Своевольное вкушение плода от запретного райского дерева (Быт.3:6) вслед за тем обнажило их от благодатного осияния Бога. Так как благодать Божия есть огнь природной способности любить, то погашение его в существе грешников оказалось равносильным их смерти для истинной любви и обусловило постепенность их телесного тления.    Омраченные темной силой самолюбия, прародители сразу же обнаружили злобный характер своего нового настроения рабским страхом пред Богом и ложным чувством, что Бог якобы недоброжелательствует человеку и гневно враждует против него, не желая удовлетворить его бесконечных стремлений.    Решение самим себя устроить и грехопадение произвели разрыв Адама и Евы с Богом. Отпавши от Бога, они отвергли вместе и Божию благодать, или силу их духа властвовать над душою и телом. «Человеческий дух по природе своей отрешен. Характер его жизни есть самопожрение Богу. Самость прародителей не могла находить в нем пищи самоугодию и обратилась к душе и телу, движущимся из побуждений приятного и полезного... Чрез подпадение многообразнейшим требованиям души и тела» падшие прародители «восприняли в самости семя всех злых страстей» — злых «от потери меры потребностей и порядка их взаимного отношения».    б) Очевидно, первородный грех показывает самолюбие в свете злобно-горделивого возжелания богоравенства, низвергающего человека в корысть и смрадную и животную плотскую похоть. Со времени изначального грехопадения в основе преемственно наследуемого людьми праотеческого повреждения всегда лежат расположения к надмению, своекорыстию и сладострастию более, чем к самоотверженной любви. Восприятие первородного греха связывает всякого человека «нечувствительностью к желанию Небесного (у него) и неразмягченностью к тому, что относится к любви Божией». Напротив, он гораздо легче склоняется на внушения злобного самолюбия, жалеет и любит одного себя, готов всегда искать преимущественно личной призрачной славы, выгоды и наслаждения. Теперь от рождения потомки Адама носят в себе внутреннюю силу грехолюбия и увлекаются страстью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

26. Как только ударят в било, иди из кельи, телесными очами в землю смотря, а мысль углубляя в памятование о Боге. Вошедши в храм и восполнив собою лик молящихся, ни языком не празднословь с близ стоящим монахом, ни умом не кружись в суетностях; но язык занимай одним псалмопением, а мысль держи в молитве. По окончании Богослужения, иди в келью свою, и начинай делать, что положено твоим правилом келейным. 27. Пришедши в трапезу не осматривай братских частей, и не разбивай души своей не добрыми подсматриваниями. Но на то только, что положено пред тобою, смотря и того одного касаясь, давай телу пищу, слуху – слышание читаемого, душе – молитву, чтоб, питаясь и телом и духом, всецело восхвалить исполняющего во благих желание твое. Оттуда встав, скромно и молча войди в келью свою, и как трудолюбивая пчела охотно берись за труд добрых деланий своих. Когда делаешь какое дело вместе с братиями, пусть руки работают, уста же молчат, а ум памятует о Боге. Если бы кто подвигся на празднословие, то для пресечения сего бесчиния, вставай и делай поклон. 28. Помыслы отгоняй, и не позволяй им пробегать чрез сердце и закосневать в нем. Закоснение страстных помыслов оживляя страсти, умерщвляет ум. Почему как только приразятся они, с первого их появления в уме, спеши поразить их стрелою молитвы. Если они будут настаивать, толкая в двери внимания и возмущая мысль, то знай, что они получают подкрепление от скрытного предварившего сие нападение возжелания их; почему как бы право какое имея на душу, ради того, что пошатнулось уже произволение, они тревожат и докучают. В таком случае надобно предавать их поруганию чрез исповедание; ибо злые помыслы тотчас обращаются в бегство, как только бывают оглашаемы. Как при появлении света отбегает тьма, так перед светом исповедания исчезают страстные помыслы, которые и сами суть тьма. Когда, напр., в помыслах имели место тщеславие и похотная страсть, то они тотчас прогоняются стыдом при исповедании их, и злостраданием при несении наложенной за них епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

е. от своего лично-собственного самоопределения, явиться окончательно преклонившимся в себе пред злыми моментами и принять сии злые моменты своего существа в предикат своей духовно нравственной личности: то не должна ли личность каждого из сынов человеческих всех времен стоять пред абсолютною правдою Творца Бога в таком своем правомощии, которое свое конечное разрешение – положительное или отрицательное может получить и должно получить лично же от самого человека в его отношении к Богу? И в-третьих, если личное обращение к Богу каждого из сынов человеческих останется или может остаться предикатом его чувство сознания и его мыслеволений безусловно, как момент полного, всецелого и совершенного личного его возжелания Божественных начал жизни, как своей личной «правды и истины, закона и суда» в бытии: то не должно ли акту творчества Божия собственно человека быть воспоследуему откровением такого «домостроительства» Божия, в осуществлении которого «истинна и правда, закон и суд» человеческой личности по Богу в Его Божественных началах, взысканы были бы Богом до конца – всецело и совершенно, т. е. абсолютно, только бы сам человек лично оставался и пребывал взыскующим лично для себя Божиих начал, как вечной своей «истины» и вечной «правды», как безусловного своего «закона и суда»? Понятно, поставленные вопросы могут иметь только положи тельные ответы в том смысле, какой раскрывает нам Св. Писание в учении, с одной стороны, о «домостроительстве» Божием спасения рода человеческого в Лице благословенного Потомка от семени жены, с другой стороны, в совершившемся историческом факте воплощения Сына Божия, т. е. факте принятия естества человеческого в единство Ипостаси Божественной, следовательно, и в осуществлении, «правды и истины, закона и суда» от естества человеческого в таком безусловно сущем совершенстве, которое адекватно равно абсолютной идее Бога о человеческом естестве. Вопрос, стало быть, о воплощении Сына Божия, о совершении Им спасения рода человеческого, о «соразделении» Его чрез веру сынами человеческими лично, как Бога Спасителя, составляет как для всего рода человеческого вообще, так для каждого из сынов человеческих в частности наисущественнейший вопрос бытия и жизни вечной, вопрос о бытии и жизни в приобщении к абсолютным началам жизни в Боге, стало быть – и в обладании Верховным своим благом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

99. Не смотри на нерадивых; но себе внимай, имея пред очами своими Бога, по примеру того, кто написал: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс. 15, 8). 100. Не будем осуждать кого либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии. Каждому из нас надо быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу. 101. Хочешь ли, чтоб не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает его хорошим, то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Да слышит всяк, что говорится в Псалме: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго (Пс. 2, 11. 12). 102. Не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а на утро невоздержание и гордость; сегодня — безмолвие, бдение, смирение, а на утро — развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас — отречение от мира, отречение от всего земнаго, отречение от отечества, друзей, родителей, по упованию на Господа, а на утро — возжелание видеть родину, родных, наследство, — погружающее во множество зол. Будем помнить, что жена Лотова, озревшись вспять, стала столп слан. И Господь учит: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие (Лук. 9, 62). 103. Имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, и горел духом ко Господу. И такого расположения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). 104. Не разслабевай от приходящих тебе помыслов; ибо это — начало борения. Бери себе урок с дождеваго водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает мутна, но потом чем более проходит времени, тем чище она делается. — Потерпи; улягутся и твои помыслы, — и дадут тебе покой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

105. Но та печаль, которая соделовает покаяние ко спасению несомненно верному, благопокорлива, приветлива, смиренна, кротка, приятна и терпелива; так как она, исходя из любви к Богу, хотя по желанию совершенства неутомимо простирается к телесному самоозлоблению и сокрушению духа, но в тоже время некако бывает обрадываема и оживляема надеждою преуспеяния, и потому удерживает всю приятность приветливости и благодушия, имея в себе все плоды Духа Святаго, которые исчисляет тот же Апостол: плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). А эта, — мира сего печаль, — крайне ропотливая, нетерпеливая, жесткая, исполненная отталкивающей строптивости, безплоднаго горевания и пагубнаго отчаяния; того, кого обымет, разстроивает и отвлекает от всякаго занятия и спасительнаго о себе болезнования, и не только пресекает действо молитвы, но и опустошает все сказанные выше плоды духовные, которые обыкновенно доставляет та печаль, яже по Бозе. 106. Почему кроме той печали, которая восприемлется или по спасительному покаянию, или по ревности о совершенстве, или по возжеланию будущих благ, всякая другая, как мирская и смерть приносящая, должна быть отреваема и совсем извергаема, наравне с духом блуда, сребролюбия и гнева. 107. Эту пагубнейшую страсть можем мы изгонять из себя, если занимая непрестанно душу свою духовным поучением будем оживлять и возставлять ее надеждою и созерцанием будущаго блаженства. Этим способом можем мы преодолеть все роды печалей, и те, которыя исходят от предшествовавшаго гнева, и те, которыя приходят от потери прибыли и понесения убытка, и те, которыя раждаются от нанесенной нам обиды, и те, которыя происходят от неразумнаго разстройства душевнаго, и те, которыя ввергают нас в смертное отчаяние: ибо при сем всегда обрадываемы бывая созерцанием вечных будущих благ и пребывая неподвижно в таком настроении, мы не будем ни падать духом в обстоятельствах несчастных, ни возноситься в счастливых, смотря на те и другия как на ничтожныя и скоро преходящия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Можно понимать под национализмом другие значения, но это будет уже не общепринятое значение. В таких случаях надо выбирать другое слово и наполнять его своим содержанием. Но мы говорим про русский национализм в русском языке, а в других языках, возможно, другое значение национализма. Патриотизм – это любовь к своей Родине и это естественные чувства. Любовь к своей нации это тоже естественные чувства, не нуждающиеся в названии. Например, человеку нравится язык, на котором он говорит и это нормально. Нравится человеку культура, в которой он вырос и это тоже нормально. Это простое, обычное состояние человека. Когда человек любит свою маму, то для этого не надо другого термина придумывать. Есть особая любовь к детям, например, у меня есть дочка, и я её люблю. Это не плохие качества, это естественное состояние человека. 105. Что такое первородный грех? «Во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), это значит, что человек рождается в состоянии греха. Но в славянском языке не совсем правильный перевод, не «родила», а «страстно возжелала мать моя» – в греческом языке. Здесь идет речь о страстном возжелании в момент зачатия. И вот в этот момент человек попадает под власть греха, в подлиннике слово стоит в единственном числе. Не в грехах, а в грехе. Грех этот это так называемый первородный грех, т.е. искажение воли, чувств и ума, которое передается в момент зачатия. Демон, в момент зачатия поселяется в сердце человека в виде искаженной воли, которой легче сделать зло, чем добро и которая начинает сидя в сердце человеке порождать поток злых мыслей. Человеку дается область фантазии, которая порождает зло, когда человек фонтанирует злом. Бесстрастного зачатия не бывает, исключение Богородица, но она зачала без мужа. А сама Богородица родилась с первородным грехом, поэтому она и говорила, что тоже нуждается в спасении. В ней тоже был источник скверны, в нутрии её, поэтому она тоже нуждалась в искуплении. Это состояние называется первородным грехом и излечивается только крещением. А дети, рожденные через экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)? Это тоже страстное оплодотворение, потому что в любой ситуации человек, зарождается с примесью гордыни, которая есть у людей, которые занимаются ЭКО, которые себя чуть ли не богами считают. И поэтому это рождение тоже осквернено. Любое рождение осквернено с самого начала, к нему всегда примешивается злоба. Супружеское ложе не является грехом, но грех в самых корнях человеческой природы замешан. Например, в исток реки положили ядерную боеголовку, или кусок плутония. Что получится с рекой? Она будет радиоактивна во всем своем течении. Точно также, когда корень родами поврежден, то через зачатие как раз то и передается эта зараза. 106. Какой смысл чудес?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таким образом, бесстрастие не является умерщвлением ни вожделевательной (желание), ни раздражительной (гнев) сил, но их благодатным преобразованием/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с.125–126/. Как писал Максим Исповедник: «Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного; именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие – живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх – предостережительным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль – раскаянием направленным на исправление настоящего зла»/Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.258/. Вот что некоторые св. отцы говорят об обуздании страстных движений души и о ее врачевании: Бесстрастие есть не только усекновение отдельных страстей, но и общее исцеление души. Поэтому неудивительно, что оно имеет прямое отношение и к психическому здоровью: «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному»/ Иерофей (Влахос) митроп. 1999, с. 123/. Элементы православной психологии . СПб., 2005 Цитаты о бесстрастии «Необычайное и преславное дело есть бесстрастие, ибо оно может, после того как человек привыкнет побеждать страсти, сделать его подражателем Богу, по мере сил человеческих. Бесстрастный, страдая или терпя нападения от демонов и злых людей, переносит это, как бы не он, а другой кто-либо страдал, подобно святым апостолам и мученикам; и когда его прославляют – не возносится, когда порицают – не скорбит, имея в мысли, что радостное есть благодать Божия и снисхождение превыше его достоинства, а трудное – испытания; и одно дается здесь, по благодати, к утешению, а другое – для смиреномудрия и благой надежды в будущем; и, как не чувствующий при многом чувстве, пребывает он среди прискорбного вследствие рассуждения. Бесстрастие не есть одна какая-либо добродетель, но наименование всех добродетелей. Ибо как один член не есть человек, но многие члены тела в совокупности составляют человека, и то не одни, но вместе с душою, так и бесстрастие есть совокупность многих добродетелей, в которой вместо души обитает Святой Дух, потому что бездушны все так называемые дела духовные, если они не имеют Духа Святаго, от Которого так называемый духовный получил наименование. Если душа не отвергнет страстей, то не снизойдет на нее Святой Дух. Но без этого опять и сия всеобъемлющая добродетель не может быть названа бесстрастием; и если, может быть, и случится кому-либо быть таковым, то это более по бесчувствию».

http://azbyka.ru/besstrastie

Столь неожиданный феномен почти поголовного отречения от принесённой Государю присяги (а она была обязательной практически для всего взрослого населения Империи) и прежних устоев «кровавого режима», он пытается объяснить с разных позиций, в т.ч. привлекая современников из числа известных тогда светил медицинской науки: первого Нобелевского лауреата Ивана Павлова, Владимира Бехтерева и других, озвучивая их устами интересный и неожиданный вывод – было именно массовое помешательство, аналог эпидемии на почве отрыва от реальности и возжелания ещё больших свобод, которых итак в воюющей России образца 1917 года, было с лихвой! Этот феномен, имеющий глубинный и системный характер, заставляет задуматься и о дне сегодняшнем, ведь все мы – потомки тех самых «верноподданных», забывших о долге перед Государем и Родиной, радостно окунувшихся в стихию разрушительной псевдосвободы и революционного разгула, аукнувшихся миллионными жертвами. И болезнь эта не преодолена до сих пор, ведь и сегодня, живя и имея многое из того, о чём мечтали ещё вчера, мы снова недовольны и снова виним во всём нами же избранную власть (предел мечтаний предков в феврале 1917 года), требуя от неё всё новых свобод, льгот, субсидий, дотаций, гарантий, послаблений, повышений, понижений!.. Среди наших знакомых, сослуживцев, коллег по работе есть представители всех социальных слоев и групп населения – от молодых домохозяек и ветеранов военной службы до серьёзных бизнесменов и бабушек, которые по разным причинам всё чего-то требуют и жаждут непременно революционных перемен! Это по-настоящему страшно и означает, что уроки и Византийский, и Российский нами так и не усвоены, и фильмы эти как нельзя кстати. «За что боролись, на то и напоролись». Однако, истинный корень трагедии надо все-таки искать не в науках и социологических опросах, а в духовной сфере, о которой владыка Тихон с высоты своего положения, казалось бы, должен был сказать особенно громко. В последней 18-й серии, он, наконец, озвучивает эту мысль, сославшись на Псалтирь царя Давида – избранного Богом Пророка-сердцеведца: «Даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс. 19: 4), что означает, что Творец, видя упорство людей в достижении каких-то целей, пусть даже и ошибочных, порой в воспитательных целях уступает им, как бы отойдя в сторону. В простонародье есть аналог, поговорка «За что боролись, на то и напоролись».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/gi...

Есть грешники, для которых обращение становится трудным, почти невозможным. Но и там, где возможность обращения менее сомнительна, на деле встречаются большие трудности при нем. От чего же зависят они? Частью от той или иной душевной (при теперешних условиях нашей природы) предрасположенности к благодатным впечатлениям, или от так называемого личного строя психической жизни, а частью от той или иной нравственной готовности к свободному принятию спасающей благодати. Грешник может или вовсе не слышать благодатного стучания ( Апок. 3: 20 ) о дверь его сердца, да если и услышит, может не тотчас отворить дверь. Между слышанием и отверзанием входа может проходить более или менее времени в колебании слышащего – отворить ли дверь или нет. Это, прежде всего зависит от личного психического строя. Не всякие благодатные возбуждения действуют на нашу душу, но только те, которые соответствуют личному душевному строю. Поэтому человек, желающий спасения, должен намерено держать себя под осенением благодатных орудий, ожидая, не зажжется ли в сердце его благодатный огонь 831 . Очевидно, для грешника это труд не легкий. Зажигательное стекло не вдруг зажигает предмет, потому что не вдруг фокус его совпадает с поверхностью зажигаемого предмета: так и огонь благодати зажигает сердце не вдруг, а только в том случае, когда оно достаточно подготовлено к принятию благодатного огня. Но вот грешником найдено то именно благодатное впечатление или целый ряд благодатных впечатлений, которые могут произвести коренную перемену в его нравственной жизни. Тем не менее найденная благодать не спасает его механически. Теперь-то свободе его предстоит склонить себя решительно на сторону добра, сделать это расположение господствующим и воодушевить себя решительностью сейчас же начать свое исправление, «ибо благодать, – говорит преп. Макарий Великий , – прежде предварявшая всякое действие, теперь уже последует за расположениями свободы, и не иначе входит в душу, как по возжеланию ее и молитве, не прежде исполняет ее, как уже она сама отверзает уста к принятию ее» 832 . А между тем грешник если не совершенно уничтожил, то сильно ослабил психическую и свою нравственную готовность следовать внушениям благодати и сильно подорвал свою свободную приемлемость благодатной силы. Понятно поэтому, как должно быть трудно ему обратиться ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

(С греческого перевод святителя Феофана - из рукописей его) 1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят св. отцы. Первый - чревоугодия; второй - злой и срамной похоти; третий - сребролюбия; четвертый - печали; пятый - гнева; шестой - уныния; седьмой - тщеславия, и гордости - восьмой. И так ведать тебе, монах, и внимать тщательно надлежит, какою страстью возмущаем бываешь ты и тревожим от врагов наших, духов злобы, и к какому страстному помышлению склонность имеет ум твой. 2) Если увидишь, что бываешь тревожим от чревоугодия и сластености, то утесни чрево свое, весом и мерою определяя, для себя пищу и питие; имей непрестанную память об отшествии отселе души, также о будущем суде и страшной геенне; возгревая в тоже время и возжелание царствия небесного. Сим способом возможешь ты победить чревоугодливое сластолюбие, и возымеешь к нему омерзение. 3) Если схвачен будеши духом срамной и злой похоти, то восприими подвиг воздержания телесного и сокрушения душевного, равно как бдения и прилежной молитвы; к тому же держи себя бездерзновенно (не смело пред всеми), никого не осуждай и не оговаривай, и ни к кому не имей отвращения; еще поминай о смерти и возлюби жажду; наипаче же не позволяй себе видеться с женщинами и беседы с ними вести, - еще лучше совсем не смотреть на лица их. Делай так, и избавишься от этой страсти. 4) Если хочешь победить сребролюбие, люби нестяжательность и во всем скудость; помни также участь Иуды, ради сей страсти предавшего Господа беззаконным судиям, еще же и то, что всякий сребролюбец именуется в Божественном Писании идолослужителем (Кол.3:5), и что оно отрывает нас от упования на Бога, и что наслаждение, доставляемое сребром, временно, а наказание сребролюбцам конца не имеет. Размышляя о сем, и ничего, кроме необходимого для удовлетворения потреб, не ища, победишь эту страсть. 5) Если будешь возмущаем и томим мирскою печалью, должно тебе чаще молиться, все упование свое возложить на Бога, прилежно поучаться в Божественных Писаниях, сообращаться с благоговейными и Господа боящимися монахами, все настоящее как не сущее, презирать, и помышлять о радостях небесных и утешениях праведных. Если прибьет кто тебя, или обесчестит, или гнать станет, не печалься, но паче радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь пред Богом. Так возможешь ты избавиться от духа страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/925/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010