Так об этом повествует Писание: Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переход ить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом: то, лишь только несу­щие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех бере­гов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ проходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Ягве, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел через Иордан. 568 Вот так и произошло чудо, когда Иордан обратился вспять ( Пс. 113,3 ), зави­дев шествие Божие и побежав от гнева Ягве прочь. Уходило в прошлое мрачное время хананейского нечестия. В Обетованную землю входил народ Божий. В мессианской перспективе ярость Божия, обрушившаяся на море и восхождение Бога на колесницы спасительные – это изведение людей через кре­щение из рабства греху в свободу чад Божиих. Гнев Господень, воспылавший на реки – это переход души в Небесный Ханаан, после странствования по пустыне этой бренной жизни. Об этом так пишет современный экзегет игумен Арсений/Соколов/в своем толковании на книгу Иисуса Навина: «Повество­вание о переходе Иордана может иметь и эсхатологическое для каждого хрис­тианина прочтение. В этой перспективе бегство из Египта – это выход из этого греховного мира, странствование по пустыне – земная жизнь под водитель­ством Божиим, а переход Иордана – переселение в мир иной, в небесный Ха­наан, мир вечного блаженства. Тот мир, которого достигнуть мы можем только под водительством Иисуса» 569 . Автор предложенных читателю страниц и размышлений помнит с ранне­го детства, как его мама, женщина-христианка, прошедшая через все неправ­ды этого мира в его сталинско-гулаговском исполнении, с гитарой в руках пела песни о Небесном Ханаане, – вся ее душа устремлялась туда, нисколько не прилепляясь к пустыне бренной земли. Не на реки, не на море воспылала ярость Божия, а на всю неправду и злобу земли. Верующее око прозревало шествие правды Божией в неправде людской, а душа воспаряла к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет к тебе кроток (Чис. ст. 5; Зах.9:9 ). С другой стороны скромное, – не так как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его не от мира сего, и в этом шествии не заключалось ничего противного римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у римских властителей. На негоже никтоже николиже от человек вседе (на которого никто никогда не садился), т. е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные ( Чис.19:22 ; 1Цар.6:7 ). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже). Лк.19:32 . Шéдша же пóсланная обретóста, якоже речé има. Лк.19:33 . Отрешáющема же има жребя, рекóша госпóдие егó к нима: чтó отрешáета жребя? Лк.19:34 . Она же рекóста, яко Госпóдь егó трéбует. (Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу.) Это обстоятельство прямо свидетельствовало о Божестве Господа. Тут Апостолы могли видеть и Его всеведение, и Его всемогущество. Св. Златоуст так рассуждает относительно сего обстоятельства: «Что заставило сих бедных людей, быть может, земледельцев, без всякого противоречия, отдать свою собственность? И что я говорю: без противоречия. Нет, даже и не спрашивая, или и спросив, но услышав, что Господь требует, замолчать и уступить? То и другое равно удивительно, тем более, что они не видели Его Самого, а только учеников Его. Сим Иисус Христос дает разуметь, что Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего. С другой стороны Он поучает этим учеников и всякого без противоречия жертвовать всем, чего бы Он ни потребовал, даже душою своею.» Лк.19:35 . И приведóста é ко Иисýсови: и возвéргше ризы своя на жребя, всадиша Иисýса. Лк.19:36 . Идýщу же емý, постилáху ризы своя по пути. (И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.) Возвергше ризы своя на жребя (накинув одежды свои на осленка). Это сделали Апостолы в знак особенного почтения к Иисусу Христу ( 4Цар.9:13 ). Такое же значение имело и то, что народ, видя шествие Христово, постилал ризы (постилали одежды) своя по пути. По Евангелиям Матфея и Марка, еще другие резали ветви с дерев пальмы, оливковых и других, которыми была обсажена дорога, и постилали по пути. Бросать цветы и древесные ветви по пути было обычаем при въезде в город царей и победителей. Так встречены были в Иерусалиме, как повествует еврейский историк Флавий, Александр Македонский и Ирод Антипа. Зачало 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Хотелось бы узнать, что в христианстве символизируют крест и обряд крещения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5 –6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 . Мы благословим Бога или Он нас? иеромонах Арсений (Писарев) Благословенный – похваленный, прославленный, сопровождаемый благословениями. Благословенный – одно из имен Бога: «Архиерей вопроси Его и глагола Ему: Ты ли еси Христос, Сын Благословеннаго?» ( Мк. 14:22 . Благословиму быти – прославляться (Полный церковно-славянский словарь. сост. свящ. Григорий Дьяченко ). Когда на богослужении поют «благослов и м Господа», то тем самым призывают к прославлению (просл а вим) и возблагодарению (возблагодар и м) Бога за все Его бесчисленные благодеяния роду человеческому. Для чего нужен крестный ход? иеромонах Иов (Гумеров) Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Шествие продолжалось. Когда Иисус Христос, сопровождаемый необозримыми толпами народа с зеленеющими в руках ветвями, вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, по выражению евангелиста. Всякий стремился узнать, Кто это вступает в Иерусалим с такою торжественностью. Приехавшие на праздник из дальних стран с изумлением спрашивали: «Кто это?» Им отвечали: «это Иисус, Пророк из Назарета галилейского», а некоторые из бывших с Иисусом Христом в Вифании и видевших чудо воскрешения Лазаря прибавляли к этому, что это тот Иисус, который «воскресил из мертвых уже четыре дня лежавшего во гробе Лазаря». Шествие направлено было прямо к храму. Вступлением во храм Христос открыл Свое общественное служение: сюда пришел Он и теперь, как Царь, пришел как бы требовать отчета у прежних управителей дома Отца Своего, посмотреть, что они сделали вследствие первого Его требования, как исполнили они свое служение... Вступив во храм, Господь снова, как три года назад в первую Свою Пасху, увидал в притворе его столы меновщиков и продавцов голубей и с негодованием прогнал их, а столы и скамьи их опрокинул и не потерпел даже, чтобы народ, проходя с различными сосудами чрез святилище, нарушал тишину его, делая из него проходной двор ( Мк.11:16 ). «Не сказано ли в писании ( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ), – воскликнул Иисус, – что дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников?!» Услыхав это, книжники и первосвященники в безумной ярости и злобе искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. В храме приступили к Господу больные, слепые и хромые, и Он, как Царь кроткий и спасаяй, не оставил ни одного недужного без утешения и отрады: кто только находился в храме и требовал Его помощи, всем подал божественною Своею силою исцеление. Торжественные восклицания не умолкали. Народ, видя обилие чудес, и в самом храме начал восклицания: осанна! У больших переняли дети, и даже младенцы приветствовали Спасителя своего: осанна, Сыну Давидову! Всем было радостно; одним врагам Господа больно было слушать эти простодушные изъявления радости. Начальники храма, фарисеи и книжники, надменные своею ученостью, раздраженные всем происшедшим, обратились к Иисусу Христу с насмешливым упреком: «слышишь ли, что они говорят?» и предлагали унять, по крайней мере, детей, которые сами не знали, что кричат и лепечут. Но Спаситель возразил им: «разве вы никогда не читали в писании: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Пс.8:3 )? Эти простодушные, радостные приветствия малых детей были не бессмысленными криками, а отголоском чистого сердца, к которому надлежало бы прислушаться и надменным фарисеям, ослепленным своею ненавистью и злобою. Слава Божия так живо ощутительна и для младенцев, что и дитя поет песнь Богу безыскусственную, но тем более искреннюю, сердечную, и этими своими чувствами посрамляет противников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10 . Душа говорит: Потому отроковицы возлюбили тебя. Влеки нас, на благоухание благовоний Твоих мы побежим ( Песн.1:2–3 ). И прекрасно благоразумие, но сладко и милосердие, ведь то имеют немногие, а это простирается на всех. Благодаря такому Твоему великодушию, говорит она, души, обновленные Духом, любят Тебя. Поэтому к душе говорится: Обновится, как у орла, юность твоя ( Пс.102:5 ), потому что к душе обращался говорящий: Благослови, душа моя, Господа ( Пс.102:1 ). И поэтому она спешит к Слову и просит, чтобы ее влекли, не оставили случайно позади, ибо стремится вперед Божье Слово и нет Ему препон. Наконец, Он радуется как великан, перед тем как пробежать поприще ( Пс.18:6 ), потому что от края небес исход Его, и шествие Его до края их ( Пс.18:7 ). И, видя себя неготовой к столь великой скорости, она говорит: Влеки нас! Прекрасна душа, которая просит не только о себе одной, но и о всех! Она говорит: Влеки нас! Мы желаем следовать, это желание вдохновляется сладостью Твоих благоуханий: но так как мы не можем сравняться с Твоим движением, влеки нас, чтобы с Твоей помощью мы могли последовать за Тобой. Если Ты повлечешь, мы побежим, и мы уловим скорость духовных дуновений. И тяжкое бремя снимается с тех, кому опорой рука Твоя, и возливается масло Твое, с помощью которого исцелился путник, израненный разбойниками 56 . А чтобы душа не показалась тебе дерзкой, когда она говорит: Влеки нас, услышь говорящего: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Ты видишь, что Он Сам по доброй воле влечет нас, чтобы мы не оставались позади. Но та душа, которая хочет, чтобы Господь повлек ее, бежит, чтобы достичь, и бежит, забыв о прежней жизни и стремясь к тому, что важнее, – так она сможет достичь и получить Христа. Поэтому и апостол говорит: Так бегите, чтобы вы все получили ( 1Кор.9:24 ). Хочет достичь награды и эта душа, которая желает получить. Благоразумно, следовательно, она просит, чтобы Господь повлек, ведь не все могут следовать сами. Так и Петру, спросившему: Куда Ты идешь? – отвечает Слово Божие: Ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною ( Ин.13:36 ). Он вверил ему ключи Царства Небесного 57 , а следовать за Собой счел недостойным. Однако эту душу Господь не изгнал, потому что она просила, а не ожидала как должного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

12–15). Это пророчество обозначает, что истинные израильтяне, то есть те, которые желали принять Мессию и стать Его учениками и последователями, не должны были бояться, хотя по грехам своим достойны были всякого наказания и Царю Израилеву следовало бы, наверное, жестоко наказать их за их отступление от Бога, нерадение и греховную жизнь. Но вход Господа в Иерусалим на молодом осле, или осленке, знаменовал Его кротость. Он въезжал не на боевой колеснице и не на боевом коне, но на животном совершенно мирном, не использовавшемся на войне. «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (ст. 16). Ученики исполнили пророчество по приказанию Спасителя, не понимая, однако, что делают; сделали это из послушания. Это пример всем христианам, пример того, что, оказывая послушание Церкви, может быть, даже и не понимая какого-либо момента святоотеческого учения, мы тем самым исполняем волю Божию. И когда вслед за тем нас посещает благодать Божия, то мы осознаем, в чем заключался смысл того или иного действия, мотивированного просто уважением к авторитету святых отцов и Преданию Православной Церкви. «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых» (ст. 17). Люди приветствовали Господа Иисуса Христа, может быть, также не понимая того, что они делают, движимые, скорее, сердечным чувством, а не сознательной верой. Весь Иерусалим «пришел в движение»: одни приветствовали Спасителя, другие просто с любопытством смотрели, поддавшись общему праздничному, восторженному настроению. Причиной этого «движения» было величайшее чудо, совершенное Господом, — воскресение из мертвых Лазаря Четверодневного. Люди не могли не признать величия Иисуса и как бы поневоле прославляли Его: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых». Когда Господь входил в Иерусалим, то непосредственные свидетели воскрешения Лазаря объясняли причину своего ликования всем, кто пришел, чтобы увидеть это необыкновенное торжественное шествие, всем любопытствующим, стекавшимся с разных сторон Иерусалима (в Иерусалиме в то время было много богомольцев, пришедших на Пасху из разных стран).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

13:9), он и теперь повторяет: « братия, я не почитаю себя достигшим » (Фил. 3:13). Что яснее этих слов? Громче трубы он провозгласил, научая всю вселенную довольствоваться данной мерой знания, и любить ее, и не думать — когда–нибудь постигнуть все. Что, скажи мне, говоришь ты? Ты имеешь Христа, вещающего в тебе, и говоришь: « я не почитаю себя достигшим »? Потому, отвечает он, я и сказал это, что я имею Христа, вещающего во мне; Он сам научил меня этому. Так и эти люди, если бы не были совершенно лишены помощи Духа и не отклонили от души своей всякое Его действие, то, слыша слова Павла: « не почитаю себя достигшим », не думали бы, что они сами постигли все. 6. Откуда, скажут, видно, что Павел говорит это о вере и знании и догматах, а не о жизни и поведении, и что его слова не значат: я считаю себя несовершенным в жизни и поведении? Это особенно он объяснил словами: « подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды 2 Тим. 4:7–8). Надеющийся получить венец и окончивший шествие не сказал бы: « я не почитаю себя достигшим ». Притом никому из людей не безызвестно, что должно и чего не должно делать, но это известно и ведомо всем, и варварам, и персам, и всему роду человеческому. Впрочем, дабы яснее представить то, что я говорю, прочту этот отдел послания по порядку. Сказав: « берегитесь псов, берегитесь злых делателей » (Фил. 3:2), и, предложив многое о тех, которые не благовременно вводили иудейское учение, Павел продолжает: « но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою: Да и все почитаю тщетою, и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере » (Фил. 3:7–9). Потом объясняет, какой верой: « чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его » (Фил. 3:10). Что значит: « силу воскресения Его »? Показан некоторый новый образ воскресения, говорит он; ибо многие мертвые воскресали и прежде Христа, но так, как Он, не воскрес ни один.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

15:15).»    Итак, по человекоугодию, из желания сделать приятное еврейским книжникам и толпе Пилат осуждает на смерть заведомо Известного ему Невинного Страдальца — Спасителя мира. Этот пилатов грех человекоугодничества очень распространен среди нас. Как часто люди смеются над истиной, над святыней великою, лишь бы доставить удовольствие иному неверу...    И очень часто мы стараемся выслужиться перед сильными мира сего так себе, безо всякой даже пользы. Есть какая-то рабская черта угодливости у нас пред человеком выше и сильнее нас. Он даже презрительно смотрит на нас, а мы спешим высмеять что-либо высокое, поглумиться и льстиво заглядываем в глаза сильному человеку — понравилось ли ему это...    Иной из чувства подхалимства бывает иногда виновником мук или даже смерти другого человека... Нужно бороться с этой гадкой чертой в нашем характере. Стараться быть угодными Богу, Ему всю свою душу отдать; а людям тоже служить, и даже до самопожертвования, но служить свято, искренне, во благо, а не подслуживаться одним, губя других!.. «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16:20).»    Дело распространения Христианской Церкви на земле есть явное чудо Божие. Робкие, бескорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась перед Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? Истиной Христовой и красотой благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними. И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божьих. Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в святом православии, и даже чудеса, если сие угодно будет Господу. «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:33).»    Сколько горя и несправедливости, а то и злой смерти терпят бедные люди на земле от людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

15:15).» Итак, по человекоугодию, из желания сделать приятное еврейским книжникам и толпе Пилат осуждает на смерть заведомо Известного ему Невинного Страдальца — Спасителя мира. Этот пилатов грех человекоугодничества очень распространен среди нас. Как часто люди смеются над истиной, над святыней великою, лишь бы доставить удовольствие иному неверу... И очень часто мы стараемся выслужиться перед сильными мира сего так себе, безо всякой даже пользы. Есть какая-то рабская черта угодливости у нас пред человеком выше и сильнее нас. Он даже презрительно смотрит на нас, а мы спешим высмеять что-либо высокое, поглумиться и льстиво заглядываем в глаза сильному человеку — понравилось ли ему это... Иной из чувства подхалимства бывает иногда виновником мук или даже смерти другого человека... Нужно бороться с этой гадкой чертой в нашем характере. Стараться быть угодными Богу, Ему всю свою душу отдать; а людям тоже служить, и даже до самопожертвования, но служить свято, искренне, во благо, а не подслуживаться одним, губя других!.. «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16:20).» Дело распространения Христианской Церкви на земле есть явное чудо Божие. Робкие, бескорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась перед Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? Истиной Христовой и красотой благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними. И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божьих. Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в святом православии, и даже чудеса, если сие угодно будет Господу. «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:33).» Сколько горя и несправедливости, а то и злой смерти терпят бедные люди на земле от людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

15 февраля 1868 года жители Благовещенска со слезами провожали любимого архипастыря, с которым расставались теперь навсегда. В последний раз предпринимал преосвященный Иннокентий далекое путешествие и проезжал через города и селения дорогой его сердцу страны, в которой он родился, воспитывался, учился и которой посвятил свои лучшие годы и силы. В последний раз посетил он обитель того Святителя, предстательство молитв которого постоянно помогало ему во всех путях его жизни, и имя которого он носил; в последний раз заехал в родное село Ангинское и поклонился праху близких своему сердцу... В каждом городе, лежащем на пути, его ожидала торжественная встреча, теплое прочувствованное слово. Таким образом, напутствуемый благословениями и добрыми пожеланиями, преосвященный Иннокентий благополучно совершил далекое и трудное путешествие, и 25 мая 1868 года прибыл в Москву. В прекрасный майский день, при колокольном звоне и большом стечении столичного духовенства и народа, Москва радостно встречала своего маститого митрополита, который пленил всех своею приветливостью; он казался как бы патриархом среди своей многочисленной семьи московских священнослужителей, начиная с высших и кончая низшими. 26 мая высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, совершал свое вступление в большой Успенский собор. Торжественное шествие началось из Казанского собора, при вступлении в который, владыка был приветствован речами. По выслушании этих речей, он облачился и, предшествуемый крестным ходом, направился по Красной площади, чрез Спасские ворота в Успенский собор, куда вступил западными вратами. Приложившись к Св. мощам и иконам, он взошел на амвон и, восприяв посох, произнес: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Так обыкновенно апостолы, по заповеди Господней, приветствовали церкви, а по примеру их – пастыри церквей приветствовали свои паствы, вступая с ними в духовное общение. По тому же закону и я, недостойнейший преемник их, дерзаю тем же словом приветствовать вас, братие, а отныне возлюбленные о Господе братие, и чада, вступая в общение с вами. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010