Итак на первом месте он поставил блуд, который совершается плотским совокуплением. А второй член он назвал нечистотою, которая, без всякаго прикосновения к женщине, иногда случается во время сна, и потому замечается и запрещается в законе Моисеевом, который всех нечистых не только лишил участия в ядении священнаго мяса, но и повелел отлучать из среды лагерей, чтобы прикосновением своим не осквернили святыни, говоря:если какая душа (т.е. человек) имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится пред Господом; и к чему нечистый прикоснется, то будет нечисто ( Лев.7:20.21 ), и во Второзаконии говорится: если у тебя будет кто нечист от случившагося (ему) ночью, то он должен выйдти вон из стана, и не входить в стан; а при наступлении вечера должен омыть (тело свое) водою, и по захождении солнца может войти в стан ( Втор.23:10.11 ). Потом третьим членом греха апостол поставляетстрасть, которая, находясь в сокровенности души, может воспламенятся и без плотской похоти (ибо libido – страсть называется так от слова libet – угодно, желательно). После этого, от больших грехов переходя к меньшим, он четвертым членом поставил злую похоть, которая может относиться не только к вышесказанной страсти нечистоты, но и вообще ко всем вредным вожделениям и которая есть только болезнь развращенной воли. О ней Господь в Евангелии говорит: кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Ибо тогда гораздо труднее обуздать вожделение удобопоползновеннаго сердца, когда представляется ему случай обольстительнаго взгляда. Этим ясно доказывается, что для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телеснаго воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа. После всего этого последний член греховнаго тела апостол называет любостяжанием, внушая, что не только надобно воздерживаться от пожелания чужих вещей, но и свои надобно великодушно презирать. Так поступало упоминаемое в книге Деяний общество верующих, о котором говорится: у множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Итак, на первом месте он поставил блуд, который совершается плотским совокуплением. А второй член он назвал нечистотою, которая, без всякого прикосновения к женщине, иногда случается во время сна или и во время бодрствования по беспечности неосмотрительного ума, и потому замечается и запрещается в законе Моисеевом, который всем нечистым не только не позволил есть священное мясо, но и повелел отлучать из среды лагерей, чтобы прикосновением своим не осквернили святыни, говоря: «если... какая душа (т. е. человек) , имея на себе нечистоту,... прикоснувшись к чему-нибудь нечистому,... будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего» ( Лев.7:20–21 ), и во Второзаконии говорится: «если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» ( Втор.23:10–11 ). Потом, третьим членом греха апостол поставляет страсть, которая, находясь в сокровенности души, может воспламеняться и без плотской похоти (ибо libido – страсть называется так от слова libet – угодно, желательно). После этого, от больших грехов переходя к меньшим, он четвертым членом поставил злую похоть, которая может относиться не только к вышесказанной страсти нечистоты, но и вообще ко всем вредным вожделениям и которая есть только болезнь развращенной воли. О ней Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Ибо тогда гораздо труднее обуздать вожделение сердца, когда представляется ему случай обольстительного взгляда. Этим ясно доказывается, что для совершенства целомудрия не может быть достаточно только чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа. После всего этого последний член греховного тела апостол называет любостяжанием, внушая, что не только следует воздерживаться от пожелания чужих вещей, но и свои нужно великодушно презирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Итак, слова «душа животных в крови» не означают, что в крови содержится какая-либо субстанция души. Тут имеется в виду то, что жизнь любого живого существа теплится до тех пор, пока он не истек кровью. Что же касается непосредственно запрета на вкушение крови животных, то этот запрет утверждается не только ветхозаветным законодательством. На Апостольском Соборе также было принято определение о воздержании от вкушения крови. Когда возник вопрос, как принимать язычников в Церковь: обрезывать или нет, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28–29). Так, запрещается пролитие крови человека – из-за мести и зависти: «Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и сии слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (преподобный Ефрем Сирин). «Я поставляю завет Мой» «Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И.А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне      Но вернемся к главе 9 Книги Бытия. Читаем далее: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою… и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9: 8–11). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы исторгнуть всякое беспокойство из его ума и удостоверить, что этого более уже не будет, Бог говорит: как потоп Я навел по человеколюбию, чтобы пресечь зло и остановить дальнейшее его распространение, так и теперь по человеколюбию же Моему обещаю впредь не делать этого, дабы вы проводили настоящую жизнь без всякого опасения. Для этого Он и говорит: вот, Я поставляю завет Мой, то есть заключаю договор. В делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение.

http://pravoslavie.ru/100630.html

Кроме того, надо вообще обратить внимание на обуздание своего языка, на воздержание. Дело в том, что язык, слово - это бесценный дар Божий. И мы должны дорожить им, потому что через слово мы сообщаемся друг с другом. Это величайшее сокровище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Мы получаем наставления, увещания, советы, мы делимся радостью и горем друг с другом, и письменно связываемся с друзьями, которые находятся от нас в отдалении. И если отнять слово у людей, то человеческий род перестанет существовать. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог - это слово. Поэтому мы должны себя беречь от болтливости. Дух празднословия не даждь ми, - молимся мы Великим постом. И, наконец, в заключение мы приведем несколько слов святого Василия Великого о том, когда и почему допускается говорить дурное о ближнем. Это - только в двух случаях. Во-первых, если мы хотим обратить, спасти согрешающего брата и приходим к опытному наставнику за советом, то тогда можем все дурное о брате ему рассказать. И во-вторых, когда мы хотим предостеречь кого-либо от пагубного влияния этого согрешающего брата. Потому что находясь в сообществе с ним и считая его хорошим человеком, другой человек может подпасть под его дурное влияние. В этом случае, чтобы его спасти, можно сказать все дурное об этом брате, на которого он надеется и имеет другом. В остальных случаях, если человек говорит с намерением осудить, очернить, унизить ближнего, пусть это будет и сущая правда, - это уже клевета и осуждение. И человек за это сам подвергается осуждению. Поэтому, дорогие братия и сестры, будем помнить христианское учение: всемерно свой язык воздерживать, не вмешиваться в дела ближних, не касаться их и не пересуживать. Помнить, что у нас своих слабостей, грехов, заблуждений полно. Лучше будем все свое внимание обращать на самих себя, на исправление своих погрешностей. Это будет спасительно и угодно Богу. Будем памятовать слова апостола Павла: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Господь восставить его (Рим. 14, 4). Будем памятовать слова Спасителя, запишем их на скрижалях своего сердца: Не судите и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Кротость нашей прихожанки была быстра, как кобра» — 10 смешных мемов от священника Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! 1 апреля, 2019 Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! Священник Дмитрий Желобницкий делает из кадров известных кинофильмов смешные мэмы, объединенные общей темой — православной самоиронией. К 1 апреля отец Дмитрий сделал подборку картинок специально для наших читателей, а мы подобрали к этим картинка цитаты из близких по смыслу статей «Правмира». Наслаждайтесь! «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина»- наставлял свт. Тихон Задонский. Читать далее… Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Читать далее… В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, — одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой. Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это — «проглатывать» обиду? Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать? Читать далее…

http://pravmir.ru/krotost-nashej-prihozh...

мому, из речи пророка можно вывести такое заключение, что он вообще не придает постам значения, относится к ним отрицательно или, по крайней мере, безразлично. Но известно, что у евреев был пост установленный в законе, что пророки и благочестивые цари иногда предписывали народу пост ( Иоил.1:13–14; 2:15 ; Иер.36:9 ; 2Пар.20:3 ); что лица, известные своим благочестием, налагали на себя, в известных случаях, пост ( 2Цар.12:16 ; Пс.68:11 ; Дан.9:3 ); покаяние ниневитян, выразившееся, главным образом, в подвигах поста и воздержания, отвратило от города полного злодеяний пылающий гнев Божий ( Ион.3:5–10 ). И в ветхозаветное время пост был средством нравственного очищения человека и умилостивления Бога; но он был средством и ценим был постольку, поскольку вел к достижению высокой цели. Поститься и для ветхозаветного человека не значило воздерживаться только от пищи и питья. Самые выражения, употребляющиеся в священных книгах для обозначения поста: «смирять душу», «святить пост» (см Праздн. посл. св. Афанасия Алекс. I, 4), рельефно оттеняют нравственный характер этого обрядового установления и его нравственную ценность. Но какое же значение в этом смысле может иметь тот пост, о котором говорит, напр., пр. Исаия: вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других ( Ис.58:3–4 )? Такой чисто внешний, лицемерный пост, совмещающийся с нарушением заповедей, вызывает, без сомнения, не милость Божию, а гнев. Поэтому то пр. Захария настаивает на том, что необходимое условие действенности и значения поста до такой степени важно, что без соблюдения этого условия пост является делом совершенно не имеющим ценности. По толкованию бл. Феодорита, пророк, «обучив думающих, что одним постом можно служить Богу, всем видам добродетели, вместе с тем узаконяет и пост». Подобный же смысл имеют, конечно, и обличения пр. Исаии, направленные против приносящих многочисленные жертвы и принимающих участие в праздничных собраниях: к чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… Не носите больше даров тщетных:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.5:27 .  Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Та же речь, как и в начале 21-го стиха, но (по лучшим чтениям) без прибавления «древним». В recepta, многие курсивные, Вульгату и другие слово «древним» и проникло из 21-го стиха. В Ветхом Завете заповедь в тех же словах, что у Матфея, изложена в еврейском тексте и в переводе Семидесяти Исх.20:14 . Во Втор.5:18 она повторяется с добавлением в еврейском тексте союза «и», который у Семидесяти и Матфея пропущен. Еврейское слово «наах» означает все виды и роды любодеяния. Мф.5:28 .  А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Греки различали μοιχεα и πορνεα. Первое, согласно Феофилакту и другим, относится к прелюбодеянию с замужней женщиной, второе – с разведенной (буквально, с «отпущенницей» – ες πολελυμνην). Законные супружеские отношения исключаются из речи Спасителя, и упрочение семейных отношений – главная Его цель. Слово «женщина» – в общем смысле, всякая женщина. Взгляд на женщину с намерением удовлетворить похоти есть сам по себе прелюбодеяние в сердце. По ветхозаветному закону грехом был самый факт прелюбодеяния, а по учению Спасителя грех бывает тогда, когда прелюбодеяние совершается в сердце. Слушатели Христа могли понять Его речь в том смысле, что Он заповедовал строгое воздержание от блуда, даже – в мыслях. Спаситель говорит о грехе мужчины, но совершенно понятно, что то же самое относится и к женщине. Их прелюбодейные грехи могут быть прощены, тем не менее – это грехи и отступление от нормы, и люди должны воздерживаться от них. Лютер замечает: «Если мы и не можем помешать птице летать над нашей головой, то можем помешать ей свить гнездо в наших волосах». Выражение «с нею» ( ατν), может быть, неподлинно. Мф.5:29 .  Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. «Правый глаз» – правый, а не левый, потому что он, как и правая рука, дороже для человека. В древности это выражено было Аристотелем так: φσει βελτων τ δεξιν το ριστερο (по природе правое лучше левого). Древние экзегеты как будто не осмеливались толковать слова Спасителя буквально. Августин говорит, что под глазом мы (обыкновенно) понимаем любимейшего друга... Но здесь следует понимать под глазом друга-советника, потому что глаз показывает путь. «Слыша о глазе и руке, – говорит Феофилакт, – не думай, что здесь говорится о членах, потому что тогда (Спаситель) не присовокупил бы слов «правый» и «правая». Здесь говорится о мнимых друзьях, которые приносят нам вред». Такие толкования нельзя считать правильными. Спаситель потому и сказал «правый» и «правая» (стих 30), что говорил о членах тела, к друзьям же эти выражения неприложимы. Кроме того, речь, очевидно, относится к μοιχεα, и о членах тела говорится как об орудиях страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Начнем с того, кто такие святые в понимании Церкви. Святыми в Древней Церкви называлось все сообщество христиан, все христиане именовались святыми. Однако со временем данный термин стал употребляться только в отношении особенных людей, через которых действовал Дух Божий. По учению Православной Церкви, цель и смысл жизни христианина заключен в приобретении Духа Божия, в уподоблении Богу («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»), и святые – именно те, кто в наибольшей мере сподобились из-за чистоты и святости жизни быть причастниками Духа Господня. Апостол Павел дал четкое определение тому, какими качествами обладает человек, исполненный Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Галат.5:22–23 ), и далее он добавляет: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Галат.5:23 ). Христианин должен распять свою плоть с ее страстями и похотями. И святые – это именно те, кто в наибольшей мере распяли свое плотское «я» и пожелали быть во всем подобными Христу. Христос всех призывает: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя...», но не каждый полностью отвергается себя для следования за Ним. Ведь все мы теоретически знаем, что нужно жить по заповедям, нужно бороться со страстями, молиться, воздерживаться и прочее. Но вот решимости полностью начать так жить не у каждого хватает. О такой решимости и говорил некогда преподобный Серафим Саровский , отвечая на вопрос, почему так мало святых людей. Нет решимости. Поэтому-то святые – прежде всего подвижники, «царственный род», о них сказано следующее: « любящим Бога... все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29 ). Здесь святые называются подобными образу Сына Божия, речь идет именно о богоуподоблении человека. Человек создан как образ и подобие Божие, а потому цель его жизни – богоуподобление – возвращение в прежнее первозданное состояние. Также сказано, что святых Бог «прославил». В послании Евреям сказано: «и к духам праведников, достигших совершенства». Очевидно, что есть некая степень совершенства у святых людей. Кстати, здесь также говорится о духах праведников, которые существуют после смерти, что, как мы знаем, отрицается сектантами. Есть и другие слова апостола, что святые «преображаются» и восходят от «славы в славу»: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Обратите внимание, что апостол вновь повторяет мысль о богоуподоблении: «преображаемся в тот же образ» – то есть в образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Не к тому убеждает, чтобы рабы отпадали от своих господ, — нет; это видно из последующих его слов: в каком звании кто призван и т.д., то есть если кто призван и в состоянии рабства, в том пусть и остается. Пред Богом присовокупил для того, чтобы чрез повиновение беззаконным владыкам не отпасть от Бога. Заботится о том и другом, то есть чтобы, с одной стороны, под предлогом повиновения Богу рабы не отпали от владык, а с другой, оказывая своим владыкам сверхдолжное повиновение, не отпали от Бога. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. Выше занимал нас беседой о целомудрии, а теперь обращается к более важному предмету, именно к девству, и говорит, что Господь не положил закона и не дал повеления относительно девства, а сказал только: «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Посему и я не дерзаю предписывать что-либо касательно сего предмета; это дело важное, но вместе и опасное; впрочем, даю свое мнение, то есть совет, поскольку и я сам, по милости Божией, удостоен быть верным, то есть близким к нему и таким, которому можно вверять тайны. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Словами соединен ли ты с женой? показал, что брак, как узы, приносит с собой неприятности. Разводом называет не воздержание по согласию, но развод без достаточной причины; ибо если супруги воздерживаются по согласию, то это не развод.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2) Об одном недавнем каноническом открытии Иеромонах Иов (Гумеров) В наш век все возрастающих соблазнов христианин должен руководствоваться словом Божиим: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Чтобы исполнить этот совет апостола Павла, надо бережно и чутко относиться к традиции Церкви, в которой выкристаллизовался многовековой опыт благочестивых и праведных людей. Тогда нетрудно будет избежать всего того, что может быть соблазном в деле спасения. Недавно это искушение постигло молодого иеромонаха Димитрия (Першина), повторившего мысль иерея Даниила Сысоева. Отец Димитрий сделал открытие, заявив, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. Сделав это высказывание, он процитировал апостола Павла, не заметив, что слова первоверховного апостола однозначно опровергают его произвольное утверждение: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Мысль совершенно ясна: никто из супругов не должен самочинно под предлогом благочестия уклоняться от плотских отношений, а делать это только «для упражнения в посте и молитве». Значит, если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости. Поставим вопрос: действительно ли Церковь никак не определяет своего отношения к этому вопросу? На самом деле она точно выражает свою позицию, ведь в период постов не совершается таинство венчания . Почему? Потому что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

http://pravoslavie.ru/29586.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010