«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О страстях и добродетелях Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. О страстях и добродетелях Об осьми главных страстях (С греческого перевод святителя Феофана — из рукописей его) 1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят св. отцы. Первый — чревоугодия; второй — злой и срамной похоти; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, и гордости — восьмой. И так ведать тебе, монах, и внимать тщательно надлежит, какою страстью возмущаем бываешь ты и тревожим от врагов наших, духов злобы, и к какому страстному помышлению склонность имеет ум твой. 2) Если увидишь, что бываешь тревожим от чревоугодия и сластености, то утесни чрево свое, весом и мерою определяя, для себя пищу и питие; имей непрестанную память об отшествии отселе души, также о будущем суде и страшной геенне; возгревая в тоже время и возжелание царствия небесного. Сим способом возможешь ты победить чревоугодливое сластолюбие, и возымеешь к нему омерзение. 3) Если схвачен будеши духом срамной и злой похоти, то восприими подвиг воздержания телесного и сокрушения душевного, равно как бдения и прилежной молитвы; к тому же держи себя бездерзновенно (не смело пред всеми), никого не осуждай и не оговаривай, и ни к кому не имей отвращения; еще поминай о смерти и возлюби жажду; наипаче же не позволяй себе видеться с женщинами и беседы с ними вести, — еще лучше совсем не смотреть на лица их. Делай так, и избавишься от этой страсти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Так, именно это, мы и видим в жизни каждого угодившего Богу. Так наш пр. Макарий 1 , так празднуемый сегодня преподобный Сергий, – что прежде всего встречаем мы в их жизнеописаниях? С самого первого их понимания и лепета языком, благочестивые матери учили их молитвам и этим прежде всего пробуждали одну душевную силу, – волю, направляя ее к любви Бога. Дальше читаем: «и вдали отрока в ученье грамоте»; кому, – первому встречному? – Нет, после строгого выбора, человеку вполне надежному, понимающему что ученье грамоте, – великое дело, – раскрытие другой душевной силы, – смысла. И приступали к этому делу не кое-как, а с крепкой, усиленной молитвой к Богу, чтобы он сам просветил юную душу их сына, раскрывая в нем смысл и озаряя его своим небесным светом. Так начав, родители и учитель неустанно и неослабно, и продолжали свое дело; первые больше и больше направляя волю отрока к любви Бога и неразрывно соединенной с ней, к любви ближнего; второй, – развивая смысл и мысль его. Такое учение и пробуждало в отроке жажду мудрости, – желание знать больше и больше, и направлять все свое знание и всю свою душевную деятельность к Богу, и ко благу ближних. Затем, когда с такой жаждой из отрока делался взрослый человек, то слишком скоро начинал сознавать, что для полного удовлетворения этой жажды нет ничего на земле; что здесь во всем лишь одна суета и крушение духа, – и бросая все земное, все мирское, он всю свою жизнь; всю свою деятельность направлял уже к одному, – к усовершенствованию себя в той премудрости, которая лишь об вышнем помышляет, о горнем мудрствует. Так «возжелание премудрости и возводило их к царству вечному» и поставляло их на ту чудную степень святости, пред которой, в продолжение веков, преклоняются тысячи тысяч, как это, напр., с великим угодником Радонежским. Начало этому, как видим, полагалось благочестивыми матерями и добрым учением. Успех дела испрашивался от Бога усиленной молитвой. Это, – это и делало их теми великими подвижниками, которым мы умеем только бесплодно дивиться, а не умеем или точнее, не хотим подражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Слово 90 (1) Благодарение Богу за дары, какие сподобился получить святой отец, и поучение, в коем он показывает, как и каковым является Бог тем, кои чисты сердцем. 1. Поклоняюся, припадаю и благодарю Тебя, Господи всяческих и Всесвятый Царю, что Ты явил милость свою мне, недостойному никакой милости. В самом начале бытия мира облекши меня славою и честию в образе Твоем, по коему благоволил создать меня, Ты и все прочее устроил для меня, человека, бывшего по образу и подобию Твоему, и сделал меня царем над всеми земными тварями Твоими, во славу величия Твоего и благости. Благодарю Тебя, что всякое мое прошение и желание Ты совершил во благо, как обещался нам, рабам Твоим, и мне, недостойному неба и земли, даровал паче того, чего я надеялся и желал. Ты сказал: елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Просите, и приимете ( Ин.16:23–24 ). Благодарю Тебя, благий и великодаровитый Господи, что, когда я сильно возжелал увидеть одного из святых Твоих, веруя, что посредством его обрету милость у Тебя, Ты, многоблагоутробный Боже мой, не только сделал сие для меня и мне показал искреннего раба Своего, блаженного, говорю, и святого Симеона, и благоволил быть мне любимым от него, но даровал мне и другие бесчисленные блага, которых я и не чаял. Ибо откуда было мне, бедному, узнать, что Ты таков, благий Владыка наш, чтоб восприять желательное стремление к Тебе? Откуда бы узнал я, что Ты являешь себя приходящим к Тебе, если они находятся и в мире, чтоб притрудно взыскать, да вижду Тя? Откуда было знать мне, что приемлющие в себя свет благодати Твоей сподобляются получить такую радость и такое утешение? Откуда и как узнал бы я, бедный, что верующие в Тебя получают Святого Духа Твоего? Я думал, что верую в Тебя совершенно и имею все, что даруешь Ты боящимся Тебя, тогда как совершенно ничего не имел, как после узнал я самым делом. Откуда было узнать мне, Владыко, что Ты, невидимый и невместимый, видим бываешь и вмещаешься в нас? Как мог я подумать когда-либо, что ты, Владыко, создавший всяческая и сотворивший человеков, соединяешься с ними и делаешь их богоносными и сынами своими – чтоб прийти в пламенное возжелание того, взыскать и получить то и себе? Откуда было узнать мне, Господи, такого Бога, такого Владыку, такого Заступника, Отца, Брата и Царя, – Тебя, ради меня обнищавшего и приявшего зрак раба? Воистину Владыка мой, человеколюбче, совсем не знал я ничего такого.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Вопрос: Что бывает с человеком, когда он одержим бесом? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Формы и степень этого тяжелого недуга бывают разные. Св. Диодох, епископ Фитики, пишет: «Есть два рода злых духов: тончайшие, воюющие на душу, и грубейшие, действующие на тело. Когда благодать не обитает в человеке, злые духи, подобно змеям, гнездятся в глубине сердца, не давая душе воззреть к возжеланию добра. Когда же благодать обитает в нем, тогда они, как некие тёмные облака, промелькают по частям тела, преобразуясь в греховные страсти и разнообразные призрачные мечтания, чтобы через воспоминания, развлечения мечтаниями отторгнуть ум от собеседования с благодатью». Св. Диодох говорит о такой степени, когда подчиненность злым духам не имеет заметных внешних проявлений. Такой вид зависимости характерен почти для всех людей, не имеющих духовной жизни или проводящих её крайне невнимательно. Заметным беснование становится тогда, когда демоны овладевают сознанием и волей человека, а через это и телом. И здесь степень и виды этого недуга бывают весьма различными. В Евангелии описывается страшное состояние одержимости, в котором находился гадаринский житель: он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни (Мк.5:2-6). Священный текст открывает нам и причину столь бедственного положения. В нем был легион злых духов. Римский легион насчитывал от 4000 до 6000 воинов. Этим словом, по-видимому, указано не число, а неисчислимое множеств, бесов, мучивших человека. Но даже один бес может причинять много мучений. Отец, пришедший к Иисусу, говорит о своем больном сыне: он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15). Характер беснования и степень болезненности зависит и от демона, который вселился, ибо они имеют разную силу и не одинаковую свирепость: «иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела их, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы  описаны в Евангелии (Мф.8:28), от страха которых никто не смел проходить тем путем» (преп. Иоанн Кассиан. Собеседование 7-е, гл. 32).

http://pravoslavie.ru/6747.html

409, Ученик из-за любви к Богу и старцу отказался от посещения матери См. также: Любовь к старцу ; Старец . Однажды старец со своим учеником Марком, выйдя из скита, пошел на Синайскую гору и там остался. Мать Марка отправила к нему посыльного и со слезами умоляла его отпустить ее сына, чтобы посмотреть на него. Старец отпустил Марка. Марк приготовил милоть (одежду), чтобы идти к матери, и пришел проститься со старцем, но вдруг начал плакать – и не пошел. (Достопамятные сказания. С. 167. 4). 410. Из-за любви к Богу преподобный Макарий отказался выйти к своему отцу Двенадцати лет от роду преподобный Макарий Унженский тайно покинул родителей и ушел в Печерский монастырь. Родители искали своего сына повсюду, тосковали и плакали неутешно. Спустя три года отец, случайно узнав от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита показать ему сына-инока. Дионисий вошел в келию и сказал Макарию: “Отец твой хочет видеть тебя.” Но Макарий отвечал: “Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!” Родитель Макария, стоя у окна келии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: “Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!” Макарий отвечал родителю: “Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” ( Мф. 10:37 ). Иди с миром домой. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа моего.” Родитель стал плакать и говорить: “Разве я не радуюсь о твоем спасении? Желаю видеть лицо твое и немного побеседовать с тобой!” Но инока не тронули слезные просьбы родителя. Схватив руку сына, отец облобызал ее и сказал: “Сладкий сын мой, спасай свою душу и молись о нас Господу, да и мы будем спасены твоими молитвами!” Родитель ушел домой и рассказал супруге своей о сыне. Они радовались и славили Господа. (Троицкий патерик. С. 347). 411. Имея любовь к Богу, авва Феодосии был совершенен в обращении с людьми См. также: Бесстрастие . Божественный Феодосии так пронзен был сладкой стрелой любви и так связан ее узами, что делом исполнял высокую божественную заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… ( Мф. 22:37 . Мк. 12:30 . Лк. 10:27 ). А это могло быть не иначе, как через устремление всех естественных сил души не к каким-либо настоящим вещам, но единственно к возжеланию Создателя. Таким образом, он и тогда, когда умолял, был многим страшен и тогда, когда укорял, – любезен и во всем приятен. Кто настолько полезен, как он, даже при обращении со многими? Кто столь искусен собирать чувства и обращать их внутрь так, чтобы среди самих волнений пребывать в большей тишине, нежели среди пустыни, и быть одинаковым в многолюдстве и уединении! (Афонский патерик. Ч. 1. С. 428).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

8. Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне-даемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он «потрудился паче всех Апостолов»; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а «благодати Божией, которая с ним» ( 1Кор. 15. 10 ). Таким образом словом: «потрудихся», он выражает усилия своей воли; словами: «не аз, но благодать Божия» – Божественное содействие, а словом: «со мною» – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился (– Соб, 13, 13). 9. Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, – и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем и Спасителем и Помощником. Он подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела, и добродетели к совершенству, – иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, – иным, хотящим и текущим, вспомоществует, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все – возбуждая, содействуя и утверждая, – но без нарушения данной Им же свободы (– Соб, 13, 18). Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010./Т. 2. – 736 с. ISBN 978-5-7533-0412-4

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону, так однако же, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров Своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том, однако же, благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростию. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне–даемою. Апостол языков, хотя говорил, что Он потрудился паче всех Апостолов, тем не менее присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним ( 1Кор. 15:10 ). Таким образом, словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие; а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился. Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в неимеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, – и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем, и Спасителем, и Помощником. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к нему, у других приводит к концу дела и добродетели к совершенству, – иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, – иным хотящим и текущим спомоществует, других нехотящих и противящихся привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все – возбуждая, содействуя и утверждая, – но без нарушения данной Им же свободы. Аминь 238 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ослабление поста Отцы Церкви советуют вознаградить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа. Как проводить время постов Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, постоянно стояли в духовной страже за собой. Но нас, своих немощных членов, Церковь только временно ставит на эту стражу. Как воин, когда он находится на посту, не ест и не пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы в дни постов, назначенных Церковью, должны отказываться от излишеств в пище, питии и вообще удовольствиях плоти, бдительно наблюдая за собой, охраняя и очищая себя от греха. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а, напротив, сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования. Время для ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю, назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее. Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: " Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковию. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов " . Существует пять степеней строгости поста: полное воздержание от пищи; сухоядение; горячая пища без масла; горячая пища с маслом (растительным); вкушение рыбы. В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника. Истинный пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Церковно-богослужебные книги отмечают троичность содержания любви, например, в таких выражениях: «Сочетавшись любовию, вы, святые, пожили боголюбно, сохранивши смирение, пощение и подавая милостыню». Чтобы приступить к Богу, предмету «истинного желания, ты поистине явился воздержником (то есть искателем чистоты), смиренномудрым, долготерпеливым и милостивым». «Приидите, все верующие, будем воспевать преблаженного Феодора – правило воздержания, сокровище чистоты, обильную реку смирения, утешение нищих, поистине искреннего исполнителя (закона) Христовой любви». «Славная! Ты приобрела воздержание, смирение сердца, бодрствование с милостынею и совершенную любовь». В целом смирение, милосердие и чистота выражают собою свойства любви самоотверженной и всецелой. Смирение являет жажду прилепиться к предмету любви с забвением о себе, милосердие сливается с ним, а чистота – знак полноты слияния. Смиряясь, мы настраиваемся на самоотвержение ради блага других, милосердием тепло им состраждем и, храня чистоту, способны безраздельно любить Бога и угодное Ему. Смирение, милостивость и чистота, вместе взятые, послушно воспроизводят и отражают в соответствующих делах волю любимого. Еще более проясняется наличие в любви трех свойств, если мы рассмотрим содержание каждого из них отдельно. а) Чистота любви – то же, что бесстрастие или очищенность от самолюбия. Чистый душою беспрепятственно соединяется с Богом путем восприятия в себя благодати Божией. Он парит выше земных пристрастий и всегда насыщен сердечной добротой. В душевной и телесной чистоте человека отпечатлевается своего рода ангелоподобие. Он любит Божественное цельно – со всей нетронутой свежестью и теплотой – и способен всего себя предавать Богу и ближним до положения за них своей души. К христианской борьбе за расцвет личной чистоты побуждает людей обычно стремление благодатно соединиться с Богом навеки. «Блаженны чистые сердцем, учит Господь, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). От зрения Бога они приходят в настроение любви, что прекрасно изображает преподобный Ефрем Сирин , говоря: «О чистота, родоначальница любви!.. Ты отвращаешь от лукавства и прилепляешь к добру». Церковно-богослужебные песнопения и молитвы, развивая ту же мысль, часто свидетельствуют, как чистая любовь к одному Богу разжигает и уязвляет многих теплейшими чувствами. «Обручившие себе чистоту в качестве сожительницы», по словам того же церковного богослужения, «деятельно живут в Божественной любви», нелицемерны в ней, «объяты Божественным усердием» и ревностно обращены к Богу. С любовию у них органическая «срастворенность». Они дышат возжеланием края ее по горячей привязанности к ней, пламенеют ею и кипят.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Якоже божественному Павлу, из Милита исходящу, вси благочестивие людие, тогда собравшиися, обилныя слез струи из очес своих точаху, по божественному писанию, глаголющу 46 : доволен же бысть плач всех, и нападше на выю Павлову, облобызаху его. Тако вси людие благочестивии в соборную церковь апостольскую стекшиися, оному престол свой патриаршеский оставляющу самовольно, и отходящу, рыдаху и стенаху, и умиленно слезяху, и овии убо вопияху: мы овцы твоя, ты пастырь наш, Вскую нас душеполезною слова Божияго пажитию паствовати отрицаешися? Овии вопияху: мы чада твоя, ты отец наш, Вскую ны сиры оставляеши? Овии велегласно вопияху: мы таинственного церкви Божия телесе уды, ты священная наша глава, Вскую от нас удес церковных отлучаешися? Вси же главы своя к лицу земли преклоняще и руки его честныя лобызающе, да патриаршеского престола своего не оставляет, да православныя церкве Российския вдовы не творит, да словесное стадо Христово, себе врученное, паствует и пастырским духовнаго исправления жезлом на правую спасения стезю возводит, усердно моляху. Он же что содеяше? Вин отхождения своего благословных не даде, моление не точию всенародное, не точию иерейское, не точно архиерейское, но и царское велесчестное (кто бо любовь зело любившаго себе в пепеле забвения погребает, сий и моление любившаго себе пренебрегает) аще от небрежения сия бысть, содеявый сие весть. Пренебреже себе самого, еже ему не к тому патриарху московскому быти узой анафемы связа, велегласно патриаршеския власти отречение сотвори, и жезл пастырский на патриаршестем месте поставлей, но предъизволному же желанию своему ходя, из церкве соборныя и изъиде. Чтож, изходя, к преосвященным архиереем, христолюбивым служителем и братолюбивым в Господе Иисусе Христе (не дерзнет уже слово рещи чадом духовным) братием рече? Рече соизбранным Духа Всесвятого сосудом, божественным Павлом 47 : и ныне предлагаю вас, братие, Богу и слову благодати Его, могущему наздати вам достояние во освященных всех. Сим сице бывшим священный собор сице рече: понеже благоговенный Никон богоданного себе сана патриаршеского отрешися, ни убо здравой слова Божияго солию мысленную сердец человеческих землю осоляти, ниже новому на твердом апостольския веры основании от архитектона Христа Бога созданному православныя церкви Российския Сиону трудолюбно предстателствовати, ниже словесного стада Христова, себе врученного, неборасленным кроткого исправления злаком паствовати, ниже светозарен светилник на свещнице церковном светлосияющ быти, но под спудом негли за смиренномудрое лежати и житие безмолвное, тихое и мирное возжелание жити. Убо мы священный собор, да ин боголюбимый верховный предстатель в душеполезное предстателствуемых спасение, ин благоискусный пастырь крайний в душевную паствуемых ползу, ин благонравный первопрестолный чиноначалник в правилное чиноначалствуемых правление благодатью Духа Всесвятаго избран будет? О сем праведно рассудим, и правильно потщимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010