18). В начале увещеваний эта мысль о единстве подкреплена восклицаниями, напоминающими о единстве основ, на к-рых зиждется Церковь: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» (Еф 4. 4-6). Именно в единстве Церкви ключ к пониманию того, что сказано о высокой роли, отведенной ей в откровении Божественного замысла (Еф 3. 10). Не столько проповедью или богослужением, сколько самим существованием как единого нового человечества, состоящего из иудеев и язычников, Церковь показывает враждебным силам, что их разделяющей власти приходит конец, что во Христе мир восстановлен в своем единстве (Еф 1. 10). V. Церковь и тварный мир. В Церкви мир начинает преображаться. Тварный мир (τ πντα) в Е. П. представлен как состоящий из 2 частей - неба и земли. Об этом напоминают слова «дабы все небесное (ν τος πουρανοις) и земное соединить под главою Христом» (Еф 1. 10). Выражение ν τος πουρανοις в Послании относится к небесным сферам (Еф 1. 3, 20; 2. 6; 3. 10; 6. 12), заселенным духами. «Небеса», согласно библейской традиции, обозначают иногда мир духов, иногда сферу Божественной трансцендентности (ср.: Иов 1; 3 Цар 8. 30, 39). Это позволяло предполагать, что существует неск. уровней «небес». Так, в Е. П. говорится о «всех небесах» (Еф 4. 10), о том, что Бог восседает «на небесах» (Еф 1. 20) и в то же время Он имманентен - Он «над всеми, и через всех, и во всех» (Еф 4. 6). Тварный небесный мир духов населен как добрыми, так и злыми существами. Если фраза «всякое отечество на небесах» (Еф 3. 15) означает вообще всех ангелов, то упоминаемые в Послании мироправители тьмы - это «духи злобы» (Еф 6. 12). За всеми этими духами в космологической картине Послания стоит личная сила предельного зла, обозначаемая как «диавол» (Еф 4. 27; 6. 11), «лукавый» (Еф 6. 16), «князь, господствующий в воздухе» (Еф 2. 2). В последнем случае «воздух» означает низшую область небес, чем подчеркивается близость этой злой силы к земле и ее влияние на жизнь людей.

http://pravenc.ru/text/182055.html

1:23). Это и служит величайшим знамением силы Христовой, что слово Его достигло пределов вселенной в течение двадцати или тридцати лет. Итак, после этого, говорит Христос, придет конец Иерусалима. А что Он указывает именно на это, видно из следующего. В удостоверение разрушения Иерусалима Он привел и пророчество, говоря: " когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет " (Матф. 24:15). Он указал им на Даниила. А мерзостью называет статую завоевавшего тогда город, которую он, по опустошении города и храма, поставил внутри храма, почему и называет мерзостью запустения. Потом, для того, чтобы они знали, что это случится еще при жизни некоторых из них, сказал: " когда увидите мерзость запустения " . 3. Здесь каждый особенно должен подивиться силе Христовой и мужеству апостолов, потому что они проповедовали в такие времена, в которые особенно иудеи были угнетаемы войной, когда на иудеев обращали особенное внимание, как на возмутителей, когда кесарь дал повеление всех их изгонять. Это подобно тому, как если бы кто в то время, когда море со всех сторон взволновалось, когда мраком покрывается весь воздух, кораблекрушения следуют за кораблекрушениями, все плывущие на корабле возмущаются, чудовища выплывают на поверхность моря и, вместе с волнами, пожирают плавающих, когда блистают молнии, нападают разбойники, и находящиеся на корабле друг против друга злоумышляют, — повелел людям неискусным в плавании, и даже не видевшим моря, сесть на корме, управлять кораблем, производить морское сражение и с одним малым судном, при таком, как я сказал, всеобщем беспорядке, брать в плен и истреблять бесчисленный флот, идущий против них с великой силой. И действительно, апостолы и у язычников находились в ненависти, как иудеи, и от иудеев побиваемы были камнями, как противящиеся их законам, и нигде не имели пристанища. Таким образом, всюду для них были стремнины, скалы и подводные камни: и в городах, и в селах, и в домах, и каждый восставал против них: и вождь, и начальник, и простолюдин, и все языки, и все народы, и было такое смятение, которого невозможно выразить словами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

1:9—10). И снова: Ведь кто наша надежда, или радость, или венец торжества, если не вы пред Господом нашим Иисусом Христом, в пришествие Его (2:19). И еще: Пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его (3:13). Увещевая не скорбеть сильно о тех, кто умер, он вместе с тем говорит и о времени воскресения: Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то Бог тех, которые умерли через Иисуса, приведет с Ним. Ибо мы это говорим вам словом Господа, что мы живые, оставшиеся до пришествия Господа нашего, не опередим тех, которые почили. Потому что Сам Господь при возвещении, при голосе архангела, при трубе Божьей сойдет с неба; и умершие во Христе первыми воскреснут, а потом мы, живые, вместе с ними будем подняты на облаках навстречу Христу на воздух, и так всегда будем с Господом (4:14—17). Где же слышится голос архангела, где труба Бога, если не в покоях еретиков? Ибо хотя евангельское слово, которое уже призвало их, может быть названо трубою Бога, однако они или должны были уже умереть телесно, чтобы могли воскреснуть (иначе как они живут?), или взяты на облака (а иначе как они здесь находятся?). Поистине, они — несчастнейшие, как называет апостол тех, которые будут питать надежду только в этой жизни (1 Кор. 15:19), исключив то, что обещано после нее (ибо они спешат получить все заранее), и блуждая вокруг истины, как Фигелл и Гер–моген  . И поэтому Святой Дух во всем Своем величии, предвидя подобные мнения, добавляет в Послании к Фессалоникийцам: О временах же и сроках нет необходимости писать вам, братья. Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет так, как вор ночью. Когда будут говорить: «мир» и «безопасность», тогда их постигнет внезапная погибель (1 Фесс. 5:1—3). И во втором Послании к ним же апостол пишет с еще большей тревогой: Умоляю вас, братья, ради пришествия нашего Господа и нашего присоединения к Нему, чтобы вы не спешили смущать свой ум и беспокоиться ни из–за духа, ни из–за слова (конечно, лжепророков), ни из–за послания (конечно, лжеапостолов), якобы нашего, будто уже наступает день Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1. Сотворение Богом мира и человека Той рече, и быша, Той повел, и создашася ( Пс. 32, 9 ). В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю. Под небом должно разуметь мир невидимый, или Ангелов. Ангелы – бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются Херувимами, Серафимами, Архангелами. Все Ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших Ангелов возгордился, перестал повиноваться Богу и увлек к непослушанию многих подвластных ему Ангелов. Бог лишил непокорных Ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией. Земля, сотворенная Богом, была сначала не устроена и покрыта тьмою, и только Дух Божий носился над нею. Потом Бог дал устройство вселенной в шесть дней. Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью. Был вечер, и было утро, – день один. Во второй день Бог сказал: «да будет твердь!». И над землею явился небесный свод. В третий день Бог отделил воду от земли, и так образовались моря, реки и источники. Земле Господь повелел произрастить травы и деревья. В четвертый день Бог создал светила небесные – солнце, луну и звезды, чтобы они светили на землю и определяли дни и годы. В пятый день, по слову Божию, вода произвела рыб, и воздух наполнился птицами. В шестой день Бог повелел земле произвести животных. В шестой же день был сотворен и человек. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Пусть люди владычествуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над животными, и над всею землею». И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни. Первый человек был назван Адамом . Закончив творение, воззрел Господь и увидел, что все, созданное Им, хорошо весьма. В седьмой день Бог почил от дел Своих; Он благословил и освятил этот день и назвал его субботою (покой). Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

1 Фес 3:9–13 Вторник 24 седмицы. Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 269 Братья, просим вас и призываем в Господе Иисусе, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, – как вы и поступаете, – еще более преуспевали. Ибо вы знаете, какие предписания дали мы вам от Господа Иисуса. Ибо то есть воля Божия, освящение ваше, чтобы вам воздерживаться от блуда; чтобы каждый из вас умел владеть своим сосудом в святости и чести, не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога, не переступать границ и не извлекать выгоды в этом деле за счет своего брата, потому что Господь – мститель за все это, как и сказали мы вам прежде и засвидетельствовали. Ибо не призвал вас Господь к нечистоте, но в освящении. А потому, кто противится, не человеку противится, но Богу, Который и даёт вам Духа Своего Святого. Что же касается братолюбия, то вы не нуждаетесь, чтобы вам писали; ибо вы сами научены Богом любить друг друга. Вы ведь и делаете это по отношению ко всем братьям по всей Македонии. Но мы призываем вас, братья, преуспевать еще более, и стараться жить тихо, и делать своё собственное дело и работать руками своими, как мы вам предписали, чтобы поступать вам благообразно перед внешними и ни в чем не нуждаться. 1 Фес 4:1–12 Среда 24 седмицы. Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 270 Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет чрез Иисуса с Ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем. 1 Фес 4:13–17 В память усопших (суббота). Первое послание к Фессалоникийцам,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

1Кор.14:9 .  Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 1Кор.14:10 .  Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. «Так и вы, аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен». Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе. 1Кор.14:11 .  Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. «Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник». Апостол то же сказал иными словами. 1Кор.14:12 .  Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. «Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете». В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом». Повелевает же им все делать для пользы церковной. 1Кор.14:13 .  А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. «Темже глаголяй языком да молится, да сказует». Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви. 1Кор.14:14 .  Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. «Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть». Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» ( Рим. 1, 13 ). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы. 1Кор.14:15 .  Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. «Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом». Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор. 9:26–27 . «… я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое». Этот образ речи, по объяснению Блаж. Феодорита, Апостол взял с обучающихся борцов. «Ибо они, обыкновенно упражняясь, вместо противника против воздуха приводят в движение руки». В противность сему Апостол хочет сказать, что наносит действительные удары врагу дьяволу и бежит к цели не верное, и подвизается вообще не напрасно, как Коринфяне. «Ибо, – говорит Св. Златоуст, – какая вам польза от того, что вы входите в идольские капища и как бы высказывает свое совершенство? Никакой. Я же не так: но все, что ни делаю, делаю для спасения ближних; показывают ли совершенство, это для них; снисхождение ли, это для них; превосходство ли тем, что ничего не беру, – это для того, дабы они не соблазнились; уничижение ли более всех, остригаясь и омовение принимая, – это для того, дабы они не преткнулись. Вот что значит: не так, как на неверное! А ты скажи мне, для чего ешь в капищах? не можешь представить никакой основательной причины; пища не приближает тебя к Богу; ешь ли, ничего не приобретаешь; не ешь ли, ничего не теряешь; следовательно ты идешь напрасно и без цели. Это и значит: как на неверное». 5) Пятая руководящая мысль по вопросу о свободном ядении идолжертвенного: ядение сие не только есть соблазн для немощных братий, но и само по себе есть осквернение ( 1Кор. 10:1–33 ). 1Кор. 10:1–14 . Сначала Апостол устрашает Коринфян случаями грозного суда Божия за уклонение к идолослужению в живом примере Израильтян – этих некогда избранных, подобно христианам, сынов Божиих. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы ваши были под облаком и все прошли сквозь море ( 1Кор. 10:1 ). И все крестились (прообразительно) в Моисея, т. е. собственно в Того, кого он прообразовал (Св. Златоуст), в облаке и в море ( 1Кор. 10:2 ). И все ели одну и ту же духовную пищу (т. е. манну, чудесно посылаемую, 1Кор. 10:3 ). И все пили одно и тоже духовное питие (из камня чудесно источенное), ибо пили (прообразовательно) из духовного последующего камня: камень же был Христос ( 1Кор. 10:4 ). Но не о многих из них, – примечает Апостол, – благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне ( 1Кор. 10:5 )». Указуя в истории спасенных и потом погубленных евреев за ропот, идолопоклонство и блудодейство с язычниками, прообразы для времен грядущих, и примечая, что в них сокрыто «наставление нам (христианам), достигшим последних веков» ( 1Кор. 10:11 ), Апостол умоляет Коринфян убегать соблазнов языческих, которых так много бывает на праздниках, и оставить всякую самонадеянность. Пусть не думают, яко бы они не идут в сравнение с евреями, ибо не поддадутся-де порочным искушениям на идоложертвенных празднествах у язычников: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть! возлюбленные мои убегайте идолослужения ( 1Кор. 10:14 )!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

21. И как переходило проклятие, подобно этому перешло также и благословение на род благословенного, по порядку на каждого. Между этими сначала благословен был Сим в следующих словах: " Благословен Господь Бог Сима, и Хам будет рабом ему " (Быт. IX, 26). Сила же благословевия в том, что Бог и Господь всего сделался для Сима особенным обладанием поклонения, когда благословение возрасло и достигло до Авраама, который представляет десятое поколение в ряду родов от семени Сима. Поэтому Отцу и Богу всего угодно было называться Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, ибо благословение Сима простирало свое действие до Авраама. Благословепие же Иафета следующее: " Да распространит Бог Иафета и да обитает он в доме Сима, а Хам будет рабом ему " (Быт. IX, 27); и это должно обозначать что в конце времен (спасение?) явилось избранным Господа из призвания язычников, когда Бог распространил на них призвание. И далее: " По всей земле прошла их речь и до пределов вселенной их слова (Пс. XVIII, 5). " Распространить " должно понимать относительно призвания язычников, т. е. о церкви, а " Он обитает в дому Сима " должно значить, что (он будет обитать) в наследии отцов, во Христе Иисусе получая права первородства. Таким образом, в каком ряду каждый благословен, в том же порядке ов получает по своему происхождению плод благословения. 22. После потопа Бог установил завет со всем миром, равным образом со всеми животными и с людьми, в том, что он не будет губить потопом всякого произрастения земли. И Он дал им такое знамение: " Когда воздух покроется облаками, явится в облаках радуга, и Я помяну завет мой и не буду опять губить водою всякого живого существа на земле " (Быт. IX, 14. 15). И Он переменил пищу людей, заповедав им есть мясо; ибо от первозданного Адама и до потопа люди питались только семенами и плодами деревьев, мясная же пища не была дозволеиа им. А так как три сына Ноя положили начало человечеству, то Бог благословил их на размножение и плодовитость, сказав: " Раститесь, размножайтесь, населяйте землю и обладайте ею. Страх и трепет придет от вас на всех живущих (на земле) и на всех птиц небесных, и они будут служить вам пищей, как и зеленая трава. Только плоти, которая еще имеет в себе свою кровь жизни, вы не должны есть; вашу же собствениую кровь я отмщу на всяком звере и на всяком человеке. Кто прольет человеческую кровь, того кровь прольется вместо этой крови. Ибо по образу Божию Он создал человека " (Быт. IX, 1-6). Но образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою. На основании этого завета человечество умножалось, происшедши от семени троих. И во вселенной были только одни уста, т. е. один язык.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

21 . И как переходило проклятие, подобно этому перешло также и благословение на род благословенного, по порядку на каждого. Между этими сначала благословен был Сим в следующих словах: «благословен Господь Бог Сима, и Хам будет рабом ему» ( Быт. 9:26 ). Сила же благословения в том, что Бог и Господь всего сделался для Сима особенным обладанием поклонения, когда благословение возросло и достигло до Авраама, который представляет десятое поколение в ряду родов от семени Сима. Поэтому Отцу и Богу всего угодно было называться Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, ибо благословение Сима простирало свое действие до Авраама. Благословение же Иафета следующее: «да распространит Бог Иафета и да обитает он в доме Сима, а Хам будет рабом ему» ( Быт. 9:27 ); и это должно обозначать что в конце времен (спасение?) явилось избранным Господа из призвания язычников, когда Бог распространил на них призвание. И далее: «по всей Земле прошла их речь и до пределов вселенной их слова» ( Пс. 18:5 ). «Распространить» должно понимать относительно призвания язычников, то есть о церкви, а «он обитает в дому Сима» должно значить, что (он будет обитать) в наследии отцов, во Христе Иисусе получая права первородства. Таким образом, в каком ряду каждый благословен, в том же порядке он получает по своему происхождению плод благословения. 22 . После потопа Бог установил завет со всем миром, равным образом со всеми животными и с людьми, в том, что он не будет губить потопом всякого произрастения земли. И Он дал им такое знамение: «когда воздух покроется облаками, явится в облаках радуга, и Я помяну завет Мой и не буду опять губить водою всякого живого существа на Земле» ( Быт. 9:14, 15 ). И Он переменил пищу людей, заповедав им есть мясо; ибо  от первозданного Адама и до потопа люди питались только семенами и плодами деревьев , мясная же пища не была дозволена им. А так как три сына Ноя положили начало человечеству, то Бог благословил их на размножение и плодовитость, сказав: «раститесь, размножайтесь, населяйте землю и обладайте ею. Страх и трепет придет от вас на всех живущих (на земле) и на всех птиц небесных, и они будут служить вам пищей, как и зеленая трава. Только плоти, которая еще имеет в себе свою кровь жизни, вы не должны есть; вашу же собственную кровь Я отмщу на всяком звере и на всяком человеке. Кто прольет человеческую кровь, того кровь прольется вместо этой крови. Ибо по образу Божию Он создал человека» ( Быт. 9:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

23:37). И еще говорит пророк: « как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его »; и еще: « ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его » (Пс. 102:13, 11). И как пророк ищет подобия для выражения своей любви, так и Бог употребляет некоторые подобия, чтобы выразить нам любовь, какую Он показывает в устроении нашего спасения. Пророк приводит в пример жаждущую лань и иссохшую землю, а Бог — любовь птиц к своим птенцам, попечительность отцов, высоту неба от земли и сердоболие матерей, не потому, чтобы Он любил нас только так, как мать дитя, но потому, что, кроме этих образцов, подобий и примеров, у нас нет других сильнейших выражений любви. А что Он любит нас не только так, как нежная мать детей, а гораздо больше, выслушай слова Его: « забудет ли женщина грудное дитя свое, то Я не забуду тебя ». Этими словами Он выразил, что любовь Его к нам пламеннее всякой другой любви. Представь же себе все это вместе, и ты возбудишь в себе горячую любовь, возжешь светлый пламень. Ведь и любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламеняется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу. Представим себе, сколько Он сделал для нас — само небо, землю, море, воздух, земные растения, различные цветы, животных, пресмыкающихся, обитающих в море, в воздухе, звезды небесные, солнце, луну, вообще все видимое, молнии, порядок времен, преемство дня и ночи, перемены времен года. Он вдохнул в нас душу, одарил нас разумом, почтил величайшей властью; посылал ангелов, посылал пророков, наконец — Сына Своего Единородного. И затем Он продолжает призывать тебя ко спасению и Сам и чрез Единородного Сына. И Павел не перестает убеждать и говорить: « от имени Христова просим: примиритесь с Богом » (2 Кор. 5:20). Не ограничился Бог и этим, но, взяв начаток от твоего естества, посадил Его « превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем » (Еф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010