Декий приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в медный раскаленный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний святому мученику отсекли голову мечом. Это произошло в 250 году в Ликии. Своими чудесами святой мученик Христофор обратил ко Христу до 50 тысяч язычников, о чем свидетельствует святой Амвросий. Впоследствии мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее – в аббатство Сен-Дени. Преподобнаго Шио Мгвимскаго, Иверскаго Сию службу творим и в четверток сыропустныя седмицы. ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 5: Радуйся, житие отцев и солнце многосветлое монахов,/цвете пустынный, венче подвижников,/Шио блаженный./Антиохия тобою хвалится,/и Картли радуется зело,/мы же, вернии, свято храним честный гроб твой,/яко сокровище многоценное,/ради изгнания лукаваго,/исцеления болезней и избавления от враг,/защитника бо имамы тя противу враг видимых и невидимых./И ныне предстоя Христу и радуяся на Небесех,/помяни чада твоя, сладчайший отче,/память твою торжествующия. Пустыню безплодную и каменистую добре возделал еси,/прозорливый мудростию, отче Шио,/и наполнил еси ю насаждении,/богатно источники слез твоих орошаемыми,/и, яко Едем, украсил еси словесными цветы,/и яко жертву благоприятну принесл еси/во славу Владыце Христу со Ангелы./Не забуди святую паству твою, отче отцев Шио. Храм очищенный и обитель Свою/обрете тя Всесвятая Богородица, отче,/и вниде в дом души твоея,/и украси тя целомудрием,/одари тя хлебом Небесным рукою Владыки Ангелов,/зрившаго твое доброделание,/и возвеличи тя исполнением дивных чудотворений,/в залог будущих чудес,/ихже ныне, назирая нас свыше, твориши./Достоблаженне Шио, не престай молитися о нас. Слава, глас 8: Монахов множества/наставника тя почитаем, отче наш Шио,/твоею бо стезею воистинну право ходити познахом./Блажен еси, Христу работав,/и вражию обличил еси силу,/Ангелов собеседниче и преподобных сопричастниче и праведных./С нимиже молися Господеви/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) [Мгвимели; груз. ] (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским), настоятель мон-ря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского , одного из 12 сир. отцов. Сведения о Е. Ш. содержатся в кименной редакции «Жития отцов наших Шио и Евагре» (Кекел. А 199. Л. 21-28, XII-XIII вв.; Hieros. S. Crucis. 36. Л. 123-129, XIII-XIV вв.) католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII в. «Жития и чудотворений святого и блаженного Шио» (Кекел. А 130. Л. 53-77, 1713 г.; А 160. Л. 309-366, 1699 г.), в заглавии к-рого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в «Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио» (Кекел. А 170. Л. 31-46, 1733 г.; неск. рукописей XVIII-XIX вв.), созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор «Повествования...» может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют «Вачесдзе» (в переводе с груз.- сын Ваче) (Кекел. S 30. Л. 358, 1633-1646 гг.; КЦ. 1955. Т. 1. С. 231). О Е. Ш. известно, что это был «человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии»; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Свящ. Писание и «божественные книги». В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что груз. царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Е. Ш. как военачальника. Отправившись на помощь греч. войскам в Осетию по просьбе визант. имп. св. Юстиниана I , царь поручил на время своего отсутствия управление царством Е. Ш. ( Сабинин. 2004. С. 147). Однажды, охотясь в горах близ пещеры прп. Шио, Е. Ш. был поражен чудом, увидев, как голубь приносит пищу отшельнику. Он попросил у преподобного позволения остаться с ним, однако прп.

http://pravenc.ru/text/180873.html

Дальнейшие беседы с подвижником заставили Евагрия отказаться от высокого положения в свете и стать учеником св. Шио, с которым он стал разделять с этих пор тернистый иноческий путь к небу и нравственному совершенству. Поступок Евагрия привёл к тому, что имя преподобного Шио получило широкую известность в окрестностях и к нему стали приходить многие из грузин, которые и селились вокруг пещеры отшельника, подражая примеру его святой жизни. Так основалась великая лавра Шио, обитатели которой, во время наибольшего расцвета иноческой жизни, числом более 1000, жили в пещерах, выдолбленных в высоких скалах, окружающих св. обитель. Отсюда иноки, как яркие звёзды на небе, светили грузинской земле святостью своей жизни, и, сбрасывая с себя оковы суетного мира, восходили к небесам, спасаясь от бурь, волновавших мир, являли примеры самоотвержения, святой веры и чистой нравственности. Грузинские цари и вельможи, неоднократно испытавшие на себе силу молитв преподобного Шио, щедро одаряли великую лавру. Известно, например, завещание царя Давида Возобновителя, построившего в монастыре большую церковь в честь Успения Богоматери, под сводами которой похоронены предки знаменитых людей Грузии, как-то князей Амилахваровых, Зедгинидзе, Тусиевых, Гурамовых и других, а также и бренные остатки тех из католикосов Иверии, которые, удалившись от управления, последние дни своей жизни проводили в Шио-Мгвимской обители. Этот царь подарил монастырю множество сёл и деревень и освободил принадлежащие ему имения от всякого рода пошлин и податей 50 . Одновременно со св. Шио другой ученик великого Иоанна Зедазнели, преподобный Давид, прозванный впоследствии по месту своей отшельнической жизни Гареджийским, избрал для своих апостольских трудов город Тифлис. Здесь он уединился вдали от населённой части города, на горе Мтацминда, находящейся на западной его стороне, где теперь стоит церковь св. Давида. Устроив себе небольшую пещеру для жилья, а для молитвы – маленькую часовню с поставленной в ней иконой Спасителя, св. отшельник горячо здесь молился за погибающих и уклоняющихся от евангельского учения людей. Предание говорит, что дивный старец спускался с горы к жителям Тифлиса каждый четверг и своими увлекательными беседами поддерживал и утверждал в них христианское учение. Это не понравилось огнепоклонникам и некоторым недоброжелателям св. Давида. Желая парализовать его влияние на народ, враги возвели на преподобного страшную клевету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мгвиме Подпрыгиваем на ухабах, дорога — горный серпантин, окруженный густым и диким лесом. Едем в Мгвиме, к преподобному Шио (так по-грузински Симеон), одному из тринадцати сирийских отцов, в VI веке пришедших в Грузию для утверждения христианства. Где-то здесь в далеком VI веке охотился главный царский военачальник Евагрий. Увидев преподобного Шио и поговорив с ним, он был настолько потрясен, что стал проситься к нему в ученики. И получил следующий ответ: «Возвращайся домой. По дороге Кура расступится, и ты сможешь пройти посуху. Раздай свое имение и возвращайся. Если Кура опять расступится — значит, есть на то воля Божия. Если нет — иди обратно домой и забудь о своих желаниях». Надо ли говорить, что Кура расступилась второй раз? В автобусе стало тихо, все молчат. Как же раздать свое имение, не зная, расступится ли Кура снова? Особенно если ты — царский воевода. Горный Шио-Мгвимский монастырь окружен бесчисленными пещерами, где во времена царицы Тамары подвизались пять тысяч монахов. Земля здесь обагрена кровью мучеников, пострадавших во время персидских и османских нашествий в XVII-XVIII веках. Сейчас в обители живут пятнадцать монахов и пять послушников, монастырь быстро восстанавливается. Сохраненные в годы советской власти, частицы мощей преподобного Шио бережно хранятся в алтаре собора Пресвятой Богородицы и выносятся на поклонение паломникам один раз в году в день памяти святого. Потупив головы, молим монаха попросить настоятеля о милости к нам. Торжественно, после сугубой молитвы, специально для нас, русских паломников, выносят ларец-мощевик из алтаря… Преподобный Шио, моли Бога о нас! Кахетия Кахетия встречает нас невероятной красотой Алазанской долины, святым источником с дивной купальней и великолепным Бодбийским монастырем, где нашла свой покой святая равноапостольная Нина. Служим молебен у гробницы святой, чье присутствие все ощущаем. Стоим долго, замерев, и так не хочется уходить… Здесь все живое, даже камень. Наверное, похожие чувства испытывала молоденькая 20-летняя княжна в конце XIX столетия, будущая схиигуменья Фамарь, духовный подвиг которой прославил не только этот монастырь, но и наш, русский, подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Так в одной великой судьбе переплетены две страны, два великих столпа христианства — святая равноапостольная Нина и преподобный Серафим Саровский.

http://pravmir.ru/strana-kresta/

С любовью молящийся за всех вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Его доброта охватила всю Грузию. Интервью Воспоминания Беседы Митрополит Сенакский и Чхороцкусский шио (Муджири). Духовник Патриарха Особое влияние на духовное становление Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II (Шиолашвили) оказал один из виднейших подвижников благочестия Грузинской Церкви XX века архимандрит Шио (Дзидзава), принадлежащий к плеяде выдающихся духовных деятелей, вышедших из обителей мингрельского города Сенаки, расположенного в Западной Грузии. Святейший Патриарх Илия во время одного из своих пастырских визитов в Мингрелию в 2009 г. посетил и г. Сенаки, где им была совершена Божественная литургия в сослужении архиереев, многочисленного духовенства и при стечении большого количества верующих 53 . Святейший Патриарх Илия в своей воскресной проповеди подчеркнул, что «само название города Сенаки 54 уже говорит о том, что здесь подвизались выдающиеся подвижники – монахи» 55 . Далее он отметил: «Хотелось бы вспомнить проживавших и служивших в Сенаки великих подвижников: моего духовного наставника архим. Шио (Дзидзава), духоносного старца отца Константина (Кварая), матушек Фавсту и Акепсиму. Все они были святыми и великими людьми. И благодарю Господа, что сегодня мы находимся в намоленном ими уголке» 56 . Святейший продолжил далее: «Особо хочу вспомнить еще одного подвижника, которого я лично хотя и не знал, однако много о нем наслышан. Это был Утути (в постриге Онисифор. – митр. Шио) Пачулия. Здесь он трудился, имел свой дом с участком. Люди, приходя к нему, неизменно находили помощь и утешение». В заключение своего воспоминания о Сенаки Патриарх Илия сказал: «Одним словом, это – край, вскормивший и воспитавший плеяду великих подвижников, я всегда с любовью и особой радостью вспоминаю его». Архимандрит Шио, духовник Святейшего, как и иные названные им «великие сыны Сенакских обителей», – все были воспитанниками и духовными преемниками преподобного Алексия Сенакского (Шушания, 1852–1923), одного из крупнейших представителей грузинского монашества последних веков, аскета, исихаста, затворника, духовного писателя и поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн с учениками провели в Мцхете три года, пребывая в молитве и проповедуя слово Божие, а затем взошли на гору Зедазени. После их двухлетнего пребывания на горе святому Иоанну явилась Божия Матерь с равноапостольной Ниной и повелела ему, чтобы он разослал своих учеников по разным местам страны для проповеди. Проснувшись, святой Иоанн собрал учеников, объявив им повеление Богородицы и святой Нины, и затем призвал их приготовиться отправиться туда, куда каждому из них укажет Сам Святой Дух. Можно провести известную аналогию между этим явлением и Пятидесятницей, после которой святые апостолы разошлись для проповеди в разные страны. Святой Иоанн привел своих учеников к католикосу и попросил у него благословения на их грядущую проповедь. Католикос, благословив их и прочитав о них молитву, повелел каждому взять себе в помощь по одному иноку. Только один святой Шио, любивший пустыню и уединенную жизнь, попросил своего учителя благословить его на отшельничество. Святой Иоанн позволил ему это, сказав: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры. Но прежде явись католикосу, получи его благословение, и да будет Господь с тобой всегда. Он нигде не оставлял меня, смиренного, в борьбе с духом лукавым, Он будет твоим Покровителем и Утешителем и разрушит за тебя всякое коварство и ухищрение дьявольское». Монастырь Шио Мгвимского Святой Шио, получив также благословение от католикоса Эвлавия на пустынножительство, отправился на запад от города Мцхета в непроходимые из-за дремучих лесов места. Он вошел в глубокое, безотрадное, глухое, безводное ущелье, полное диких зверей и ядовитых змей. Но святому Шио это место понравилось, так как оно было как бы нарочно защищено отвесными и необыкновенно крутыми стенами песчаной горы от людских взоров и от мирского мятежа. На северной стороне, над отвесной скалой крутого берега реки Куры, святой Шио нашел тесную пещеру, достаточную, чтобы укрыться.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Благодарю Шио за интересный разговор с отцом Стефаном и ждем следующих статей, о жизни в Грузии наших братьев во Христе! 2012-12-17 10:41 Антоний : Как в Грузинской так и в Русской Церкви успех проповеди держится на личностях. Да пошлет нам Господь больше людей подобных отцу Стефану. Особенно надо бороться за людей власть имущих и тружеников бизнесменов, так как воцерковленный чиновник или руководитель предприятия - большая сила. Без них вертикаль духовных ценностей трудно в стране построить. 2012-12-16 22:25 Виктор. : Большое спасибо владыке Стефану и брату Шио за очень интересное и актуальное интервью! 2012-12-15 18:59 Александр : Спаси Господи, очень интересное и познавательное интервью! 2012-12-13 23:15 Никола : " Когда бессовестность становится законом, проблема возникает сама собой " - хорошие слова архиеп. Стефана. 2012-12-13 22:46 achiko : magari sityvebia........ imedia amas bevri adamiani waikitxavs. aq yvelaperi simartlea rac weria. gtxovt tqven natesaveb axloblebs gaugzavnet es da gavrchelot. GRUZIA 2012-12-13 21:32 Елизавета : Очень хорошо и доступно сказано Отцом Стефаном о просвещении грузинской молодежи правславию, я сама, когда два года назад была в Грузии, была потрясена, в хорошем смысле, что там очень много верующей молодежи, такое впечатление, что дети в Грузии уже рождаются с Богом, значит эта деятельность приносит свои плоды, я очень рада, потому что очень люблю Грузию, спасибо, Шио, за освещение такой важной темы! 2012-12-13 19:04 Иоанн М. : Спасибо дорогому Шио за прекрасное интервью ! Всегда интересно узнать что-то новое о наших во Христе братьях. Ждем новых статей и бесед ! 2012-12-13 16:49 Иерей Антоний Новиков : Беседы Шио Отарашвили с грузинскими архипастырями всегда очень занимательны и интересны. Благодарю за интервью. 2012-12-13 15:36 Николай : Многая лета Отец Стефан! 2012-12-13 13:02 р.б.Сергий : Благодать и помощь Божия да пребудет в братской Православной Грузинской Церкви! 2012-12-13 13:01 Лариса : Отец Стефан! Какие золотые слова и мудрые поступки! Храни Вас Бог!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Архимандрит Шио был по-настоящему духовным человеком. Он даже обладал даром прозорливости, но никогда его не показывал, поскольку не считал этот дар своим. Родом он был из города Боржоми. Вместе с братом он пришел в Батуми – служить Богу. Его брат потом женился, а Шио стал монахом. Молодой архимандрит был добрым, искренним и беззаветно преданным Богу. Каждое его действие, слово было хвалением Господа. Жизнь рядом с ним приносила ни с чем не сравнимую радость. Каждый его день проходил в труде – напряженном, подчас непосильном. Этот труд был внутренним подвигом поста и молитвы, общения с людьми, а также тяжелой физической работой. Одним словом, он был и остается для меня образцом монашества и духовничества. Помимо Козипского, отец Шио восстановил Дзамский и Тбетский монастыри. Батюшка подвизался в Кинцвисской обители, в Урбниси. Он любил всех, и все тянулись к нему. Но по воле Божией он погиб в автокатастрофе. Господь принял его душу в Царствии Небесном. Жизнь и деяния архимандрита Шио непротиворечиво доказывают следующее: неважно, как долго будет жить человек на земле, главное – чтобы он любил Бога, любил ближнего и понял смысл своей земной жизни. Несомненно, отец Шио прожил свою земную жизнь достойно. – Как была устроена жизнь насельников в Козипском монастыре в пору вашего настоятельства? – В монастыре постоянно проживало шесть монахов. Но ежедневно приезжали многочисленные паломники. Устав в монастыре очень строгий. Литургии совершались практически каждый день. В 3 часа ночи начиналась полунощница, далее читалось и пелось все, что указано в Типиконе. Послушания начинались сразу после литургии. Трапезовали два раза в день. Далее было время отдыха – очень короткое. Затем следовало келейное правило, в 3 часа ночи – снова полунощница. Бытовые условия были трудными, но в монастыре царила любовь, братия всегда поддерживали друг друга. – Как вы восприняли известие о предстоящей епископской хиротонии? – Я всегда искал скромной жизни, молитвенного уединения. Я хотел просто, не напоказ служить Богу.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Когда было окончено построение храмов, Евагрий уведомил о том царя и просил об освящении их. Царь, обрадовавшись, сообщил об этом католикосу Макарию и просил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио и преподобного Евагрия, чтобы освятить новые храмы 81 . Наступил желаемый день. Сам царь отправился с вельможами в обитель. Пришел также святой Иоанн Зедазнийский, пришли также и другие святые отцы. Католикос с епископами в течение недели освятил возведенные храмы. Затем царь и все собрание просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера (а диаконом святой Шио был еще в Антиохийской пустыне). Он прямо и решительно отклонил эту просьбу, опасаясь, чтобы не наложили на него трудное бремя епископства. Окончив все, пришедшие разошлись по своим домам. Блаженный Шио продолжал подвизаться в благочестии, восходя от совершенства к совершенству. У него износилась уже одежда, но он не искал и не желал себе новой. Число учеников святого в скором времени возросло до двух тысяч, и слава о его подвигах благочестия разнеслась по всей Карталинии. Со всех сторон стало стекаться к нему огромное множество желающих подвизаться с ним. Святой, видя, что нет более свободных мест в ущелии, советовал селиться приходящим за ущельем как на восток от Саркинети (где Александр Великий обратил в бегство чужое племя), так и на запад, за Курой, где через некоторое время образовалась обширная Квабтахевская (Кватахевы – Б.С.) лавра. Больных различными недугами приносили к святому, и они получали совершенное исцеление. Не достанет сил для описания чудес, сотворенных святым отцом Шио. Скажем только о некоторых. По причине большого стечения народа к святому пустыня наполнилась разными хищными зверями. Они пожирали коней, лошаков и ослов, принадлежащих приходящим к святому и даже самим подвижникам, которые держали у себя нескольких ослов для перевозки тяжестей. Однажды иноки пришли к святому и сказали ему, что дикие звери причиняют большой вред. Святой, услышав это, сильно опечалился, ибо имел жалость как к людям, так и к животным, стал молиться и просить Бога, чтобы все звери той пустыни собрались к нему. Окончив молитву, святой вышел из пещеры – и что же? Перед ним было множество зверей со всеми их детенышами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этих пор о Шио стало известно и другим людям в окружности. Многие стали селиться близ него, и таким образом собралось до 25-ти добровольных пустынножителей... На избранном по откровению бла­женному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустын­ножителей – Иоанна Крестителя. Впоследствии царь Парсман VI, навестивший бывшего любимца своего Евагрия в пустыне и с благо­говением отнесшийся к подвижнику Шио, подарил ему землю под монастырь и доставил значительные средства для построения храмов 776 . Число братии новой обители возросло до 2 000, для которых не бы­ло уже более свободных мест в ущельях, и они селились за ущельем, на востоке и на западе за рекою Курою, где впоследствии образовалась обширная Квайтахевская лавра. Здесь подвизался и прославился даром чудотворений блаженный Шио. Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков. Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидатель­нейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и, пре­рвав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. Кто может постичь и исчислить несказанные подвиги этого Ан­гела в человеческом теле, духом предвосхитившего общение с Богом, т. е. Рай на земле... Потому и для выражения подобного душевного состояния нет слов на человеческом языке. Таисия была дочь богатых и добрых родителей: они учили ее добру, и их уроки не были бесплодными в душе дочери. Оставшись сиротою, она обратила свой дом в приют для странников. Особен­но находили у нее покой иноки скитские, посылавшиеся старца­ми по разным нуждам в город. Так немалое время принимала она со щедрой любовью пустынных отцов. Наконец средства ее очень уменьшились. Пришлось самой знакомиться с нуждами и горечью нищеты. Явились к молодой девушке дурные люди, и она, потеряв невинность, стала промышлять блудом в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010