Несмотря на то, что многие предположения насчет массы, расстояния и формы орбиты оказались не совсем правильными, все-таки, в общем вычисления отличались поразительною точностью. Подобным же образом и треволнения этой земной жизни, пертурбации человеческого духа, гравитация творения, история, опыт – все указывает на существование необъятного духовного мира, правда, невидимого простым глазом, зато абсолютно реального в своих эффектах. И хотя мы должны будем со временем изменить свои концепции насчет последнего и сделать в них некоторые поправки, однако пространная действительность останется непоколебимой, потому что мы не можем никак иначе объяснить себе «возмущения» в этом мире. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). IV. Условия посмертной жизни Глубокая мудрость в сокрытии от нас тайны загробного существования подтверждается тем фактом, что все попытки сделать подробное описание нашей будущей жизни оказались далеко не привлекательными, если только не совсем отталкивающими. Причина этого кроется в известном психологическом законе, по которому никто не в состоянии представить себе того, чего он никогда не видел. Поэтому все концепции насчет духовного состояния вращаются в сфере земных образов с присущими им чертами известного времени и условий. Эти последние большей частью отличаются грубым материализмом и антропоморфизмом и, кроме того, рассматриваемые под углом зрения вечности, являются монотонно-утомительными. Словом «вечность» обозначается понятие, превышающее наш ограниченный ум: пред нею целый биллион тысячелетий оказывается не больше, нежели одна едва заметная песчинка на морском берегу или капля воды в безбрежном океане. Пытались дать некоторое, хотя и слабое, представление вечности посредством примера птицы, которая должна была бы в течение неисчислимо продолжительного времени переносить по малым крупинкам целый земной шар, возвращаясь только однажды в целое тысячелетие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но что много говорить о пользе воздуха? Мы видим, ощущаем эту пользу и теперь, в сию минуту. Воздух донес к вам на своих быстрых крыльях звуки священной меди, – и вы собрались в храм Божий; чрез посредство воздуха вы слышите чтение и пение, умиляющие ваши сердца. Воздух передает вам и нашу беседу о пользе воздуха и о прочих чудных делах Божьих. Дивны дела Твои, Господи; все премудрости сотворил еси ( Пс. 103:24 )! Сими словами пророка Давида заключим сегодняшнюю нашу беседу, хотя о многом еще нужно было бы говорить с вами. Да начертаются эти слова неизгладимо на сердцах ваших, да возбуждают они нас к благоговейному смирению, всегдашней покорности и любви к всевышнему Создателю. Тому слава и держава во веки. Аминь. 4. О третьем дне творения И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и явится суша. И стало так. И собралась вода, которая под небом в свои места, и явилась суша, И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. Быт. 1:9–11 .   До сих пор мы, следуя повествованию св. бытописателя, рассуждали о мире вообще, о небе и воздушном пространстве. Теперь будем говорить о том что ближе к нам – о населяемой нами земле, ее устроении и убранстве. Но прежде всего решим вопрос: на чем держится земля? Чем подкрепил Творец эту безмерную тяжесть? Замечу здесь мимоходом, что кто часто бывает в церкви и внимательно слушает чтение и пение, тот, и не учась наукам, многому может научиться. Так, и предложенный вопрос решает нам Церковь в следующей песни: водрузивший на ничем Землю повелением Твоим и повесивший ее неодержимо тяготеющую и проч. Так, слушатели, огромный земной шар держится – чудное дело! – ни на чем; по велению Божию, он, так сказать, повис в беспредельном пространстве, не имея для себя другой опоры, кроме вечновсесильного слова, единожды изреченного Творцом: «да будет!» – И – новое чудо! – с самого того времени, как земля услышала это всемогущее слово, – и до сих пор она ни на одну минуту не знает покоя, но с быстротою, почти непостижимою, летит вокруг солнца, всегда неуклонно следуя предписанным ей законам. Христианин! встаешь ли ты от сна, приступаешь ли к работе, идешь ли в церковь , – всегда помни, что в мире Божьем все живет и движется, все стремится к своей цели, что земля не имеете даже и того отдыха, который тебе дан; пока ты спишь спокойно, она пробегает тысячи верст, производит и питает тысячи существ; – помни, что и тебя Бог создал не для праздности, а для трудов и деятельности, что ты должен постоянно стремиться к небесному отечеству; – помни все это, – и гони прочь от себя всякую леность и нерадение, но с бодростью и полным усердием приступай ко всякому полезному делу, ходи в мире, и делай в правде заповеди Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Новозаветный Тайнозритель видел зверя, выходящего из моря, с десятью рогами, и на рогах его было десять диадем ( Апок. 13:1 ). В другом видении ему было показано тот же зверь, как зверь багряный, имеющий десять рогов, и было объяснено, что десять рогов суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час ( Апок. 17:3,7,12 ). «Один час есть или краткость времени, или одна часть года, то есть, поворот солнца трехмесячный, после которого покорятся антихристу» 10 , говорит Андрей Кесарийский . «Придет сей, сказанный выше антихрист, говорит св. Кирилл Иерусалимский, когда исполнятся времена Римского царства, и приблизится уже конец Мира. Вдруг восстанут десять римских царей, царствующих может быть в разных местах, но в одно и то же время, а после них одиннадцатый будет антихрист, который с помощью волшебного искусства захватит себе Римскую державу, уничижит трех прежде него царствовавших, имея уже под своею властью остальных семерых» 11 . Лактанций , объясняя возможность падения Римской империи, говорит: «Прежде всего умножатся царства, и верховная власть, раздробленная и разделенная между многими, умалится. Будут тогда постоянные внутренние раздоры, и не будет никакого отдыха от губительных войн, пока одновременно будут царствовать десять царей, которые разделят земной шар не для управления, а для истребления. Они, умноживши до чрезмерности войска, и пренебрегши обработкой полей, что составляет начало разорения и гибели, все разрушат, сокрушат, пожрут. Тогда внезапно восстанет против них от крайних пределов северной страны могущественнейший враг, который, истребивши из того числа трех,– тех, которые будут тогда обладать Азией,– прочими будет принят в союз и наставлен будет главой над всеми 12 . Эти цари скоро подчинятся пришедшему с севера и легко сдружатся с ним, частью потому, что при виде поражения трех царей они потеряют надежду победить его, сознают бесполезность и гибельность дальнейшего сопротивления ему, частно потому, что по своему характеру они будут достойными его предшественниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Общая картина образования моря и суши будет такова. Вначале – твёрдая оболочка литосферы; её покрывает первичный океан – целиком или в значительной части; из этого океана, возрастая в занимаемой поверхности, поднимается суша. Всё это очень неопределённо. Поднятие суши тесно связано с возникновением гор (орогенезом). В библейском повествовании о третьем дне об этом ничего не говорится. Но зато параллельно этому повествованию Пс.103 ( Евр.104 ) в ярких и сильных поэтических выражениях даёт картину чередования воды, суши, возникновения гор и долин. «Бездною, как одеянием, покрыл Ты её; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого они не перейдут, и не возвратятся покрыть землю» ( Пс.103:6–9 ). Особенно замечательно выражение «бездною, как одеянием покрыл Ты её». Бездна, согласно уже установленному нами еврейско-греческому словоупотреблению, означает глубокую воду – океан. Выражение «одеть землю океаном, как одеждой» возможно и имеет смысл лишь при наличии представления о шарообразности Земли. Картина первоокеана, объемлющего земной шар, дана здесь со всей простотой и со всем величием. Не менее знаменателен и ст. 9 этого Псалма, говорящий о возрастании суши и устранении для неё опасности того, что в геологии называется трансгрессией моря. Книга Бытия и Псалтирь дают не подлежащий сомнению наглядный творческий образ земной поверхности, лика Земли; история же этой поверхности, судьбы её и «законы естества», управляющие этими судьбами, представляют бесконечную и почётную задачу для науки. Относительно образования гор и долин полагают, что их возникновение обязано двум главным процессам: общему сжатию и смещению земной коры и местным вулканическим явлениям (собственно извержение и землетрясение). К этим процессам изменения земной поверхности надо, с точки зрения Гербигера и его школы, присоединить внешние, исходящие из мирового пространства факторы в частности рассеивающиеся в земной атмосфере, втягиваемые землёй метеориты и спутники (Луны); они-то и давали в различные геологические эпохи обильный материал, способствовавший изменению состава и вида земной поверхности. К этому надо присоединить ряд наводнений, потопов, трансгрессий (наступлений моря на сушу) и, в частности, большой мировой потоп, в факте которого вряд ли в настоящее время можно сомневаться, – разногласия возможны лишь относительно его хронологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

Он дал также приют в ковчеге представителям всех видов животных, которые иначе не могли бы сохраниться на земле, и снабдил ковчег возможным количеством продовольствия для людей и для животных. В объяснение вопроса, каким образом животные могли собраться к Ною, преосв. Филарет говорит: «не могло ли сие быть произведено некоторым тайным внушением природы и предощущением, подобным тому, по которому некоторые животные и ныне ежегодно совершают отдалённые путешествия» 484 ? К этому можно прибавить, что животные своим тонким инстинктом заранее почувствовали то особенное состояние атмосферы, в которое она пришла от приближающейся космической катастрофы, и стали пугливо собираться в некоторые определённые места, где испытываемое ими тягостное беспокойство, может быть, менее ощущалось. Известно, что перед сокрушительными ураганами и землетрясениями животные выражают некоторое беспокойство тогда, когда человек ещё ничего не предчувствует. Когда Ной устроил всё что было нужно, и окончательно поселился в ковчеге, Бог, говорит бытописание, «затворил за ним». Мы склонны думать, что здесь разумеется не дверь ковчега, а некоторое чудесное ограждение его от опасности со стороны испуганных началом потопа людей. Употреблённое здесь еврейское слово может иметь здесь тот же смысл, как и в словах Давида: «обнажи меч и прегради путь преследующим меня» ( Пс.34:3 ). «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц (года), в 17 день месяца разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом на земле». Если даже предположить, что горы в допотопное время далеко, но достигали той высоты, какой они достигли впоследствии 485 , то и при этом предположении для произведения потопа потребовался бы слой воды, облегавшей весь шар земной, толщиной в 2–3 версты. Откуда взялась такая необъятная масса воды? Источником её полагают, во-первых, воду, заключавшуюся в пустотах земной коры, которая будто-бы устремилась на поверхность земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

По астрономическим наблюдениям еще до изобретения в XVII столетии телескопов уже недосчитывались многих из тех светил, которые известны были с V века. Да и в нашей Солнечной системе виднеются развалины когда-то бывшей большой планеты. Они носятся в пространстве, как бы прикованные тяготением к своему старому месту. Наш Земной шар два раза в год встречает их на своем пути (около 1 июля и 1 ноября). Они касаются тогда нашей атмосферы, производя явление падающих звезд. Вне Солнечной системы в небесных пространствах существует множество таких развалин, блуждающих от одной солнечной системы к другой. Появляясь в наших местах, они наводят невольный ужас своим видом огненного меча, как бы предшественника общественного бедствия. Неподвижные, сверкающие на небе точки, или звезды тоже подвергаются переменам и даже совершенному исчезновению. Некогда усмотрено было, что одна из блестящих звезд переменила свой блеск с белого на красный, и вслед за тем окончательно померкла. С тех пор ее не видно. Наблюдавший это небесно-историческое событие астроном был поражен явлением и невольно воскликнул: «Прославим Бога! Мы видели конец! Значит мир имеет начало». Быть может, для одного из тамошних миров, в среде которого та блестящая звезда служила солнцем, настало то время, о котором возвещено в Евангелии и про наше Солнце, что и оно некогда «померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Mamф. XXIV, 29 ). Надо полагать, что ожидаемая в конце мира огненная катастрофа Земного шара может произойти при столкновении Земли с одной из блуждающих развалин или комет, ибо выражение: «звезды спадут с неба» указывает на известное явление звездного дождя, но, вероятно, в самом обширном значении этого астрономического явления. По Божественному Откровению: «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Nemp. III, 13 ). II. Св. Писание возвещает о Боге, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы» ( Puм. I, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Под низвержением большой горы, пылающей огнем , можно разуметь низвержение дьявола в последнее время, «сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ). Образом этого был древний Вавилон, которому говорит Господь через Своего пророка Иеремию: «Вот, Я – на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою» ( Иер. 51:25 ). В великой ярости, как большая огненная гора, низвергнется сатана в море народов. И треть их будет превращена в кровь. И будет великий плач и стон по земле. Люди, не омытые кровью Христа, вместе с природой будут окунуты в кровь, произведенную сатаной. Но исполнится и пророчество Иеремии: гора огненная, разоряющая превращена будет Господом в гору обагренную, посрамленную. Третий трубный глас Откр.8:10–11 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. И здесь бедствие приходит с неба. Падает звезда, которая охарактеризована тремя качествами. – Она большая. – Она горящая подобно светильнику. – Имя ее «полынь», что указывает на ее горечь. Действие звезды такое, что она, упав на реки и источники вод, делает их горькими и смертоносными для людей. Возможно, что это будет такая катастрофа, когда на земной шар упадет некое космическое тело и падение его будет подобно падению метеорита, горящего при прохождении земной атмосферы. Страшно будет однако действие этой катастрофы – отравление вод. Пресные воды сделаются горькими. Это напоминает событие в Меррах, когда, наоборот, через древо горькие воды сделались сладкими и Израильский народ мог в пустыне утолить свою жажду ( Исх. 15:22–26 ). Далее сказано, что горькими сделалась третья часть вод вообще, без разделения на реки и источники. Так что можно предположить, что отравленной оказалась не третья часть всех рек и вод, а во всех реках и источниках вода на одну треть пошла горькая. Эта горечь вод оказалась губительной и смертоносной, и многие из людей умерли от вод. Так одна за другой катастрофы будут скашивать людей. (Страшный взрыв в Чернобыле в 1986 году напомнил о звезде полынь, отравив воды и воздух на огромных пространствах. Кстати, слово «чернобыль» означает траву полынь. – Ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Псал.94 , [ст.] 3 и далее. Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же. Цари земные обладают только самою незначительною в сравнении со всею землею частию земли, и притом, как люди, они не могут находиться в одно и то же время вдруг во всех местах своих владений. В этом отношении они так же ограничены, как и другие люди. Напротив, Бог – Царь великий по всей земле: как Вседержитель, Он содержит в руках Своих и все концы земли, как человек держит маленький шар в руке своей, и Он в одно время находится во всех местах земли: от Него никто никуда не скроется ни в море, ни на суше: Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте. Море Ему принадлежит: Он сотворил его, и сушу Его руки создали. 6[-7]. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего (слав.: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворившим нас); ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. Ты грешник, ты виноват пред Ним: приди, поклонись и припади к Нему и восплачься пред Господом, сотворившим тебя. Не бойся: ты Его собственность, пасешься на Его пажити, как овца, получивши от Него жизнь. Ты обезоруживаешь Его, если каешься в своих грехах. Что Ему брать с тебя, слабой твари Своей? Судить тебя? Но аще беззакония назрит Он, кто постоит? [ Пс. 129,3 ]. А больше что? Твое добро Ему не нужно: Он Сам все дал тебе и не нуждается ни в чем твоем. Принеси Ему повинную голову – вот и все: Он того только и хочет [от тебя]. Псал.95, 9 [-13 ст.] Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля [слав.: да подвижится от лица Его вся земля (недаром псалмопевец так восклицает: от лица Его, точно, может двигнуться вся земля)]. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Современная палеонтология уже достаточно изучила все виды живых организмов Кембрийского периода: около тысячи различных видов моллюсков, но есть основание полагать, что первая растительность и даже первые моллюски появились все же в конце Архейской эры, также входящей в состав третьего дня творения. В следующий Силурийский период количество моллюсков увеличивается до десяти тысяч различных разновидностей, в Девонский период появляются и двоякодышащие рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Эти рыбы дышали и жабрами, и легкими, поэтому и называются двоякодышащими. Они делают первую попытку превратиться из обитателей моря в обитателей суши, так как двоякий способ дыхания дает им для этого возможность, но не им приходится осуществить эту великую миссию стать насельниками земли. Это осуществляет класс амфибий, из класса позвоночных типа земноводных ящеров. Первый представитель таких ящеров археозавр появляется в конце Палеозоя, т.е. уже на четвертый день творения, и развитие получает в начале Мезозойской эры, в Триасовый период, что по Моисееву сказанию соответствует началу пятого дня творения, с какого пророк и начинает повествование о позвоночных живых существах, известных тогдашнему человечеству: рыб, пресмыкающихся (рептилий) и птиц. Проследив, таким образом, развитие видов третьего и четвертого дня, мы не будем уже возвращаться к ним в повествование о четвертом дне, который весь посвящен астрономическим законам. Четвертый день творения И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи и для знамений и времен (года), и дней, и годов, и стало так. ..И поставил их Бог, на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Быт. 1, 14, 17-19) Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? Потребовались тысячелетия, пока человечество стало способно принять и понять известную нам космогонию. А тогда как можно было объяснить, что земля шар, что люди живут на ней и сверху, и снизу и не падают. И чем держится земля – для этого нужно было, прежде всего, знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так как шахты роются не только в вертикальном по отношению к земле направлении, но и горизонтальном, то внутренность ее оказывается изрытою, как бы прожженною огнем. Здесь, внутри земли, в ее скалах находят прозрачно-синеватый сапфир и золотые песчинки. Иов.28:7 .  Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна; Иов.28:8 .  не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал. Они сокрыты в такой глубине, что ее не могут просмотреть дальнозоркий орел (синодальное: «хищная птица») и коршун, не бывали в этих отдаленных местностях и везде рыскающие шакалы и львы. Иов.28:9 .  На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы; Иов.28:10 .  в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его; Иов.28:11 .  останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет. При добывании металлов и драгоценных камней человек не стесняется пространственными расстояниями (ст. 7–8), не имеют для него значения и другие трудности, препятствия. Он разбивает гранитные камни, производит, где нужно, обвалы, «в скалах просекает каналы» (евр. «jeorim») – галереи, чтобы было возможно следить за рудными жилами металла, и отводить в сторону мешающую работе воду. Иов.28:12 .  Но где премудрость обретается? и где место разума? Земля и земное дают знание о земном; но то, что сверх земли, землею не дается. Она не может сообщить премудрости, (евр. «хокма»), знания вещей в их сущности, последних основаниях, и того высшего религиозно-нравственного видения, которое указывает нормы человеческого существования. Иов.28:13 .  Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Иов.28:14 .  Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня. Премудрости не найдет человек на земле, если бы даже предложил за обладание ею все свои сокровища и исследовал земной шар во всех направлениях: поверхность земли («земля живых» ср. Пс 26.13 ; Ис 38.11 ), подземные воды (евр. «тегом», ср. Быт 49.25 ) и омывающий землю океан. Иов.28:15 .  Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010