Распространение лютеранства в Европе В Швеции движение в пользу реформации началось в 1519 г. так же, как и в Германии, в связи с продажей индульгенций. Лютеранские воззрения распространяли два брата Петерсоны. Первый шведский король после отделения Швеции от Дании, Густав Ваза (1523-60), вскоре после избрания стал решительно на сторону реформации. В 1524 г. он устроил в Упсале религиозный диспут между лютеранскими и католическими богословами. Победа осталась на стороне Олафа Петерсона. После этого реформация пошла быстрыми шагами. Были закрыты монастыри, и их имущество перешло в собственность короля, священники стали вступать в брак и так далее. Окончательно лютеранство было признано государственной религией на сейме в Вестерасе в 1527 г. Было введено лютеранское церковное устройство, с той особенностью, что шведы сохранили у себя епископство , хотя и без соответствующей власти и значения. Перевод Библии на шведский язык был сделан в 1526 г. Из Швеции лютеранство перешло в подвластную ей тогда Финляндию. В Данию лютеранство проникло также очень рано. Датский король Христиан II, при возникновении лютеранства в Германии, еще колебался между ним и католичеством. После него Фридрих I решительно стал на сторону реформации и на сейме 1527 г., он провел постановление, по которому лютеране уравнивались в правах с католиками. При нем же был сделан перевод Библии на датский язык. Наконец, преемник его, Христиан III, сделал лютеранство господствующим исповеданием в Дании. В 1536 г. он арестовал всех датских епископов, противившихся реформации, конфисковал имущества и ввел лютеранское церковное устройство при содействии богослова Иоанна Бугенгагена, известного под именем Померана. В Дании было сохранено епископство. В то время датский король был также и королем Норвегии, поэтому лютеранство сделалось господствующим и в этой стране. Пруссией в 16 веке владел орден тевтонских рыцарей. Гроссмейстер ордена, Альбрехт Ансбахский, в 1525 г. принял лютеранство и, обратив земли ордена в герцогство, ввел в Пруссии лютеранское церковное устройство. То же сделал и орден Меченосцев и Ливонский, владевший Лифляндией, Эстляндией и Курляндией. Здесь лютеранство начало упрочиваться с 1523 г., а окончательно утвердилось в 1561 г., когда последний магистр, Готгард Кетлер, образовал из владений бывшего ордена герцогство в вассальной зависимости от Польши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Покойный архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин) в письме автору данной статьи в июле 2012 г. писал следующее об архиепископе М. Симойоки: «Он принимал активное участие в жизни Церкви. Активно возражал и дискутировал с оппозиционерами, обличая их в антицерковном настроении. Общество часто сильно критиковало его из-за его мнений и высказываний. Он был борцом за христианскую мораль и за христианские ценности. Ему были очень близки социальные вопросы страны и народа. Он высказывал свое мнение об аборте, об эвтаназии, о разводе, о марксизме, о современной культуре. Он видел и замечал человека как индивидуума. Ему не было присуще давать ответ на проблемы, он часто сам ставил перед обществом вопросы. Он никогда не спешил в своих выводах, продуманно и спокойно после размышлений он высказывал свое мнение. У него не было много личных друзей. Духовенство часто чувствовало его не только отдаленным, но и строгим, хотя он не был таким. Ему был присущ редкий и простой юмор» . Во время очередной поездки в Финляндию в октябре 1964 г. протоиерей Евгений Амбарцумов запланировал посетить по приглашению архиепископа Мартти Симойоки г. Турку — духовный центр лютеранской Финляндии. Однако встреча произошла в Хельсинки. За обедом архиепископ Симойоки поднял вопрос о духовном окормлении ингерманландцев, проживавших на тот момент в Ленинградской области, а также рассказал о своей интронизации, печально констатируя, что на нее «никого не пригласили: ни шведское лютеранское духовенство, ни финское православное, а присутствовали лишь президент, министры и финские лютеранские епископы» . В период с 14 сентября по 8 октября 1965 г. по приглашению Православной и Евангелическо-лютеранской Церквей в Финляндии находилась делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым). Письмо с приглашением от Лютеранской Церкви было направлено в Москву 30 января 1965 г. В нем, в частности, говорилось, что «для лютеранской церкви Финляндии было бы большой радостью ближе познакомиться с Русской Православной Церковью и со своей стороны показать современным представителям этой древней Церкви ту силу благодати Божией, которую Он показывает нашей Церкви по Своей милости и долготерпению» .

http://bogoslov.ru/article/5697574

Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена. Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г.. вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургического учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее сбои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утверждён и введён в действие в следующем 1832 г. Устав этот, 77 составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей. §49. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России Для общего заведывания делами евангелическо-лютераиской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Одним из признанных специалистов по истории Церкви был действительный член ОИДР Г. Ф. Карпов. В ЧОИДР он опубликовал работу «Очерки из истории Российской церковной иерархии» (1864. Отд. 1. Кн. 3, 4), в к-рой прежде всего рассматривал вопрос о влиянии Церкви на процесс объединения земель вокруг Москвы. В ЧОИДР были опубликованы труды Е. Е. Голубинского «История Русской Церкви» (1900. Кн. 1; 1901. Кн. 3; 1904. Кн. 2-3; 1906. Кн. 2; 1916. Кн. 4; в качестве приложений помещены библиография, атласы, фототипические снимки) и «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903. Кн. 1). Некоторые публиковавшиеся исследования были посвящены крупным памятникам книжности XVI-XVIII вв. и изучению биографий их создателей. Наряду с церковной историей важное место в публикациях ОИДР отводилось внутренней и внешней политике средневек. Руси («История борьбы Московского государства с Польско-Литовским» Г. Ф. Карпова (1866. Отд. 1. Кн. 3, 4), «Новгород сам в себе» В. В. Пассека (1869. Отд. 1. Кн. 4), «О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период» М. Д. Затыркевича (1873. Отд. 1. Кн. 1-4)), истории XIX в. («Пятидесятилетие Бородинской битвы» И. П. Липранди (1866. Отд. 1. Кн. 1-4), «О существе польских волнений» С. П. Шипова (1862. Отд. 1. Кн. 1)). В ЧОИДР публиковались различные типы источников: Изборник 1073 г. (1882. Кн. 4; подготовлен к изданию Бодянским и А. Л. Дювернуа); «Историко-юридические акты переходной эпохи XVII-XVIII вв.» (1886. Отд. 1. Кн. 3, 4; К. П. Победоносцев); «Русско-австрийский союз 1759 г.» (1887. Отд. 1. Кн. 1; Д. Ф. Масловский); «Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в. Сб. мат-лов, извлеченных из Московского гл. архива МИД и Шведского гос. архива... в 1616-1651 гг.» (1897. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1898. Кн. 1; К. И. Якубов); «Акты Литовско-Русского государства» (1899. Отд. 1. Кн. 4; М. В. Довнар-Запольский); «Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.)» (1907. Отд. 1. Кн. 2-3; Белокуров); «Дневальные записки приказа Тайных дел 7165-7183 гг.» (1908. Отд. 1. Кн. 1-2; Белокуров); «Сотницы, грамоты, записи» (1902. Отд. 1. Кн. 2; 1903. Кн. 3; 1904. Кн. 4; 1908. Кн. 4; 1909. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 4; С. А. Шумаков); серия документов под общим названием «Смутное время Московского государства» (1910. Отд. 1. Кн. 3; 1911. Кн. 4; 1912. Кн. 1-2; 1915. Кн. 2, 4; 1916. Кн. 1; 1918. Кн. 1; С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский , Готье, Н. В. Рождественский, Л. М. Сухотин и др.). Члены ОИДР (Барсов, Белокуров и др.) публиковали различные документы из монастырских архивов и др. источники по истории Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Также все земельные владения, до настоящего времени отчужденные в пользу кафедральных соборов, монастырей, приходских церквей либо пребенд, должны быть получены назад рыцарями тех родов, от которых они перешли к церкви. Если же что останется сверх того, король пожалует это в лен, кому захочет, по своей воле. Также недвижимость, проданная или заложенная церкви, должна быть выкуплена у церквей и монастырей на условиях возмещения в размерах «главной суммы» 355 в соответствии с доходом, полученным с земли. Также для пополнения королевской казны епископы, кафедральные соборы и каноники должны давать государю королю сумму, размер которой они могут согласовать с Его Величеством». В конце текста в качестве своеобразного приложения к Ордонансам приводились богословские тезисы: «Заключения, которые, согласно желанию короля, подлежали публичной защите в его присутствии. Заключение 1. Папа при помощи своих фальшивых индульгенций обманным путем изымал у населения деньги. Заключение 2. Епископы отступились от своих истинных обязанностей и, совместно со своими приспешниками, возвели себя в разряд господ. Заключение 3. Никакой человек не имеет права сочинять законы, которым могла бы следовать наша душа». Обнаружение и публикация Линчепингской рукописи изменили представление о Вестеросских ордонансах. Выяснилось, что существует иная версия этого документа, включающая в себя, помимо установлений, регулирующих статус церкви и духовенства внутри страны, еще и статьи о разрыве шведской церкви с папским престолом, а также параграфы о секуляризации церковных земель и о налогообложении церкви. Эти статьи отчасти основывались на положениях Вестеросского рецесса, но содержали дополнения и уточнения. В 1892 г. была осуществлена новая важная публикация. Теолог О. Анфельт обнародовал еще одну латинскую версию Ордонансов (список – в библиотеке Уппсальского университета). Данную версию создал линчепингский каноник Петрус Бенедикти 356 . В манускрипте указывалось: текст является переводом со шведского, который выполнен по заказу Иоханнеса Магнуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

А мы, здесь. разве не соблазнялись?! Не могли простить в «послании» одного даже слова «наше» (в отношении к советскому правительству), писали горькие фельетоны, умаляя подвиг того, кто и без того шёл уже мученическим путём... Прости. Святейший Отец! Преждевременной смертью – только на 60-м году – закончился тяжёлый жизненный подвиг Патриарха. Эта смерть ещё раз явила всему православному миру величие и значение почившего Российского Патриарха. Сотни тысяч верующего народа окружали гроб Патриарха; часами простаивали люди, чтобы молитвенно в последний раз взглянуть на изнеможённый лик старца-исповедника и облобызать ту достойную руку, которая верно и мужественно держала руль церковный. Не только православный мир оценил христианский подвиг почившего Патриарха. Бывают такие, к сожалению, редкие моменты, когда христианство забывает свои разделения; так, английские христиане поднесли богатое святительское облачение, в котором и похоронен Патриарх Тихон, – как дань уважения Англиканской Церкви духовному вождю гонимой Православной Церкви и, быть может, – как символ той духовной близости, которая все больше и теснее соединяет Православную и Англиканскую Церкви. А вот яркая оценка почти всем христианским миром почившего Патриарха. Стокгольмский всехристианский конгресс, называемый некоторыми Собором, в августе 1925 г., в своём высоком собрании, в присутствии наследника шведского престола, почтил память Святейшего Патриарха Тихона торжественной панихидой... Молитвенной скорбью и достойным словом на горестную смерть Российского Патриарха отозвался весь Православный Восток, в лице всех Патриархов и всех Глав Автокефальных Церквей... И мы, православные люди Польши, плоть от плоти, кость от кости Российской Церкви, мысленно склоняемся перед могилой Святейшего Патриарха Тихона, который так близок был нашей стране, где целые годы учил, пастырствовал и где начал своё святительство... Но поистине в христианстве скорбь так близка радостному упованию... И так понятна скорбь всего православного мира о кончине почившего Патриарха, уже теперь – только год спустя – смягчается и умеряется радостным сознанием, что высокая жизнь и достойная смерть этого исповедника Православной Церкви даст и уже даёт благодетельные плоды для Русской Церкви Православной, Которая давно стала центром Православия и где – так казалось врагам Православия – последнее в первую очередь будет погребено...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всемирное объединение лютеран впервые возглавила женщина 01.07.2021 14:14:18 ТАЛЛИН Пастор Эстонской церкви Анна Бургхардт была избрана генеральным секретарем Всемирной лютеранской федерации (LWF) – крупнейшего мирового объединения общин либеральной ветви лютеранства. Как сообщает официальный сайт LWF, она стала первой женщиной на этом посту. Лютеранство возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера против злоупотреблений Римской Католической Церкви. Сейчас лютеранство делится на два направлений: либеральное, которое признает однополые браки и женское священство и консервативное. В новую должность Бургхардт официально вступит в ноябре 2021 года. В настоящее время она руководит отделом развития Института теологии Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви. Пастор Бургхардт получила классическое теологическое образование в Тартуском университете, университете Эрлангена и университете Гумбольдта в Берлине. Она имеет степень магистра богословия и заканчивает докторантуру в области православной литургики. Всемирная Лютеранская Федерация – это крупнейшее мировое объединение национальных и региональных Лютеранских церквей. Она была основана в шведском городе Лунде в 1947 году. В сообщество входят 148 церквей лютеранской традиции, представляющих более 77 миллионов христиан в 99 странах. В России лютеранство исповедуют примерно 170 тысяч человек. РИА " Новости " / Седмица.Ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/07/01/vsemirnoe-...

Очевидно, что Ордонансы – орудие усиления королевской власти. В литературе нет единого мнения по поводу того, каким образом королю удалось добиться этого. Неясно, насколько новшества, сформулированные в Ордонансах, воспринимались как противоречившие интересам дворянства – тем более что оно не было единым. Не знаем мы и точной истории создания Ордонансов, последовательности выработки двух главных документов риксдага. Можно предположить, что проект Ордонансов подготовили заранее, еще до риксдага. Так или иначе, документ этот, повторим, был выгоден королю и создан в его интересах. Важным элементом Ордонансов являлось уравнение в правах клириков и мирян: духовенство лишилось привилегий. Это требование сторонников Реформации присутствовало в королевской пропаганде перед риксдагом. Многие статьи Ордонансов направлены против канонического права и привилегий, дарованных церкви светской властью. В этом отношении содержание Ордонансов было реформационным. Но очевидна и связь Ордонансов с общеевропейским «северным гуманизмом». Как показали шведские специалисты Л. Шёдин, Л. Вейбуль, Г. Карлссон, на содержание и текст Ордонансов повлияли правовые новшества Германии и Дании. В частности, статьи об ограничениях на сбор милостыни и об изучении Евангелия в школах созданы под влиянием законов датского короля Кристиана II. В этих законах соответствующие новшества были введены не в прямой связи с Реформацией, а в соответствии с популярными гуманистическими требованиями преобразования церкви. § 2.Социально-правовая и культурная среда Вестеросских ордонансов В то же время у Вестеросских ордонансов имелась и собственная – шведская социально-правовая среда. Многие из вопросов, рассматриваемых в Ордонансах, ранее регулировались шведскими областными законами, в особенности, разделами о церкви, которые продолжали действовать и после принятия общешведского законоуложения – Ландслага. Так, очевидно тематическое сходство этого документа с важным памятником свейской правовой традиции – Упландслагом 315 , церковный раздел которого в позднем Средневековье – не только для Упланда, но и для ряда других областей Шведского королевства – регулировал взаимоотношения мирян с церковью. Например, Упландслаг фиксировал сумму, взимаемую за венчание, и устанавливал льготы для бедноты. Схожим образом ограничивался взнос за обряд очищения женщины после родов 316 . Священник вообще нес ответственность как перед епископом, так и перед членами общины. Он платил штраф в три марки (две – епископу и одну – пострадавшим прихожанам) если отказал кому-либо в совершении обряда, отсутствовал без уважительной причины, когда принесли крестить ребенка, не посетил умирающего, не совершил праздничное богослужение. Особо оговаривалось, за что можно налагать отлучение: за неуплату церковных штрафов, десятины и других платежей в пользу церкви и священника, а также за все духовные проступки, но не за долги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Он прибыл в Швецию в качестве нунция папы Адриана VI (своего бывшего преподавателя по Лувенскому университету) для борьбы с лютеранской ересью. Однако Густав Васа, имея в отношении Йоханнеса Магнуса иные планы, хотел, чтобы тот отбыл в Рим, дабы затем вернуться с более широкими полномочиями 111 . 12 июня 1523 г. члены шведского риксрода направили письменную благодарность папе за посылку легата, выразив надежду, что отныне епископами в Швеции станут шведы, которые, в отличие от мятежного Тролле, будут блюсти согласие в королевстве. Советники заявили, что шведской церкви необходим новый архиепископ – добродетельный и пользующийся благорасположением короля. Они просили наделить легата полномочиями для преобразований шведской церкви 112 . В конце лета– осенью 1523 г. король направил в римскую курию несколько писем, предметом которых являлся вопрос о конфирмации новоизбранных руководителей диоцезов 113 . В первом из посланий монарх просил папу назначить на шведские кафедры епископов, лояльных по отношению к королю, а также дать Иоханнесу Магнусу полномочия для проведения реформ. За это Густав Васа обещал искоренить ереси, заставить «схизматиков-московитов» воссоединиться с Римской церковью 114 , обратить язычников-лопарей в христианство и оказать помощь в борьбе с турками 115 . Во втором послании король подверг критике Густава Тролле (которого представил как притеснителя церкви) и рекомендовал папе для утверждения новоизбранного Иоханнеса Магнуса 116 . В третьем письме была повторена просьба о конфирмации архиепископа и епископов, а также появилось новое пожелание: понтифик должен, ввиду бедственного положения шведской церкви, проявить снисходительность в вопросе об уплате взносов за утверждение шведских епископов в должности 117 . Тем временем, Густав Тролле стал добиваться восстановления своих прав. Его поддержали датский король Фредерик I и папа Адриан VI. Густав Васа в посланиях кардиналам и папе возмутился: мятежник, кровопийца и изменник Тролле недостоин не только духовного звания, но и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Новое учение принимали целые приходы во главе с их священниками, а некоторые теряли своё звание при этом, так как новое учение провозгласило всеобщее священство и совершали богослужение учителя этого учения в качестве выразителей религиозных чувств общины. Все эти новые общины были проникнуты общей задачей борьбы с Римско-католической церковью и единством нового вероучения. Но это единство не мешало порождаться разным спорам между общинами, поэтому появилась потребность в общем правительстве, которое уладило бы эти споры. Но кому принадлежит решающий голос – новое учение не указывало; кто мог стать таким правителем – становилось насущным вопросом дня. Решён он был тогда сообразно тогдашним обстоятельствам тем, что власть разрешать эти споры была признана за монархами, принявшими новое учение. Были отысканы и основания такого решения; их было два. Первое состоит в следующем: долг каждого гражданина – содействовать устроению царства Божьего на земле всеми силами и так как владетельный князь имеет большую, чем все его подданные, то ему и должна принадлежать правительственная власть в церкви. На нём лежит обязанность иметь попечение о церкви и ему принадлежат права законодательные (jus reformandi). Другое основание состоит в следующем: князья монархи поставлены самим Богом устанавливать порядок, следовательно, на них лежит обязанность устанавливать правительственную власть в церкви. Решив вопрос о принадлежности власти монарху, пришлось определить объём представленной монарху власти в церкви. Так как каждый монарх образовал независимую церковную общину, то на него были перенесены все права, принадлежащие в Римско-Католической церкви папе и епископам, т.е. он получил всю полноту церковной власти. Таким образом. всякий монарх был объявлен главой церкви в своей стране (Summus episcopus caput ecclesiae). Этот титул удержан некоторыми европейскими государями до сих пор (так. например, английская королева, король Прусский. Шведский). Но монарх, конечно, не мог непосредственно осуществлять все свои права, поэтому он стал назначать вместо себя уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010