7. Желательная сторона душевной жизни. Ее отправления. Правильное и беспорядочное состояние желательной способности Желательная сторона. Действующая здесь сила есть воля, которая волит — желает приобресть, употребить или сделать, что находит полезным для себя, или нужным, или приятным, и не волит — не желает противного тому. Волнения воли требуют соответственного дела, потому воля прямее есть деятельная сила, которой существенная потребность — жить и действовать. Она держит в своем заведовании все силы души и тела и все подручные способы, которые все и пускает в ход, когда нужно. В основе её лежит ревность, или ретивость, — жажда дела, а возбудителями стоят при ней — приятное, полезное и нужное, которых когда нет, ревность спит и деятельные силы теряют напряжение, опускаются. Они поддерживают желание, а желание разжигает ревность. Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские — семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определённого желания, а только нудят искать им удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определённый предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена, потому с пробуждением её рождаются и разные желания: то того, то другого, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя. Что делать душе с сими желаниями? Ей предлежит выбор, какому предмету из возжеланных дать предпочтение. По выборе происходит решение — сделать, или достать, или употребить избранное. По решении делается подбор средств и определяется способ и порядок исполнения. За этим следует, наконец, дело в свое время и в своем месте. Всякое, даже самое маленькое дельце идет сим порядком. Это можете вы проверить на каком-либо своем деле. По навыку иногда все эти действия совершаются мгновенно, и за желанием тотчас следует дело. Выбор, решение и средства берутся тогда из прежних дел и особого производства не требуют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

194. Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако ж, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако ж благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростию. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не тунедаемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор. 15, 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие, а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился (Соб. 13, 13). 195. Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, – и вдыхает святые желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем и Спасителем и Помощником. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела, и добродетели к совершенству, – иных удерживает от близкого падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, – иным, хотящим и текущим, вспомоществует, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все – возбуждая, содействуя и утверждая, – но без нарушения данной Им же свободы (Соб, 13, 18). 9. О молитве (Соб. 9) 196. Надобно поставить для себя первою целию и верхом совершенства непрестанную молитву, опирающуюся на умирении души и чистоте сердца, для достижения коих подъемлется нами утруждение тела и держится сокрушение сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Победитель прииде и хощет отмстити, Царствующий оный град ныне свободити. О Константине граде! Зело веселися! И Святая София церкве – пресветися! Православный родися ныне нам царевич, Великий князь московский Петр Алексеевич, Тщится благочестием вас украсити, И всю бусурманскую мерзость низложити. И ты, царствующий граде Москво, просветися: Ибо радость велия в тя вселися. Укрепи твоя стены окрест огражденны, Багрянородный царск сын, Богом возжеланный! Петр бо нарицается – камень утвержденный. Утвердити врата царевич нарожденный, Храбр и страшен явится врагом сопротивным; Окаменован в вере именем предивным, Украшение царско, утеха родися; Родителем похвала вечно утвердися... И ты, плането Арес и Зевес веселися: В ваше бо сияние царевич родися. Во четвертоугольный аспект произыде Царевич, царствовати во своя прииде. Четвероконечное знамя проявляет, Яко четырма частьми мира обладает. От Бога сей планете естество дадеся: Лучше бо прочих планет в действе обретеся, Храбрость, богатство, слава на ней почивает, И на главе царской венец полагает 203 . За это стихотворное поздравление Симеон в тот же день, после крестинного стола во дворце государя, удостоился получить от него знаки особенного благосклонного внимания. В современной росписи различных сластей, поднесенных почетнейшим лицам в заключение обеда, значится: «учителю старцу Симеону четыре головы сахару, весом по три фунта голова; два блюда сахаров узорочных, по полуфунту; сахаров – леденцов и конфектов два блюда, по полуфунту; сахаров зеренчатых блюдо; ягод винных, фиников по фунту на блюде; трубочку корички, весом против блюд Троицкого и Чудовского архимандритов. Всего восемь блюд; да с Сытного полоса арбузная, другая дынная» 204 . Такая мера угощения служила выражением особенного отличия Симеона; потому что сравнивала его с архимандритами важнейших московских монастырей, не смотря на его скромное звание иеромонаха. Около этого же времени окончился постройкою знаменитый коломенский дворец царя Алексея Михайловича, заложенный им 2-го мая 1667 года. По переселении в него государя, Симеон поднес ему поздравительное стихотворное приветствие: «О вселении его благополучном в доме велиим иждивением, предивною хитростию, пречюдною красотою в селе Коломенском новосозданный» 205 . Приветствие это было им представлено летом 1672 года и замечательно тем, что в нем находится ценимое археологами довольно полное изображение этого дворца, своими различными чудесами действительно возбуждавшего удивление современников. По словам Полоцкого, это был «дом, иже миру есть удивление,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Из совокупности всех такого рода навыков, правил и порядков устанавливается образ жизни известного лица, как из совокупности установившихся понятий составляется образ его мыслей и воззрений. Зная чей-либо образ жизни, можно угадывать, что думает он в то или другое время и как поступит он в известных обстоятельствах.      Заправителем деятельной жизни поставлено благоразумие, которое есть тот же рассудок, только состоящий на службе у воли. В мысленной области рассудок решает, как что есть из существующего, а в желательной и деятельной - определяет, как что делать должно, чтоб верно было достигаемо то, что законно возжелано. Когда навыкнет он определять это как следует, так что человек дела свои ведет всегда или большею частию с успехом, тогда ему справедливо приписывается благоразумие - уменье с успехом вести дела, верно соображая средства с целями и дела с внешними обстоятельствами.      Из сказанного Вам нетрудно будет вывесть заключение о естественно-законной деятельности воли, которая, как видите, есть госпожа всех наших сил и всей жизни. Ее дело определять образ, способ и меру удовлетворения желаний, порождаемых потребностями или их заменивших, чтоб жизнь текла достодолжно, доставляя покой и радость живущему. Есть у нас, как поминалось, потребности и желания - душевные, телесные, житейские и общественные. Не у всех они одинаково проявляются, потому что не у всех одинаково слагается жизнь, а у одного так, у другого иначе. Дело человека определить, как в своем положении может и должен он удовлетворять свои потребности и желания, приладить подходящие к тому способы и вести по тому свою жизнь. Вести здравомысленно по установившейся норме свою жизнь со всеми делами ее и начинаниями - се есть задача желательной или деятельной стороны нашей жизни. Так бы следовало. Но вникните и рассмотрите, что бывает.      В мысленной стороне у нас бывает смятение, рассеяние и блуждание мыслей, а в желательной - непостоянство, беспорядочность и своенравие желаний, а за ними и дел. Сколько времени проходит у нас в без-делии и пустоделии: шатаемся туда и сюда, сами не знаем для чего; делаем и переделываем, не умея дать здравого в том отчета; идут у нас начинание за начинанием и дело за делом, но из всего выходит только толкотня - суета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Октября 14, 1852 г. Пишешь, что на тебя нападает страхование, что если угасишь свечку и станешь молиться по четкам, то будешь испугана врагом, отчего якобы или помешаешься или больна сделаешься. Не слушай врага и, какъ ни в чем не бывало, молись. Тот, кто за нас, сильнее того, кто против нас малосильных. Или ты этому не веришь? Верь: ополчался всегда и ныне ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их ( Пс.33:8 ). Владыка ангелов заповедал им хранити тя ( Лк. 4:10–11 ) во всех путях твоих. Помни же это и, читая «Да воскреснет Бог» или ( Пс.90 ) «Живый в помощи» продолжай молитвословие, прерванное страхованием. В. От чего это, отче мой, когда нахожу свободную ми­ нуту для молитвы, ощущаю радость? О. Оттого, что Господь наш верховное благо наше, наше блаженство. Будь мудра, яко змея ( Мф. 10:16 ), блюдущая и обороняющая паче всего голову свою, т.е. храни в чистоте ум, не давая заседать в нем или толпиться нечистым помыслам. Не будет тогда и возжеланий опасных, скаредных. Чаще, особенно в спокойные минуты, думай о красоте боголепной Христа Жениха твоего, и носи заботу в добром сердце твоем: чем бы и как угодить Ему, сблизиться с Ним, живою любовию, сладостью сердца нашего. Хорошо при нападении вожделений греховных потомить себя жаждою часа по два и по три, а если похоть не проходит – и подольше. Скажи самопроизвольной мученице Е-ии, что новое, данное тебе, послушание мыть пол не утомляет тебя; а она тамо убоялася страха, идеже не бе страх ( Пс. 13:5 ). Октября 22, 1852 г. Какъ лепет дитяти, не взирая на обыкновенность слов и выражений, очень занимателен и мил для сердца родимым его; так строки твои наивные интересуют меня, чадо мое, о Господе возлюбленное, и побуждают к ответу, не взирая даже на то, что дремлется мне, по причине усталости от дел и поделья. Мысленных обуреваний не бойся; поволнуют и пройдут, тем скорее, чем будешь трезвеннее, смиреннее, преданнее Господу премилосердому. Постоянно бойся обращаться лишь вспять: никтоже бо возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть во царствии Божием ( Лук. 9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В пожившем человеке все почти делается по навыку. Редко случается какое-либо предприятие или начинание, выходящее из обычного порядка дел и знаний. Так уж бывает, что сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто, то естественно обращаются в навык, нрав, правило жизни и характер. Из совокупности всех такого рода навыков, правил и порядков установляется образ жизни известного лица, как из совокупности установившихся понятий составляется образ его мыслей и воззрений. Зная о чей-либо жизни, можно угадывать, что думает он в то или другое время и как поступит он в известных обстоятельствах. Заправителем деятельной жизни поставлено благоразумие, которое есть тот же рассудок, только состоящий на службе у воли. В мысленной области рассудок решает, как что есть из существующего, а в желательной и деятельной – определяет, как что делать должно, чтоб верно было достигаемо то, что законно возжелано. Когда навыкнет он определять это как следует, так что человек дела свои ведет всегда, или большей частью, с успехом, тогда ему справедливо приписывается благоразумие – уменье с успехом вести дела, верно соображая средства с целями и дела с внешними обстоятельствами. Из сказанного вам нетрудно будет вывести заключение о естественно-законной деятельности воли, которая, как видите, есть госпожа всех наших сил и всей жизни. Ее дело определять образ, способ и меру удовлетворения желаний, порождаемых потребностями или их заменивших, чтоб жизнь текла достодолжно, доставляя покой и радость живущему. Есть у нас, как поминалось, потребности и желания – душевные, телесные, житейские и общественные. Не у всех они одинаково проявляются, потому что не у всех одинаково слагается жизнь, а у одного так, у другого иначе. Дело человека определить, как в своем положении может и должен он удовлетворять свои потребности и желания, приладить подходящие к тому способы и вести по тому свою жизнь. Вести здравомысленно по установившейся норме свою жизнь со всеми делами ее и начинаниями – се есть задача желательной, или деятельной, стороны нашей жизни. Так бы следовало. Но вникните и рассмотрите, как бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пока позанимайся. Экзема – для смирения. Если бы ее не было, ты бы занимался слишком много своей наружностью и гордился бы. Стоять пред зеркалом тебе доставляло бы целое удовольствие. А сейчас ты поставлен Господом в смиренное устроение невольно. Потерпи. Со временем все пройдет. Господь с Тобой. С люб[овью] о Господе гр[ешный] А.В. 11.07.1937 г. 28 ст. ст./VI–37 г. + Дорогие... (...) Много раз писал и теперь дерзаю опять писать вам, что главное искусство жить небесплодно – это жить в чувстве живого Бога как реального всемирного Духа, вездесущего, и принимать от Него восполнение личной скудости и немоществования силами. Природно, заметьте, ни один человек не может сам ни малейших успехов сделать в очищении сердца, в молитве, посте, в возжелании духовного. Тут сами мы мертвы, безвольны. Свобода природы только простирается на житейскость, на видимые культурные достижения. А жизнь божественная, жизнь молитвы, очищения сердца, утончения природы для чувства благодати и Бога – это уже область только Божия. Там капли успеха нельзя сделать без непосредственного получения помощи от Бога. И Господь сказал: «Без Меня не можете ничего творить». ( Ин.15:5 ) Но пока-то ощутишь Бога в Его непрестанной силе, надо смириться, превратиться в дитя и помнить, что слова молитвы, все без исключения, и слова, читаемые или слышимые из области Божией, – все печатлеемы бывают на сердце лишь Духом Святым. Без Духа Святого все плохо. Открыться же Его действию в нас мешают: суетность, ненужная и лихорадочная по вражиим козням, недостаток напряжения в молитве и самособранности, неверие в то, что Бог действительно помогает нам во всяком добром шаге. Грустно, что не натерпелись мы еще в бесплодном пресмыкании житейском до глубины смирения. Между тем Бог ждет лишь того, когда мы выбьемся из сил в бесплодной попытке сладить с собою и самолично исправиться и издадим звонкую от всего сердца мольбу о помощи. Кто сказал в себе: «Теперь конец; утрачены все надежды на свои силы. Приди, Господи, и помоги. Как железо кузнецу, я предаю Тебе, Господи, свое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

V. Вины возжеланнаго и восприятого от Императоров такового чина от преждереченных повестей являются, и суть сия наипаче: 1 . Что ни откого не был судимь о делах управления своего. 2 . Что ПОНТИФЕКС великий един толко был не имея другаго себе равного. 3 . И что могл и должен был ПОНТИФЕКС наблюдать на начинания, как сенатская, так и всенародная, несут ли противна богочестию. И аще противна быти усмотрит, препинать и запрещать силен был. 4 . Что был в том чину непременно до кончины живота своего. Сия прерогативы, или преимущества, велми нуждныя и полезныя были к самовластителству Императорскому: и без сих Прерогатив, не было бы крепко, но весьма недейственно, и многим препятиям подлежа щее самодержавство. Ибо когда похотел бы Император начати войну, уставы определяти, и прочая дела важныя, мощно бы начинания его истя зать сенату, и народу: понеже Иулий Кесарь, а по нем Август, Тиверии, и прочии, аще состав Демократии, то есть всенароднаго правления или Республики, и изменили на Монархию; Однакож не являли лица Монархии пред народом, но показывали себе точию началнейшими управителми, на согласии будто сената и народа висящими. И того ради, ниже Царями нарицатися хотели, но Кесарми (именем Иулиу первому толикой власти изобретателю свойственным) Августами, то есть высокочестными которую титлу сенат дал Октавию, первому по Иулии наследнику Императорами. Которое имя значит повелителя, но не самовластнаго всему Государству повелителя у Римлян прежде значило, но точию посланнаго на войну верховнаго полководца, какии у нас ныне нарицаются Фелтмаршалы. И уже послежде, когда Кесарская власть добре укрепилася, и явно силу Монаршескую возъимела, имя сие ИМПЕРАТОР, не общее, как прежде верховным воинских походов командиром, но собственное Монархом Римским стало. И ныне не всем Королем подается, но точию великих и многостранных народов Государям, якоже Российскому, Турскому, Китаехинскому, Индии восточной, и прочая. Неции же и Императорами нарицати себе не велели, якоже о Тиверии, и Клавдии, Светоний пишет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

113. Твердое и верное основание надежды на обóжение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог сделался человеком. Ибо явно, что сделавшийся без греха человеком, может обóжить и естество без преложения его в Божество в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя человека ради. – Чему таинственно поучая, великий Апостол говорит, что «в вецех гредущих явится на нас предельное богатство благости Божией» ( Еф. 2, 7 ). 114. Нечистотою сластей, как ржавчиной, покрытую душу очищает болезненный труд, и совсем истребляет в ней всякую склонность к вещественному, когда она делом познает вред от любления его; чего ради Бог попускает дьяволу, по праведному суду, угнетать людей мучительными скорбями. 115. Удовольствие и скорбь, и следующие за ними пожелание и страх, не были первоначально созданы вместе с естеством человеческим: иначе они принадлежали бы к числу черт, определяющих сие естество; но говоря согласно с учением великого Григория Нисского , они введены после потери свойственного нашей природе совершенства, быв привиты к неразумнейшей части нашего естества; и чрез них тотчас по преступлении заповеди обнаружилось явно и ясно наше подобие бессловесным животным, вместо блаженного образа Божия. Ибо надлежало, чтоб по омрачении достоинства разумности, человеческое естество праведно несло наказание от того самого, чем оно усвоило себе черты неразумности. Так премудро устроил Бог, чтоб человек приходил чрез то в чувство превосходства разумности. 116. Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотского, употребляем к стяжанию небесного; именно: когда вожделение делаем стремительным движением духовного возжелания Божественных благ; сластолюбие – живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх – предостерегательным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль – раскаянием направленным на исправление настоящего зла; и коротко сказать, когда страстями этими будем пользоваться к уничтожению или предотвращению настоящего или ожидаемого зла, равно как к стяжанию и сохранению добродетели и ведения, подобно тому, как мудрые врачи уничтожают или предотвращают сущее уже в теле повреждение от яда или имеющее проявиться телом ядовитого зверька ехидны.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

По преосвященному Феофану, «дару веры предшествует возжелание веры и взыскание её“. 89 Из сопоставления этих слов с описанием естественных свойств и проявлению «духа“ человеческого, как высшей стороны природы человека, следует, можно полагать, тот вывод, что под «возжеланием веры и взысканием её“ святитель разумеет проявление присущих «духу“ человека способностей – страха Божия, совести, искания Богообщения, при недовольстве всем тварным. 90 Та или другая степень развитая этих способностей делает человека способным или неспособным к воздействию на него благодати. Готовность человека к последованию благодатному призванию, известная божественному провидению и служит, можно сказать, условием самого действия благодати на душу. 91 Действие Духа Божия на человека через слово благовестия состоит в возбуждении, усилении, оживлении естественных добрых мыслей и чувств, присущих его «духу. 92 Под действием благодати в душе призываемого начинается борьба между прежними нажитыми убеждениями, наклонностями и стремлениями, и между теми новыми, которые зародились в нем под влиянием благодати. Воля его еще не установилась на одном настроении и попеременно то склоняется в сторону греха, то устремляется к Богу. 93 Каково же отношение благодати к этому процессу образования решимости человека следовать её призыву? «От кого зависит это решение?“, спрашивает епископ Феофан и отвечает: «от самого человека. Он сам своелично и самоохотно должен произнести его“. 94 Возбуждение не завершает дела обращения грешника, а только зачинает и после него предлежит труд над собой и труд очень сложный“. 95 Благодать Божия, открыв человеку любовь Божию и ужас греха, предоставляет ему самому устремиться к этой любви и к святому общению с ней. Сначала, на основании задатков и предрасположений к определению в сторону благодати, которая кроется в естественном состоянии человека, должна образоваться решимость, «склонение произволения“, чтобы благодать пришла на помощь и помогла установиться тому, на что склонилось произволение. 96 Итак, по прямому смыслу приведенного нами выражения епископа Феофана, благодать Божия приходит на помощь человеку лишь после того, как в нем самостоятельно образовалась решимость последовать благодатному призыву через слово благовестия 97 благодать «идет вслед за произволением“, 98 «она закрепляет“, 99 «закаливает“ уже образовавшееся решение. 100

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010