17:21—23).    Именно так свидетельствует и сам Господь: «Блаженны очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат. Истинно говорю вам: многие пророки и праведники вожделели видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:16—17). Апостол Петр писал: «пророкам было открыто, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12). Павел же утверждает, что Апостолам дано Духом Святым познание тайны Христовой, которая «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих»; что ему была дана благодать возвещать народам «неисследимое богатство Христово», всех просвещать благовествованием Тайны, от вечности сокровенной в Боге. Как и Ап. Петр, он указывает на столь великую глубину этой тайны, что даже начальствам и властям небесных бесплотных умов должна была быть возвещена чрез Церковь «многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него» (Еф.3; Евр.11:39—40, 12:22—24).    Естественно нам влечение к Высшему благу, но шествие к нему начинается нашим нисхождением в преисподнюю. Покаявшийся Апостол Павел говорит о Христе: «восшел» — что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, «дабы наполнить все» (Еф.4:9—10). И именно сие является нашим путем после падения.    В нашем сознании мы нисходим во ад, потому что с того момента, как нам открывается образ предвечного Человека, мы острее переживаем глубину нашего омрачения. Великая скорбь поражает все наше существо. Вневременные страдания духа превосходят всякую физическую болезнь. В молитве последнего напряжения ищется помощь Свыше. Рабы страстей, оторванные от Бога, взываем из глубины: «Прииди и исцели меня от одержащей меня смерти... Прииди и изгони из меня всякую злобу... Прииди и Сам ты совершай во мне благоугодное Тебе: ибо я бессилен сделать что бы то ни было доброе: я пленник ненавистной мне тьмы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1881 г. Поучение в храмовой праздник святых мучениц Софии и трех ее дщерей (17 сентября) в церкви уфимской мужской гимназии Дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают ( Мф. 25:8 ). Притча Христа Спасителя о десяти девах – это дневное евангелие вашего храмового праздника. Вот южная темная ночь. По древнему обычаю востока, знатный жених с брачной пышностью из дома отца своего провожает свою невесту в дом отца ее. Обычай требовал, чтобы во время брачного празднества жених, вечером или ночью, провожал так свою невесту семь раз, когда женился на девице и три раза, когда выходила замуж вдова. Из дома отца жениха провожали его родители, родственники и друзья его, а в доме отца невесты встречали брачное шествие родные и друзья невесты, по преимуществу, подруги ее девства. Встречали со светильниками, в знак торжества и веселия, да и для освещения торжественного шествия. Так встречали и евангельского жениха. Вперед других навстречу ему вышли десять дев, из которых пять было мудрых, опытных, предусмотрительных, готовых, а пять неразумных, малосведущих, непредусмотрительных и неготовых. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли и масла в особых сосудах. Взяли т. е. и про запас, так как масло на свежем воздухе быстро выгорает. А ждать жениха иногда приходилось не коротко. И как жених на этот раз замедлил; то все задремали и уснули. Но вдруг в полночь раздается вопль: се, жених грядет! Выходите на встречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои, очевидно, зажженные прежде и нагорелые. Но тут то и обнаружилась непредусмотрительность неразумных дев: скудный запас масла в их светильниках выгорел совсем. А где взять еще? Вот неразумные и говорят мудрым: дадите нам от елеа вашего, яко светильницы наши угасают. Известно, как поступили мудрые. Отказали. Мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених и готовые вошли с ним на брак, и двери затворились. После пришли и прочие девы и говорят: Господи, Господи! отверзи нам. Он же сказал в ответ: Аминь глаголю вам, не вем вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

18).    Река, вышедшая из своих берегов, запол_________________а когда тихо катит свои воды в своих определенных берегах, она приносит людям много пользы... Если бы люди следили за собою, направляя свою жизнь по нормам Христовым, — воистину радость была бы на земле!    64    «Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут». О какой смерти говорит здесь пророк? — О духовной смерти. Кто из людей не знает заповедей Божиих и не желает знать их и не живет по ним, тот закрывает для души своей живительную пищу: душа остается без необходимой для нее духовной пищи – слова Божия; оставляющий Божию истину – омрачает свою душу, черствеет, грубеет духовно, засыхает. Духовные инстинкты тогда и чужды. На все времена и для времен дан в руководство закон Божий. И сами люди виновны в том, что уходят от закона Господа и тем самым являются мертвецами духовными...    65    «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Колос. 3:23). Мы живем в мире не отдельно, а обществом: так или иначе соприкасаемся с жизнью других людей. Конечно, нам приятно сделать добро людям добрым, хорошим... А от людей злых, сварливых, капризных – мы стараемся как-либо уйти, и если делаем им услугу, то с раздражением и даже злобою. Так поступают язычники, которые любят любящих их» (Мф. 6:46). Христианин должен делать добро всякому, кто бы он ни был и каков бы он ни был, потому что все люди – дети Отца Небесного и каждое создание Божие достойно нашего сострадания и любви. И служим мы всякому ради Бога и как для Самого Господа, т.е. – усердно, искренно, с любовью...    66    «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь». (Мк. 16:20). Дело распространения христианской Церкви на земле есть явное чудо Божие... Робкие, безкорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась пред Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? – Истиною Христовою и красотою благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними... И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божиих... Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в св. православии и даже чудеса, если сие угодно будет Господу...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

19Тем временем Ангел Божий, шедший впереди всего строя израильтян, прошел назад и замкнул их шествие. И столп облачный, что был впереди, передвинулся и встал позади, 20отделив египтян от израильтян . Всю ту ночь облако держало во мраке одних и светило другим – и они не сошлись друг с другом в ту ночь. 21А Моисей, как и сказано было ему, простер руку свою к морю, и Господь сделал так, что сильный восточный ветер гнал воды моря всю ночь и превратил море в сушу. Воды расступились – 22сыны Израилевы прошли по суше среди моря, справа и слева от них стояли стены из воды. 23 Египтяне устремились за ними, и вся конница фараона, колесницы и всадники его бросились по дну моря догонять их – 24происходило то уже на рассвете. Тогда стоило Господу только взглянуть из столпа огненного и облачного на египтян – всё войско их пришло в смятение: 25застопорилось движение колес а у колесниц – трудно было стронуть их с места. «Прочь бежим от израильтян! – кричали египтяне. – За них Сам Господь, это Он сражается с нами б!» 26И сказал Господь Моисею: «Простри руку свою к морю, чтобы хлынули воды на египтян, на их колесницы и всадников». 27Моисей простер руку свою к морю, и к утру вода, хлынув с силою на египтян, бежавших ей навстречу, возвратилась на прежнее место. Так потопил Господь египтян в море. 28Вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников, всё войско фараоново, что вступило в пределы морские. Ни одному египтянину не удалось спастись. 29А сыны Израилевы прошли по сухому дну посреди моря, стены воды стояли и справа, и слева от них. 30В тот день освободил Господь Израиль из–под власти Египта. Когда увидели израильтяне трупы египтян на берегу моря 31и увидели, какую великую силу явил Господь в победе над египтянами, охватил их благоговейный трепет перед Господом, и поверили они Ему и Моисею, слуге Его. Благодарственная песнь Моисея и народа 15 И вот как воспели тогда Господа Моисей и все сыны Израилевы: «Песнь моя Господу: как Он возвысил Себя! Коня и всадника Он в море низверг! Он – сила моя и хвалебная песнь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1Мак.6:36 . Они были на ряду [Πρ καιρο. Здесь разумеется не καιρς=время, а καρος, ряд, нить ткани] c этим зверем, и куда он шел, шли и они вместе и не отставали от него. 1Мак.6:37 . А на них (слонах) были башни деревянныя, крепкия, крытыя, на каждом звере укрепленныя подпругами, и в каждой тридцать два мужа ратные, сражающиеся с них, и индиец его (слона). 1Мак.6:38 . Остальную же конницу разставили там и там по обе стороны ополчения, чтобы сбивать неприятеля и заслонять промежутки между полками. 1Мак.6:39 . Когда же солнце заблистало на золотых и медных щитах; то отблески от них светились, как огненные светочи. 1Мак.6:40 . И растянута была одна часть царскаго ополчения по высоким горам, а другая по низким местам. Шли же безопасно и стройно. 1Мак.6:41 . И трепетали все, кто слышал голос сонма их, и шествие такого множества воинов, и стук оружий. Ибо ополчение было весьма великое и могучее. 1Мак.6:42 . И вступил Иуда и полчище его в сражение, и пали из ополчения царя шестьсот мужей. 1Мак.6:43 . И увидел Елеазар, сын Саварана, что один из зверей покрыт бронями царскими, и превосходил всех зверей; и казалось, что на нем находится сам царь. 1Мак.6:44 . И пожертвовал собою, дабы спасти народ свой и приобресть себе имя вечное. 1Мак.6:45 . И побежал к нему смело в средину полка, и побивал направо и налево, так что разступались от него туда и сюда. 1Мак.6:46 . И подскочил под онаго слона, и поддал ему и убил его: и пал слон на землю поверх его, и он умер тут. 1Мак.6:47 . Но увидели Иудеи силу царства и стремительность войск, и отступили от них. 1Мак.6:48 . А из ополчения царя пошли по пятам их к Иерусалиму: и двинулся царь в Иудею и на гору Сион. 1Мак.6:49 . И заключил мир с Вефсуратами; и они вышли из города своего, потому что не было у них там продовольствия, чтобы затвориться в нем, ибо суббота была для земли. 1Мак.6:50 . и занял царь Вефсуру, и поставил там стражу для охранения ея. 1Мак.6:51 . И стоял с ополчением у святилища много дней, и установил тут стрелковыя места и машины, и огнеметания, и каменометания, и скорпионы для метания стрел и пращей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2. Итак, ты, торжественнейший из проповедников и величайший из пророков, Исаия, поведай Церкви тайну этого славного торжества, и предложи доблестным собратиям обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнив с твоим зерцалом открытую нам истину, мог, как неложный прорицатель, рукоплескать исполнению пророчеств. Было, говорит он, в год, в который умер царь Озия, видел я Господа, седящего на престоле высоком и превознесенном, и исполнился дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Его: шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого. И взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа, также с нечистыми устами, и царя Господа Саваофа видел я глазами моими. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих, и отъимет беззаконие твое, и грехи твои очистит. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Я пошлю? и кто пойдет к народу сему? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал он: иди и скажи народу сему: слухом услышите, и не уразумеете, и (очами) смотреть будете, и не увидите (Исай. 6, 1 – 9). Таковы предвещания пророка, по внушению Духа. Те же, возлюбленный, вникни в силу сказанного, чтобы понять исполнение тайн и узнать, каково и для чего здешнее собрание наше. При словах пророка, предвещающего чудо, ты поди и перенесись мысленным взором с пламенным чувством, с радостию и усердием, к славному Вифлеему, и напечатлей в себе ясный образ, сравнив пророчество с исполнением событий; ибо кто пристально посмотрит на тамошние события, для того не нужны будут длинные речи, чтобы достигнуть познания. Все ясно для разумных и справедливо для приобретших знание ( Притч. 8, 9 ). Ибо вот здесь открыто предстоит Дева-Матерь, как престол для Царя Господа Саваофа, высокий и превознесенный славою Создавшего его. На нем представь Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти. На этом, говорю, девственном престоле преклонись пред Тем, который предпринял для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокруг очами веры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимов. Ибо и они обыкновенно сопровождают шествие Царя. Посему там и говорится, что они восхваляли не только хвалами триипостасное существо единого Божества, но и почитаемую всеми славу, явившуюся ныне на земле Богоявлением одного из лиц Святой Троицы, словами: вся земля полна славы Его. Ибо мы веруем, что вочеловечившемуся для нас по благоволению (Ефес. 1, 5) Сыну присущ по божеству и нераздельный от него Отец с единосущным своим Духом. Потому что Бог, говорит священно-проповедник Павел, был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям преступлений их ( 2Кор. 5, 19 ), указывая на Отца в Сыне по причине одного их благоволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

2Мак.12:2 . Но из местных воевод Тимофей и Аполлоний, сын Геннея, и еще Иероним и Дамофон, и кроме их Никанор, начальник Кипра, препятствовали их благосостоянию и спокойным занятиям. 2Мак.12:3 . Иоппийцы же совершили вот какое нечестие: пригласили живущих между ними иудеев войти в приготовленныя ими ладьи с женами и детьми, как будто бы не было никакого умысла против них, 2Мак.12:4 . и по общему приговору города, когда эти согласились, желая иметь мир и не имея никакого подозрения утопили их, отплывших из пристани, не менее двух сот. 2Мак.12:5 . Узнав же Иуда о такой жестокости, оказанной единоплеменникам его, объявил это бывшим с ним мужам, 2Мак.12:6 . и призвав праведнаго судию Бога, пошел против скверных убийц братьев своих, ночью зажег пристань и сожег суда, а сбежавшихся туда заколол. 2Мак.12:7 . А так как самая селитва (Иоппия) была заперта, то он отступил от нея, намереваясь опять придти и искоренить все гражданство иоппиян. 2Мак.12:8 . Узнав же, что и жители Иамнии хотят таким образом поступить с живущими там иудеями, 2Мак.12:9 . он и на иамнитян напал ночью, и зажег пристань с кораблями, так что зарево пламени видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий. 2Мак.12:10 . Когда же отошли они оттуда девять стадий, направляя шествие против Тимофея; тогда напали на них арабы, не менее пяти тысяч при пятистах всадниках. 2Мак.12:11 . Произошла упорная битва; и когда бывшим с Иудою, при помощи от Бога, посчастливилось, тогда ослабленные кочевые арабы просили Иуду подать им правую руку, обещаясь доставлять скот и приносить им другия выгоды. 2Мак.12:12 . Иуда же понимая, что они вправду полезны во многом, обещался иметь мир с ними; и они, ударив по рукам, отправились в кущи свои. 2Мак.12:13 . Еще напал он на один город с укрепленным мостом, окруженный стенами, и населенный смесью разных народов: имя же ему Каспин. 2Мак.12:14 . Жители, надеясь на крепость и на запас продовольствий, нагло обошлись с бывшими у Иуды, злословили их, хуля и говоря неподобное. 2Мак.12:15 . Но бывшие с Иудою, призвав великаго Обладателя мира, который без таранов, машин и снарядов разрушил Иерихон во времена Иисуса, звероподобно бросились на стену;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

33 . С Евр.: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь». 34 . Да усладится Ему беседа моя. С Евр.: «Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе». 35 . Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. С Евр.: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа»! «Не о погибели грешных молится, – говорит бл. Феод., – но испрашивает того, чтобы они переменились, умоляет о том, чтобы полчище их рассеялось, чтобы они были обращены и познали Божественное». По св. Афанасию: «Исчезнут грешники в оное время суда – якоже не быти им, т.е. исчезнут они (не будет их) в сонме благословляющих Бога». 572 Кожу δερριν – кожаный покров, кожаное платье. Так как из кожи делались шатры, кущи, то Отцы в сем слове видят значение шатра, или шатроваго верха, покрова. 573 Превыспренняя τα υπερωα – ος – находящийся в верху, верхняя часть дома – ωα – небо. Певец представляет вселенную, как дом, верх которого покрыт водами и облаками. 574 На восхождение την επιβασιν – σις – наступание, шествие, путь. Vulg: ascensum. Бл. Иероним и др. сиггит – колесницу. 575 Духи πνευματα – μα – значит: дух, дыхание, ветер, как и Еврейское здесь слово: руах. Халдейский перев: qui facit nuncios suos veloces, sicut spiritus, et ministros suos fortes, sicut ignis. У Калмета. 576 На тверди επι τηv ασφαλειαν, – εια – значит то, что сказано выше: твердость, непоколебимость. Vulg: super stabilitatem. Молина разумеет центр тяжести. Мысль та, что земля ни на что внешнее не опирается, основана сама на себе – на собственной крепости. 577 Ея, – в Греческом αυτου – его. Так читает и бл. Феод., но поправляет, что «слово его поставлено вместо: ее». 580 См. письмо к Суннии. Бл. Иероним свидетельствует, что слово: руки – прибавлено к тексту LXX «под звездочкою» из Еврейскаго и Феодотионова издания; от того и теперь в Римск. издании LXX стоит ευρυχωρος и в скобках: χερσιν – пространное руками. Так и в Вульгате, у Акилы: spatiosum manibus. Св. Афанасий и бл. Феодорит не читают этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3694 Быть может, и на сей раз Апостол имел в Фессалонике местом своего пребывания дом Иасона, который пожелал его со- . —443— провождать в Элладу. 3695 Возможно, что из Македонии пошли с Апостолом в Элладу неизвестные ни по месту происхождения, ни по сотрудничеству Апостолу Луций 3696 и Тертий. 3697 По крайней мере, оба они были при Апостоле во время написания им Послания к Римлянам из Эллады. Шел, наконец, с Апостолом и Тимофей, недавно возвратившийся из Коринфа. Дивное зрелище представляло из себя это апостольское шествие. Хотя св. Дееписатель и не говорит прямо: где главнейше жил св. Апостол во время своего пребывания в Греции (пришел в Элладу. (Там) пробыл он три месяца), 3698 однако с полной несомненностью нужно утверждать, что если не все три месяца, то самая большая часть этого времени была проведена Апостолом в Коринфе. Еще в первом Послании он обещал коринфянам: я прийду к вам, когда пройду Македонию; у вас же, может быть, поживу, или и перезимую, ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. 3699 Во втором же Послании коринфянам Апостол так ясно говорит, что он идет из Македонии именно к ним и намерен пробыть у них достаточно времени, 3700 что это его пребывание в Коринфе не подлежит уже никакому сомнению. В другие ближайшие из ранее основанных Апостолом церквей, Апостол, быть может, за их незначительностью или совсем не ходил или, если ходил, то на самое короткое время. Гостеприимного крова Прискиллы и Акилы, где Апостол имел пристанище во время своего второго путешествия, 3701 теперь в Коринфе не было. 3702 Он теперь поселился у Гаия, с которым у него были тесные благодатные узы 3703 ; его дом сделался —444— местом общих собраний всей коринфской церкви. 3704 Как и прежде, Апостол и теперь жил в Коринфе, питаясь трудами рук своих, ничего не беря от братий, хотя его враги и порицали за это. 3705 Здесь Апостол, конечно, встретил тех врагов его дела, о которых он писал еще во втором Послании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 . И дал ми еси защищение спасения – во 2-й кн. Цар. 22, 35 прибавлено: моего 126 . С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего». – Щит спасения – щит спасающий, потому и спасусь, что защищаешь меня. – «Защитил меня спасением Твоим, а это есть домостроительное пришествие» (Св. Афан.). – Наказание Твое исправит мя в конец 127 ). Т.е. Твое вразумление исправит окончательно. С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня». 37 . Уширил еси стопы моя подо мною. «Отъяв соблазны и сети, какие приготовлены врагами, Ты соделал мое шествие свободным» (Св. Афан.). – «В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения» (Бл. Феод.). И не изнемогосте плесне 128 мои. Т.е. я ходил, не уставая, легко и свободно. С Евр.: «Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои». 38 . Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, Дóндеже скончаются. С Евр.: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их». 39 . Оскорблю 129 их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. Оскорблю – угнету, заставлю страдать. С Евр.: «Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои». Т.е. при помощи Божией, я побеждаю и покоряю врагов. 40 . Спял 130 еси вся востающыя на мя под мя. Ослабил, низложил моих врагов, покорил мне. С Евр.: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны, и низложил под ноги мои восставших на меня». 41 . И врагов моих дал ми еси хребет – т.е. обратил их в бегство. С Евр.: «Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня». Под врагами св. Афан. разумеет «демонов, а под ненавидящими – Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других». То же бл. Феод. 42 . Воззваша, и не бе спасаяй. Языческие народы, отправляясь на войну, брали с собою своих идолов и вопрошали их о результатах войны. Известно, что Давид, после победы над Филистимлянами, приказал сожечь идолов, взятых на войне ( 2Цар. 20:21 ; 1Пар. 14:12 ). Давид намекал на это тщетное вопрошение богов, или на моления им. Но и другие внутренние враги – не имели себе помощником Бога (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010