим словам Святого Писания: Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня ( Пс. 118, 112 ). И еще: Моисей поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища: ибо он взирал на воздаяние ( Евр. 11, 26 ). Но что важно: Сам Христос вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест. Поэтому святой Павел призывает всех, говоря: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр. 12, 1–2 ). Если же в некоторых Посланиях своих святой Павел отвергает дела, не способствующие спасению, да будет тебе известно, Православниче, что он отвергает дела Ветхого Закона, в числе которых обрезание, которым больше всего хвалятся Иудеи, а также приношение Законных жертв, и проч. Но об этом будет сказано в самой книге. Это овечья шкура, когда честный брак и нескверное ложе до того превозносят, что монашество и безженство считают беснованием и порицают как тайное сладострастие. Но это волчья ярость, когда под таким прикрытием творят всякое ласкательство плоти, отпуская удила похоти. Девство, эту Ангельскую красоту (которой процвело великое множество святых) изгоняют от среды, как противоречащее Словам Христа: есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного ( Мф. 19, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010