29. Так вот в чем все дело: главное – созерцание мысленных или духовных благ и всецелое их возжелание; в силу сего порабощение плоти, коего части суть: пост, целомудрие и прочее, – все одно для другого подъемлемое; для сего же, и вместе с сим, молитва . Каждое из сих деланий разлагается на многие части, кои однако же все состоят в связи, так что одно другим требуется, и одно без другого не бывает. 30. Никто пусть не думает, что славолюбие и сребролюбие принадлежат к телесным страстям. Телесная страсть, – одно сластолюбие, которое находит подобающее врачевство в умерщвлении плоти. Сказанные же две страсти суть порождения неведения. Не испытав и не познав истинных благ, мысленных или духовных, душа придумала блага ложные богатством думая утешиться в оскудении духовными благами; о богатстве печется она вместе с сим и для удовлетворения сластолюбия и славолюбия, и для него самого, почитая его неким благом. О чем скажем, что все это есть порождение неведения истинных благ. Славолюбие не по причине скудости потреб телесных бывает: ибо им не телесное что-либо удовлетворяется; но по причине неиспытания и неведения первого блага и истинной славы. 31. И не славолюбия только, но, коротко сказать, и всех зол корнем служит неведение. Ибо невозможно, чтобы тот, кто, как должно, познал природу вещей, и то, откуда каждая из них и какое имеет назначение, забыв потом о своем последнем конце, устремился к земному. Душа не пожелает такого блага, о коем знает наверное, что оно только кажется благом. Пусть даже тирански влечет ее к чему-либо привычка, она, в силу точного и ясного познания дела, может победить и самую привычку. Но и когда еще не было привычки она по причине неведения прельщаема была. Так что паче всего, и пораньше надобно стараться приобрести верные о всем сущем познания, и потом в соответствие тому и волю свою окрылить стремлением к Первому Благу. Презреть же все настоящие блага не трудно тому, кто верно познал полную их суетность. Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010./Т. 3. – 448 с. ISBN 978-5-7533-0413-1

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Писания, и бытие человека по его воскресении ( Мф.22:30 ). Коснувшись снова вопроса об «аде», как о месте вечных мучений для злых духов и для имеющих быть осужденными вместе с ними «проклятых» Богом человеков, и вместе коснувшись вопроса о мучениях в аду, о их, так сказать, «реальности» по духовной природе, мы имеем в виду, на основе сих сделанных предпосылок об «аде» и о «вечности мучений» осужденных на последнем Суде Божием вместе со злыми духами человеков, рассмотреть в настоящей главе собственно вопрос о том, в каком же «разуме» и на основании каких именно достаточных логических причин должно мыслить, что осужденные Богом быть вечно в «аду» вечно же пребудут, несмотря на действительность всех своих страданий и на весь «ужас» своего бытия, не преклонными в своих злых волях против Бога? Надлежащие основания, в качестве ответа на поставленный вопрос, могут быть выведены и выяснены после предварительного рассмотрения другого следующего вопроса: имеют ли злые духи в себе самих и для себя, понятно, самих некий своего рода «разум» и некую – своего рода «точку покоя» для своего самосознания и для мысли о себе в том всем «своем», в «чем» они суть в своем зле, и что они суть сами в себе, как личности, сущие и волящие против Бога? «Разум» своего бытия и «точку покоя» для своего самосознания злые духи имеют вполне, совершенно, можно сказать, безусловно оправдательными для себя одинаково для времени, т. е. для «века сего» и для вечности, т. е. для «века грядущего», ибо и первый, т. е. «разум» своего бытия, и вторую, т. е. «точку покоя» для своего самосознания они имеют в себе самих, в своей самости, в своей противобожественности, в своей отождествленности и идентичности с тем, что есть само диавольство и само «сатанинство» на круге бытия, ставшие как бы уже существенно-лично-собственным «своим» для них. Мы уже говорили в другом месте, что злые духи – «злы ради самого зла», и это делает зло злых духов злом непреоборимым в них, злом неизменным, так что они не имеют, не могут иметь и не будут иметь во всей вечности ни момента пессимизма в своем самосознании, ни момента – возжелания своего «небытия», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

113) Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческаго есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог соделался человеком. Ибо явно, что соделавшийся без греха человеком, может обожить и естество без преложения его в Божество в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя человека ради. — Чему таинственно поучая, великий Апостол говорит, что в вецех грядущих явится на нас презельное богатство благости Божией (Еф. 2, 7) 62]. 114) Нечистотою сластей, как ржавчиною, покрытую душу очищает болезненный труд, и совсем истребляет в ней всякую склонность к вещественному, когда она делом познает вред от любления его; чего ради Бог попускает диаволу, по праведному суду, угнетать людей мучительными скорбями 64]. 115) Удовольствие и скорбь, и следующия за ними пожелание и страх, не были первоначально созданы вместе с естеством человеческим: иначе оне принадлежали бы к числу черт, определяющих сие естество; но говоря согласно с учением великаго Григория Нисскаго, оне введены после потери свойственнаго нашей природе совершенства, быв привиты к неразумнейшей части нашего естества; и чрез них тотчас по преступлении заповеди обнаружилось явно и ясно наше подобие безсловесным животным, вместо блаженнаго образа Божия. Ибо надлежало, чтоб по омрачении достоинства разумности, человеческое естество праведно несло наказание от того самого, чем оно усвоило себе черты неразумности. Так премудро устроил Бог, чтоб человек приходил чрез то в чувство превосходства разумности 65]. 116) Хороши бывают и страсти в руках ревнителей о добром и спасительном житии, когда, мудро отторгши их от плотскаго, употребляем к стяжанию небеснаго; именно: когда вожделение соделываем стремительным движением духовнаго возжелания Божественных благ; сластолюбие — живительным радованием под действием восхищения ума Божественными дарами; страх — предостерегательным тщанием о том, как бы не подвергнуться будущему мучению за прегрешения; печаль — раскаянием направленным на исправление настоящаго зла; и коротко сказать, когда страстями этими будем пользоваться к уничтожению или предотвращению настоящаго или ожидаемаго зла, равно как к стяжанию и сохранению добродетели и ведения, подобно тому, как мудрые врачи уничтожают или предотвращают сущее уже в теле повреждение от яда или имеющее проявиться телом ядовитаго зверька ехидны 66].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

5) И к тебе слово, чадо мое, поваре, — каждодневно борющийся в огне, колющий дрова, варящий яства, воду носящий, очищающий и омывающий овощи, коптящий лице свое, загрязняющий одежды, потеющий и жарящийся, усиливаясь всячески успеть предложить братиям потребныя яства, — ты со святыми честь иметь будешь и лоно Авраамово тепле упокоит тебя. Только терпя терпи, в радости проводя день свой, и столько будь усерден и рачителен о деле своем, чтоб послужение твое снилось тебе даже и во сне. С самаго утра, как огонь, устремляйся на послушание свое, и выйдешь победителем, добре исполнив дело свое. 1) Соревновать друг другу в добром, но не в худом. — 2) Живем, как по морю плывем; духовное знаменование для нас всех случайностей плавания. — 8) Благотворительность для братства примрнаго брата, и злотворность худаго. — 4) Безмерно воздаяние; не напрасно течем; радуйтесь. 6]. 1) Се ныне дни благи, время делания, лето взыскания Бога. Не попустим же себе напрасно потратить не только лето, но и день; да будут у нас подвиг и рачение о спасении не препобедимые, взаимное соревнование благое, и ревность к подражанию добродетелям, друг друга правая. Если увидим в ком либо выдающуюся добродетель, — — тихость, например, благоговение, послушание, смирение, или другое что похвальное, да уязвляется благим возжеланием быть ему в этом сшественниками. Отсюда породится между нами и союз мира, и любовное расположение. Тому же, что противоположно сему, не будем научаться из соревнования, — и, видя безпечнаго, не будем безпечничать, видя чревоугодливаго, не будем чревоугодничать, видя многословливаго, не будем многословничать. Но как мудрые и Богом наученные сами по себе, вся искушающе, доброе да держим (1 Сол. 5, 21). 2) Емлемся за якорь веры нашей, подымем парус надежды, и со всею энергиею будем переплывать великое море здешней жизни: ибо, во время плавания сего, неизбежно будут налегать на нас ветры, — разумею возстания плоти, — подниматься треволнения плотских похотений, встречаться водовороты из глубины сердца возникающих, порочных помышлений и другое многое, подобное тому, что случается при плавании морем: пираты — всезлобные бесы, отмели — ослепления от неведения, подводные камни — непредвидимыя козни против души нашей, опасное наполнение трюма водой — неоткровение грехов и греховных помыслов, от коего гибнет душа, как гибнут плаватели, нерадящие о наводнении трюма, сонными погружаясь во глубину моря вместе с кораблем. Мы же, честнейшие братия, будем оберегать себя от всего такого и бдительно шествовать путем Божиим; наипаче же будем открывать все, что бывает в сердце нашем, чтобы вода помыслов худых не переполнила душ наших и необъяла нас бездна последняя, по некоему слову пророческому (Ионы 2, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И что много говорить? — Он таков в любви к нам грешным, что благоволил, не оставляя недр Отчих, преклонить небеса, и в уничижении снити к нам, и соделаться человеком, будучи Господом всяческих. Содержа все словом, препрославленный и превознесенный соделался Он младенцем, рожденным от бедной Матери, когда обогащает все. Верх же таинства то, что Он приял за нас крестную смерть после страшных страстей и тридневно воскрес, исхитив нас из рук змия, и дав нам силу попирать его, как пресмыкающуюся скнипу. Какой отец так возлюбил сына, или мать — дщерь, или муж — жену, или друг — друга, как Он, за нас любимых столько потерпевший и пострадавший? Но и нельзя словом высказать и умом измерить презельную любовь и благостыню Его к нам. Возлюбивши же нас так и столь ко пострадавши за нас, как может Он не быть помощником нашим на всяк день и час? Заступником и прибежищем нашим, если мы сами не отступим от Него, увлекаемые страстями своими? Зная сие, попечемся быть верными Господу, подъемлем всякой подвиг, мужественно перенося все прискорбное и творя все заповеданное Им;— и Он соделает нас победителями в борьбе с врагом и даст нам безпрепятственно достигнуть возжеланнаго нами конца. Указывает, как блаженно работать Господу; и помянув, что и братия для этого вступили в обитель, оставя все, воодушевляет их словом Господа: ищите и обрящете… трудясь смиренно в обительских послушаниях, кои по виду только будто житейски, по духу же духовны. 85]. Что прекраснее и блаженнее, как работать Богу живому в преподобии и правде, очищать душу и тело, сохранять от всякаго греха, влещись вожделением будущих благ, всегда переноситься от мира к небесному, иметь душу неуловленною никакою страстию, подобно птице, перелетающую все сети диавола и парящую в превыспренних. Кто таков, тот веселится всегда и радуется, услаждается и восхищается, от–зде начиная вкушать начатки будущаго всеблаженства. — Так как и вы для этого вышли из мира и пришли сюда, для этого отреклись от мира и всего, что в мире, для этого сделались странниками и пришельцами, отчуждились от родины, рода и родных, для этого стали иными по виду и образу жизни, и простились со всеми заботами и попечениями житейскими: то благий восприяв подвиг, ищите и обрящете, стремитесь и достигнете, чего возжелала душа ваша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

194. Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однакож, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих безпечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной безпечности; чтобы щедрое сообщение даров ея не казалось безпричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однакож благодать всегда дается даром, потому что за малыя наши усилия воздает с безмерною щедростию. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне–даемою. Апостол языков, хотя говорил, — что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор. 15. 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия — Божественное содействие, а словом: со мною — показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и безпечности пребывающему, а тогда, как он трудился (—Соб, 13, 13). 195. Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет спасение наше: в желающих и ищущих спасения Он усиливает желание, а в не имеющих желания возбуждает оное; помогает исполнению спасительных желаний наших, — и вдыхает святыя желания, или утверждает их. Почему в молитвах своих мы именуем Его и Покровителем и Спасителем и Помощником. Он подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела, и добродетели к совершенству, — иных удерживает от близкаго падения, а другим подает случаи и удобства ко спасению, — иным, хотящим и текущим, вспомоществует, других, не хотящих и противящихся, привлекает и склоняет к доброму расположению: всюду производит все — возбуждая, содействуя и утверждая, — но без нарушения данной Им же свободы (—Соб, 13, 18). 9. О молитве (Соб. 9). 196. Надобно поставить для себя первою целию и верхом совершенства непрестанную молитву, опирающуюся на умирении души и чистоте сердца, для достижения коих подъемлется нами утруждение тела и держится сокрушение сердца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Подобает бо вам отнюд восприяти о сем всяку брань, воздвижему от страстей естественных и привлечения мира сего, и пребывания и частости злоб бесовских ими же обыкоша сопротивлятися вам, и всякия сих подсады И не убойтеся за частость и пребытность лютости брани сея, и не усумнитеся за пребывательность подвига, и не преклонитеся, ни вострепещите от воинств врагов, и не впадите в пропасть безнадежия, аще случится вам негли и поползнутися на время, и согрешити. Но что либо ни постраждете на сей величайшей брани, и в лице аще приимете и уязвитеся, никако же да возбранит вас сие от благаго намерения вашего. Паче же в произволеннем вами делании пребудите, и стяжите сию возжеланность и похвальность еже явитися, глаголю же, на брани сей тверди и непредвижни и кровию уязвлений ваших очервлени, и да не престанете отнюд от борения еже с соперники вашими. Сия суть советования великаго Старца. Темже не подобает вам ослабевати, или разленитися, образ ради ихже рехом. Горе же иноку оному, лжущему во обещании своем, и простирающему руку к диаволу внегда попирати совесть свою, еже воздвигнути его на ся в некоем мале или велице образе греха, и не могущему паки стати пред лицем враг своих, расторгнутою частию души своея. Киим убо лицем имать усрести Судию, внегда друзи его очищени приусрящут друг друга? они, от нихже путь свой отлучил есть, и стезею погибели ходил есть, и дерзновения отпаде, еже есть Преподобным ко Богу, и молитвы, восходящия от чистаго сердца, и возносящияся и проходящия Ангелския силы, и не возбраняемыя, Дóндеже получит прошение свое, и возвратится с радостию ко испустившим ту устом. И еже есть страшнейшее всех, зане яко же той зде путь свой от них отлучил есть, тако отлучит его от них Христос в день он, внегда понесет светлый облак на плещах своих, блещащаяся телеса от чистоты, и внесет в небесная врата. Сего бо ради не воскреснут нечестивии на суд, занеже отсюду деяние их осуждено есть, ниже грешницы в совет праведных но в воскрешение суда. Слово 8. О хранении и блюдении от слабых и нерадивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   Но богомудрые и духовные отцы не поступают таким образом и не идут против истины, — не буди тебе сказать такую хулу на святых; а чем просветились в уме своем от блаженного бесстрастия и что познали прежде из опыта, то говорят и утверждают. Я же говорю дерзновенно то, чему сподобился научиться у сих отцов, чтоб не быть осуждену, подобно рабу, скрывшему талант. И так, как дают разуметь сказанные Христом Господом слова: много званных, мало же избранных, — и: в дому Отца моего обители многи суть, — так и знайте все вы, что святых много, а бесстрастных немного, и что в среде тех и других имеет место великое различие. Но внимайте добре в точный смысл того, что я буду говорить.    Иное есть бесстрастие души, иное — бесстрастие тела. Бесстрастие души освящает и тело; но бесстрастие тела, одно, само по себе, не может полную доставить пользу тому, кто стяжал его. Иное есть недвижение (на худое) телесных (яже на земли) удов и самых страстей душевных, и иное есть стяжание добродетелей. Недвижение телесных (яже на земли) удов бывает от естества, а стяжание добродетелей от произволения (при помощи благодати), и оно обыкновенно совсем пресекает все естественные движения. Иное есть непохотение ничего из того, что есть приятного и радостотворного в мире, и иное — возжелание небесных и вечных благ, ибо мирское приятное и радостное презирали и другие люди (не ревнующие о спасении), и большая из них часть по другим причинам (не в видах спасения), а о благах вечных весьма немногие воспринимали попечение. Иное есть неискание славы от людей, и иное есть возлюбление славы от Бога и всегдашнее ее искание, ибо человеческую славу очень многие ненавидели, потому что были обладаемы другими страстями, а славу, яже от Бога, очень немногие сподобились получить со многим трудом и потом. Иное есть довольствоваться бедною одеждою и не желать богатой, и иное — искать того, чтоб быть одеяну светом Божиим, ибо богатое одеяние презирали многие, потому что были влачимы многим множеством других пожеланий, а божественным светом одеялись только те, кои сподобились соделаться сынами света и дня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потому-то напрасно надеется кто сам себя, без благодати, возбудить от сна греховнаго. Все, что остается здесь свободе человека, это – молитва о сем возбуждении – усердная, искренняя, сопровождаемая обетами неуклонно следовать призыванию Божию. «Яко же несродна естеству нашему злоба, но преступлением перваго человека вкравшуюся отвне оную прияли в себе, и даже какбы в естество наше тая пременилася: тако чрез несродный же естеству нашему, небесный глаголю, Духа дар, паки изгнати оную из естества нашего подобает, и первую восставити в нас чистоту. Но сего многими прошениями и молитвами только может получити душа» [Мак. Вел. сл. V, гл. 5]. «Да вопиет душа всею силою ко Господу, яко да чрез благодать Духа Своего достойну сотворит свободитися от страстей» [Его же сл. VU, сл. 16]. 2 . «Се стою при дверех и толку, – аще кто услышит» ( Апок. 3:20 ). Пробужденный грешник слышит; но кто слышит, может еще не отверзать входа. Между слышанием и отверзением проходит более или менее времени в колебании слышащаго – отверзть ли, или нет. Пробужденный грешник поставлен благодатию на средине между двумя путями – греха и правды, поставлен впрочем так, что ему дана возможность избрать жизнь по духу, по правде, не удерживаясь уже насильственно законом плоти или греха, по которому «еже хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю» ( Рим. 7:18 ). Теперь свободе человека предлежит: склонить себя решительно на сторону добра, сделать сие расположение господствующим, и воодушевить себя решимостию сейчас же начать свое исправление, – свободе, говорим: ибо благодать, прежде предварявшая всякое действие, здесь уже последует за расположениями свободы, и не иначе входит в душу, как по возжеланию ея и молитве, не прежде исполняет ее, как уже она сама отверзет уста к приятию ея. «Приходящая благодать действует, говорит Макарий Великий , не так, яко бы нудящею своею силою связывала волю, и тако хотяща и не хотяща неподвижно пригвождала к добру: но уступает место самовластию и присутствующая благодать, дабы тем искусити волю и явити, почитает ли душу свою или не почитает; согласна ли с благодатию или не согласна» [Сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

7. Но та печаль, которая соделовает покаяние ко спасению несомненно верному, благопокорлива, приветлива, смиренна, кротка, приятна и терпелива; так как она, исходя из любви к Богу, хотя по желанию совершенства неутомимо простирается к телесному самоозлоблению и сокрушению духа, но в то же время некако бывает обрадываема и оживляема надеждою преуспеяния, и потому удерживает всю приятность приветливости и благодушие, имея в себе все плоды Духа Святого, которые исчисляет тот же Апостол: «плод духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5, 22 ). А эта, – мира сего печаль, – крайне ропотливая, нетерпеливая, жесткая, исполненная отталкивающей строптивости, бесплодного горевания и пагубного отчаяния; того, кого обымет, расстраивает и отвлекает от всякого занятия и спасительного о себе болезнования, и не только пресекает действо молитвы, но и опустошает все сказанные выше плоды духовные, которые обыкновенно доставляет та «печаль, яже по Бозе» . 8. Почему кроме той печали, которая восприемлется или по спасительному покаянию, или по ревности о совершенстве, или по возжеланию будущих благ, всякая другая, как мирская и смерть приносящая, должна быть отреваема и совсем извергаема, наравне с духом блуда, сребролюбия и гнева. 9. Эту пагубнейшую страсть можем мы изгонять из себя, если занимая непрестанно душу свою духовным поучением будем оживлять и восставлять ее надеждою и созерцанием будущего блаженства. Этим способом можем мы преодолеть все роды печалей, и те, которые исходят от предшествовавшего гнева, и те, которые приходят от потери прибыли и понесения убытка, и те, которые рождаются от нанесенной нам обиды, и те, которые происходят от неразумного расстройства душевного, и те, которые ввергают нас в смертное отчаяние: ибо при сем всегда обрадываемы бывая созерцанием вечных будущих благ и пребывая неподвижно в таком настроении, мы не будем ни падать духом в обстоятельствах несчастных, ни возноситься в счастливых, смотря на те и другие как на ничтожные и скоро преходящие. (К утолению духа печали читай еще 7-е отделение выписок из св. Кассиана, – о борьбе с бедствиями и скорбями). е. Борьба с духом уныния (Кн. 10-я)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010