Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его храмов обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить свое прошлое значение в духовной жизни Грузии. При советской власти монастырь был закрыт. По некоторым свидетельствам, часть мощей святого Шио, хранившаяся в монастыре, была сожжена, но одна кость сохранилась . Но хотя монастырь был закрыт, монахи все равно продолжали тайно совершать богослужения. В настоящее время в обители вновь возрождена монашеская жизнь. См. о нем, в частности: Квирила М. Преподобный отец наш Шио Мгвимский и его монастырь. 1902. Арсений Сапарели – грузинский церковный автор, антимонофизитский полемист. Житие преподобного Шио Мгвимского см. также: Памятники древнегрузинской агиографической литературы/Груз. текст перевел, снабдил исследованиями и примечаниями академик АН Груз. ССР проф. К.С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956. Литературу об Арсении Сапарели и его творениях см.: Алексидзе З. Арсений Сапарский//Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. С. 439–440. На русский язык житие преподобного Шио перевел Михаил Сабинин. См.: Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви/Сост. Михаил Сабинин. СПб., 1871. С. 91–123. Имя Шио может восходить к имени Симеон (Шим он) и явиться результатом позднейшего сокращения на грузинской почве. О ней см.: Михаил Наджим. Сильвестрова Е., Казарян А. Антиохия//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 539–542. См.: Сабинин Гоброн (Михаил). История Грузинской Церкви до конца VI века. СПб., 1877. О распространении монофизитства в Грузии см.: Meyendorf John, fr.. Imperial unity and Christian divisions. N.-Y., 1989. P. 102–110. Примечательно, что в это же время в Эфиопии также проповедовало двенадцать сирийских отцов. Подобный образ проповеди, основанный на примере двенадцати апостолов, стал весьма актуальным для миссионерства VI века. См.: Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сирийских отцов в Картли//Кекелидзе К.

http://pravoslavie.ru/41621.html

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

73 В автобиографии о. Спиридон об этом обстоятельстве пишет, что он был «вос­становлен в священническом служении». 74 Вероятно, не ранее 1944 г., поскольку владыка Ефрем вернулся из ссыл­ки летом 1944 г. Владыка Ефрем был возведен в сан митрополита 12 июля 1945 г. См.: S. Vardosanidze. Qartveli mrvdelmtavrebi (XX–XI ss.). Тб., 2010. с. 175. 75 Сведения о постриге приведены в сообщении митрополита Кутаисско-Гаенатского и Чкондидского Ефрема (Сидамонидзе) на имя Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека (Пхаладзе) от 10 апреля 1951 г. Сведения об «оставлении» на прежнем месте, в Теклатском монасты­ре, содержатся также и в автобиографии архим. Шио. Дата назначения не указана. 76 Патриарх Ефрем, по-видимому, желал подчеркнуть, что о. Шио не отрекался от священнического сана, как это делали многие священнослужители, не вы­держав давления со стороны власти. 77 Интронизация Католикоса-Патриарха Ефрема II состоялась 21 февраля 1960 г. в патриаршем соборе Светицховели во Мцхета. 79 АПГ. Оп. 1. Д. 1933. Л. 57. Проживал в это время архим. Шио по адресу: г. Сенаки, ул. Мцхетская, 26. До этого, в 1944–45 гг., эта улица называлась в честь Г. Табидзе, по состоянию же на январь 2013 г. дом о. Шио расположен по адресу: ул. Тбилисская, 41. 80 Могильная плита была обновлена 2 июля 2013 г. с указанием точной даты рожде­ния архим. Шио, что ранее не было известно. 81 Известный в Грузии подвижник благочестия, духовник Теклатского женского мо­настыря с 1948 по 1989 г. Похоронен в Теклатском монастыре в храме Рождества Богородицы. 82 Свидетельства записаны митр. Шио (Муджири). Рассказ насельниц обители на «Острове Архангелов» мон. Нины и послушницы Зои (Шушания) 14 ноября 2012 г. С раннего детства, с 40-х гг. XX в. сестры-близнецы Зоя и Нина Шуша­ния, внучатые племянницы и воспитанницы игум. Фавсты и схимон. Акепсимы (Шушания), проживают в обители на «Острове Архангелов». 86 Вероятнее всего, дата, приведенная в рассказе – 1937 г. – ошибочна, посколь­ку на основании описанных фактов можно предположить, что данное собы­тие имело место в 1924 г., когда было антисоветское восстание по всей Грузии, в том числе и в Сенаки, где было расстреляно множество его участников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шио считал, что человеку, привыкшему к роскоши, будет тяжела отшельническая жизнь, и не разрешил Е. Ш. остаться, но тот был настойчив, тогда преподобный предложил ему испытать свою веру. Он отдал ему жезл и сказал: «Ступай, сын мой, домой и, когда дойдешь до реки Куры, опусти этот жезл в воду, и силою Господа нашего Иисуса Христа вода расступится, и ты пройдешь по дну, как посуху. Когда придешь домой, распорядись имением твоим... На обратном пути... опять подойдешь к реке, то поступи, как прежде. Если увидишь, что вода даст тебе дорогу, то скорее спеши ко мне,- значит, ты избран Богом. Если же жезл мой не будет иметь прежней силы, то возвратись домой и знай, что намерение твое неугодно Богу» (Там же. С. 142). Е. Ш. в точности исполнил требование святого и вернулся к нему, принял постриг и поселился в пещере недалеко от преподобного. Это чудо побудило многих искать спасения в пустыни, где вскоре образовался монастырь Шиомгвиме, настоятелем которого стал прп. Шио. Е. Ш. для материального обеспечения обители приобрел с. Схалтба с окрестными землями и дал «тридцать литр золота» на постройку церквей. Парсман V в благодарность Е. Ш. за исправную службу пожертвовал монастырю 4 деревни, золотые чашу, дискос, крест и проч. богослужебную утварь, а также Евангелие, богато украшенное по заказу св. царя Вахтанга Горгасали . В день Пятидесятницы католикос Картли в присутствии царя и двора освятил храмы монастыря. В Житии описывается чудо о волке, пасшем «ослов братии»: прп. Шио сам вырыл зверю пещеру, а Е. Ш. утром и вечером кормил волка хлебом с водой. Во 2-й пол. VI в. прп. Шио, испросив благословения у католикоса Самуила II и своего духовника, прп. Иоанна Зедазнийского , попрощался с братией, передал руководство монастырем Е. Ш. и до конца жизни подвизался в вырытой в земле яме. После кончины прп. Шио Е. Ш. последовал его примеру, также до смерти подвизаясь в землянке. Ист.: Житие отцов наших Шио и Евагре [кименная редакция]//Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/180873.html

– Зачем прервали вы мои Божественные занятия? – возразил им опечаленный отрок, – кто не поучается постоянно закону Божию, тот отдаляется от Царства Небесного... Возвратите мне мои сокровища... И родители, вразумлённые словами не по летам мудрого сына их, не стали больше стеснять его свободы... Со временем он же убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришёл к Иоанну (Зедазнийскому), сиявшему ещё в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником. Он был из числа тех 12-ти, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, новообращённых св. Ниной. Послужив этому делу, преп. Шио пожелал жить отшельником и с благословения католикоса Евлавия направил свой путь на запад от Мцхета – в непроходимые дебри лесные. Здесь, в пустыне, защищённой отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, едва достаточной, чтобы укрыться в ней... Трудное подвижничество предстояло одинокому, беспомощному борцу среди суровой, дикой пустыни, но чудным Промыслителем о нём был Тот, к Кому он постоянно обращался с молитвой: «Господь – просвещение и Спаситель мой; кого убоюся? Господь – Защитник жизни моей, – кого устрашуся?» В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь... Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио... Некто – Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Бурой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашёл его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками... Он был так поражён встречей с этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне перед лицом Единого Бога, что внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал подвизаться в пещере под руководством отшельника, всецело предавшегося Богу... С этих пор о Шио стало известно и другим людями в окружности. Многие стали селиться близ него и таким образом собралось до 25-ти добровольных пустынножителей... На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей – Иоанна Крестителя. Впоследствии царь Парсман VI, навестивший бывшего любимца своего Евагрия в пустыне и с благоговением отнёсшийся к подвижнику Шио, подарил ему землю под монастырь и доставил значительные средства для построены храмов 178 . – Число братии новой обители возросло до 2000, для которых не было уже более свободных мест в ущельях, и они селились за ущельем, на востоке и на западе за рекой Курой, где впоследствии образовалась обширная Квайтахевская лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы через тебя ожидаем спасения душ наших, и нам тяжко исполнить волю твою. Ты сам избери нам наставника " . Тогда святой Шио обратился к преподобному Евагрию и сказал ему: " Прими братию под свое руководство и учи их пути спасения " . " Не могу достойно служить братии, - смиренно отвечал преподобный Евагрий, - и молю тебя: не поручай мне дело, превышающее мои силы, я неопытен и немощен для попечения о стольких братьях " . Святой Шио сказал на это: " Если же пребудешь непокорен, то знай, что дашь ответ Богу за непослушание. Согласись на служение братии, оно прославит тебя, только всегда помни слова Спасителя. Который говорит: " Кто хочет быть большим, тот пусть будет всем слугою " . Умилился преподобный Евагрий, и, поклонившись святому Шио, сказал: " Честный отец, все, что ни повелишь мне, я готов исполнить, твоими святыми молитвами " . Затем святой Шио вручил Евагрию жезл настоятельский и всю братию и дал ему наставление, как беречь иноков от разных искушений. После того один брат просил святого дать им свое письменное поучение, чтобы они могли читать оное по воскресным дням. Блаженный Шио написал сто шестьдесят поучений, которыми услаждались души многих христиан, и от которых, как от райского источника, истекали сладкие струи Божественного учения. Затем, воздев руки к небу, святый Шио помолился за всех братьев, потом, поцеловав каждого из них, сел над избранной пещерой и стал учить, говоря: " Дети мои, возлюбленные о Христе братья, или, лучше, господа мои! Благословен Христос Бог, собравший вас в этой пустыне для славословия всесвятого Его имени! Послушайте меня еще раз, отца вашего. Вы вступили на путь иноческий не по принуждению, а по своему желанию, из любви к Богу отреклись от мира и всех дел его, чтобы пребывать в святости и повиноваться Евангелию Его от всего сердца. Взяли крест на рамена свои, оставили отцов, матерей, жен, детей, братьев, сестер и последовали Христу. Спасайтесь, братия, от врага, который всеми силами ищет нас погубить, не покоряйтесь змию - человекоубийце искони, чтобы не отречься от обета своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Слез моих не премолчи: яко пресельник есмь у Тебе. Господи, и пришлец; ослаби ми, да почию, прежде даже пе отыду. Восставая с земли, он возводил ум, сердце и руки к небу, говоря: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею - жертва вечерняя " . Отдохнув несколько, он говорил: " Положиша мя волею в рове преисподнем и темнем. Милостиве! Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся нисходящим в ров адский, но изведи из темницы злых душу мою, чтобы исповедать имя Твое, и терпением потерпел Тя, Боже, доколе обратишься и услышишь молитву мою, да извсдешь меня из глубины плотских страстей и брения тины и пр. " Это правило исполнял св. Шио каждый час. После обычного правила один монах, приставленный служить св. Шио, опускал ему на веревке немного воды и кусок хлеба. После вкушения пищи блаженный снова принимался за свое обычное правило и между прочим говорил: " Не дам сна очам моим и дремания веждам моим, покоя телу моему, дондеже обряшу место селения Господа Бога . Так молился святой затворник и пещерник Шио в мрачной своей яме. Этим затворничеством в темной и глухой пещере св. Шио надеялся Божией милостью улучить незаходимый и нескончаемый, и вечный свет, за краткое и скоропреходящее терпение в подвигах. Преподобный говорил, умилившись духом: " Просвети светильник мой. Господи, Свете Непостижимый, и осияй мрак души моей ради любви Твоей, Сладчайший, чтобы видимый мрак этот не помрачился еще тьмою ада, и ночь эта да просветится мне, как день " . И многое другое говорил блаженный, прося от Господа помилования. Св. Шио достиг затворничеством совершенства великих подвижиков. Изнурялось тело его от великих пощений, трудов, бдений, и от страшной сырости пещерной лицо его совершенно почернело, и от всего тела остались только кожа да кости. Несказанные подвиги сего святого и великого мужа, красы Православной Церкви, привлекли в его обитель бесчисленных христиан, украшенных добродетелями, которые принимали иночество, и число их умножилось чрезвычайно. Между тем блаженный Шио оканчивал путь земной жизни, сохранив веру и душу свою, очистившись потоками слез, имея перед глазами всегда смерть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Сын богатых родителей в славной некогда Антиохии, Св. Шио с юных лет почувствовал влечение к духовной жизни; еще в отрочестве изумлял он всех глубоким знанием Священного Писания , так что родители начали опасаться за его житейскую будущность. На двадцатом году возраста благочестивого юноши воссияло яркое светило в соседней пустыне, Св. Иоанн, и к нему тайно пришел Шио, чтобы принять наставление духовное. Глава Сирийских отцов духом провидел святость будущего Отшельника и назвал его по имени. Пораженный благодатным явлением великого Аввы, Шио уже не хотел его оставлять, но не знал, каким образом убедить к тому своих родителей. Иоанн успокоил его предсказанием, что они сами облекутся в образ иноческий и тем дадут ему слободу следовать влечению своего сердца. Однажды в день воскресный Св. Шио пригласил отца своего подойти под Евангелие, которое возглашал с амвона диакон, и они услышали: Нет никого, кто бы оставил дом, или родителей, или жену, или детей, для царствия Божия, и не получил бы более во время это и в век будущий, жизни вечной ( Лк. 18: 29–30 ). Глубоко запало слово это в душу старца; во время домашней трапезы он стал рассуждать с женою и сыном, что готов все оставить, если бы только была устроена участь единственного их наследника счастливым браком. Шио обещался вступить в брак, если будет пользоваться совершенной свободой, и, убедив родителей немедленно постричься, сам отвел каждого из них в различные обители, где простился с ними навеки. Тогда, будучи полным властелином богатого имущества, освободил всех своих рабов, продал земли и раздал все достояние нищим, сохранив себе одно только Евангелие, и с сим единственным сокровищем, пошел в пустыню к Авве Иоанну. Там, не теряя времени, принял от него схиму, и добродетель его рано просияла; ибо до такой степени привык он повиноваться своему учителю, что без малейшего сомнения исцелял всякого рода недужных, каких посылал к нему Иоанн. Протекли таким образом двадцать лет, в непрестанном посте и молитве; блаженный Шио в полном возрасте духовном последовал за своим учителем в дальнюю Иверию и с ним поселился на горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Святой Шио, получив благословение от возлюбленного своего учителя, затем от католикоса Евлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета, в места непроходимые для людей из-за дремучих лесов. Он прибирался ужасными и дикими скалами и вошел наконец в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых гадов. Когда св. Шио осмотрелся кругом, ему понравилась эта совершенно уединенная пустыня, как бы нарочно защищенная отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских, взоров и от мятежа мирского. Он возвел очи и руки к небу и сказал: " Господи Иисусе Христе, Боже мой! На месте этом да обретет покой смиренный раб Твой. укрепи меня благодатию Твоею молитвами отца моего Иоанна! " На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры св. Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыть тело его. Там поселился он, предав себя воле Божией, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком либо утешении человеческом. Он провел тут сорок дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы, и то самую малость их, и пил немного воды. Так начал св. Шио свою отшельническую жизнь. Совершенно отрекшись от мира, он предал тело свое изнурению и болезням и, поработив его духу высокими подвигами, ожидая от одного Бога помощи и укрепления в борьбе с диавольскими кознями. Трудно описать все нападения диавола на святого: враг спасения использовал все возможные способы уязвить отшельника. Видя же безуспешность своих попыток, диавол начал устрашать подвижника, принимая вид то какого-нибудь страшного зверя, то отвратительного гада. Однажды во время молитвы святого и преподобного Шио собралось к нему множество бесов. С ужасным шумом и криком готовились они смертельно поразить его, но блаженный, нисколько не смутившись, окончил свою пламенную молитву. Затем он вышел из пещеры, обратился к злым духам и сказал им; " Окаянные, разве не знаете, что там, где присутствует благодать Господня, вы совершенно бессильны? Много дней вы всячески пытаетесь уловить меня хитростью и лукавством, но что же вы могли сделать мне? Это потому, что Господь Бог - моя жизнь, крепость и пение мое. Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа; отойдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие " . Бесы, оставляя его, сказали: " Гордый монах, вот, князь наш, который занят теперь убийством Иоанна, завтра придет сюда и погубит тебя " . Всю ночь после этого блаженный Шио провел в молитве снаружи пещеры. С воздетыми к небу руками молился он Богу, чтобы Господь свыше ниспослал ему помощь и даровал крепость на видимых и невидимых его врагов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Вспоминая о своем духовнике, Святейший Патриарх Илия особенно выделяет его добродетель милосердия и нестяжательности. Об этом упоминали и другие очевидцы его жизни. Многие рассказывали, что когда отец Шио совершал крещение, или другие требы, и ему за это давали пожертвование, он тотчас же мог отдать всю сумму нуждающимся. Это знали многие и даже злоупотребляли таким его качеством. Сохранился также рассказ приснопамятного Сенакского протоиерея Зураба Цхварадзе со слов самого архимандрита Шио: когда в 1924 году по Грузии прокатилась волна антисоветских восстаний, он, как и большинство священнослужителей, их поддержал. Мятежников схватили, повели на расстрел. На глазах у отца Спиридона расстреляли всех. А его отпустили: «Иди, крести людей». Представляете?! Он воскликнул: «Что же вы со мной делаете? Их отправили в царствие небесное, а меня оставляете на земле?!» Так чудом он был спасен и тайно продолжал священнодействовать в Теклатском женском монастыре и в обители преподобного Алексия на «Острове Архангелов» даже в самые тяжелые, 1940-е и предположительно 1930-е годы, мужественно перенося множество скорбей и притеснений.   Последняя встреча Святейшего Патриарха со своим духовным отцом произошла за день до его кончины и была ознаменована пророческими словами архимандрита Шио о будущем избрании митрополита Илии Католикосом-Патриархом Грузии. Об этом неоднократно рассказывал сам Святейший. Когда однажды митрополит Илия, будучи митрополитом Сухумским, приехал в Сенаки последний раз исповедовать и причастить своего тяжело больного духовного отца, тот приласкал его руку после причастия и сказал: «Мой Патриарх». – «Нет, отец Шио, Вы ошибаетесь, я не Патриарх, а митрополит Сухумский Илия», – поправил его владыка. – «Патриарх, патриарх», – сказал отец Шио, поглаживая его руку. Скончался архимандрит Шио (Дзидзава) в ту же ночь после отъезда владыки из Сенаки на Светлой Седмице 18 апреля 1969 года и был похоронен в Теклатском женском монастыре. Обители Преподобного – Владыка в своей работе Вы впервые исследовали историю действовавших в советские годы монастырей в Вашей епархии! Что сохранило обители от закрытия и разорения?

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010