Итак, воплощенный Бог , Бог во плоти, Богочеловек Иисус Христос есть Истина всех новозаветных истин; с Ним стоит или падает вся Церковь , все Богочеловеческое домостроительство спасения. Это душа всех новозаветных и церковных деяний, подвигов, добродетелей, событий, это благовестие над всеми благовестиями, а точнее, великое и всеохватывающее благовестие, и оно есть мера всех мер. Им, как самым надежным мерилом, измеряется все и вся в Церкви, в христианстве. Вот суть этой истины: кто не признает воплощенного Бога, Богочеловека Иисуса Христа, тот несть член Церкви, несть христианин, и более того, он – антихрист. Об этом непогрешимом мериле благовествует и святой Апостол и боговидец Иоанн Богослов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4,1–3 ; 1Ин. 2, 22 ; 1Кор. 12,3 ). Итак, все духи, которые населяют наш земной шар, делятся на 2 вида: на тех, которые от Бога, и на тех, которые от диавола. От Бога суть те, которые признают и исповедуют, что Иисус Христос есть воплощенный Бог Слово, Господь и Спаситель; а от диавола суть те, которые этого не признают. В этом вся диавольская философия: не признать Бога в мире, не признать Его присутствия и влияния на мир, не признать Его воплощения, вочеловечения в мире; твердить и проповедовать: нет Бога ни в мире, ни в человеке, ни в Богочеловеке; бессмысленно верить, что Бог воплотился в человека и может жить как человек; человек весь без Бога, существо, в котором нет ни Бога, ни Божьего, ничего Божественного, бессмертного, вечного; человек полностью преходящ и смертен, по всем признакам он принадлежит к животному миру и почти ничем не отличается от животных, поэтому мол, и живет естественно, как животные, которые ему единственные законные предки и естественные собратия...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Итак, царь Давид говорит несколько раз Господу: «Скажи мне...» Что же он просит? В частности, псалом 142 говорит: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Пусть эти слова будут вашей частой молитвой, дорогие христиане, потому что нам всю жизнь приходится совершать выбор: ложиться на операцию — не ложиться на операцию, продавать квартиру — не продавать квартиру, простить или гневаться, промолчать или рассказать, что-нибудь ещё. Это всё, на самом деле, очень важный выбор, от которого жизнь вселенной зависит, и человеку необходимо, чтобы Бог руководил им — это и есть царственная свобода и священство, которое подарено нам во Христе Иисусе. Итак: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». И ответом на этот вопрос будет озарение внутри, даст Бог, ясная мысль, приносящая спокойствие, и/или целый ряд внешних обстоятельств, которые подгоняют человека именно в конкретную ситуацию так, чтобы он как шар в лузу на бильярдном столе зашёл в нужное место в нужное время, и это было ему правильно и хорошо. Это будет ответ на молитву: «Скажи мне, куда мне идти». Ну и псалом 38, надписанный как «Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида»: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». Это вопрос человека о том, сколько ему осталось. Здравым умом рассуждая, разбрасывая этот пасьянс, мы понимаем, что сколько-то мне осталось. Т.е. я же понимаю, что не буду жить триста, четыреста, пятьсот лет, что до конца столетия вряд ли доживу. Не то, что вряд ли, а точно не доживу. Даже до половины его вряд ли доживу, скорее всего. Сколько мне осталось? Почему этот вопрос очень важен? Потому что можно распределить свои силы жизненные, и страшновато, конечно, спрашивать, но надо спрашивать и об этом. Вот ты находишься, например, на отдыхе в пансионате каком-нибудь, и ты знаешь, что у тебя билет или путёвка с 1-го по 15-е. 1-го числа, когда ты заехал в пансионат, тебе хорошо, потому что у тебя впереди ещё две недели прекрасного отдыха: ванны, прогулки, купания, чтение, сон глубокий, лесная тень, шептание струй, новые знакомые, четырёхразовое питание, торшер у изголовья кровати, книжка интересная на тумбочке — всё впереди у тебя.

http://radonezh.ru/text/skazhi-mne-gospo...

Как некогда Бог явился Лавану во сне и велел ему не говорить худого бежавшему Иакову ( Быт.31:24 ), так было и здесь. В ночном саду ещё только пленяют иудеи Иисуса, а во сне уже страдает жена Пилата за Праведника. Ещё Пилат не знает, что ему предстоит судить Иисуса, да и не знает ещё, кто Он, а жена его уже страдает за Него во сне. Что Пилат подспудно чувствовал, видя пред собою обвиняемого иудеями Иисуса, то было открыто его жене во сне. Пред ними был Праведник. И мучился Пилат на судейском месте, и страдала много жена его во сне. Столь велико было страдание её сонное за Иисуса, что просит мужа своего не делать Ему ничего худого. Но худое было сделано. Откровение Божие во сне жене Пилатовой было отвергнуто мужем её. ...А шар Земной всё нёсся в бесконечных просторах Космоса. Страдания учеников Тогда «все ученики, оставив Его, бежали» ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Во всех гонениях, невзгодах и бедствиях никогда Иисус не оставлял их, не бежал. А они, оставив Его, бежали. Сбылось предречённое им Иисусом: «Все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Они тогда не поверили этому и не вняли. Заверяли, что никогда не отрекутся от Него. И вот в Гефсиманском саду, где только что, вместо молитвенного бодрствования, они спали, настигло их искушение. Все ученики разбежались. Разбежались, оставив Учителя в смертельной опасности, когда Его с мечами и копьями схватила ночная толпа. Один юноша, видимо, Иоанн Марк, завернувшись по нагому телу в покрывало, последовал за Христом. Значит, не мог страх вовсе заглушить совесть и верность Учителю. Но воины схватили его. И тогда он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Оставив покрывало мужества, обнажив свой трусливый страх, убежал. Подобно он ещё раз поступит, оставив Апостолов Павла и Варнаву в их первом миссионерском путешествии одних, а сам вернувшись домой. А тогда разбежались все. Воистину, в Ту Ночь и в Тот День каждый скорбел о своём. При сверхчеловеческих страданиях Учителя учеников постиг ужас и страх за свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как победить всех врагов, чтобы они легли под ноги наши? Нужно победить самого себя, потому что главный наш враг – это мы сами. 3. О любви Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит, мы любим Бога. Кто говорит, что Бога любит, а сам ближнего ненавидит, тот лицемер и лжец, – говорит св. апостол Иоанн Богослов, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Надо развивать в себе качества любви. С каждым человеком надо обращаться ласково, спокойно, стараться любовью растворять каждое слово. Особенно нужно любить врагов, обидчиков своих, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому совершенству призывает нас Господь: «Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас…» (Мф. 5, 44). Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей. Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добром. Так, двенадцать апостолов, которых, как овец, послал Господь в огромную стаю волков, то есть в языческий мир, победили его чем? Только любовью. Господь, посылая их на проповедь, сказал: «Тогда узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Если же между нами нет любви, то мы не дети Христовы, а дети дьявола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который постоянно принуждает нас ко злу. Мы должны очистить душу от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоуханный сосуд, предстанет в обители Рая, где Господь наполнит ее Небесной радостью и благодатью. Святые отцы говорят: «О Рай, о Рай! Я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих Его». Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит. Если одна капля сладости упадет из Рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Его! 4. О целомудрии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ключевая мысль М.А. Емельянова-Лукьянчикова о том, что кроме циклов развития отдельных цивилизаций существует и более крупный всемирный цикл надцивилизационного развития, может послужить отправной точкой для дальнейшего философского рассмотрения «вложения» циклов друг в друга: дневного, месячного, годового, столетнего, тысячелетнего и т.д. В свете новейших исследований особо длительных циклов и разговоров о том, что в начале XXI в. конец частичного цикла развития капитализма совпал не только с концом западной цивилизации, но и с концом многотысячелетнего цикла развития человечества после «аграрной революции», что делает наступающий мировой катаклизм поистине беспрецедентным, книга М.А. Емельянова-Лукьянчикова способна стать еще одним камнем на чашу весов тех, кто предупреждает о том, что человечеству предстоит столкнуться с небывалыми вызовами. При этом очень важно, что и в «Иерархии радуги», и в «Распятой радуге» М.А. Емельянов-Лукьянчиков предлагает оригинальное толкование сна пророка Даниила в качестве разъяснения смысла своей концепции надцивилизационного развития. Упадок западной и русской цивилизаций в настоящее время, по мнению автора, не случайно совпал с началом мирового постцивилизационного этапа вообще – этапа, когда антрополатрия сначала в форме трех лжеидеологий либерализма, социализма и племенизма, а затем в итоговой форме цезаризма охватит весь земной шар. «Последний, беспрецедентный конфликт цивилизаций, завершающее столкновение Традиции и антрополатрии еще впереди», – предупреждает М.А. Емельянов-Лукьянчиков «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24:32–33). В связи с этим можно сказать, что выдающийся историософ нашего времени М.А. Емельянов-Лукьянчиков действительно взял подобие от смоковницы и, оглянувшись назад, предупредил тех, кто еще имеет уши, чтобы слышать. Чтобы в наш темный век они не участвовали в злодениях тех, кто распинает радугу во имя антрополатрии. «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Отк. 18:4–5).

http://ruskline.ru/special_opinion/novye...

Летопись Русской Жизни Телеграмма министра Императорского Двора Курск. 12-го декабря Императорский поезд, следуя с Их Величествами и Августейшими детьми из Севастополя в Царское село, имел остановку на станции Белгород… Депутации имели счастье приветствовать Его величество хлебом-солью и поднести икону святителя Иоасафа. Ея Величество Государыня Императрица Александра Федоровна изволила принять букет от курского дворянства и иконы и рукоделия от белгородского женского монастыря и женских гимназий и ремесленного училища. Государь Император поблагодарил депутации за хлеб-соль и святые иконы, и с Августейшим семейством проследовал в Троицкий собор, где их Величество молилось у раки новопрославленного святителя Иоасафа, после чего изволили проследовать в Императорский поезд. Войска, учебные заведения и местное население восторженно приветствовало проезд Их Величеств по городу. 31 Петрозаводск, 25 декабря «Вот я возвещаю Вам великую радость, потому что сегодня родился Спаситель Mipa». Долго и напряженно ждали народы этой радости, ждали, «как иссохшие деревья ждут дождя». Истомились они от нравственных страданий и мук, нигде и ни в чем не находя «мира и утешения». Непроглядный мрак окутывал землю, и люди бродили словно в могильной темноте… Одно у них было утешение: вот придет «желаемый всеми народами, придет Спаситель и научит новой жизни». Лучшие люди верили, что Он «восстановит на земле золотой век», что Он «возвестит мир народам», и люди, под влиянием Его учения, перекуют свои мечи на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать (Npop.Ucaiя). «Смотри, как земной шар колеблется, земля и море и глубокое небо волнуются; смотри, как все восторгается перед наступлением новой эры!» (Вергилий) И вот эта новая эра наступила… Начались не новая страница, а новая жизнь и новая история жизни. Занялась заря новой жизни. Взошло солнце правды и осветило светом разума, светом любви и добра и красоты всю землю… Небожители приветствовали появление Его восторженною песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей благоволение!»…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

МИХАИЛ, архиепископ Астраханский и Енотаевский, магистр богословия Говоря о провиденциальных изменениях, претерпеваемых миром в результате спасительного дела, совершённого Господом Иисусом Христом, лучше всего оперировать понятиями «преображение» и «преобразование». Первый из них мы будем применять преимущественно в эсхатологическом плане как термин возвышенный, относящийся, главным образом, к изменениям, выходящим за пределы, посюсторонности, а второй, более универсальный, описывает любые глубокие изменения в отдельном человеке и в человеческом обществе, происходящие под целеустремленным воздействием внешнего субъекта, в данном случае – под воздействием спасающей воли Божией. Смысл всего, что совершается Богом в целях преобразования мира, обусловлен греховностью мира. В результате грехопадения и дальнейшего развития греха, его укоренения в человеческой природе в форме усвоения и передачи – по закону наследственности – из поколения в поколение греховных навыков и привычек человечество не только оказалось обремененным виновностью перед своим Создателем, но подверглось глубокой нравственной порче, охватившей его духовную и физическую природу. «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ), – писал апостол Павел, а апостол Иоанн еще более обобщенно говорит: «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). Грех настолько основательно извратил человеческую душу, что она мыслила, чувствовала и желала греховно и голос совести, равно как и свет Откровения там, где еще были его проблески, беспощадно подавлялись диавольскими силами идолопоклонства, рабовладельчества, угнетения и разврата. Ветхий Завет донес до нас поистине трагическую историю непрерывной борьбы отдельных светозарных личностей, боговдохновенных провозвестников откровенной истины с застилавшей весь земной шар греховной мглою, угрожавшей поглотить последние остатки истинного богопочитания, еще сохранявшиеся в избранном народе. Но и лучшие из лучших, всматриваясь в самих себя, не могли сказать о себе ничего более утешительного, как: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... не живет во мне... доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:15–20, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Мф.13:42 .  и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; Выражение «печь огненная» встречается у Матфея только два раза, здесь и в стихе 50 (ср. Откр.1:15, 9:2 ). Все эти и подобные выражения, несомненно, указывают на приговор столь тяжкий, что Господь сошел с небес и вкусил все мучения смерти, чтобы избавить людей от самого ведения тайны страданий, которая выражается в словах: «там будет плач и скрежет зубов». Мф.13:43 .  тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Объясняя это место, Феофилакт говорит: «Так как солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут как боги». Некоторые еретики делали из слов Христа странные выводы и думали, что в воскресении тело наше преобразуется в шар и будет похоже на солнечное тело. Такое мнение разделял Ориген . Но здесь не говорится о том, что праведники сделаются солнцами, а только что они просветятся как солнце. Имеется в виду, конечно, духовный свет. Пророчество относится к будущему, и потому истолковывать его в каком-либо точно определенном виде было бы преждевременно. Мф.13:44 .  Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Перевод точный, но недостаточно грамматический, потому что можно догадываться больше по смыслу, что «которое» относится к сокровищу, а не к ближайшему слову «поле». То же и о «нем». В данном стихе выводится человек, который без намерения и труда находит скрытое в земле на чужом поле сокровище. Эта и следующая притча раскрывают больше природу учения о Царстве, чем указывают на его распространение, как в предшествующих притчах. Евангельские вести о Царстве так привлекательны, что человек отдает все, что имеет, чтобы их услышать. Притча о сокровище, скрытом в поле, встречается только у Матфея. Мф.13:45 .  Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, Мф.13:46 .  который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На этом нам надо задержаться. Коли уж мы занялись интерпретацией Священного Писания, надо делать это грамотно. Со времён Оригена мы знаем, что прочтение Библии осуществляется на трех уровнях: телесном — историческом, душевном — нравоучительном, и духовном — философски-богословском, или мировоззренческом. Богопознание обретается на третьем уровне, а он всегда метафорический. Дело в том, что Библия, обращённая ко всему человечеству, вынуждена пользоваться общедоступным языком, а он приспособлен преимущественно для отражения предметной действительности, то есть феноменов, и почти не имеет в себе средств для описания духовного мира, то есть ноуменов; поэтому любой богословски значимый сюжет Библии есть притча. Притчей, конечно же, является рассказ об Эдеме, и понять его помогает аналогичная новозаветная притча о злых виноградарях ( Мф. 21:33-41 ; Мк. 12:1-9 ; Лк. 20:9-16 ). Владелец виноградника отдал его во временное пользование виноградарям, а сам отлучился. Арендаторы, войдя во вкус, решили стать владельцами виноградника и избивали и даже убивали посланцев Господина, приходивших за плодами. Кончилось это тем, что истинный Хозяин, возвратившись, жестоко наказал наглецов. Все толкователи сходятся на том, что виноградник — это вся Вселенная, а его Владелец — Господь Бог. Создав мир, Творец предоставляет его в пользование человеку, и горе человеку, если он возомнит себя самостоятельным хозяином, то есть займет место Бога. Ровно о том же самом говорит ветхозаветная притча об Эдеме. Конечно же, Эдем — это весь земной шар с его дивными разнообразными животным и растительным царствами. Получив его в пользование, Адам и Ева захотели сами стать «как боги» и для этого вкусили запретный плод. Наказание, которому они подверглись, в Библии названо «изгнанием из рая», но, конечно, оно не было физическим изгнанием: просто люди были лишены прямого богообщения и были вынуждены вести полную скорбей трудовую жизнь. Следующее место Библии, проливающее свет на наш вопрос,— это сюжет с потопом. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6:5-7 ). Это очень информативный текст. Во-первых, из него следует, что Богу нужен человек не какой попало, а только благой, преисполненный добра. Во-вторых, мы видим, что все другие твари, создание которых предшествовало созданию человека, сами по себе Богу не нужны; они лишь образуют пирамиду, вершиной которой является человек. Ради него и предпринято всё творение.

http://azbyka.ru/fiction/mysli-pered-zak...

Начало установлению гармонии и порядка положено при первоначальном устройстве земли, получившей, подобно зданию, определенные размеры ( «кто положил меру ей?»), гармоническое распределение частей ( «кто протягивал по ней вервь?») и известное положение среди других тел в воздушном пространстве (ст. 6, ср. Иов 26.7 ). Свидетелями проявления этой заложенной в первозданную землю гармонии были не люди, тогда еще не созданные, а утренние звезды. Они первыми увидали земной шар после того, как первобытный мрак сменился светом, и первыми воздали хвалу Создателю (ср. Пс 18.2, 148.3 ; Сир 43.1 ). Вместе с ними восклицали от радости, как это бывает при закладке здания ( 1Ездр. 3.10 ; Зах 4.7 ), «сыны Божии» – ангелы ( Иов 1.6 ). Иов.38:8 .  Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, Иов.38:9 .  когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, Иов.38:10 .  и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, Иов.38:11 .  и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Внесением подобной же гармонии сопровождалось упорядочение водной стихии. Ей, вышедшей из недр земли и готовой разлиться по ее поверхности, были поставлены непреодолимые препятствия в виде берегов, дальше которых она не может идти. Иов.38:12 .  Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, Иов.38:13 .  чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, Иов.38:14 .  чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, Иов.38:15 .  и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Неизменно поддерживается правильный установленный Господом порядок смены тьмы светом ( Быт 1.4 ). Утро наступает в свое время, и его предвестница – заря охватывает при своем появлении своими краями (буквально: «крилами», ср Пс 138.9 ) землю, на которой покоилась ночь, как покрывало, и, сильно встряхнув его, разгоняет мрак. Гармоническая смена физических явлений служит в то же самое время целям нравственного и эстетического миропорядка. С появлением света прекращаются темные дела нечестивых (ср. Иов 24.13 ), и бесформенная во время ночи земля с массою утративших свои очертания предметов выступает во всем блеске красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010