Преподобному Шио предстояло окончить свою жизнь подвигом, подобным столпничеству, только это не был столп, высящийся как колонна или вершина горы к небесам, а столп уходящий в землю, глубокий колодец, в который он сошел также, как столпник восходит на столп. Преподобный Симеон вознесся над миром, как утес над морем. Преподобный Шио скрылся от мира в глубинах земли, где даже лучи дневного света, пение птиц или свист ветра в горах, не отвлекали его от молитвы. Преподобный Иоанн благословил каждого из 12 монахов, но больше всех его благословение могла вместить душа Шио, как любовь Господа – душа Иоанна Богослова. Это было благословением на подвиг, подобно подвигу самого Симеона. Это благословение хранил в сердце своем преподобный Шио, как жемчужину в недрах моря, в бездне безмолвия и смирения. Иоанн Зедазенский и его 12 учеников были подобны 13-ти лучам, которые озарили Грузию. Монахи ничего не взяли с собой, кроме посохов и Евангелия по заповеди Христа, Который сказал апостолам, посылаю их на проповедь, «...не берите с собой ни двух одежд, ни сумы (для продовольствия), ни поясов (где обычно хранили деньги), потому что делатель достоин награды 186 . На тех, кто отрекся от мира ради Господа, исполняется особый промысл Божий: не имея ничего, они имеют все, потому что благодать Божия, обитающая в них, влечет к ним сердца людей, и везде они встречают своих духовных друзей и братьев. Кто отдал себя Богу, тому Господь дает все нужное для жизни, как полководец берет на себя заботы о воине, который оставил свой дом. Путь святых отцов пролегал через Каппадокию. Горы, подобные каменным цветам, высились на их пути. Каждая гора имела свою окраску, как будто они были облечены в розовые, желтые и зеленые одеяния. В этих горах скрывались христиане во время языческих гонений. Здесь находили убежище монахи, для которых мир, кипевший страстями, казался самым жестоким тираном и гонителем. По этому пути когда-то шли апостолы, чтобы просветить потомков Таргамоса. Теперь по этому пути шли монахи, закрыв клобуками лицо, как воины, идя на бой, опускают забрало шлемов. Монахи должны смотреть не на красоту создания Божия, а на землю, из которой взято тело человека и куда оно уйдет по смерти. Монахи созерцают свое сердце оком ума в свете молитвы, и Того, Кто создал мир. Путь монаха измеряется не шагами, а Иисусовой молитвой, не движением солнца, а прочитанной Псалтирью. Каждый идет на расстоянии друг от друга, каждый боится прервать молчание, как пролить драгоценное миро из сосуда, который он несет в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

У нас много общего, очень много. В молодости читала худ. литературу грузинских авторов, как будто и разницы между нашими народами нет. Пора нам объединяться! Георгий 14 января 2013, 01:27 а почему редакция сайта не публикует те комментарии, где упоминается о вероломном убийстве грузинами русских миротворцев и православных осетинов??!! вы что уже настолько отолерантились?! или вы погибших братьями не считаете?! или хотите свести все к досадному недоразумению в 2008г.?! или это саакашвили заставил добрых грузин расстреливать мирных жителей?! вы думаете, что этим замалчиванием улучшите отношения между нашими народами?! ответьте хоть на эл. почту: всё же важные вопросы Георгий 12 января 2013, 00:48 возрождая рождественские традиции, не заложили ли в Грузии традицию покаяния за совершенные совсем недавно преступления против всех заповедей Христовых? имеются ввиду массовые убийства русских миротворцев и осетин в 2008 году. или это уже забыто?! Шио Отарашвили, гамарджоба! как ты ответишь на этот вопрос, дарагой? Виктор. 11 января 2013, 01:02 Очень интересная статья о прекрасной стране Грузии и её православных традициях! Мечтаю там побывать. Мадлоба, брат Шио! С Днем рождения тебя! Многая и благая лета!!! Поздравляю всех православных христиан с Праздником Рождества Христова!!! Иван Че 10 января 2013, 17:22 Приятно еще раз подтвердить мнение о дружности грузинского народа. Точно их соединяет вера в Бога в любви и единении, чего и всем желаю. р.б.Алексий 9 января 2013, 18:36 Такое живое изложение может быть только у человека горячо любящего свою страну, Спаси Бог! Брат Шио с Рождеством тебя и Грузию,Россию, Украину, Белоруссию, Сербию, Грецию и всё человечество! После таких статей, которые читаются на одном дыхании не возможно не влюбиться в Грузию, уже жду следующей статьи, особенно грузинское пение, реально передает дыхание веры.. Всех с Праздником! Амина 8 января 2013, 15:29 Спасибо, очень интересная информация Ирина, Киев 8 января 2013, 12:51 Даруй, Господи, многая и благая лета для Шио!

http://pravoslavie.ru/58634.html

На Непорочны мы поем три воскресные стихиры 5-го гласа, после ипакои и чтения говорим степенна гласа» 385 . Как видно из цитированного текста, в монастыре Симеона Дивногорца полиелей состоял из одного псалма (135-го) и составлял третью кафизму. Частные особенности в чине утрени в рассматриваемых праздниках составляют: указания рукописи Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 на каждение Евангелия после его целования 386 ; замечание Шио-Мгвимской рукописи об условном чтении после 6-й песни канона в зависимости от наличия на то времени: «После 3-й песни бывает чтение, также и после 6-й, если только время позволяет» 387 ; и, наконец, предписание рукописи Синайской библиотеки 1096 на пение 9-й песни канона двумя хорами «на сходе» и одновременное совершение поющими земного поклона: «На 9-й песне иерей кадит по чину. Пред тем как начать ирмос, т. е. „Хвалим, благословим», отходим и совершаем все вместе поклон до земли и тотчас начинаем ирмос 9-й» 388 . В отношении хвалитных стихир рукопись Шио-Мгвимско-го монастыря указывает пение их в количестве четырех, затем на «Славу» – евангельскую стихиру, называемую стихирой дня, и на «Ныне» – «Преблагословенна еси» 389 . Рукопись Синайской библиотеки 1096 указывает петь четыре стихиры воскресных и четыре «Анатолиевых», кроме того, при совпадении Господских праздников или памяти великих святых с воскресным днем, заменять евангельскую стихиру стихирой праздника: «Затем (после ексапостилария и его Богородична) „Всякое дыхание» на глас и Хвалитны; ставим стихов шесть и поем воскресных четыре и восточных четыре, для недостающих же стихир говорим стихи „Исповемся» и „Воскресни», на „Славу», если есть Владычный праздник или память празднуемого святого, оставляем дневную [стихиру] и поем [стихиру] праздника» 390 . Относительно пения великого славословия рукопись Шио-Мгвимского монастыря замечает, что это песнопение должно исполняться «голосом», т. е. распевно 391 . После великого славословия рукопись Синайской библиотеки 1096 392  и рукопись Шио-Мгвимского монастыря 393 указывают пение одного из воскресных тропарей – «Днесь спасение миру» или «Воскрес из гроба», после чего полагаются сугубая и просительная ектении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Молясь так, св. Шио стоял на коленях, орошая землю горячими слезами. После этого он предался еще более строгому посту. После нескольких дней поста святой подвижник утешен был видимым явлением Промышления Божия о нем. Тот, Кто через ворона питал Илию в пустыне, ежедневно с голубем посылал св. Шио белый и чистый хлеб для подкрепления тела его и повелел скале источать достаточно воды для утоления его жажды. Преподобный, видя явную милость Божию к себе, от полноты благодарного сердца возносил ко Господу пламенные молитвы и говорил; " О Господи, Боже Славный, Утешение всех! Буди имя Твое благословенно во пеки " Велика милость Твоя на всех нас! Ты по великой Своей благости промышляешь о всех и на меня, недостойного и непотребного раба Твоего, излил великую Свою благость и печешься о мне " . Имея Бога Покровителем, блаженный Шио восходил от силы в силу, Он все более прилагал к подвигам подвиги и в борьбе с невидимыми врагами был силен и непобедим. Он неустрашимо попирал все их коварства и отражал их. Непрестанной молитвой его были слова св. Псалмопевца: Господь Просвещение мое и Спаситель мои, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? (Пс. 26; 1) и пр. Чрез некоторое время Всевышнему угодно было открыть людям этот сияющий светильник, чтобы они, видя его добрые дела, прославили Отца Небесного.Однажды царедворец и начальник сильной крепости Насдаки по имени Евагрий , человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии, вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя реку Куру, он направился в ту сторону, где жил св. Шио. Приближаясь к месту пребывания святого, он остановился, а сопутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он, к удивлению своему, заметил голубя, несущего пищу во рту и влетающего в пещеру, Евагрий запомнил это место и, поохотившись довольно, возвратился домой. На другой день он снова пошел на охоту с теми же людьми и по той же дороге и стал опять на замеченном им месте. Наблюдая за охотниками, он снова увидел того же самого голубя, несущего во рту пищу, который, как и прежде, влетел в пещеру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Здесь подвизался и прославился даром чудотворений блаженный Шио. Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков. Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и, прервав всякое сообщение с миром, обрёк себя на затворническую жизнь в тёмной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по верёвке. Кто может постичь и исчислить несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле, духом предвосхитившего общение с Богом, т. е. рай на земле... Потому и для выражения подобного душевного состояния нет слов на человеческом языке. Предузнав о времени своей кончины, Шио пожелал принять иерея со святыми Дарами. Сам Иоанн Зедазнийский пришёл к нему и пребыл с ним до той чудной минуты, когда Шио, причастясь св. Таин и воскликнув: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой! Приими душу мою, дарованную Тобою!» – кончил своё земное житие. Тело его было погребено в той же пещере, где он скончался. Бывший возлюбленный учитель его, Иоанн Зедазнийский и любимый из учеников его – Евагрий обвили подвижника в его же одежды я предали земле в то время, как сверху, вокруг отверстия пещеры раздавалось надгробное, напутственное пение иноков, собравшихся присутствовать при погребении великого затворника, теперь предстоящего перед Богом молитвенника и о них самих. И был он по смерти сильным помощником и покровителем в бедах и скорбях всех, с верой поклонявшихся гробу его. Святого мученика Христофора После ужасных мучений обезглавлен в Ликии во время Декиева гонения, около 249 г. Св. Амвросий свидетельствует, что Христофор – чудесами, совершавшимися над ним во время его страданий, обратил в христианскую веру до 48,000 язычников. «Несомненно 179 , что св. мученик являл чудеса и долго спустя после смерти, как на Западе, так и на Востоке. По показанию западных мартирологов, мощи св. Христофора сперва были перенесены из Ливии в Толедо, а потом – в аббатство Сев-Дени во Франции. На Западе наиболее прибегают к нему при заразительных болезнях». Память перенесения честных мощей Святителя Николая в Бар град

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Позднее, в 1617 году, персидский шах Аббас, напавший на Грузию, разрушил и обитель святого Шио, а мощи его повелел отвезти в Персию, но там, когда они прибыли туда, началось моровое поветрие. Испуганные персы, увидев на себе явственно гнев Божий, возвратили честные останки Шио назад, на то место, где они были. Там они почивают и до сего дня. Святитель Исе Имя святителя Исе (Иессея) прославлено в Иверии, так как в Церкви с XI века употребляются посвященные ему служба и канон. Но древнее подробное житие его не сохранилось – немногочисленные монастырские списки его при частых войнах могли стать добычей огня. Вот то немногое, но весьма красноречивое, что известно о нем. Он родился в Антиохии и в отрочестве пришел в обитель к святому Иоанну, который скоро увидел его высокие духовные достоинства и причислил к своим двенадцати ученикам, тем, с которыми вышел по благословению Богоматери и святой Нины на проповедь веры Христовой в Иверию. Здесь святой Исе прославился как проповедник и чудотворец. Католикос Евлалий поставил его епископом в город Цилкани, расположенный в предгорьях между реками Ксани и Арагви. Святой Исе вместе с учителем своим Иоанном и другими его учениками посетил обитель святого Шио, где совершилось несколько чудес: преподобный Иоанн поставил на воздух чашу с вином, святой Шио держал в руке горящие угли и ладан, а святой Исе тогда же чудесно отвел от реки Ксани поток, последовавший за его посохом к храму Богородицы в Цилкани. После этого святой Исе гостил три дня у преподобного Иоанна на горе Зедазени. Вернувшись же в Цилкани, продолжал свою пастырскую деятельность. Известно также, что при храме Божией Матери он устроил монастырь. В окрестностях города при нем было воздвигнуто несколько церквей. Он сам и рукоположенные им иереи благовествовали слово Божие и служили пастве примером высокой жизни во Христе. В этих местах совсем исчезли остатки языческих заблуждений. Не ограничиваясь своим епископским уделом, святой Исе ходил на проповедь в горные селения к осетинам и многих из них обратил в Христову веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 Святой равноапостольный царь Мириан и святая равноапостольная царица Нана (IV в.) приняли Святое Крещение после проповеди святой равноапостольной Нины. Во время их царствования Православие было провозглашено государственной религией Грузии. Рака с мощами святых находится в Самтаврийском монастыре. – Прим. перев. 15 Имеются в виду военные действия вооружённой группировки «Мхедриони» против президента Звиада Гамсахурдия и республиканских войск. – Прим. перев. 16 Икона Божией Матери Иверская была заказана епископом Павлом (Джапаридзе) для Самтаврийского монастыря и написана на Святой Горе Афон в 1912 году. Перед октябрьской революцией 1917 года икона источала слёзы. – Прим. перев. 17 Преподобный Шио Мгвимский был одним из тринадцати сирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства. Шио получил благословение на пустынножительство, но слава о его святой и благочестивой жизни разнеслась по всей Иверии. К нему стали стекаться ученики, и на месте его уединения образовалась огромная Квабтахевская лавра. Последние годы своей жизни преподобный Шио провёл в затворе в пещере. Перед своей кончиной преподобный принял Святые Дары из рук иерея, спустившегося к нему в пещеру по верёвке. Память преподобного Шио Мгвимского празднуется дважды: 9/22 мая – в день его блаженной кончины и четверг Сырной седмицы – в память о его чудесах. – Прим. ред. 18 Святая великомученица Кетевань – царица Кахетинская – происходила из царского рода Багратидов. Мученическую кончину приняла от кровожадных слуг нечестивого шаха Аббаса 13-го сентября 1624 года. Вскоре после кончины святые мощи царицы Кетевани были тайно похищены монахами августинского ордена и отвезены в Рим, где и по сей день хранятся в усыпальнице храма апостола Петра. Однако латинские монахи, желая приобрести расположение царя Теймураза I (сына царицы Кетевани), отделив от мощей честную главу и правую руку, послали в дар царю. Епископ Алавердский Иоанн положил честные мощи святой царицы под престол в Алавердском соборе. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всех православных Грузии поздравляю с Рождеством Господа Нашего Иисуса Христа! Слава Тебе, Господи, собравшего нас всех -русских, украинцев, сербов, грузин, греков, румын,........ - воедино, чтобы всем нам вместе пети Аллилуиа! Елена 8 января 2013, 01:04 как мне нравится Грузия и как жаль,что я там до сих пор не была... Эльвира 7 января 2013, 23:16 Шио Отарашвили, гамарджоба! Гилоцавт Шобас! Гисурвеб сихарулс,бедниеребас да гамартлебас. С любовью написанная статья, впрочем, как и все, что Вы пишете. Диди мадлоба. С уважением, Эльвира Светлана 7 января 2013, 20:25 Спасибо! С праздником! Но мне очень больно за моих друзей русских, которые нигде в столице Грузии не могут помолиться по-русски, на своем родном языке! В церкви Михаила Тверского служат по-грузински, и потом стали и в церкви Иоанна Богослова по-грузински. Оставалась церковь Александра Невского на Кирочной (до смерти отца Михаила, Царство ему Небесное!) - но и там теперь даже " Отче наш " поют по-грузински. При том, что в Грузии отнимают у русских возможность молиться на родном языке, в России восхищаются грузинским православием и выделяют им храмы. Например, в С.-Петербурге, епархия выделила храм для грузинского прихода, где можно помолиться по-грузински. Бедные русские бабушки, ходившие в церковь, когда еще это было не модно и грузинские храмы были пусты, сейчас никому не нужны - почему грузинское духовенство закрывает на это глаза?? alexdud 7 января 2013, 18:32 такое впечатление от материала, что сам побывал в Грузии! Спасибо Шио! С праздником Светлого Христова Рождества, дорогие братья и сестры! в каких бы уголках вы не находились, пусть с нами всегда будет уверенность, что мы всегда рядом! Любви всем, Радости, Мира и Благоденствия и Здоровья! Виталий 7 января 2013, 13:26 Дай Бог здоровья всем православным на всей Земле!Дорогому Шио,многая и благая лета!!! sopho 7 января 2013, 13:19 Грузия ликует Всем с Праздником…………… goga 7 января 2013, 13:10 Шио джигари хар. гилоцав ШОБАС??? malxaz 7 января 2013, 13:07

http://pravoslavie.ru/58634.html

6 декабря празднуется память святителя Николая; 9 же мая празднуется перенесение мощей сего святителя из Мир Ликийских в город Бар, находящийся на полуострове Апулии, в Италии. Это произошло спустя 7 веков от кончины святителя, и вот каким образом. В XI столетии турки начали свои нападения на Греческую империю, при котором святыни христиан, – храмы, мощи и иконы, – подвергали поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молнией остановила сию попытку, и вот тогда у апулийцев явилось желание перенести мощи святителя Николая к себе, чтобы избавить от поругания. Апулийцы в то время еще были православными и состояли в зависимости от Греческой Церкви. Святитель сам повелел перенести свои мощи в Бар, явившись одному благочестивому священнику в Баре. И это перенесение было совершено в 1087 году. 9 мая апулийцы встретили св. мощи, соорудила для них храм, почему 9 мая и установился праздник перенесения мощей. Мощи почивают в мраморной раке, которая находится в подземелье под церковью. Рака наполнена исходящим от мощей миром. Миро берется из раки и дается поклонникам. Преподобный Шио – святой грузинской Церкви. Был сыном богатых родителей. На 20-м году своей жизни, тайно от родителей ходил к одному из подвижников Иоанну. Подвижник, впервые увидев его, назвал по имени и предрек, что и сами родители его примут иноческий сан и ему позволят это. Отец Шио однажды начал размышлять о том, как бы устроить по Евангелию свою судьбу и судьбу сына. Тогда Шио посоветовал родителям удалиться в монастыри, а «обо мне, – сказал, – не заботьтесь, потому что жизнь моя должна быть для Бога и в Боге». По удалению родителей в монастыри, он раздал все свое имение бедным, а сам отправился к знакомому пустыннику, где и подвизался в течение 20 лет. Когда же в видении повелено было Иоанну идти в Иверию и разослать учеников своих по Карталинии и Кахетии для утверждения христианства, то он поселился на Зеданзийской горе, в 15 верстах от Тифлиса, против Мцхета, и отсюда послал учеников; а Шио начал подвизаться в пустыне, в пещере близ Мцхета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

59 См.: Иеросхимонах Феодосий (Эристави)//Русский Афонский отечник XIX–XX вв. Св. Гора Афон. М., 2012. С. 647–652. 60 Так отзывался о нем афонский подвижник и редактор-составитель серии «Ду­шеполезный собеседник» иеросхимонах Владимир (Колесников, 1851–1918). Подробнее см.: Там же, с. 366–369. 61 Схимонах Вениамин (в миру Василий Антонович Малышев, 1865–1933) подвизался в полном затворе в отшельнической хижине на Калиагре более 40 лет. По отзывам афонских подвижников он был строгим аскетом, творцом Иисусо­вой молитвы, старцем и духовником, стяжавшим необыкновенный мир души. Состоял в близких отношениях с прп. Силуаном Афонским . См.: о нем подроб­нее: Русский Афонский отечник XIX–XX вв., с. 699–701. 62 Это подтверждает сохранившаяся его неопубликованная переписка 1884-­1888 гг. с заведующими библиотекой Свято-Пантелеймонова монастыря схимо­нахом Матфеем (Ольшанским) и монахом Филаретом (фамилия неизвестна). 65 Из его письма к известному в Грузии общественному деятелю Александру Хаханашвили от 2 июня 1905 г. См. Togonidze L. Atonis mtis bolo periodis qartveli morvaweebi//Sapatriarqos uwyebani. Тб., 2005. c. 29. 67 См.: Rirsi mama Aleqsi da misi savane. Тб., 2006. c. 33. О. Феодосий до 1881 г. подвизался в Гелатском мужском монастыре. 68 В ответ на вопрос об Иисусовой молитве Преподобный отвечает: «Старайтесь закрепить Иисусову молитву на устах, в уме и в сердце, эта молитва превыше всех молитв и созерцаний. И посредством ее достигается всякое дарование, благодать и истинное. Богом данное ведение». См.: Wm. Aleqsi beris mozrvrebani. Тб. 2002c. 235. 69 Сведения приводятся по текстам автобиографий, написанных им лично 12 июля 1946 г. и 8 июля (ст. ст.) 1966 г. 71 В беседе с автором статьи соседи архим. Шио – Нодар Викторович Абшилава (1 августа 2013) и Автандил Владимирович Бебия (8 января 2013) привели подробности этих истязаний. Отца Шио головой окунали в яму с нечистотами. Об этом факте Н. Абшилава слышал лично от самого архим. Шио (Дзидзава). Сообщение о том, что отец Шио не прекратил совершать священнодействия, подтверждают также сестры Шушания – монахиня Нина и послушни­ца Зоя, ссылаясь на слова игумении Фавсты (Шушания). Этот факт особенно важен, поскольку, во-первых, он ранее не был известен, а во-вторых, судя по свидетельствам современников тех событий, большинство сенакских священников дали подписку о прекращении священнослужения, тем самым сняв с себя сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010