На нем лежит обязанность иметь попечение о церкви и ему принадлежат права законодательные (jus reformandi). Другое основание состоит в следующем: князья монархи поставлены самим Богом устанавливать порядок, следовательно, на них лежит обязанность устанавливать правительственную власть церкви. Решив вопрос о принадлежности власти монарху, пришлось определить объем представленной монарху власти в церкви. Так как каждый монарх образовал независимую церковную общину, то на него были перенесены все права, принадлежавшие в Римско-Католической церкви папе и епископам, т. е. он получил всю полноту церковной власти. Таким образом всякий монарх был объявлен главой церкви в своей стране summus episcopus, (caput ecclesiae). Этот титул удержан некоторыми европейскими государями до сих пор (так, например, Английская королева, король Прусский, Шведский). Но монарх, конечно, не мог непосредственно осуществлять все свои права, поэтому они стали назначать вместо себя уполномоченных. Так как ближе к церкви стояли пасторы, то короли их среды и выбирали своих уполномоченных; например, пасторам часто поручалась визитация церквей или другие поручения. По исполнении возложенного на уполномоченного поручения он представлял королю доклад. Эти лица получили названия суперинтендентов (перевод греческого слова επιςκοπος). Свои поручения суперинтенденты исполняли или единолично, или при участии других чиновников, в городах с участием магистрата. Совокупность лиц, исполнявших отдельные поручения современем, превратились в постоянное учреждение – консисторию. Консистории постепенно учреждались во всех протестантских землях. Монархи представляли консисториям некоторые из своих прав, так наз. jura vicarial, а часть прав так наз. jura extraordinaria оставляли за собой. Члены консистории назначались или исключительно монархом, или монархом и магистратом вольных городов или дворянским сословием и монархом. Везде консистории действовали только в силу прав и полномочий, представленных им монархами. Такой порядок, когда монарх признавался высшим правителем в церкви вследствие перенесения на него власти папы и епископов, наз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Эти Церкви существуют в Балтийском регионе более чем тысячу лет. Традиционно христианская вера, христианский взгляд на жизнь играли огромную роль в социальном развитии этого региона, особенно в таких сферах как законодательство, образование, культура, нравственность, также как и в индивидуальном поведении людей, привычках и в способе мышления. Учитывая этот факт, " Теобалт " продолжает свою деятельность среди Церквей, продолжающих свое существование в этом регионе. Задачи " ТЕОБАЛТА " " Теобалт " действует для того: 1. чтобы увеличить взаимопонимание и усилить отношения между тремя основными христианскими традициями; 2. чтобы увеличить вклад Церквей в жизнь и культуру народа и в защиту окружающей среды; 3. чтобы распространять значение христианских ценностей, демократии и мира. Примечание: Деятельность " Теобалта " должна проходить в рамках Балтийского региона. История " ТЕОБАЛТА " Первая конференция имела место в 1983 году в городе Висбю, расположенном на острове Готланд. Тема конференции " Служение Церкви завтрашнего дня в сегодняшней Церкви " . В этой конференции участвовал в основном клир шведской лютеранской Церкви острова Готланд, который пригласил гостей из других Церквей Балтийских стран. Следующая конференция имела место в 1988 году. В ней участвовали и миряне. Третья конференция состоялась в 1994 году. В рамках этой конференции обсуждалось " состояние здоровья " Балтийского моря. Тогда же зародилась идея, чтобы " Теобалт " стала больше чем просто конференция. Это понимание природы " Теобалта " стало более ясной на четвертой конференции в 1998 году, когда около 70 участников из 18 религиозных организаций собрались на острове Готланд. Темой конференции была " Национальные Церкви в Балтийском регионе. Их корни, культура и миссия сегодня и в будущем " . Эта конференция стала основой для богословского взаимопонимания и содружества между участниками. В июне 2001 года в традиционном месте для участников " Теобалта " на острове Готланд прошла V конференция. Тема конференции на этот раз была " Церкви Балтийского региона. Их вклад в развитие региона в контексте перемен " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Отец Виталий на фоне подсобного помещения протестантской церкви, часть которого занимает Сергиевский приход. Фото автора      Надо признать, что Швеция ни чинит никаких особых препятствий для жизни нашего прихода, даже наоборот – выплачивает незначительное пособие и отчасти материально поощряет культурно-просветительские мероприятия. Однако в деле с будущим храмом ставит перед нами исключительно коммерческий вопрос, и цена этого вопроса для Русской Церкви всегда почему-то запредельно высока. Поэтому я пользуюсь возможностью со страниц сайта « Православие.Ru » дерзновенно обратиться за помощью ко всем, кто в состоянии внести посильную лепту в развитие Русского Православия в Швеции. Я предлагаю тему 400-летнего юбилея Столбовского мирного договора и первого зарубежного прихода Русской Церкви в Европе как повод для широкой огласки культурных, политических и религиозных связей России и Швеции и как повод для привлечения церковных, государственных и частных структур к преодолению исторической несправедливости в отношении уже не сотен, а тысяч наших соотечественников, оказавшихся в Швеции и до сих пор не имеющих своего храма и культурного центра. Крошечный алтарь храма преподобного Сергия      К юбилейному 2017 году Сергиевский приход запланировал ряд праздничных мероприятий, одним из которых станет научно-практическая конференция, посвященная культурно-историческим связям Швеции и Новгорода. Мы рассчитываем привлечь русскую и шведскую общественность, ученых, СМИ и священноначалие. Но, не имея своего здания храма, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев, и вся наша 400-летняя русская церковная история на Свейской земле будет достойна разве что сочувствия, а в конечном итоге может в недалеком будущем предаться забвению. Не имея своего здания, рассчитанного под все нужды большого прихода, мы вновь и вновь оказываемся в положении беженцев – Отец Виталий, срок аренды подсобного строения протестантской церкви на улице Бельмансгатан, в котором располагается ваш приход, подходит к концу. Как скоро наступит тот день, когда Сергиевский приход, как говорится, попросят освободить помещение?

http://pravoslavie.ru/78783.html

Нины. Положение православия в Финляндии Православных приходов в Финляндской епархии было 26, а православного населения насчитывалось 49,824 души: и этого числа 6.861 православных проживало вне Финляндии, а потому действительное число православной паствы в Финляндии простиралось до 42.963. В православных приходах православные твердо держатся своей веры, строго соблюдают посты, усердно посещают церковные богослужения, исполняют христианский долг исповеди и святого причастия и так же, как в других епархиях, выражают любовь к Церкви и заботливость о благоукрашении приходских храмов. В западной Финляндии немало проживает русских, которые, вследствие неблагоприятных условий, совершенно ошведились. Эти русские – неблагонадежный для православия элемент. Большая часть их совершенно чуждается Церкви и даже как будто стыдится принадлежности своей к православию. В особенности это должно сказать про интеллигентный слой проживающей здесь православной паствы. Причина столь грустного явления кроется прежде всего в отсутствии религиозного воспитания в правилах православия, следствием коего является и свершенное непонимание духа православной веры. Немалое также влияние оказывает здесь и то отрицательное отношение ко всему православному, которое столь сильно в местном лютеранском шведском обществе и которое не может не действовать на проживающих среди этого общества немногих православных русских. В восточной Финляндии недостаток преданности Православной Церкви и ее установлениям замечается у прихожан Иломанского, Иоэнсусского и Тайбальского приходов. Прихожане этих приходов в большинстве только по имени православные христиане, а по жизни и духу очень мало отличаются от лютеран. Постов вовсе не соблюдают, праздники содержать только те, которые совпадают с лютеранскими (действующие в Финляндии узаконения запрещают производить торговлю лишь в лютеранские праздники, вследствие чего православные торговцы, составляющие значительный процент всего православного населения, вынуждены из боязни конкуренции заниматься торговлей и в праздники), храм Божий посещают неохотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Из Германии протестантизм распространился и по другим странам Европы. Лютеранское вероисповедание сделалось господствующим в Швеции, Дании, Норвегии, Курляндии, Лифляндии и Эстляндии. Введение реформации в Швеции тесно связано с основанием самого королевства. Когда в 1524 году Густав Ваза был избран шведским королем, положение короны было весьма трудно. Казна королевская была совершенно пуста, государственный долг был громадный; между тем ни дворянство не желало уступать своих земель для образования коронных имений, ни крестьяне не соглашались платить новые подати. В таком положении королю представилось возможным отобрать обширные поместья от церкви. Самым лучшим средством для этого было учение Лютера; с введением его в Швеции, церковные поместья католиков могли бы быть конфискованы. В то время реформация уже проникла в Швецию. Густав Ваза считал возможным ввести ее в Швеции, тем более что шведское духовенство тогда навлекло на себя ненависть народа за сочувствие датчанам и что шведы, по отдаленности своей, вообще не слишком привязаны были к папскому престолу. Два брата, Петри-Олаф и Лаврентий, в то время проповедывали протестантство в Швеции, и король искренно сочувствовал им. He принимая пока открыто их сторону, он даровал им свободу проповеди и особенно защищал стокгольмского проповедника Олафа-Петри от гонений своих католических подданных. Когда таким образом народ был подготовлен к новому учению, король созвал сейм (1527 г. в Вестерасе) из представителей всех сословий и на этом сейме было решено ввести протестантизм. Король был объявлен главой церкви, монахи были изгнаны из страны, монастыри уничтожены, а церковные имения возвращены короне. В одно время со Швецией реформация введена была и в Дании. Вскоре после свержения жестокого короля Христиана II, при его преемнике Фридрихе I, представители сословий, собранные на сейм (в Одензе 1527 г.), объявили свободу веры, отменили безбрачие духовенства и прервали связь с Римом. Когда же католическое духовенство, недовольное этим, при сыне и преемнике Фридриха I, Христиане III, сделало попытку восстановить Христиана II на престоле, но потерпело неудачу; тогда протестантизм окончательно был утвержден в Дании. Католические епископы в один день были арестованы и имения церковные отобраны в казну. По примеру Дании, протестантизм был утвержден также в Норвегии и Исландии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Дании он проповедовал в течение года и весьма успешно: организовал несколько небольших групп адвентистов седьмого дня из числа местных жителей. Затем он перебрался в Норвегию, где в июне 1878 г. в столице (Христиания) открыл адвентистскую общину в составе 36 человек. В 1879 г. в Христиании было организовано и Адвентистское издательское общество. В условиях тесного союза государства и христианства (в странах Скандинавии лютеранство являлось государственной религией, а лютеранские пасторы нередко выполняли функции государственных чиновников, превращая тем самым христианство в государственный обряд), бюрократизации веры многие скандинавы находили живое слово веры не в официальных храмах, а в молитвенных домах новой для них организации – адвентистской, чему старательно содействовали и ее служители, сами искренне верующие в Священное Писание и пытающиеся передать свою веру слушателям. Вот почему конец XIX столетия – это время активной миссионерской деятельности адвентистской Церкви, это время, когда скандинавские страны, как и другие, активно посещались адвентистскими проповедниками из Америки. Новые религиозные движения всегда отличаются склонностью к экспансии своей веры. Искренность же, замешанная на подвижничестве, всегда привлекает. В итоге в 1880 г. была организована Датская Конференция, а в 1882 г. – Шведская. В 1885 г. Скандинавский полуостров посетила Эллен Уайт: она приветствовала активность местных служителей своей Церкви, адвентистских миссионеров. В конце XIX в. в орбиту внимания адвентистских миссионеров попали по существу все северные европейские государства. В 1887 г. была учреждена Норвежская Конференция. В 1893 г. адвентистский миссионер Джонсон вместе с двумя библейскими служителями приступили к распространению адвентистского учения в главном городе Финляндии – Гельсингфорсе. В августе 1894 г. в Дании (город Фредериксгавене) была открыта скандинавская миссионерская школа адвентистов седьмого дня (в 1908 г. она была переведена поближе к столице в местечко Скодсборг).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Согласно уставу, заседания местных синодов находились под контролем местной или Генеральной консистории и Мин-ва внутренних дел, куда направлялись протоколы синодов. С 1887 г. по предписанию мин-ва необходимо было сообщать губернаторам список вопросов, подлежащих обсуждению на заседаниях синодов. Одновременно с Уставом Евангелическо-лютеранской церкви 1832 г. Николай I подписал «Инструкцию для духовных лиц и органов Евангелическо-лютеранской церкви». На основании Прусской агенды 1815 и 1828 гг. и местных агенд при участии членов комитета и профессоров теологического фак-та Дерптского ун-та в 1830 г. была составлена Литургическая агенда. Устав 1832 г. содержал общие законоположения о Евангелическо-лютеранской церкви в России. Источниками для составления устава послужили Общий шведский церковный устав, Литургическое установление 1805 г. и Прусский церковный устав 1828 г. Устав состоял из 512 статей и т. н. Наказа духовенству. В ст. 1 провозглашались основы евангелическо-лютеран. вероучения. Строго запрещались прозелитизм и любые проявления неуважения к представителям др. конфессий, признаваемых в Российской империи (Гл. 1. § 5). Стать пастором мог мужчина не моложе 25 лет, к-рый был крещен, конфирмован, успешно окончил богословский фак-т ун-та и достаточно хорошо владел рус. языком (Гл. 5. § 138). Выпускник ун-та, желавший стать кандидатом в духовенство, должен был пройти в консистории 2 испытания: 1-е для получения права проповедовать (лат. pro venia concionadi), 2-е для получения прихода (pro ministerio). Согласно уставу, приходы делились на те, в к-рых право назначать проповедника принадлежало короне, и на те, где приход сам имел право избирать пастора, а император лишь утверждал его (Гл. 1. § 158-159). Избрание проповедника происходило на собрании прихода в присутствии пробста или члена консистории большинством голосов. Ни один проповедник не мог быть назначен на должность вопреки желанию прихожан (Гл. 1. § 164). С разрешения консистории проповедник мог брать себе в помощники адъюнкта - кандидата в духовенство, получившего право проповедовать.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на богословском факультете Уппсальского университета 14 мая 2014 г. 20:20 14 мая 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион прочел лекцию на богословском факультете Уппсальского университета (Швеция). Мыслить свободно — большое дело, но еще важнее — мыслить правильно. Томас Торильд Словами знаменитого шведского поэта и философа я хотел бы начать этот доклад, в названии которого два сложных понятия представлены в виде антитезы. Сегодня мы вынуждены отделять церковное Предание от научного богословия. Прежде чем сопоставлять и сравнивать эти две неравнозначные сферы, необходимо заметить, что такое положение вещей не было изначально заложено в богословском опыте христианства. Более того, противопоставление Предания и богословской, академической науки, каким оно представляется нам сегодня, есть явление печальное и ошибочное. Непредвзятое изучение причин этого вынужденного противопоставления позволяет нам надеяться на то, что у богословской науки будущего есть шанс пойти по пути снятия накопившихся противоречий. В рамках настоящего доклада я постараюсь изложить три темы. Первое, о чем важно сказать, — это конфликт двух мировоззренческих позиций, одна из которых определяется Преданием Церкви, другая — научным богословием. Такой конфликт имеет место и на Западе, и в России, где до сих пор мировоззрение многих людей основывается на Предании Церкви. Эти люди нередко отвергают выводы современного научного богословия, считая их неприемлемыми и ошибочными. В свою очередь, носители академического, научно-богословского знания часто отрицают важнейшие положения Священного Предания. Представление о необязательности Предания как такового, «демифологизация» христианства, разного рода сомнения в подлинности источников, на которых строится богословие Церкви, — все это входит в противоречие с церковным Преданием, а у носителей Предания подрывает доверие к научному богословию и исследовательской работе. Возникшая пропасть между духовным опытом и академическим знанием представляется столь глубокой потому, что речь идет именно о принципиально разных мировоззренческих позициях.

http://patriarchia.ru/db/text/3648570.ht...

Аналогичные явления, только более частного характера и не чудесные по природе, внешне похожие на подлинный дар языков или только имитировавшие его, время от времени возникали в периоды особого религиозного энтузиазма: у камисардов и пророков из французских Севенн, в среде ранних квакеров и методистов, мормонов и шведских «читателей» («Liisare», 1841 — 1843), во время ирландского пробуждения 1859 г. и особенно в «Католической апостольской церкви» Э. Ирвинга с 1831 по 1833 г. и даже по сей день. См. статьи Ирвинга о «дарах Святого Духа, именуемых сверхъестественными» (Ed. Irving, Works, vol. V, p. 509, etc.); Mrs. Oliphant, Life of Irving, vol. II; Schaff, Hist. Ap. Ch., § 55, p. 198; Stanley, Com. on Corinth., p. 252, 4th ed.; статьи Пламптре в «Библейском словаре» Смита (Smith, Bible Diet., IV. 3311, американское издание). Последователи Ирвинга, высказавшие свои соображения по данному вопросу (Тирш, Бём и Росстойшер), четко разграничивали глоссолалию Пятидесятницы (говорение на иностранных языках) и коринфскую глоссолалию, которая проявлялась на молитвенных собраниях; свой собственный духовный опыт они отождествляли с последней. Несколько лет назад я стал свидетелем глоссолалии в нью–йоркском собрании последователей Ирвинга; речь была ломаной, спонтанной и непонятной, но слова состояли из необычных, поразительных, впечатляющих звуков, и говорящие не владели своим языком, который как будто подчиняла себе некая посторонняя сила. Один мой друг и коллега (д–р Бриггс) наблюдал этот феномен в 1879 г. в Лондоне, в центральной церкви последователей Ирвинга, и у него сложилось такое же впечатление. 3) Глоссолалия Пятидесятницы не могла принципиально отличаться от коринфской: она представляла собой точно такой же экстатический акт поклонения, благодарения и хвалы за великие деяния Божьи во Христе, беседу души с Богом. Это было чистейшее и наивысшее словесное воплощение ликования и восторга новорожденной Церкви Христовой, находящейся под властью Святого Духа. Говорение на языках началось прежде, чем появились зрители (ср. Деян. 2:4 и Деян. 2:6), а по его окончании Петр произнес миссионерскую проповедь обычным, понятным языком. Лука упоминает об этом даре еще дважды (Деян. 10, 19), и в обоих случаях его сутью является поклонение, а не поучение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Не смотря на это, когда в 1687 году Братство обревизировало свое имущество и сосчитало кассу, то в последней оказалось: талеров битых (по 6 злот. 15 грош.) 883; таляров левковых (по 5 злот. 15 грош.) 618; червонцев 63; христинок (по 4 злот.) 20; урлов имперских (по 1 злот.) 1760; тьенфов (по 1 злот. 3 гр.) 1330 и мелкою монетою 1916 злот. 28 грошей 636 . В 1690 г. по обревизировании Братской кассы, найдено в ней 24,521 злот. 19 грош. 637 В 1695 г., хотя издержано было боле 24,000 злотых, но еще осталось в кассе 49,747 злот. и 25 грошей 638 . В 1704 г. шведский король Карл XII осадил Львов, взял его штурмом, и сперва отдал на разграбление войску, а после наложил контрибуцию. Дела были в таком положении, что Братство отдало не только все деньги и серебряные вещи, кроме спрятанного одного креста, но даже и Евангелие, пожертвованное в 1664 г. Анною Могилою-Потоцкою. Алтарь и образа обнажены были от всех украшений. Все потери Братства простирались до 120,000 злотых 639 . Такое крайнее истощение Братской кассы, вместе с подрывом Братской Типографии, заставило Львовскую ставропигию согласиться на принятие Унии 640 . Историческое исследование о православных церковных Братствах показывает, что учреждение их было вполне благодетельно для церкви православной в юго-западной России. Возникши из духа Евангельской любви, вызванные историческими обстоятельствами времени, Братства получили устройство, приспособленное как к состоянию южно-русских православных христиан, так и к потребностям всей юго-западной церкви. Располагая значительными средствами, вещественными и нравственными, пользуясь большими правами от властей гражданской и духовной, поставленные как бы охранителями прав всего русского народонаселения и блюстителями Веры православной, Братства с редким усердием и полным самоотвержением подвизались на высоком поприще служения церкви православной. Не говоря уже о тех бесчисленных благодеяниях, какие изливали Братства на всех бедных, несчастных и убогих, доставляя им приют и пропитание в своих богадельнях и больницах, – вспомнить только о главных их заслугах для поддержания и охранения правосл. Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010