Шведские феодалы начали новый этап завоевания страны финнов. Биргер собрал в 1249 г. большое рыцарское войско и высадился на южном берегу одной из областей Финляндии – Нюландии. Сопротивление еми было сломлено, и к середине 1250 г. она попала под власть шведов. Политическое положение Новгорода в то время не позволило ему оказать помощь финнам, что и дало повод автору одной из хроник заметить: «Ту страну, которая была вся крещена, русский князь, как я думаю, потерял». 73 Это известие подтверждает факт существования длительных и прочных русско-финских связей в предшествовавшее данным событиям время. Биргер заложил в центре Финской земли, на берегу озера Ваная, крепость Тавастгус и поселил здесь шведских колонистов, раздав им финские земли. Коренное население было обложено тяжелыми поборами, в том числе церковной десятиной. Однако шведским властям тогда еще не удалось свести на нет русско-финские связи, что ясно обнаружилось в ближайшие же годы. Окрыленные успехами в земле финнов, шведы, зная, что Новгороду грозит монголо-татарское иго, рискнули провести в 1256 г. еще одно наступление на Северо-Западную Русь, на этот раз в союзе с Данией (с ее вассалом, правившим в Ревеле). В поход были двинуты также вспомогательные финские отряды. Союзники решили закрыть Руси выход в Финский залив, занять Водьскую, Ижорскую и Карельскую земли. Они укрепились на реке Нарове и начали строить город на ее восточном, русском берегу. Папская курия поддержала новую агрессию: вербовала крестоносцев и даже назначила специального епископа для этих земель. В то время в Новгороде войск Александра Ярославича не было. Новгородцы послали к нему во Владимир «по полкы», но и сами не сидели сложа руки, а «по своей волости рослаша», также собирая рать. Шведские и датские феодалы, видимо, не ожидали таких быстрых действий и, узнав о них, отступили («побегоша за море»). 74 Зимой того же года пришел из Владимира князь Александр Ярославич с полками. Он намеревался дать должный ответ шведскому правительству, организовав поход в землю финнов. Пройдя по льду Финского залива в землю еми, русское войско опустошило здесь шведские владения. Поход в суровых зимних условиях был чрезвычайно трудным. «И бысть зол путь, акы же не видали ни дни, ни ночи; и многим шестником [участникам похода] бысть пагуба», – отметил летописец. Хотя земля еми была ослаблена жестоким шведским завоеванием, вступление русского войска тотчас вызвало здесь антишведское восстание. О нем известно из послания папы Александра IV (1254–1261 гг.), который писал, что русские и карелы напали на шведов, пришедших в страну финнов, и убили «многих из его [короля] верноподданных, обильно пролили кровь, много усадеб и земель предали огню» и многих финнов, «возрожденных благодатью священного источника, прискорбным образом привлекли на свою сторону...». 75

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, насильственно крещенные и угнетаемые шведскими феодалами, финны в большом числе присоединились к русским. Но финский народ был так ослаблен, что не смог помочь русскому войску закрепить победу, и владимиро-суздальским полкам пришлось ограничиться лишь разгромом шведских колоний. Хотя этот поход (как и новгородский поход 1311 г. к Тавастгусу) 76 и не вернул емь под власть Новгорода, все же он показал шведскому правительству, что монголо-татарское нашествие не изменило отношения Руси к иноземным захватчикам. С огромным напряжением сил отстаивала Русь свои позиции и в Карелии. Борьба за Карелию носила упорный характер. Карельский народ неоднократно выступал совместно с русскими против притязаний шведских феодалов и немецких крестоносцев. В 1282–1283 гг. шведские пираты добирались через Неву до Ладожского озера. Порой они грабили новгородских купцов, которые торговали в Обонежье, а то пытались собирать дань в Карелии («хотяще на Кореле дань взяти»), но их набеги новгородцы и ладожане отбивали. В это же время шведское правительство развернуло наступление на земли Карелии. Несмотря на сопротивление карел, ижорян и новгородских полков, шведские войска захватили часть Западной Карелии и построили там в 1293 г. крепость Выборг. Попытка занять эту крепость, предпринятая в следующем году войсками великого князя Андрея Александровича, не увенчалась успехом. Однако, когда в 1295 г. шведский воевода Сигге Лакке проник по Вуоксе к Кореле и возвел здесь укрепление (вероятно, земляные валы с бревенчатым частоколом), новгородцы город снесли. На месте прежнего укрепления новгородские власти для охраны западного побережья Ладожского озера построили в 1310 г. крепость Корелу (Кексгольм, ныне Приозерск): «Ходиша новгородци в лодьях и в лоивах в озеро и идоша в реку Узьерву (Вуоксу), и срубнша город на порозе (то есть пороге) нов, ветхый сметавше». 77 Крепость Корела успешно выдерживала нападения шведов. Одновременно Новгородской земле приходилось отстаивать от шведских захватчиков устье Невы – выход в Балтийское море. Не ограничиваясь отдельными набегами, шведское правительство предприняло попытку прочно обосноваться на Неве. В 1300 г. сюда на судах прибыли шведские рыцари «в силе велице», привезли «мастеров» своих, а также от папы Бонифация VIII (1294–1303 гг.) «мастер приведоша нарочит [отличный]» и построили в устье реки Охты крепость Ландскрону («Венец земли»), установив в ней метательные орудия. Эту крепость они «утверднша твердостию несказаньною».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ордонансы были составлены на латыни. Но для рассылки этого документа по стране и в целях обнародования потребовалось перевести его с латыни, которой в Швеции владели лишь представители духовной и светской элиты (и то, зачастую, на невысоком уровне), на шведский – основной официальный язык страны. При переводе ряд параграфов был опущен. Некоторые из них дублировали содержание положений Рецесса и, таким образом, сами по себе подлежали огласке. Следовательно, отсутствовала необходимость включать их еще и в предназначенный для публичного оглашения список Ордонансов. Отдельные статьи касались только церкви, а не народа; кроме того, их обнародование было нежелательно в связи со слухами о введении новой веры, вызывавших недовольство подданных. Ознакомление жителей страны с резолюциями риксдага, напротив, должно было успокоить население, склонить его на сторону короля. Но статьи, не включенные в официальный шведский текст, тем не менее, получили известность. Отдельные вопросы, заключенные в них, очевидно, обсуждались на риксдаге; ответ горожан содержал требование, чтобы епископы не обращались в Рим за конфирмацией. Непереведенными параграфами руководствовались как нормой: в контракте короля с Линчепингским кафедральным собором присутствует формулировка (на шведском языке), чуть ли не дословно повторяющая латинскую статью Ордонансов о денарии св. Петра 360 . Наконец, известно: статьи пространной редакции, не включенные в краткий шведский текст, были соблюдены на практике. В частности, после Вестеросского риксдага епископы перестали обращаться к папе по поводу конфирмации 361 . Остается вопрос о происхождении редакции Петруса Бенедикта, которая, как указывал сам ее автор, является переводом со шведского. Тунберг полагал, что указанный перевод был выполнен с полного шведского перевода исходного латинского текста и включал в себя все параграфы, присутствовавшие в пространной латинской «официальной» редакции. Потом некоторые из этих статей по каким-то причинам были опущены – возможно, в позднейших списках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Ярких историй с чудесами обращения нет. Чудо – когда люди секулярного склада мышления начинают искать Бога И таких людей на моей практике несколько. Но ярких историй с чудесами обращения нет. Если, конечно, не считать, что чудо – когда люди секулярного склада мышления, которым все равно, куда ходить, маргиналы в религиозном смысле, вдруг как-то останавливаются на Православии, и у них, помимо личных ощущений, рождается искренний духовный запрос. Они начинают искать Бога. В Шведской церкви они этого не находили, да и вообще этих вопросов как-то не возникало. А здесь, придя в Православие через русских знакомых, придя единственный раз просто посмотреть на Крещение ребенка, члены Шведской церкви, даже атеисты, на самом деле, вдруг видят священника, совершение таинств, слышат слова на непонятном языке, и что-то касается их души, и они хотят у нас остаться. Вот таких случаев достаточно. – Поразительно. – Есть удивительный пример обращения шведа, который, обратившись, все, что делает – совершает во славу Божию, в тех реалиях, которые свойственны только православному человеку. Он построил храм на своем участке, далеко на севере. О нем мне очень хотелось бы упомянуть подробнее. – Давайте, конечно. – Вообще, он напоминает мне простого деревенского священника. Это коренной швед. По личным убеждениям, изучая Писание и Предание Церкви, он пришел к Православию. Господь ему открылся в русской православной одежде, если так можно сказать. Господь ему открылся в русской православной одежде, если так можно сказать Представляете, что где-то далеко на севере страны какой-то швед бросил городскую жизнь, ушел в семейное затворничество, оставаясь членом Шведской церкви, занимаясь и проповедуя Евангелие, при этом по духу он становится православным человеком. Он строит православный храм на своем участке, и скоро, я надеюсь, мы начнём там богослужения. Как знать, если Господь сподобит, то, может быть, он со временем действительно станет священником Русской Церкви на севере Швеции. Уникальная ситуация. Скажем, едет водитель-дальнобойщик откуда-то из Румынии через всю Европу (реальный случай – Ред. ). Приезжает в Швецию. И вдруг в самой глуши у дороги видит православный храм в традициях северной Руси. Он невольно нажимает на тормоза и не верит своим глазам. Чудо! А это чудо связано с деятельностью коренного шведа, сердца которого коснулся Господь. Все его частные инициативы уходят не просто в желание как-то приложить себя на том участке в подсобном хозяйстве. Он ищет, как послужить Богу и привлечь людей в Православие.

http://pravoslavie.ru/138231.html

В.С.- Классического Иуду, изменника и, кстати, порядочного труса. А.Д.- Труса, конечно. В.С.- Кстати, известно, что шведы презирали его за это. А.Д.-  Карл ХП запретил ему участвовать в Полтавской битве, потому что он не доверял Мазепе и понимал, что тот в любой момент тот может переметнуться, или подвести его. В.С.- Подвести шведов. Алексей Григорьевич, а ведь в шведских источниках очень много свидетельств, современных Карлу ХП, в хронике Адлерфельда, его придворного летописца, погибшего в Полтавской битве, в воспоминаниях фельдмаршала Реншильда, записках генерала Гилленкрока, и других, говорится же о том, как шведы вырезали целые местечки, городки. Как генерал Функ  сжигал людей, сгоняя в церкви. А.Д.- В церкви было сожжено несколько сот человек, в том числе женщин и детей. В.С.- Сохранились приказы Карла ХП о карательных акциях, кстати, я не соглашусь с Вами. Шведы вели себя на Украине гораздо хуже, чем в Польше и Саксонии. Почему? Потому что в Саксонии никого не надо было заставлять провиант поставлять, и так поставляли. А на Украине все бежали  в леса, сжигали дома, и поэтому Карл ХП приказал, -  «все должны знать, что даже младенец в колыбели не избежит нашего гнева». А.Д.- Ну, я бы, скажем, так не упрощал, конечно. Там есть сложности, противоречия, но в целом, Вы абсолютно правы. Карл ХП, притом, что это был очень талантливый, лично мужественный человек, но  как стратег он оказался, ну, полным аферистом, авантюристом. Потому, что он настолько слепо верил и об этом, кстати, один из ведущих шведских историков, очень хорошо написал Эглундт в своей книге, посвященной Полтавской битве, о том, что Карл настолько слепо верил в свою звезду, в свои войска, что он проиграл русским буквально во всех компонентах войны. В том числе и в чисто военном аспекте. В то время, как Петр Первый, получив горький урок под Нарвой, где шведы разгромили 35-тысячную русскую армию наголову, а их было всего 10 тысяч, развивал артиллерию, обучал нашу кавалерию.  Меня поразил этот факт исторический.  Допустим, поймают пленных шведских драгун. Это было довольно большой редкостью, потому что это были великолепные профессионалы своего дела, поймать их живыми было очень сложно. Их кормили, поили, приводили, ставили в кружок русских драгун и говорили. - Показывайте, как нужно воевать, учите.

http://radonezh.ru/text/poltava-viktor-s...

Во второй половине 1990-х гг. вопрос о том, являлся ли Вестеросский риксдаг «реформационным», был – на новом этапе поднят М. Нюманом, мнение которого получило известность в среде специалистов. Нюман считал, что Вестеросский риксдаг нельзя расценивать как начало Реформации в Швеции: разрыв с римской курией не был официально провозглашен; важность лояльности по отношению к папе не подвергалась сомнению ни в документах риксдага, ни в материалах, связанных с ним. Резолюция риксдага о том, что «Слово Божье должно проповедоваться чисто», отражала, по Нюману, общее христианское требование, с которым мог бы согласиться любой священник 288 . Таким образом, мнение Нюмана совпало с точкой зрения Ирвинга, высказанной еще в середине XX в. Новый момент заключался в общественном и культурном контексте работы Нюмана: он высказал свою точку зрения в 1990-е гг. – в эпоху, когда, с одной стороны, усилились позиции католической церкви в Швеции, а с другой, – в историографии многих стран шел активный пересмотр взглядов на историю тех социальных групп, интересы и права которых в прошлом были ущемлены. К таким группам в раннее Новое время относились и католики в Швеции. Мнения ученых по поводу концепции Нюмана разделились. Так, Л.-У Ларссон, известный специалист по шведскому Средневековью и раннему Новому времени, согласился с позицией ученого: решения Вестеросского риксдага носили экономический и политический характер; постановления о новшествах в области религии принято не было – поэтому Вестеросский риксдаг, по Ларссону, нельзя именовать «реформационным риксдагом» 289 . Другой историк, О. Андреи, не принял точку зрения Нюмана. Работа Нюмана, по его мнению, освещает историю с конфессиональных позиций, а потому не объективна 290 . Отчасти положительным, но острополемическим явился отзыв П. Рейнхолдссона 291 . Исследователь отмечает, что монография Нюмана усилила интерес к шведской Реформации, но указывает: тезис автора о расцвете шведской католической церкви накануне Реформации является преувеличением; вывод о длительном характере шведской Реформации не нов 292 ; рассуждения Нюмана о Вестеросском риксдаге 1527 г., соборе в Эребру 1529 г. и Уппсальском соборе 1536 г. непоследовательны и содержат ошибки 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Толки войска о прокламации и оставление им гетмана только с двумя Компанейскими полками и генеральной старшиной, которые, отправившись к Стародубу, встретили корпус князя Меншикова в Белоруссии, при коем находился и государь: тут они ему тотчас доносят об измене гетмана своего и просят позволения выбрать нового. Благодарность царя за верность их, обещание выбора по возвращение их в Малороссию и приказание помогать ему в поисках против шведского генерала Левенгаупта, спешившего соединиться с королем в Белоруссии. Разбитие Левенгаупта 28-го сентября, между местечком Пропойском и деревней Лесным, при реке Сож и участие в том малороссийских казаков. Взятие князем Меншиковым, Мазепиной столицы – Батурина, при помощи измены прилуцкого полковника Носа и ужасное разорение ее со всеми жителями и зданиями: одних пушек взято было 315, не говоря о бесчисленном множестве прочих военных запасов и сокровищ. Сдача Новгорода Северского, сильно укрепленного гетманом, при посредстве сотника Журавки и протопопа Лисовского, царю Петру I-мy; заступничество Шереметева за новгородцев, коих царь собирался истребить для страха прочим, и спасения их от смерти. Свидание гетмана Мазепы, с Карлом XII около реки Десны и прием его последним. Поведение шведов в Малороссии, ничего в себе враждебного не обнаруживавшее, и сравнение его с поведением других войск; однако народ малорусский, считал их басурманами и нехристями, не дался в обман и убивал, где только мог, отчего их убавилось в одну осень почти до половины. Прокламация шведского короля к народу, универсалы Мазепы и как противодействие оным, манифест царя Русского. Мнение народа о шведах и своем гетмане. Избрание, нового гетмана, полковника стародубского Ивана Ильича Скоропадского, в Глухове, 1708 г., ноября 7-го дня. И предание, 9-го того же месяца, в этом городе, анафеме прежнего гетмана Мазепы, местным Малороссийским собором под председательством Феофана Прокоповича , что совершено было в Николаевской церкви, в присутствии самого государя. Добровольное возвращение некоторых малороссийских старшин от Мазепы и принятие их Петром I-м, предоставившим им прежние места и должности, именно: Апостола, Сулимы, Горленко, Максимовича, Ломиковского, Гамалии, Кандыбы, Бутовича, и проч., и предание страшной пытке и казням в местечке Лебедине (что близ Ахтырки) тех, коих подозревали в усердии к Мазепе и кои не явились на выбор гетмана. Описание самой пытки, производимой Меншиковым. Экспедиция Меншикова на Роменщину по выходе из нее шведского короля с Мазепой в Гадяч после праздника Р.Х.; цель той экспедиции заключалась в наказание роменцев за прием ими шведов и испытание верности казаков, коим поручена была эта экспедиция. Выселение некоторых роменцев, избежавших мучения, на соседние Великороссийские рубежи и основание ими слобод под названием «Вольных Черкасов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Ночи становились всё длиннее, а дожди лили всё обильнее. Солдаты короля всё чаще болели, что «было не безизвестно и осаждённым; поэтому-то они и защищались бодрее, несмотря на то, что голод начинал мучить их», писал голландский посланник Иоахими, пребывавший в шведском лагере. Нужно было что-то предпринимать: либо штурмовать, либо уходить. Молодой король боялся позора больше, чем Пскова, и 9 ок-тября начался штурм. Было выпущено «седмьсот ядр огненных», а чугунных и железных - без счёта. Их потом долго находили и свозили в кучи. Но это после, а в тот день стены рушились и враги «взыдоша на стену града и на башню угольную». На них скатывали брёвна, лили кипяток, рубили и кололи. Один из шведских отрядов, переплыв на плотах Великую и выломав железные решётки, закрывавшие устье речки Псковы, ворвались в город. Бой шёл с двух часов дня до позднего вечера. Дрались все жители города, способные держать оружие. В синодике Троицкой церкви среди павших упомянута одна женщина, её звали Елена. Мы не знаем о ней больше ничего, была ли она невестой, женой или матерью одного из защитников. Лишь то, что погибла в бою. Штурм был отбит. Отряды, прорвавшиеся в город, были уничтожены или изгнаны. По утверждениям противника, он потерял три десятка человек, но эта цифра ничего, кроме иронии, вызывать не способна. Скорее всего, людьми были названы лишь урождённые шведы, а «двунадесять языков», то есть наёмников, никто не считал. 10 или 11 октября обстрел продолжился, в город полетели гранаты, которые сожгли двадцать домов, но это были последние потуги шведской армии. Молитвы горожан, их самоотверженность сплелись в покров столь прочный, что Господь смог опрокинуть упорного врага одним ударом. Взорвалось одно из шведских орудий. Огонь попал в порох, находившийся вблизи, артиллеристы и все стоявшие поблизости были разорваны, более пятидесяти человек тяжело ранены. Батарея прекратила своё существование. Этот чудовищный взрыв, случившийся среди шведских порядков, убил у королевской армии остатки надежды. Под мелким дождём от города тянулись сотни повозок, шли унылые колонны, мрачные кавалеристы словно съёжились и более ничем не напоминали тех нарядных полубогов, что гарцевали у стен города два с половиной месяца назад. От армии осталась половина. Остальные погибли, умерли от болезней, были отосланы в госпитали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Попробуем понять существо этого процесса, разобраться в его причинах и следствиях. Одна из причин успеха миссии Церкви Ингрии среди не-финнов состоит в том, что этническое ядро этой общины – финны-лютеране – практически никогда за все четыре века существования финского лютеранства не имели своей, особой, " финской " церкви. То есть, финское лютеранство на протяжении большей части своей истории не осознавало себя какой-то особой " финской верой " . B XVII beke, во времена шведского владычества, финские общины входили в юрисдикцию Евангелическо-Лютеранской церкви Швеции. Многие приходы в этот период стали смешанными – шведско-финскими, или шведско-карельско-финскими. Nemp I после завоевания Ингерманландии дал всем лютеранским приходам автономию, что было подтверждено в " Уставе иностранных вероисповеданий " , и некоторое время финские лютеранские общины были совершенно самостоятельны в вопросах внутреннего управления, подчиняясь лишь непосредственно Сенату. Однако постепенно российская власть сокращала эту автономию: сперва, в 1718 г., подчинив финских лютеран Юридической коллегии, затем, в 1721 г., Святейшему Синоду, и наконец, в 1832 г. насильно включив их в состав так называемого Петроградского епископства единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В ЕЛЦР ведущую роль играло немецкое священноначалие, ее официальным языком являлся немецкий. Насильственное " онемечивание " , безусловно, также сдерживало развитие самобытной финской лютеранской культуры. Но вместе с тем в существовании ЕЛЦР были и положительные моменты. В рамках одной церковной структуры оказались верующие самых разных национальностей – финны, карелы, эстонцы, шведы, немцы, латыши. Единый обряд, единая проповедь для всех. С одной стороны, это било по национальному самолюбию, а с другой – позволяло чувствовать себя членами одной большой лютеранской семьи. Иными словами, в годы Российской империи постепенно формировался некий единый российский лютеранский менталитет, который, судя по сегодняшним событиям, не исчез бесследно.

http://religare.ru/2_31484.html

В 1608 году протестантские князья заключили между собою так называемую протестантскую унию, а католические в 1609 году со своей стороны образовали католическую лигу. Вооруженное столкновение становилось неизбежным. Вскоре представился и повод к нему. Германский император и вместе король богемский Фердинанд II, воспитанник иезуитов, в 1618 году отнял у протестантов в Богемии две церкви. Богемцы подняли возмущение и избрали себе другого короля. Этим событием положено было начало войне, известной в истории под названием Тридцатилетней. В ней Германия разделилась на две половины: северную – протестантскую и южную – католическую. Католики с ожесточением отстаивали свое религиозное преобладание, а протестанты с неменьшим же ожесточением защищали свои права на свободу веры. Перевес в этой борьбе, в которой принимали участие и иностранные государи, – как, например, шведский король Густав Адольф, выступивший на защиту протестантов, – бывал то на той, то на другой стороне. В 1648 году крайнее истощение всех германских государств привело к окончанию войны, и в том же году между всеми участвовавшими в ней заключен был так называемый Вестфальский мир, которым окончательно подтверждена была равноправность всех протестантов с католиками. § 36. Распространение лютеранства в других странах Европы Одновременно с возникновением и распространением лютеранства в Германии оно стало распространяться и в других странах Европы. Сочинения Лютера расходились повсюду и везде возбуждали стремление освободиться от римского ига. Как и в Германии, главными распространителями лютеранства были сами государи. Таким образом лютеранство распространилось и упрочилось в Швеции, Дании, Норвегии, Пруссии, Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. В Швеции движение в пользу Реформации началось в 1519 году так же, как и в Германии, по поводу продажи индульгенций. Лютеранские воззрения распространяли здесь два брата, Олаф и Лоренц Петерсоны. Первый шведский король после отделения Швеции от Дании, Густав Ваза (1523–1560 гг.), вскоре же после избрания своего решительно стал на сторону Реформации и сделался покровителем братьев Петерсонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010