У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41). В середине Недели о слепом, в среду, происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника. В данном случае это означает завершение празднования Пасхи и подготовку, «перенастройку», на приближающееся Вознесение Господне . Вознесение Господне. 13 июня Вознесение Господне. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры . Источник: http://stsl.ru Вознесение стало завершением земного служения Иисуса Христа. Его принято праздновать на сороковой день после Пасхи, и праздник этот всегда приходится на четверг шестой недели. Пять с половиной недель воскресший Господь пребывал на земле, много раз являясь своим ученикам в Иерусалиме, его окрестностях и Галилее. Апостол Павел рассказывает о явлении Христа помимо ближайших учеников более чем пятистам братиям, о явлении Его Иакову, брату Господню. Спаситель не просто представал перед изумленными и обрадованными апостолами, но и ел вместе с ними, беседовал с ними. И вместе с тем являл им совершенно иную уже Свою природу: становился невидим (Лк 24:31), незримо проходил в закрытое помещение (Ин 20:19,26). Читайте также: Гора, сохранившая след Господа Почему же Он все эти дни не был с ними постоянно? Один из толкователей Евангелия говорит, что мир уже не мог Его, воскресшего, носить, принять. Пришло время Спасителю вознестись к Отцу... Место Вознесения — Елеонская гора в окрестностях Иерусалима, куда при земной жизни Христос поднимался с учениками. Явившись им в последний раз, Он вывел их из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51).

http://foma.ru/nedelja-slepoj.html

Тропарь Вознесения Господня, кондак, величание 12 февраля, 2012 Вознесение Господне — это праздник, который напоминает нам о событиях Нового Завета. Дата этого праздника зависит от даты празднования Пасхи, потому что события Вознесения происходили через сорок дней после Пасхи. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Явившись Воскресшим Своим ученикам, Господь позже не окончил свой земной путь так, как обычно это происходит с людьми, но Взошел на небо, простившись с апостолами. После Вознесения апостолы отправились проповедовать учение Христа по всему миру. В Деяниях святых апостолов вознесение описывается так: Иисуса скрыло облако, а ученикам явились «два мужа в белой одежде». Удивленным апостолам они сказали: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11) Это готовит нас к грядущим событиям Второго Пришествия. До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были фактически единственными христианскими праздниками. Тропари праздников писали лучшие гимнографы. Тропарь Вознесения напоминает нам о событиях тех дней, которые описаны в Евангелии. Читайте также — Вознесение Господне – праздник разлуки Для христиан праздник важен тем, что Иисус показал нам, кому доверяет увидеть это удивительное событие и, кого оставляет доносить Учение Церкви. Свидетелями этого удивительного события были апостолы. Тропарь гл.4: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/радость сотворивый учеником,/обетованием Святаго Духа,/извещенным им бывшим благословением,//яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Тропарь Вознесения Господня. Аудио Аудиоплеер

http://pravmir.ru/tropar-voznesenija-gos...

Это было в день последнего явления Иисуса Христа Апостолам, пред самым вознесением Его на небо, в 40 день по воскресении ( Деян.1:4 и дал.) Вон (из города), т. е. Иерусалима, где, как видно, Господь провел с учениками последний день, точно так же, как и первый по воскресении Своем, остальное же время проводя часто отчасти в Галилее. (Мих.). До Вифании. Вифания – селение, в котором жил воскрешенный Господом друг Его Лазарь со своими сестрами Марфою и Мариею и которое лежало на восточном склоне горы Елеонской или Масличной (так называвшейся от множества маслин на ней. См. 10:38 ). В настоящее время там, на месте вознесения, воздвигнут храм. Близ селения Вифании с горы и вознесся Господь ( Деян.1:12 ). Евангел. Матфей ничего не написал о вознесении. Лука, как и св. Марк, говорят о нем кратко. Подробнее же описывается оно Лукою в другой его книге, – Деяний Апостольских. Там говорится о нем так: Господь, собрав Апостолов, повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым.. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Ангелы) и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом (т. е. для суда над родом человеческим), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим ( Деян.1:4–12 ). В книге Деяний не сказано, как сказано в Евангелии, что Господь пред Своим вознесением воздвиг (подняв) руце Свои, благослови Апостолов. Поднимать руки, это – действие при благословении и молитве. Так повествуется в книге Левит о благословлении Аарона первосвященника: и подняв руки свои к народу, благословил его ( Лев.9:22 ). Господь благословил Апостолов, как истинный и вечный первосвященник ( Евр.7:25 ). При благословении обыкновенно произносились благожелание и молитва . Таким именно образом благословляли детей своих Исаак и Иаков. Самые слова благословения Господа св. Лука не передает ни в Евангелии, ни в Деяниях, но содержание его видно из тех слов, которые говорил Господь Апостолам пред самым Своим вознесением. По всей вероятности, к сему благословению принадлежат и переданные св. Матфеем слова Христовы: се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Своим вознесением на небо Господь открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Ин.16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: « мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/242779.htm...

Еще одним символом Страшного суда, который появляется примерно в середине V века и сохраняется в более поздних памятниках, является этимасия — изображение престола, приготовленного для Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Идея о престоле, уготованном для судьи, восходит к Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс 9:5–8). Баптистерий православных в Равенне, V в. На престоле изображается апокалиптический свиток или, в более поздней традиции, книга, запечатанная семью печатями. Эти изображения были особенно характерны для баптистериев. Арианский баптистерий. Равенна, V в. Престол, уготованный для Судии, иногда сочетается с сюжетом «Разоблачение Моисея». Мы видим седовласого старца, поднимающего над головой платок. Из Ветхого Завета нам известно, что Моисей покрыл лицо, чтобы не ослепить израильтян сиянием, которое исходило от него после разговора с Господом. Здесь иллюстрация разработанной святым Викторином из Петтау (ок. 304 г.) богословской формулы: «Что Моисей покрывает, учение Христа открывает». Внутри формулы игра слов — снятие покрова и откровение. В миниатюрах, которыми украшены каролингские турские Библии, можно также увидеть указание на то, кому надлежит снять семь печатей с книги. Это стоящие рядом с престолом лев и агнец. Оба эти животные в Откровении Иоанна Богослова означают Христа. Это Агнец, о котором уже сказано выше, и лев, о котором Апокалипсис говорит следующее: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее». В Базилике свв. Космы и Дамиана мы встречаем изображение, датированное 526 годом. Второе пришествие Господа Иисуса Христа неотличимо от сцены Вознесения. Христос на облаках. Он уходит и приходит одним и тем же путем. Это отсылка к словам ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Интересно, что в древнем храме Вознесения на Елеонской горе не было крыши или купола, для того чтобы видно было место Вознесения Господа. Алтарная мозаика века с изображением Второго пришествия Иисуса Христа. Базилика свв. Космы и Дамиана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

О втором же обещании Христос Спаситель давно уже говорил ученика, а на горе Елеонской это второе обещание было сказано устами Ангелов. Именно, когда облако скрыло Христа Спасителя из глаз учеников, а они стояли и смотрели, обращая взор свой на Небо, явились два Ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисусу, вознесшийся от вас на небо, приидет таки же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Это было второе обещание, обещание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Вот и мы, дорогие братья и сестры, являемся верующими людьми, потому что приняли Духа Святого. И радость наша и надежда заключается в том, что Христос Спаситель придет снова с Неба. Это явление будет совершенно ясное, как говорит писание: «Узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» ( Откр.1:7 ). Будем же помнить, что Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет явным, совершенно очевидным. Итак, Христос Спаситель делает все нужное для нашего спасения. Он сошел на землю для того, чтобы проповедовать миру о Боге, как о любящем Отце. Он явил дела, совершенные силою Духа Святого и обещал и верующим дать этот Божественные, утешающий Святой Дух. Он вознесся на Небо тоже для того, чтобы каждый, где бы он ни находился, мог бы призвать имя Христов и сказать: «Господи, Иисусе Христе!» – и таким образом быть с Господом. Все сделал Господь для нашего спасения. Будем, дорогие братья и сестры, жить и радоваться, что мы верующие люди; жить и радоваться надеждою Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. И паче всего, будем стараться соблюдать заповеди Господни, которые «не тяжки» ( 1 Ин.5:3 ). И эти заповеди заключаются в проявлении любви к ближним. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ), – сказал Сам Христос Спаситель. Итак, будем радоваться спасению Божьему. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 12 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Праздник Вознесения Господня можно назвать праздником надежды. В чем эта надежда заключается? чтобы на это ответить, рассмотрим еще раз, как происходило событие Вознесения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

33. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Чтобы слушатели скорее могли получить объяснение того, что теперь собрало их около Апостолов, и удобнее могли удержать слышанное или сообразить с тем, что привело их в недоумение, Апостол кратко говорит о величайших событиях – о вознесении Иисуса Христа на небо и ниспослании Всесвятого Духа. «Итак Он, Иисус Христос, быв вознесен, десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Апостол и теперь прикрывает величие Иисуса Христа и говорит: быв вознесен десницею Божиею, т. е. силою или могуществом Божиим быв вознесен на небо, хотя эта Божественная сила или могущество принадлежало самому Иисусу Христу, как Сыну Божью, истинному всемогущему Богу, – «и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите». Приняв от Отца обещанного Святого Духа, или того Духа Утешителя, которого Иисус Христос, и прежде своих страданий и крестной смерти, неоднократно обещал Своим ученикам послать от Отца (Ин.гл.14:16.17); ныне излил Его на нас, говорит Петр, верующих в Него, Христа Иисуса, что вы теперь сами видите и слышите, видя те действия, какие Он совершает, и слыша вещания о великих делах Божиих, о которых мы говорим по внушенью Святого Духа. Не бо Давид взыде на небеса: глаголет бо сам: рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих. Святый Петр приводит новое пророческое свидетельство о том, что обетованный Спаситель Христос вознесся на небо и воспринял Божеское величие и славу (в объяснение 33 стиха); «ибо Давид не восшел на небеса, а между тем сам говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих ( Пс.109:1 )». Не бо Давид взыде на небеса: Давид не восходил на небо с телом; из этого видно, что выше приведенные слова из Псалма (ст. 25–28) произнес он не о себе, а об Иисусе Христе, как обетованном великом потомке его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо 10 июня. ПРАВМИР. Православные христиане празднуют Вознесение Господне —день вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Вознесение Господне отмечается в 40-й день по Пасхе. Это двунадесятый праздник, относящийся к праздникам подвижного цикла. Он отмечается в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения в течение 40 дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozn...

В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становилось ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, Вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. Дело в том, что в Библии взятие человека на небо имело особый, а именно эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, пророк Илия, был взят на небо и как бы ожидает своего возвращения. Господь говорит: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» ( Мал.4:5 ). В Книге Откровения есть удивительное место, где тайнозритель Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облеченной в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужеского пола … и восхищено было Дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, ибо пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения в качестве Судии и Господа. Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознесшегося Иисуса. После Вознесения Господа близость Воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» ( Рим.1:4 ), «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:9 ), «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» ( Деян.5:31 ). Это спасительное деяние Бога воспевали, о нем размышляли снова и снова, его провозглашали. Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Иисус не покинул их, но что Он – в вечности, а следовательно, всегда с ними. Из этой радостной веры Евангелист Лука и формирует свои высказывания о Вознесении.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010