Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ МИССИЯ «ДРУЗЬЯ, ВЕРНЫЕ БИБЛИИ» [швед. Evangelisk Luthersk Mission-Bibeltronga Vänner], миссионерская орг-ция, сформировавшаяся в 1909-1911 гг. в Швеции в результате раскола в Евангелическом национальном обществе и до 2005 г. называвшаяся «Друзья, верные Библии». Причиной раскола стало издание директором миссии проф. А. Кольмодином теологического труда, в к-ром ставилась под сомнение непогрешимость Библии. Против нового толкования выступил проповедник-мирянин А. Б. Свенссон, отстаивавший авторитет Библии. Новая орг-ция до наст. времени сохраняет характер внутрицерковного движения. Она никогда не проводила богослужений во время служб в Шведской церкви и не имела собственных Св. Даров. Богослужения и собрания проводит в отдельных помещениях. Орг-ция имела также свои миссии в Эфиопии, Танзании и Кении. Члены орг-ции и мн. ее приверженцы одновременно являются активными членами Шведской церкви. Признания евангелическо-лютеран. учения достаточно, чтобы стать членом Е.-л. м. В течение долгого времени орг-ция предъявляла суровые требования к своим членам: запрещались любые попытки ограничения деторождения, посещение кино и театров, просмотр телевизионных передач, мужчины не должны были носить галстуки, а женщины не могли надевать серьги и делать короткую стрижку. Члены Е.-л. м.- активные противники ординации женщин, ставшей возможной по закону, принятому в Швеции в 1958 г. Высшим органом Е.-л. м. является ежегодное собрание делегатов от местных объединений и членов правления, которые были избраны на предыдущем собрании. Собственного учебного заведения не имеет, а проповедников готовит на курсах вместе с преподавателями воскресных школ. На рубеже 50-х и 60-х гг. численность орг-ции достигала 30 тыс. чел. (ок. 600 общин), а в нач. 70-х гг., согласно офиц. данным, уменьшилась до 10 тыс. чел. (550 общин) (Statens Offentliga Utredningar. Stockholm, 1972. N 38. S. 78). В дальнейшем, в условиях секуляризации, затронувшей все религ. орг-ции страны, численность продолжала падать. По данным на 2001 г., общины объединяли 4,3 тыс. чел. (Samarbetsnämnden för statsbidrag till trossamfund: Årsbok , 2001. S. 22). Е.-л. м. входит в число 39 религ. общин и объединений Швеции, к-рые получают ежегодное гос. пособие, предназначенное для поддержки их деятельности, в т. ч. для подготовки священников и проповедников, для работы с детьми и молодежью, для социальной помощи. Это пособие покрывает обычно небольшую часть денег, затраченных на оплату работы общин и объединений, и имеет в большей степени моральное значение, чем материальное. Газ. Е.-л. м. «Till liv» (К жизни) выходит 12 раз в год. О. В. Чернышёва Рубрики: Ключевые слова: ГИДЕОНОВЫ БРАТЬЯ внеденоминационная протестантско-евангелическая орг-ция, занимающаяся распространением Свящ. Писания по всему миру

http://pravenc.ru/text/186829.html

Kroi szwedski oficerów swych szuka (c. …) (Король шведский офицеров своих ищет) Эта небольшая поэма сходна с предыдущей в жанрово-тематическом отношении, но в отличие от «Отчаяния короля шведского» она несколько проще по форме и содержит ряд любопытных исторических сведений, которых нет ни в «Отчаянии...», ни в других известных произведениях из цикла «Ламентовной думы». Обе поэмы Симеона, посвященные Первой Северной войне, могли быть написаны не ранее конца 1657 г. Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 14–14 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Негорна… –вероятно, подразумевается генерал-губернатор Лифляндии, риксмаршал Г. Горн, на которого Карл X возложил задачу укрепления шведских рубежей на границе с Россией. 2 Граф фон Торен… – фон Турн, союзник шведов. 3 Кальштейн – видимо, речь идет о бывшем на шведской службе офицере из прусского дворянского рода Калькштейнов. 4 ...шурин мой Гонцыций… – (ландграф гессенский (?) 5 Князь Веймарский... князь из Анхальта… – имеются в виду князь Бернард Веймарский и также бывший союзником Карла X князь Анхальт Сербстский. 6 Вальдек где юный с мудрым Боркием… – видимо, сын генерала Йозефа Вальдека и полковник ван дер Борк. 7 Леон Хаупт – шведский полковник. 8 ...в сабле Софона Куряги… – здесь говорится о посланнике крымского хана Мехмуда IV Гирея субхане Сефере Гази-ага. 9 ...фон Хеффен – союзник шведов, прусский (?) офицер. 10 Кромвель – Ричард Кромвель (1626–1712), английский полководец и политический деятель, лидер английской буржуазной революции 1649 г. Школьная пьеса Wierszy w Wielky pitek przy braniu paszczenicy (c. …) (Вирши в Великий пяток при выносе плащаницы) Наиболее раннее из известных ныне произведений Симеона, написанных для школьного театра. Пьеса создана в жанре пасхального диалога (традиционного для школьной драматургии XVII в.). Вероятнее всего, она предназначалась для постановки на территории соборной церкви Виленской иезуитской академии, в которой поэт учился в начале 1650-х годов. «Отец Шембек» (о нем говорится в начальной ремарке) принадлежал к именитому шляхетскому роду Шембеков, видимо, это один из ближайших родственников Фридерика Шембека (ум. в 1644), вступившего в орден иезуитов еще в 1597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

При этом пункте Брюс и Остерман заметили: «Понеже шведские министры отнюдь допустить не хотели, чтоб прежнее обязательство, дабы сии провинции никому иному не уступить, в сем артикуле осталось, того ради мы вместо того внесли, что сии провинции вечно к Российскому государству присовокуплены остаться имеют, в чем и то разумеется, что оные иному никому уступить невозможно; и хотя шведские министры на нашу экспрессию долго не позволяли, однакож мы напоследок их к тому склонили». Эта экспрессия нужна была против польских притязаний на Лифляндию. 5) Царское величество возвращает Швеции Великое княжество Финляндское, кроме той части, которая в разграничении выговорена. Сверх того, царское величество обещает королевскому величеству и государству Шведскому заплатить два миллиона ефимков. 6) Королевское величество имеет право в вечные времена свободно закупать хлеб в Риге, Ревеле и Аренсбурге ежегодно на 50000 рублей, беспошлинно, кроме тех чрезвычайных случаев, когда вывоз хлеба из России будет запрещен всем народам. 7) Его царское величество наикрепчайше обещает, что он в домашние дела королевства Шведского, яко в форму правительства, и в акт наследства, от чинов государства единогласно соизволенные и присягою укрепленные, мешаться не будет, никому, кто б ни был, в том ни прямо, ни посторонне, каким ни есть образом не вспоможет, но паче к показанию истинной соседственной дружбы всему, что тому противно вознамеряется и его царскому величеству известно учинится, всяким образом мешать и упредить искать изволит. 8) Определяются границы. 9) Жители уступленных России провинций пользуются правами, какие они имели под шведским владычеством. 10) Жителям этих провинций не будет никакого принуждения в совести; евангелическая вера, церкви и школы будут содержаны, как прежде были под шведским владением; однако греческая вера впредь свободно и без помешания в оных такожде отправлена быть может. 11) Царское величество обещает, что каждый, хотя оный в земле или вне оной обретается, который справедливую претензию на маетности в Лифляндии, Эстляндии и на Эзеле имеет и оную надлежащим образом засвидетельствовать и доказать может, своим правом беспрекословно пользоваться и чрез немедленной розыск и изъяснение таких претензии до владения ему праведно принадлежащей маетности паки достичь имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Сельма Лагерлёф умерла в 1940 году, уже изведав мировую славу. Писательница была первой женщиной, избранной в действительные члены Шведской академии наук. В дореволюционной России было выпущено собрание ее сочинений в десяти томах. Отдельные ее повести и рассказы печатались в периодических изданиях и пользовались большой известностью. Составляя план издательства «Всемирная литература», уже в советское время, А. М. Горький включил в этот план сборник новелл Сельмы Лагерлёф «Гномы и люди», вышедший на русском языке в 1922 году. Благодаря широте своего воображения, народному колориту произведений и законченности художественной формы Сельма Лагерлёф завоевала любовь читателей многих стран. АЛЕКСАНДР ДЕЙЧ 1.. Школьные пасторы преподавали в школах, совмещая две должности — пастора и учителя. 2.. Шведская миля — 10,6 км. 3.. Вермланд — область в Швеции. 4.. Финмаркен — область на севере Норвегии. 5.. Ленсман — окружной пристав. 6.. Чилле — карточная игра в Швеции. 7.. Бельман К. М. (1740-1795) — шведский народный поэт, композитор, автор популярных песен. 8.. Фенрик — младший офицерский чин. 9.. Кистер — низшая духовная должность в лютеранской церкви. 10.. Тор — бог грома (сканд. миф.). 11.. Локи — бог огня, олицетворение коварства (сканд. миф.). 12.. Лагман — должностное лицо в шведской провинции. 13.. Вира — карточная игра в Швеции. 14.. Качуча — испанский народный танец. 15.. Стихотворные переводы выполнены Ф. Золотаревской. 16.. Кнак — карточная игра в Швеции. 17.. Реттар — выборное должностное лицо. 18.. Альн и фамн — старинные шведские меры длины: альн — 59,4 см, фамн — 1,78 м. 19.. «Аксель» и «Сага о Фритьофе» — поэмы известного шведского поэта Э. Тегнера (1782—1846). 20.. Имеется в виду битва при Ватерлоо, где армия Наполеона была разбита объединенными англо-голландскими и прусскими войсками. 21.. Имеется в виду император Наполеон I. 22.. Блоккюла — гора, где, по преданию обитает нечистая сила. 23.. Шеппунд — старинная шведская мера веса, равная 136,1 кг. 24.. Соммарюллен — сорт яблони в Швеции.

http://predanie.ru/book/218190-saga-o-ye...

«Надивиться не можем – сказали послы – вы не только своим челядникам строите покои, но и псам конуры, и лошадям конюшни, и скотине стойла, а царского величества ратные люди, будучи на услуге царского величества, не имеют где главы подклонить.  Как это вы Бога не боитесь и стыда у вас нет! А тебе, писарь, и тебе, асаул, не годится приставлять к Гетмановым словам и говорить так шумно. Это обычай негодных людей». Гетман, чтобы прекратить такой разговор, сказал: «Я, в Киеве давно не был; подумаем, как сделать и извещу вас через писаря и асаула». На другой день Выговский извинился перед послами и говорил: «Не держите на меня досады за то, что я вчерашний день говорил: это я делал по гетманову приказу; мимо его приказания иначе, мне нельзя было говорить. Всех пуще в том деле помеха Ковалевский ассаул; он перед гетманом о том со мною спор чинит. Ему какой-нибудь подарок дать, чтоб он в том деле помехи никакой не делал. Послы успели кое-что выпытать через подписков гетманской канцелярии и некоторых лиц и на основании полученных сведений доносили царю, что у гетмана с Ракочи договор на том, чтобы все русские города по реку Вислу, где жили русские люди и были благочестивые церкви, присоединить к городам войска запорожского, остающегося под властию царского величества. Ракочи хочет быть на польском королевстве, но гетман этого не хочет; гетман хочет, чтобы ни Ракочи, ни шведский король не именовались польскими королями, чтобы короны польской не было вовсе, так как будто она никогда и не бывала, а города коронные поделить между собою за промысел военный, где кому сручнее. Ракочи не согласен, а шведский король во всем полагается на волю гетмана. Гетман, сохраняя верность царю, должен был послать приказание казакам оставить Ракочи, а других казанов отправить на помощь Польши. Но прибегая к последней мере, он через писаря просил дозволение послать к шведскому королю с тем чтобы помирить его с государем и заставить его уступит русскому государю, а потом обратить союзное оружие на уничтожение Польши. Ему не суждено было узнать ответ московского правительства на эту просьбу 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вопреки всем расчетам гонителей, насильственные меры их мало, однако, принесли пользы. «Благочестивые души, помня православную веру, родителей своих гробы и свой природу, к иноверцам, немецким людям, не приставали; а какие христианские души, ради смертного убийства, грабежа и разорения, от веры православной отпадали, тех благоподвизательный страдалец митрополит Исидор со всем освященным чином, многие ереси и неправды обличая и духовную мрежу простерши, уловили в нетленное благоразумие» 266 . Не изменив своему благочестию, Новгород по Столбовскому миру (1617 г.), удержался, как известно, за Москвой; но Ингрия и Корелия: города Ивангород, Колывань, Ям, Копорье, Орешек, Гдов, Ладога и Суметрская область остались за Швецией. Сюда-то протестантский фанатизм и направил свое оружие, козни, надеясь вознаградить здесь прежние свои неудачи. Православие значительно пострадало в этих областях еще в смутное время; беспрестанно двигавшиеся по ним войска шведские разоряли города, церкви и монастыри, наприм., Коневскую и Валаамскую обители; тысячами избивали жителей. В1611 г. в Кексгольме из 3000 русских осталось в живых всего до 100 человек. По присоединении же русских земель иноверной державой, совсем прекратилось существование в них православной Корельской епархии. Православные жители отторгнутых областей, по настоянию России, подчинены были наблюдению новгородских владык. Доблестные архипастыри (например, митрополит Макарий все меры употребляли, чтобы отторженных от отечества чад удержать в православной вере; посылали им щедрую милостыню, назначали для них лучших священников, назидали их посланиями 267 . Но шведские «державцы» крайне затрудняли сношения и переписку архипастырей с паствами и вовсе не воспретили их потому только, что боялись, как бы из отчужденных областей весь русский народ не перебежал на московскую территорию: так как перебежчиков была «тьма». Из исторических памятников не видно, в чем состояло «вере теснение и гонения учинение», которое заставляло православных толпами бежать в Россию и на которое жаловалось московское правительство перед шведским, но «теснение было великое».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Усилением Русской земли было обеспокоено не только Польско-Литовское государство. В Ливонии всячески стремились препятствовать русской торговле, русских купцов убивали и грабили. В Германии сажали в тюрьмы людей, по просьбе московского государя нанимавших мастеров для работы в России. Шведский король Густав I предлагал Польше, Дании, Ливонии и Пруссии создать коалицию против России, чтобы остановить ее усиление. На Русь запрещено было пропускать медь, свинец, олово, селитру, иностранных мастеров. Говоря современным языком, было наложено эмбарго на поставки стратегических товаров и технологий. Мало того, шведские и польские каперы грабили и топили корабли, которые везли товары на Русь, стремясь разорить и уничтожить русскую торговлю. Это означало экономическую блокаду России. Наиболее воинственно вел себя Ливонский орден. В Ливонии не только грабили и бросали в тюрьмы русских купцов, но и разоряли купеческие подворья, грабили и громили православные церкви. Ливонцы нарушали все соглашения и договоры и не желали идти на переговоры. Государь Иоанн Васильевич «за многие обиды и утеснение веры православной» разгромил и сокрушил Ливонский орден. Русские войска вернули древний Юрьев Дерпт, заняли Нарву. В войну с Русью вступила Швеция. Были разгромлены и шведские войска. Россия победоносно возвращалась на берега Балтики, в свои древние земли. Царь Иоанн Васильевич надеялся создать на Балтике свой флот. Но Римскому престолу, приложив огромные усилия, удалось создать мощную коалицию, соединив в борьбе с Москвой соперников: Польско-Литовское государство и Швецию, используя в войне с русскими ресурсы и Германии, и Венгрии. На юге России в те годы пришлось одновременно вести войну с Османской империей и Крымом. Десятилетия велись войны на три фронта с могущественными врагами, что требовало огромного напряжения. Были славные победы и тяжелые поражения. Россия выстояла в суровой борьбе, но задачу закрепиться на Балтике решить в те годы не удалось. Во время страшного лихолетья русской Смуты шведы предательски захватили Новгород. Вернув русскую власть в Кремль, освободив Москву от поляков, русские люди очистили от шведов и Новгородскую землю. Но русские владения на берегу Финского залива остались за шведами. Сбылась вековая мечта Швеции. После Столбовского мира 1617 года Россия потеряла выход к Балтийскому морю. Шведский король Густав Адольф с торжеством произнес, выступая в риксдаге: «Русские – опасные соседи: границы земли их простираются до Северного, Каспийского и Черного морей; у них могущественное дворянство, они могут выставлять в поле большое войско: а теперь этот враг без нашего позволения не может ни одного судна опустить на Балтийское море». Шведскому монарху было от чего радоваться.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/02/rossiy...

2) государственная образовательная политика, 3) традиции различных социальных групп. Рассмотрим теперь подробнее влияние перечисленных факторов на народную грамотность в Российской Империи. Какой она была, насколько распространена была, и как виделась перспектива ее развития в последние десятилетия XIX и первые десятилетия XX века. Из перечисленных факторов, наиболее значительным является, очевидно, первый. Он же и требует наиболее внимательного рассмотрения. А потому рассмотрим вначале значение второго – политику государства в отношении народного образования.   Политика государства и народное образование   Философско-утопические проекты массового охвата широких народных благами просвещения или хотя бы начальной грамотности под эгидой национального государства, известны, по меньшей мере, с XVII века, а в XVIII веке они уже цвели буйным цветом. Реальные же результаты были скромны. Из протестантских государств наиболее серьезно к делу образования своего населения подошла Швеция, принявшая еще в 1685 году закон, по которому глава семейства нес персональную ответственность за обучение чтению даже слуг, не говоря уж о членах семьи. Но шведской короне и местной лютеранской церкви и этого показалось недостаточно, и вдогонку первому был принят второй закон. По нему уже молодой человек не мог венчаться со своей избранницей, если оба они не умели хотя бы читать. Против природы не попрешь, и к середине XVIII века Швеция первой из Европейских стран стала страна практически всеобщей грамотности. Император Николай II – мудрый и решительный военачальник Отсюда ясно, кстати, почему первым по статистике просвещения в Российской Империи шло Великое Княжество Финляндское. К тому времени, когда оно перешло из шведского в русское подданство, процесс охвата начальной грамотностью финского, бывшего шведского населения был уже завершен. До создания Германской Империи дело народного образования было предоставлено правительствам отдельных германских королевств и княжеств. В Пруссии, например, закон о всеобщем образовании был принят еще в 1819 году, и известны слова Якова Гримма, что « Германия является настолько же страною народных учителей, как Испания и Германия – странами монастырей».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/...

3692 . – 15 мая. О назначении жалованья православному причту в Шведской Корелии По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по доношению Коллегии Иностранных Дел на посланный Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода указ с ответствием, что показанному в том указе обретающемуся в Шведской Корелии при церкви священнику с одним церковником к содержанию их годового жалованья той Коллегии определить и давать не из чего, а понеже оному священнику Сафонову с причетником без определённого годового жалованья пробыть и таковым доходом, каков он объявляет, не точию в потребном его содержании, но и единым пропитанием довольну быть никак не можно, и дабы оные, будучи в другом государстве, не могли в содержании своём претерпевать нужду и по знанию своему, яко от иноверных, понести коего-либо осуждения, годовое денежное жалованье определить им конечно надлежит, точию в Святейшем Синоде на таковые дачи никакой суммы не имеется. Того ради приказали : в надлежащее о том рассмотрение, откуда и каковое жалованье оным священнику с причетником заблагорассужено будет, сообщить в Кабинет Его Императорского Величества письменно. 3693 . – 22 мая. Об возвращении архиерейским домам и монастырям вотчин по-прежнему По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение, что напредь сего дома архиерейские и монастыри, издревле имея жалованные из превысочайшей от предков Его Императорского Величества милости к содержанию оных домов и монастырей принадлежащие вотчины, имели за собою в полном ведомстве и по долгу пастырскому в потребных недостатках крестьянства снабдевали и исправляли, и от обид защищение им чинили, и к рассмотрению их не допущали, и чрез таковое добропорядочное от архиереев и монастырских властей собоперсональных вотчин (яко и от помещиков экономию добре правящих) содержание крестьяне находились в добром состоянии, и подлежащие работы исправляли под присмотром определённых от архиерейских домов и монастырей заблаговременно, и собираемый уродной в вотчинах хлеб и скот содержан был в крепком от архиерейских домов и монастырей смотрении и бережении, а дома архиерейские и монастыри были не в нужном содержании, и потребные вновь каменные и деревянные строения и починки, не требуя из государственной суммы денег, содержаны; в которое время хотя из домов архиерейских и монастырей в нужные военные случаи бирывались и в государственную казну деньги и хлеб суммою, однако ж и затем оные дома и монастыри состояли в довольствии, и никакой в потребном к содержанию своему нужды не имели; а с 1701 года по указу блаженной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого архиерейские дома и монастыри и с их вотчины судом и расправою и всякими сборы ведомы были в Монастырском Приказе, а архиереям и монастырским властям ничего ведать и в то вступаться не велено; а по именным блаженной и вечнодостойной памяти Государя Императора Петра Великого указам повелено: по первому, 1720 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

206 В этой ремарке нашло отражение народно-этимологическое переосмысление топонима усвоенного скандинавами, но переосмысленного ими в Hólmgarðr, т. е. «островной хутор». Коль скоро стольный град носит название «островного», то в нем, вне всякого сомнения, можно зимовать с «многочисленным флотом». 210 Олав Свеонский (в сагах: Олав Шведский) – Олав Шётконунг, шведский конунг (ок. 995 – ок. 1022). 212 Свидетельство «Истории Норвегии» о скандинавском браке Ярослава разительно отличается от данных других источников (cp.: V.6.1). В общих чертах, ситуация изложена похоже: Олав Норвежский сватается заочно к родственнице Олава Шётконунга и получает отказ, поскольку, по настоянию этого последнего, она отдана за «Ярецлафа из Русции». Однако, невеста/жена Ярослава названа здесь совсем другим именем – Маргарета – и представлена не как дочь, а как сестра шведского конунга. При кажущейся неточности данного известия, в нем можно видеть отголосок информации, содержащейся в 39-й схолии к «Деяниям епископов гамбургской церкви» Адама Бременского: «Кнут отдал свою сестру Эстрид (она же – Маргарет. – Т. Д.) замуж за сына короля Руси» (Adam, lib. II, cap. 54). Эстрид-Маргарет, дочь Свена Вилобородого, была сестрой не Олава Шётконунга, а его свойственника (mágr) Кнута Великого. Нельзя отрицать вероятности того, что рассказ о скандинавском браке Ярослава Мудрого контаминирован в «Истории Норвегии» с известием о русском браке Маргарет-Эстрид, – по мнению А. В. Назаренко (1991), это был кратковременный брак с сыном от первого брака Ярослава Мудрого Ильей, заключенный весьма близко по времени (1018/1019 гг.) к браку Ярослава Мудрого и Ингигерд (1019 г.). 214 Об Олаве Трюггвасоне на Руси при дворе князя Владимира Святославича см.: IV.1.1; V.5.1. 220 Об Олаве Харальдссоне на Руси при дворе Ярослава Мудрого см.: III.3.1; IV.1.2; V.6.1. 221 О том, как будущий норвежский конунг (1035–1047) Магнус Добрый был оставлен во младенчестве на Руси при дворе Ярослава Мудрого и его жены Ингигерд, см.: V.6.1.13..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010