3) луча Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит: Бог от Фемана грядет и святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; От руки Его лучи (qarnayim) , и здесь тайник силы Его ( Авв.3:4 ). Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию ( Исх.34:29,30,35 ). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» 20 . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей) , что прославился вид лица его ( Исх.34:29 ); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея; 4) силы, крепости, царства, владычества В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях: а) rama qeren – «рог вознесся» ( 1Цар.2:1, 10 ; Пс.74:11; 88:18; 91:11; 111:9 ); б) gada qeren – «сломил рог» ( Пс.74:11 ; Плач.2:3 ). Рассмотрим эти выражения подробнее. Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит: Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем ( 1Цар.2:1 ). И завершая свое благодарение, возглашает: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего ( 1Цар.2:10 ). Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

40. В книге дней (Паралипоменон) читаем: «у Шовала, отца Кариаф – Иарима, были сыновья, которые пророчествовали в половицу». И еще: «а сыновья Салма, отца Вифлеема и Нетофафа венец дома Иоава, и которые пророчествовали, из половины Зараи» 9 и пр. (1 Парал. 2, 52, 54). Конечно они, пророчествовавшие, также были святы, и однако не удостоились получить совершенного пророчества: пророчествовали не о будущем тайнозрительно (secundum tropologiam), а о настоящем по течению событий (juxta historiam). Пророк Аввакум надписывает песнь свою таким заглавием: «Молитва Аввакума пророка о неведениях» (по др. о неведущих) 10 . Ибо он с дерзновением обращался к Господу и говорил: «доколе, Господи, буду взывать и не услышишь? буду вопиять к тебе, терпя насилие, и не спасешь? Зачем ты показал мне нечестие и труд, видеть грабительство и неправду? Против меня состоялся суд и очень сильная вражда: поэтому разорван закон и суд не достиг до конца: ибо беззаконник берет верх над праведным, и оттого издается приговор превратный» ( Аввак. 1, 2 след.) И потому вместо Него (Господа) сам упрекая себя, что по неведению высказал это, пишет песнь покаяния. Если неведенее не было грехом, то излишне пишет он книгу покаяния и напрасно вздумал оплакивать то, в чем нет греха. В последней части книги Иезекииля, где в устройстве храма поставленного на горе изображаются тайны будущей после многих веков Церкви, в первый и седьмой день первого месяца приносятся жертвы за грех всех, за грех , коим согрешили по ошибке или неведению. И в течении семи дней Пасхи постоянно закалается козел за грех. В пятнадцатый день седьмого месяца совершается такой же чин жертвоприношений за грехи. И после весьма многого иного, что не время излагать теперь, написано: «А было там место к западу, и сказал (Господь) ко мне: это место, где священники должны варить жертву за грех и за неведение» (Иезек. 46, 20). Иеремия говорит Богу: «знаю, Господи, что не в воле человека путь его, и не во власти мужа шествие и направление шагов его» (Иерем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

463.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 464. Флп. 1. 23. 465. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую». 466. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 467. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном». 468. Ср.: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе. — Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22. 10). 469. Ср.: Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану. — Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе (Втор. 22. 11). 470. Ср.: …И скота твоего да не смесиши со скотом инаго рода, и винограда твоего да не насадиши различна: и ризы из двух (вещей) сотканыя гнусныя да не возложиши на ся. — …Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян ; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19. 19). 471. Святой Макарий Великий. Слово 2. гл. 4. 472. Святого Макария Великого Беседа 37. гл. 5 и преподобного Марка Подвижника Слово 6. 473. Ср.: стрелы разжженныя — раскаленные стрелы (Еф. 6. 16). 474. Ср.: огнь в тернии — огонь в терне (Пс. 117. 12). 475. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. Также в 1 Слове Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого. 476. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23. 477.  Облекитесь в всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 11, 12). 478.  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10. 4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

491. Авва Аполлинарий силой своей молитвы остановил языческое ритуальное шествие; после чего множество язычников уверовало в Истинного Бога и вступило в Церковь См. также: Идолослужение ; Праведник ; Язычество . В окрестностях Фиваиды, в пределах Гермополя, было расположено около десяти языческих поселений. Там процветало сатанинское суеверие. И был весьма обширный храм, в котором стоял истукан. В сопровождении огромной толпы народа жрецы обносили его по селениям, неистовствуя наподобие вакханок. Свое мерзкое служение совершали они, испрашивая дождя. Случилось как раз во время совершения этих бесчинств проходить мимо тех мест блаженному Аполлинарию с несколькими из братии. И увидел он толпы несчастных, – точно злой дух вовлекал их в неистовство. Пожалел их авва и, склонив колена, призвал Господа и Спасителя нашего. И все, кто участвовал в бесовском бесчинстве, остановились вместе с истуканом и не могли продолжать шествие: невидимая сила удерживала их на месте. Весь тот день их опалял нестерпимый зной, и они не знали о причине, преградившей им путь. Языческие жрецы сказали народу: “Вблизи пустыни живет один христианин по имени Аполлинарий. Его это дело. Если он не смилуется, нам не избежать беды.” И сошлось много народу со всех сторон, и стали спрашивать о причине необычайного явления. Участники идолослужения отвечали, что они ничего не знают. “Догадываемся, впрочем, что это дело одного мужа, и просим умолить его” – “Вы правильно рассудили, – отвечали им. – И мы видели его проходящим здесь.” Между тем приложены были огромные усилия, чтобы помочь самим себе. Привели волов, силой которых надеялись было сдвинуть с места истукана. Но ничего не вышло. Все было тщетно. Тогда отправили послов к человеку Божию и дали обещание, если он разрушит их узы, то вместе с тем расторгнет и узы их заблуждения. Авва немедленно пришел к ним и, сотворив молитву, разрешил их. И все бросились к нему, с верой поклоняясь Богу и вознося благодарение. Деревянного истукана предали пламени и последовали за человеком Божиим. Обученные основам веры, они вступили в лоно Церкви Божией. Многие остались с аввой, и даже теперь их можно видеть в обителях. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

4, 5 . Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею. Т.е. «я страдаю, говорит пророк, но разве я восставал противу отца, разве я сделал такое беззаконие? Аще есть неправда в руку моею или в руках моих? Говорит это Давид не по гордости, но быв вынужден указать на свои добрые дела» (Злат.). «Говорит не о том, что достиг высокой добродетели, но что не сделал ни малейшей обиды врагам, несправедливо терпит от них гонение» (Бл. Феод.). Посему, Давид молит Бога судить справедливо; и если я, говорит он, допустил какую-либо неправду, т.е. если мстил врагам, воздавал злом за зло и т.п., то да отпаду убо от враг моих тощ 42 , т.е. да буду я оставлен Тобою, Господи, буду беспомощен в глазах моих врагов, да лишусь Твоего о мне попечения. 6 . Да поженет 43 враг душу мою и проч. Продолжается сравнение врагов Давидовых со львом. Т.е. подобно льву, пусть враг преследует меня, настигнет, схватит меня, умертвит, пусть унизит и истребит вместе с жизнию и славу мою, что и значит: и славу мою в персть вселит (Злат.). С Евр. (5 и 6 ст.): «Если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом: то пусть враг преследует душу мою, и настигнет; пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах». 7 . Воскресни Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих 44 . С Евр.: «Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал». Вместо слова: Твоих в Вульгате и в Римском издании LXX-mu стоит: моих. Так читают: св. Афан. и бл. Феодор; а в Компл. издании LXX-mu, у св. Злат., Вас. В. и в Славянской библии – «Твоих». Но враги Давида суть вместе враги Божии; поскольку старались разрушить то, что определил о Давиде Господь, т.е. чтобы Давид царствовал над Израилем. «Вознесися в концах враг моих, т.е. вознесись, яви Свое могущество и славу между сильными из врагов моих; потому что концы означают укрепления», говорит св. Афанасий. «Под словом: в концах, – говорит св. Злат., – одни разумеют: на главах – т.е. вознесись над врагами моими, отомсти, покажи Свою силу». «Положи предел врагам моим, остановив их неправедное шествие» (Бл. Феод.). «Слова: вознесися в концах враг Твоих, – говорит св. Вас. В., – заключают в себе смысл, подобный следующему: до какой бы высоты ни дошла злоба, Ты, Господи, по множеству силы Своей, можешь, как добрый Врач, предварительно оградить пределы, остановить болезнь... Твоими вразумляющими ударами». «Слова: восстани повелением значат – дай силу Твоему повелению; или: исполни на мне Твое определение, которое Сам заявил, т.е. чтобы обиженные получали защиту». «Ты, Господи, узаконил защищать обижаемых. Посему, Сам исполни, Владыко, что заповедано делать другим, и подай мне помощь Твою» (Бл. Феодор. и св. Злат.). «Восстани, т.е. отомсти (Авессалому) не за меня, но за пренебрежение заповеди, которую Сам Ты дал», т.е. чти Отца твоего (Св. Вас. В.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . А праведницы да возвеселятся. «Когда демоны будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы и прославят спасшего Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». 5 . Путесотворите возшедшему на запады: 393 Господь имя Ему. С Евр.: «Превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его». Симмах перевел: «Уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Бл. Феодорит, приведши этот цитат, продолжает: «Необитаемая же пустыня, а пустынею Бож. Писание называет часто язычников ( Ис. 35:1, 51:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света и потому названною западом, взошло Солнце правды. И так, здесь пророческое слово предлагает св. Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам и уготовать путь Всецарю всяческих». Св. Афанасий: путесотворите и проч. «Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями (Господа) на последок времен Явившегося во плоти живущим на земли; или: возшедшему на запады – значит: снисшедшему до ада». Отцы, разумея под западом языческую тьму, видят здесь шествие Господа, чрез Евангелие, с Своим словом и благодатию к язычникам. 6 . Да смятутся 394 от лица Его. Т.е. полчища демонов, поясняет св. Афанасий. Отца сирых, и судии вдовиц. Т.е. «демоны не стерпят пришествия Господа, зная, что Он – правдивый Судия, отец сирых и судия вдовиц» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под сирыми разумеет беззащитных, а под вдовицами – «души, неуневещенные Слову». Бог в месте святем Своем. С Евр.: «Отец сирот и судия вдов, Бог во святом Своем жилище», – т.е. на небе (Св. Афан. и бл. Феод.). 7 . Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. С Евр.: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне». По LXX буквально можно так понимать: хвалите Бога, ибо Он вселил (или вселяет, соединяет) единоверных Евреев в дом Свой, т.е. в Церковь , извел Своим могуществом окованных узами рабства из Египетского плена, а тех, которые преогорчевали, оставил в гробах, в пустыне, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5–7. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей. (Тогда узриши и возрадуешися, и убоишися и ужаснешися сердцем, яко преложится к тебе богатство морское и языков и людей : и приидут к тебе, стада велблюд, и покрыют тя велблюди Мадиамстии и Гефарстии : все от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут и камень честен, и спасение Господне благовозвестят : и вся овцы Кидарские соберутся тебе, и овни Навеофстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится). Тогда, в день явления славы Божией, Иерусалим узрит величественное шествие к нему народов со всех стран мира и возрадуется – о мире и спасении всего мира (ст.17–18), но и убоится – проникнется глубоким чувством благоговения перед чудными делами Промысла Божьего, являющего перед всем миром всемогущую власть и победоносную правду Вседержителя. Покорность народов истинному Богу всего полнее выразится в их жертвах храму Божьему: ему преложится – как бы из самих храмов языческих будет переложено в храм истинного Бога – богатство морское, это говорится о народах, обитающих на островах и берегах Средиземного моря (ст.9), и языков и людей – и целых народов, живущих в благоустроенных государствах, и отдельных людей – частных лиц и семейств, ведущих и кочевой образ жизни (ст.6–7); приидут стада верблюдов – караваны на верблюдах, с товарами из стран Мадиама и Ефы (на юг от Иерусалима); все караваны, которые идут из Савы, иначе Савеи (счастливой Аравии), также придут в Иерусалим и принесут богатство этой страны, а именно золото и ливан (т.е. ладан) и камень честен – драгоценный камень: все обращающиеся так к Иерусалиму из Севеи и соседних с нею стран, Мадиама и Ефы, и посвящающие свои богатства храму Господню, вместе с тем, и спасение Господне благовозвестят, то спасение, в котором откроется слава Божия по преимуществу (ст.1–2). Обратятся в Иерусалим не только торговые племена, но и кочующие, и представят свои богатства: здесь, именно к храму Божьему, соберутся и все овцы Кидарские и овны Наваиофские двух племен, кочевавших на восток и юго-восток от Иерусалима. И из таких, породистых овец будут принесены приятнейшие жертвы Богу на единственном жертвеннике в доме молитвы Его или Его молитвенном доме, в храме Иерусалимском, который должен быть домом молитвы для всех народов (гл.56:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

68. О том, что Он будет поруган и мучим и, наконец, даже умерщвлён, Исаия говорит таке: «поистине Сын Мой признан, возвышен и вознесён. Сколь многие изумлялись относительно Тебя – так бесславен лик Его среди людей – так многие языцы будут изумляться и цари заградят уста своя; ибо узрят Его те, которым не было возвещено о Нём, и уразумеют те, которые не слышали. Господи, кто поверил тому, что нам возвещено, и мышца Господня – кому она открылась? Возвестихом, яко отроча пред Ним, как отпрыск от корня в сухой земле; Он не имел ни вида, ни славы, ни красоты, и мы видели Его; но вид Его презрен и умалён больше других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лице Его; Он был презираем и ни во что ставили Его. И Он грехи наши носит и ради нас терпит болезни; а мы думали, что Он в болезнях, в язвах и в страданиях (от Бога), тогда как Он язвлен за наши грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нём, и язвами Его мы исцелились» (52:13–53:5). Этими словами, следовательно, возвещено, что Он пострадал, как и Давид говорит: «и я пострадал» ( Пс 37:7 ). Давид же никогда не страдал, но Христос, когда дано было повеление о распятии Его на кресте. И опять Его слово говорит чрез Исаию: «хребет Мой Я предал для ударов и ланиты Моя для заушений, и не отвратил лица Моего от поруганий и оплеваний» ( Ис 50:6 ). То же говорит и пророк Иеремия в следующих словах: «он подставляет ланиты бьющему Его, пресытился поношением» ( Плач 3:30 ). Всё это Христос претерпел. 69. Дальше у Исаии следует: «язвами Его мы исцелились; мы все заблудились, как овцы, каждый совратился на свою дорогу, а Господь возложил на Него наши грехи» ( Ис 53:5–6 ). Итак, ясно, что это произошло с Ним согласно с волею Отца ради нашего спасения. Потом же он говорит и о страдании Его: «Он не открывает уст Своих, как овца Он ведён был на заклание, как агнец пред стригущим безгласен» (53:7). Вот, смотри, так он возвещает добровольное шествие его на смерть. Слово же пророка: «во смирении Его суд Его взят (от Него)» – Ис 53:8 указывает на Его смиренное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

84. То же самое снова говорит Давид: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23: 7). Ибо вечные врата есть небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь Слово стало плотью и видимо взошло на небо. И когда силы увидели Его, то нижние Ангелы воззвали к тем, которые были на тверди: «Поднимите наши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «Кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: Господь крепкий и сильный… Он – Царь славы (Пс. 23: 8 – 10). 85. Так, воскреснув и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, пока в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же – все те, которые восстали – Ангелы, и Архангелы, и Силы, и Престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит так: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1). А что Он восшел туда, откуда и сошел, об этом говорит Давид: От края небес исход его, и шествие его до края их (Пс. 18: 7). Потом он указывает на Его суд такими словами: И ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 7). 86. Если пророки возвещали о Сыне Божием, что Он явится на земле, то также они возвестили, где, как и в каком образе Он явится. И если Господь принял на Себя все эти пророчества и исполнил их, то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов, которые посланы были во всем мире проповедать Сына Божия, как Он пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили преступную вражду против Бога и пришли к миру с Ним, творя богоугодное перед Ним. И это возвещено было пророками: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис. 52: 7). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и закон, о чем Исаия говорит так: Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис. 2: 3). И что они будут проповедовать во всем мире, об этом Давид говорит: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу (Пс. 18: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

9-я Заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10-я Заповедь. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего ( Исх. 20, 1–17 ). Теперь надо рассмотреть подробнее эти Заповеди и увидеть, что требует от нас Творец. Первая Заповедь Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Словами «Я Господь, Бог твой» Творец указывает на Себя как источник нравственного закона. И потому необходимо познавать Бога, учиться у Него, служить Ему и хвалить Его для того, чтобы угодить Ему. Желающий познать Бога должен использовать для этого и ум, и сердце. Ведь, по слову Господа, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Ум должен погружаться в изучение Откровения Господа и чтение творений святых. Воля Воля должна упражняться в добродетелях, а сердце – пребывать в молитвах, уклоняясь от всякого вида зла. Тогда Творец откроется человеку и станет его Богом. Как и Сам Он сказал: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66, 2 ). Чтобы достигнуть постоянства в Богопознании, необходимы крепкая вера в Бога, страх Божий и память Его, которая еще называется «хождением пред Богом». Истинная вера укрепляется благоговейным чтением Библии, молитвой и слушанием поучений о Боге в храме. Страх Божий – это и боязнь оскорбить Бога грехом, и благоговение перед могуществом Творца, и страх наказания, и боязнь потерять награду. Святые отцы различали разную меру страха Божия, преподобный Иоанн Лествичник писал: « Убоимся Господа хотя так, как боимся зверей; ибо я видел людей, шедших красть, которые Бога не убоялись, а услышав там лай собак, тотчас возвратились назад, и чего не сделал страх Божий, то успел сделать страх зверей». По слову святителя Игнатия (Брянчанинова) , «…шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010