Я знаю людей, десятилетиями не вкушающих мяса и не пьющих вина. Сказать, что они жители рая или как-то заметно лучше других, нельзя. Девушки из модельных агентств по части воздержания от скоромного дадут фору многим архимандритам и даже более важным лицам. Не в этом дело. Обильная жирная пища совершенно очевидно мешает молитве. Шум в голове от обильного ужина убьет вечернюю беседу с Богом. Но излишнее упражнение в гастрономии опять заглушит немощную молитву неофита, у которого трещит голова от сухоядения и красовули. Постная кулинария – это костыли поста, а никак не самоцель. Что значат слова о послаблении поста? Может быть то, что человек готов сделать к Богу всего один шаг. Ну а что? Прекрасно. «Добродетель – не груша. Враз не скушаешь», – сказал преподобный Серафим. Шагай так, как ты можешь. Это похвально. Только не стой. Стоять подобно смерти. Вообще в глазах Бога имеет смысл только наше движение, изменение. Пост – это и есть движение. А еще есть скорость этого движения, которую условно можно назвать послаблением. Скорость внешнего пощения должна быть равна скорости благочестия и молитвы. Эти три вещи должны двигаться согласно, а иначе человек упадет. То ли голова уйдет вперед ноги, то ли ноги убегут от головы. Пост – это прежде всего новый шаг к раю. Пост – это новый разговор с Богом. Пост – это решение новых, более трудных задач жизни по сравнению с теми, что были до этого. А начиная пост и выбирая себе меру поста по плечу нужно помнить о главном, сказанном Богом: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.

http://pravmir.ru/o-poslablenii-posta-i-...

11 Иль величие Его не грозно для Вас и страх пред Ним не нападает на вас? 12 Ваши умствования — зола, и оплот ваш — глиняный оплот. 13 Замолчите, и я буду говорить, пусть, что будет, то будет со мной! 14 Плоть мою я взял в зубы мои и душу мою держу рукой моей! 15 Пусть убьет Он меня — я надеюсь на Него; только б защитить мне пред лицом Его пути мои! 16 И это было б спасением мне, ибо отступник не пойдет пред лице Его. 17 Слушайте, выслушайте слово мое, пусть речь моя дойдет до ваших ушей! 18 Вот, судебное дело начал я и знаю, что добьюсь правды моей. 19 Кто может оспорить меня? Тогда бы я затихнул и угас! 20 Только двух вещей не делай со мной, чтобы не прятаться мне от лица Твоего: 21 сними с меня руку Твою и ужас Твой пусть не мучит меня! 22 Тогда окликай, а я отзовусь; или я спрошу, а Ты отвечай! 23 Сколько у меня пороков и грехов? Вину мою и грех покажи мне! 24 Для чего скрываешь Ты лицо Твое и почитаешь меня Твоим врагом? 25  28 Это значит крушить опавший лист и гоняться за соломинкой сухой, что распадается, словно гниль, словно съеденная молью ткань, — 26 когда Ты пишешь горькое на меня и грехи юности вспоминаешь мне, 27 забиваешь в колодки ноги мои, подстерегаешь каждый мой шаг, выслеживаешь ног моих следы! 14  Человек, рожденный женой, скуден днями, но скорбью богат; 2 он выходит и никнет, как цветок, ускользает, как тень, и не устоит. 3 И на него Ты отверзаешь очи Твои? И меня требуешь к суду с Тобой? 4 Кто родится от нечистого чист? Ни один! 5 Если сосчитаны дни его и число его месяцев у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, — 6 отойди от него, чтобы он отдохнул, как наемник, порадовался своему дню! 7 Да, для дерева надежда есть, что оно, и срубленное, оживет и побеги станет пускать вновь; 8 пусть одряхлел в земле корень его, и обрубок ствола омертвел в пыли, — 9 чуть дохнет влагой, зеленеет оно, как саженец, выгоняет ветвь в рост. 10 А человек умирает — и его нет; отходит — и где его искать? 11 Если воды в озере пропадут, иссякнет и высохнет ручей; 12 так человек — ложится, и не встанет вновь, не проснется до скончания небес, не воспрянет от своего сна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12:25). Это определяет главную задачу современной России – достижение реального всенародного единства. Многочисленные нации, входящие в ее состав, должны вновь, как в 1612, 1812 и 1941 годах сплотиться вокруг русского народа, но для этого он сам должен быть един. И здесь особая ответственность ложится на христиан, каждый из которых должен вспомнить слова Христа: « Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:13-15). Христиане призваны к единству молитвой самого Спасителя: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). К единству призывает нас и Церковь: « Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8); « Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16); « Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2) и т. д. Всякое разделение угодно только дьяволу, поэтому нужно перестать выискивать сучки в чужом глазе, нужно прекратить шушуканье и сплетни: Президент не такой, Патриарх не этакий, епископ неправильно говорит, губернатор плохо руководит и т.д. Всё это есть не что иное, как помощь врагу и вред – самому себе и России. Нужно всё это немедленно прекратить и начать работать для ее спасения. Достижению главной цели – всенародному единству – должен быть подчинен каждый шаг. Прежде всего, необходимо найти принцип единения. Известно, что людей объединяет географическое пространство, трудовая деятельность, экономические отношения – но все эти внешние обстоятельства могут измениться по не зависящим от людей причинам, и связи между ними исчезнут. Также людей может объединить общая беда или общая радость, но как только они проходят, люди вновь разъединяются.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

13) Христианский закон не есть простая совокупность разнородных заповедей и правил, определяющих каждый шаг человека, он не мертвая буква, а Животворный нравственный дух, выражающийся и открывающийся во множестве, сообразных с ним, нравственных проявлений, которые, как выходящие из одного источника, сводятся к одному основному началу, к любви. Любовь составляет основу происхождения христианской нравственности; она служит важнейшим побуждением во всех возможных действиях христианина и является выражением общего чувства целого настроения христианина. По слову Писания, «Бог любы есть». По любви совершилось Божественное воплощение, для нравственного обновления человечества. В любви, как в светлом фокусе, заключается сущность, или главное начало христианской нравственности: из нее она происходит, ей совершается, к проявлению ее направляется и в полноте ее достижения заключается конечная цель всей христианской жизни. Нет ни одного доброго дела, которое бы так или иначе не входило в понятие любви, и нет, наоборот, ни одного злого дела или даже помышления, которые бы не исключались любовью, не были бы противны ей. Один законник, искушая Господа, спросил Его: «учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36–40). В этих словах заключается вечное основание для различения добра от зла. Основание это не вне человека, не в поступках его, а внутри, в способности и наклонности сердца человеческого любить. Господь в приведенном изречении указывает на три рода любви, причем, однако, любовь к себе не названа заповедью, а упомянута только как мера и образец любви к ближнему. И это понятно: любовь к себе так естественна и всеобща, что нет надобности предписывать, заповедовать ее. Св. Иоанн Богослов, с особенной подробностью раскрывший учение о любви, считает любовь существенным признаком христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. 20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе, 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего 4:1–3. В предыдущей главе святой Павел выяснил, как все соединены в Господе, и стали едино в Нем, и ради Него. Теперь говорит, что к этому призваны вы, посему поступайте достойно сего, то есть оставайтесь в любовном взаимообщении. Так поступать он умоляет их, указывая им на свои узы в Господе, которые он несет за дело Господа и Его учение, указывая тем, чтобы и они так же твердо держались его учения, как он – Господа Иисуса. Они призваны к высочайшему званию сынов Божьих в Иисусе Христе. Сообразно с этим и должны жить. Как же можно достигнуть этого? Апостол далее объясняет. Любить свойственно человеку по его природе. Но грех охладил любовь, поселив в нас вместо любви эгоизм, источник разделения и обособленности. Умерщвление эгоизма, есть возвращение к теплоте любовного взаимообщения. Поэтому Господь и указал, как на первый шаг в последовании Ему, на самоотвержение – да отвержется себе, кто хочет по Мне идти, говорит Он ( Лк. 9:23 ). Апостол не выставляет прямо этого главного, но перечисляет добрые расположения, противоположные эгоистическим стремлениям, и их кладет в основу любовного взаимообщения. На первом месте ставит смиренномудрие. Самоотвержение требует самозабвения, которое выражается в смирении. Смиренный ни во что не ставит себя, сравнительно со всеми другими всех считает лучше, достойнее себя. Оттого он не о себе думает и заботится, а о других, и их благе. Он то же, что член в теле, ни один член не живет для себя, а весь для других. Так и в теле – Церкви, смиренный весь для других с забвением о себе, и не для некоторых только, а для всех – высший ли то или низший, друг ли то или враг, это и есть всякое смиренномудрие, обобщающее людей любовью, в противоположность гордости (этой дочери эгоизма), разъединяющей всех. Как из гордости проистекает гнев, злобствование, оскорбительность, так из смирения – кротость, которая все переносит, как заслуженное им. За то и другие относятся к нему тепло, любовно, уважительно. Вот и союз. И чем больше где кротких, тем крепче там между собою союз, больше там покоя и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

195. Если хочешь получить венец, то все терпи до конца (Из страдания четыредесяти мучеников Севастийских. Чет. Мин. марта 9) Господь говорит: «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22 ). Что это значит? Это значит, что если хочешь получить венец, то все терпи до конца. Взялся, например, за доброе дело, кончай его; взялся вообще за дело своего спасения, и тут не оглядывайся назад, но и оное доводи до конца; стал терпеть все ради Господа, опять все и терпи, и терпи опять до конца. Если же поступать будешь иначе, если терпение потеряешь, если за одно дело примешься да, оставив его, за другое возьмешься, то потеряешь и венец. Из чего это видно? Это видно из следующего. Игемон Агриколай, для того чтобы заставить сорок Севастийских мучеников отречься от Христа и поклониться идолам, придумал для них следующую пытку. В зимнее время, при сильном холоде и ветре, он велел поставить их в воду, посреди озера, которое было близ Севастии; а на берегу озера велел поставить баню и натопить оную для того, чтобы захотевший отречься от Христа мог выйти из озера, войти в нее и согреться. И поставлены были мученики посреди озера, и «телеса их, – сказано, – мразу лютейшему возмогающу, ледом померзаемая, распадахуся от мраза люта». Наступила ночь. Тридцать девять мучеников выносили пытку мужественно, но сороковой потерял терпение, отрекся от Христа, вышел из озера и поспешил к бане. Но лишь только он ногою коснулся порога бани и почувствовал теплоту, тотчас растаял как воск и упал мертвым. Между тем остальных мучеников облистал свет небесный, и страж темничный увидел этот свет, а вместе с ним и тридцать девять венцов, сходящих с неба на главы страдальцев. «Да ведь их сорок, – подумал страж, – почему же венцов-то только тридцать девять?» Но он скоро же и понял, что сороковой из мучеников, отрекшийся от Христа, потерял свою награду и лишен венца мученического. Из этого повествования ясным становится, что не претерпевший сколько-нибудь, а претерпевший до конца, только тот спасен будет. Что оставалось отрекшемуся от Христа мученику Севастийскому до венца? Один шаг, но потерял терпение, и венец пропал. Так бывает и со всяким, терпения не имеющим; ибо кому уподобляет Господь таких людей? Уподобляет «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:26–27 ). Еще что Господь говорит про нетерпеливых? Говорит, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Ввиду этого и потщитесь, братие, по апостолу, стяжать терпение совершенное, «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак.1:4 ). Если же иначе будете поступать и терпение потеряете, то знайте, что дело спасения вашего пропало; ибо без терпения значит одною рукою совершать оное, а другою разрушать. Аминь. 10-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

19   И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу . Ученики раздают то, что Он им дал, раздают не от себя. Своего у них ничего нет. Они отдали ему пять хлебов и две рыбы, хотя сопротивлялись, не верили, не понимали. Как часто мы тоже многое не понимаем и как важно бывает решиться на этот малый шаг в доверии Богу, и тогда Он сделает все Сам через нас. Все таки ученики принесли Ему то, что Он просил, не заартачились до конца. «Чудесное умножение хлебов». Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Он дал хлеб ученикам, а ученики – народу. Можно было бы сотворить чудо «до конца», чтобы еда оказалась сразу у всех «на столе». Если Он может умножить пищу, то зачем уже такие мелочи, чтобы ученики раздавали эту пищу людям? Но для чего-то это важно, что раздают эту пищу руки учеников, а не Бога. Почему-то Бог хочет действовать через людей, хочет, чтобы мы были как бы Его руками в этом мире. А хочу ли я быть Его проводником, быть «карандашиком в руках Бога», как мать Тереза Калькутская? Как часто я спорю, не соглашаюсь, не слышу, не верю, вместо того, чтобы сказать: да, Господи, действуй через меня, как Ты хочешь, в том числе потому что я сам не могу ничего, у меня только пять хлебов и две рыбы, и их я отдаю Тебе. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей . 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ . Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 февраля, 2015

http://pravmir.ru/ostalnoe-ya-sdelayu-sa...

19 ... как безмерно величие могущества Его [т.е. Бога, Отца славы – А.С.] в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Вновь, как и в Кол., о несравненном превосходстве Христа говорится с использованием ангельской терминологии, связанной как с иудаизмом, так и с зарождающимся гностицизмом, который пытался осилить и вместить в себя и некоторые симпатичные ему идеи все того же иудаизма, например, ангелологию. Екклезиология Надмирное, надвременное, сверхангельское превосходство Христа – не отвлеченное умозрительное богословское положение, а «взор снизу» к той вершине, на которой «одесную» (ст. 20) Отца славы восседает Христос, с Которым в свою очередь неразрывно связана Церковь . Так тело связано с главой. Глава же – то, что наверху не только пространственно, но и в смысле первостепенного значения как источника жизнеспособности тела. Можно сказать, что богословие Церкви (екклезиология), разработанное в предыдущих посланиях, прежде всего, в 1 Кор., где о Церкви тоже говорится как о Теле Христовом, но в чисто человеческом, так сказать, «горизонтальном» смысле – как о многообразии служений в органическом единстве, – здесь восполняется измерением «вертикальным» и, шире, вселенским и даже космическим. Церковь – единство, в которое призвано и которым наполнено «все» (см. Еф. 4, 10 ), вся тварь, «все небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ; ср. 3, 15). Это «полнота Наполняющего все во всем» (ст. 23). Хотя мы постоянно отмечаем параллельность Еф. и Кол. в христологии и екклезиологии, все же немаловажно, что Еф. представляет собой следующий шаг по сравнению с Кол.: Хотя и в Кол. мы встречаемся со вселенским понимаем Церкви, тем не менее половина из четырех случаев употребления e)kklhsi/a [ Церковь – А.С.] имеет в виду местные общины ( Кол. 4:15–16 ). Такого значения нет ни в одном из девяти употреблений этого слова в Еф. Здесь всегда это слово в значении единственной, Вселенской Церкви 575 :

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

1 Кор 6:19.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? «Или не весте, яко тело ваше храм живущаго в вас Святаго Духа есть, Егоже имате от Бога?» Выше Апостол назвал тело храмом Божиим, назвал его и удами Христовыми; теперь именует его еще храмом Всесвятого Духа; Духом же называет дарование. Из всего же этого дознаем равенство Троицы. «И несте свои». Почему? 1 Кор 6:20.  Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. «Куплени бо есте ценою». За вас излита Владычняя кровь, под другим состоите владычеством. Апостол говорит сие в ответ на вопрос: «Всями лет суть?» — научая, что состоим мы под Владыкою и надобно жить нам по Его законам. Ибо сие и присовокупил: «Прославите убо Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия». И душ и тел наших создатель — Бог. Но не сотворил только их, а и освободил от диавольского владычества. Посему надлежит нам и телом и душою прославлять Его, и делая и говоря то, что язык всякого возбуждает к благоговению. Сим Апостол заключил первую главу. А мы, памятуя совет его, и телеса представим «жертву живу, святу, благоугодну Богови» ( Рим. 12:1 ), и душу освятим памятованием многоразличных благодеяний, чтобы и в настоящей жизни поистине именоваться храмами Божиими, и насладиться обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь. Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Архиепископ Никифор (Феотокис) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Мысли на каждый день года (книга) (1 Кор 6:12–20; Лк 15:11–32). О чем ни говорит нам неделя блуднаго! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010