Когда прошло уже двадцать лет, после того, как св. Шио вступил в иночество, св. Иоанн имел откровение свыше избрать из числа учеников своих двенадцать и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных святой равноапостольной Ниной ко Христу грузин. 0б этом видении св. Иоанн рассказал всем своим ученикам. После продолжительных молений он избрал двенадцать исполненных благодати Божией иноков, в числе которых был и блаженный Шио - крепость и утверждение Грузинского царства . Св. Иоанн отправился в далекий путь со своими богоизбранными учениками. Они достигли города Мцхета и были радушно приняты тогдашним католикосом Евлавием. Преподобный наставник иноков провел в городе Мцхета три года со своими учениками и с ними же затем взошел на гору Зедазен. После их двухлетнего пребывания на горе, в одну ночь явилась св. Иоанну Царица неба и земли, Владычица Богородица Мария с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, он собрал учеников, объявил им приказание Богородицы и св. Нины и затем повелел приготовиться исполнить волю Божию - отправиться туда, куда каждому из ник укажет сам Святой Дух. Тяжко было расставаться чадам со своим возлюбленным отцом, но никто не смел противиться ему, зная, что приказание его есть воля Господня. Прежде всего св. Иоанн представил учеников своих католикосу,. испрашивая у него благословения на предлежащий им подвиг. Католикос, благословив их и сотворив о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один св. Шио, любивший пустыню и уединённую жизнь, просил своего учителя благословить его на отшельничество. Св. Иоанн позволил ему это, сказав: " Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким) , в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) ( Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

В конечном итоге делается заключение: «экуменизм ставит целью заменить служение Единому Богу служением сатане» 881 . V.4.2.2. Начало смуты Широкое распространение прораскольнической идеологии антиэкуменизма привело к тому, что в апреле 1997 года четыре наиболее известных и исторически значимых грузинских монастыря обратились с открытыми письмами к Предстоятелю Грузинской Церкви. В своих обращениях к Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-патриарху всея Грузии Илие II насельники Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского и Зарзмского монастырей выдвинули требование немедленного выхода ГПЦ из экуменического движения 882 . Кроме того, декларировалась готовность к полному разрыву с Грузинской Церковью в случае невыполнения данного условия. В мае 1997 года духовенство и монашествующие Шемокмедской епархии присоединились к антиэкуменической оппозиции 883 . В июне 1997 года о своём разрыве с Грузинским Патриархатом заявил Кватахевский монастырь. Свои действия протестующие мотивировали нежеланием иметь церковное общение с высшими иерархами, якобы погрязшими в «ереси экуменизма». Основным инициатором данного выступления являлся насельник Шио-Мгвимского монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили), на протяжении более чем двух лет до этого пребывавший под церковным прещением за совершение аморального поступка. Весной 1997 года в преддверии пасхальных торжеств настоятель Шио-Мгвимской обители испросил у Предстоятеля Грузинской Православной Церкви снятия наложенных прещений с архимандрита Иоанна. Уже спустя два дня после этого было опубликовано обращение архимандрита Иоанна к патриарху Илие II с требованием прекращения экуменической деятельности. Несколько позже архимандрит Иоанн (Шеклашвили) пояснил, что снятие запрета в священнослужении для него было необходимо во избежание неверной трактовки его действий как реакции на обиду, причинённую наложением дисциплинарных мер 884 . Реагируя на зарождающийся раскол, священноначалие Грузинского Патриархата предприняло попытку разъяснения пастве принципов православного экуменизма, однако данное действие не возымело существенного успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн сказал присутствующим: " Не дивитесь, братия! Знаите, что действие огня безопасно для истинно верующих. Огонь, возжженный в Вавилоне для трех отроков, устыдился невинных, когда халдеи бросили их в горящую печь. Сошел к юношам Ангел и сохранил их неврежденными от пламени, так что и волосы их остались неопаленными но пострадали одни лишь возжигатели огня " . Потом св. Иоанн посмотрел на святителя Исе и сказал: " Отче и пастырю словесных овец, просим твоего благословения в память о тебе " . Св. Исе, исполненный Святого Духа, встал с места, поднял руки свои к небу, долго молился безмолвно, потом пал на землю, оросил ее теплыми слезами и, обратившись к св. Иоанну, просил его молитв. Затем, пригласив Иоанна и других следовать за ним, пошел к реке Ксани. Прийдя к реке, св. Исе снова стал на молитву. " Святая и Преблагословенная Царица, - говорил он, - Твоею благодатью да покорится мне вода эта, и да последует она мне " . Окончив молитву, святитель протянул жезл свой к реке и сказал: " Именем Господа нашего Иисуса Христа говорю тебе, река Ксань, последуй за жезлом моим " . О чудо! Отделилась часть реки и потекла вслед за святым Исе, она как бы тянулась за жезлом. Земля же углублялась там, где блаженный влачил жезл свой и показывал воде дорогу. Таким образом святые приблизились к церкви Божией Матери в Цилкани, а святитель все еще вел за собой воду. Дойдя до упомянутой церкви, св. Исе оставил воду, и она нашла себе дорогу дальше, вода эта и доныне течет у самой крепостной стены церкви Божией Матери во славу Господа Иисуса Христа и в свидетельство о святости Исе. Очевидцами этого чуда были святые отцы Иоанн, Шио, Илия-диакон, Евагрий и другие братья обители св. Шио, а также и жители великого города Мцхета и ближайших селений, жители Цилкани, которые славили и благодарили Бога, подавшего святым Своим столь великую силу чудотворения. Увидев духовное совершенство своих учеников, св. Иоанн с диаконом Илией возвратился назад в свою пещеру на гору Зедазен. За ним последовали и остальные ученики его—Шио, Исе и другие. Проведя у св. Иоанна три дня в духовной радости, каждый из них возвратился к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Принцип либерализма таков: абсолютной истины не существует. Существует правда двойных стандартов, так как истина для них – понятие относительное. Как бы кто ни думал, я должен признавать это за истину, потому что он считает это истиной. Возникает вопрос: если у каждого своя истина, где же тогда ложь? Ложь скрывается под видом истины. Нам говорят: у каждого человека есть своя правда, и мы должны уважать мнение другого и не имеем права возразить против его заблуждений, так как это не «толерантно». А где же тогда Истина? Мы вычеркнули ее? Бог является абсолютной Истиной. В Грузии никогда не притеснялись другие вероисповедания. Однако мы говорим, что они не истинны. Говорить это – не преступление и не отсутствие любви. Наоборот, когда мы говорим об их заблуждениях и стараемся исправить их, мы показываем свою любовь к ним. Мы с любовью говорим им: если продолжите идти по этому шаткому пути – погибнете. Вы – образ Божий, но вы потеряли Бога. Придите к Богу! Либерализм не спасет вас, а Христос спасет. Смотри также: Комментарии читателей 2018-08-06 12:31 : Очень полезная статья,хотелось бы чтоб её прочитала моя дочь.Как раз сейчас она живёт " прошлым " после разрыва с другом,и очень винит себя ,хотя не в чём перед ним не виновата.Мои разговоры и доводы не помогают,чем ей помочь? 2013-01-04 20:34 диакон Александр : Спасибо, генацвале, за очередное знакомство с Грузией, ждем продолжения 2012-12-29 22:47 Maka : Храни Вас Бог Шио! Беседа очень интересная))) 2012-12-20 01:27 ioann : eta ne otec stefan a vladika stefan. suvazheniem 2012-12-18 23:33 Alexdud : Шио, дорогой, спасибо за это интервью, многая лета отцу Стефану! Радуюсь и разделяю каждое Его слово! Очень приятно, что столько внимания уделяется молодежи, верю , это обязательно принесет плоды! Отдельное спасибо за фотографии там где крестят младенцев просто умиляют! Желаю тебе дальнейших успехов, а всему Грузинскому народу счастья, мира и благоденствия! 2012-12-17 12:22 р.б. Алексий : Очень нужная, поучительная и своевременная статья брата Шио, которая своим срезом затронула несколько глубоких тем, актуальных сегодня. Интересен опыт как Церковь в Грузии может влиять на жизнь народа, в т.ч. и на его рождаемость, через активную позицию против абортов и котрацепции, и через то, что третий ребенок становится крестником самого Святейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии. Любопытен опыт детских конкурсов среди школ на знание Евангелия, думаю в России он был бы тоже очень полезен особенно при общении с молодежью, уставшей от потребительского к ней отношения и окружающей их фальши. Все те проекты, которые направлены на восстановление христианских традиций и соответственно нравственного состояния общества, как ни когда современны и важны в наше время. Высказана открытая честная позиция по отношению к либерализму, без дипломатических заигрываний, четко обличая все последствия этой глобально навязываемой лжи, при этом проповедь истины звучит как свежий и чистый глоток.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

111. См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Ч. I, и III. 112. Хотя в Картлис Цховреба смерть Евлавия относится к царствованию следующего царя Бакара III, но из жизнеописания святого Шио видно, что новоустроенные храмы обители святого Шио освящал католикос Макарий в присутствии царя Парсмана. Макарий прямо заступил место Евлавия, из чего видно, что показание летописи Картлис Цховреба в настоящее время положительно не верно. 113. См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Ч. I. Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства. 114. Смотри грамоты, данные на имя этого храма царем Багратом Великим, копии которых тщательно сохраняются в музее Императорской Академии Наук в С.-Петербурге. 115. Некоторые воззрения Оригена (185—254) послужили пово¬дом к развитию ереси. Свои произвольные мысли он высказывал не как учение Церкви, а как свои личные предположения. Таковы его мнения: о творении душ человеческих прежде творения этого видимого мира (теория предсуществования душ); о падении их всех в одно время; о существовании многих миров прежде творения этого видимого мира; о наступлении времени, когда мучения грешников прекратятся.   Ориген был заочно осужден V Вселенским Собором.  Глава IX Начало борьбы Православной Грузинской Церкви с монофизитской Армянской Царь Бакар III, видя хитрости еретичествующих и стремление их занять Иверскую Церковь, не имел человека, который с достоинством мог стать во главе грузинского духовенства и противостать восточным еретикам. Не подозревая, что предстоятель Армянской Церкви всецело поглощен врагами Православия, и думая с его помощью поправить дело, с согласия знати и армянского епископа, отправил послов к Моисею, католикосу великой Армении, с просьбой, назначить Иверской Церкви пастыря, мужа, достойного носить это звание.   Подобные отношения Грузии к Армении встречались в древности не раз. Армения, будучи еще в то время строго православной и согласовавшаяся во всем с догматами кафолической Церкви, с Грузинской Церковью была в единении, подобно тому, как та же Грузинская Церковь поддерживала свое единение с Грецией. Но когда Армения отказалась от церковного единения с империей, тогда Грузия в свою очередь не замедлила принять сторону православной Греции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

323 По сообщению архимандрита Антонина, на Синае, кроме главного храма в честь великомученицы Екатерины, было еще 16–17 «малых церквей», из них вблизи главного храма – церковь Архангелов, церковь Трех святителей и церковь св. Моисея («итак, на протяжении 50 сажен 4 церкви» (Записки. С. 369). А. С. Норов уточняет расположение церкви пророка Моисея: «В полуденной стороне ограды находятся приделы св. Николая, пророка Моисея, св. Димитрия и Трех иерархов» (Иерусалим и Синай. С. 117). 325 Судя по упоминанию в литийном прошении имени Георгия Победоносца, описываемая лития совершалась в храм его и храм Симеона Чудотворца. Такие храмы были в монастыре Симеона Дивногорца, устав которого излагает Шио-Мгвим-ская рукопись. Однако это не дает нам основания видеть в обоих памятниках устав одного и того же монастыря Симеона Дивногорца, так как рукопись 311 говорит в этом же чине бдения еще о храмах апостола Иакова, брата Господня, и Пресвятой Троицы, о чем не упоминает вовсе Шио-Мгвимская. Более вероятно, что рукопись 311 имеет в виду какой-то другой монастырь, быть может, находившийся под влиянием обители Симеона Дивногорца и имевший храмы, как и тот, в честь преп. Симеона и великомученика Георгия. Влияние на неизвестную обитель славного монастыря преп. Симеона Дивногорца вполне возможно, как было и влияние лавры преп. Саввы Освященного на монастырь самого преподобного столпника, отражением чего в Шио-Мгвимской рукописи является упоминание в литийных прошениях имени преп. Саввы. 329 Дмитриевский. Описание, III. С. 411. О месте, где покоятся мощи великомученицы Екатерины, А. С. Норов говорит: «По окончании литургии мы введены были в алтарь, где покоятся мощи великомученицы Екатерины. Я поражен был великолепием алтарного свода, который весь состоит из превосходной мозаичной картины, изображающей Преображение Господне и современной построению храма. Мощи св. Екатерины заключены в небольшой раке из белого мраморалЛевая часть этой раки находится в алтаре, а правая сторона выходит из алтаря, так что можно прикладываться к святыне, не входя в алтарь» (Иерусалим и Синай. С. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Имя этого католикоса навсегда останется памятным в грузинской церковной истории, главным образом, потому, что при нём прибыли из Сирии (между 552 и 557 г.) во Мцхет 13 каппадокийских подвижников, во главе которых стоял знаменитый наставник их и руководитель, св. Иоанн Зедазнели. В Иверию святые отцы явились босые, в рубищах, изнеможённые на вид, в клобуках, по обычаю сирских отцов, преследуя единственную цель – поддержать своим личным высоконравственным влиянием и просветительной деятельностью новообращённую страну в её борьбе против язычества, а также и против энергической и успешной еретической пропаганды монофизитов, неправильно учивших о способе соединения в одном лице Христа двух природ – божественной и человеческой. Поклонившись св. месту чудесного явления животворящего мироточивого столпа, св. Иоанн Зедазнели со своими 12-ю учениками пожил некоторое время в Мцхете, а затем отправился на восток от этого города, на гору Зедазени, на пути к которой один из учеников его, св. Шио, силой Божией совершил первое чудо на земле грузинской. Вследствие сильного разлива реки Арагвы, переход через неё был совершенно невозможен. Тогда св Иоанн обратился к преподобному Шио с просьбой: «Помолись, отче, да сподобит нас Господь благополучно перейти на ту сторону реки». Св. Шио тотчас обратился лицом к востоку, сделал три земных поклона, осенил реку крестным знамением и сказал: «Отец наш Иоанн повелевает тебе, вода, остановись, доколе мы не перейдём на ту сторону реки». Вода остановилась, и подвижники перешли на другой берег реки. Они обошли с евангельской проповедью почти всю Карталинию (по долине рек Куры и Арагвы), были и во всех тех местах, где блаженная Нина учила вере Христовой и, наконец, избрали для своего жительства ту пустынную гору Заден (близ Мцхета), на вершине которой некогда сокрушён был идол по молитвам великой просветительницы Грузии. Здесь сирийские отцы как солнце просияли высокими христианскими подвигами. Местные жители, узнав о глубоко нравственной христианской жизни новых поселенцев, во множестве стали стекаться к ним за благословением и наставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он бдит день и ночь, стремясь уловить нас, как говорит первоверховный апостол Петр; Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5; 8). Внимайте словам евангельским, которые говорят, что за всякое праздное слово воздадите ответ Богу. Страшно повеление Владыки нашего! Ибо оно сказано не пророком, не апостолом, не Ангелом, но Самим Богом, Судиею живых и мертвых. Молитесь нелицеприятному Тому Судии, чтобы Он не осудил нас по нашим же словам, как написано: " от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься " (Мф.12; 37). Знайте, братья, что смерть стоит при дверях, и потому бодрствуйте, ибо не знаете, когда невидимый тать придет и подкопает дом души вашей и похитит душу. Трезвитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий приидет, берегитесь от праздности, губящей душу. Почитайте себя уже умершими и совершенно презренными миром: смирение есть первый шаг на пути к Богу, вы, возлюбив смирение, не будете оставлены Господом. Смотрите, что говорит Писание: На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого (Ис. 66; 2). Живите в мире и согласии, имея как бы одну душу и одно сердце, не отчаивайтесь, не собирайте себе богатства, возлюбите нестяжание, приближающее к Богу… " Сказав еще многое на пользу душевную, в назидание и утешение своим ученикам, св. Шио наконец спустился в мрачную и глубокую пещеру (или же просто яму, наподобие колодца), чтобы там, распяв плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5; 24), возрастить душу, как добрый колос. Ибо, как сказано в Писании, если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И святой Шио также, предав себя земле, постоянно возносился очами ума к небу и оттуда ожидал живительных каплей благодати, как дождя, которым утучняется земля. Язык человеческий не может описать всех подвигов бодрствования и терпения, подъятых св. Шио в пещере. Он постился выше сил человеческих. Пав на землю, он орошал ее горячими слезами, как из источника, лившимися из глаз его, и из глубины души взывал ко Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Этот эпизод со всей ясностью показывает как ревность преп. Саввы к соблюдению установленного им в лавре чина всенощного бдения, так и то значение, какое он сам и эконом лавры придавали вопросу питания иноков во время агрипнии. Преподобный, считая вескими доводы эконома лавры к отмене всенощного бдения за отсутствием в обители какой-либо пищи для вкушения во время бдения и в то же время горя ревностью к церковной службе и, отсюда, не желая отменять богослужение, предпочел послать в город с каким-либо ценным сосудом или ризой, чтобы продали их и купили необходимые для совершения всенощного бдения продукты питания. Обряд хлебоблагословения совершается, по всем памятникам, чтением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов», причем по рукописи 1096 Синайской библиотеки, отражающей практику лавры преп. Саввы, в этой молитве упоминается его имя 351 , а по рукописи 1097 той же библиотеки, отражающей практику Синайского монастыря, здесь упоминаются пророки Моисей, Аарон, Илия и Елисей и великомученица Екатерина 352 . Рукопись 1097 указывает иерею взять один из благословляемых хлебов в руки и начертать им образ креста 353 , по рукописи 1096, иерей левой рукой держит корзину, а правой трижды благословляет 354 . По Шио-Мгвимской рукописи, «священник берет один из хлебов, осеняет крестообразно и говорит» 355 . Рукопись 311 Иерусалимской патриаршей библиотеки уточняет Шио-Мгвимскую: иерей берет в руки один из хлебов и им делает образ креста 356 . Непосредственно после молитвы, по всем памятникам, читается 33-й псалом до слов «не лишатся всякаго блага», священник становится перед Святыми Вратами и, благословляя крестообразно, говорит: «Благословение Господне на вас»; по рукописи 1096 Синайской библиотеки: «Благословение Господне да приидет на нас» 357 ; то же по рукописи 1097 той же библиотеки 358 . О раздаче и вкушении хлеба рукопись Шио-Мгвимского монастыря говорит: «Келарь разламывает один из благословенных хлебов и дает братии, а также и по чаше вина „ради усталости», как это предано нам отцами» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010