3Мак.1:23 . Они крича, что надобно стремительно взяться за оружие, и мужественно умереть за отеческий закон, произвели великое смятение на месте, и едва сдержанные стариками и старейшинами остались в прежнем молитвенном положении. 3Мак.1:24 . И народ, как прежде, продолжал молиться. 3Мак.1:25 . А бывшие около царя старейшины многократно пытались отвлечь прегордый ум его от намереннаго предприятия. 3Мак.1:26 . Но он, дерзновенный и все пренебрегающий, уже делал шаг вперед, думая окончательно исполнить то, о чем говорено выше. 3Мак.1:27 . Видели это и бывшие около него, и начали вместе с нашими призывать Вседержителя, дабы отмстил Он за присутствующих, не допустил такого беззаконнаго и прегордаго дела. 3Мак.1:28 . А от непрерывнейшаго и скорбнаго, сгущеннаго, вопля людей раздавался гул невыразимый. 3Мак.1:29 . Казалось, что не только люди, но и самыя стены, и весь помост вопияли, как бы уже все тогда принимали смерть за осквернение сего места. Глава 2 3Мак.2:1 . Первосвященник же Симон, супротив храма преклонив колена и простерши руки, благочинно творил молитву сию: 3Мак.2:2 . Господи, Господи, царю небес и владыка всякаго создания, святый во святых, единоначальствующий вседержитель, внемли нам, угнетаемым от нечестиваго и сквернаго, дерзостию и силою напыщеннаго. 3Мак.2:3 . Ибо ты создал все, и всесодержа, владычествуешь праведно, и судишь делающих что-либо с обидою и превозношением. 3Мак.2:4 . Ты некогда погубил делавших неправду, между которыми были и исполины, надеявшиеся на силу и дерзость, изведши на них неизмеримую воду. 3Мак.2:5 . Ты Содомлян, поступавших надменно и ставших отъявленными злодеями, сожег огнем и серою, поставив их в пример потомкам. 3Мак.2:6 . Ты дерзновеннаго фараона, поработившаго народ твой святый Израиля, испытал разными и многими казнями, и в них явил твою силу и показал твою великую державу, 3Мак.2:7 . и его погнавшагося за ним с колесницами и множеством людей, потопил в глубине моря, а надеявшихся на тебя, Владыку всякаго создания, провел невредимо;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

4. Почему мы плохо верим в загробную жизнь Нам, плотским людям, плохо верится в загробную жизнь и в Царство Небесное, потому что их нельзя пощупать, а чего руками не пощупаешь, того для нас как бы и нет. Вот если табуретка стоит, то она да, существует; если кашу ем, она, конечно, есть. А чего я не могу съесть, или пихнуть, или понюхать, того, понятно, нет. Но такой взгляд на мир Божий неправилен. Если крот всю жизнь копается в земле, это не значит, что в мире больше нет ничего, кроме червей, которых он съедает в своих норах. На самом деле есть ещё огромный мир, которого крот не знает, и есть также огромный духовный мир, сокрытый от нас не потому, что он нереален, а потому что мы недостаточно реальны. Мы живем как бы в кошмарном сне наяву, постоянно охваченные, пленённые своими помыслами, которые не дают нам жить духовной жизнью. Собрать внимание на заповедях Божиих - первый шаг к освобождению от власти помыслов. Старание исполнить заповеди - истинный путь, а исполнение их (любовь к Богу и ближнему) - совершенная свобода. 5. Просим знамений и ищем премудрости Иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут (1 Кор. 1,22). А Христос на это сказал: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему (Мф. 12,39). Все это про нас сказано: любим, ищем, требуем знамений. Нам кажется, что если мы что-то необычное ощутим, то у нас прибавится веры и мы будем жить лучше, но опыт не подтверждает наших чаяний, да и в Евангелии говорится: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16,31). Просим знамений - и нас обманывают знамения ложные, ищем премудрости - и обретаем ложную премудрость. Мы ищем доказательств, убеждений, разъяснений, прежде чем начнем духовную жизнь; так она может никогда и не начаться; мы, размышляя, можем опоздать, и наша временная жизнь кончится, прежде чем начнется духовная. 6. Пасем страсти, как свиней Если бы мы, подобно гергесинским бесноватым (см. Мф. 8, 28-34), мучимые грехом и сознанием греха, выбежали ко Христу из наших гробов (гордости, суеты и сластолюбия), Он мог бы нас исцелить и сделать благовестниками Царства Божия. Но мы уподобляемся не гергесинским бесноватым, а бесам. Как бесы вселились в людей, так мы живем в мире Божием и мучаем его, так что из-за нас, по словам апостола Павла, вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим. 8, 22). А когда Христос приближается к нам, мы кричим Ему: Что тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8,29). Для нас еще не пришло время Евангелия, мы еще, как жители Гергесы, хотим пасти свои страсти, как свиней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4) Чудеса возможны (см. чудеса: аргументы против). 5) Чудеса подтверждают истины, провозглашённые Божиими пророками (см. чудеса: значение для апологетики). 6) Новозаветные документы исторически достоверны (см. Новый Завет: датировка; Новый Завет: историческая достоверность; Новый Завет: рукописи). 7) Как засвидетельствовано Новым Заветом, Иисус провозглашал Себя Богом (см. Христос: божественная сущность). 8) Провозглашение Иисусом Своей божественности было подтверждено чудесами (см. воскресение Христа: свидетельства; чудеса в Библии; чудеса: значение для апологетики). 9) Следовательно, Иисус есть Бог. 10) Всё, что Иисус (как Бог) утвердил в качестве истины, есть истина (см. Бог: сущность). 11) Иисус, Который есть Бог, подтвердил, что Библия есть Слово Божье. 12) Следовательно, истинно, что Библия есть Слово Божье, а все, что противоречит любой библейский истине, есть ложь (см. мировые религии и христианство; плюрализм религиозный). Что Иисус утверждал относительно Библии . Шаг 9 имеет решающее значение для всего доказательства. Коль скоро Иисус – Сын Божий, то всё сказанное Им о Библии истинно. А утверждал Иисус, что Библия есть ненарушимое, неизменное, непогрешимое Слово Божье (см. Библия: предполагаемые ошибки). Что Иисус утверждал относительно Ветхого Завета. Новый Завет был написан только после Вознесения Иисуса. Поэтому Его утверждения о Библии относятся к Ветхому Завету. Однако, то, что Иисус подтвердил в отношении Ветхого Завета, Он также обещал в отношении будущего Нового Завета. Иисус подтвердил божественную авторитетность Ветхого Завета. Иисус и Его ученики употребляют фразу «написано» свыше девяноста раз. Обычно используется совершенный вид греческого глагола, чем подразумевается: «Это было написано в прошлом, и это по-прежнему остаётся истиной, как записанное Слово Божье». Нередко Иисус говорит это в смысле «таково последнее слово по данному вопросу; дискуссия окончена». Так было в случае, когда Иисус противостоял искушению от диавола. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (...] Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» [...] Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [ Мф. 4:4, 7, 10 ; курсив Н. Г.].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

52 Разумеется, причины восстания Маккавеев не выглядели так однозначно, как их изображает Иосиф Флавий. За религиозным конфликтом скрывались более глубокие социально-экономические и политические противоречия. Эллинизация Иудеи сопровождалась усилением социальной дифференциации и социальной борьбы. Уже около 170 г. до н.э. в Иудее вспыхнуло восстание крестьян и ремесленников, вызванное увеличением налогов и засильем крупных земельных собственников. Лидеры эллинистов, опиравшиеся на сирийских завоевателей, выражали интересы, прежде всего, аристократической верхушки иудейского общества. В восстании Маккавеев тесно переплелись и борьба против чужеземного гнета, и борьба широких народных масс против эллинизированной иудейской аристократии, и религиозная борьба. 53 Маттафия, по сообщению Иосифа Флавия (И.Д., XII, 6, 1), был сыном Иоанна, сына Симона, сына Хасмоная. От этого предка Маккавеи положили начало династии Хасмонеев. У Маттафии было пять сыновей: Иоанн, Симон, Иуда (по прозвищу Маккавей – от «маккаби», что означает «молотобоец»), Элеазар и Ионатан. От прозвища Иуды и всех его братьев стали называть Маккавеями. Маттафия был провинциальным жрецом. 54 Иосиф в «Иудейских древностях» называет начальника, убитого Маттафией, не Бакхидом, а Апеллесом. Вот при какой обстановке Маттафией сделан был этот первый шаг к освобождению угнетенного народа от греко-сирийского ига. В Модин пришли уполномоченные от царя для принуждения жителей к жертвоприношениям на языческих жертвенниках. Начальник отряда обратился тогда к Маттафии и сказал: «Ты вождь, ты славен и велик в этом городе, исполни первый повеление царя, как сделали это все народы, и будешь ты и дом твой в числе друзей царских, и ты, и сыновья твои будете вознаграждены и серебром, и золотом, и многими дарами». И отвечал Маттафия громким голосом перед всем собравшимся народом: «Если и все народы в угоду царю отступят каждый от богов своих отцов и согласятся на его повеления, то я и сыновья мои останемся верными заветам наших предков. Упаси нас Бог оставить законы и постановления! Не послушаем мы слов царя и не отступим от нашей веры вправо или влево...» Когда Маттафия умолк, из толпы выступил еврей и направился к жертвеннику, чтобы открыто перед всеми совершить жертвоприношение. Увидев это, Маттафия с яростью набросился на богоотступника, заколол его тут же, у жертвенника, убил также и начальника и, разрушив самый жертвенник, бросился по городу с призывными криками: «Кто стоит за святое ученье и верен завету своего Бога, пусть тот идет за мною!» На этот призыв откликнулись все ревнители,– вслед за Хасмонеями они бежали в горы и пещеры вместе с женами и детьми ( 1Мак 2.15–30 ; И.Д., XII, 6, 1). (Перев.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Искание себе славы и чести, тщеславие. Признаки атеизма: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» Признаки веры пастырской: «Кто ищет славу Пославшего Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» ( Иоан. 5:44, 7:18 ). 6 . Нерадение о душе человеческой… «Наемник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их, а наемник бежит, потому что наемник и не радит об овцах» ( Ин. 10:12–13 ). Доброе пастырство Это – прежде всего – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ). Господь творит «ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» ( Пс. 103 ). Все Откровение полно явлений общения неба с землей. Как видел Иаков, ангелы «восходят и нисходят»... постоянно приоткрывается видение ангелов, слуг Божиих, пастырей, учителей, руководителей, вестников, воинов. Во сне и наяву, при различных обстоятельствах открывается ангельская помощь и свидетельствует, что «двенадцать легионов ангелов» непрестанно готовы ринуться на землю и встать на защиту Имени Христова, Единородного и Возлюбленного (увы, не всеми людьми) Сына Божия и Сына Человеческого. Каждый человек окружен бесплотными силами и к каждому посылаются невидимые ангелы-хранители, говорящие в глубинах чистой совести (в оскверненной совести теряется голос неба) о спасении человека, указывающие ему шаг за шагом путь, среди трудных – внешних и внутренних – обстоятельств на земле. Ангелами-хранителями являются не только не жившие на земле духи, но и души умерших для земли праведных людей, коих малая часть канонизована Церковью для призывания, исповедания и утверждения связи между небом и землей (а не ради доставления земной славы святым небожителям, которые таковой славы не ищут и более страдают от нее, чем радуются ей… единая их слава – радость – прославление в людях Господа Иисуса Христа, в Пресвятой Троице; этому прославлению они служат, ему предали себя до конца). Акафист «Святому Ангелу, неусыпаемому хранителю человеческой жизни» во всех строках раскрывает сущность ангельского служения. По этому акафисту каждый земной пастырь может научиться духу своего пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

62. «…Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши…» (3:16). Огневая точка на перевале Во время войны нужно было занять оборону на одном горном перевале, о существовании которого мало кто знал. Существовала опасность, что диверсанты могут попытаться там пройти. Одному молодому солдату было приказано проверить тропу и установить на перевале наблюдательный пост. Через несколько часов солдат неожиданно вернулся и доложил, что передвижения противника не обнаружено и пока никакой опасности нет. «Но приказ до конца не выполнен, – сказал старший группы обороны. – Недостаточно лишь побывать на перевале и осмотреть его окрестности. Отправляйся назад, и подготовь там огневую точку – вырой окоп, укрепи его камнями, выбери удобную позицию для обороны, и жди там до утра. Если только мы услышим на перевале выстрелы, то быстро придем к тебе на помощь. Не отступай со своей позиции ни на шаг». 63. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.» (Галл. 5:1). Заламывать ветки Враги захватили горное село и вытворяли там всякие бесчинства. Часть его жителей уходила вглубь леса. Всех предупредили – не оставлять никаких следов. Идти было тяжело – шли без троп, поднимаясь все выше в горы. Но один из сельчан все время растеряно метался по лесу, заламывая ветки на кустах. Проводник из местных жителей спросил у него, зачем он это делает? «Я боюсь, что мы не найдем дорогу домой и поэтому оставляю метки», – ответил тот. «Успокойся, – сказал ему проводник. – Не нужно заламывать ветки. По этим знакам нас легко смогут найти наши преследователи. Чем меньше мы оставим следов, тем безопаснее будет наше убежище». 64. «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.» (Ин. 4:23). Общество любителей уединения Несколько крупных и богатых общественных организаций создали «Общество любителей уединения». Для проведения своих конференций и съездов оно арендовало большие концертные залы. Писатели, члены общества, – издавали книги, поэты – составляли целые сборники стихов, а музыканты – сочиняли музыку об уединении. Был поставлен спектакль под названием «Уединение», который затем был положен в основу балета с тем же названием. Наконец вышел целый телесериал «Уединение».

http://isihazm.ru/1/?id=127

( 65 ,1) Платон в своих теологических Письмах говорит о том же: «Я отвечу тебе иносказательно, чтобы, если эта табличка испытает какие–либо превратности на суше или море, тот, кому она попадет в руки, ее не понял». (2) Ибо Бог всего мира, тот, кто превыше всякого выражения, понимания и мышления не может быть письменно выражен, поскольку он невыразим даже через его силы. (3) Об этом Платон говорит так: «Остерегайся, как бы тебе не пришлось сожалеть о том, что сказанное теперь получило огласку недостойным образом. Более всего должно заботиться о том, чтобы ничего не записывать, но все познавать и усваивать, ведь невозможно, чтобы написанное рано или поздно не получило огласки».   Апостол Павел о необходимости хранит тайны гносиса (4) И апостол Павел говорит о необходимости сокрытия пророческих и поистине древних таинств (от которых и происходят лучшие из эллинских учений): (5) «Мудрость мы проповедуем между совершенными, но не мудрость века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную и сокровенную».   Аллегорическое значение I Cor. 3: 1–3 ( 66 ,1) Далее он снова напоминает об опасности открывать это толпе: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою нищею, ибо вы были еще не в силах, да и сейчас не в силах, потому что вы еще плотские».  (2) И точно так же как молоко — это пища для детей, а твердая пища — для взрослых, «молоко» в изречении апостола означает первоначальные наставления, первую пищу для души, а «твердая пища» есть мистическое созерцание, которое есть плоть и кровь Логоса, то есть знание божественных сил и сущности. (3) «Вкусите, и узнаете как благ (xrhsto/») Господь».  Господь сообщает себя тем, кто принимает эту пищу духовным образом, поскольку душа сама себя питает, как говорит правдолюбивый Платон  , ведь пища и питье, которые дает божественный Логос, есть знание сущности Бога. (4) Или, как это сказано у Платона во второй книге Государства: «И принесут в жертву не поросенка, а нечто большее и труднодоступное»  те, кто ищет знаний о Боге. (5) В соответствии же с апостолом: «Пасха наша — Христос, заклан за нас»  , ибо как по достоинству оценить жертву Сына божьего, принесенного за нас? Необходимость отвлечься от материального XI  Отвлечение от материального — первый шаг на пути богопознания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

7. Итак, избранный готовился с усердием, и все начали к нему подходить как к Патриарху. Подошли и мы, великий хартофилак и я, вместе посмотрели на него и показали, что и мы приняли происшедшее с ним, и высказали ему множество хвалебных и ободряющих слов, напомнив ему о дружбе наших отцов и праотцев, и что мы надеемся его иметь в качестве Патриарха и владыки, отца нашего и друга, «если он позаботится об исправлении Церкви, и когда это произойдет, будем и мы ему ревностными помощниками и сотрудниками. А без этого невозможно нам следовать за ним». Он принял все, что мы сказали ему, похвалил наших родителей и нас лично, и ту цель, которую мы имеем относительно церковного исправления. Об этом он сказал, что «думаю и я призвать [митрополитов] Эфесского и Ираклийского и рассудить вместе, и если мы все не согласимся, не объединимся и не будем служить вместе, тогда и я не буду служить. Знайте, что я не поступлю по-другому, нежели я говорю вам». Мы поблагодарили его за это и удалились. Но и некоторые из архиереев, как и мы, сказали ему об этом же, и он им ответил то же самое. Поэтому мы и последовали за ним, ожидая исправления. Однако мы совершенно не знали, что он дал обещание императору, что одобряет объединение. Ведь только позже, по прошествии времени, мы услышали об этом. 8. Итак, [митрополит] Кизический готовился к наречению. Он пригласил также [митрополитов] Трапезундского и Ираклийского присутствовать на наречении, но они не пришли. В среду, когда было отдание праздника Святого Воскресения Христова, это было 4 мая, он пришел во дворец, и император поставил его Патриархом. Присутствовали и мы на провозглашении и поставлении, и сопроводили его в Патриархию. Присутствовал и от папы латинский епископ Христофор, весь путь находившийся с правой стороны от Патриарха и ни на шаг от него не отстававший. Это еще большее доставило Патриарху порицание и отвращение со стороны народа, как приемлющему латинство. Народ принимал благословение Патриарха совершенно без удовольствия, а некоторые даже отходили, чтобы не видеть его благословения. Добавлю небольшой рассказ, вообще забавный и к тому же показывающий горячий пыл к православию этого благочестивого и христианнейшего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7-я заповедь " Не прелюбодействуй " (Исход 20:14). Брачный союз мужчины и женщины – изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определенную цель – сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаешь всего себя, свое доверие и преданность на протяжении всей жизни. Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надежно защищенной супружеством. 8-я заповедь " Не кради " (Исход 20:15). Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Сия заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабеж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчета с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счет чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман. 9-я заповедь " Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего " (Исход 20:16). Всякое умышленное преувеличение, намек или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение – является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека, социальной группы или общества в целом необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением этой заповеди. 10-я заповедь " Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего " (Исход 20:17). Желание присвоить собственность соседа – значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи. Данная заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков.

http://religare.ru/2_92304.html

8-9). Это обличение, высказанное иудеям прор. Иоанном на Иордане, впосл. в разных формах будет повторяться Самим Иисусом Христом. Христос ждал, что иудеи сделают хотя бы первый шаг на пути к покаянию и признают, что они «слепы» от Г. «Если бы вы были слепы (т. е. ощутили свою греховную слепоту.- М. И.), то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин 9. 41). Добровольное и самодовольное ослепление находило для себя питательную среду в формальном исполнении обрядового закона, не требовавшем подлинной жертвы покаяния - «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс 50. 19), в то время как именно «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк 7. 21-22). Пребывание в Г. есть пребывание во тьме, непроницаемость к-рой желанна для грешника, он «ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3. 20). Даже тогда, когда «свет пришел в мир», по той же причине «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин 3. 19). Однако «свет во тьме светит, и тьма (греха.- М. И.) не объяла его» (Ин 1. 5). В этом Свете ап. Иоанн усматривает Воплощенного Сына Божия - Единственного, в Ком «нет греха» (Ин 1. 7-9; 1 Ин 3. 5). Победа над Г. далась Воплощенному Слову ценой неимоверных усилий: с Ним боролся сам родоначальник Г. и «отец лжи» (Мф 4. 1-11). Имея такой опыт борьбы, Христос обличает Г. везде, где с ним встречается. Он предупреждает, что «всякий, делающий грех» не только становится «рабом греха» (Ин 8. 34), но и попадает в полную зависимость от диавола, к-рого Он называет «отцом» грешника (Ин 8. 44; ср.: 1 Ин 3. 8-10). Исцеляя больных, Иисус Христос предостерегает: «...вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14). Противостояние Г., однако, не изолирует Его от самих грешников. Более того, именно ради них Он и пришел в мир, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2.

http://pravenc.ru/text/166453.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010