Самтавро — большой монастырь, здесь подвизается более 50 монахинь. В монастыре особо почитают образ Иверской Божией Матери, который еще при жизни старца Гавриила стал плакать кровавыми слезами, предсказывая будущие страшные для Грузии события. «Грузия в крови. Надо молиться, чтобы Божия Матерь больше не плакала!» — призывал монахинь старец. Это призыв и ко всем нам. Объединяться нам нужно, а не делиться. Не политику ставить во главу угла в нашей жизни, а любовь. Старец Гавриил носил на веревке пустое горлышко от кувшина и через него рассматривал людей — есть ли в них любовь или они — пустой, разбитый сосуд. И сейчас он так же смотрит на нас… В алтаре Преображенского собора в Самтавро находятся мощи двух из тринадцати отцов сирийских, просветителей Грузии в VI веке — преподобного Або Некресского и преподобного Шио Мгвинского. В то время Грузию стали совращать в свою веру с одной стороны персы-зороастрийцы, а с другой мусульмане. Для того чтобы поддержать в народе верность православию, из Сирии пришли в Грузию 13 отцов-пустынников и разошлись по всей стране, основав многочисленные обители, многие из которых сохранились до наших дней. Монастырь Шио Мгвинского Из Мцхеты тупиковая короткая дорога через горы приводит нас в монастырь того, кого называли «защитой и стеной Грузинского царства» — преподобного Шио. Сам монастырь стоит под защитой гор на дне высохшего ущелья и напоминает крепость. А первоначально здесь была всего лишь одна пещера прп. Шио. По преданию, он провел в этом тесном жилище среди диких зверей и ядовитых змей, подвергаясь нападениям злой силы, 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. Надместом пещеры построена часовня. В сумерках мы едва различили икону прп. Шио на стене, ничего больше в часовне нет, только древняя кладка является украшением намоленного пространства. Говорю это не ради красного словца, действительно во всех монастырях мы любовались простой древней кладкой, и новые храмы строятся по той же технологии — их не штукатурят, видны камни и скрепляющий их раствор, и в этом есть своя красота безыскусности.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Вместо этой бедной жизни найдешь в будущей нескончаемый покой, пребывая с праведными и вечно радуясь с ними. Иди и объясни желание твое католикосу (патриарху), и, если он благословит тебя на это, значит выбор твой угоден Богу. Иначе не приступай к этому делу, ибо апостол Павел учит: " Повинуйтесь наставникам вашим. и будете покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших " (Евр. 13;17). Получив такое наставление, св. Шио со слезами поцеловал ноги св. Иоанна в последний раз и простился со всеми, не надеясь более видеть их и испрашивая их молитв. Подойдя опять к св. Иоанну и взяв последнее благословение на затворническую жизнь, он ушел. Святой Шио, прийдя в столицу Мцхета, вошел в патриарший соборный храм. В слезной молитве испросив здесь у Господа благословения на. предстоящий тяжкий подвиг, преподобный вошел к патриарху, который с радостью принял его. Блаженный немедленно объяснил ему о своем желании, прибавив, что он, по совету св. Иоанна, просит его согласия и благословения. Патриарх воздохнул из глубины сердца и прослезился, видя готовность св. Шио принести такую жертву по любви к Господу своему. Благословляя св. Шио, патриарх сказал ему: " Иди, святой отец, по тому тесному пути, ведущему к вечной жизни, по которому не многие идут. Избранная тобою пещера да будет тебе лествицей, ведущей на небо от страстной и тленной этой плоти. Темнота той пещеры будет тебе водителем к незаходимому свету, временные болезни - путем к вечному покою и нескончаемой радости, как наследию живущих в добродетели " . Получив благословение на предлежащий новый подвиг, св. Шио с радостью и веселием поспешил в свою пустыню. Пришедши в обитель и приветствовав братию, он с любовью в последний раз преподал им всем следующее наставление. " Я, по заповеди отцов, отныне буду вести затворническую жизнь и оставляю вас навсегда. Берегитесь сетей вражеских, приобретайте смирение и покорность, укрощающие всякий гнев, стяжите любовь, которою приобретается Бог. Наслаждайтесь очистительным постом, подавляющим всякую скверну, в молитвах имейте чистоту ума, непоколебимость в борьбе с худыми помыслами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В западной части этого храма в полу было сделано отверстие, имеющее в диаметре около 1 аршина, уходящее вглубь на 5 саженей, диаметр нижней площадки составляет 2 сажени. Там были положены святые останки великого Шио, над его могилой сложено было из простых кирпичей возвышение высотой 1, длиной 1 и 1/2, шириной в 1 аршин, покрытое черным грубым сукном. Я в 1868 г. снял это безобразное возвышение и поставил вместо него ореховую гробницу с образом св. Шио, какового не было на прежнем надгробии. Вход в пещеру с южной стороны, через полуобрушенную трапезную, затем через темный коридор, сложенный из тесаного камня. В 1617 г. окаянный шах Аббас, напав на Иверию, разрушил также и эту обитель, велел вынуть из могилы останки св. Шио и отвезти в Персию. По принесении их туда началась моровая язва. Испуганные персы, увидев на себе гнев Божий, с честив и большими дарами возвратили мощи св. Шио опять в Грузию, в разоренную его обитель. В день памяти святого-в четверток масленицы вынимают лучевую его кость из бокового отверстия в стене второго храма с южной стороны. Третий храм от ветхости совершенно разрушился, как было и с другими славными храмами Иверии. Но и двум первым угрожает та же опасность. Нужны слезы пророка Иеремии, чтобы оплакивать судьбу Церкви Иверской, глядя на ее развалины, которых становится все больше и больше... О бедности обители не хочется и вспоминать, раньше монастырь владел огромными землями и ими поддерживался, а теперь не стало даже хлеба и вина для совершения св. Литургии. Я был очевидцем того, как, за неимением красного вина, служили на белом вине, именно в 1868 г., в четверток масленицы, когда я ставил гробницу. Неужели Бог за это не накажет? 82 Логовище волка находится с южной стороны бывшей братской трапезной. 83 См. Пс. 38; 13-14; Пс. 140; 2. 84 См. Пс. 87; 7; Пс. 142; 7-8. 85 Ср. Пс. 131; 4-5. 86 Ср. Пс. 17; 29. 87 Церковь Иверская празднует память св. Шио 9 мая (ст. ст) - в день его кончины и в четверток сырной недели и воспоминание дивных его чудес. 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Здесь к Шио стали собираться желавшие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии, Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни св. Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, которая одна из немногих уцелела среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VII веке. 10-е число Апостол Симон Зилот происходил из Каны, был братом Господа по плоти и апост. Иуды (память 19 июня) и одним из 12 апостолов. Он называется Кананитом от г. Каны и Зилотом, т. е. «ревнителем закона». Полагают, что И. Христос был на браке в Кане именно у сего апостола, где обратил воду в вино. Увидев чудо, совершенное Господом, Симон воспламенился ревностью следовать за Ним, несмотря на то, что только вступил в брак. Проповедовал Симон в Иудее, Египте, Британии и др. местах. В Британии он был распят на кресте и погребен. Преподобный Симон, епископ суздальский, был первым епископом во Владимире. Жил во 2-й половине XII века; сначала довольно долгое время подвизался в Киево-Печерской обители. Любил читать жития святых печерских угодников и сам старался подражать им. Он написал жития свв. Антония и Феодосия и многих других иноков печерских. Владимирский великий князь Георгий Всеволодович, любивший и почитавший Симона за его добродетельную жизнь, когда, в 1215 г. устроил отдельную Владимирскую епархию, то избрал его епископом новой епархии. Скончался св. Симон в 1226 году. Мощи его перенесены из Владимира в Киев, где и почивают в пещерах. Преподобная юродивая Исидора подвизалась в Тавеннской женской обители, в Фиваиде. Когда стали уважать ее за подвиги, то она приняла на себя вид глупой и помешанной. Так ее и считали все и нередко унижали, оскорбляли и даже били. Св. Исидора все переносила безропотно и терпеливо. Вместо кукуля набрасывала она себе на голову какую-нибудь тряпку. За трапезу не садилась, а ела остатки от трапезы монахинь и пила вымывки из посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Иоанна были отправлены на проповедь, пр. Шио иссек себе пещеру в Саркипетских горах (на западе от Мдхета) и заключился в ней, питаясь только одной травой и предаваясь самым строгим подвигам иночества. За свою св. жизнь он был во время своей молитвы удостоен явления Божьей Матери, вместе со св. Предтечею, Которая вручила ему малый белый хлебец, и с того времени ежедневно голубь приносил ему хлеб для подкрепления его телесных сил. Плененный дивными подвигами пр. Шио, вельможа Евагрий упросил его сделать его своим учеником. При помощи своего ученика пр. Шио устроил обитель, которая некогда заключала в себе множество иноков и называлась, по имени основателя, Мгвимской (см. Грузин. еп.). Прославленный от Господа чудесами, великий подвижник на исходе своей жизни ископал глубиной ок. 5 сажен яму, и навсегда спустился в нее, предварительно преподав последнее наставление множеству учеников своих. Чрез 3 года пр. Шио отошел в вечность, узнав, по откровению, час своей кончины. Кроме 9 мая, в Грузии совершается в четвертое на Сырной седмице празднование памяти чудес пр. Шио, содеянных год при жизни. 10 . Г. Св. апостола Зилота. Он происходил из Каны галилейской и был из числа 12 апостолов (см. 30 июня). Полагают, что сей апостол есть тот жених, на браке которого Иисус Христос претворил воду в вино. По сошествии Святого Духа, св. Симон, «языки из глубины неведения к Божьему познанию» приводя и «всю попаляя прелесть многобожия», проповедовал в Иудее, Египта, Ливии, Киринфе, Британии и других странах. За свою ревность, ею же «поревновал по Господе Бозе Вседержителе», он скончался мученически в Британии, будучи распят на кресте. По другому преданию, св. апостол скончался и был погребен на Кавказе (сн. мон. Сухум. еп.). У св. ев. ( Мк.3:18 ) св. ап. Симон называется Канонитом, а у св. ев. ( Лк.6:15 ) – Зилотом. Канонитом он назван от г. Каны; но по переводу с еврейского, Кана значит – ревность, а Зилот, по переводу того же слова на греческий язык, значит – ревнитель. Кондак, гл. 2. Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго, во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго еси Симона: престолу бо славы ныне предстоит, и со бесплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Победив их и пленив вождей, он представил последних императору. Когда царь вернулся с войны и узнал о перемене в жизни Евагрия, то, расспросив где он живет, поспешил к нему. Приехав, царь увидел преподобного Евагрия уже в одежде инока. Он стал высказывать свое о нем сожаление, со слезами просил святого возвратиться домой, вернуться снова в мир и не оставлять сирым его отечество. Но преподобный Евагрий сказал на это: " Царь, зачем тревожишь возрожденного Богом? Или ты хочешь, чтобы я, как пес, снова возвратился на свою блевотину? Умоляю тебя, не говори более того, что ты мне сказал " . Затем, взяв царя за руку, Евагрий повел его к св. Шио. Подойдя к пещере святого, Евагрий оставил царя снаружи, а сам вошел и сообщил преподобному о посещении царском. " Чадо, - говорил святой Шио, - я недостоин посещения царя, я прах и пепел, сам выйду навстречу помазаннику Божию " . Встав с места, он вышел из пещеры. Увидев ев. Шио, лицо которого было светлым, как лицо Ангела, царь снял с себя корону и, отвязав пояс свой, подошел к святому Шио и пал ему в ноги. Святой сказал: " Прости меня, царь! Ты оказываешь неслыханную честь человеку грешному и тем наводишь на меня наказание Божие " . Но царь не переставал кланяться и со слезами просил у него благословения. Святой Шио, благословляя царя, сказал: " Бог Авраама, Исаака и Иакова, избравший Давида, раба Своего, и помазавший его на царство избранному народу Своему, исполнивший Соломона великой мудростью, вооруживший раба Своего Константина знамением святого креста, сделавший его победителем врага его Максентия. Он же да благословит и сохранит твое царство невредимо. Да благословит Он руки твои на брань, умножит семя твое, да избавит душу и тело тпос от поругания, да очистит их от всякой скверны, да избавит тебя от всякого искушения и мести вражеской, да покажет Он тебя страшным для врагов и противников твоих и сохранит тебя в твердой вере и любви к Нему. Помни, царь, что Он есть Царь царей и Судия живых и мертвых. Благословенный во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Тогда преподобный Шио, помолившись Богу, взял угли в свою руку, как в кадильницу, положил сверху фимиам, и пошел по направлению дыма, который указывал на место храма. В основание храма кладется камень, в основание престола – крест. Угли, положенные под фундамент, были символом того, чтобы не прекращалась молитва на этом месте и восходила как дым фимиама к небесам. Много нашествий перенесла Грузия. Почти все храмы ее разрушались врагами Христа и усердием народа восстанавливались вновь, но служба в Шиомгвимском монастыре не прекращалась никогда. Даже во время последнего гонения, когда монастырь был закрыт и опустошен, несколько старых монахов, устроившись сторожами, ютились в полуразрушенных холодных кельях и тайно совершали службы. Преподобный Шио имел власть над зверями, как будто он знал их язык, и они понимали его. Как святого Герасима 191 слушался лев, так преподобному Шио служил волк и пас монастырское стадо. Святость – это возвращение той благодати, которую потерял Адам, и бесконечный путь уподобления Христу. Человек был создан владыкой земли. Грехопадение сделало его изгнанником, рабом времени и смерти. В лице святых проявляется образ первозданного Адама, которому подчинялись как своему царю все обитатели земли. Благодать – это корона Адама, которой Господь венчает святых. Святые видят мир в свете изначального творения и конечного преображения. Преподобный Шио в конце своей жизни решил повторить подвиг затворничества, но теперь его затвором была не горная пещера, не каменная хижина на уступе скалы, а глубокий, темный колодец, куда не проникал дневной свет. Шио передал игуменство над монастырем своему первому ученику Евагрию, попрощался с каждым из монахов, как Иоанн Богослов со своими учениками, покидая этот мир, и сошел в глубокую яму, подобную могиле. Здесь тишина похожа на гладь подземного озера, сюда не долетают звуки земли: пение птиц, приветствующих восходящее солнце, змеиный свист ветра в ущелье, раскаты грома, повторяющиеся эхом в горах. Здесь он пребывал в совершенном безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Там он поселился, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении человеческом. По преданию, он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. В сорокадневном посте он подражал Господу нашему Иисусу Христу, поскольку претерпел также искушение от демонов, неоднократно принимавших образ диких зверей и змей, чтобы устрашить его. Но святой Шио, подобно святому Антонию Египетскому, начальнику пустынножительства, нисколько их не боялся и однажды вышел из пещеры и обратился к злым духом со словами: «Окаянные, разве вы не знаете, что там, где пребывает благодать Господня, вы совершенно бессильны? Я не страшусь вас и говорю вам именем Господа нашего Иисуса Христа: отыдите и удалитесь от меня все делающие беззаконие». После этого он всю ночь пребывал в молитве, а утром был утешен явлением Пресвятой Богородицы и святой Нины со ангелами. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами, которые будут ублажать имя его вовеки. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь. Монастырь Шио Мгвимского Через некоторое время к нему присоединился первый ученик. Это был царедворец и начальник крепости Насдаки по имени Евагрий, христианин, воспитанный в благочестии, который вышел на охоту со своими детьми и рабами. Перейдя Куру, он направился в сторону, где жил святой Шио. Приблизившись к месту пребывания святого, он остановился, а спутников своих послал выгонять дичь. Следя за тем, что делали охотники, он заметил голубя, несущего пищу в клюве и влетающего в пещеру. Евагрий запомнил это место. И в следующий раз, когда он охотился, повторилось то же самое. Тогда Евагрий приблизился к пещере. Он увидел человека, молящегося на коленях с воздетыми к небу руками. На его вопрос преподобный Шио ответил: «Я странник, хвалю Бога в этой тесной пещере и желаю здесь окончить свои дни, чтобы быть приятным Богу» .

http://pravoslavie.ru/41621.html

В четверг сырной недели празднуется память преподобного Шио Мгвимского . Его житие составил Арсений Сапарели , и оно представляет для нас удивительное назидание о действии благодати Божией в монашеском подвиге. Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии , в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию.

http://pravoslavie.ru/41621.html

«О, отец отцов и величие монахов, – воспевает Иверская Церковь , – явившийся для украшения рода грузинского, преблаженный участник Небесного Царства! Воззри с высоты небес на нас, недостойных рабов Божиих. Отгони от нас врагов наших, ты, предстоящий у Престола Пресвятой Троицы. Моли избавитися нам от страстей душевных и телесных, чтобы очищенные от многотревожных греховных вожделений, обрели мы упокоение и удостоились славить в будущем веке Безначального Отца и Единородного Его Сына, и Всесвятаго и Животворящего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» Шио Мгвимский Преподобный Шио был уроженцем Антиохии. Родители его, благочестивые христиане, имели немалое богатство. Единственный сын был утешением их старости и наследником. Все было для него, но он не желал ничего. Уже отроком он вел такую жизнь, словно готовился в монахи: постился в положенные дни, постоянно читал Евангелие и Апостол, часами размышляя о прочитанном. Поначалу это радовало его родителей, но потом они начали скорбеть. – Чадо! – говорил кто-нибудь из них. – Не слишком ли ты напрягаешься, постоянно читая? Как бы тебе не заболеть. А однажды даже отобрали у него книги, но он сказал им: – Напрасно вы прервали мои занятия. Кто не поучается постоянно закону Божию, тот не найдет пути к Царству Небесному. Верните мне мое сокровище! Родителям стало стыдно, и они вернули сыну Божественные книги. Шио достиг уже двадцатилетнего возраста, когда близ Антиохии, подобно звезде, заблистал преподобный Иоанн, поселившийся со своими учениками в пустынном месте. Тайно от родителей Шио пришел к преподобному и застал его в то время, когда он беседовал с учениками. Увидев юношу, он сказал: – Чадо мое Шио! Тот был поражен и смущен такой неожиданностью. – Чем ты смутился? – продолжал преподобный. – Не тем ли, что имя твое открыл мне Господь? Но Он открывает нам множество и других вещей. Дети! – обратился он к ученикам. – Сего юношу избрал Господь, он будет отцом многих, внимающих себе в безмолвии. Он будет светильник, поставленный на высокую свещницу, да видят многие свет! Блажен и я, недостойный, ибо назовусь отцом великого отца отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010