Близкими к моему мнению о Вестеросском риксдаге 1527 г. оказались взгляды П. Стобеуса 299 . В своей монографии ученый подчеркивает, что требование «чистой проповеди Слова Божьего», отраженное в резолюции Вестеросского риксдага, неоднократно звучало в трудах Лютера и его сподвижников, которые усматривали в этой формуле реформационное содержание. Очевидно, заключает Стобеус, подобное содержание вкладывали и шведские реформаторы на Вестеросском риксдаге 1527 г. Интересам Реформации служил и проведенный на риксдаге богословский диспут, тезисы которого носили ярко выраженный реформационный характер. Непримиримая позиция Ханса Браска на риксдаге объясняется прозорливостью епископа: он понял, какая судьба будет уготована церкви, если король и его сторонники-реформаторы возьмут верх 300 . Стобеус заключает: «Неверно, что резолюция Вестеросского риксдага относительно церкви в основном затронула хозяйство и политические полномочия епископов. Исследователи слишком буквально истолковали доводы короля, который прилагал все усилия, чтобы отвести обвинения в том, что он покровительствует новой религии. Таким образом, король добился, что участники риксдага признали проповедников, которые, по мнению Браска, провозглашали еретическое учение Исповедание чистого Слова Божьего заключало в себе формулу, которая, на мой взгляд, была позаимствована у евангелического лагеря, возможно – почерпнута из сочинений Лютера Конечно, это было ясно не всем участникам риксдага, но король и его советники рассчитывали, что указанная формула облегчит переход к изменениям в вероучении» 301 . В рецензии на книгу Стобеуса я не стал поднимать вопрос о совпадении мнений и о собственном вкладе в изучение проблемы, только ограничился тем, что выразил согласие с коллегой и отметил его рассуждения о Вестеросском риксдаге как одно из достоинств монографии 302 . Итак, благодаря новейшим работам (а равно и изысканиям автора настоящего труда) концепция М. Нюмана подверглась корректировке. Было указано, что относительно умеренная резолюция о «Проповеди Слова Божьего» со стороны короля и его окружения носила тактический характер, Добившись от сословий формального согласия на редукцию церковных доходов и имущества, изменив общественное и правовое положение церкви (вдобавок ко всему, в одностороннем порядке, без санкции духовенства), король одновременно провел резолюцию о вере, создавшую условия для распространения лютеранских идей в Швеции и проведения соответствующей реформы. Вестеросский риксдаг 1527 г. фактически знаменовал собой начало Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т. д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой епископом Корнилием, остались безрезультатными, так как судебные власти Эстонии последовательно оставили без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии требует изменения наименования Церкви, что приведет к потере прав собственности на все ее имущество, включая церковные здания. По существующему законодательству Эстонской Республики все имущество должно быть возвращено Эстонской Апостольской Православной Церкви, под именем которой уже зарегистрирован стокгольмский «Синод ЭАПЦ». Таким образом, тысячам русскоязычных православных христиан Эстонии, на протяжении столетий строившим и сохранявшим православные храмы на Эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния. Необходимо отметить, что своими действиями государственные власти Эстонии грубо нарушают собственный закон «О церквах и приходах». Так «Синод ЭАПЦ» не являлся в момент своей регистрации епископальной структурой, что противоречит требованию ст. 2, ч. 1. Также были грубо нарушены предписания ст. 15 этого же закона, согласно которой «правление церкви... находится в Эстонии, вне зависимости от нахождения его духовного центра», а «членом правления церкви... и духовным наставником может быть лицо, имеющее избирательное право на выборах в местное самоуправление». Между тем «Синод ЭАПЦ» был зарегистрирован несмотря на то, что в 1993 г. он находился на территории Швеции, а все его члены были шведскими гражданами и не имели избирательных прав в Эстонской республике. Руководство Русской Православной Церкви предпринимало неоднократные попытки разрешения создавшегося положения. 14–16 августа 1994 г. Эстонию посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Во время пребывания в Эстонии он встретился с министром внутренних дел этой страны господином X.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каково было отношение между первыми русскими князьями и папами, показывает известный смысл ответа Владимира латинским послам: «отцы наши сего не прияша». Если бы дело было иначе, то перемена в исповедании отразилась бы на тогдашней литературе и церковном устройстве. Святой Владимир и другие латинствующие князья не заслужили бы той похвалы, какая воздавалась ему, особенно современным и последующими поколениями. Напротив: есть очень древние полемические сочинения и летописные места, направленные против латинства, как чего-то чуждого, существование чего было делом случайности, исключения и обще-житейской необходимости, но отнюдь не господствовавшим фактом, или явлением, – было тем, чего должны были отвращаться, как скверного, ненормального, окаянного 27 . Ни один князь не порицается в этих сочинениях за сочувствие к латинству, тогда как, например, летописцы не забывают сказать об язычестве князя Владимира 28 ; отсутствием каких бы то ни было упрёков за латинство, или намёков на мнимо-латинский период Русской Церкви отличаются как самые ранние (современный предполагаемому мнением латинскому периоду Руси) полемические сочинения, так и сочинения позднейшие, граничащие с древним периодом истории нашей Церкви. Подражательные и самобытные русские сочинения и послания выставляют на вид непрерывную и твёрдую верность русской Церкви греко-восточному православию, как отличительную черту русской Церкви, как её противоположность чуждому латинству. Если житейские сношения с латинянами подвергались порицанию и запрещению, то можно ли говорить о солидарности догматической и канонической у русских с католиками? Василий Темный, за свой энергический протест против латинства, уподобляется святому равноапостольному Владимиру, что решительно не имело бы смысла при допущении латинства древнейшей Руси. Если великий князь Василий Темный чуждался и отверг латинство, то неблагосклонен к латинству был и его предок Владимир, которому он представляется подражателем. Несмотря на это, защитники первоначального католичества России находят во многом следы латинства Русской Церкви. Так, они ссылаются на брачные союзы русского княжеского рода с иностранными католическими династиями. Но все эти случаи, вместе взятые, доказываюсь то, что русские князья, при заключении брачных союзов, заключали их по политическими видам, а не правилам Церкви, потому что из последующего времени известно много случаев родства с язычниками литовскими и половецкими 29 . Поэтому, многочисленность брачных союзов русских князей с латинянами не есть доказательство сочувствия русской Церкви латинству. Так, князь Ярослав Мудрый был женат на дочери короля шведского (Олава) Индигерде, которая на Руси сделалась из латинянки православною, под именем Ирины, за что и называет её благоверною монах Илларион в своём похвальном слове Владимиру. Но, что всего важнее, необходимо при этом знать, Как смотрело на эти браки духовенство русское и латинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Напрасно псковичи указывают на харатейные грамоты и крепости на земли и крестьян, данные церквам; грамоты эти „кроме их посадских людей даны были», а они „из каменных церквей тайно вынесли их и держат за собою в домех своих, о чем на них надзиратель Петропавловского собора со священниками во псковской канцелярии били челом, и видя они псковичи посадские люди свою неправость, во псковскую канцелярию крепости принесли, а харатейные грамоты за свинцовыми печатями у себя удержали, не знаемо для какого умыслу. Что касается до разорения некоторых церквей, то оно произошло не по вине епархиальной администрации и духовенства, а от других причин; в Домонтовой стене церкви и монастыри засыпаны землей в раскаты во время шведской войны, в других церквах складены всякие артиллерийские припасы, амуниция и бумаги псковской канцелярии, а иные церкви опустели от морового поветрия и пожаров. Напрасно также псковичи хвалятся своею заботою о благосостоянии церквей; они владеют церковными землями, а церквей не строят, и многие их церкви разорены и стоят без пения еще с морового поветрия; одни церкви развалились, у других растащена утварь, у многих сокращены против прежнего причты, а у некоторых и никого из священно- и церковнослужителей не имеется за недостатком руги. Так как псковичи ссылались в своей челобитной на старые грамоты, то и Рафаил постарался выставить в своем доношении равносильные аргументы, сославшись на грамоту 7200 г., данную одной псковской Пороменской церкви, по которой вотчинами этой церкви велено владеть протопопу с братией, и на указы св. Синода 1722 и 1723 гг. о том, чтобы старосты церковные подлежали отчетности в архиерейском доме. Указов этих псковичи не желали исполнять оттого, по его объяснению, что хотели скрыть воровство своих выборных старост, воровство очень немалое; наприм. в Пороменской церкви один староста украл церковных денег 48 р. 1 алт. и 4 ден., другой продавал ночною порою церковный хлеб, третий украл целый мешок церковных денег, в чем все они и были обличены по суду; старосты и надзиратели Архангельского собора, Спасской, Георгиевской и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

10.03.2021 Гаванская встреча подняла тему гонений на христиан на общемировой уровень, – Владимир Легойда Встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване (Куба) в феврале 2016 года сразу же стала исторической, т.к. утвердила тему гонений на христиан в XXI веке в качестве одной из наиболее значимых в мировой повестке, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Многие годы… 20.02.2021 Работника склада в Швеции уволили из-за отказа снять на работе крестик 28-летний Джордж Таннури, работавший на складе к северу от Стокгольма (Швеция), был уволен из-за отказа снять на время работы нательный крестик. Ckлaд Zalando haxoдumcя в Кунгсенгене к северу от шведской столицы и принадлежит международной koмnahuu Ingram Micro. По правилам этой компании работникам разрешено, например, носить хиджаб, а вот христианские символы, почему-то, нет, даже если они скрыты одеждой, сообщает… 19.02.2021 Загадки дела об изъятии церковных ценностей. За веру или за политику расстреляли митрополита Вениамина? «Разве новомученики пострадали за веру? Да их же всех осуждали по политическим статьям!» Этот аргумент все чаще звучит сегодня в спорах о судьбах верующих в СССР. 05.02.2022 Преследования христиан только усугубляются в тех странах, где их меньшинство, – Владимир Легойда В странах, где христиане составляют меньшинство, в частности в ряде африканских государств, их преследование продолжает усугубляться, на это указал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Кровавые картины настоящего геноцида современных христиан в странах Западной Африки, а также в Нигере, Камеруне, Чаде, Нигерии и других странах радикально диссонируют с «озабоченностями»… 30.12.2020 В Русской Церкви призвали к созданию межхристианского альянса для защиты верующих в Африке Для защиты верующих в Африке, которые сегодня подвергаются невероятным гонениям, необходимо создать альянс из христианских Церквей и организаций, с таким призывом выступил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. – Хотел бы от имени Русской Православной Церкви призвать к альянсу все заинтересованные силы, в первую очередь, христианские Церкви и организации, чтобы встать на защиту…

http://foma.ru/tag/goneniya

Государственное законодательство России относительно евангелическо-лютеранской церкви, в постепенном своем развитии, тесно связано с историей протестантизма в России, где отдельные общины стали образовываться уже с 16 века, в виду свободного доступа туда лицам нового вероисповедания, гонимым на родине. Еще Борис Годунов и его ближайшие преемники стали приглашать на службу за жалованье иностранцев различных вероисповеданий, а при Петре I для этой цели посылались заграницу даже особые комиссии, благодаря чему вскоре образовались целые общины. С присоединением Прибалтийского края в состав России вошли сложные учреждения евангелическо-лютеранской церкви в виде 12 консисториальных округов. Первоначально для руководства им Петр оставил положения шведского права, которое уже привилось там, распространяя круг действия своего по мере того, как земли эти присоединились к Швеции. Но эта то постепенность присоединения отразилась и на внутреннем устройстве и характере деятельности отдельных консисторий, которые сохраняли некоторые отличные друг от друга черты, вследствие чего ни в том, ни в другом не было единства, и нередко возникали серьезные споры по духовным делам. Для разрешения всех подобного рода неудобств и недоумений, и развития, и утверждения правового порядка, был учрежден вскоре отдел при Юстиц-Коллегии, затем выделившийся в самостоятельную Коллегию Эстляндских и Лифляндских дел; она должна была ведать духовные дела лютеранской церкви, издавать по этим предметам новые законы и разъяснять существующие. С учреждением министерства предметы ведения этой коллегии были отнесены к компетенции Министерства Юстиции, хотя, по существу своему, более подходят под ведение Министерства Внутр Дел или Народного Просвещения, или же самостоятельного министерства Духовных Дел, каковое действительно было учреждено в 1817 г., но существовало только до 1824 г. В настоящее время для управления духовными делами инославных исповеданий существует особый департамент в составе Мин. Внутр. Дел. – Разность отдельных консисториальных округов замечена была еще Коллегией и тогда-же создана была необходимость собрания всех законов, относ. до лютер. церкви для установления единства в деятельности различных учреждений, сия мысль эта приведена в исполнение лишь в первой половине настоящего столетия, внесением в XI том Свода Законов особого устава св.-лют. церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Н.И. Полетаев Глава V. История Славено-Русской церкви от начала оные до настоящего времени (рукопись) Мысль об этой истории у Евгения; начало и продолжительность работ над нею. Ее различные редакции, источники и пособия. Подробная передача содержания Истории Славено-Русской церкви. Ее научная ценность. Предшествующее и современное м. Евгению состояние русской церковно-исторической науки. Условия, при которых работал Евгений над своею «Историею». Под выписанным заглавием, в библиотеках Киево-Софийского собора (за 158) и С.-Петербургской духовной академии (за 254) хранится рукописный, только почти начатый, труд преосв. Евгения, доведенный им до конца XI стол. Не иначе, как об этом труде сам автор упоминает в своей автобиографии, помечая в числе неизданных своих сочинений «Историю российские церкви» и добавляя, что «она не окончена» (Сл. светс. пис., его. 15). Когда начал и когда перестал Евгений работать над «Историею», с точностию определить трудно. Категорическое заявление г. Сперанского, имевшего под руками одно лишь «Введение» в историю, что составление последней относится к 1803 г. 602 , не заслуживает и опровержения, так как в самом же «Введении» есть ссылки на русский перевод шведской истории Далина (примеч. 11 и 16), сделанный в 1805–1807 г.г., и на 3 и 5 ч.ч. Шлецерова «Нестора» (примеч. 35, 40 и 42), вышедшие в свет в 1805 и 1809 г.г. Стало быть, ранее 1809 г. наш историк и не мог приняться за свою любимую работу. Но и этот год мы не вправе принять, как ее начальный год, так как в самой «Истории», Сперанскому неизвестной, именно, в примеч. 58 и 59 (§ 32 – по первой редакции) преосв. автор цитует III и IV ч.ч. «Истории российской иерархии», появившиеся в 1811 и 1812 г.г., и «Вестник Европы» за 1810–1812 г.г. (§ 56 – по остальным редакциям). В частности, он цитует 14 этого журнала за 1812 г. Так. обр., чтобы начать писать свое сочинение, Евгений должен был иметь уже под руками все перечисленные пособия и засесть за него не ранее конца 1812 или начала 1813 г., в Вологде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В отличие от ётских законов, ограничивающих завещание в пользу церкви, менее консервативный Упландслаг уже разрешал завещать имущество в любом объеме – с согласия совершеннолетних наследников. Если наследники противились, из наследственной родовой земли можно было жертвовать десятую часть, а благоприобретенную недвижимость завещать в любом объеме. Если же, вопреки этому установлению, было пожертвовано больше, то наследники могли взыскать соответствующую часть недвижимости в законном порядке. Разбирательства по матримониальным вопросам и искам о прелюбодеянии должен был вершить епископ, «и никто иной». Преступления клирика против мирянина подлежали церковному суду. Напротив, по преступлениям мирян против клириков следовало предъявлять иск на тинге, выносившем решение в соответствии со светскими законами. Земельные споры между мирянами и церковью, и вообще все дела подобного рода, независимо от того, являлись ли их участниками клирики или миряне, подлежали светскому суду по светским законам. Итак, законы о церкви по тематике сходны с Вестеросскими ордонансами. Проявлялось оно в том, что областные законы, делая уступки требованиям церкви и каноническому праву, отчасти, тем не менее, защищали интересы и права мирян, ограждали их от чрезмерных поборов и притеснений со стороны церкви 317 . Имелось у Вестеросских ордонансов и тематическое сходство с позднесредневековыми шведскими синодальными статутами – постановлениями, принятыми на съездах (синодах) духовенства диоцезов с конца XIII по начало XVI в. Данные статуты были основаны на каноническом праве (и сами в свою очередь являлись памятниками этого права). Они нередко создавались по зарубежным образцам, но всегда – применительно к условиям и потребностям шведских диоцезов 318 . В синодальных статутах, среди прочего, указывалось, что священники должны отличаться добродетельностью. Им следует исполнять все положенные церковные службы, вести безупречный образ жизни, избегать пьянства 319 . А также подобающе одеваться, иметь достойный вид 320 . Священникам нельзя посещать таверны с целью возлияния; наведаться в нее можно лишь во время путешествия. Противозаконно содержать таверны в церковных владениях и разрешать это другим. Священнослужителям не дозволялось играть в кости 321 . Им запрещалось иметь сожительниц – под угрозой лишения должности и бенефиция, а то и заключения в карцер. Злостных нарушителей предписывалось отлучать от церкви, налагая епитимию 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Государственное законодательство России относительно евангел.-лютеранской церкви, в постепенном своём развитии, тесно связано с историей протестантизма в России, где отдельные общины стали образовываться уже с XVI века, ввиду свободного доступа туда лицам нового вероисповедания, гонимых на родине. Ещё Борис Годунов и его ближайшие преемники стали приглашать на службу за жалование иностранцев различных вероисповеданий, а при Петре I для этой цели посылались за границу даже особые комиссии, благодаря чему вскоре образовались целые общины. С присоединением Прибалтийского края в состав России вошли сложные учреждения ев.-лют. церкви в виде 12 консисториальных округов. Первоначально для руководства ими пётр оставил положение шведского права, которое уже привилось там, распространяя круг действия своего по мере того, как земли эти присоединялись к Швеции. Но эта-то постепенность присоединения отразилась и на внутреннем устройстве и характере деятельности отдельных консисторий, которые сохраняли некоторые отличные друг от друга черты, вследствие чего ни в том, ни в другом не было единства, и нередко возникали серьезные споры по духовным делам. Для разрешения всех подобного рода неудобств и недоумений и развития и утверждения единого порядка был учреждён вскоре отдел при Юстиц-Коллегии, затем выделившийся в самостоятельную Коллегию Эстляндских и Лифляндских дел; она должна была ведать духовные дела лют.церкви, издавать по этим предмета новые законы и разъяснять существующие. С учреждением министерств предметы ведения этой коллегии были отнесены к компетенции Министерства Юстиции, хотя, по существу своему, более подходят под ведение Министерства Внутр. Дел или Народного Просвещения или же самостоятельного Министерства Духовных дел, какое действительно было учреждено в 1817 г., но существовало только до 1824 г. В настоящее время для управления духовными делами инославных исповеданий существует особый департамент с составе Мин. Внутр. Дел. Розность отдельных консисториальных округов замечена была ещё Коллегией, и тогда же сознана была необходимость собрания всех законов, относящихся до лютер. церкви, для установления единства в деятельности различных учреждений её; мысль эта приведена в исполнение лишь в первой половине XIX столетия внесением в XI том Свода Зак. особого устава ев.-лют. церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Когда же это им не удалось, они образовали отдельные общины со строгой церковной дисциплиной и системой благочестивых упражнений и стали относиться к господствующей Церкви неприязненно, как к церкви мирской, допускающей у себя не только членов, но и священнослужителей, преданных мирским интересам и даже порочных, и тому подобное. В этом случае методисты напоминают древних раскольников – новациан и донатистов. Сами же методисты в своих заботах о благочестии придавали всей своей жизни, общественной и домашней, религиозный отпечаток. Неопустительное посещение богослужения и слушание проповеди, чтение Библии и душеспасительные разговоры и беседы, благочестивые размышления, в особенности о смерти и вечных мучениях, и прочее – все это обязательно предписывалось их правилами благочестия. Но стремление методистов к благочестивой жизни только в отдельных случаях проявлялось искренней набожностью, у большинства же оно превращалось в фарисейство и ханжество. Секта сведенборгиан получила свое начало от одного шведского ученого Эммануила Сведенборга (1688–1772 гг.). Это был человек, обладавший глубоким умом и обширными познаниями в математике, физике, астрономии, минералогии и прочем, но в то же время с детства подверженный падучей болезни и галлюцинациям. Долгое время Сведенборг жил двойственной духовной жизнью: с одной стороны, он предавался чисто рассудочной деятельности при своих научных занятиях, с другой – во время болезненных припадков погружался в мир фантазии. Но между деятельностью рассудка и воображения у него было некоторого рода соотношение – все то, что превышало человеческое разумение в области веры, мысли или опыта, он стремился объяснить и постигнуть при посредстве своих фантастических образов и умозрений. Наконец, болезненная деятельность воображения развилась в нем до того, что совсем потемнила его рассудок, и он во время своего пребывания в Лондоне в 1744 году сошел с ума. Лечение хотя ослабило болезнь Сведенборга, но совершенно ее не уничтожило – тихое одностороннее умопомешательство осталось у него навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010