Имел он также дар молитвы умной и прозорливости; Господь открывал ему невидимое и неведомое. Так некогда архимандрит Иоанн, прибыв на Валаам, посетил о. Дамаскина и спросил его: «Старец Божий, скажи мне слово на пользу». О. игумен, мало помолчав, отвечал: «Читайте пролог, там все есть». Архимандрит Иоанн был поражен этими словами и сознался, что он всю жизнь свою собирался прочитать пролог, но что никак не удавалось ему найти свободный час для исполнения своего желания. Однажды у монастырской гостиницы две женщины – одна православная, а другая раскольница – спорили между собой, кто из них правильнее молится: двумя ли перстами или тремя. В это время мимо гостиницы ехал о. Дамаскин; они, увидев его, пошли к нему за решением своего спора и когда еще далеко не дошли до него, он, сложив три больших перста и подняв руку, громко закричал им: «Вот так, вот так молитесь». Женщины, пораженные его прозорливостью, не знали, что и делать – объясняться ли с ним, о чем хотели, или молиться на него, как на святого. Между тем дни его протекали. Господь судил ему понести крест страдальческий: в 1871 г. он был поражен легким параличным ударом; этот удар был началом постепенного угасания его жизни и его деятельности. Мало по малу отстраняясь от внешних попечений, погружался он во внутренний свой мир и только в особенно важные моменты всегда ярко вспыхивал и освещал окружавших светом его опытности и любви; большую же часть времени проводил он уединенно в своей келье. Там по временам видели, как плакал старец и молился. Иногда он говаривал: «Я уйду, а вы останетесь, и назад не приду». И зальется слезами. Раз спросит его келейник Александр: «Батюшка, говорят, что у нас настоятель будет чужой, а не из своих». «Нет, чадо, не беспокойся, – отвечал ему о. Дамаскин, – угодники Божьи давно уже избрали из своих». Чуждый всяких прихотей, когда был здоров, о. Дамаскин особенно поражал окружавших своей нетребовательностью во все время десятилетней своей болезни. Будучи последние три года совершенно расслаблен, но сохранивши полную чувствительность во всем организме, он никогда не обнаруживал ни малейшего неудовольствия на услужливость своего келейника, в какое бы положений тот ни приводил его своими мощными руками, и никогда не выражал желания чего-нибудь попить или поесть: полный жизни духовной, полный сознания, живой он как бы уже совершенно умер телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 MPG 91, 1417—1420. Русский перевод первого гимна преп. Максима Исповедника выполнен Евгением Волохиным, в общем, с итальянского; однако, при работе, переводчик, по мере возможности, сверялся также с греческим и латинским текстами «Патрологии» Миня (Migne). 2 В греч. — τς εικ ν ος — «образу». 3 В греч. — ξ ν ος — «чужой, чуждый, странный». Очевидно, это антропоморфный относительный эпитет. Действительно, до Своего Воплощения, в определенном смысле, Бог-Слово был менее близок нам. 4 «Великий, сильный» (ц.-слав.). 5 «Спаситель народов» (ц.-слав.). 6 «Велиар» — одно из имен диавола (евр. — «негодный, нечестивый, развратный, развращённый»). 7 «Сотворив» (ц.-слав.). 8 «Которым» (ц.-слав.). 9 Речь, очевидно, идет о семи мерах Святого Духа, упомянутых в Ис. 11:2. 10 В греч. — π αδω ν τρι ν κα μ ν ου — «печи трех отроков» (см.: Дан. 3). 11 Проказой. 12 «Святого» (ц.-слав.). 13 MPG 91, 1424. Русский перевод третьего гимна преп. Максима выполнен Евгением Волохиным с латыни. 14 Греч. τρισλι ς, лат. ter sol. 15 «Меня» (ц.-слав.). 16 «Лютая напасть» — лат. omnis dirus turbo. Что подразумевает это словосочетание в данном контексте — неясно. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2662...

В канун его отъезда, на закате, я увидела, что он гуляет один по саду, и, вспомнив, что этот человек, теперь такой чуждый, когда-то спас мне жизнь и что мы с ним близкие родственники, решила сделать последнюю попытку вернуть его дружбу. Я вышла и направилась к нему в ту минуту, когда он стоял, опершись о калитку; я сразу приступила к делу: — Сент-Джон, я страдаю оттого, что вы все еще на меня сердитесь. Будем опять друзьями. — А разве мы не друзья? — отвечал он невозмутимо, не отрывая взгляда от восходящей луны, на которую смотрел при моем приближении. — Нет, Сент-Джон, мы уже не такие друзья, как были. И вы это знаете. — Разве нет? Что ж, очень плохо. Что до меня, то я желаю вам только добра. — Я вам верю, Сент-Джон, так как знаю, что вы не способны никому желать зла; но ведь я ваша родственница, и мне хотелось бы от вас более теплого чувства, чем то бесстрастное человеколюбие, с которым вы относитесь даже к чужим. — Конечно, — ответил он. — Ваше желание вполне законно, но я и не считаю вас чужой. Эти слова, произнесенные холодным, спокойным тоном, сильно уязвили и раздражили меня. Если бы я поддалась гордости и гневу, я немедленно ушла бы; но во мне говорило нечто сильнее этих чувств. Я глубоко чтила высокие дарования и принципы моего кузена, его дружбой я дорожила, — потерять ее было бы для меня тяжелым испытанием. Я не могла столь легко отказаться от попытки вернуть его расположение. — Неужели мы с вами так и расстанемся, Сент-Джон? И неужели, когда вы уедете в Индию, вы покинете меня, не сказав мне ни единого ласкового слова? Он перестал смотреть на луну и посмотрел на меня. — Разве я покину вас, Джен, уезжая в Индию? Как? Разве вы не поедете в Индию? — Вы ведь сказали, что я могу туда ехать, только выйдя за вас замуж. — А вы не выйдете за меня? Вы настаиваете на своем решении? Известно ли вам, читатель, как леденит сердце вопрос, заданный бездушным человеком? Его гнев похож на падающую снежную лавину, а его негодование — на бурный ледоход. — Нет, Сент-Джон, я не выйду за вас. Я не изменила своего решения.

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они перед лицем Господним (Лев. 10:1—2).» Почему так строго наказал Господь Надава и Авиуда? Потому что они проявили сознательное и дерзкое непослушание Моисею и Аарону, посланникам Божиим, значит — Самому Богу. Они в дело Божие внесли свою злую волю, установить хотели чуждый центр своим огнем кадильным; здесь было начато противление Божьему закону, богоборчество, то есть главное дело сатаны. За это они были от Бога умерщвлены. Не такой ли грех у всех отступников от единой Церкви Христовой? Они именно вносят огонь чуждый, водружают свои особые алтари, порывая с Церковью Божьей. Господня воля — единое стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). Кто же разрывает это единство, кто отделяется от единой Церкви Христовой, тот идет против Бога, и не минет его страшная Божья кара. Она уже постигла их здесь, так как лишились благодати и спасения вечного. А это хуже смерти телесной. «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня (Лев. 25:23).» Вся земля – Божия; люди только «поселенцы» Божии. Помни это, христианин! И смотри на землю, которую обрабатываешь, как на Божий дар. Старательно трудись над ее обработкой; плодами ее пользуйся сам и делись с нуждающимися. А больше всего – благодари Бога за все Его блага. Если неурожай случится, знай, что Господь за грехи посылает тебе скорби: покайся и молись Господу о милости. «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие (Втор. 1:17).» Сколько неправедных приговоров выносится на человеческом суде! Раньше обижали только «малого». Теперь обижают почти всегда «великого». Главнейшая черта судьи — беспристрастие: выслушай не только малого, который по своему положению кажется всегда обиженным, но это вовсе не всегда, но и великого (который кажется всегда обидчиком, но это тоже не всегда).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

«Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» ( Откр.19:12 ). Владыка Аверкий говорит так: «Он появляется, как Царь, со множеством диадем на голове, чем означается, что Ему предоставлена вся власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ) и над всеми царствами мира». «Мнози венцы указывают или на власть Его над всем земным и небесным, как ни много на небе чинов ангельских и на земле соборов и престолов святых, или на победу Его над грешниками и по долготерпению Своего домостроительства», – так поясняет святой Андрей Кесарийский . «Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» . Андрей Кесарийский говорит: «Неизвестность имени означает непостижимость существа Его, ибо Он имеет много имен по Своему домостроительству нашего спасения, а именно… – И вот здесь святой Андрей перечисляет имена, которые можно относить к Сыну Божию: – Благий, Пастырь, Свет, Солнце, Жизнь, Правда, Искупление, Святыня…» Далее он говорит: «как и отрицательные (то есть те, которые исключают что-либо плохое, – О.С.), Нетленный (то есть чуждый тлению, – О.С.), Бессмертный (чуждый смерти, – О.С.), Неизменный (чуждый изменению, – О.С.), Невидимый». Это будет Царь царей, Господь господствующих. Вот тогда люди не будут задавать вопросы – кто Господь? Потому что все будут знать Господа. И смотрите, мы читаем 13 стих, очень важный для нас, особенно первая его часть: «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”» ( Откр.19:13 ). Вот многие христиане думают так: когда Иисус Христос первый раз приходил, Он такой добрый был! Он и ноги омывал ученикам, Он всех прощал, Он всех исцелял. Но вот второй раз Он будет Себя вести совсем иначе, Он будет такой суровый, Он будет в такой ярости, Он так набросится на всех этих грешных!.. И получается, что есть как бы два Христа. Один Христос, Который из Назарета, плотник, – такой смиренный, добрый такой. А в День Суда Какой-то является, прямо как антихрист. Нападает на всех, уничтожает всех. Вот это уродливое, неправильное представление о Христе – его надо изгнать из своего сердца. Потому что оно богохульное. Святые Отцы говорят: «Тот же Самый Христос, Который умер за нас, Он же будет и судить нас». Смотрите, Он является судить мир в одежде, которая обагрена Его Кровью. Это значит, что служение его жертвенной Крови не прекратится даже в день Судный, то есть даже там люди будут иметь возможность добиться неких перемен в решении своей участи от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сохранение большинством Поместных Православных Церквей древних языков богослужения имеет глубокий пастырский и богословский смысл. Автором богослужения является не человек, но Бог, открывший Церкви Свою волю о том, как Ему угодно принимать поклонение от человека. Разговорный язык не может употребляться при православном богослужении потому, что православное богослужение есть жертва верующих, приносимая Богу: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же... Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13: 8, 15). Использование для богослужения вещей, бывших в бытовом употреблении, есть такое же святотатство, как и бытовое употребление священных предметов. Об этом сказано в повествовании о Надаве и Авиуде. Господь через Моисея повелел первосвященнику Аарону брать огонь для жертвоприношений только «с жертвенника, который перед лицем Господним» (Лев. 16: 12), - он должен был гореть непрерывно, так как это был огонь, сошедший от Господа (см.: Лев. 9: 23-24), «но Надав и Авиуд умерли, когда принесли чуждый огонь пред Господа» (Чис. 26: 61): «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они перед лицом Господним» (Лев. 10: 1-2.) Протоиерей Олег Сирко Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Чис 18:7. И ты (Аарон. – Ред.) и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. Втор 17:12. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля. Вот посмотрите: пророк, священник и царь имели особую власть, неслучайно их иногда называли даже богами. Помните, мы с вами уже говорили об этом: «Встал Господь Бог посреди богов», как мы с вами недавно читали в псалме. И сегодня мы будем с вами читать в Пс 96: «Поклонитесь перед Ним, все боги». «Все боги» – в греческом переводе здесь неслучайно стоит «все ангелы Его», «все вестники Его». Не только бестелесные космические иерархии и силы, но и вестники, такие как пророки. Возвещать волю Божью могли и цари, и судьи земли, которые должны были судить по правде, т. е. по-божески. Поэтому они выделялись особо. И вот здесь автор Второзакония говорит нам о том, что воля Божья подразумевает послушание священникам и судьям, потому что тот, кто поступит так дерзко, что не послушает священника или судьи, правителя, должен умереть. Конечно, подразумевается, что этот священник действительно носитель воли Божьей, действительно носитель освящения, потому что иногда бывает так, что «устами своими приближаются ко Мне, говорит Господь, а сердце их далеко отстоит от Меня». Конечно, в этом случае не идет речь о послушании кому бы то ни было. Помните, что происходит с пророком, говорящим даже во имя Божье, во имя Господне, но которого Господь не посылал? Он сам должен умереть. Еще был случай, когда священники, сыны Аарона, с каким-то чуждым огнем вошли. Что это за чуждый огонь? Тот, которого Господь не освящал. Они сделали что-то такое, что не входило в этот закон, в этот завет о жертвах, они нарушили предписание закона. «Чуждый огонь» – это толкование в ветхозаветном духе, но может быть и в новозаветном, когда «чуждый огонь» – это всякое зло.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

в. Ниспадение небесного огня (ст. 23. 24) После сего Моисей ввел Аарона во святилище, дабы там, пред лицем Господним, первосвященник возложил священное благовонное курение на алтарь кадильный 736 . Таким образом, Моисей постепенно вводил Аарона в его первосвященнические права и обязанности сначала вне скинии, а потом и внутри ее. При сем случае, мысли их обоих, конечно, устремлены были в молитве к Богу, да явит Он славу свою над жертвами, вознесенными на алтаре всесожжений. Молитва сия была услышана; ибо едва вышли они из святилища и благословили народ, как ниспал с неба огонь и попалил жертвы 737 . При сем весь народ воскликнул от радости и пал на лице свое 738 . Хотя Аароном был уже возжен огонь на жертвеннике 739 ; но сей огонь медленно поедал свои жертвы. Между тем, упавший в виду всего народа небесный огонь тотчас же попалил жертвенные части. Сим чудом Господь являл, что Аарон и сыны его не по человеческому избранию поставлены были священствовать в скинии, но по Его божественному изволению и избранию. Таким же чудесным ниспосланием огня небесного призрел некогда Господь и на жертву Авеля, Соломона и пророка Илии. Священный огонь, ниспосланный на жертвы Аароновы, тщательно потом поддерживался священниками и никогда не угасал в скинии 740 . Глава X. Первое священнодействие новопоставленных священников а. Поражение Надава и Авиуда за огнь чуждый (ст. 1–5) Так как в числе священнических обязанностей было между прочим и то, чтобы два раза в день воскурять на алтаре кадильном 741 , и так как поутру восьмого дня посвящения уже совершил каждение Аарон 742 , то старшие дети его – Надав и Авиуд вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее каждение во святилище, после своего отца. К сожалению – эти юноши, по какой-то странной забывчивости, вместо священного огня с жертвенника всесожжений 743 , вложили в свои кадильницы и принесли пред Господом огонь чуждый, т.е. обыкновенный житейский 744 . A может быть они поступили так по юношескому легкомыслию, которое иной раз, не постигая сокровенных оснований Господних повелений, решается поступать по своему усмотрению. И вышел огонь от Господа, т.е. из столба облачного, осенявшего скинию, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним 745 . Страшным примером детей Аароновых Господь, конечно, хотел внушить на последующие времена, с какой осмотрительностью и самоиспытанием должны священники приступать к священнодействиям 746 . Некоторым утешением для Аарона было то, что дети его не были, однако же, испепелены небесным огнем и, конечно, с соизволения Божия, удостоены были погребения в своих священных хитонах, и оплаканы всем домом израилевым 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом ( 1Кор. 15, 58 ). Ты это помнишь ли и исполняешь ли? Ох! Ты ленив и всегда недостаточен в деле Божием: много ты упускаешь, чего бы не следовало опускать, и таким образом теряешь много, много в день воздаяния праведного. Час уже тебе от сна восстати. Отчего так строго Господь наказал в Ветхом Завете некоторых за внесение в скинию чуждого огня вместо огня Божия? 235 Оттого, что огнь скинии был знаменованием духовного, благодатного огня Святого Духа, а огнь чуждый означал огнь диавольский. Скиния была образом нашей духовной скинии – души. В душе нашей должен непрерывно гореть огнь Божий, и каждый христианин должен всеми мерами стараться, чтобы не внести в сердце свое огнь чуждый, огнь духа злобы – огнь страстей: гордости и противления Богу и Его Церкви, ненависти, вражды, привязанности к земному, огнь любодейства, огнь любостяжания и огнь чревонеистовства – жадности к пищи и питию. Когда сердце твое смутится и стеснится жалением благ земных, скажи себе внутренно: верую всем сердцем Жизнодавцу моему, Который сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф. 6, 33 ]; я убежден, что если я буду всеми силами заботиться о сохранении правды Божией (разумея под именем правды исполнение заповедей Божиих, а главное – любви к Богу горячей, исключающей всякую другую такую же любовь, и любви к ближнему, и всех обязанностей, возложенных на меня Богом), о сохранении в сердце своем мира Божия, или Господа, миром во мне почивающего, и мира со всеми и радости Духа Святого, то всё прочее мне дано будет, как маловажное, как бы впридачу. Слово Спасителя моего – истина и живот. Бог больше сердца нашего и знает все ( 1Ин. 3, 20 ). Если бы сердцем нашим не была душа наша, выразился бы так святой апостол? Нет. Но выразившись так, он утвердил, что сердце наше есть душа наша, и выйдет: Бог больше души нашей и знает всё. Бог есть бесконечный дух, а моя душа – ограниченный дух от Его духа и в Его духе, потому и знает Бог всё, что есть в душе каждого: ведый помышления [ Лк. 11, 17 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Джованни Паоло Паннини. Развалины со сценой проповеди апостола Павла. 1744 Читаем: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждого закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор. 9: 20–23). «Выглядит как притворство, чтобы всем было все, как это принято у льстецов, однако это не так. Ибо человек Божий есть врач духовный, ведающий все причины и раны, с великим старанием окружает страдающих своим вниманием и сочувствием, ибо мы всегда имеем что-то общее со всеми людьми. Для Иудеев он (апостол Павел. – прот. О.С. ) был как Иудей. Ибо из-за соблазна их обрезал Тимофея и, очистившись (по иудейскому обряду. – прот. О.С. ), вошел во Храм, чтобы не принять обвинения в святотатстве. Сделал то, что уже следовало прекратить (согласно Евангелию. – прот. О.С. ), но по закону делал. Ибо соглашался, что закон и пророки – от Бога, и от них показал предвосхищение Христа обещанного, чтобы добиться согласия подзаконных (то есть ссылался на более авторитетное для них. – прот. О.С. )» 7 , – комментирует Амвросиаст эти стихи 1-го Послания к Коринфянам. А святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы обратить настоящих иудеев, он (апостол Павел. – прот. О.С. ) сам стал как иудей – не действительно, а только по видимости, не на самом деле будучи таким, а только поступая так без истинного расположения» 8 . «Человек, ухаживающий за больным, и сам становится больным, не потому, что ему кажется, что поднялась температура, а потому, что, сочувствуя, он думает о том, какой бы заботы он пожелал, если бы сам был болен» 9 . По вопросу полемики с сектантами я бы рекомендовал скорее дореволюционных авторов – таких как митрополит Стефан (Яворский), диакон Иоанн Смолин, мученик Николай Варжанский и другие. Впрочем, митрополит Стефан иногда теряет чувство меры, оправдывая насилие над инакомыслящими (религиозными диссидентами). Также и догматические системы, более отражающие кафолическую природу Церкви, были составлены в дореволюционный период, менее зараженный библейским критицизмом и чуждый обновленческим тенденциям безответственного экуменизма.

http://pravoslavie.ru/98622.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010