И вот, Господь в его доме. С ним – ученики; здесь же и фарисеи, которые неотступно следовали за Господом и внимательно следили за каждым Его шагом… Но вот пришли сюда также и «многие мытари и грешники… и возлегли с Ним и учениками Его». И хотя в этом было нечто недопустимое по иудейским понятиям, но Господь не возбранил им. Когда же фарисеи с удивлением спросили: «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?», – то Господь ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Они могли бы сказать Ему: пришел врачевать, ну и врачуй, а зачем же есть вместе с нечестивыми? Но ведь покаяние, это – когда отпадшее творение снова соединяется со своим Творцом, чтобы, как некогда в Раю, пребывать в вечной радости, символом чего на земле и является совместная трапеза. В том-то и состоит врачевание, что Он, бесконечно Высший, сошел с Неба, сделал шаг навстречу. И они, зная о Его праведности, о Его высоком учении, об уважении к Нему народа, все-таки дерзнули подойти к Нему. Значит, была в них жажда соединиться с теми, от которых их отторгла греховная жизнь, соединиться с теми, у которых совесть чиста. Их обнадежило, что Господь уже вошел в дом мытаря, и теперь они радуются, что, наконец-то, тоже сделали первый шаг. И Господь, конечно, радуется этой их дерзновенной решимости. А вот считающие себя праведниками вообще не понимают, что здесь происходит; судя по всему, они и сами в трапезе не участвуют, и учеников пытаются побудить к осуждению Учителя. Они спрашивали тихо, чтобы Он не услышал, и вдруг – как гром среди ясного неба – прямо к ним: «… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» … Так, если даже человек пришел в Церковь с самыми возвышенными мыслями, но если он не чувствует себя больным, если он не чувствует себя погибающим, то и к нему может прозвучать этот гневный голос. Кто пришел в церковь не с покаянием – ничего не поймет здесь. Он будет только озираться по сторонам и думать, что здесь только едят и пьют, что здесь вообще собралась какая-то странная, непотребная компания. Он не поймет, что этих участников Божественной Трапезы Дух Божий, как блудных детей, привел, наконец, к Отцу. Дух засвидетельствовал им, что они дети Божии, и они этим Духом усыновления стоят и взывают от сокрушенных сердец: «Авва, Отче!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И посему Я пришел к тебе, чтобы заключить завет с тобой, как я заключил его с Моисеем рабом Моим на горе Синайской и с Петром, верховным Апостолом на горе Елеонской, и говорил с Эздрой пророком о земле, что в стране далекой, которая отдалена и обширна. На этом пути проход узок и всего в один шаг: если кто хочет идти в эту страну, видеть ее и найти ее, если не пройдет эти теснины прохода он не будет в состоянии войти в ее пространное место. Это – путь верных, а что касается до твоего пути и пути подобных тебе, то он сказал: f.9. «есть другой град, воздвигнутый в пустыне, он полон всякого благословения; и путь тесный ведет в него в ущелье; справа его – огонь, а слева – бездна, и один только путь между бездной и огнем. И обнимает путь только один шаг человеческой ноги и если кому либо дано достигнуть этой страны, он не улучить своего достояния, если не пройдет этих теснин» 256 . Этим путем иди ты, и не уклоняйся ни направо, ни налево и таким образом придешь к пристанищу спасения. Аз есмь дверь овцам воистину, мною аще кто внидет, спасется. И ныне внимай: Я избрал тебя и возблаговолил к тебе, и дал тебе власть, как Апостолам. И отселе учи и возвещай закон Мой и заповеди Мои, а Я возвеличу имя твое более всех наставников». И когда сказал сие Спаситель Макаба-Эгзиэ, тот поклонился Ему в ноги и сказал: «взыщи себе, Господи, другого, который будет наставлять народ Твой. Я отрок и невежда». И сказал Господь наш: «я древле глаголал с Моисеем: «кто дал уста роду человеческому и кто делает немым, глухим и слепым? Не Я ли – Бог ? И ты ступай и учи, как Апостолы, Макаба-Эгзиэ, раб Мой». И отвечал он: «Господи, исполню я все повеления Твои, но дай мне завет, что Ты помилуешь для меня тех, кого я наставлю». И сказал еме Господь: «помилую для тебя, как ты сказал, но если оставят чада твои закон Мой и повеления Мои, ты суди их». И сказал Макаба-Эгзиэ: «Апостолам сказал Ты, что при втором пришествии Твоем они сядут с Тобою на 12 престолах, судить 12 колен Израилевых. А меня, раба Твоего, не будет там, Господи?» И сказал ему: «ты будешь судить вместе с Апостолами, возлюбленный Мой, ради того, что ты возлюбил Меня и сохранил себя в детстве и чистоте и в святости, чтобы быть Моим домом; ибо много возлюбившему Меня многая любовь, и много возненавидевшему – многая ненависть».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И тут Христос еще раз предупреждает: Если кто имеет уши слышать, да слышит, — слушайте то, что Я говорю, обратите внимание, потому что вы можете и спасать, и губить самых близких вам людей не тем, что вы делаете, не тем, что вы говорите, а тем, что вы собой представляете. И дальше: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Какой мерой мерите… В Молитве Господней «Отче наш» мы говорим: «Прости нам согрешения наши, как мы прощаем тем, которые перед нами виноваты». Вот о чем здесь речь идет. Если мы не прощаем другим, то и нам прощения нет. Если мы обращаемся милосердно, с жалостью, просто по-человечески с другими, над нами суд Божий происходит и будет происходить. И это чрезвычайно важно нам помнить. Мы часто думаем, что другие должны приспособиться к нам, что другие должны сделать первый шаг. Как правило, тому, кто виноват, труднее сделать первый шаг к примирению; тот, кто прав, кто знает, что он прав (не тот, кто кичится своей правдой, обидев другого и считая, что все равно прав, а тот, кто действительно, в самом деле прав), может, не унижая себя, а из глубины сострадания к человеку, который был ранен, к нему подойти и просить прощения или искать пути примирения. Поэтому помните: какой мерой мерите, такой отмерено будет вам, потому что никто по отношению к вам, ко мне, к кому бы то ни было не отнесется иначе, чем мы относимся к другим. А дальше идет очень таинственное слово: кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мк 4:25). Что это значит? Если у него ничего нет, то что у него может отняться? В Евангелии от Луки есть пояснение, которое, мне кажется, очень значительно, важно: у того, кто не имеет, отнимется и то, что он думает иметь (Лк 8:18). И вот это очень важно. Мы часто думаем о себе с чувством какой-то самоправедности: у нас все добро, все в порядке, все хорошо. А потом, когда мы придем на суд Божий, окажется, что ничего подобного и не было, что мы только воображали. Я воображал, что я добрый: на самом деле я какие-то крошки со своего стола бросал другим, но никогда не делился с ними своим хлебом. Я думал, что я гостеприимен, но принимал только своих друзей, да и то лишь до момента, когда они мне надоели, когда мне захотелось кого-то другого повидать, или остаться в кругу семьи, или просто спокойно посидеть и почитать. И так далее, таких примеров можно привести без конца. Мы можем вообразить, будто мы гостеприимны, дружелюбны, щедры, мы даже можем вообразить, что мы мудры, что у нас есть такое знание жизни, которым мы можем щедро поделиться, — и все может оказаться просто сплошной иллюзией. И вот тут надо помнить, что раньше, чем придет Суд, раньше, чем итог будет подведен под нашу жизнь, нам надо поставить вопрос о себе: что во мне есть реального и что воображаемого? что является фантазией, которая у меня есть о себе, а что на самом деле, реально во мне есть?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Идут. И вот св. Церковь нам говорит: посмотрите, кого звала Вифлеемская пещера? – Пастырей, истинно ищущих, и Волхвов, истинно ищущих. Так и вас, братья и сестры, зовем и вас к истинному. А к чему же истинному? К какому Древу Жизни? Что это за Древо, которое в Вифлеемской пещере разрослось? Христос раскрывает нам это понимание Древа Жизни. Он говорит: “Я есть Хлеб Жизни. Я Хлеб Животный, сшедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовеки. Хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира.” Видите, Христос есть Древо Жизни, есть тот Хлеб, который мы едим. И говорит Он здесь определенно в шестой главе от Иоанна: “Ядущий Мою Плоть, и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинная есть пища и Кровь Моя истинное есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную.” Вот какое Древо. Вот к какому празднику звала нас св. Церковь, шепча нам в продолжении целой недели тропарь: “Готовься Вифлееме, отверзись всем Едеме, красуйся Евфрафо, – яко Древо Жизни идет, идет… для того, чтобы дать нам жизнь”… Но есть первый шаг к этой жизни. Я каждый год это говорю, иначе не будет как будто убедительно. Что совершается в природе? Сейчас земля поворачивается к солнышку, и в землю вливается живительная сила, и через некоторое время начнет красоваться наша земля, а там дальше будут и цветы, а там пойдут и плоды. И это каждый год. Так и в духовной жизни. Вот теперь, когда мы с вами совершаем первый шаг к Вифлеемской пещере, св. Церковь нам говорит апостольским чтением к Галатам в четвертой главе, в четвертом стихе: “Когда пришло время пришествия Христа, в душу вливается Дух Сыновства.” И это независимо. Вот как в природе: независимо от того, хотела бы земля, или не хотела бы, все равно вливается в нее живительная сила. Только там, где заглушье – будет смрад, гниение. А где все готово к принятию семени, – там будет радость, благоухание. Вот так и с нами. Там, где наша душа готовилась к принятию Вифлеемской пещеры, будет Сыновство.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Исх.3:3 . «Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». «Когда Моисей увидел, что купина пылает и не сгорает, он, подивившись видению, сказал: «Пойду и посмотрю на это явление». Но не то, чтобы он сам подразумевал, что пойдет через некое пространство, перейдет горы или преодолеет скалы и долины. явление было тут же, пред лицом и пред очами его. Но он сказал: «пойду», чтобы показать, что небесное явление напомнило ему, что он должен вступить в жизнь более высокую и от того, среди чего он жил, перейти к лучшему» 37 . Слова, переведенные у нас как «пойду и посмотрю», правильнее перевести, как: «сверну я, пожалуй, и посмотрю». Именно так и понимает их святитель Григорий Великий , Папа Римский, он пишет: «Потому Моисей, который искал славы высшего созерцания, сказал: «Пойду и увижу видение». Если бы он сердцем не сделал шаг в сторону от любви к миру сему, то никак не мог бы постичь вышнее» 38 . «Пойду» – с латинского: «поверну»! А «сделать шаг в сторону» означает свернуть с прежнего пути. Человек, способный обратить внимание на необычное явление, не пройти мимо него – это человек с обостренной внутренней интуицией. Именно такие люди, способные оставить свои «стада» человеческих проблем и задуматься о чудесном, и называются «мистиками», для которых надмирное – более реально, и тем более намного значимее повседневного и будничного. В православной традиции Мистическое богословие раскрывается для людей созерцательного типа, менее, может быть, деятельных, но более созерцательных 39 . Здесь перед нами раскрывается еще одна причина, почему Моисей «провел… стадо далеко в пустыню»: он мог искать уединения от шумливых язычников Мадиама. Ведь и Сам Сын Божий в ответственные моменты Своего земного служения искал уединения и тишины, без которых невозможно расслышать истинному человечеству истинного Божества. Сказано: «…Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один…» ( Мф.14:13 ). И еще: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» ( Ин.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каждому священнику известно, что немалое количество прихожан на исповеди очень старательно и подробно кается в грехах своих близких, перечисляя их в громадном количестве. Однако это никакого положительного действия не производит. Для решения всех проблем, касающихся взаимоотношений с людьми, нужно начинать с себя самого, со своего собственного сердца, там порядок навести: легко видеть недостатки близкого, а вот свои увидеть – гораздо труднее и болезненнее. Вы спрашиваете: «Как мне жить?» Поскольку вы обращаетесь с вопросом к священнику, то подразумевается, что хотите получить христианский совет. Обратимся к словам Христовым. В Евангелии от Матфея приводится такая притча: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:3–5 ). Если в мои глаза попал мусор, и они сильно слезятся, я же не могу помочь другому человеку вынуть соринку из его глаза. А если начну это делать, то могу ему только навредить, а то и слепым оставить после такой моей помощи. Когда я хочу решить проблему сложных взаимоотношений с близкими, особенно если их усугубляют человеческие грехи, – надо начинать с собственной души. А лечить нашу душу от грехов может только Бог. Поэтому первый шаг – это построение личных отношений с Иисусом Христом. Как это делать? Так же, как мы знакомимся с человеком: начать разговаривать, то есть общаться в форме диалога. Когда молюсь, то я говорю Христу свои слова, открываю свои мысли и чувства. Читая Евангелие, я слышу и обдумываю Его слова, обращенные ко мне. Это лишь первый шаг. Когда мы поднимаемся по лестнице, то очень важно встать на первую ступеньку, но если на этом наше восхождение по лестнице закончится, с него будет мало толку. Так же и в нашем случае. Когда мы учимся понимать Христа и исполнять Его волю, мы на определенном этапе нашего духовного роста начинаем видеть в свете веры собственные грехи.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Как же так? Ты же не совершаешь многих грехов», — то он сказал: «Не сбивайте меня, я не могу вам объяснить, но я чувствую, что я грешнее всех». Покаянное чувство настолько присуще святым, что они, даже видя чудеса, благодать, которая через них действовала, все равно чувствовали себя грешными людьми. Покаянное чувство, собственно, и заключается в стяжании такого духовного состояния, в котором постоянно сознаешь свою греховность. То, что у нас называют «покаялся», — это не совсем то, потому что часто путают две вещи: считают, что покаяние — это когда человек пошел и исповедал свой грех. Но исповедь греха — это только часть покаяния. Первый шаг — это сознание своей греховности. Следующий — когда человек исповедал грех. И это тоже лишь ступень к стяжанию покаянного чувства. Отец Сергий Мечёв обращал внимание на то, что если грехи исповеданы, то почему тогда в разрешительной молитве сказано: «подаждь им образ покаяния»? А что было до этого? Читается уже разрешительная молитва, а в молитве — «подаждь им образ покаяния»? Как это понять? Это именно так и следует понимать: исповедь — это есть шаг к стяжанию покаянного чувства. Поэтому Сисой Великий и сказал: «Я не знаю, положил ли я начало покаянию». Не для красного же словца он это говорил! Он так искренне чувствовал. Самое важное — понять, что ты грешен. Самая тяжкая греховность заключается в том, что человек не сознает свою греховность. А уж бездна греха — это когда человек упорствует в своей греховности, говорит: «Что я такого сделал?» Обычно в жизни мы возмущаемся, если ребенок провинился, а говорит: «А что я такого сделал?!» — «Так говорить дерзко, ведь ты же виноват!» А сами поступаем точно так же… Вспомним притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32): блудный сын ушел от отца и растратил все свое имение, потом пришел в себя, то есть задумался над своей жизнью, вспомнил дом отца своего и сказал: Пойду к отцу моему и скажу ему… — и дальше он начинает исповедовать: …я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

http://pravmir.ru/o-styazhani-pokayannog...

Как же тягостно и трудно было признать, что ты — алкоголик, что ты болен неизлечимой, позорной, прогрессирующей болезнью. Признать, что это навсегда, и что безобидная рюмочка для меня опаснее смертельного яда. Потом оказалось, что 1й Шаг — это дверь в таинственный сад, имя которому «Анонимные Алкоголики», а основание его — деятельное смирение. В 7м Шаге я продолжаю свое путешествие по стране выздоровления. 7й Шаг — не однократное действие, а внутренняя установка, позволяющая применять принципы программы к любым недостаткам и сложностям. Сегодняшние слова Христовы — о том, что настоящая жизненная мудрость открывается в предельной простоте, в немощи и зависимости: «.Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Алкоголики, эти больные младенцы не только в вере, но и в быту, отказываясь от прежнего образа жизни, познают путь смирения и духовного выздоровления в Боге. Программа «12 Шагов» настолько доступна, что любой простец легко ею овладевает и может достигнуть серьезных духовных успехов. Лучшие из тех, кого я знаю в АА — это люди не Бог весть каких профессий — кладовщик и охранник в банке. В то же время человек большого ума, утонченного интеллекта часто не решается переступить порог АА, опасаясь простоты и незатейливости программных истин. Такому человеку приходится просить Бога об известной доле смирения, если он и в самом деле хочет «зацепиться» за трезвость. Недаром статистика говорит, что наиболее трудный контингент в выздоровлении — это врачи, особенно наркологи, психологи, учителя и священники. Тем, кому общество доверило людские души, оказывается труднее других признать неправду и поражение. Зато если такие люди входят в опыт смирения, они, со свойственной им энергией, опытом, знаниями способны принести очень большой плод. Но вначале им все-таки придется стать младенцами. Вспомним, что самыми близкими учениками Христа были простые рыбаки, а не учителя закона, не книжники. Однако, когда учеником Иисуса стал потомственный фарисей и книжник по имени Павел, это принесло плод сторицей, ведь чуть ли не половина Нового Завета — тексты, написанные апостолом или его учениками. Поистине мудрость и простота нераздельны, духовное богатство возможно только при условии полной нищеты и зависимости, а последние в евангельской перспективе оказываются первыми. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». 10 июля. Литургическое чтение: Мф.11:27-30

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит на перьях своих, так Господь один водил его и не было с Ним чужого Бога» ( Втор.32:11–12 ). В 11 стихе писатель изображает действия орла по отношению к его птенцам в то время, когда он учить их летать. Орел вызывает сначала гнездо свое, т. е. вызывает из гнезда птенцов своих посредством особенного пробуждения или вспугивания их, чтобы они делали первые попытки к летанию. Заставив таким образом летать птенцов своих, орел не оставляет их, не предоставляет их самим себе, но носится над ними, чтобы иметь возможность повсюду подать помощь, распростирает крылья свои, чтобы какого-либо птенца, вследствие утомления начинающего падать вниз, подхватить на них и отнести на высоту. С этими действиями орла сравниваются и действия Бога по отношению к израильскому народу. Израильский народ, находясь в Египте, подобен быль птенцам орла, не умеющим летать: так он быль угнетен, так подавлена была в нем всякая самостоятельность, что он нуждался в особенном возбуждении со стороны Бога, чтобы сделать первый шаг к самостоятельной народной жизни. Затем, как орел не оставляет птенцов своих, когда они только учатся летать, но постоянно носится около них и помогает им, так и Бог, возбудивши израильский народ сделать первый шаг к самостоятельной жизни, не оставлял его, но постоянно помогал ему и защищал его, вводил порядок в его внутреннюю жизнь, давая ему законы и укреплял в нем народный дух, помогая ему в различных войнах с враждебными народами во время путешествия его по пустыне. Этот образ, хотя преимущественно выражает собою то попечение, которое Бог оказал израильскому народу во время путешествия его по пустыне, тем не менее не может исключительно ограничиваться им, но обнимает собою также и освобождение Израиля из Египта, как можно видеть это из Исх.19:4 , где говорится, что Господь как бы на орлиных крыльях вынес израильский народ из Египта. Таким образом, сравнивая действия Бога к израильскому народу с действиями орла к птенцам, писатель указывает на то, что Бог пробудил к самостоятельной жизни израильский народ, находящийся в Египте в самом угнетенном состоянии и подвергающийся опасности совершенно погибнуть, и во время путешествия по пустыне приучал его к этой самостоятельной жизни, вносил в жизнь его порядок посредством своих законов, утверждал и укреплял в нем дух народности, помогая ему в войнах с народами враждебными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Когда вы в достаточной степени напрактикуетесь в спонтанности и непредсказуемости, чтобы чувствовать себя вполне спокойно, поступая подобным образом, переходите к четвертому шагу. Четвертый шаг Теперь ваша задача состоит в том, чтобы упрочить доверие к вашему слову и доказать ребенку: если вы говорите, что что-то сделаете, то вы сделаете это непременно. На четвертом шаге мы начнем подготовку к тому, чтобы, в том случае, если серьезные проблемы в отношениях с ребенком не найдут своего решения, использовать, пока дело не зашло слишком далеко, метод конфронтации и ультиматума, родительскую забастовку. Но прежде чем переходить к этим действительно ультимативным мерам, крайне важно добиться, чтобы ребенок поверил: все, что бы вы ни сказали, вы обязательно сделаете. С серьезным заявлением о вашем намерении «бастовать» стоит выступать только в том случае, если ваш ребенок считает, что вам действительно можно верить. Если же вы выдвигаете этот ультиматум, а ребенок думает, что на самом деле вы не намереваетесь привести его в исполнение и можете уступить, спасовать, то он или она начнет с вами своего рода игру, балансируя на грани между войной и миром. Он будет продолжать совершать проступки хотя бы для того, чтобы посмотреть, собираетесь ли вы приводить в исполнение свой ультиматум. С другой стороны, если ребенок очень хорошо знает, что это действительно ультиматум, потому что вы всегда делаете то, что обещаете сделать, тогда он или она может с полной ответственностью выбрать: либо принять ультиматум, либо отклонить его — со всеми вытекающими из этого решения последствиями. Таким образом, этот шаг представляет собой подготовку к ультиматуму, предназначенную для того, чтобы упрочить у ребенка уверенность: на вас можно положиться; а то, что вы говорите, вы сделаете. Мы просим вас привести вашему ребенку серию соответствующих эффективных и наглядных свидетельств или подтверждений. От вас потребуется известная смелость и изобретательность; но все это может быть и забавным. Вот как это делается.

http://azbyka.ru/deti/vash-bespokojnyj-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010