Разделы портала «Азбука веры» Воздух – (греч. ρ; νεφλη – облако, ναφορ – возношение, καταπτασμα – завеса) – тканый покров, предназначенный, в частности, для покрытия располагаемых на дискосе и в потире святых даров (предварительно покрытых малыми покровцами ), приготовленных к освящению (на Божественной Литургии). Одно из первых упоминаний воздуха относится к VIII в., когда в византийских источниках за авторством Псевдо- Германа Константинопольского воздух толкуется как завеса небесного храма ( Евр.10:20 ) и как камень, запечатавший гробницу Христа. Другой интерпретацией является восприятие воздуха как плащаницы Христа, а чин великого входа, когда воздух выносится, толкуется как погребальная процессия. Наконец, воздух может символически уподобляться тверди небесной. Византийские воздухи (катапетасмы) могли достигать 2 метров в длину. Поэтому в средневековом православном богослужении как в Византии, так и на Руси использовались воздухи двух типов – «большие» и «малые». Традиция изготовления больших воздухов пришла из Византии на Русь и сохранялась вплоть до XVII века. Одним из самых крупных примеров средневекового русского воздуха является т. н. «Спас Нерукотворный с предстоящими» 1389 года, хранящийся в Государственном историческом музее. Его размер составляет 123 сантиметра на 220 сантиметров, то есть больше двух метров в длину, и больше метра в ширину. Другой пример крупного средневекового воздуха – «Причащение апостолов» 1410–1413 годов. Также хранящийся в Государственном историческом музее данный имел размер 114 на 210 сантиметров. В XVII веке использование крупных воздухов прекращается и на смену им окончательно приходят т. н. «малые» или «служебные» воздухи. Некоторое время после выхода из обращения большие воздухи использовались в богослужении как один из предметов, который выносился священниками при совершении великого входа, что отражено в богослужебных Чиновниках XVII в. Такая же традиция сохранялась некоторое время и в греческих церквях, о чем свидетельствуют фрески с изображением великого входа (например, на фресках 1425–1450 гг. в церкви св. Антония во Вронтисиу на Крите). В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви большой воздух сохранился лишь в виде плащаницы с изображением композиции «Положение во гроб» на ней.

http://azbyka.ru/vozdux

Н.А. Маясова Предметный указатель 970 Бармы (от греч. βpημα – ожерелье?), или диадима – широкое оплечье, одеваемое поверх парадного верхнего одеяния при возведении на престол и торжественных выходах византийских императоров и русских царей как символ власти. В этом значении на Руси бармы впервые упоминаются в 1498 г. при венчании Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Выполненные из драгоценных тканей бармы бывали украшены камнями, эмалями, жемчугом, а также изображениями святых на золотых или серебряных дробницах или вышитых – кат. 51, 93. Воздух (греч. p) зд. – третий, больший, верхний покров на священные сосуды. Во время чтения Символа веры священник им «веет воздух» над дарами. По некоторым определениям, символизирует камень, приваленный ко гробу Господню. Обычно имеет изображение Христа во гробе с летящими над ним ангелами с рипидами, иногда (с конца XVII в.) – многофигурную композицию «Положение во гроб». Большим воздухом, или плащаницей, в древности называли также вышитые пелены большого размера; к ним относятся хранящиеся в Историческом музее воздух «Распятие» XII в., воздух 1389 г. «Спас Нерукотворный» с предстоящими вклада великой княгини Марии Александровны, воздухи с изображением Евхаристии и житий Иоакима, Анны и Богоматери начала XV в. и конца XV в. из Рязанского музея – кат. 44, 48, 52, 55, 61, 72, 78, 80, 85, 130, 135, 159, 160, 163, 169, 170. Епитрахиль (от греч. επι – на и τpχηλος – шея) – часть одежды священника, обнимающая шею сзади и спускающаяся спереди донизу двумя полосами, соединенными пуговицами. Символизирует несение креста Христом и означает исходящую свыше благодать Святого Духа. Без епитрахили нельзя совершать службу. На епитрахилях обычно изображали один под другим кресты, святых или ангелов – кат. 66, 70, 110, 147. Знамя воинское (стяг) – полотнище, укрепленное на древке, наверху которого насаживалось металлическое яблоко с копьем или крестом. Нередко нижний угол полотнища, не прилегающий к древку, срезался, а оставшаяся часть составляла откос, из которого часто делали два или три клина, называвшиеся «клинцами» или «лопастями». Вокруг средней части полотнища шла широкая кайма. Средник и кайма украшались живописными или шитыми изображениями и узорами – кат. 105,180.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. Часть третья. 1850–1856 гг. Источник 725 Озабочивает меня болезнь ваша, отец наместник. Молитвами Преподобного отца нашего Сергия, Господь да ниспошлет вам исцеление невидимо, или да покажет видимое средство, действительное для уврачевания. Невежда я в сем деле: но от желания вам помощи, хочется рассуждать о нем. Обстоятельство, что при усилении мысли усиливается боль, кажется, показывает, что дело в нервах. Посему нужен покой и от внешнего движения и от мысли, воздух тихий и ровный, в глубине комнаты, вдали от окон и дверей, и теплота ног, приобретаемая не только обувью, но особенно спокойным их горизонтальным положением. Голове надобно дать положение, которого она лучше желает. Лежать больною стороною вверх иногда хуже, потому, что на нее действует воздух, увеличивает раздражение. Впрочем, я это понимаю, как больной, а не как врач. Врач душ и телес да посетит вас милостью своею, и да дарует мир душе и телу вашему. Более теперь не пишу: потому что и читать много теперь вам не время, если еще не пришло облегчение. Января 1-го 1850. 726 Отцу наместнику добре здравствовать. Сегодня вечером утешен я от г. Горского известием, что вы получили облегчение. Не спешите выходить на воздух, и когда начнете выходить, приучайте к нему себя постепенно. Когда у меня после простуды слаба голова, и надобно идти на холод: я мочу ее кельнскою водою; и мне кажется, что сие предохраняет. Но не даю вам врачебного предписания, а только желал бы дать. Мне не советуют идти на воду в день Богоявления, а я вам не советую. И думаю, что не послушаться более извинительно мне, нежели вам. Мир вам и братии. Января 3-го 1850. 727 От Господа благословение вам, отец наместник, и мир, и здравие. Смиренную мысль вашу не обеспокоил бы я спором, если бы не нужно было остеречься моей гордости, чтобы она не приписала себе не принадлежащего. Не спрашивайте, достанет ли вам времени заслужить участие, которое к вам есть. Вы давно заслужили благодарность Лавры и моего смирения: и моя о вас забота не особенная добродетель, а естественный сердечный долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» Плащаница – 1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа . См.  Туринская Плащаница. 2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица ) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы , на которой снова уносится в алтарь . 3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери . По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы , или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери. Плащаница-воздух на литургии (до XV в.) Святая Плащаница, с которой связаны трогательные и глубочайшие обряды Великой Пятницы и Великой Субботы, исторически связана с воздухом (большим покровцом), который употребляется на литургии. В древнем Константинополе была практика служения литургии с использованием нескольких чаш и для покрытия требовались воздухи больших размеров. Как правило, воздухом покрывали Святые Дары после Великого входа и в это время читали тропарь «Благообразный Иосиф…»; при символическом толковании литургии великий вход интерпретируется как шествие Христа на страдания, а воздух – как погребальная пелена, плащаница, которой было обвито Его Пречистое тело. В связи с этим и на воздухах того времени было принято изображать положение тела Христа во гроб. В XIII–XIV вв. воздух стали употреблять в конце утрени Великой Субботы, когда совершали вход с Евангелием; им оборачивали Евангелие, а также после положения Евангелия на престол была практика накрывать Евангелие воздухом. Использование Плащаницы в монастырях и соборах на утрене Великой Субботы (XVI–XVII вв.) Постепенно практика служения на нескольких чашах исчезает и размер воздуха на литургии сокращается; в это время происходит разделение между обычным литургийным воздухом и аналогичным предметом большего размера, используемым в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/plaschanitsa

Скачать epub pdf (По А. С. Хомякову) Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , – возвещает символ нашей веры. Но как может быть едина Церковь , когда так много самых разнообразных обществ и организаций, взаимно друг друга исключающих, претендуют на это название? Когда мы знаем Православную, Католическую, Лютеранскую, Англиканскую, Армянскую и другие церкви? Потому, ответим мы, что только одна из этих Церквей имеет полное право действительно называться Церковью , все же прочие именуются церквами лишь по своей на то претензии, или по принятому, но не имеющему за собой основанию обычаю, вроде того, как в письмах именуют того, к кому пишут, «милостивым государем», а себя – «покорным слугой», хотя оба выражения ни мало не соответствуют действительности. Церковью по настоящему может быть только одна, потому что с Церковью неразрывно звание носительницы полной и совершенной истины, а полная и совершенная истина может быть только одна. Если в вещах важных и точных высказывается два или несколько различных мнений, правым может быть только одно, а все прочие – неправильны. Но и сама Православная Церковь может ли быть едина, если в Ней мы видим отдельные Церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую? Все эти поместные Церкви составляют одну Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь – полнота Истины, не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть очень велико, но единство будет оставаться ненарушенным, даже не затронутым, если не нарушена, не затронута церковная истина. Воздух по всей земле совершенно одинаков и повсюду одинаково животворящ, пока не нарушен его химический состав. Но картины, которые через воздух совершаются, поля, которые он овевает, степень его влажности – очень разнообразны, но разнообразие это происходит не от воздуха, а от особенностей местностей, которые животворит воздух. Так и Церковь , повсюду единая, разнообразно проявляется в русском, греческом и других православных народах. Но все эти народы принадлежат одной Церкви, пока исповедуют одну, едино истинную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

1914 год. Москва. Первое воскресенье Великого поста — «Неделя Православия». Все любители церковного благолепия стремятся в этот день попасть в Успенский собор, на торжественное богослужение, — на «Анафему», как говорили. Но попасть в этот день в Успенский собор простому смертному было нелегко: для этого нужно было становиться в очередь с раннего утра, чуть не с рассвета, и то возможность попасть в храм была невелика; еще задолго до начала службы он бывал до отказа набит народом, и полиция, следившая за порядком, прекращала доступ в храм, во избежание давки. Узнав, что в числе прочих архиереев в Успенском соборе будет служить и епископ Серпуховской Арсений, с которым я был знаком, я просил его иподьякона, иеродиакона о. Иоасафа, помочь мне попасть в Успенский собор на Анафему. — Ничего нет проще, — сказал добрый о. Иоасаф, — приходите ко мне в воскресенье, я дам вам коробец с митрой Владыки, и мы пойдем в собор вместе. В назначенное время я был в Чудовом монастыре (снесенном после революции) у о. Иоасафа, и мы пошли вместе в Успенский собор, до которого не было и трех минут ходьбы. Был теплый предвесенний день: сквозь тонкую облачную пелену светило мутное солнышко; грязный желто-бурый снег уже таял, и вдоль тротуаров бежали мутные ручьи, с шумом вливавшиеся в люки канализации. Воздух был мягкий, влажный, полон запаха талого снега. На колокольне Ивана Великого мощно гудел большой колокол, потрясая воздух своим бархатным, густым медным языком, от которого дрожала грудь… У западных дверей собора было черно от толпы. Среди нее мелькали черные с оранжевыми кантами шинели городовых и серо-голубые шинели околоточных. Толпа оттерла меня от о. Иоасафа еще до того, как я добрался до дверей собора. В это время в собор попарно проходили певчие Синодального хора. Я двинулся за ними, но околоточный остановил меня. — Нельзя-с, — сказал он, преграждая мне вход, — собор полон до отказа. Извольте, молодой человек, в другую церковь идти. — Я несу митру епископа Арсения, — отвечал я, показывая коробец с митрой.

http://pravoslavie.ru/36525.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Степанов А. Ф. Художественные сокровища ризницы казанского Благовещенского собора: обретенные и утраченные Издревле ризницы русских храмов наполнялись ценными богослужебными предметами, многие из которых ныне признаются шедеврами русского искусства. Хранившиеся в ризнице кафедрального Благовещенского собора Казани вклады упоминаются уже в первых писцовых описаниях города, в частности в писцовых книгах 1566–1568 гг.: «Церковь соборная Благовещение Пресвятые Богородицы камена. Поставлена из государевы казны… Воздух шит по камке по синеи золотом и серебром щелки. А покупано золото, и серебро, и шолки из государевой казны. А в мере воздуха сажень с лохтем. Подложен тафтою червчатою бурскою, опушка атлас цветнои. А шила воздух княж Юрьева Темкина княина. И опушка приклад ее ж, а камку дал Михаило Лыков, а подкладку дал Кузма Федоров». Судьба сокровищ этой ризницы в 1-й половине XX в. является предметом настоящего исследования. В конце сентября 1919 г. в Благовещенском соборе прошел обыск, в ходе которого чекисты обнаружили запертую стальную дверь. За дверью помещалась ризница собора, где хранились богослужебные предметы XV–XIX вв. Хранитель ризницы настоятель собора протоиерей Андрей Яблоков ушел из Казани вместе с другими представителями казанского духовенства накануне захвата города войсками Красной армии в сентябре 1918 г. и ключей от ризницы не оставил. Чекисты объявили, что будут ломать дверь, а ризницу подвергнут обыску, что и последовало 29 и 30 сентября. Над церковными сокровищами нависла угроза конфискации. Вкратце об этих событиях уже писал казанский историк, проф. Б. Ф. Султанбеков. В основу его статьи легли материалы по истории Казанской епархии анонимного автора, современника описываемых событий, составленные не позднее 1925 r.[iv] Целью настоящей работы является публикация документов о борьбе казанской интеллигенции за сохранение православных памятников старины в первые годы советской власти, а также выяснение, какие памятники церковного искусства удалось сохранить в Национальном музее Республики Татарстан.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Волонтёрское братство Кубани Визит в предгорья Краснодарского края, где дух крепок и воздух чист Николай Каклюгин   07:35 21.02.2024 56 Время на чтение 8 минут Источник: Попечение С главным героем подготовленной мной и опубликованной в ноябре статьи о том, как одна после выхода текста в свет известная группировка ряженых «казаков» под предводительством неких своих «атаманов», пытается «отжать» хуторское казачье общество в Хадыженске, хотел встретиться давно. Но все в суете профессионально-общественно-житейской никак не получалось. Об истории, при подготовке которой заочно узнал много интересных фактов о жизни законного здесь атамана, со всеми подробностями расписывал здесь . И вот долгожданная встреча. Началась она с Апшеронска, где меня ждали замечательные друзья и куда вез памятки нашим воинам, находящимся в зоне проведения СВО. Выпущены насельником Соловецкого мужского монастыря, иеромонахом Прокопием (Пащенко) . Ознакомившись с их содержанием, прихватив с собой сколько смог увезти из недавней поездки в Москву, выборочно передаю через волонтеров на фронт. Отсюда поедут вместе с другим гуманитарным грузом с волонтерским сопровождением в один из госпиталей Донбасса, либо в одну из воинских частей. Это уже на усмотрение апшеронских волонтеров. К адресатам попадут точно. Город, куда не ходят поезда, ни грузовые, ни пригородные пассажирские – это о нем, об Апшеронске. Один храм на весь город с небольшим почти 40-тысячным населением. В истории станицы Апшеронской третий по счету. Первый возвели в 1867-м, второй организовали в обычной хате в 1952-м, ну а нынешний строился в 2010-х. Первый и второй храмы были Покровскими, а этот – святителя Тихона Задонского. Визитная карточка города – женский монастырь во имя Иконы Божией Матери «Нерушимая Стена», действующий с 2002 года: Обитель основана в начале XX века благочестивой матушкой Екатериной. Она мечтала о создании места, где женщины смогут совершенствоваться в духовной жизни и найти укрытие от внешнего мира. Икону «Нерушимая Стена» Божией Матери она выбрала в качестве основы для своей работы, так как верила в ее огромную силу и защиту. В эту поездку, к сожалению, до него не добрался. В следующий раз обязательно сделаю это.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/21/volont...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1834 году «Пост! Завтра уже пост!». Приметьте каждый у себя, братия мои, как слово сие падает на слух ваш и сердце? Так ли, как слово уже ожидаемое, или как будто нечаянное? Так ли, как слово радостное, или как прискорбное? То или иное ощущение свидетельствовать будут духовный вкус наш, расположение души к внушениям святой Веры! В других случаях не говорят о вкусах так, чтобы один вкус охуждать, в другом настаивать; но в настоящем случае нужно сказать, что пост всем нам, христиане, должен быть по вкусу, приятен. Приведем себе, хотя ныне, на мысль истинных подвижников Веры, которые непрерывный пост считали для себя собственной своей стихией, подобно как, напр., птицам стихия – воздух, или рыбам – вода. С наступлением поста для всех чад Церкви и вне Обителей общего, им казалось, что самая природа вещей для всех тогда переменялась. Воздух, кличами празднующих, самым круговращением ликующих смущаемый, вся буря сует мира теперь становится в тишину велию: поваренные беспокойства, беганья при столах, хлопоты прислужников, многоразличные трудности самых пирователей теперь умолкают. Животные, произволом людей суете подвергнутые, в покое радуются теперь, и, мнится, благодарят Бога за перемену дел между людьми. Так или подобным образом говорил Св. Василий Великий и ему подобные, – те, которые хотя не радовались вместе с миром, но при радости мира беспокойными делами мира, по выражению Апостольскому, мучились душею своею за него 85 . Мы, христиане, хотя каждый за себя восчувствуем ныне тишину в душах своих, в домах и на стогнах, с успокоением себя от шумных обязанностей жизни мирской. «Есть всякой вещи время под солнцем», – говорит преиспытанный в удовольствиях Мудрец 86 . Было и нам по состоянию нашему время веселиться. Бог предоставил нам и такое время: Он дал множество средств исполняться пищей и веселием сердцам нашим 87 из всей обильной сокровищницы земных благ Его. Ныне настает иное время, когда надобно упраздниться каждому для Самого Господа и для собственной души своей, которая, при торжествовании плоти, казалось, забыта была.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Достойно и праведно, слушатели благочестивые, покланяться Кресту Христову: ибо сим благословенным древом умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а древом крестным оживотворены: первым мы были изгнаны из рая, а этим, как бы по некоей лествице, восходим на небо; первым враг победил нас, а древом креста Господня мы побеждаем врагов наших. Посему достойно всякого почитания это благословенное древо. Если некогда было в великом почитании и было хранимо честно (за алтарем – в Соломоновом храме) то оружие, которым Давид победил и обезглавил Голиафа: то тем большего почитания и поклонения достойно оружие крестное, которым Христос Господь победил адского голиафа-диавола со всем воинством его. Гордый Голиаф думал, что в Израиле уже нет никого, кто мог бы одолеть его, и однако же, к большому стыду своему, был побежден и обезглавлен кротким и юным Давидом: так и прегордый диавол думал, что никто не может одолеть его; он побеждал всех людей от Адама до пришествия Христова. Супостат рода человеческого гнал святых пророков и патриархов, заключал мертвецов в темницах адовых; никто из людей не мог противиться ему. Но распялся на древе крестном Христос Господь и, как кроткий Давид, Своим распятием погубил его. Человек безоружный не может противиться вооруженному: куда вооруженный влечет его, туда он и идет, и что повелевает ему делать, то и делает. Вот также – и до пришествия Христова: люди не могли противиться диаволу, потому что не имели оружия крестного. Весь мир покланялся тогда идолам, кроме одного избранного народа израильского, да и в том народе (израильском) многие впадали в идолослужение Ваалу и излиянному тельцу: и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом ( Пс. 105:37 ), а не Богу, по свидетельству Псалмопевца. Люди покланялись даже гадам и птицам и другим бессловесным, нечистым животным; почитали вместо Бога и тварь бездушную. Так диавол ослепил род человеческий, повелев пленникам своим отступить от Бога, а почитать кумиров своих, и приносить им жертвы. Когда же Христос Господь распялся на Голгофе, на древе крестном, то все идолы пали, бесы вострепетали и люди обратились к вере Христовой. Уже земля не оскверняется жертвами идольскими, и воздух – от дыма, исходящего от жертв бесовских: ибо Христос Господь распростер руки на воздухе, обесив ноги к земле, дабы освятить воздух и землю кровью Своею. Уже жрецы Вааловы не вопиют великими гласами как вопили и резали тела свои при Илии пророке. Уже люди не приносят бесам в жертву сынов и дщерей своих, но приносят истинную жертву Богу истинному, как Единому Творцу и Создателю своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010