«Господи, научи меня, как мне моим талантом послужить людям», — начал было он… Но совесть не умолкала, и он не мог не думать об обиженном друге. Тогда наш герой перехитрил ее. «Вот Иван стал писать иконы, — помянул он друга, раз нельзя было не помянуть его, — может, и мне начать? Я сумел бы лучше его их писать, совсем иначе…» И он постарался представить себе Христа таким, каким он бы его написал. Эта мысль увлекла его, воображение его разгорелось, выразительные и яркие, заиграли краски перед его мысленным взором. О! Он сделает это! Он сделает это так, как никто не делал до него! И вдруг… Что это?! Художник увидел, что некто, сияющий светом, стоит перед ним! Вон… В отдалении… И протягивает руку к нему… Он упал на колени. На мгновение ужас пронзил его, словно предупреждение, словно последний призыв опомниться, но он не внял, не вслушался. Не перекрестился. Он, не отрываясь, смотрел на явившегося ему. Его молитва услышана! Принята! Вот, таким он и напишет Христа! И он с восторгом обратился к тому, кто стоял перед ним: — Господи, просвети! В ответ протянутая к нему рука повернулась ладонью вверх, от нее отделился подобный молнии сверкающий шар и медленно полетел к художнику… И снова жуткое предчувствие сотрясло его: «Еще не поздно, отвернись, откажись, покайся, вернись!» — словно крикнул кто-то возле него. Но он сейчас же отмел от себя этот «малодушный», как он подумал, страх. И с готовностью поднял лицо навстречу ослепительному сиянию шара. Тот послушно приблизился. Художник закрыл глаза. И почувствовал, как нечто вошло в него… словно упругий сгусток ледяного иглистого пара… Неприятно распирая, оно миновало гортань, опустилось в грудь и там остановилось, мешая дышать… И вдруг словно бы рассосалось… Он открыл глаза. Никого не было в комнате. Видение кончилось. Он встал. Мельком взглянул на иконы, но в ответ сердце смутно, тоскливо заныло, и он отвернулся с неприязнью. «Еще бы, — успокоил он себя. — После того, что я видел воочию, все покажется бледным и блеклым!» Ужинать не хотелось, ничего не хотелось. Он лег спать.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Братский денежный доход по общей кружке был следующим: священник 607 руб. 20 коп., дьяк 404 руб. 80 коп., псаломщик 202 руб. 40 коп. По частной кружке: священник 328 руб. 80 коп., дьяк 219 руб. 20 коп., псаломщик 109 руб. 6о коп. Под церковную ограду было отведено 1200 саженей, под площадь 1 десятина 480 саженей. К тому же, в Кырчанах проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из Малмыжа, Котельнича, Уржума, Богородского, даже из Сибири. Торговали лошадьми, шерстью, колёсами, фруктами. Жители села гордились своим храмом и преумножали его богатства и святыни. Свои воспоминания о церкви оставили А. В. Краснопёрова и В. Д. Молчанова, чьё детство пришлось на 30-е годы 20 века. Кырчанская церковь была белокаменной красавицей с крестами, словно кружевами. Звон её колоколов разносился далеко-далеко, ласкал слух, радовал душу. «Малиновый», «серебряный» - так говорит о нём Алевтина Васильевна Краснопёрова, которую бабушка на руках поднимала по тёмной лестнице до колокольной площади. Считалось, что если ребёнок постоит под звучащим колоколом, то он начнёт быстрее и правильнее разговаривать. При входе в церковь была «палатка», в которой оставались на ночь приехавшие на службу издалека. Стены были расписаны так, что краски светились. Крест и круглый шар-макушку часто обновляли, чтобы они сверкали на солнце. Крестьянин Стрижов Василий Михайлович снимал крест лебёдкой, делал блоки. В. С. Байгозин покрывал шар тонкими-тонкими позолоченными листочками, и снова крест и макушку поднимали наверх. Наружные стены белили. Дома священников находились рядом с церковью. В самом большом, каменном двухэтажном, напротив церкви, была квартира священника. В двух полукаменных и в двух деревянных двухэтажных располагались казённые квартиры церковнослужителей. В селе жили священники из знаменитого рода Васнецовых – Прокопий Иосифович/1726-1786г.г./, Андрей, Иван, Георгий. Ещё в одном церковном здании в конце 19 века была открыта церковно-приходская школа для мальчиков. После революции всё изменилось, и Троицкая церковь разделила судьбу многих храмов. В 1935 году селу Кырчаны присвоили статус районного центра, что во многом ускорило уничтожение церкви. Президиум Кырчанского райисполкома от 23 марта 1935 года постановил «закрыть церковь в селе Кырчаны, а помещение использовать под школу».

http://sobory.ru/article/?object=19447

В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. Начало недостроенной галереи оформили как притвор. В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова - Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви. В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. В 1925 году в этом храме патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены семью слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. Богослужения возобновлены 23 сентября того же года. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со патриархом Алексием II . В 1999 г. на праздник Вознесения Господня храм освящен архиерейским чином. Во время ремонта храма в 2001-2002 гг, был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта - А.Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II 20 мая 2004 года. При храме действует воскресная школа для детей. Святыни Настоятели Использованные материалы

http://drevo-info.ru/articles/28179.html

Впрочем, это искажение еще меньшее из зол: в Москве можно видеть и худшее. Архитекторы, лишенные вдохновения и утратившие смысл храмовой архитектуры, всегда заменяют идейное завершение церкви или колокольни каким-нибудь внешним украшением; все их помыслы направлены к тому, чтобы чем-нибудь и как-нибудь ее изукрасить. Отсюда рождаются прямо чудовищные изобретения. Иногда завершением колокольни служит золоченая колонна в стиле Empire, которая могла бы служить довольно красивой подставкой для часов в гостиной. Я знаю церковь , где над куполом имеется беседка с колонками Empire, на беседке чаша, на чаше что-то вроде репы, над репой шпиль, потом шар и, наконец, крест. Всем москвичам знакома церковь , которая вместо луковицы завершена короной, потому что в ней венчалась императрица Елисавета. И наконец, одним из самых крупных памятников дорого стоящего бессмыслия является храм Спасителя: это – как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва. В этих памятниках современности ярко выразилась сущность того настроения, которое имело своим последствием гибель великого религиозного искусства; тут мы имеем не простую утрату вкуса, а нечто неизмеримо большее – глубокое духовное падение. Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу. Древний зодчий, как и древний иконописец, находит там луч солнечного откровения, а строители нового времени возносят ко кресту свои придворные или житейские воспоминания. У древних строителей в душе огонь Неопалимой Купины, а у новых золотая корона, луженый самовар или просто репа. В этом ужасающем сходстве новейших церковных глав с предметами домашней утвари отражается то беспросветное духовное мещанство, которое надвинулось на современный мир. Именно благодаря ему никакой действительной встречи двух миров в нашей церковной архитектуре не происходит. Все в ней говорит только о здешнем; все выражает только плоскостное и плоское мироощущение. Падение иконописи, забвение иконы при этих условиях не требует дальнейших объяснений. То самое духовное мещанство, которое угасило огонь церковных глав, заковало в золото иконы и смешало с копотью старины их краски.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена. Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца. В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода. В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал. В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму " Большое Вознесение " во главе со Святейшим патриархом Алексием.

http://sobory.ru/article/?object=02267

О нынешнем иконостасе церкви и о нынешней живописи церкви и трапезы, которые, как почти и все в теперешней лавре, идут от митрополита Платона, то же Краткое описание говорит: «Оная церковь с олтарем, трапезою и сеньми (папертью) украшена внутри и росписана превосходною живописью (до которой, как значится в описи лавры 1768 года, стены и своды церкви были убраны штукатурною работою и местами раскрашены краскою): в ней иконостас, позлащенной и местами по серебру прикрытой голубою краскою, сделан вновь, и святыя иконы, кроме нижних местных образов, написаны наилучшею живописною работою, а на стенах клеймы позлащены червонным золотом, а прочия штукатурныя фигуры посеребрены; краски же положены в олтаре вердеповаго (зеленого), в церкви голубаго, в трапезе палеваго, а в сенях розоваго цвета, которое все внутреннее украшение сделано в 1778 и 1780 годах тщанием преосвященнаго митрополита Платона». Между 1840–1847 годами стенная живопись была возобновлена. В 1883 году иконостас позолочен вновь, а живопись опять возобновлена. Перед амвоном висит большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов, – вклад царя Ивана Васильевича Грозного (как будто оно есть то паникадило, которое в 1641 году находилось в Троицком соборе и о котором мы привели выше слова описи монастыря сего года), а костяной шар под паникадилом, по преданию, работы Петра Великого. В церкви с алтарем пол мраморный, а в трапезе – чугунный. [В алтаре за престолом ныне находится серебряный седмисвещник, устроенный митр. Платоном, см. выше, с. 183]. Над церковию, именно над одною церковию – без трапезы, находится верхний этаж. В этом верхнем этаже помещается монастырская библиотека. Самая трапеза не служит для вседневного употребления – в ней только учреждаются соборные столы в большие праздники и в высокоторжественные дни [см. снимок на с. 214], а будничная трапеза братии – в пристройке к трапезе с южной стороны. Под трапезною церковию и под трапезой устроены братская кухня, и хлебопекарня со всякими амбарами и кладовыми для съестных припасов, и странноприимная столовая для простого народа (служащая главным образом для зимы, ибо летом, за исключением дней ненастных, народ кормится на открытом воздухе, на поставленных у столовой столах), заведенная наместником Антонием в 1834 году. 8. Михеевская церковь

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

И был Сын один в Муках Своих. И был Отец один в Своих Муках. У Отца не было больше Сына? ...В бесконечных промерах Космоса нёсся шар Земли. Чрез великие просторы Вселенной он нёс Страдания Голгофы. А над всем Отец в Страдании Своём и страшной Пассии Отцовской. Он отдал Сына Своего Единородного и Возлюбленного. Только спасённые миры текли по Ним вместе с шаром Земным по от века назначенным им стезям в бесконечных пространствах. Страдала Матерь. Страдал Сын. Страдал Отец. И содрогнулась тогда в страдании Вселенная. Страдания Неба (Ангелов) Бог, «когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр.1:6 ). От самого рождения Христа Ангелы были с Ним. В Рождественскую ночь они огласили своим славословием и пением Вифлеемскую ночь. И вот – Крест. Пассия. Страдания Христа, в тайну которых желают проникнуть Ангелы ( 1Пет.1:12 ). Они тогда низко склонились с Небес, изумлённо взирая. Не удержался один Ангел. Слетел с Небес во тьму Гефсиманского сада и укреплял Великого Страдальца. По церковному Преданию, это был Архангел Гавриил. Ангелы не могли плакать со Христом. Ибо «хоть Ангелы прекраснее людей, но в их очах нет слёз» (Метерлинк, бельгийский поэт 5 ). Но Небо склонилось к Земле. Ангелы были с Ним. Двенадцать легионов могло бы заступиться за Страдальца ( Мф.26:53 ). Но им не было велено вступить в брань. И в Том было их страдание, что нельзя было заступиться. А на Голгофе уже не было Ангела–заступника ни одного. Страдалец должен был страдать один... Была Тьма. От тех Страданий содрогнулись Небесные воинства, незримо для людей склонившиеся с Неба. ...А в бесконечных просторах Космоса всё нёсся шар Земли. Над ним были с незримых Небес склонившиеся Ангелы. А огонь голгофских Страданий поглощал тем временем свою Жертву всесожжения. Страдания Земли Шар Земной, ты много страданий нёс в Тот Страшный День. А что было с тобой самим? Как перенёс ты Голгофскую Пассию? Стихии природные, как взирали вы на Страдания своего Владыки и Творца? «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах.14:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И когда настала очередь соединения элементов О и Н, на землю полились целые потоки дождя, воды которого сначала, при приближении к земной поверхности, должны были, вследствие ещё высокой температуры земли, превращаться в пар. Но, наконец, земля настолько охладела, что воды могли уже на ней собираться. Часть воды заняла землю в виде огромного сплошного кипящего моря, часть же носилась над землею в виде густого океана паров, подымавшихся из кипящего моря-земли. Сначала пары клубились над морем, как над кипящим котлом, но море, постепенно охлаждаясь, делалось все более и более спокойным, легкие пары, подобно туману, росе, постепенно подымались в высоту, где, под влиянием более холодной температуры, соединялись в густые облака, сплошные тучи, за которыми не видно было ни солнца, ни звезд. Между нависшим над земным шаром океаном облаков и землей-морем, в очищенной от паров атмосфере, появляется в первый раз прозрачный воздух, т. е. смесь О и N, кислород и азот, лазурное пространство – твердь, которое собой отделило воду над твердью от воды под твердью. «И оказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место и да явится суша»; и стало так. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод назвал морем. И сказал Бог: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плоды»... И был вечер, и было утро, – день третий» (9–14). Вода, заливавшая земную поверхность, охлаждаясь сама, естественно, должна была охлаждать и земной шар с его содержимым. От охлаждения происходило сгущение веществ, составлявших земной шар, и, следовательно, уменьшение его объема. Твердая оболочка, покрывавшая шар, лишилась достаточной опоры, вследствие чего начинала оседать; подземный огонь коробил плотную поверхность, бороздил её трещинами, как бы заставляя её сжаться для сопротивления внутренней силе. Появились на поверхности шара значительные неровности, складки, которые выступили из воды и наметили очертания материков и гор; суша отделилась от воды – первая образовала землю, вторая – моря и океаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Уста Страдальца–Сына произнесли: «Жажду!» ( Ин.19:28 ) На Голгофе в то время была тьма. Это Чаша гнева Божия, от века занесённая над родом людским, над Шаром Земным, опрокинулась. И Он испил её всю. Всю до дна, до последней капли. До последней капли гнева Божия, до последней капли греха и страданий людских. ...Его Кровь истекла. Он отдал ее всю Земле. Она просочилась до черепа Адамова, погребенного на Голгофе под Лобным местом, под основанием Его Креста, и смыла его. А в Его Теле струился теперь уксус вселенских страданий и мук из испитой Им Чаши... ...В бесконечных просторах космоса нёсся шар Земли. Страшная извечная Чаша была опрокинута на него. На нём стучали удары молотка... Три часа нёсся шар Земли в вечном мраке бесконечных пространств. Чаша была испита. Шар Земли вырвался из мрака, брызнул Свет, и он понёсся навстречу в его объятия. О чём страждешь ещё, Христе, Божественный Сын и Сын Человеческий? Удар Копия Иудеи, дабы не оставить тела распятых висящими на крестах в субботу – ибо та суббота была день великий, день ветхозаветной Пасхи – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и тогда, уже умерщвлённых, снять с крестов. Так и сделали они. Но когда воины пришли к Иисусу и увидели Его уже умершим, то не стали перебивать Его голеней, но один воин ударил Копьём, пронзил Его рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. Пот, терния, укус змия. К этому в проклятии Божием за грех прародителей в Эдеме было присоединено ещё и такое. Жене Еве сказал Господь: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» ( Быт.3:16 ). И эти муки взял на Себя Христос, Сын Жены. По разумению Церкви, Дева Мария, избранная из жён, родила Сына Своего безболезненно 3 . О том пророчествовал ещё Исаия: «Ещё не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли её, разрешилась сыном. Кто слыхал такое? Кто видал подобное этому?» ( Ис.66:7–8 ). Это могло произойти только лишь потому, что все муки чадородия принял на Себя Христос, Божественный Сын и Сын Человеческий. В страшных Голгофских Муках Он родил новых чад. Вместо рода первого Адама на Голгофе был порождён род Нового Адама, род Христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Все видимое, из чего состоит мир вещественный, по первоначальном своем сотворении, не имело в себе ничего определенного: это было что-то безграничное, как бездна,– без прочных оснований, без уставившихся образов, как воды; нечто такое, чего нельзя созерцать и о чем нельзя ничего сказать положительного. Между тем Дух Божий носился над этим составом вещественного мира и вливал в него живоносную силу. Быт. 1:3–25, 27, 31; 2:1–8 Действительное устройство миру Бог сообщил посредством Своего Слова. Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы; присутствие света назвал днем, а тьму – ночью. Этим наименованием дня и ночи Он положил начало времени, которым измеряется бытие земного мира и продолжение всех существ, находящихся в нем. Когда свет совершил свое первое срочное движение, – определились: вечер, утро и день. Во второй день Бог сказал: «да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод!» Тогда в новосозданной бездне бытия, или так называемых первоначальных водах, произошло разделение. Образовались открытые пространства, доступные свету. Они отделили темные массы вещества, из которых образовались огромные тела, в бесчисленном множестве рассеянные в неизмеримой области мироздания. Все эти мировые тела, в том числе и наш земной шар, твердо удержаны в своих Постоянных пределах силою, заключенною в тех пространствах; оттого совокупность их означена наименованием тверди. И назвал Бог твердь небом. В третий день Бог сказал: «да соберутся воды под небесами в одно место, и да явится суша!» Так и стало: выдвинулся материк; воды втекли в углубления; океан опоясал шар земной. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод – морем. Потом оказал Бог: – «да произрастит земля зелень, траву с семенем и дерева с плодами, в которых заключалось бы семя для продолжения их рода на земле!» – Земля произвела и зелень, и траву, и дерева. В четвертый день Бог оказал: «да будут светила на тверди небесной, чтоб отделять день от ночи, быть знамениями, определять времена, дни и годы, и да освещают они землю с тверди небесной! » И поставил Бог на тверди небесной солнце для освещения дня, месяц для сияния в ночи, и звезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010