Согласно «Пространному Катихизису», выражение «сидит одесную Бога Отца» «должно понимать духовно. То есть: Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом» 382 . Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство – всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп. 2:9–10 ). Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом ( Евр. 9:15, 12:24 ) и Первосвященником ( Евр. 4:14–15 ). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» ( Ин. 14:13–14 ). б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа ( Ин. 16:7 ), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян. 2:1–4 ) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви ( Еф. 1:22–23 ), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет. 1:3 ). в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:25–26 ). Глава VIII. О седьмом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Тема детских занятий Помогите детям вспомнить все, что они знают или о чем слышали рассказы: о вкусных куличах и пасхе, о катании яиц, о старинном обычае звонить в церковные колокола весь день на Пасху, о том, как люди здороваются на Пасху, целуясь три раза. Урок 30й. Вознесение и Троицын день Перед началом урока хорошо вспомнить с детьми о том, что рассказывалось о Воскресении Христовом (Урок 17й). После Своего воскресения Иисус Христос сорок дней являлся (показывался) Своим ученикам, проводил с ними время, беседовал, обедал с ними. На сороковой день Он вышел с ними из города, поднялся на небольшую гору — Елеон. Там Он в последний раз долго говорил с ними, благословил их, сказал им, что они будут по всему миру проповедовать (рассказывать) о Нем, но сейчас должны остаться в городе Иерусалиме и все вместе ожидать особенного события, особенной помощи, обещанной им Богом (Бог пошлет на них Святого Духа). Кончив говорить, Он поднял руки, благословил их, и они увидели, как Он поднимается, возносится на небо, и облако спрятало Его от их глаз. Ученики стояли и смотрели на небо, и тогда им явились двое ангелов в белых, блестящих одеждах и сказали им: — Что вы стоите и смотрите? Иисус Христос вознесся на небо, и, когда наступит этому время, Он опять вернется. После этого ученики возвратились в Иерусалим и стали там вместе ждать обещанного, особенного события—сошествия Святого Духа. ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА мы и празднуем в сороковой день после Пасхи. Все ученики стали жить вместе в Иерусалиме, ожидая обещанного Господом события. На десятый день после Вознесения Иисуса Христа на небо наступил иудейский праздник Пятидесятницы (праздник в память того, как Бог дал людям десять правил, десять заповедей о том, как надо жить). Ученики и Матерь Божия были все вместе в одной горнице (комнате). Было по нашему времени около восьми часов утра. Вдруг раздался шум с неба, как от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и появились огоньки, как огненные языки и остановились по одному над каждым из них. И каждый из учеников почувствовал, что он полон Духа Святого, и они стали друг другу говорить и славить Бога на разных языках, которых не знали раньше.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij-dlja-...

Тогда Он от всех людей потребует отчета, кто как воспользовался богодарованными и естественными средствами для спасения. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое ( Мф.25:14 ). «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое». Спаситель Себя уподобляет человеку, отправлявшемуся в чужую страну. Он не раз один Свое преславное вознесение называл отшествием. Как Бог, Он вездесущ. И на небе и на земле по Своему Божеству Он все наполняет, везде присутствует и всюду промышляет, оставаясь неописуемым. Понятно, что по Божественному естеству Господь наш Иисус Христос не может быть в отсутствии из какого-либо места вселенной. Но Он в едином Лице Своем имеет с Божественным и полное человеческое естество. Все свойства человеческой природы Он принял сполна кроме греха, которого и не было у человека до его падения. Человечество Спасителя уже конечно не обладало свойством вездеприсутствия. Пребывая в одном месте, Господь Иисус Христос телом Своим не был в других в одно и то же время. Так Он и Сам говорил ученикам Своим: «Дети! Не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете приидти, так и вам говорю теперь... Куда Я иду, ты (ответ Петру) не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною... И когда пойду и приготовлю вам место, прииду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» ( Ин.13:33, 36; 14:3–4 ). Отправление и возвращение, отсутствие и новое явление ученикам, все это указует на свойства человеческой природы в едином Лице Господа нашего Иисуса Христа. Отбытием Своим из мира сего Он называл Свое вознесение к Отцу с человеческим естеством ( Ин.14:28 ). Сим же именем Спаситель именовал и Свой крестный путь, заканчивавшийся смертью Его. Пришествием, в противоположность отшествия, обозначается явление Его по воскресении с прославленным человеческим естеством и второе славное пришествие для всеобщего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Шестой член Символа веры И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону от Отца. Вознесение Господне      После Своего воскресения Господь еще в течение сорока дней находился на земле со Своими учениками, чтобы уверить их в истинности воскресения, укрепить их веру и дать необходимые наставления. После этого Он провел их от Иерусалима до Вифании. Подняв руки, благословил их и стал возноситься на небо, и облако взяло Его из вида их (Деян 1, 9). Вознесение произошло на горе Елеон. Известно, что Спаситель любил эту гору и часто удалялся туда для молитвы. Господь Иисус Христос вознесся на Небо Своим человечеством, а Своим Божеством Он всегда пребывал с Богом Отцом. Небо, на которое вознесся Господь, — это место особого присутствия Божия, горнее, то есть возвышенное, место, Царство Божие. Христос прошел весь путь нашей человеческой жизни и вознесся на небеса. Этим Он прославил наше человеческое естество и указал путь в Отечество Небесное, в горний Иерусалим. Слова Символа веры о восхождении Господа Иисуса Христа на небо имеют основание в Священном Писании: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Евр 4, 10). В Символе веры также сказано, что Христос воссел по правую сторону от Отца. Это надо понимать духовно. Эти слова указывают на то, что Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, имеет одинаковую силу и славу с Отцом. Я и Отец — одно (Ин 10, 30), — говорит Он Сам о Себе. Седьмой член Символа веры И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и царству Его не будет конца. Второе пришествие. Сербия, Дечаны      Первое пришествие на землю Господа Иисуса Христа было смиренным. Он воспринял на Себя образ раба (Флп 2, 7). Второе Его Пришествие будет иным. Он снова придет, но уже во славе как Судия, для того чтобы судить дела всех людей, как доживших до Его Второго Пришествия, так и умерших. Второе Пришествие будет весьма грозным. Сам Господь говорит о нем так: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

http://pravoslavie.ru/104596.html

Ангел Господень предстал перед Павлом в многострадальном плавании по морю и утешил его, и надежно позаботился о целости всех, плавающих с ним ( Деян. 27 ). Иоанн Богослов в своем Откровении говорит: Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть Свидетель верный ( Откр. 1, 4–5 ). Не ясно ли здесь исповедует святой Иоанн, что мы, Православные, имеем благодать Божию и от Бога, и от Христа, и от семи духов Его, однако различным образом: от Бога как от Подателя и Источника всяких благ, от Христа как от Искупителя и Спасителя, от Его семи святых духов, как от молитвенников и ходатаев. Другие благодеяния, оказанные людям святыми Ангелами. Благодаря явлению Ангела Авраам принял обетование чадородия и умножения потомства больше песка морского, и наследия земли Ханаанской ( Быт. 17 ). Ангел Господень удержал руку Авраама от принесения в жертву Богу сына Исаака и явил вместо него овна на заколение ( Быт. 22 ). Иаков бежал от своего разгневанного брата Исава, увидел Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих, и этим видением утешился и укрепился ( Быт. 28 ). Благодаря Ангельскому служению Даниилу дано было знать непостижимые и от века сокровенные Тайны Божии ( Дан. 10 и 11). Ангел был послан благовестить Захарии зачатие Иоанна Предтечи ( Лк. 1 ). От Ангельского благовестия берет начало нашего спасения, когда был послан Архангел Гавриил благовестить Деве Марии зачатие Христа Бога нашего ( Лк. 1 ). Ангел благовесгвует пастырям Рождество Христово, и с ним много прочих Ангелов, поющих: Слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк. 2, 14 ). Когда от Христа отступили искусители, к Нему приступили Ангелы и служили Ему ( Мф. 4, 11 ; также Мк. 1 ). При Воскресении и при Вознесении Господнем явились Ангелы в белых одеждах, уча о Воскресении и Вознесении Господнем ( Деян. 1 ). Малых детищ Христос велит не презирать, поскольку с ними присутствуют их Ангелы ( Мф. 18, 10 ). Ангелы нищего Лазаря несут на лоно Авраамово ( Лк. 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

1Пет. 3:22 – “...Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы”. Эти цитаты говорят только о единократном Вознесении. Церковное предание никогда не говорило ни о каких других гипотезах. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо. Седение одесную Отца Мы знаем о том, что Господь вознесся во славе и седе одесную Бога Отца, как написано в Евангелии от Марка (16:19). Деян. 7:55–56 – здесь говорится о видении диакона Стефана: “...воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Что означает седение одесную Бога, или стояние одесную Бога? Когда речь идет о том, чтобы быть по правую сторону Бога, получается несоизмеримое и даже нелепое выражение, потому что Бог есть Дух, и Он не имеет ни правой, ни левой стороны, Он никак не локализуется в пространстве. Значит, здесь какой-то особый смысл. Он становится понятным, если взять сравнение с обычным царским двором. Что значит, что царь кого-то сажает по правую сторону от себя? Таких мест в Библии много, например, 3Цар.2:19–22 . Это значит, что тот, кто сидит справа от царя, получает те же почести, какие полагаются царю. Но не только это. Есть еще одна сторона, не менее важная: сидящий по правую сторону царя разделяет царские обязанности, царские заботы и царскую власть. Поэтому, когда мы говорим о том, что человеческое естество заняло столь высокое место, это означает, прежде всего, прославление, участие в Божеских почестях. Победитель восшел на трон и сидит одесную Бога, значит, Он принимает ту славу, которой обладал Сын Божий до Боговоплощения и даже до сотворения мира. Следовательно, Он принимает на Себя и заботы о мире, и власть, которую надо употребить там, где это необходимо. Именно в этом смысле надо понимать седение одесную Бога. Мф. 28:18 – “Дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли”. Еф.1:20–21 – “Воскресив Его от мертвых и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти, и силы и господства, и всякаго имене именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем”.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вознесение Господне . С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Царственное величие Господа Спасителя Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет о Господе Спасителе нашем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус в славу Бога Отца» ( Флп. 2– 10 ). По сим словам Апостола, прославление Господа Иисуса Христа по человечеству ставится в неразрывную связь с Его уничижением, добровольно принятым Им на Себя ради нашего спасения и как бы наградою за совершенный Им подвиг. «Страдание и прославление Господа Спасителя, – говорит святитель Филарет, – составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для вовлечения на небо падшего из рая человечества» (в слове на Вознесение Господне). «Где предел славы, которую восприял Господь по Своем вознесении? «Если возможен для слова человеческого некоторый для сего ответ, – говорит тот же святитель, – то его можно найти в слове Апостола (Павла): «сшедый той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Еф. 4:10 ). «Слыша, что Христос сидит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую со Отцом Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем Мире и особенно о Церкви спасаемых... Вообще не устремляй дерзностного полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет живой неприступный» ( 1Тим. 6:16 ). Более доступно нам и необходимо нужно для назидания в вере и жизни христианской «размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: «земля еси и в землю отъидеши, ныне вознесено на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Дух Божий сошел на Иисуса Христа во время Его крещения на Иордане, в виде голубя, — и исполненный Духа Святаго, Он возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лук:4, 1). Все дела и чудеса, какие совершал Он, совершал Духом Святым (Матф. 12:28). О Своем Божественном учении Господь говорит: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах, вам, дух суть и живот суть (Иоан.6:63). И Своим избранным ученикам и Апостолам Иисус Христос неоднократно обещал ниспослать от Отца Святого Духа. Он говорил: Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец, во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (Иоан. 14:26), Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (15, 26). Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Тя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам (16, 13, 14).    Теперь, приступая к изображению обещания Господня о ниспослании св. Духа на Апостолов, св. Лука показывает и то, что этот обещанный Дух Святой есть Тот Самый, Который преисполнял человечество Господа Иисуса и в Нем действовал; Сим Святым Духом дал Господь повеления Апостолам, которых Он избрал; Этого Духа Господь, пред вознесением Своим на небо, обещал вскоре, через несколько дней, ниспослать Апостолам; этот Дух, по обещанию Господа, имел их научить всему, что нужно было им знать, напомнить им все, что говорил им Иисус; и в это же время, пред самым вознесением Своим на небо, Господь дал Апостолам повеления по отношению к ожиданию сошествия Св. Духа.    3. Пред ними же и постави себе жива по страдании своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии.    Сказав о том, что Господь вознесся на небо, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, св. Лука обращает слово к тому чрезвычайному событию, которое служит основанием всех последующих великих событий, о которых далее говорит, как-то: вознесения Господня на небо, ниспослания Святого Духа, всемирной Евангельской проповеди чрез Апостолов и их преемников, неисчислимых чудес в мире естественном и нравственном, совершенных и совершаемых силою Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

За эту же любовь к Господу и мужество и св. церковь ежегодно воспоминает его вместе с деяниями Самого Господа и особенно ублажает нарочитою песнью в Великую субботу и в неделю св. жен мироносиц, приглашая и нас ублажать Иосифа приснопамятного. Что касается дальнейших обстоятельств его жизни, то тщетно мы стали бы искать несомненных сведений. Вероятно, что потом он соединился с учениками Иисуса Христа; принес к их ногам цену всех своих имений и жил в любви и общении первых христиан. На ряду с апостолами выступив на дело проповеди о Иисусе Христе, Иосиф аримафейский совершил апостольское служение не только в Палестине, но, как говорит предание, проповедовал евангелие в Британии, где и блаженно почил. («Русск. паломн.» 1895 г. 30). Пасха Христова См. в 1-й части нед. св. Пасхи. Вознесение Господне Еванг. от Лук. зач. 114-е, гл. XXIV, 36–53 ст. 1. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо После преславного воскресения Своего из мертвых Господу Иисусу Христу угодно было пребывать на земле сорок дней. В течение этого времени воскресший Спаситель мира несколько раз являлся Своим ученикам, учил их о тайнах царствия Божия и подготовлял к всемирной проповеди евангелия. Когда наступил сороковой день по воскресении, в Иерусалим собрались все одиннадцать апостолов и вместе с ними некоторые, преданные Господу, благочестивые жены. Господь в последний раз явился им тогда и, преподав некоторые наставления апостолам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. После этого Спаситель вывел апостолов из Иерусалима по пути к горе Елеонской. Достигнув восточной вершины этой горы, где Он несколько ранее начал Свои предсмертные страдания, Спаситель, подняв руки Свои, благословил учеников. Благословляя их, Он стал подниматься от земли и удаляться от них до тех пор, пока светлое облако совсем не скрыло Его от взоров апостолов. Пораженные видением, апостолы неподвижно стояли и пристально смотрели на небо. Но вот предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На второй день праздника мы прославили Приснодеву Марию, послужившую великой тайне Боговоплощения и рождения Сына Божия во плоти, ставшего по своей человеческой природе во всём нам подобным, кроме греха. На третий день праздника Рождества Христова святая Церковь прославляла святого архидиакона Стефана как первого мученика за веру Христову, вскоре после вознесения Спасителя. При мучении он узрел небо открытым и Иисуса Христа, стоящим во славе одесную Отца ( Деян. 7:56 ). Это свидетельство первомученика укрепляет нашу веру в рождшегося во плоти Сына Божия, предсказавшего ещё в начале Своего служения роду человеческому в беседе с Нафанаилом, что отселе узрите небо отверсто. При жизни Спасителя через это отверстое небо ангелы Божии восходили и нисходили на Сына Человеческого ( Ин. 1:51 ). А после Его вознесения через открытое небо такие подвижники и исповедники, как святой Стефан стали видеть Его Самого во славе небесной, Отчей. Вчера, братия и сестры, т. е. в субботу по Рождеству Христову святая Церковь предлагала нашему вниманию евангельское чтение о четырнадцати тысячах младенцах-мучеников «от Ирода в Вифлееме избиенных». Предлагая и сегодня то же евангельское чтение ( Мф. 2:13–25 ), что и в субботу, святая Церковь уделяет на этот раз из этого чтения наибольшее внимание так называемому «бегству» святого семейства (праведного Иосифа, Богоматери и Младенца Иисуса) в Египет. Обратимся, братия и сестры, к изъяснению евангельского повествования об этом событии. Когда восточные мудрецы (волхвы) получили откровение не возвращаться из Вифлеема в Иерусалим к Ироду, то они иным путём отошли в страну свою ( Мф. 2:12 ). Тогда ангел Господень является во сне Иосифу и говорит ему: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф. 2:13 ). Почему ангел не сказал: возьми Матерь и Младенца Её, а сказал: возьми Младенца и Матерь Его? Это потому так, что Младенец, как мы уже видели, с момента рождения, занял первое место, стал центром событий не только еврейской, но и всей небесной и земной жизни. Это о нём (Его рождении) возвещают в рождественскую ночь ангелы. Его прославляют вифлеемские пастухи, к Нему на поклонение издалека приходят восточные мудрецы. Это из-за Него перепуганный Ирод умерщвляет вифлеемских младенцев мужского пола до двухлетнего возраста, надеясь в их числе убить и Богомладенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010