Все послания апостола Павла единогласно говорят о Кресте как о победе Христа над некиими «космическими властями», «князем власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Против них сразился Христос: отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 15) . Теперь же, после воплощения надкосмического Бога в под небесном мире, человек может вступить в общение с бытием Над небесным: Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1, 19-23). По пояснению преподобного Максима Исповедника, Крест упразднил «враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землёй» . Более того, выбор именно крёстной казни, то есть такой, которая происходит не на земле, а в воздухе, в домостроительном Промысле оказывается связан с необходимостью освятить «воздушное пространство» – то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто «превыше небес». Голгофский Крест – это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность. Так во всяком случае об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: " Почему же закалается Он на высоте помоста, а не под кровом? Чтобы очистить воздушное естество " . От чего очистить? – От падших духов, а не от выхлопных газов: «Сколько бесов носится в этом воздухе! Сколько противных нам сил» . Ещё раньше схожее рассуждение предлагает святитель Афанасий Великий: «Диавол, пав с неба, блуждает по здешнему дольнему воздуху, производит мечтания обольщаемых и намеревается задерживать восходящих… Господь же пришёл очистить воздух… Какою иною смертию совершилось бы это, как не смертию, принятою в воздухе, то есть на кресте?… Посему-то Господь претерпел крест: ибо, вознесённый на нем, очистил воздух от диавольской и всякой бесовской козни,… открывая же путь к восхождению на небо, обновил оный, говоря: возьмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная (Пс. 23,7). Ибо не для самого Слова как Господа всяческих нужно было отверстие врат, и ничто сотворённое не заключено было для Творца; но имели в этом нужду мы, которых возносил собственным Телом Своим» (св. Афанасий Великий. Слово о воплощении, 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

– Где бы ни жили люди, в городах ли, или вдали от них в деревнях и селах (названных общим именем страны – χωα), везде они нуждаются в милости Божией. Кто не живет под кровом Вышняго, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища, не только в селах неукрепленных, но и в городах, обнесенных твердынями и охраняемых многочисленной стражей. Ибо «если Господь не стережет града, напрасно не спит страж» ( Пс.126:1 ). Посему должно молить Господа, чтобы покрывал щитом своей милости и города наши, и селения наши, избавлял их от опустошительных пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т. п., и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т. е. православных и благочестивых градских и сельских жителей. И дай Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению её предписаний и установлений, и истинно благочестивых. В противном случае горе нашим городам и селениям. Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иегова, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе, и проклят будешь на поле» ( Втор.28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города – Вавилон, Тир и Сидон, и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей, и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих. 9) «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». – Воздух – величайшее благо для нас и для всех животных, без воздуха нельзя дышать и жить. Но воздух бывает и вреден для нашей жизни, когда он либо слишком сыр, либо слишком сух, когда он наполняется смертоносными примесями, когда бушуют тлетворные ветры, распространяющие на пути своем смерть и пагубу на все живущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Дан.3:74 . Да благословит земля Господа, да поет и превозносить Его во веки. Под землею здесь разумеется земной шар. Слава Господа проявляется в том, что Творец, по словам псалмопевца, утвердил землю на основаниях ее (т.е. на собственной ее тяжести, как на твердом основании), на котором она не поколеблется ( Пс. 103:5 ), – или, по словам церковной песни: «на ничесомже водрузил землю повелением Своим и повесил ее, неодержимо (без сторонней поддержки) тяготеющую». Слава Божия открывается на земле также в том, что все дела рук Божиих, наполняющие и украшающие землю, свидетельствуют о премудрости и благости Божией. Эти дивные дела перечисляются в дальнейших стихах. Дан.3:75 . Благословите, горы и холми, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Горы возбуждают нас благословлять Господа за дары благости Его, проявляемой чрез них. Горы орошают землю обильною влагою, изливаемою на землю от покрывающих горные вершины снегов, облаков, паров. Горы защищают поля и долины от бурь и от зноя. В недрах гор содержится неистощимый запас минералов и металлов. Горы покрываются могучею древесною растительностью (дубы, кедры). Горный воздух благоприятствует здоровью. Горы служат естественными границами государств и лучше всяких искусственных сооружений оберегают их от неприятельских вторжений. Горы и холмы дают удобное пристанище для уединения, безмолвия и молитвы. Дан.3:76 . Благословите, вся прозябающая на земли, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Прозябения земные располагают благословлять Господа красотою своею и наипаче пользою. Красотою отличаются и восхищают зрителя особенно цветы. «Посмотрите на полевые лилии, – говорит Христос, – как они растут? Не трудятся и не прядут. Но я говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). Польза от растений весьма разнообразна. Они питают людей и бессловесных животных, очищают воздух, втягивая в себя вредные для здоровья части воздуха, дают материал для построек, для отопления. Псалмопевец, прославляя Господа за дары растительного царства, говорит: Ты един, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека. Правда, человек употребляет и собственные усилия для разведения и обработки хлебных и виноградных растений, одних для удовлетворения насущных потребностей, других для услаждения вкуса (вино веселит сердце человека); но ни те ни другие без содействия Божия, без дождя и теплоты не могут возрастать и приносить плоды ( Пс. 103:14–15 ). Еще очевиднее обнаруживается это в растениях диких, или в древах Божиих, каковы величественные кедры ливанские, возрастание и плодовитость которых совершенно не зависит от трудов человеческих, а от единого Бога, их насаждающего и насыщающего (16).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если даже осмыслить этот образ толкованием, – если принять, что здесь рисуется миротворение с пантеистической точки зрения, т. е., что сотворение человека представляет один из видов овеществления бога, отпадения его от своей духовной природы, как бы погибели (отсечение головы); то и в таком случае найдём ли мы в библейском повествовании что-либо подобное, – есть ли в нём хотя малейший намёк на то, что создание человека было некоторым уничижением для Бога?.. Еще менее состоятельной представляется попытка «сблизить» халдейскую космогонию с библейским миротворением на основании ассиро-вавилонской теогонии, по которой бог Нисрук есть бог атмосферы, воздуха. Предполагают, что в творении участвовали Ану – хаос и Нисрук – дух, ветер, и что последний напоминает Духа Божия, носившегося над бездной 66 . Это значит, что выражение ruach elohim ( Быт.1:2 ) переводят: ветер от Бога. Хотя в некоторых местах Библии еврейское ruach действительно значит: воздух, ветер, дуновение, и не может быть переведено иначе; однако же в других местах, не менее многочисленных, оно значит: жизнь, душа, дух, и не может быть переведено иначе. Есть места, где слово: «дух» стоит в такой связи: Дух Божий создал меня ( Иов.33:4 ); Духа Твоего Святого не отними от меня ( Пс.50:13 ); научи меня исполнять волю Твою... Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды ( Пс.142:10 ). Как было бы ни с чем несообразно в Быт.8:1 слово ruach перевести словом: дух («и вспомнил Бог о Ное... в ковчеге, и навёл ветер (ruach) на землю, и воды остановились»); так же было бы ни с чем несообразно в вышеприведённых трёх выражениях слово: ruach перевести словом: ветер. Точно такой же несообразностью является и перевод слова: ruach в Быт.1:2 словом: ветер. Какой мог быть ветер при самом начале мироздания? Ветер есть движение атмосферного воздуха или другого газа. Как могла быть атмосфера, т. е., часть вполне законченного творения, над хаосом, над первовеществом, находившимся ещё на грани между небытиём и существованием? Бог , конечно, мог извести силу, которая приводила в движение безжизненное первовещество; но это могла быть только особенная сила, или особенное проявление собственной силы Божией, а не обыкновенный ветер, не халдейский Нисрук, в котором олицетворялся атмосферный воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Земля более уже не оскверняется жертвами идольскими, а воздух дымом скверным, исходящим из жертв бесовских. Ибо Христос Господь распростер руки Свои в воздухе и опустил Свои ноги к земле, чтобы освятить и воздух, и землю Своей Кровью. Не вопиют более громогласно жрецы Вааловы, как вопияли и терзали тела свои при Илии пророке. Не приносят более люди сынов и дочерей своих в жертву бесам, но приносят истинную жертву Истинному Богу, как подобает приносить Ему, единому Творцу и Создателю. Правда, в первенствующей Церкви христиане имели великую ревность и любовь к Богу, и на мученические страдания как бы на некое удовольствие шли не только мужи, но и жены, забыв свою женскую немощь. Что же еще сказать? Какие труды, какие подвиги совершали апостолы, святители и преподобные ради единой любви Божией! В нынешние же времена угасла любовь в сердцах человеческих, и вместо нее приумножились беззакония, согласно словам Христовым: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). У многих пропал и страх Божий, ибо никто не ходит в Церковь , чтобы помолиться Богу со страхом и трепетом, по увещанию пророческому: «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» ( Пс. 2:11 ). Ходят для разговоров, для смеха, для различного бесчинства, вертятся по сторонам, заглядывают в лица стоящим, как в кабаке или в каком-либо бесчестном человеческом доме! Что я говорю: в человеческом? И в человеческом доме честный человек стоит или сидит учтиво и скромно, и если заведет разговор или просит о чем-либо хозяина дома, то говорит чинно и учтиво. Если же придет слуга или подчиненный к господину своему, например, к князю или боярину, то с каким страхом, с каким трепетом стоит он пред ним или просит о чем-либо! Нечего и говорить о том, как приходят к Царю! С трепетом. Разве дерзнут вертеться по сторонам или смеяться, или бесчинствовать, или разговаривать с кем-нибудь другим, когда говорят с Царем или о чем-либо просят его, или умоляют о прощении за преступления? И воистину так подобает делать. Но если бы кто-нибудь пред лицом царским соделал бесчинства, тотчас бы ему и голова долой с плеч! Когда же приходят к Богу, Царю царствующих и Господу господствующих, то не имеют страха, становятся дерзкими. Над такими смеется пророк, говоря: «Там они трепетали от страха, где не было страха» ( Пс. 52:6 ). Боятся человека, могущего убить тело, и не боятся Бога, «Который может и душу, и тело ввергнуть в геенну» огненную ( Мф. 10:28 ). Не боятся Того, Кто в том же месте, где они бесчинствуют, может повелеть расступиться земле и пожрать их как Дафана и Авирона, или в одно мгновение ока истребить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И вот тайновидец и передает нам голос иного ангела, который, пролетая посредине неба, возглашал: Горе, горе, горе (тройное – в знак усиления его) – горе живущим на земле (уже непосредственно людям) – от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить. «Словами: горе, горе, горе живущим на земли, – указывает св. Андрей, – показывается сострадание и человеколюбие божественных ангелов, богоподражательно сожалеющих о наказываемых грешниках, а еще более о тех, которые не исправляются язвами» 235 . Глава 9 И вот раздалась пятая труба, и бедствия от нее направились уже против людей непосредственно. 1–3. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Снова пред тайновидцем звезда, и снова – природа ее особенная, ибо чрез нее также вторгается на землю бедствие, хотя и не так непосредственно, как в звезде полыни. От новой этой звезды данным ей ключом выпускается из бездны чрез ведущий в нее колодезь дымное исчадие ее – саранча. «Самое наименование бездны, – говорит прот. Орлов, – есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны как места страдания умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действия» 236 . Об этой бездне как месте обитания злых духов не раз говорится в Евангелии. Так, например, изгнанный из Гадаринского бесноватого легион бесов просил Господа, чтобы не высылал их вон из страны той ( Мк.5:10 ), а по Евангелию от Луки, чтобы не повелел им идти в бездну ( Лк.8:31 ) 237 . И вот соответствующая полыни третьей трубы, упавшая теперь с неба звезда данным ей ключом отпирает этот колодец, ведущий из бездны, и тайнозритель видит такое множество вышедших оттуда частиц дыма, что ими помрачилось солнце и воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

И он собрал их в место, называемое по-еврейски Армагеддон. Армагеддон понимают как «круглую гору» или как «воскресение» 1017 , – и то, и другое толкование можно соотнести со Страшным судом. Ведь гора справедливо называется круглой, потому что весь мир тогда будет уничтожен сплошной массой огня. Справедливо и воскресением называется, потому что с воскресением все люди вновь обретут свой прежний вид. И седьмой ангел вылил чашу свою в воздух. Этим седьмым ангелом обозначены святые проповедники, которые будут во времена Антихриста, и, как мы сказали, он (ангел) есть тот, о ком выше прочли, что он вострубил седьмым 1018 , воздухом же названы пустые люди. Итак, ангел вылил чашу свою в воздух, поскольку святые проповедники будут возвещать пустым и нечестивым людям о том, что они должны быть осуждены на вечные муки. И из храма великого от престола раздался громкий голос, говорящий. Громкий голос – это голос святых проповедников, под храмом подразумевается Церковь . Итак, голос возникает из храма, потому что голос святой проповеди раздается из Церкви; кроме того, он раздается и от престола, потому что Церковь Божия есть престол Божий, и, сидя на нем, Он (Бог) почивает. О том же, что этот голос произносит, он говорит далее: свершилось! – то есть близится конец мира, когда исполнится все, что было предсказано Господом и святыми. И произошли молнии, голоса и громы, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое великое землетрясение! Молниями называются чудеса, которые через Своих святых совершит Бог, ибо мы прочли прежде, что Илия и Енох совершат много чудес; голосами названа проповедь святых, громами же выражен страх вечного огня; землетрясение же часто обозначает движение сердец. Ибо будут подвигнуты некоторые от зла к добру, как те Иудеи, которые уверуют во Христа, [а] другие, кто оставит веру во Христа и последует за прелестью Антихриста, будут подвигнуты от добра козлу. И сказал мне ангел: что дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её. имеющего семь голов и десять рогов. Равным образом и знамения, совершенные зверем, и упомянутые ранее деяния дракона, ибо [все] это были знамения диавола. Что же касается семи голов и десяти рогов, то об атом [мы] уже говорили ранее 1019 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И оседлал осла и посадил ее, и повел его сын его, а Иосиф с другим сыном последовал за ними. И приблизились на три мили 41 . И обратился Иосиф и увидел ее печальною, и сказал в себе: может быть находящееся в ней печалит ее. Потом опять обратился Иосиф и увидел, что она улыбается, и сказал ей: Мария, что это значит, что я вижу лице твое то улыбающееся, то печальное? И Мариам сказала Иосифу: то, что я вижу моими очами два народа, один плачущий и рыдающий, а другой радующийся и веселящийся. И прошли (еще) половину пути 42 , и сказала ему Мариам: ссади меня с осла, ибо находящееся во мне побуждает меня идти. И он ссадил ее с осла и сказал ей: куда я отведу тебя и прикрою стыд твой? Ибо место пусто. XVIII И нашел там пещеру, и ввел ее, и приставил к ней сыновей своих, и пошел искать повивающей в стране Вифлеемской. И вот я Иосиф шел, и не шел; и взглянул на воздух и видел воздух оцепеневшим, взглянул на свод небесный, и видел его остановившимся, и птицы небесные остановились в полете; посмотрел на землю, и видел чашу поставленную (с пищей) и делателей возлежащих и руки их у чаши, и вкушающие не вкушали, и берущие (пищу) не брали, и приносящее к устам своим не приносили, но лица всех обращены были к небу. И видел гонимых овец, но овцы стояли. И поднял пастух руку 43 свою, чтоб погнать их, но рука его оставалась поднятою. И посмотрел на поток реки, и видел, что уста козлов прикасались к воде, по они не пили, и все в это мгновение задержано было в своем течении. XIX. И увидел я сходящую с горы женщину, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу бабки евреянки. В ответ на это она спросила меня: ты из Израиля? И я сказал ей: точно так. Она же сказала: а кто такая рождающая в пещере? Я отвечал: обрученная мне. И она сказала: она не жена твоя? Тогда сказал я ей: это Мария, воспитавшаяся в храме Господнем, и я получил ее по жребии в жену, но она не жена мне, а имеет зачатие от Святого Духа. И сказала ему бабка: правда ли это? И сказал ей Иосиф: пойди и посмотри. И пошла с ним бабка.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т.е. православных и благочестивых городских и сельских жителей. И дай, Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению ее предписаний и установлений и истинно благочестивых. В противном случае – горе нашим городам и селениям! Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иеговы, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе и проклят будешь на поле» ( Втор. 28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города Вавилон, Тир и Сидон и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих. «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». Воздух – величайшее благо для нас и для всех животных; без воздуха нельзя дышать и жить. Но воздух бывает и вреден для нашей жизни, когда он либо слишком сыр, либо слишком сух, когда он наполняется смертоносными примесями, когда бушуют тлетворные ветры, распространяющие на пути своем смерть и пагубу на все живущее. Не приведи нам Господи, Владыка и жизни и смерти, испытать бедствия от такого вредного для нас воздуха; отврати от нас опасность – с каждою струею воздуха впивать в себя отраву; даруй воздуху благорастворение и сохрани в нем благорастворение, очисти его от всего, что может быть пагубно для нашей жизни, чтобы мы дыша воздухом чистым, свежим и здоровым, непрестанно благословляли Твою благость. Кроме воздуха, для поддержания жизни и здоровья нужна еще пища. Пищей человеку служат плоды земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010