11, 3-13). В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и неким престолом, сокрытым под разукрашенным пологом. Рис. 10 Ап. Иоанн измеряет храм, надпись над двумя мучениками: Енох, Илия. Фото автора 2014 г. Надпись 11: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3) 12-я сцена: Жена и дракон (Откр. 12, 1-17) Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно авторитетнейшим отцам она олицетворяет вечный символ Церковь. Например, Андрей Кесарийский отвергает мнение некоторых отцов, которые считали Жену символом Богородицы. Св. Андрей цитирует мнение знаменитого древнего толкователя Апокалипсиса - Мефодия Патарского который говорит, что Жена - это Церковь, в болях рождающая спасаемых «народ духовный - Сион мужеского рода». Жена облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полумесяц. Она страдает муками рождения младенца мужского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным. Напротив Жены изображен семиглавый дракон, который желает проглотить рожденного младенца. Но дитя взято к престолу Бога, а Жене даны крылья большого орла, чтобы она скрылась в пустыне «в свое место», где ей приготовлено место на 1260 дней (в продолжении времени, времен и полу-времени). Дракон взбешен, и из его пасти исходит водная река (подчиненные ему народы), чтобы потопить ее, а его хвост занимает правый верхний регистр поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку. Дракон идет на брань с оставшимися от семени Жены (православными христианами). Рядом два ангела с мечом нападают на дракона витая над его головами, одновременно два других ангела поднимают Христа-младенца в полотне на небеса к Богу, где виден пустой украшенный престол, приготовленный для него. Согласно толкованиям многих Отцов, под дитем понимается «народ духовный» - верующие, под пустыней - мир чуждый Христа, море - волнующиеся народы, земля - народы в культурном отношении, потоки воды - стремление народов 560].

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

11:43). « Хощу, очистись » (Мк. 1:41). И все прочее, чрез что показывает Свою равночестность с Отцом, каковое все рассматривая, веруй, что Он единосущен с Отцем, и что единосущен также и Дух, так как, если Он исходит от Отца и от Сына приимет, то Дух не чужд существа Божия. Дух Божий, Дух Христов, Дух истины, Дух Утешитель — выражения, обозначающие сравнительно одно и то же. Бог — Дух, Господь же — Дух, подобно тому как и Петр говорит Анании: для чего вы сговорились искусить Духа Святого (Деян. 5:3)? И, показывая, что Он — Бог, говорит: « ты солгал не человеку, а Богу » (ст. 4). Видишь, что Дух, пред Которым тот солгал, есть Бог? И Павел говорит: « вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас » (1 Кор. 3:16). Ясно, что Дух, живущий в нас, есть Бог. « Ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17:28); и: второй Человек « есть Дух животворящий » (1 Кор. 15:45); и в другом месте говорит: « плоть не пользует нимало; Дух » есть то, что « животворит » (Ин. 6:63). 4. Итак, не дерзни сказать что–либо против Единосущной и всемогущей Троицы. И опять: « никто из человеков не знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия » (1 Кор. 2:11); при этом не прибавлено: Живущего в Нем, чтобы кто–либо не подумал, что Дух — сложен. « Ибо Дух все испытует   , и глубины Божии » (ст. 10). Да, испытует, но не постигает; не написано, что постигает. Каким же образом испытует? Как любопытствующий? Как чуждый? Как неведущий? Если написано: « чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай » (Сир. 3:21), то о повеленном тебе и размышляй, — нет надобности в том, что скрыто. Если Он, по твоему слову, чужд, то каким образом осмеливался исследовать глубины Божии? Об Отце написано: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности » (Иер. 17:10). Разве потому, что не присоединено слово: постигаю, ты скажешь, что Он не знает Отца? Разве не зная, испытует и искушает, — что и о поклоняемом Духе ты дерзнул говорить? Каким образом Он сказал: « отделите Мне Павла и Варнаву на дело, к которому Я призвал их » (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

11. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор.9:20-23). Когда приводишь аргументы в дискуссии, то помни, что должен приводить не те аргументы, которые убедительны для тебя, а те аргументы, которые убедительны для собеседника. Разбирая ошибки вашего оппонента, старайся разбирать их таким образом, чтобы оппонента не обидеть, потому что, если ты его обижаешь, то тем самым прерываешь дискуссию и ничего доказать уже не сможешь. Спор превращается в ругань. 12. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Не нужно обижаться на собеседника, но нужно его любить. А если он все же тебя оскорбил, то прости его. Спорьте поменьше Профессор МГУ А.А. Волков, автор многих книг по риторике, формулирует основные правила интернет-полемики следующим образом: Я позволю себе сформулировать только некоторые основные принципиальные правила ведения дискуссии.Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч. Второе: дискутировать только о том, что вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует. Третье: слушать то, что говорит ваш оппонент. Четвертое: из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо. Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок. « В чем проврался , в том и поплатился » — напоминает пословица, так что дайте вашему оппоненту «провраться», но при этом то, что он говорит, обязательно нужно внимательно слушать. Помимо той позитивной информации, которую вы извлекаете из суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки. Итак, анализ речи – важнейшее требование дискуссии. Каждую ошибку вашего оппонента вы должны фиксировать, естественно, ваши возражения оппоненту основываются на этих ошибках.

http://pravmir.ru/zapovedi-internet-obsh...

12–13. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? (Аз возвестих и спасох, укорих, и не бе в вас чуждий: вы Мне свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, еще от начала, и несть изимаяй от руку моею: сотворю и кто отвратит е?) Что только Господь Бог Израиля есть истинный Спаситель, это подтверждается тем, что Господь как возвестил о спасении Своем наперед, так и действительно спас: Он как бы с укоризненным вопросом обращался к другим народам, царям и их богам, и – никто чуждый не явился свидетелем против Него. Народ Израильский свидетель и Сам Бог свидетель, что именно Он знает будущее, что только Он совершает предвозвещаемое Им и, что никто не спасет от руки Его, – Он совершит какое-либо дело, и никто не отвратит е – не отменит или не переделает того по своему желанно. 14–15. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. (Тако глаголет Господь Бог, избавляяй вас, Святый Израилев: вас ради послю в Вавилон и воздвигну вся бежащыя, и халдеи в кораблех свяжутся. Аз Господь Бог святой ваш, показавый Израиля царя вашего). Господь Бог, избавляющий Израиля от греха и потом, от рабства, по милости Своей правды (ст.3–4; ср.гл.42:6,21), в отношении к Израилю, как народу Своему, является святым: Он исполняет ненарушимо обетования Свои о спасении народа (гл.42:9). Ради Израиля, именно как возлюбленного Своего народа (ст.4), Он пошлет в Вавилон завоевателя Вавилона – Кира, царя Персидского; воздвигнет всех бежащих, т.е. подвинет назад, возвратит с дороги всех халдеев – жителей Вавилона, если бы кто из них решился спасаться бегством во время осады города и разрушения крепких стен его; и даже схватит и свяжет – закует в цепи всех кто бы вздумал спасаться на кораблях (которыми халдеи так величались). – И это Господь удостоверяет как бы клятвой, напоминая о Себе, что Он для Израиля – творец и царь, – святой – всесильный, властный и верный Владыка, не изменяющий Своих определений, ни прежде, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12 . Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Бога никто никогда не видал. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает; и любовь Его совершенна есть в нас. Как велика обязанность любить ближних, и как благотворна и спасительна истинная любовь к ближним, это показывает Апостол в предложенных словах. Как бы так говорит: «Бог обитает во свете неприступном; Бога, в Его беспредельном и непостижимом существе, никто никогда не видал. Потому не можем мы показывать любовь свою к Богу, непосредственно созерцая лице Его. Но человек носит образ Божий, и если мы, по заповеди Божией, любим друг друга: то Бог, по беспредельной благости Своей, нашу любовь к человекам приемлет как любовь к Нему Самому, и соединяется с нами или пребывает в нас, и наша любовь к Богу становится истинною, совершенною любовью, какой требует от нас Бог, по данной от Него заповеди, « " – » " чтобы любящий Бога, любил и брата своего» ( 1Ин.4:21 ). 13 . Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. Что мы пребываем в Нем, и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. Что мы чрез любовь к ближним вступаем в близкое общение или единение с Богом, пребываем в Нем и Он в нас, это познаем из тех даров Духа Божия, которые Он подает нам. – Об этих дарах Святого Духа говорили мы прежде 14 . Превосходнейший из сих даров Духа Божия есть любовь: потому она и служит ясным доказательством возрождения человека от Бога, усыновления Богу и искреннего общения, и единения человека с Богом. И напротив, в ком нет этой любви к ближним, в том нет и любви к Богу, тот не имеет общения с Богом, как чуждый любви. «Кто говорит», говорит Богослов, " " я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 ). Поэтому, кто истинно любит ближнего, тот пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает ( 1Ин.4:16 ). Братия! будем помнить, как важна и необходима любовь к ближним. Эта любовь – великий дар Божий. Кто любит ближнего, по заповеди Господа, тот живет благодатною жизнью, как возрожденный Духом Божиим. Кто истинно любит ближнего, тот истинно знает Бога, как всеблагого и любвеобильного Отца, потому что Он есть Любовь. А кто не любит ближнего, тот не имеет истинного ведения о Боге; тот не чувствует и не знает, как благ Господь, и какое великое благо – любить Его, вечную всесовершенную Любовь, Источника всякой чистой любви и всякой совершенной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

17:23). Вот почему, говорит он, « для Иудеев я был как Иудей, для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу » (1 Кор. 9:20–21). Так поступает и Ветхий Завет, когда, беседуя о Боге к иудеям, говорит: « кто, как Ты, Господи, между богами » (Исх. 15:11)? Что говоришь, Моисей? Может ли быть какое сравнение между Богом истинным и ложными богами? Я сказал это, говорит он, не потому, чтобы делал сравнение, а потому, что беседую с иудеями, которые имеют высокое понятие о демонах; снисходя к их немощи, употребил я такой образ учения. Так как и у нас речь к иудеям, которые Христа считают простым человеком, и притом нарушителем закона, то посему мы и привели в пример тех, которые особенно уважаются еллинами. Если же хотите (видеть примеры) и таких людей, которые между самыми иудеями покушались на то же, собирали себе учеников, провозглашали себя начальниками и предводителями, и — тотчас исчезли: представим и такие примеры. Так заградил (иудеям) уста и Гамалиил. Когда увидел он, что иудеи беснуются и жаждут пролить кровь учеников (Христовых); то, чтобы обуздать их неукротимую ярость, он, приказав вывести Апостолов на короткое время, так говорил к ним: « подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед этим явился Февда, выдавая себя за кого–то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и » ученики его погибли. « И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками » (Деян. 5:35–39). Откуда же можем видеть, что если « дело от человеков », то разорится? Имеете, говорит, пример в Иуде и Февде. Так, если и этот (Христос), проповедуемый сими (апостолами), таков же, как и те (Иуда и Февда); если и здесь все делается не божественной силой; то потерпите немного, и самый исход дела уверит вас, по концу увидите ясно, обманщик ли он (Христос) и беззаконник, как говорите вы, или Бог, все содержащий и неизреченной силой устраивающий наши дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

17:4). Так сказал потому, что видел, что гора эта свободна и спокойна от притеснений книжников, и это ему пришлось по сердцу. Приятный запах Царства (Христова), благоухая, достиг обоняния его и усладил его. Увидел славу Господа на месте бесславия и, радуясь, что Господь и ученики Его находятся с Моисеем и Илией, пожелал, чтобы Он подольше оставался вдали от Каиафы и Ирода. Как и тогда, когда говорил: «да не будет… с Тобой этого» (Мф. 16: 22), и в этом также случае сочувственно сказал: «сделаем здесь три кущи». «Не знал, что говорил» (Лк. 9:33), поскольку Господь должен был взойти на Крест; или (потому), так как кущи им были приготовлены не здесь, но в будущем мире. «Приобретайте, говорит, друзей себе, которые примут вас в вечные обители своя» (ср.: Лк. 16:9). Далее. Не знал, что говорил, и потому, что в числе кущей уравнял Христа с Моисеем и Илией; посему Божественный голос с неба просветил его, говоря: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Мф. 17:5), дабы отличали Господа от рабов Его. Для чего же Моисей и Илия явились Ему? Так как, когда спросил их: «что говорят обо Мне люди, кто — Я?» — они сказали Ему: «одни говорят, что Ты — Илия, другие, что — Иеремия, иные, что — один из пророков», но, дабы показать им, что Он не Илия и не один из пророков, явились им Моисей и Илия, чтобы знали, что Он есть Господь пророков. Прежде смерти преобразил лицо Свое на горе, чтобы не сомневались в преображении лица Его после смерти и чтобы знали, что Тот, Кто изменил одежду, коею был одет, может оживить и то тело, коим был облечен. Ибо Кто дал телу неприступную славу души, Тот может и оживить его после смерти, которую вкусят все люди. Но если, Христос есть Бог чуждый [т. е. Богу Ветхого Завета и Иудеев; этими словами святой Ефрем начинает опровержение учения Маркиона], то зачем Моисей и Илия беседовали с Ним? Разве не Христос призвал Моисея к жизни и Илию с неба? И вот, привел (же) их из прежнего времени Праведного [так называл Маркион Бога Ветхого Завета в отличие от Бога Нового Завета, Которого он именовал «Благим», «Чуждым» и «Благодетелем»].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

17. Участие в Президентских программах Молодежь России и Дети России. Православная молодежь должна принимать активное участие в жизни своей страны. Сегодня на местах силами местного самоуправления строится молодежная и детская работа по самым различным направлениям. Участие церковного прихода в такой работе будет способствовать решению важных для нашего общества задач и даст применение силам молодых православных людей. 18. Организация спортивной, туристической деятельности. Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека. 19. Сотрудничество с государственными службами. Церковный приход может организовать интересные и полезные для души молодого человека мероприятия совместно с местной службой по чрезвычайным ситуациям, пожарной частью, милицией и военными. Воцерковление таких служб – важная задача Церкви, а для молодежи это возможность развить свой характер в подготовке к служению Родине и ближним. Приложение 3 Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5–6 октября 2011 г. (журнал 116). 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди , которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

18, 25). Для чего же он приказал, не имея намерения исполнить это приказание? Для того, чтобы увеличить страх должника и заставить его просить о пощаде. Мог он, конечно, простить его и до просьбы, но не сделал этого, чтобы тот, не зная тяжести своих грехов, не сделался жестоким к ближним; для этого наперед показал ему величину долга, а потом простил ему все. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу (Мф. 18, 26). Не сказал ведь, что не может заплатить; таков уж обычай у должников — обещать, хоть и ничего не могут отдать, лишь бы избежать настоящей беды. Послушаем все мы, нерадящие о молитве, какова сила молений! Кто может быть грешнее этого должника, который виновен был в стольких преступлениях, а доброго дела, ни малого, ни великого, не имел? Однако ж, лишенный и чуждый всякой добродетели, не сказал: я не имею дерзновения покрыть стыдом, как могу приступить, как могу просить? А лишь только попросил он господина, то и успел преклонить его на милость. Не станем же отчаиваться из-за грехов, не станем унывать, но будем приходить к Богу, припадать, умолять, как сделал это должник. Что не пал он духом, не повергся в отчаяние, исповедал грехи, попросил некоторой отсрочки и замедления, — все это хорошо. Но последующее уже не похоже на прежнее: что приобрел он усердной мольбой, все вдруг погубил гневом на ближнего. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Мф. 18, 27). Тот просил отсрочки, этот дал прощение; стало быть, тот получил больше, чем просил! Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев 41 , и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Что может быть преступнее этого? Еще в ушах его раздавались слова благодеяния — и он забыл уже о человеколюбии господина! Видишь, какое благо помнить свои грехи! Ведь и этот должник, если бы постоянно помнил их, не был бы так жесток и бесчеловечен. Никто не может сделать душу так любомудрой, смиренной и кроткой, как постоянное памятование о грехах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010