Для понимания процесса превращения византийской алтарной преграды в многоярусный иконостас необходимо привлечь данные грузинских средневековых памятников, которые до последнего времени, насколько нам известно, не рассматривались в византийском контексте, несмотря на то, что они довольно давно введены в научный оборот 47 . На редкость многочисленные и разнообразные грузинские свидетельства, по-преимуществу археологические и иконографические, отразили древнейшую восточнохристианскую, а в некоторых случаях и константинопольскую, практику украшения алтарной преграды. В грузинских памятниках, к примеру, сохранились иконные программы парапетов алтарной преграды, которые в известных византийских памятниках обычно декорировались изображениями крестов. Наибольшей известностью пользуются четыре рельефные иконы первой половины XI в. из церкви Иоанна Крестителя в монастыре Шио Мгвиме около древней грузинской столицы Мцхета 48 . Прославленные как шедевры средневековой пластики, эти иконы слева направо представляют «Гостеприимство Авраама», «Распятие», «Моление св. Марфы перед Симеоном Столпником» и «Сцену из жития св. Шио», располагаясь попарно по сторонам от врат в нижней части алтарной преграды и образуя замкнутый цикл. Легко заметить символико-догматический характер первых двух сцен (Св. Троица, Искупительная жертва) и монашески-вотивный характер правой группы, связанной с прославлением основателя обители св. Шио, являвшегося учеником Симеона Столпника Младшего, особо почитавшегося в Грузии. Двучастная, догматическая и вотивная, структура этого раннего памятника со временем станет базовым принципом иконной декорации восточнохристианской алтарной преграды. Характер надписей, детали иконографии и стиля, первоклассное качество рельефов из Шио Мгвиме позволяют предполагать византийский образец и устойчивую иконографическую традицию. Другой важный грузинский пример дает расписанная алтарная преграда первой половины XIII в. в пещерной церкви Св. Николая монастыря Удабно в Давид-Гареджийской пустыне 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Второй особенностью является каждение храмов обители в два приема. Иерей, окадив алтарь, храм и притвор до возгласа «Слава Святей», как указывалось и в предыдущих памятниках, делал этот возглас, затем же, когда братия начинала петь 103-й псалом, шел в придел апостола Иакова и в храм Святой Троицы и совершал в них каждение. О чтении светильничных молитв памятник, как и рукопись Шио-Мгвимского монастыря, умалчивает. После предначинательного псалма памятники указывают великую ектению, которую произносит иерей, а по рукописи Шио-Мгвимского монастыря – диакон. Затем полагается первая кафизма «Блажен муж», делимая малыми ектениями на три «Славы» и исполняемая самогласно на глас 8-й. По рукописи Шио-Мгвимского монастыря, «потом стихологисуем „Блажен муж» на 8-й глас; после 3-го псалма немного повышаем голос». После каждой «Славы» диакон говорит малую ектению, а священник – возглас. Такой порядок пения первой кафизмы указывает и рукопись Синайской библиотеки 1097. Рукопись же Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 дополняет его, предписывая второй и третий антифоны петь «на глас дня». Пение светильничных псалмов «Господи, воззвах» и совершение во время их каждения одни памятники излагают кратко: «После третьего антифона отходит иерей, и делает поклон игумену, и кадит по обычаю, и поем „Господи, воззвах» на глас, поставив 10 стихов, поем стихиры гласа воскресные – три, восточные – четыре и минеи – три». По рукописи Шио-Мгвимского монастыря, «священник кланяется игумену, а потом кадит по чину, мы же поем „Господи, воззвах» со стихами на 10: три воскресны, четыре восточны и три минеи» 314 . Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311, говоря о пении «Господи, воззвах» с тем же количеством стихир, о каждении не упоминает. Чин литии, вошедший в агрипнию под непосредственным влиянием иерусалимского святогробского богослужения, где каждый день по окончании вечерни совершалось исхождение во Святой двор и на Голгофу (ante Crucem et post Crucem), в рассматриваемый период действия Иерусалимского устава получил многообразную практику, будучи тесно связан с условиями устройства храмов и наличия святынь в отдельных обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Преподобный Иоанн с учениками поселился на Зедазени. Там они выкопали пещеру, построили церковь во имя Иоанна Предтечи и стали жить как в антиохийской пустыне на Черной Горе, – в посте и безмолвии, собираясь вместе на богослужение по воскресным дням. Когда Пресвятая Богородица, вторично явившись преподобному Иоанну, повелела ему послать учеников во все концы Иверии, то Иоанн благословил, чтобы они шли по двое вместе, не разлучаясь друг с другом. Преподобный Шио просил своего учителя позволить ему идти одному, потому что видел ангела Божия, который был рядом с ним, и потому, что не хотел прерывать безмолвия, даже звуком голоса в пути. Преподобный Иоанн благословил его на пустынно-жительство, вручив его молитвам Божией Матери и Иоанна Крестителя. Преподобный Шио поселился на севере от Мцхета, в пустынном месте называемом Мгвиме, где обитали только дикие звери, а иногда заходили охотники в поисках добычи. На вершине одной из гор Шио построил из камней келью, и начал свой подвиг пустынничества с сорокадневного поста по примеру Спасителя и святого Симеона Столпника. Это время он пребывал в совершенном безмолвии и деннонощной молитве. На сороковой день его келья озарилась дивным светом: перед ним предстала Божия Мать и Иоанн Креститель. Божия Матерь обещала преподобному, что здесь будет построен великий монастырь и что Она не оставит это место Своей милостью. Затем Дева Мария дала ему небесный хлеб, который был сладок, как ангельская пища. Долгое время находился преподобный один в пустыне. Голубь приносил ему пищу, как ворон пророку Илии 187 , скрывавшемуся на горе Кармил. Духовным хлебом для преподобного была молитва , а питье подобным виду, безмолвие пустыни. Однажды царский сановник по имени Евагрий охотился в тех краях, и вот он видит необычайную картину: голубь летит на восток и сжимает в когтях хлеб. Он последовал за голубем, и увидел, что тот скрылся на вершине горы среди камней. Поднялся Евагрий по едва заметной тропе и здесь встретил преподобного Шио, который показался ему не человеком, а ангелом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Вскоре вокруг прп. Шио собрались ученики, был построен храм в честь покровителя пустынников святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. Храм этот много раз подвергался нападениям, сейчас на его месте стоит поздняя копия с фресками и иконами XIX века, но на одной из стен воспроизведены копии древних фресок. На одной из икон мы увидели изображение прп. Шио с оскалившимся волком в ногах. Тема «Святые, приручившие животных» — особенная, вот к ослику, тигру и медведю прибавился еще и волк… В монастыре больше всего потряс колодец, в котором находился в затворе прп. Шио, когда монастырь стал многолюдным. Этот сверхжестокий по отношению к немощной человеческой плоти подвиг прп. Шио свершал до самой своей кончины. Опять вспомнились строки Лермонтова (если их немного переиначить): «Да, были люди в оно время. Богатыри! Не мы…» Монастырь Давида Гареджийского Такие же мысли-потрясения появляются и в монастыре самого знаменитого отца из числа 13 сирийцев, пришедших в Иверию в VI веке — прп. Давида Гареджийского. Это место в безжизненной пустыне более всего напоминает пустыню Иудейскую, а кельи в скале напоминают монастыри св. Герогия Хозевита, Каранталя, прп. Харлампия. И так же, как и там, на Святой Земле, чувствуется, что весь воздух вокруг пропитан молитвами отшедших подвижников. Только здесь, в Грузии, гораздо более безлюдно, паломники и туристы хоть и бывают в монастыре Гареджи, но их не так много, как в монастырях Иудейской пустыни. Значит, просторы безжиз-ненной пустыни гораздо ближе к первозданному состоянию. И добираться сюда труднее, чем в монастыри Святой Земли — асфальтовой дороги нет, грунтовка петляет среди гор, иногда из машины приходится выходить — не объехать с «грузом» большие ямы. И освещения на этой дороге, конечно, нет. Чуть начинает смеркаться — ехать уже нельзя. Но, еще раз повторяю, зато каким первозданным духом тут веет! Отрадно было узнать, что в монастыре в храме Преображения Господня покоятся мощи его основателя, который перенес на Иверскую землю благодать из Иерусалима. В житии прп. Давида рассказывается, что когда он вместе с учеником Лукианом дошел до Святого Г рада, то счел себя недостойным войти в него, а только посмотрел на купола храма Гроба Господня с горы и поднял с земли три камня, забрав их с собою на память как святыню. После чего отправился в обратный путь. Патриарху Иерусалимскому в сонном видении было сказано: «Давид из Иерусалима унес всю благодать! Догоните его!» Святого нашли и забрали у него два камня, оставив только один. Но этот один камень освятил скалы монастыря прп. Давида и всю Грузию. Сейчас этот камень находится в патриаршей резиденции.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

После смерти католикоса Евлавия († 560 г.), царь Парсман по совету и влиянию св Иоанна Зедазнели, возвёл на католикосский престол Макария, человека высоконравственной жизни и ученика свв. сирийских отцов. При нём собственно и начали строиться монастыри, из которых особенно выделялась по своему просветительному значению лавра св. Шио, где впоследствии была сосредоточена вся духовная образованность западной Грузии. История сохранила нам в своих древних хартиях простой по содержанию, но замечательный по своему внутреннему глубокому значению для церкви иверской в её дальнейшей церковно-общественной жизни, рассказ об основании этой обители, расположенной в 30 вёрстах от города Тифлиса, на северо-запад от него, в местности, называемой «Саркинети». Преподобный Шио, любивший одинокую отшельническую жизнь, отправился с горы Заден в непроходимые места, лежащие на запад от Мцхета. Вот он проходит ужасные дикие скалы и бестрепетно вступает в глухое, безводное и безотрадное ущелье, наполненное дикими зверями и ядовитыми гадами. Это место, куда не ступала ещё нога человека, понравилось преподобному. Он поместился здесь в одной маленькой пещере, где и начал свою трудную подвижническую жизнь, в пустынном уединении и в беспрерывной внутренней борьбе воспитывая свой дух для будущего плодотворного служения Грузии, этой второй для себя родине. Озаряемый по временам чудными видениями небожителей, особенно Богоматери, предсказавшей ему, что эта безотрадная пустыня впоследствии наполнится благочестивыми людьми, подражателями его подвигов, св. Шио ещё ревностнее стал относиться к делу своего нравственного развития и приближения к наивозможному на земле совершенству человеческой души. Скоро Господу угодно было открыть и для мира этот дивный светильник, чтобы он светом евангельской жизни озарил, как яркое солнце своими лучами, страну грузинскую. Однажды начальник Мцхетской крепости Евагрий отправился со своими рабами на охоту в леса, за которыми было скрыто для мира скромное убежище великого отшельника. Охотники, сопровождавшие Евагрия, рассеялись по разным сторонам, а сам он остановился недалеко от скрытой зеленью пещеры св. Шио с целью выследить зверя, и вдруг видит голубя с ношей во рту, влетевшего в пещеру. Явление это повторилось и на другой день. Удивлённый Евагрий пожелал узнать, что бы это значило. Приблизившись к пещере, куда влетел голубь, он заметил монаха, стоящего на коленях с воздетыми к небу руками. «Кто ты и откуда, человек Божий?» – спросил Евагрий преподобного. «Я странник земли, всю надежду свою возложивший на Христа. Пребываю же в этой малой пещере, вдали от суеты мирской, чтобы безмятежно окончить здесь дни моей жизни и, всегда прославляя Бога, сделаться Ему угодным», – ответил преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда ушли ученики, бесы, рассчитывая что по преклонности лет и телесной слабости преподобный может быть побежден, собрались в огромном количестве и, производя оглушительный шум, подобный грохоту лавины, приступили к пещере, где он молился ночью. – Зачем ты отнимаешь у нас достояние наше, эту гору? – кричали они. – Уйди! – О злочестивые, – отвечал преподобный. – Никогда не желаете вы добра нашему роду, стараетесь каждого низвергнуть в Ад... Разве ваша эта гора? Не предоставлено ли человеку Господом все сотворенное Им на земле? Не уготовал ли Он для вас законное ваше место, которого да не избегнете, – преисподню с огнем неугасимым? Здесь я нахожусь по благословению Самого Иисуса Христа, Которого именем и приказываю вам в последний раз: прочь отсюда! И все громадное облако лукавых унеслось как дым неведомо куда. Святой Иоанн, желая пребывать в уединении, благословил ученика своего Фаддея основать монастырь у подножия горы, на берегу Арагви, чтобы принимать туда желающих иночествовать. Когда братия в монастыре умножилась, преподобный Иоанн стал спускаться к ним для исповедания грехов и для проповеди, но весьма редко, так как силы его постепенно иссякали. В последний год своей жизни он отправился со своим келейником навестить некоторых своих учеников, посмотреть каковы плоды их духовного делания. Преподобный Шио Мгвимский встретил учителя со всеми насельниками основанного им монастыря и повел его прямо в церковь Божией Матери. В то же время он отправил гонца к владыке Исе, епископу Цилканскому, призывая его немедленно явиться, и тот пришел. Однажды, во время трапезы, святой Иоанн, приняв чашу вина из рук Шио, поднял ее вверх, разжал пальцы и оставил ее стоять на воздухе. – Дети, – сказал он ученикам, – снимите чашу и благословите ее. Они же не дерзали прикоснуться к ней. Тогда Иоанн взял ее сам, благословил, и они пили из нее все. Потом учитель сказал Шио: – Отче, возблагодарим Господа за чудо! Шио встал, насыпал на ладонь левой руки горящих углей, положил на них благоухающего фимиама и начал кадить, – так держал он угли, пока не сгорел ладан. Иноки несказанно дивились этому, но преподобный Иоанн сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ср. Лк, 9; 62. 77 Прибытие св. Шио в Иверию относится к первой половине VI века, к: царствованию Паремана VI (541-555). См. Историю Грузинской Церкви, 2 изд., стр. 40. 78 В летописях дом Евагрия значится в Насдаке, расположенном на левом берегу р. Куры, там же, в окрестностях монастыря (.Шио-Мгвимского-ред). См. Географию Вахушта, стр. 216-217. После Наспарсеви, как об этой местности, так и о местности, прилегающей к великой крепости, упоминается в древних монастырских актах. 79 Этот источник находится в монастыре южнее бывшей братской трапезной. 80 На этой горе впоследствии был построен храм в честь и славу Животворящего Креста Господня, имевший в длину 2 саж. с половиной, в ширину - полторы сажени, весь расписанный византийской живописью с золотом, превосходной работы. Вход в храм с северной стороны, над входом большой купол, служащий колокольней, поддерживаемый большими колоннами. Там находится пещера подвижника Виссариона, жившего вначале в Шио-Мгвимском монастыре, но, по ненависти к нему братии, переселившегося на эту гору и выкопавшего там себе пещеру, и подвизавшегося там. Случилось, что в один праздник братья монастыря св. Шио нуждались в рыбе. Преподобный Виссарион через одного монаха послал им живую лососину. После сего иноки стали так сильно почитать его, что он вынужден был уйти в дальние горы, избегая славы. Через некоторое время, в 1827 г., прп. Виссарион подвергся от руки осетин - не христиан мученической смерти. Предание о его жизни и смерти записано мною со слов монаха пустыни и сестер Самтаврского девичьего монастыря. 81 Главный храм в честь Успения Божией Матери, впоследствии без купола, длиной 15, шириной 9, высотой 18 сажен. Богослужение в нем совершается одним иеромонахом, который заменил тысячную братию этой обители... Второй храм-в честь Рождества Иоанна Крестителя, длиной 13, вышиной с куполом 10, шириной 4 саж., с четырьмя приделами: первый во имя великомученика Георгия, второй-великомученицы Марины, третий--сорока мучеников, а в честь кого освящен последний, неизвестно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

104 См.: Procop. de bello persico lib. I, cap. XII, Evagri. Schol. Hist. lib. IV, cap. XXII, Julie. Call. Hist. XVII cap. XIII Procop. de bello goth. lib. IV, cap. III. 106 К трудам нового царя следует отнести и основание довольно обширного и вместе с тем великолепного по своему изяществу Тцкарос-тавского соборного храма. См.: Ак. Броссе. Voyage archeologique. 1848. Вышеупомянутый храм, согласно его надписи, реставрирован царями куропалатами Багратом и Константином. Первый из них правил в 980–1014 гг. 108 Отличительными знаками его были: 1) низанные из жемчуга и дорогих цветных камней два серафима на воскрылиях черного клобука; 2) на передней стороне его, надо лбом, – большой жемчужный с камнями крест; 3) зеленого бархата мантия с серебряными реками, с жемчужными скрижалями и такие же сандалии; 4) митра с крестом наверху, обложенная по опушке зубчатой короной вокруг; 5) на груди две панагии с крестом; 6) во время служения выходил из покоев в храм в мантии с предношением большого креста, с множеством свечей, с несколькими дикириями и трикириями; 7) посвящал епископов он один и, наконец, один возлагал корону на царей, по праву духовного царя. После утверждения в своем звании ему подчинялись 12 епархий в Карталинии, 12 в Кахетии, 9 в Самхетии и не менее этого в Имеретии и других странах. 109 См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви, ч. I. Житие преподобного Шио, Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства, с. 110; то же самое и на грузинском языке – рукопись. 111 Хотя в «Картлис Цховреба» смерть Евлавия относится к царствованию следующего царя Бакара III, но из жизнеописания святого Шио видно, что новоустроенные храмы обители святого Шио освящал католикос Макарий в присутствии царя Парсмана. Макарий прямо заступил место Евлавия, из чего видно, что показание летописи «Картлис Цховреба» в настоящее время положительно не верно. 112 См. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. 4.1. Житие преподобного Шио Мгвимского чудотворца, покровителя Грузинского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пищей ему был ячменный хлеб и кружка воды, которые спускали на веревке монахи, и то, эта пища часто оставалась нетронутой. Почему душа преподобного жаждала затвора – этой «пустыни из пустынь»? Что он обрел в своем каменном гробу, где день и ночь не отличаются друг от друга и исчезает счет времени? Здесь ничего не отвлекает ум от молитвы. Поток внешних впечатлений, постоянно колеблющий душу через зрение, слух, разбивается о стены затвора, как ручей о скалу, которая преграждает ему путь. В затворе как бы тает и исчезает покров материального, который мешает видеть духовный мир. Затвор это наиболее полное отречение от всего ради Единого. Затворник уходит от мира, но обретает Того, Кто больше мира. Он слышит ангельское пение в своем сердце, которое наполняет его неизреченной радостью. Здесь теряется счет времени, вернее, исчезает само время; останавливается и замирает маятник внутренних часов души и наступает тишина, подобная дыханию вечности. Затвор это сердце пустыни. Затвор похож на Иордан, омывающий грехи мира, на Фавор, где преображается само естество человека, на Гроб Господень, из которого совоскресает с Христом дух подвижника. Перед смертью преподобный Шио молился Богу, чтобы он благословил его причаститься Телом и Кровью Христа. Это было открыто наставнику Шио Иоанну Зедазенскому, который разослав своих учеников во все концы Картли и Кахети, редко выходил из своего монастыря. Шио отроком пришел к преподобному Иоанну. Теперь глубокий старец идет к своему ученику. Он опустился в подземелье затвора, причастил преподобного Шио и простился с ним до встречи в небесном царстве. После этого пища и вода в сосуде оставались нетронутыми, и монахи поняли, что дух преподобного разлучился с его телом, как воин, возвратясь домой, снимает кольчугу, изрубленную и окровавленную в бою. Монахи положили мощи преподобного в гробницу на месте его последних подвигов. Затем здесь была сооружена подземная церковь . Грузинские цари особо почитали Шиомгвимский монастырь и заповедовали своим преемникам и потомкам хранить как сокровище эту святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В местечке Икалто блаженный простился со своим клиром и со слезами заповедал блюсти строго веру христианскую и уставы Святой Православной Церкви. У святителя была возможность не идти далее, потому что воины, видя незаконность требования сатрапа и познав ложность огнепоклонства, предложили ему возвратиться назад, но блаженный охотно пошел на предлежащий ему подвиг страдания, желая как можно скорее принять мучения за Христа. И, когда они приблизились к столичному городу Мцхета, священномученик, видя соборный патриарший храм, от духовной радости, подобно Иосифу, как бы к матери своей Рахили, воззвал: " Вот сына твоего Иосифа ведут связанного в Египет, как пленника! " И сказал себе: " Приготовляйся на венчание и шествуй добре этим путем " . Достигнув Мцхета, святой Авив попросил ведущих его воинов, чтобы они отпустили его повидаться с преподобным Шио. Святой Шио тогда пребывал в затворе в яме. Воины уважили просьбу блаженного Авива, он отправился в Мгвимскую обитель и встретился с блаженным Шио. Сотворив прежде всего молитву, они дали друг другу целование. Во время беседы епископ Авив сказал преподобному: " Помолись, отче, Богу, ибо нечестивые персы укрепились над нами своей гордостью и беззаконием, покорив окончательно нашу страну. Ты знаешь, как язычество притягивает к себе неразумных и как сами же эти персы всеми силами заставляют всех и каждого поклоняться огню. Подобно тому, как некогда три отрока в печи халдейской уничижили силу огня, сего идола персов, развей и уничтожь святыми твоими молитвами беззаконные замыслы и деяния этих безбожных персов, которые стараются уловить в свои сети христиан, заставляя их поклоняться огню " . Преподобный Шио отвечал: " Знаю, Владыко, что ты совершенно уничтожил огнище персов, на которое возлагали всю свою надежду беззаконные. Да подаст тебе Господь силу погасить и тот невидимый огонь, который возжег для тебя диавол, чтобы искусить тебя, ибо ты, святителю, сам хорошо знаешь, что великими трудами и болезнями подобает нам войти в царствие Божие. Не бойся ничего. Ибо, по слову апостола, притеснителям грозит скорбь, а вам, скорбным, уготована радость (I Петр. 4; 13,17). Знай, что скорби, наносимые ими, принесут тебе помилование и нескончаемое утешение, и сия твоя скорбь приведет к их, падению и рассеянию " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010