На другой день после вечери в доме Симона прокаженного Иисус Христос открыл торжественное шествие в Иерусалим. Место, откуда было начато это шествие, вполне определяется у ев. Иоанна, так как он один передает, что Иисус Христос пред этим был в Вифании. Из повествования ев. Матфея можно видеть, что селение, откуда ученики, по повелению Господа, привели ослицу и осленка, была Виффагия, соседнее с Вифанией селение, ближе к Иерусалиму. Когда началось шествие И. Христа на молодом осле, которого ученики покрыли своими одеждами, народ устилал дорогу своими одеждами и древесными ветвями. Восторг народный особенно усилился, по известию ев. Луки, в то время, «когда Он приближался к спуску с горы Елеонской». «Множество народа, пришедшего в Иерусалим на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна сыну Давидову!» Ев. Иоанн же свидетельствует, что сильной причиной народного возбуждения было воскрешение Лазаря, бывшее предметом всеобщей молвы. Фарисеи, враги И. Христа, призывали Его запретить народу такими восклицаниями сопровождать Его. На это Господь отвечает: «сказываю вам, что, если они умолкнут, камни возопиют». Когда же Иисус Христос приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем, – о его печальной судьбе, и рассказывает о желании некоторых эллинов видеть Иисуса. Они, очевидно, еще ранее значительно были подготовлены к вере в И. Христа рассказам о Его чудесах и учении. Когда же они увидели, как принимает Иисуса народ, вера их еще более возгревается, и они желают Ему лично выразить ее. 22–26 ст. Это проявление веры в людях, родившихся в язычестве, подает И. Христу повод мысленно взглянуть на то недалекое будущее, когда разрушатся преграда между язычниками и иудеями, и церковь , Им основанная на земле, начнет распространяться среди язычников. В этом прославится Сын человеческий. Однако же Его прославление в распространение церкви по всей земле должно совершиться чрез страдания и смерть Его. Люди, если хотят достигнуть вечного спасения, должны быть готовы пожертвовать всем в настоящей временной жизни, и даже самой этой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Приостановленное на время шествие тронулось опять. Шло... великое множество народа и женщин. Женщины плакали и рыдали ( Лк. 23, 27 ), мужчины же, по-видимому, шли молча. Речь к Ним Иисуса Обращаясь к плачущим женщинам, Христос сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк. 23, 28–31 ). В этом обращении к рыдавшим женщинам Христос говорил о предстоявшем разрушении Иерусалима, когда голод, неистовства враждующих партий и страх от осады города римскими войсками заставят жен оплакивать своих детей и завидовать бесплодным, когда люди с отчаяния захотят хоть бы провалиться сквозь землю и сами будут искать себе смерти, молить о ней, молить, чтобы окружающие Иерусалим горы и холмы пали на город, покрыли их и прекратили бы их страдания. Сравнивая Себя с зеленеющим деревом, а народ еврейский – с сухим (с бесплодной, засохшей смоковницей), Он окончил Свое обращение к рыдавшим женщинам такими словами: если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк. 23, 31 ) – Что будет? То, что предрекал еще Иоанн Креститель, говоривший: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Лк. 3, 9 ). Он предупреждал евреев, что у корня их дерева уже лежит секира, готовая срубить его, если оно по-прежнему будет бесплодно ( Мф. 3, 10 ), но никакие предупреждения не подействовали на этот жестоковыйный народ. Когда шествие остановилось на Голгофе, осужденным предложен был по обычаю особый напиток из вина, смешанного со смирною; напиток этот ослаблял сознание и притуплял чувства, вследствие чего страдания на кресте становились как бы не так мучительными. Предложен был этот напиток и Иисусу, но Он отказался от него, так как хотел сознательно перенести все мучения. О том же напитке говорит и Евангелист Матфей (27, 34), но называет его смесью уксуса с желчью. Нельзя предполагать, чтобы Иисусу дали два различных напитка, поэтому принято считать, что Евангелист Матфей смесь горькой смирны с прокисшим вином назвал смесью уксуса с желчью, и поступил так, имея в виду выражение псалма Давида: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс. 68, 22 ). Распятие Иисуса и двух разбойников

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Скрыться таким противникам Бога от Его всеведения и вездеприсутствия невозможно. Если бы они скрывались в Васане, на возвышенностях, поросших густыми лесами из породы дуба, куда обыкновенно убегали грабители и разбойники и где их трудно было разыскать, или, если бы враги Бога скрылись в глубине морской, то и оттуда Господь извлечет их, чтобы покарать. Врагов погибнет такое количество, что еврейские воины будут топтать их и псы лизать их кровь, так как трупы врагов не успеют предать погребению. Все это исполнится, так как это обетование дал евреям Сам Бог ( «сказал Господь»). Вероятно поводом к такой картине гибели врагов еврейского народа послужила не только победа Давида над сиро-аммонитянами, но и предыдущие завоевания евреев, напр., во время И. Навина, когда и сам Васан сделался их достоянием. Пс.67:25 .  Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: Пс.67:26 .  впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: Пс.67:27 .  «в собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» Пс.67:28 .  Там Вениамин младший – князь их; князья Иудины – владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Давид изображает процессию несения Кивота Завета ( «видели шествие... Бога»). Ядро процессии составлял хор певцов, окруженный девами, с тимпанами в руках, которыми они, вероятно, аккомпанировали пению; впереди певцов и далее шли князья, представители колен. Весь этот смешанный хор, равно как и князья народа, приглашали весь народ благословлять и восхвалять Господа в каждой из сопровождавших процессию группе зрителей, к этому же приглашались и все вообще евреи ( «вы – от семени Израилева»). Таким образом картина несения Кивота Завета представляет общенародное ликование, где все приглашаются быть участниками благодарного пения Богу, а не просто лишь зрителями. И действительно, здесь присутствовали все колена, как Вениаминово и Иудино, жившие на юге Палестины, так и северные – Завулоново и Неффалимово. Указаны здесь только четыре колена для обозначения всех колен вообще, так как если даже самые отдаленные колена от Иерусалима приняли участие в этом торжестве, то для других колен, ближе расположенных к месту ликования, такое присутствие было еще легче осуществимым. Да и вообще-то в Библии часто две противоположные стороны света – восток и запад, или север и юг – употребляются для обозначения всех стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Совершенно ясно понимаю.     К. А что тому, кто соделался причастником Христа чрез причащение святой Его Плоти и Крови, должно иметь и ум Его и стараться идти путем Его деяний, с ясным разумением того, что заключается в Нем, это Он показал немедленно, говоря, что должна быть снедаема голова с ногами и внутренностями: ибо не говорили ли мы, что голова есть образ ума, а ноги повсюду указывают как бы на шествие путем дел? Внутренности же приносимых в жертву животных не указывают ли на нечто внутреннее и сокровенное?     П. Казалось бы, так разуметь правильно. Впрочем объясни мне то, что значит ум Христов, что это за шествие, а также и сокровенное.     К. Ум Христов означает то, чтобы мыслить единственно только о том, что имеет в виду славу Бога и Отца, и желать исполнения того, что угодно Родителю: «ибо Я сошел с небес, — говорит Христос, — не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). И божественные ученики, восхотевшие мыслить и исполнять это, ясно говорили: «мы имеем ум Христов» (1Кор. 2:16). А также они учили говорить и в молитвах: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» (Мф.6:9-10). Видишь ли, что те, которые соделались сообразными и единомысленными Христу, ясно утверждают, что имеют и ум Его? Это, думаю, значит, что снедаема была голова агнца. Шествие же Христово состоит в том, что Он мужественно и неустрашимо претерпел смерть, чтобы, как говорит Павел, «грешников спасти» (1Тим. 1:15). Следует также и нам быть вполне готовыми к этому и за братий с готовностью жертвовать даже жизнью телесною. Так и один из святых учеников сказал: «Христос пострадал за нас плотию, то и вы за Него вооружитесь тою же мыслью» (1 Пет. 4:1). Павел же упрекает некоторых, говоря так: «что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа» нашего Иисуса Христа (Деян.21:13). И Сам Христос, заповедуя следовать стопам Его, говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

(22) Но Всесильный сокрушит голову противников Своих, темя волосатое закоснелого в своих беззакониях. (23) Сказал Господь: «Из Башана возвращу, из глубин морских возвращу , (24) так что станет красной нога твоя от крови [врагов], языки псов твоих вражескую [кровь] будут лизать» . (25) Видели шествие Твое, Всесильный, шествие Всесильного моего, Царя моего в святости: (26) впереди шли певцы, за ними – музыканты, посредине – девушки с тимпанами . (27) В собраниях благословите Всесильного Господа – вы, происходящие от Исраэля! (28) Там Бинь-ямин младший властвует над ними; князья Йегуды, князья Звулуна, князья Нафтали – завидуют им . (29) Всесильный твой предназначил тебе мощь. Утверди, Всесильный, то, что Ты сделал для нас! (30) Ради Храма Твоего в Иерусалиме цари будут приносить Тебе дары. (31) Смири зверей, [прячущихся] в тростнике, стадо волов среди тельцов – народов, которые пресмыкаются за серебро, рассеивают народы, сражений желают. (32) Придут вельможи из Египта, Куш протянет руки свои ко Всесильному. (33) Государства земли! Пойте Всесильному, воспевайте Господа вовек! (34) Того, Кто восседает на небесах небес издревле. Вот, Он дает голосу Своему голос могущества. (35) Воздайте [славу] мощи Всесильного! Величие Его – над Израилем, могущество Его – на небесах. (36) Грозен [Ты], Всесильный, в святилище Твоем. Бог Израиля – Он дает мощь и силы народу. Благословен Всесильный! 69. (1) Руководителю [музыкантов] на шошаним — Давида [песнь]. (2) Спаси меня, Всесильный, ибо воды достигли дыхания [моего]. (3) Погряз я в глубоком болоте, и не на чем стоять; вошел я в глубины вод – быстрое течение их уносит меня. (4) Изнемог я от вопля, гортань моя пересохла, истомились глаза мои от ожидания Всесильного моего. (5) Ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей; враги мои, ложью желающие меня уничтожить, усилились; чего не отнял, то отдаю! (6) Всесильный! Ты знаешь неразумность мою, грехи мои не скрыты от Тебя. (7) Да не будут пристыжены из-за меня все, кто надеется на Тебя, Господь, Бог воинств! Да не будут посрамлены из-за меня ищущие Тебя, Всесильный [Бог] Израиля! (8) Ибо ради Тебя несу я поношение, позор покрыл лицо мое.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(23) Сказал Господь: «Из Башана возвращу, из глубин морских (24) так что станет красной нога твоя от крови [врагов], языки псов твоих вражескую [кровь] будут лизать» (25) Видели шествие Твое, Всесильный, шествие Всесильного моего, Царя моего в святости: (26) впереди шли певцы, за ними – музыканты, посредине – девушки с (27) В собраниях благословите Всесильного Господа – вы, происходящие от Исраэля! (28) Там Бинь-ямин младший властвует над ними; князья Йегуды, князья Звулуна, князья Нафтали – завидуют (29) Всесильный твой предназначил тебе мощь. Утверди, Всесильный, то, что Ты сделал для нас! (30) Ради Храма Твоего в Иерусалиме цари будут приносить Тебе дары. (31) Смири зверей, [прячущихся] в тростнике, стадо волов среди тельцов – народов, которые пресмыкаются за серебро, рассеивают народы, сражений желают. (32) Придут вельможи из Египта, Куш протянет руки свои ко Всесильному. (33) Государства земли! Пойте Всесильному, воспевайте Господа вовек! (34) Того, Кто восседает на небесах небес издревле. Вот, Он дает голосу Своему голос могущества. (35) Воздайте [славу] мощи Всесильного! Величие Его – над Израилем, могущество Его – на небесах. (36) Грозен [Ты], Всесильный, в святилище Твоем. Бог Израиля – Он дает мощь и силы народу. Благословен Всесильный! 69. (1) Руководителю [музыкантов] на - Давида [песнь]. (2) Спаси меня, Всесильный, ибо воды достигли дыхания [моего]. (3) Погряз я в глубоком болоте, и не на чем стоять; вошел я в глубины вод – быстрое течение их уносит меня. (4) Изнемог я от вопля, гортань моя пересохла, истомились глаза мои от ожидания Всесильного моего. (5) Ненавидящих меня без вины больше, чем волос на голове моей; враги мои, ложью желающие меня уничтожить, усилились; чего не отнял, то отдаю! (6) Всесильный! Ты знаешь неразумность мою, грехи мои не скрыты от Тебя. (7) Да не будут пристыжены из-за меня все, кто надеется на Тебя, Господь, Бог воинств! Да не будут посрамлены из-за меня ищущие Тебя, Всесильный [Бог] Израиля! (8) Ибо ради Тебя несу я поношение, позор покрыл лицо мое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

368 Словам этого же стиха: «когда Он принесет жертву умилостивления», – т. е. за грешников (ст. 6, 12) соответствуют в 39:7–9 слова: «жертвы и даров Ты не восхотел, Ты отверз мне уши; всесожжения и жертвы за грех (т. е. жертвы животных, ср. Пс.68:32; 50:18–20 ) Ты не требуешь». 369 Последним словам 5-го стиха 50-й главы Исаии: «я не отступил назад» в псалме 39-м можно найти параллельные в стихе 15-м. 370 «Господь Бог помогает Мне, поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде». 374 Даже стих 4-ый 61-ой главы: «и застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины», в котором думают ученые отрицательного направления видеть прямое указание на время плена Вавилонского, мог быть составлен применительно к словам псалма 68:36; ср. 50:20: «спасет Бог Сион и созиждет города Иудины», а дальнейшие слова: «и поселятся там и наследуют его; и потомство рабов Его наследует его, и любящие Его будут обитать на нем» воспроизводятся с буквальным сходством у Исаии в 65:9 или 60:21 и друг. 375 Правда, в Ис.49:24–26 говорится собственно о действиях Самого Господа; но из сравнения с 53:12 можно заключать, что эти действия Господа, по мысли пророка, будут совершены чрез «Раба Господа», о Котором он и говорил в начале 49-ой главы. 377 Справедливость последнего сопоставления открывается из того, что пророк, как видно из вышесказанного, вообще нередко заимствовал те или другие отдельные черты своих пророчеств из псалма 67-го и соседнего с ним 68-го. В частности, в главе 52-ой, т. е. находящейся рядом с пророчеством 52:13–53 глл, говорится: «как прекрасны на горах (сопостав. это с 2:2) ноги благовествующего , возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой... они видят, что Господь возвращается на Сион». Нетрудно видеть, что здесь воспроизводится сказанное в Пс.68:12 ст. ( – «благовестницы»), 17 ст. («что вы, горы холмистые, завистливо смотрите на гору, на которой Бог благоволит обитать?»).., ст. 20 и 21 («всякий день Бог приносит наше спасение»), ст. 25 («видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3 . Соломон – создатель храма, и «Премудрость созда себе дом...» ( Прит. 9:1 ). 4 . Соломон – царь Израиля. Над распятым Христом – табличка: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Он Царь не тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы» ( Откр. 2:9 ), а Царь истинного Израиля, нового. 5 . Соломон – сын Давида, и Господь Иисус – Сын Давидов ( Мф. 1:1 ). Так звали Его в земной жизни. С наименования Его Сыном Давидовым начинается святое Евангелие. 6 . И, наконец, как обращает внимание св. Григорий Нисский , посещением Соломона царицей Савской, царицей Эфиоплян, предуказуется, что «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс. 67:32 ). Черна была как эфиоплянка царица, но принесла премудрому Соломону богатые дары. Черны во грехах идолопоклончества были языческие народы, но пришли к истинному Соломону и к истинной Премудрости и принесли богатые дары своих сердец, уверовав во Христа. 7 . И еще был знаменит Соломон за праведный суд в народе. Об этом так пишет св. Григорий: «И заботливость Соломона о правдивом суде означает истинного Судию всего мира, Который говорит: «Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови» ( Ин. 5:22 )». Се одр Соломонь... Одр сотвори себе царь Соломон. Речь идет о переносном носильном одре . В повествовательных книгах Царств и Паралипоменон нет дополнительных упоминаний и сведений об этом одре. Что же означает духовно сей носильный одр , на котором носили при царских шествиях царя Соломона? «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: в церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67:25–27 ). Последние слова являются входным стихом, велегласно возглашаемым диаконом, на малом входе Божественной литургии во дни святой Пасхи, когда все духовенство входит Царскими вратами в алтарь, а диакон при этом вносит святое Евангелие. На ком или чем почиет Господь в этом дивном шествии? Действие малого входа открывает двоякий одр Его – с одной стороны само святое Евангелие, а с другой священнослужители, и в их лице все святые Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов 5. 17; Пс 93. 12). Вместе с тем в ВЗ прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс 15. 1, 10): «Блаженство [   - приятности] в деснице Твоей вовек» (Пс 15. 11). Эсхатологическую окраску понятие Б. приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...» (Ис 25. 8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис 35. 10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание... и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12. 2-3). Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Сущность Б. в полноте раскрывают учение Христа и Свящ. Предание Церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником Б. и Сам называется блаженным (1 Тим 1. 11; 6. 15): «...подлинно блаженно сие источное добро, к Которому все обращено, Которого все желает...» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 1). Б., единением с Богом в любви ( Basil. Magn. Hom. 9), было райское состояние человека ( Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 11). Райское Б. человека все более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца ( Aug. De Gen. XI 18. 24). Через человека в обожении должно было объединиться все мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное Б. ( Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 76-77; ср.: Лосский В. Догматическое богословие. С. 244-245). Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт 3. 1-7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние Б. (Быт 3. 16-24). Представление о благе потеряло для падшего человека четкие ориентиры.

http://pravenc.ru/text/149367.html

III. История последних дней земной жизни Иисуса Христа 73. Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–44; Ин. 12:12–19 На другой день после ужина в доме Лазаря, Господь пошел в Иерусалим. За Ним шли Апостолы и громадные толпы народа, сопровождавшие Его в пути и нарочно пришедшие теперь из Иерусалима. В толпе были и враги Его. Подойдя к горе Елеонской скрывавшей от спутников священный город, Господь остановился; остановилась и вся сопровождавшая Его толпа. Подозвав к Себе двух Апостолов, Господь велел им идти в ближайшее селение. Войдя в селение (сказал Он), вы тотчас же найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязавши приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу. – Апостолы исполнили поручение; привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами и посадили на него Господа. Не в царской колеснице въезжал Господь в столицу Иудейского царства, а на молодом осле, покрытом вместо дорогих попон изношенными одеждами Его бедных Апостолов. И в этом сбылось предсказание Пророка Исаии, который говорил: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Когда Господь ехал, постепенно поднимаясь в гору, ученики Его (не одни только Апостолы) подстилали Ему одежды свои по дороге. Но когда шествие приблизилось к спуску с горы, и взорам сопровождавшей Господа толпы представился Иерусалим во всей своей красе, произошел особенный взрыв восторга. Благословен Царь, грядущий во имя Господне (кричал народ)! – Как только из Иерусалима увидели торжественное шествие, толпы народа вышли навстречу и приветствовали Господа победными криками: Осанна! осанна Сыну Давидову! осанна в вышних! Слово осанна означает спасение; но евреи употребляли его во всех торжественных случаях как восклицание, выражавшее радость, вроде нашего ура! Поэтому, выражение осанна в вышних означает желание, чтобы крики радости и восторга были слышны не только здесь, на земле, но и на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010