Дамаскином, сказано: вижу во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту? Действительно, и в теле есть следы образа Божия, но только потому, что душа выражается в нем, как в своей внешней оболочке, особенно же в глазах, которые не даром названы зеркалом души. Кроме того, тело наше может быть названо образом Божьим потому, что Бог Сын принял оное на Себя, обожил Его и вознес с Собою на небо, как было, без сомнения, определено в совете Пресвятой Троицы еще до создания человека. Теперь мы знаем, в чем состоит образ Божий. Но человек сотворен не только по образу, но и по подобию Божию. В чем состоит подобие Божие? Человек делается подобным Богу чрез надлежащее употребление тех способностей, в которых отпечатлен образ Божий, т. е., когда ум его стремится к познанию Бога и Божественных истин, когда воля или свобода его направлена к добру, любит только то, что угодно Богу. Послушаем, как об этом учит наш святой соотечественник, святитель Димитрий. «Образ Божий, говорит он, приемлет душа во время своего от Бога создания; подобие же в ней совершается во время крещения; образ в разуме, подобие в произволении; образ в самовластии (свободе), подобие же в добродетелях, яко же и Христос в Евангелии глаголет: будите подобны Отцу вашему, иже есть на небесах ( Мф. 5:48 )». И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (1:26). Какая могущественная власть, какое обширное царство вручается человеку! Он владыка суши и моря, повелитель всего живущего на земле, он видимый представитель, или как бы наместник Самого Бога. Потому-то, без сомнения, он и создан после всех видимых тварей, после того, как земной шар получил полное устройство и украшение. Он вводится в Мир, как царь в готовое царство, как домовладыка – в обитель, для него устроенную! И действительно, все на земле служит этому царю и домовладыке, все покоряет он себе своим разумом, со всего берет дань; земля и вода, огонь и воздух, как послушные рабы, удовлетворяют его нуждам и удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносить Его во веки. Под землею здесь разумеется земной шар. Слава Господа проявляется в том, что Творец, по словам псалмопевца, утвердил землю на основаниях ее (т.е. на собственной ее тяжести, как на твердом основании), на котором она не поколеблется ( Пс. 103:5 ), – или, по словам церковной песни: «на ничесомже водрузил землю повелением Своим и повесил ее, неодержимо (без сторонней поддержки) тяготеющую». Слава Божия открывается на земле также в том, что все дела рук Божиих, наполняющие и украшающие землю, свидетельствуют о премудрости и благости Божией. Эти дивные дела перечисляются в дальнейших стихах. Дан.3:75 . Благословите, горы и холми, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Горы возбуждают нас благословлять Господа за дары благости Его, проявляемой чрез них. Горы орошают землю обильною влагою, изливаемою на землю от покрывающих горные вершины снегов, облаков, паров. Горы защищают поля и долины от бурь и от зноя. В недрах гор содержится неистощимый запас минералов и металлов. Горы покрываются могучею древесною растительностью (дубы, кедры). Горный воздух благоприятствует здоровью. Горы служат естественными границами государств и лучше всяких искусственных сооружений оберегают их от неприятельских вторжений. Горы и холмы дают удобное пристанище для уединения, безмолвия и молитвы. Дан.3:76 . Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Прозябения земные располагают благословлять Господа красотою своею и наипаче пользою. Красотою отличаются и восхищают зрителя особенно цветы. «Посмотрите на полевые лилии, – говорит Христос, – как они растут? Не трудятся и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Польза от растений весьма разнообразна. Они питают людей и бессловесных животных, очищают воздух, втягивая в себя вредные для здоровья части воздуха, дают материал для построек, для отопления. Псалмопевец, прославляя Господа за дары растительного царства, говорит: Ты един, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека. Правда, человек употребляет и собственные усилия для разведения и обработки хлебных и виноградных растений, одних для удовлетворения насущных потребностей, других для услаждения вкуса (вино веселит сердце человека); но ни те ни другие без содействия Божия, без дождя и теплоты не могут возрастать и приносить плоды ( Пс. 103:14–15 ). Еще очевиднее обнаруживается это в растениях диких, или в древах Божиих, каковы величественные кедры ливанские, возрастание и плодовитость которых совершенно не зависит от трудов человеческих, а от единого Бога, их насаждающего и насыщающего (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для божественного всемогущества открыт не только шеол, но и «аваддон» ( Пс 87.12 ; Притч 15.11, 27.20 ; ср. Евр 4.13 ), – самая низшая и глубочайшая часть ада (« βυσσος» – бездна; ср. Откр 9.11 : «ангелы бездны»). Иов.26:7 .  Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Всемогущество Божие сказывается в установлении законов тяготения, силою которого поддерживаются в воздухе громадные светила северного полушария (выражение «распростер» прилагается только к небесному своду – Иов 9.8 ; Пс 103.2 ; Ис. 40:22, 44:24 , но никогда к земле, а потому и «север» не может означать северного полушария, – части земли) и весь земной шар. Иов.26:8 .  Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. От Него же получили начало законы, определяющие явление дождя (ср. Пс 103.3 ; Иер 10.13 ). Иов.26:9 .  Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Всемогущий Бог «поставил престол Свой», точнее, «покрывает лице Своего престола». Престолом Божиим служит небо ( Ис 66.1 ); передняя, обращенная к земле, сторона его («лице») закрыта облаками, как бы покрывалом (ср. Иов 22.14 ; Пс 17.12 ; Ам 9.6 ), в силу чего он невидим (ср. Иов 22.14 ). Доходящим до земли отблеском его является свободная от облаков небесная лазурь ( Исх. 24.10 ). Иов.26:10 .  Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Силою Своего всемогущества Господь, «провел черту над поверхностью воды» (ср. Притч 8.27 ). По воззрению древних народов, земля омывается (окружается) со всех сторон океаном, над которым возвышается в виде полушария небесный свод (ср. «небесный круг» – Иов 22.14 ). Внутри этого пространства – область истекающего из солнца и звезд света, вне его – область тьмы: «до границ света со тьмою». Иов.26:11 .  Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Иов.26:12 .  Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. Иов 9.5–6 ; Пс 28.5–6 ; Наум 1.5 ), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые «столпами» неба, а равно в морских бурях и укрощении их: «разумом смиряет его дерзость» (ст. 12; ср. Пс 88.10 ). Синодальное чтение »его (моря) дерзость " , передающее еврейское выражение «рахав», не может быть принято потому, что при «данном» слове нет местоименного суффикса «о», – его. «Rachab» – нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается Пс 88.10–11 и Ис 51 , в которых «рахав» упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать «рахав» в смысле морского чудовища. Господь «сражает его» с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Заключительный документ Всеевропейской экуменической Ассамблеи «Мир и справедливость». Базель, 15–21 мая 1989. Швейцария. § 20–26. С. 8.) …Не тем Господь могуч, непостижим, Ты пред моим мятущимся сознаньем, Что в звездный день Твой светлый серафим Громадный шар зажег над мирозданьем. И мертвецу с пылающим лицом Он повелел блюсти Твои законы, Все пробуждать живительным лучом, Храня свой пыл столетий миллионы. Нет, Ты могуч и мне непостижим Тем, что я сам бессильный и мгновенный Ношу в груди как оный серафим Огонь сильней и ярче всей вселенной. Меж тем, как я, добыча суеты, Игралище ее непостоянства, Во мне он вечен, вездесущ, как Ты, Ни времени не знает, ни пространства… А.А. Фет Завет Божий и уникальность жизни человека «Бог говорит с человеком, и сей остается жив». ( Втор. 6:24 ) Человек, единственное земное существо, обладает уникальной способностью – видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. Вне живого и личного общения с Богом Ничто не может успокоить дух человека, «все – суета и томление духа» ( Еккл.1:14 ). «Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий» ( Еккл.3:13 ) «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ) Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар», — «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт. 1:8, 10,18,21,25 …). «Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и, прославлял Его, и через то вечно блаженствовал» (Пространный христианский катехизис. М. 1909., С. 24.) Земля и внешний мир служат человеку в достижении им высшего назначения. Вселенная постоянно располагает человека к тому, чтобы возвышаться своим духом к Богу:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Земля плавает в пространстве . Иов говорит: «Он... повесил землю ни на чем» ( Иов. 26:7 ). Разве данное свидетельство Библии не является правильным с научной точки зрения? Между тем, почти все древние философы, включая Птолемея, Платона, Аристотеля и других, представляли себе землю в виде плоского диска окруженного великой рекой Океанусом. Диск земли служил базисом всех остальных стихий, сперва воды, затем воздуха и, наконец, огня. Небо представлялось им в виде твердой сферы с укрепленными на ней звездами. Такие идеи превалировали в Западной Европе до самого 16 столетия нашей эры! Но седьмой стих 26-й главы Иова на страницах Библии значится уже 3500 лет! И только теперь наука вполне соглашается с истиной, сокрытой в нем, находя, что это самое верное и научное понятие положения нашей земли в пространстве Вселенной. Земля есть шар . В причтах сказано, что, Бог в начале творения «проводил круговую черту по лицу бездны» (Пр. 8:27), что, несомненно, указывает на проект шарообразной формы земли. Идея эта подтверждается Исаией 40:22, где он говорит о Том, Кто «восседает над кругом земли». Слово в оригинале, которым обозначен «круг» не имеет в виду круга на плоскости, но подразумевает арку или сферу, тем самым еще более указывая на истинную форму земли. Еще одно замечательное указание на шаровидность земли имеется у Луки 17:34–36 и заключается в собственных словах Господа Иисуса Христа: «Сказываю вам: в ту ночь будет двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Речь идет о втором пришествии Христа, которое будет одновременным для всей земли: «Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет пришествие Сына Человеческого в день Свой» (ст. 24). При этом Господь заявляет о трех вещах, которые совершатся в момент Его прихода. Остановимся и поразмыслим над ними. Когда люди бывают в постели? – Ночью. Когда на Востоке мелют? – Рано утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

И Ливана недостаточно для зажигания, и животных на нем недостаточно для всесожжения. Все народы пред Ним – как несуществующие, и как ничтожество и пустота считаются у Него. Семьдесят : Кто измерил рукою воду, и пядью небо и горстью всю землю? Кто поставил горы по весу, скалы посредством весов? Кто познал ум Господень или кто был советником Его? Кто научил Его, чей совет принял Он и кто наставил Его? Или кто показал Ему суд и указал Ему путь разумения? Не значат ли все народы как капля из ведра и как крупинка на весах, и не считаются ли как слюна? Ливана недостаточно для сожжения и всех животных для всесожжения, и все народы – как ничто и считаются за ничто. Чтобы кто-либо не считал трудным призвание народов и то, что всякая плоть видела спасение Божие, что повелевалось взойти на высокую гору благовествующим (или благовествующему) Сиону и что сам Господь грядет с силою, и воздает каждому по делам его, и подобно пастырю согревает агнцев на груди и сам носит беременных: то описывается Его величие, – что для Него нет ничего невозможного, и Создавший Все и Творец всего может совершить и это, малое в сравнении с тем. Говоря же о горсти и пяди, он пользуется обычными у людей словами и измерениями, чтобы чрез наши слова мы научились могуществу Божию. Там, где LXX перевели: кто измерил рукою воду , или как мы перевели: кто измерил воды горстию , Акила перевел: кто измерил воды весьма малым пальцем? Ибо это означает λιχς, то есть что не всею рукою, а малым пальцем, который обыкновенно называется указательным, измеряется все обширное протяжение вод; σπιϑαμ же, то есть пядь, означает раскрытую руку от большого пальца до мизинца. Если же мы сжимаем руку, то образуется горсть: чтобы чрез пядь и горсть мы познали распростертые небеса и земной шар. Вместо горсти , как перевели LXX относительно объемлемости земли, в еврейском написано salis , что Симмах перевел τρτον, Акила τρσωμον, а мы, для большей ясности, перевели чрез три пальца в том именно смысле, что массу земли и высоты гор и холмов он взвешивал как бы тремя малыми пальцами и посредством малой крупинки на весах, чрез что указывается на величие Бога и могущество Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И Лот, когда вышел из Содома и прибыл к городу, в который ему повелено было спешить, то взошел на гору, и солнце взошло над Сигором ( Быт.19 ). Еккл.1:6 . Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Идет к югу и обходит кругом к северу: кругом кружась идет дух и на кругообращения свои возвращается дух. Отсюда можем думать, что во время зимы солнце движется к стране полуденной, а летом ближе к северу, и что движение его начинается не с осеннего равноденствия, а с первого веяния теплых ветров, когда во время весны все начинает рости. Говоря: «кругом кружась идет дух и на кругообращения свои возвращается», Соломон духом назвал или самое солнце, потому что оно оживляет, греет и произращает и своим движением выполняет годовые кругообращения, как говорит поэт: «Вращается солнце меж тем в течение года большого» (Aeneid. III) и в другом месте: «По прежним следам своим год обращается» (Georg. II) или что и светлый шар луны и звездные миры «Внутри дух питает, и всюду по членам разлитый Ум движет громаду вселенной, с телом великим соединяясь», – говоря не о годовом движении солнца, а о ежедневных его обращениях. Ибо изогнутою наискось линией солнце от юга идет к северу и таким образом возвращается к востоку. Иначе: солнце, когда движется по южной стороне, то ближе к земле, а когда по северной, то поднимается выше. Быть может, следовательно, оное Солнце Правды ближе к тем, кои не скованы холодом зимы и бурями страстей (ибо от севера возгораются бедствия на земле, Иер.1:14 ), а для тех, кои живут в части северной и не имеют летнего жара, оно ходит вдали, и своими кругообращениями возвращается туда, откуда и вышло. Ибо, когда всех привлечет к Себе и всех озарит лучами своими, то бывает всеобщее восстановление, и является Бог всяческая во всех. Симмах это место перевел так: «идет к полудню, и обходит к северу; переходя идет ветер, и чрез что обошел, возвращается ветер.» Еккл.1:7 . Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И, так или иначе, мусульмане отвергли идолопоклонство, а у них в Саудовской Аравии были страшные обычаи: например, если мальчик рождался, его оставляли живым, а если девочка – ее зарывали в землю! И пьянство было страшное, и обряды были языческие, совершенно дикие! То, что они от этого отказались, это, возможно, благодаря тому, что они – семя Авраама. Господь говорит: «И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое» ( Быт. 21:13 ), – то есть Бог заботиться и об этих людях… Зададимся вопросом: евреи – это народ Божий? Да, народ Божий! Но они остались верны Богу? Нет, не остались. Но истребило ли это обстоятельство верность Бога, по отношению к ним? Нет! Апостол Павел пишет: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:29 ). Да, они неверны, но Бог – верен. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» ( 2Тим. 2:13 ). И хотя они отпали от Христа, не приняли Его, само их выпадение из Божьего мира оказывается спасением для язычников, как апостол Павел и пишет: «Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их» ( Рим. 11:12 ). Потому что, если бы они приняли Мессию, был бы Страшный Суд и конец света. Это обетование Божие: когда они примут Христа, будет конец света (см.: Рим. 11:25 ). И если вы читали Сергея Нилуса «Близ есть при дверях», где помещены известные «Протоколы сионских мудрецов», вы можете вспомнить, что Нилус ссылается на святых отцов: во дни антихриста евреи разочаруются в антихристе, и пророк Илия будет послан к ним, и они поймут, что истинный Мессия – это Тот, Кого они распяли, и будет великий плач стоять над Иерусалимом ( Зах. 12:11 ), когда семя Авраама, еврейский народ, обратится к Иисусу Христу, чрез «дух благодати и умиления» ( Зах. 12:10 ). А перед этим они будут апостолами антихриста, они будут везде выступать в его поддержку, объединять земной шар по своим ложным вероубеждениям. И вот Авраам хочет от себя отослать Агарь, но здесь происходит что-то очень странное, смотрите: Авраам – это же богатый человек, у него, мы прочитали, и скот был мелкий, крупный, рабы, рабыни…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо Я милостив к Своему творению, и кого Сам создал, тех не допущу до погибели. Также и Дух Мой, который изойдет из Меня, или который, по еврейскому, Авиле, Симмаху и Феодотиону, все окружает (ибо это означает περιειληθσεται и περιβαλλε), есть оживитель всего. Я создал и дыхание или во множественном числе: дыхания (ибо это означает nasatnoth), о котором в другом месте написано: всякое дыхание или все дышащее, хвалит Господа ( Пс. 150:6 ). Об этом духе и дыхании в начале Бытия написано: Бог вдуну дыхание жизни, и бысть человек о душу живу ( Быт. 2:7 ). Нечто подобное и Иов говорит: «Дух Господа, находящийся в ноздрях коих, и дыхание Всемогущего, научающее меня» ( Иов. 27 ). Поэтому, так как от Меня исходит дух и дыханием и вдохновением Моим все оживотворяется и живет, то не справедливо было бы наиеиш погибнуть тем, которые сохраняются Моим дыханием и духом. Некоторые из наших говорят, что это тот дух, которым весь мир одушевляется и управляется, и все имеет познание о Боге, пиша о котором согласно с стоиками знаменитый поэт говорит: И небеса, и земля, и равнина зыбучего моря, И блестящий шар луны, и титановы звезды Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам, Целой громадою движет, смешавшись с телом великим. 58 и прочее. Другие же разумеют Духа Святого, который вначале носился над водами и оживотворял все, который исходит от Отца и, вследствие общности природы, носы лается Сыном, говорящим: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). О Нем еще Он говорит: егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). Никто не должен соблазняться, если Дух называется исходящим от Отца, так как и Сын говорил о Себе: Аз, изыдох от Отца и приидох; ибо Я не от Себя Самого исшел, но Он послал Меня ( Ин. 16 ). Об этом Духе Он говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины ( Ин. 14:16 ). Это тот дух, о котором пишет и Моисей: кто даст всем людем Господним быти пророки и даст Господ Духа Своего на них ( Числ. 11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Интересно, — подумал Никонов, — а чтобы бы было, если бы я отдал Пантелея Садальскому?» Мысль ещё не успела зависнуть, а ответ пришёл в образе Понтия Пилата, умывающего руки. Думать во время боя можно, но лучше быстро и чтобы мысль продолжалась правильным движением. Но Олег не стрелял по людям, поэтому позволил себе расслабиться. Он стал реже перебегать от одного окна к другому, а с того момента, как замолчал автомат Макара, он перестал прислушиваться, потому что автомат Старого молотил так, будто у него с собой было ведро патронов или один нескончаемый магазин. Он не видел, как к больнице подрулил, став в проулке, чёрный джип, из которого появился Садальский. Не видел, как тот что-то говорил собранным Эдиком бойцам, а потом выбросил руку в сторону больницы и с кисти его сорвался огненный шар и полетел в направлении окна, где отстреливался Старый. После этого бойцы, как зомби, не побежали, а пошли в полный рост в атаку, почти не стреляя. Этого Никонов не видел, как не видел срикошетившую пулю, которая вошла в его сердце даже не остриём, а плашмя, уже и не пулей в полном понимании этого слова, а куском гнутого металла, отчего в груди стало нестерпимо больно. Так больно, что и подумать напоследок ни о чём не получилось. Если бы кто-то заглянул в задумчивые и даже не казавшиеся мёртвыми глаза Никонова, то увидел бы, как Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного ( Отк. 16:12 ). Он замер, как в ту ночь перед телевизором, наблюдая, как танки пересекают пересохшее русло Евфрата, поднимая клубы пыли, и над ними парят, зависая в этих клубах, вертолёты, похожие на огромную чёрную железную саранчу. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон ( Отк. 16:13-16 ).

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010