А во-вторых, именно в этом фрагменте Евангелия наиболее ясно выражается церковное учение о Боге — Святой Троице: Бог троичен в Лицах и Един по существу . Господь наш есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. 10. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Что мы об этом знаем О Вознесении Господнем нам известно преимущественно от апостола Луки, написавшего Евангелие и книгу Деяния святых апостолов. Иисус Христос вывел апостолов из Иерусалима и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец, облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11). Когда и где это произошло Вознесение произошло в сороковой день после Воскресения Христова на горе, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути Максимальное расстояние, которое иудейский закон позволял преодолевать в субботу. Чтобы не нарушить заповедь о субботнем покое, иудеям разрешалось выходить из дома не более чем на 2000 шагов, то есть на 1–1,5 км. — Прим. ред. (Деян 1:12). Сейчас Елеонская (Масличная) гора расположена уже в пределах городской черты. Она тянется с севера на юг напротив восточной стены Старого города. Какое значение это событие имеет для нас Вознесение — одно из ключевых событий евангельской истории, недаром Церковь установила в его честь двунадесятый праздник. Благодаря Вознесению Иисуса Христа на небо (так христиане называют, за неимением более подходящих слов, тот духовный мир, в котором от века пребывает Господь), к Богу отныне может вознестись любой человек, верный Христу и любящий Его.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

б) наличием во гробе погребальных одежд; Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения ( Ин. 20:6–8 ). в) явлениями Воскресшего ученикам; В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия ( Деян. 1:3 ). Глава VII. О шестом члене Символа веры Вознесение Господа Иисуса Христа 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» ( Зах. 14:4 ). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» ( Мк. 16:19 ). «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:51 ). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» ( Ин. 3:13 ). «Он же есть и восшедший превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ). 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу. В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос ( Евр. 9:24 ), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом ( 1Кор. 15:28 ), нежели некоторое конкретное место во Вселенной. Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В день отдания праздника Вознесения публикуем проповедь митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса; 1907–2010), известного архипастыря и духовного писателя, посвященную этому празднику, которую владыка произнес в храме святого Афанасия селения Аминтэу (Греция) 12 июня 1986 года.      Сегодня, мои возлюбленные, мы отмечаем Вознесение Господне. Этот праздник называется «Господским», потому что в этот день мы с особенной торжественностью прославляем Господа нашего Иисуса Христа. Святой Косма Этолийский называл Его «сладчайший Господин и Владыка» – какие прекрасные слова ! Он держит в Своих руках ключи жизни и смерти. Это «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 21: 6). Наш Господь Вседержитель, Владыка Христос. Наступил Господский праздник. После Рождества, Обрезания Господня, Сретения, Распятия и Воскресения Христова мы встречаем Вознесение. Что такое Вознесение? Христос после Своего Воскресения пробыл на земле сорок дней, а затем вознесся на Небо. Накануне мы празднуем Отдание Пасхи и в последний раз слышим пасхальный тропарь «Христос воскресе», которым когда-то христиане приветствовали друг друга каждый день от Пасхи до Вознесения. Теперь, к сожалению, прекрасные обычаи наших предков забываются и уходят в прошлое. По прошествии сорока дней после Воскресения Христос повелел Своим ученикам взойти на гору, которую называли Елеонская, или Масл и чная, гора, потому что вся она была засажена маслинами. Там Он назначил им место для встречи. В этот святой день на вершине горы собралось 120 верующих. Их было так мало, но какие это были люди! Каждого из них не стоит сегодня весь мир. Первой среди них была Пресвятая Богородица, затем – одиннадцать апостолов (Иуда покончил жизнь самоубийством), потом – жены-мироносицы и, наконец, все остальные, всего 120. Это была первая Церковь, дражайшие души, которым нет цены. Там с ними встретился Христос. Он сказал им Свои последние напутствия и благословил их. Если бы вы знали, что представляет собой благословение Христово! Какая это великая вещь! Никогда не пренебрегайте благословением священника. Во время службы это уже не просто батюшка Георгий, батюшка Ставрос, батюшка Петр или отец Августин – все мы тоже грешные люди. Когда священник служит в храме в богослужебных облачениях, через него действует Сам Христос! Возьми антидор, получи благословение у священника – и Господь будет с тобою, где бы ты ни был: на реке, в пустыне, в дремучем лесу, на морях или посреди бескрайнего океана.

http://pravoslavie.ru/139976.html

Иисус Христос вознесся на небо, но общение с Ним людей не прекратилось. И теперь можно встречаться с Господом и говорить с Ним и служить Ему. Когда мы молимся, мы говорим с Господом, когда мы встречаем бедного, больного, заключенного и помогаем им, мы встречаем Господа и Ему служим, как Он Сам сказал ( Мф. 25:40 ). Самая же большая наша встреча с Господом бывает, когда мы причащаемся Св. Христовых Тайн. Будет у всех нас и еще одна встреча с Господом, это когда мы умрем и предстанем на Его Страшный Суд. Вопросы: О чем говорится в шестом члене Символа Веры ? Какие последние наставления и обещания дал ученикам Иисус Христос? В какой обстановке произошло Рождество Христово и в какой Его Вознесение? Что значит, что Иисус Христос сел «одесную Отца»? Через сколько дней, после Пасхи было Вознесение Христово? В какой день недели празднуется Вознесение? Можно ли теперь встречаться с Господом Иисусом Христом и как? Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. Седьмой член символа нашей веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю для суда над живыми и мертвыми и о Его вечном царстве. Это второе пришествие Господа будет со славой , тогда как первый раз Он приходил на землю в уничижении. Теперь Он придет, как Царь всех Царей, как Владыка неба и земли. Все бесчисленные воинства небесных ангелов будут сопровождать Его и окружать Его, когда Он сядет на престоле Своей Славы и все люди соберутся перед Ним. И будет Господь судить людей, судить всех без изъятия и потому перед началом суда Он воскресит всех умерших людей. Сам Иисус Христос сказал об этом «Не дивитесь сему; ибо наступит время, в котором все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Суд Христов будет праведным, т. к. все дела, какие кто делал во всю свою жизнь, все их слова, помышления и желания, даже самые сокровенные, известны Богу, и на суде обнаружатся перед всеми и перед совестью каждого судимого. Никакой несправедливости не будет допущено Им, Он будет судить по Своей правде и истине. Иисус Христос открыл нам, как будет происходить этот суд: в 25-й главе Евангелия от Матфея говорится об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, никто не восходил на неба до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения, небо стало отверстым для всех верующих – и в него невозбранно входят по смерти все, оправданные пречистою кровию и благодатью Сына Божия. Итак еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верою, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая Херувим с пламенным мечом, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо надобно идти, пробиваться всеми силами, – если не пойдем, то в ад попадем – никуда больше. – Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. Дние лукави суть 314 , да и кратки (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол). А это что значит: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесено Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную?» Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в пустыне Аравийской, именно на вознесение медной змеи на древо, по повелению Божию, дабы смертельно ужаленные змеями Евреи взирали на этого медного змея и – исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змея на древе прообразовало вознесение, воздвижение на кресте Искупителя мира Иисуса Христа и победу Его над змеем искусителем или диаволом и наше избавление крестом Спасителя от смерти вечной, ибо семя жены, т. е. Христос должен был стереть главу змия, т. е. диавола, под образом змия прельстившего Еву. Смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте единородного Сына Божия. И ты доселе беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не исправляешься, не льешь слез покаяния, нерадишь о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?... Но для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников 315 . Бойся, трепещи, грешник!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, никто не восходил на небо до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения, небо стало отверстым для всех верующих – и в него невозбранно входят по смерти все оправданные Пречистой кровью и благодатью Сына Божия. Итак, еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верой, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая Херувим с пламенным мечом, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия – доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда не пойдем. А необходимо, надобно идти, пробиваться всеми силами, – если не выйдем, то в ад попадем – никуда больше. Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. Дние лукави суть 645 , да и кратки; (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол). А это что значит: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную?» Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в пустыне Аравийской, именно на вознесение медной змеи на древо, – по повелению Божию, – дабы смертельно ужаленные змеями евреи взирали на этого медного змея и – исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змея на древе преобразовало вознесение, воздвижение на крест Искупителя мира, Иисуса Христа и победу Его над змием искусителем или дьяволом и наше избавление крестом Спасителя от смерти вечной, ибо семя жены, т. е. Христос должен был стереть главу змия, т. е. дьявола под образом змия, прельстившего Еву. Смотри, грешник, какая ужасная кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте Единородного Сына Божия. И ты доселе беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не исправляешься, не льешь слез покаяния, не радеешь о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?... Но для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готоваго пожрать противников 646 . Бойся, трепещи грешник!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо Гл. 2, 12 И Елиссéй не увиде егó ктомý Елисей же не видел его более В том, что Илия взят живым на небо в глазах Елисея, св. Епифаний Кипрский видит прообраз того, что Иисус Христос вознёсся на небо в глазах учеников Своих ( Деян.1:9, 10 ) (у о. Смирнова стр. 129). И Церковь на Вознесение Господне поёт: «...Странно и страшно Твое, Жизнодавче, еже от горы Божественное вознесение, еже изобразуя Илия четвероконный восхождаше...» «...Чудно и изумительно Твоё, Жизнодавче, Божественное с горы вознесение, которое изображая Илия, возносился на четырёх конях...» (2 кан. п. 5, т. 2). Гл. 2, 23 И взыде оттýду во Вефиль. И восходящу емý путéм, и дети мáлы изыдóша из грáда, и ругáхуся емý, и реша емý: гряди, плешиве, гряди И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый Мальчики из Вефиля (каковое название означает „дом Божий”, Быт.28, 17–19 ), смеявшиеся над безобразием пророка Елисея, – по мнению св. Ефрема Сирина , – предызобразили Первосвященников, книжников и фарисеев, этих как бы обитателей дома Божьего, которые поругались Господу, особенно когда Он во время страданий не имел ни вида, ни доброты ( Мф.27, 39–43 ; Мк.15, 29–32 ) (у о. Смирнова стр. 131). Гл. 4, 34 И взыде, и ляже на óтрочищи, и положи устá своя на устех егó, и óчи свои на óчи егó, и рýце свои на рýце егó, и плесне свои на плеснý егó: и слячéся над ним, и дýну на негó, и согреся плóть óтрочища И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка Гл. 4, 35 и отвéрзе óтрочищ óчи свои и открыл ребёнок глаза свои По мнению святых Ефрема Сирина и Амвросия Медиоланского , пророк Елисей, некоторым образом смиривший свой стан при возложении своих членов на члены умершего отрока для воскресения его, предызобразил Иисуса Христа, Который возложил тело Своё на крест, дабы воскресить умершего Адама (ibid, стр. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Святой Троицы. Он предназначен к закланию еще " прежде создания мира " (1Пет. 1:20 хотя и явился во времени, " в последние времена " . Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, в вечном святилище Божественной любви, совершается во времени и нами и будет совершаться и во веки веков. Эта Жертва любви, " любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святаго, торжествующего силою крестной " , не имеет границ во времени. Литургийное последнее явление Даров, символизирующее вознесение на небо, сопровождается возгласом: " Всегда, ныне и присно и во веки веков " . В литургии апостола Иакова (греческой) после установительных слов Господа и цитаты из 1Кор. 11:26 стоит такой анамнезис: " Воспоминая и мы... животворящие Его Страдания, спасительный Крест, смерть, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Бога и Отца седение и Второе и славное и страшное Его Пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его… " В литургии апостола Марка цитата из 1Кор. 11:26 дополняется словами " и Мое Воскресение и вознесение исповедуете (доколе Я приду) " . Молитва, нас интересующая, вероятно, потому же носит характер не воспоминаний, а исповедания: " Смерть Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, возвещая и трехдневное и блаженное Его из мертвых Воскресение исповедуя и вознесение на Небеса, седение одесную Бога и Отца и Второе, трепетное и страшное Его Пришествие ожидая... " 184 B Византийских литургиях текст послания к Коринфянам сохранился только у святого Василия, да и то уже с видоизменением: " Елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедуете " . В литургии святого Иоанна Златоуста описание Вечери кончается словами " во оставление грехов " . Это " воспоминание " является только переходом к дальнейшей молитве призывания Святого Духа (επκλησις) и в некоторых литургиях даже трудно отделимо от него, будучи придаточным предложением " воспоминая " или " возвещая " или " исповедуя " к главному — " Твоя от Твоих Тебе приносим...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Но, вознесшись, ХРИСТОС И ВСЮ ТВАРЬ, – даже неодушевленную, – возвратил в потерянное состояние, и даже возвел в лучшее, более прославленное… Мир был в ужасном рабстве – теперь освободился во славу Божию: – От работы идольския, – говорится в богослужении, – тварь избавивша и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем и Тебе превозносим уже во вся веки (тропарь 8-й песни 1-го канона праздника). Очевидно, что здесь разумеется пророчественное и глубокое слово апостола Павла о плодах дела Христова: – Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (по благодати то есть людей); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее, то есть падшего царя твари, человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (то есть разрушению, стихийным бедствиям, исчезновению, – дерево гниет, солнце темнеет, звезды «умирают», превращаясь в пустыню, болезни и так далее) в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:18–21 ). Во Христе это уже совершилось: по воскресении Он вкушал, но пища обращалась в Нем, конечно, в «духовное» состояние ( 1Кор. 15:44 )… Вознесся в одежде, но и она прославилась, еще во время преображения засияла… Земля отказалась от закона тяготения, ибо Господь вознесся вопреки силе этого закона… Но так как всё связано с человеком, – а он еще будет исправляться, – то тварь не ждет до последнего «вознесения» всего человечества… Тогда будет уже «новое Небо и новая земля», которых мы, говорит очевидец преображения, воскресения и вознесения апостол Петр, по обетованию Его ожидаем. Там правда живет ( 2Пет. 3:13 ). А потому, заканчиваем с Ним, ожидая сего, потщимся явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением для себя… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения; но возрастайте во благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:14–15, 17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Продолжение праздника    Праздник Пасхи продолжается тридцать девять дней с тем разделением, что первые семь празднуются торжественнейшим образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой, восьмой также торжественно, и называется на языке церковном Антипасхой, в память явления Господа не веровавшему Фоме и уверения его язвами Своими, а последующие — с меньшей торжественностью, так что христианам позволяется в оные заниматься и обыкновенными своими житейскими делами и работами. Праздник Вознесения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:20-21). «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Предмет праздника и отношение к жизни христианской    В сороковой день, считая с первого дня Пасхи, совершается праздник Вознесения воскресшего Господа на небо. Описание этого великого события находится в книге Апостольских деяний (Деян. 1). Цель сего праздника та, чтобы мы, следуя мысленно за вознесшимся Христом, возносились духом, научались мудрствовать небесная, а не земная, и не привязывались душой к стране временного странствования. «Итак, если вы воскресли со Христом, — учит апостол Павел, — то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010