ЖМП 7 июль 2010 /  10 июля 2010 г. Пешешествия неофита. В поисках смысла Великорецкого крестного хода Сегодня многие люди принимают участие в паломнических поездках и крестных ходах. Зачем они отправляются в путь, и что в нем обретают? Какие духовные опасности могут подстерегать паломника на этом пути? Время осмысления пришло.   Первые открытия Странное дело, я родился и вырос на Вятке, а о Великорецком крестном ходе узнал только уже взрослым, женатым человеком. Было это в начале 1990-х годов. Именно тогда мне на глаза попалась небольшая заметка о Великорецком крестном ходе, которую сопровождала черно-белая фотография: молодой священник в отяжелевшем от влаги подряснике с крестом в руке шел во главе немногочисленной колонны паломников по раскисшей лесной дороге. И от этого снимка повеяло другой жизнью — еще не знакомой, но глубокой и настоящей. Там, в этой далекой жизни, которая одновременно текла где-то рядом, люди жили молитвой, мужественно преодолевали посланные им испытания и точно знали, зачем и куда они идут. Это было именно то, что, как я понял много лет позже, Церковь называет «новой жизнью во Христе». И мне тоже захотелось пойти с этими людьми на реку со сказочным названием Великая, словно сошедшим со страниц древнерусских былин. Между тем приближался конец учебного года (я тогда работал в школе): посадка картошки, дела огородные и хозяйственные… Поэтому, когда я снова вспомнил о Великорецком ходе, было уже поздно. Паломники ушли на Великую, а я со своими дровами и грядками остался на берегу. И это было первым открытием — оказывается, одного желания мало, нужна еще решимость. Причем за тебя никто этот шаг не сделает, и именно с него начинается твой крестный ход. Лично для меня до сих пор остается загадкой, как и почему люди решаются сделать этот первый шаг. Но, думаю, для нашего поколения 40летних, оказавшихся в юности перед выбором — или цинизм постсоветской жизни, или робкий шаг к православной вере, — мой опыт был довольно типичным. Мой первый Великорецкий крестный ход в 1997 году стал для меня -одновременно и испытанием, и первой встречей с живым православием. Отправившись в него и имея в запасе одну лишь молитву «Отче наш», к концу паломничества я знал наизусть не только тропарь Святителю Николаю, но и, идя вслед за певчими, подпевал вполголоса пасхальные песнопения и угадывал отдельные строки из акафиста святому. Не на словах, а на деле это была подлинная школа молитвы, о важности которой раньше я только читал, а теперь вот встал и пошел в первый класс.

http://e-vestnik.ru/society/pesheshestvi...

За Иорданом, в пустыне жаркой Глаза слезятся от полыхающего в зените солнца, и я не вижу ту маленькую точку в горах, на которую упорно показывает мне молодой инок — Вон там, смотрите, там! Видите, прилепилось к скале маленькое гнездышко? Монастырь греческий. В нем всего один монах и живет. Ну что, пойдем? Душно, жарко, невыносимо. Каждый шаг по каменным древним ступеням приближает к палящему солнечному диску. Неужели здесь возможна жизнь, неужели возможна? 10 апреля, 2011 Глаза слезятся от полыхающего в зените солнца, и я не вижу ту маленькую точку в горах, на которую упорно показывает мне молодой инок — Вон там, смотрите, там! Видите, прилепилось к скале маленькое гнездышко? Монастырь греческий. В нем всего один монах и живет. Ну что, пойдем? Душно, жарко, невыносимо. Каждый шаг по каменным древним ступеням приближает к палящему солнечному диску. Неужели здесь возможна жизнь, неужели возможна? Глаза слезятся от полыхающего в зените солнца, и я не вижу ту маленькую точку в горах, на которую упорно показывает мне молодой инок — Вон там, смотрите, там! Видите, прилепилось к скале маленькое гнездышко? Монастырь греческий. В нем всего один монах и живет. Ну что, пойдем? Душно, жарко, невыносимо. Каждый шаг по каменным древним ступеням приближает к палящему солнечному диску. Неужели здесь возможна жизнь, неужели возможна? Да, на горе Искушений жил Христос. 40 дней этот самый солнечный диск выкатывался навстречу Ему и, отпалив, отгорев, отмучив, скрывался за краем шоколадно-темной скалы, даря недолгую прохладу. 40 дней здесь постился Христос и был искушаем врагом рода человеческого. Гора так и называется — Сорокадневная. Сорокадневная гора Искушений. Сорок дней. А мне и сорока минут не вынести. Камень, на котором сидел Спаситель в этой пустыне, и поныне здесь. Касаюсь его рукой, преклоняю колена, прикладываюсь к нему губами. Камень обжигает накопленным за день жаром. — Да, — говорю иноку, — только Господь мог выдержать сорок дней Своего Великого поста. Человеку невозможно здесь, человек немощен…

http://pravmir.ru/za-iordanom-v-pustyne-...

О чем и для кого эта книга? Всё ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно? Известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии. Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному — к Евхаристии. То же происходит и в личной духовной жизни — участие в Таинстве Тела и Крови Иисуса Христа и делает нас христианами. Весь Новый Завет заключается в Жертве любящего Бога, вочеловечившегося и пролившего на Кресте Свою Кровь ради спасения людей. Особенность книги Эта книга написана священником, проповедником, тележурналистом. Эта книга написана искренним и открытым человеком. Каждая его работа — размышление о сокровенном, в каждом его выступлении — честность, независимость и готовность услышать другого. Отзывы читателей «На мой взгляд, выдающаяся книга отца Алексея Уминского, простым и емким языком автор, шаг за шагом разъясняет значение и смысл Божественной Литургии Православной Церкви. Не формальный подход автора и личный, живой прожитый им опыт Литургии удерживает внимание читающего до последних страниц книги. Для человека желающего глубоко разобраться в Православной Литургии, стремящегося не бессмысленно носить имя христианина, вступающего в Церковь — рекомендуется. Из нескольких имеющихся у меня подобных книг на эту тему, я, несомненно, отдам предпочтение книге отца Алексея»./ Стальнов А. В. Издательство «Никея» публикует в Интернете — для бесплатного распространения — книгу «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского в электронных форматах: epub, fb2, mobi. Купить книгу можно: в Москве и Санкт-Петербурге: http://www.nikeabooks.ru/sale/ по всей России: интернет-магазин «Символ» Группа Вконтакте Facebook группа Божественная Литургия Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному — к Евхаристии. Но все ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно? В этой книге известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии.

http://predanie.ru/book/115154-bozhestve...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Шаг навстречу. Три разговора о крещении с родителями и крестными Доверительные и живые беседы, раскрывающие смысл и содержание Таинства Крещения, — это необходимая подготовка для каждого, кто решил принять Святое Крещение или собирается крестить своих детей, а также для восприемников, то есть крестных родителей. Несомненное достоинство этих бесед — их краткость и глубина, а также то, что это разговор с нами, современными людьми двадцать первого века, о Вечном. Перед Крещением «Шаг навстречу» — книга, написанная для тех, кто собирается креститься и хочет сделать этот шаг сознательно. Издание может помочь не только светским людям, но и священникам, которые занимаются катехизацией. Беседы иеромонаха Макария (Маркиша) будут полезны также для тех, кто хочет крестить своих детей или же стать крестным. Иеромонах Макарий ведет рубрику «Вопросы священнику» на сайте «Православие и книга» (pravkniga.ru), поэтому хорошо знает сложности и ошибки, которые возникают при вхождении в Церковь. Автор помогает задуматься над таинством Крещения, задать вопросы самому себе: «Зачем мне креститься?», «Кто такой православный христианин?». Многие приходят в церковь по традиции, потому что так принято, не задумываясь о том, что совершают очень ответственный выбор в жизни, может быть – самый важный. Книга написана в форме доверительных бесед со священником. Она состоит из трех разговоров: «Почему мы крестим ребенка?», «Отрекаешься ли сатаны?» и «Дорога длиною в жизнь». Первая часть – попытка ответить на краеугольные вопросы религиозной жизни: почему мы православные? что значит быть православным? Такими вопросами автор подталкивает читателя к честному и серьезному разговору с самим собой. Вторая часть книги посвящена непосредственно таинству Крещения: в ней приводятся тексты молитв, пояснения к ним, а также объяснение действий священника. В последнем разговоре иеромонах Макарий приглашает читателей задуматься, что же происходит после Крещения. И этот разговор – самый короткий, самый ёмкий и самый трудный. Автор, учитывая современные обстоятельства, размышляет о семейной жизни, о том, что такое православное воспитание детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Почему человек верит в Бога? Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам 27 марта, 2016 Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам Сейчас время умирать бывшим атеистам. Просто пришел возраст уходить из земной жизни тем, кто родились накануне Великой Отечественной Войны и сразу после нее. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет…»(Пс.89:10). В большинстве своем – это бывшие пионеры, комсомольцы, партийные и беспартийные коммунисты, а значит люди, скорее всего, неверующие. Если и повезло кому-то быть окрещенным в детстве не забывшими Бога родственниками, то все равно к религии и вере большую часть жизни многие из них не имели никакого отношения. И вот, одни  до последнего «стоят на своем» и умирают без покаяния и причастия. Не помогают ни уговоры воцерковившихся детей или внуков, ни ощутимое присутствие Церкви в информационном пространстве. Другие же, пусть и на закате дней своих, открывают сердце Богу, начинают ходить в храм, готовятся к жизни вечной. И когда стоишь на похоронах, отнюдь не отвлеченно-философским представляется вопрос «почему человек верит или не верит в Бога?»А еще совсем не праздной кажется мысль «насколько от самого человека зависит – верить или не верить?». Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице: – Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать. Верующий человек всю жизнь ищет Бога, хотя не видит глазами. Он прекрасно понимает, что не видит, но его сердце знает, что Бог есть. Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам. И уже в ответ на это Бог даёт человеку помощь, которую человек ощущает лично. Неверующие люди напрасно думают, что Бог их чем-то обделил, не дал им веры. Я глубоко уверен, что просто эту веру «некуда было положить». Наше сердце открыто перед Богом.

http://pravmir.ru/pochemu-chelovek-verit...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Владимир Хулап " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Семейное счастье не выдаётся во дворце бракосочетания или после совершения Таинства Венчания в Церкви. Как создать такую семью,  в которой двое  не только соединятся в плоть едину, но и будут жить душа в душу? Ведущая программы «Слово» телеканала «Союз» беседует с протоиереем Владимиром Хулапом, доктором богословия, проректором по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии. – Отец Владимир, как создать хорошую семью?  Фото: cpospbda.ru – Если мы говорим о создании христианской семьи, то речь идёт о некой общности в вере и общем понимании того, что такое брак, поскольку для верующих людей это очень важный шаг. Это шаг не просто перед лицом государства, перед лицом женщины в ЗАГСе, которая от лица государства провозглашает их мужем и женой, но и важный шаг перед лицом Божьим.  Если мы посмотрим на Священное Писание, то мы увидим, что образ брака проходит через весь Ветхий и Новый Завет. В первых же главах Книги Бытия говорится о том, что именно Бог сотворил мужчину и женщину, привел Еву к Адаму. И последняя книга Нового Завета, Апокалипсис, завершается описанием брачного пира Христа и Церкви. Брак – это нечто настолько высокое, настолько чистое и важное, что он прилагается к отношениям между Богом и Церковью, между Богом и верующим. Это чистые и высокие отношения любви. Поэтому создание семьи – путь к этой любви.  И действительно, очень часто наши отношения на вот этом предварительном этапе являются и остаются только влюбленностью, когда мы видим некий такой идеал человека, который не имеет никаких отрицательных черт. Мы сознательно или бессознательно создаем этот идеал и всячески его лелеем. И поэтому, конечно, до создания брака важно понять, что же это за человек на самом деле, и не в плане какого-то критического подхода – выискивания отрицательных черт, но для понимания того, могу ли я доверять этому человеку самое важное, что у меня есть: мою жизнь и мою любовь.

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-horosh...

Скрытые последствия добрачного сожительства Рост популярности добрачных сожительств – одно из наиболее важных демографических изменений ХХ века, касающихся семьи . При этом исследования, проведенные в начале нынешнего века в странах, намного более развитых, чем Румыния, уже позволяют прийти к выводу, что совместное проживание до брака приводит к ухудшению отношений молодых после вступления в брак, к низкой удовлетворенности браком, высокому уровню насилия в семье и повышению вероятности развода. Когда говоришь молодым, которые редко ходят в церковь, что жить вместе до свадьбы – это нездоровый выбор, они, не задумываясь, причисляют тебя к фанатикам, не желающим открыто взглянуть в глаза реалиям наших дней. Совместное проживание до заключения брака или «пробный брак» кажется одним из самых надежных способов лучше узнать друг друга. И действительно, разве не самое главное для будущих супругов – перед вступлением в брак как можно ближе узнать друг друга? В этом мире, где события развиваются с такой головокружительной быстротой, где все находится в непрестанном изменении, мы как будто нуждаемся в какой-то гарантии, в какой-то пробе, которая подтвердила бы нам, что мы совершаем правильный шаг, соединяемся с хорошим человеком. Да и народная мудрость вроде как тоже подтверждает этот современный взгляд на отношения между людьми, уча: чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. Сожительство ослабляет прочность привязанности Долгое время даже специалисты – психологи и социологи – утверждали, что для будущего семьи важно заранее узнать привычки, предпочтения и недостатки любимого человека, чтобы понять, сможем ли мы ужиться с ним. Однако, сделав выбор в пользу сожительства до брака, можно оказаться в следующих ситуациях. Можно прийти к выводу, что, сожительствуя, ты пользуешься всеми преимуществами брака, но при этом у тебя остается свобода выбора. Так что чем дольше продолжаются отношения, даже если они удовлетворительны с точки зрения обоих или хотя бы одного из партнеров, тем труднее сделать шаг в сторону женитьбы. За этим откладыванием брака может скрываться и чувство нашей неуверенности, и ожидание того, когда определенные моменты, которые нас не устраивают, и определенные проблемы разрешатся, чтобы тогда уже пойти на следующий шаг.

http://pravoslavie.ru/50005.html

«Я вел людей к гибели…» Священник раскольничьей УПЦ КП соединился с канонической Церковью. Интервью с о. Владимиром Кищуком. 4 мая 2005 г. 17:02 — Батюшка, вы уже второй винницкий священник, выходец из Западной Украины, который за последний год переходит из так называемого киевского патриархата в каноническую Украинскую Православную Церковь, которая находится в единстве с Московским Патриархом. Согласитесь, что такой шаг был бы более понятным для выходца из южных, восточных или даже центральных областей Украины. Но для человека, который вырос на западе страны, где спекуляции на украинстве очень сильны, такой шаг ныне кажется по меньшей мере странным. — Я действительно родился и вырос на Ивано-Франковщине. Сегодня мне 22 года. В «киевском патриархате» я находился с детства. В наших краях КП — повсюду. Воспитан я в кругу священников именно «киевского патриархата», так как к нему принадлежат мои родственники. В частности, мой брат и его тесть, благочинный Верховинского района. «Владыка» Иоанн — тоже мой родственник. Поэтому у меня и вопроса никогда не возникало, к какой церкви принадлежать. В сане же священника КП я был четыре года. — С учетом всего сказанного ваш шаг кажется вообще невероятным. Действительно, что могло перевернуть мировоззрение человека, который с юных лет воспитывался в атмосфере филаретовской лживости и спекуляции на национальных чувствах украинца? Здесь хочешь — не хочешь, а веришь, что невозможное для человека возможно для Господа. Где та точка отсчета, с которой все началось? — Мой путь к канонической Церкви начался еще, когда я был простым прихожанином КП. Одна матушка из нашего прихода, которая пела в хоре и прозрела раньше меня, дала мне почитать «Почаевский листок». Там было сказано, что «киевский патриархат» не Церковь. Я сначала этого не понял и очень удивился. Спросил нашего настоятеля о. Юрия, что он думает по этому поводу. Священник развеял мои сомнения, заявив, что это клевета и неправда. «У нас Церковь Православная, — сказал он, — и никаких расколов не было».

http://patriarchia.ru/db/text/3457.html

  разделы   рассылка  распечатать Александр Нечаев Сергей Маковецкий: " Во время войны священникам было все равно, кто их убьет – свои или фашисты Источник:  Комсомольская правда С 4 апреля в кинотеатрах страны начался показ фильма " Поп " Владимира Хотиненко. В нем рассказывается история православного священника, согласившегося возглавить приход на территории оккупированной Псковской области во времена Великой Отечественной войны. Священника сыграл Сергей Маковецкий, с которым я побеседовал незадолго до премьеры картины. Между пародией и благостностью – Вы еще во время съемок фильма говорили, что эта роль для вас особенная. Почему? – Из-за доскональности и потрясающего внимания к деталям. Вот есть, скажем, сериал " Доктор Хаус " , в котором зазор между реальностью и художественным миром может быть сколь угодно большим. А мы работали в условиях, когда шаг влево – и получится пародия, шаг вправо – благостность, которой никто не поверит. Роль в " Попе " стала для меня исключительной. Когда у тебя в руках наперсный крест 1837 года, приходится выверять все по микронам. – В персонаже, которого вы играете, скрыто множество парадоксов. Он оказывается на оккупированных территориях и фактически соглашается сотрудничать с захватчиками. – Я понял, о чем вы говорите. Но это парадокс не нашего фильма и не моего персонажа, это парадокс истории. Про Великую Отечественную мы до сих пор не знаем очень многого – причем не из-за каких-то там засекреченных документов, а из-за собственной нелюбопытности. А там ведь много было такого, что не укладывается в официальную версию. Я перед съемками изучил много исторических трудов о войне и сам поразился чудовищным фактам. Вот вы знали, что после победы в лагеря отправились многие советские солдаты, дошедшие до Берлина? Отправились они туда по простой причине – потому что оказались на чужой территории. Я, честно скажу, не примерял на себя историю отца Александра. Я просто пытался осмыслить: а почему он поступил именно так? Каково было ему, до конца оставшемуся верным своему призванию, узнать, что избранный Патриарх Московский предает его анафеме? Я ужасался от осознания того, что пришлось пережить священникам Псковской миссии.

http://religare.ru/2_74532.html

  разделы   рассылка  распечатать Обращение митрополита Филарета к участникам семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Минском епархиальном управлении состоялся семинар " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " . Досточтимые отцы, братья и сестры, участники совещания-семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " ! Приветствую вас в здании Минского епархиального управления, где мы сегодня собрались для обсуждения одной из важнейших задач, решаемых Церковью – образование и воспитание наших соотечественников в христианской вере. Задача эта не является новой для нас. Церковь всегда жила проповедуя Евангелие Христово, приобщая к единой Чаше людей самых разных народностей, культур, возрастов и взглядов. Об этом едином содержании церковной проповеди говорит апостол Павел в Послании к евреям: " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Помня эти слова, мы воспринимаем самих себя как путников, которые идут дорогами истории к единой цели – своему Божественному Учителю Иисусу Христу. Впрочем, Господь – не только цель пути. Он Сам освещает каждый шаг нашего пути, как об этом поется в церковном песнопении: " Во свете Твоем узрим свет " . Поэтому светом благодати Христовой должен освещаться каждый шаг нашего пути. Катехизация, диакония и другие формы церковной активности должны быть, по замечательному выражению румынского богослова отца Ионы Брио, " литургией после Литургии " . То есть они должны быть не внешними по отношению к Церкви действиями, а выражением самой Ее сути, выражением Божией любви, которая всегда ищет возможности вдохнуть дыхание жизни в исторически новые формы. И вот сегодня нам надлежит обсудить то, как может извечное содержание Христова Евангелия быть воспринято современным сознанием. Руководители епархиальных отделов образования и катехизации будут размышлять сегодня над тем, какие успехи и проблемы имеются в нашей работе в воскресных и средних школах.

http://religare.ru/2_65715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010