Добро и зло, зло и добро в своем исконном противоборстве – и есть ли этому конец? И есть ли в этом смысл? Пророк зрит конечные судьбы народа Божия и нечестивого дома. О народе Божием пророк поет: Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Под помазанным – (машиах), τος χριστος в этом тексте оправдано понимать не столько царя, как весь народ Божий. Так, к народу Израильско­му относится слово «помазанник» в Пс. 88, 39. 52 , а также в Пс. 83, 10 . Бог помазал народ Свой среди всех народов. Это не исключает олицетворение народа Божия в своем царе-помазаннике. Пророк Аввакум изображает шествие Божие – это Бог выступает для спасения народа Своего, для спасения помазанного Своего. Так было во дни Моисея, так было во дни Иисуса Навина. Кончилось рабство в Египте, народ вошел в землю, обетованную отцам его. Наступило время правды Божией и исполнения Его слов. Это же провидит Аввакум и для иудеев, разоренных и полоненных халдеями. Под водительством Зоро вавеля, при Кире Персидском, иудеи вернутся в пределы своей земли. И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священни­ки и левиты, всякий в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Ягве, который в Иерусалиме 652 . Тогда сбылись пророче­ские слова песни Аввакумовой. Так было и так будет всегда. Господь выступает для спасения народа Свое­го. В благодатные времена евангельской проповеди эти слова относятся уже не столько к избавлению христиан от внешних бедствий, хотя и это имеет место, сколько к спасению верных Божиих, крещенных во имя Христа, от греха и по­рока. Происходит внутреннее избавление и шествие Божие в сердцах и душах христиан, то есть помазанников Божиих. Духом Святым во Христе оправды­вается человек, бывший некогда чадом гнева Божия, а теперь – Его благоволе­ния. Когда Бог шествует в душе, тогда помазанник (=христианин) становится праведником. И оправдана Премудрость чадами ее 653 . Когда душа оправдывается Божьим прощением через Ходатая Иисуса Христа, тогда исче­зают мучающие душу вопросы о внешней справедливости и несправедливос­ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(Евангелие от Матфея 27, 27-30 ). Находясь здесь, среди множества людей, Божия Матерь могла слышать голос провозвестника, объявлявшего приговор и могла видеть подъятие тяжёлого креста Сыном. Пройдя около ста шагов по узкому переулку, на повороте улицы, поднимавшейся в гору, Он изнемог и упал под тяжестью креста. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом, и шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев». (Евангелие от Луки 23, 26-32 ). Предание говорит, что Пресвятая Дева при начале крестного шествия Христа обратилась к Пилату о помиловании Сына, но получила отказ. И тогда Она поспешила догнать начальное шествие краткой дорогой через узкий переулок. Она видела, как Иисус Христос изнемог, и взял крест на свои плечи Симон Киринейский, как вышла из своего дома святая Вероника и отёрла полотенцем пот и кровь со страдальческого лика Спасителя. Далее шествие направлялось по крутому подъёму к «Судным воротам», на которых вывешивались приговоры осужденным. Здесь уже заканчивался Иерусалим и начиналась «юдоль мертвых», то есть «Лобное место», или Голгофа. Само слово «Голгофа» объясняют по-разному. Одни говорят, что оно происходит от внешнего вида холма, похожего на обнаженный череп (без всяких деревьев и растений). Другие считают, что — от черепа погребённого там первого человека, Адама. Прибыв на Голгофу, Божия Матерь увидела все приготовления к позорной смерти Сына Своего. Распятие было одной из жесточайших казней; подвергались ей рабы и преступники. По обычаю после бичевания и осмеяний осуждённые сами несли крест до места казни, а потом были пригвождаемы по рукам и ногам.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Евангелисты ничего не говорят ни об устройстве креста, ни о том, как производилось распинание: все это было хорошо известно их современникам. Кресты в то время делались большею частью из бревен. Основанием служило прямое бревно; к верхней части его приделывалась перекладина из такого же бревна, но покороче; по средине основного бревна или столба прибивалось так называемое седалище, служившее точкою опоры для распятого. Над головою распятого прибивалась дощечка с надписью имени и преступления его. Кресты не делались высокими: от земли до ступней ног бывало не более полутора аршина. Распинали так: распинаемого клали на лежащий на земле крест спиною к столбу, а руки простирали по перекладине, в обе стороны; ладони рук и ступни ног прибивали к кресту гвоздями, а иногда привязывали еще веревками; затем крест поднимали вместе с распятым, и конец столба вкапывали в землю. Иногда же сначала вкапывали в землю крест и затем уже распинали на нем осужденного на казнь. Когда на Господа и двух разбойников возложили кресты, то шествие тронулось. Впереди ехал римский сотник; за ним, под охраной отряда воинов, шли осужденные; потом торжествующий синедрион и вся бывшая у претории многотысячная толпа. К шествию присоединился и небольшой кружок друзей и почитателей Господа; в нем, кроме Пресвятой Девы Марии, были: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия и Апостол Иоанн. Измученный бессонной ночью, нравственными терзаниями и бичеванием, Господь стад изнемогать под тяжестью Своего креота и падать. Навстречу шел возвращавшийся с своего поля некто Симон Киринеянин; воины остановили его и заставили нести крест Господа; а впереди его велели идти Господу. Приостановленное на время шествие тронулось опять; и шло за Ним великое множество народа и женщин. Женщины плакали о Нем, рыдали; мужчины же, по-видимому, шли молча. Обращаясь к плачущим женщинам, Господь сказал: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших! ибо приходят дни, в которые скажут: «Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» тогда начнут говорить горам: «Падите на нас!» и холмам: «Покройте нас!» Сравнивая Себя с зеленеющим деревом, а еврейский народ с сухою, бесплодною смоковницею, Господь продолжал: «Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Этим Господь предсказал Иерусалиму такие бедствия, от которых живущие в нем придут в отчаяние; и будут они молить, чтобы окружающие Иерусалим горы и холмы пали на город, покрыли их и прекратили бы их страдания. 101. Распятие Иисуса Христа. Мф. 27:34–44; Мк. 15:23–32; Лк. 23:33–43; Ин:19, 18–27

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Если будем придавать речи пророка исторический смысл, будем считать ее воспоминанием о древних чудесах, то должны будем допустить указание на события, случившиеся в разное время. Стояние солнца и луны было при Иисусе Навине, а молнии сопровождали Синайское законодательство ( Исх. 19:16 ). Пророк вспоминает различные, наиболее величественные, чудеса из жизни Еврейского народа, и питает веру, что и в будущее 187 время Господь может совершить для Своего народа подобные же чудеса. Из представленного анализа песни пророка Аввакума (2–11), видно было, что к воспоминанию древних чудесных событий он везде довольно ясно присоединял надежду на повторение их в будущее время, и на будущее спасение Иудеев. Тем с большей ясностью просвечивает эта надежда в следующем отделе его песни (12–15). Чудесные события, имеющие сходство с древними чудесами, пророк здесь описывает уже, или как современные ему, или как будущие. Авв. 3:12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Если физическая природа трепетала и болела при явлении Господа на землю, то тем больший трепет вызван был явлением Господа в человеческом мире. Людям естественно было трепетать, потому что Господь, шествуя по земле, попирал и молотил 188 народы языческие 189 . Как измолоченный хлеб развеивается, так и измолоченные Господом народы должны рассеяться и навсегда потерять свою самостоятельность (ср. Мих. 4:13 ; Ис. 21:10 ). Поражение, при помощи Божией, врагов Иудейского народа совершалось неоднократно. В частности, пророк Аввакум, если был современник царя Езекии, мог быть свидетелем такого поражения Ассирийских войск у Иерусалима ( Ис. 36–37 ). Пророк, впрочем, шествие Господа и поражение врагов считает еще будущими событиями 190 . Авв. 3:13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Как прежде, описывая грозные явления природы, сопровождавшие шествие Господа по земле, пророк указывал на спасительный характер Его шествия, так и теперь, пророк оправдывает гнев Господа на языческие народы спасительными Его целями по отношению к Иудеям. Господь выступает, по пророчеству Аввакума, для спасения Своего народа, для спасения Своего помазанника 191 , т. е. Иудейского народа. С этой целью Господь попирает 192 главу нечестивого дома и обнажает нечестивый дом с основания – до верха 193 . Первая половина образа заимствована пророком от употребительного у древних народов обычая наступать на головы пленных врагов. ( Нав. 10:24 ). Этот обычай быль символом крайнего унижения порабощенных народов (ср. Мих. 7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Знаете ли, слушатели, это есть тихое шествие гнева Божия — шествие, нами чувствуемое, даже осязаемое. Предательство и роскошь, соединившись вместе, поглощают потребности житейские. Обман и корыстолюбие возвышают цену каждой вещи, а через то тяготят нуждами, недостатками, питают теснотою семейства и, может быть, целые сословия. Если бы открыть срамоту алчных желаний предательства, показать ненасытность корыстолюбия, то мы увидели бы, что чудовища эти жаждут даже крови нашей, только бы овладеть останками имущества. Сознайтесь, слушатели, не есть ли это гнев правосудия, карающего народ, заблудившийся в путях своих? «Скоро приду — и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Ап.2,5). Мир и спокойствие, как тихие светильники, освещают жизнь нашу. Безопасность возвышает состояние наше даже до славы и величия. Что, если и этот светильник двинется с места своего? Что, если спокойствие возмутят ближние наши, соседи или родные, если его прервут болезни, бедствия и лишение детей, лишение имущества, домов окончит оное? Если неожиданно враг ополчится на нас? Мы должны помнить, слушатели, слова пророка: «вот имя Господа идет издали, горит гнев Его и пламя Его сильно, как огонь поедающий» (Ис.30:27). «Ужас и яма и петля для тебя, житель земли. Тогда побежавший от ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся. Земля сокрушится и распадется и оскудеет» (Ис. 24:18), «восплачет земля и не будет ей утешения. Ярость Господня на все народы нечестивые, чтобы погубить их» (Ис. 34:2). Огонь с небес, так, как от руки Илии на посланников Охозии, может пасть на прогневляющих Господа. Меч Господень упьется кровью, намочит горы и пожинать будет до скончания. Тогда-то и самые бесчувственные воскликнут, может быть, с Иеремией: «доколе будешь посекать, о меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся» (Иер.47:6). Слушатели, все это страшное возможно, все случится, если мы из беззакония в беззаконие, из нечестия в нечестие, из пагубной страсти только в еще более пагубную переходить будем, подвинется светильник наш от места своего, если не покаемся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

И дальше воспевает пророк шествие Бога в этом мире, воспевает тем, кто ни­как не может уразуметь – где же Бог в водовороте жизни и мировой истории. 3. 6–8      Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? И вновь Божье величие в Синайской Феофании и шествие Его с народом Своим из рабства Египетского в Обетованную отцам землю. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы. Великий Исполин поставляет ноги Свои на землю. И застонала земля и восколебалось то, что было незыблемым. Божественному философу казалось, что земля пребывает во веки 552 , а Он стал и поколебал землю. Природные стихии и земля, незыблемейшая из них, не выдержала. А было это так: И вывел Моисей народ из стана навстречу Богу, и стали у подош­вы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом. 553 Колебалась земля Синайской горы, когда Ягве Бог сошел на нее и поста­вил ноги Свои на землю. Тогда вековые горы распались, первобытные холмы опали. Не может земля выдержать непосредственного прикосновения Творца своего, а люди вопиют к Богу, жалобы свои, как Аввакум, Ему предъявляют. Люди хотят, чтобы Он пришел и разобрался со всеми неправдами здесь на земле. Вековые горы, остроконечные вершины, взметнувшиеся в небо, рас­пались. Это горы, как Кавказ, Гималаи. А есть и первобытные холмы, как Урал, древние – они опали. Никакая тварь, никакая стихия не выдерживает стопы Его. Нет, не знают люди, чего требуют, когда хотят, чтобы Бог отвечал им голосом. Это было дано Моисею и немногим другим. То, что случилось тогда у Синая по исходе израильтян из Египта, образно воспел псалмопевец:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

и когда оно изнемогало, Ты укреплял его. 11 Народ Твой нашёл там жилище, по благости Своей, Боже, Ты кормил бедного. 12 Владыка определил быть победам, и великое множество жён возвещает благую весть: 13 «Бегут, бегут цари и войска их, а сидящая дома делит добычу!  14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, У которой крылья покрыты серебром и перья – чистым золотом!» 15 Когда Всемогущий согнал царей с этой земли, она забелела, как снег на Салмоне. 100 16 Гора Божия – как гора Башан, 101 гора высокая – как гора Башан! 17 Что вы завистливо смотрите, высокие горы, на гору, на которой Бог восхотел обитать, на которой Господь будет обитать всегда? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; Среди них Господь в святилище, как был Он на Синае. 19 Ты взошёл на высоту, захватил пленников, взял дань с людей, Даже с тех, кто противился, чтобы здесь пребывал Господь Бог. 102 20 Да славят Его, да славят Господа изо дня в день; да наставит нас Бог спасения нашего! 21 Бог наш – Бог спасения, () и во власти Владыки Господа врата смерти. 22 Воистину, Бог сокрушит головы врагов Своих, косматое темя закосневших в беззакониях своих. 23 Владыка сказал: «Врагов Моих Я возвращу даже с высот Башана, выведу их даже из морских глубин, 24 Чтобы ты омочил в крови их ногу твою и языки псов твоих получили свою часть добычи». 25 Всем было видно шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего, в святилище: 26 Впереди шли князья, с ними певцы посреди дев, играющих на тимпанах.  27 «Славьте Бога в собраниях, Господа – в собраниях Израиля!» 28 Там в восторге был и младший Вениамин, и правители их – от князей Иуды до князей Завулона, князей Неффалима. 29 Повели, Боже, пребывать с нами силе Твоей, утверди, Боже, то, что Ты совершил для нас! 30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари поднесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, множество быков с их тельцами – племенами, 103 Хвалящихся слитками серебра. Рассей народы, желающие войн! 32 Придут к Тебе послы из Египта, Куш возденет руки свои к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

и Тебе воздастся обет (в Иерусалиме). Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. ( Пс.64:2 ). Под эти величественные и грозные звуки началось шествие двух хоров по могучим стенам Иерусалима. Впереди шли все князья Иудеи. Одна колонна, которую возглавлял сам пророк Неемия, двигалась по стене на юг от Печной башни. Другая колонна направилась на восток. Так оба хора обошли по стене весь Иерусалим. По земле за ними следовали толпы народа и присоединяли свои голоса к гимну во славу Божию: Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. ( Пс.64:10 ). Звучали голоса и инструменты, гремели священнические трубы. Обе колонны в торжественном шествии сошлись у храма, у дома Божия, где и началось богослужение». В это время раздался сильный и продолжительный звук трубы, прервавший рассказ старика. Иисус и два других мальчика, слушавших повествование, одновременно повернули головы к Иерусалимским стенам. Прозвучавший звук трубы словно вылетел из услышанного только что рассказа и воспринимался как его продолжение, связывающее далекое прошлое с настоящим. Казалось, что сейчас справа и слева выйдут обе колонны певцов, музыкантов и священников с трубами, возглавляемые самим пророком Неемией. Иисус стал ждать. Он был уверен, что среди человеческого говора и шума различимы звуки поющегося гимна. Но тут он услышал возле себя родной женский голос: «Иисус, поехали! Слышишь, уже храмовая труба играет и стража открыла ворота». Иисус, еще находясь под впечатлением рассказа и не желая расстаться с надеждой увидеть шествие хора, медленно уселся на отчую повозку. Подъезжали к воротам также медленно. Стража все время кого-то останавливала, о чем-то спрашивала, что-то проверяла. Как только проехали ворота, семья Иосифа, следуя примеру остальных, слезла с повозки. Люди шли пешком и пели старую, всем известную песню, которую обычно поют путники в воротах Иерусалима, при входе в великий город: Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим – Иерусалим, устроенный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаир принял в себя Его слова: “Не бойся, только веруй” ! С этого момента он только и жил этими словами и все продолжал идти за Христом. Вот приходят в дом… И опять две стороны: сторона человеческая “рыдали о ней.” А Христос говорит: “Она не умерла, но спит.” И опять человеческое: “И смеялись над Ним, зная, что она умерла.” А в душе Иаира была неизъяснимая тишина. В нем была вера. И вера победила. “Девица, встань!” возгласил Христос, и возвратил дух ее, и она тотчас встала и соединилась с отцом. Да, но вы скажете, это чудо воскресения, а таких чудес уже не бывает. Правда… Но ведь это же чудо обещано и всем нам. “Чаю воскресения мертвых,” – читаем мы каждый день в исповедании нашей веры. И это будет, будет! Не так скоро, как оно свершилось для Иаира, но оно будет! Обратите внимание на следующий момент: Иаир уже знал, что дочь умерла, а все же шел за Христом, веря Его словам. Не важно, как долго продолжалось это шествие в вере, но важно то, что оно было. Поверим же и мы Евангельским словам о том, что мертвые воскреснут и подобно Иаиру, Верою пойдем за Христом. Ведь мистически это шествие Иаира за Христом не кончилось и никогда не кончится. Оно продолжается и ныне, и мы все можем участвовать в нем. Давайте же, поспешим и присоединимся к Иаиру. Тогда и к нам отнесутся слова Христовы: “Не бойся, только веруй, и спасена будет ”!. А чтобы так было, нам нужно подобно Иаиру крепко держаться за ризу Христову и терпеть все, что пошлет нам Господь на нашем жизненном пути. Путь Иаира был сравнительно краткий. Наш же может быть долгий, долгий… Он будет идти до конца нашей жизни. Но будем верить, что будет воскресение мертвых, и что мы соединимся с теми, нам дорогими, кто уже там, у Господа. Да дарует же нам Господь веру и терпение Иаира! 25я Неделя, о милосердном Самарянине “И вот один законник сказал, искушая Христа: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он же сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.”

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Иисус Христос между тем оставался на том же месте, откуда пошли ученики. Число народа, Его окружавшего, час от часу возрастало: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Господь Иисус идет в Иерусалим, шли Ему навстречу многочисленными толпами. Посланные возвратились. По усердию, и чтобы удобнее было сесть на жребя ослицы, ученики покрыли его своими верхними одеждами. Когда Божественный Учитель воссел, прерванное шествие снова продолжалось с медленностью, которая свойственна сему роду езды. Теперь великий Пророк не скрывался уже во многолюдстве народа, был виднее для всякого; и шествие, при всей простоте своей, являло в себе уже нечто торжественное и священное. Посему один взгляд на Иисуса Христа вдруг напоминал теперь внимательному слова Пророка Захарии, который, описывая царство Мессии, говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. ( Зах.9:9 ). Такое по-видимому, согласие Господа с расположениями народа, хотевшего видеть Его как можно скорее царем, еще более одушевило толпы, Его окружавшие, и возродило в них смелость выразить пред Ним всю полноту своего усердия, самым торжественным образом. В жару увеличивающегося восторга, одни начали резать пальмовые ветви, и, потрясая ими в воздухе, бросать их по пути пред Иисусом Христом; другие делали еще более – снимали с себя платье и стлали его по дороге. Всякий старался превзойти в усердии другого, и вот, со всех сторон начало раздаваться псаломное: осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! ( Пс.117:25,26 ). Всеобщий восторг еще более усилился, когда достигли последней возвышенности, с коей надлежало спускаться вниз до самого Иерусалима ( Лк.19:37 ). Это было одно из лучших мест в окрестности: Иерусалим представлялся отсюда, как на картине: там, в правой стороне, над ужасною бездною возвышался храм Иерусалимский, и по многочисленным, блистательной белизны, мраморным столпам своим казался искусственною громадою льдов, с золотым куполом, от коего лучи полдневного солнца отражались бесчисленными молниями.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010