Таким образом, самым лучшим правилом воздержания в пище должно быть следующее: не должно стремиться ни к разнеживанию, ни к ослаблению плоти, но должно избегать неумеренности и в том, и в другом, чтобы плоть, утучнев, не мятежничала и, став болезненной, не лишилась сил к исполнению заповедей. Поэтому чем без больших хлопот удовлетворяется потребность, то и должно употреблять в пищу. Этому научил нас Сам Господь тем, что напитал утружденный народ для того, чтобы люди «не ослабели в дороге» ( Мф.15:32 ). Он мог увеличить чудо в пустыне дарованием яств роскошных, но подал только простую, неизысканную пищу: хлебы были ячменные и к хлебу – кусок рыбы. А о питье и не упомянул, когда было естественное питье – достаточная к удовлетворению потребности всех вода. Вода и должна служить для всех питием, разве кому по болезни такое питье вредно; тогда оно не должно быть им употребляемо, по совету апостола Павла к Тимофею ( 1Тим.5:23 ). И ото всего, что приносит вред, должно воздерживаться. Ибо несообразно будет принимать яства ради поддержания тела и той же самой пищей вредить телу и препятствовать ему в служении заповеди. Во всяком же случае надлежит предпочитать то, что легче достать, чтобы под предлогом воздержания не хлопотать нам о яствах, более любимых и дорогих, приправлять их дорого стоящими пряностями. Но должно избирать то, что в той или другой стране можно найти, что дешево и идет в употребление народу, а из привозного пользоваться только самым необходимым для жизни, например елеем и тому подобным, и еще что нужно для необходимого утешения болящим, если можно это добыть без особенных поисков, хлопот и затруднений 676 . Молчание Что не должно, это явно из повелений Господа, сказавшего в Ветхом Завете: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» ( Лев.19:17 ); и в Евангелии: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Христианский пост не есть добродетель, ведущая к совершенству и не есть заслуга пред Богом: он имеет иные основания. Мы призваны к свободе; только свобода наша не должна быть поводом к угождению плоти ( Гaл. V, 13 ). «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( I Kop. VI, 12 ). «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» ( Puмл. VI, 16 )? Пост христианину необходим потому, что он ограждает духовную жизнь от захватов плоти. «Смотрите за собою, заповедал нам Христос, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лyk. XXI, 34 ). «Духа не угашайте» (I Фесс. V, 19), наставляет апостол. А невоздержание угашает дух. По этому своему основному характеру, христианский пост не имеет определенных границ. «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило; потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела. Почему мера воздержания должна быть определяема судом совести каждого.» Общий принцип христианского поста выражает апостол в словах: «попечения о плоти не превращай в похоти» ( Puмл. XIII, 14 ). «Течение нашей жизни должно установить таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побудит снизойти к необходимому о нем попечению», так наставляет Иоанн Кассиан . Тем же принципом свободы духа должно определяться отношение мужа к жене. Брак честен и сам по себе не есть блуд или прелюбодейство ( Ebp. XIII, 4 ). Людей, воздерживающихся или учащих воздерживаться от брака, как от скверны, апостол называет сожженными в своей совести ( ITuм. IV, 2 ). И в отношении к браку воздержание христианину предписывается только ради духовной жизни, ради царства небесного. И здесь последний судья – природа и совесть каждого, причем нужно различать физическое воздержание и душевное целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1 . Когда Елисавета зачала, она «таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношения между людьми» ( Лк.1:24–25 ). Я спрошу, почему она не показывалась на людях, когда поняла, что беременна. Если я не ошибаюсь, причина заключается в следующем: мужчина, даже находясь с женщиной в браке, не всегда может входить к ней, но в определенное время супруги должны воздерживаться от брачных отношений. А если муж в преклонных летах, и жена – пожилая женщина, то очень стыдно впадать им в любодеяние, тогда как увядание тела, преклонный возраст, стремление исполнять волю Божью – все это требует воздержания. А Елисавета по слову ангела и Божьему произволению снова вступила в отношения с мужем; она была смущена, ибо была слабой женщиной, уже в возрасте и вынуждена была вернуться к тому, чем занимаются молодые. 2 . Поэтому она «таилась пять месяцев» – не девять месяцев, когда наступает чадородие, а до того, как зачала Мария. Когда Мария зачала и пришла к Елисавете, и когда голос Ее приветствия дошел до слуха Елисаветы, «взыграл младенец радостно во чреве [ее]» ( Лк.1:44 ), и Елисавета, исполненная Святого Духа, изрекла пророчество и произнесла слова, записанные в Евангелии. «И рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской» ( Лк.1:65 ). Когда в народе распространился слух, что Елисавета носит в утробе пророка и что он – больше, чем просто человек, рожденный женой, тогда она уже более не таится, а свободно и с ликованием является на людях, ибо носит в своей утробе предтечу Спасителя. 3 . Затем Евангелие повествует о том, что через полгода после того, как Елисавета зачала, «послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, и Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» ( Лк.1:26 ).И опять, немного поразмыслив, я спрошу, почему, когда Бог решил, что Спасителю должно родиться от девы, Он избрал не свободную девушку, но ту, которая была обручена? Если я не ошибаюсь, причина заключается в следующем. Спаситель должен был родиться от девы не только обрученной, но, как пишет Матфей, той, которая была отдана мужу, не вступавшему с ней в отношения (ср. Мф.1:24 ), а иначе, если бы Деву видели беременной, Ее девство было бы позором.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

20. Тот, кто действительно любит свою жену, даже если она ему и не очень послушна, все снесет. Трудно и тяжело достичь согласия супругам, если не соединены они " тиранией " любви. 21. Вот, ты говоришь, что она страдает от неизлечимой болезнии, несмотря на то, что ты весьма о ней заботишься, продолжает сохранять свои привычки. Но даже в этом случае не прогоняй ее, потому что даже неизлечимо больной член тела не отсекают. А это твоего собственного тела член, потому что сказано: " И будут двое одна плоть " (Еф. 5:31). Когда от болезни член тела не поддается врачеванию, мы ничего не выигрываем от лечения его. Но с женой, если она даже и больна неизлечимо, когда мы научаем ее и наставляем, нас ждет великое воздаяние. И, если она ничего не приобретет от нашего учения, мы за наше терпение примем от Бога великую награду, ибо из-за страха Божьего мы показали столь большое терпение и с кротостью переносили ее злобу, сохранив этот член. Поскольку жена это нужный нам член, потому мы должны весьма любить ее. Именно этому уча, Павел снова говорит: " Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, и от плоти Его и от костей Его " (Еф. 5:28-30). 22. Но муж, как имеющий власть, в порыве гнева пусть не подвергает жену оскорблениям, не бьет ее, но пусть наставляет, советует, убеждает словами, как более немощную. Рук, чтобы ударить ее, никогда да не простирает неприлично это душе свободной, но вразумляет ее, никогда не используя ни оскорблений, ни брани, ни упреков. 23. Молитесь вместе, и пусть каждый идет в церковь и из того, что там читалось или говорилось, соответственно, требует исполнения дома муж от жены, жена от мужа. Если вы бедны, возьмите пример Петра и Павла, которые прославились более царей всех и богачей и как жили в голоде и жажде. Научи ее, что не стоит ничего бояться в жизни из того, что случается, но единственно, если кто противится Богу. 24. Если муж не может воздерживаться, а я хочу воздержания? Ты должна последовать ему. Ибо, если не хочешь делать это, то цепочка, которой ты привязана браком, привлекает тебя и приводит к тому, с кем связана изначала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

3. Я полагаю, что девство намного выше брака, хотя по этой причине не считаю, что брак худ, а напротив весьма его восхваляю. Потому что он пристань воздержания для тех, кто хочет им воспользоваться во благо, и не дает естеству раздражаться. Поскольку Бог тем, что установил законный плотский союз как бы волнолом, отражающий волны похоти, нам дал великую тишину и защиту. 4. Брак хорош тем, что удерживает мужа в воздержании и не дает ему погибнуть, впав в блуд. Итак, не осуждай брак, потому что он приносит великую пользу, не давая членам Христовым стать членами блудными и не позволяя храму святому стать скверным и нечистым. Брак тем хорош, что сдерживает и восставляет того, кто мог бы впасть в грех. 5. Конечно, брак был дан и для деторождения, но гораздо более для того, чтобы угасить разжжение естества. Свидетель тому Павел, который говорит: " Во избежание блуда, каждый имей свою жену " , а не для деторождения. И снова предписывает сходиться не для того, чтобы рожать детей, но " чтобы не искушал вас сатана " (см. 1 Кор. 7:5). И далее не сказал, если не желают детей, но что же? " Но если не могут воздерживаться, пусть вступают в брак " (см. 1 Кор. 7:9). В начале, следовательно, как я и сказал, брак имел эти две причины, но позднее, когда и земля, и море, и вся вселенная наполнилась людьми, осталась только одна причина для брака избежание распутства и разврата. 6. Не брак плох, а плохо прелюбодеяние, блуд, а брак есть лекарство, удаляющее от блуда. Не будем же безчестить брак, как то делает сатана, но то, что некогда случилось в Кане Галилейской, пусть будет и сейчас у тех, кто сочетается браком, то есть пусть пребудет посреди них Христос. И как, говорите, это может быть? Через священников. " Потому что тот, кто вас принимает, говорит Он, принимает Меня " . Итак, удали диавола... и пригласи святых рабов Христовых, с ними непременно придет и Христос со Своей Матерью и братьями. " Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь " (см. Мф. 12:50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

50. Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое – нет? Существуют некоторые идеальные требования Церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, стоящий перед каждой христианской семьей, чтобы их не формально исполнять. Устав предполагает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне торжества двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Это идеальная норма. Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (Кор. 7, 5-6). Это значит, что семья должна дорастать до такого дня, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить и уменьшать их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности. И именно эта целостность духовного единства может быть продолжена в Царствии Небесном. Ведь из земной жизни человека будет продолжено то, что к вечности причастно. Понятно, что в отношениях мужа и жены к вечности причастна не плотская близость, а то, чему она служит подспорьем. В светской, мирской семье, как правило, происходит катастрофическая смена ориентиров, которую нельзя допустить в семье церковной, когда эти подпорки становятся краеугольными. Путь к такому возрастанию должен быть, во-первых, взаимным, а во-вторых, без перепрыгивания ступенек. Конечно же, не каждым супругам, особенно на первом году совместной жизни, можно будет сказать, что они должны весь Рождественский пост пройти в воздержании друг от друга. Кто сможет вместить это по согласию и умеренности, тот явит глубокую меру духовной мудрости.

http://pravmir.ru/o-supruzheskix-otnoshe...

„Если ты“, говорит от имени Иеговы пророк, „удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих в святой день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить ( ), то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоту земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего“ (LVIII, 13–14: ср. LVI, 2. 4. 6). В этих требованиях пр. Исаии относительно соблюдения субботы Гитциг видит уже зачатки того ригоризма, который впоследствии достиг своей крайней степени в раввинистических толкованиях субботних законов. „Закон о субботе, замечает Гитциг, „уже здесь получает иудейский характер: разговор ( ) уже считается работой“. Но такое замечание несправедливо. Пророк требует воздержания не от слов вообще, а от слов, не соответствующих важности и святости дня. Иудейское предание из того, что субботний покой Бога был прекращением и слов, вызвавших к бытию мир, – выводило, что в субботу должно воздерживаться от многословия. Но до такой крайности, чтобы считать трудом речь саму в себе, никогда не доходили даже раввины; тем менее мог дойти до этой крайности пророк 252 . Некоторые из археологов и историков еврейского народа полагают, что во время Вавилонского плена суббота получила особенно важное значение в глазах евреев, так как, по превращении жертвенного культа, она, говорят, стала служить единственным выражением религиозной жизни народа и его связующим началом. А по мнению Велльгаузена, значение субботы в период Вавилонского плена поднялось так высоко, что празднование её стало считаться знаком завета избранного народа с Иеговой 254 . – Нам кажется, что в основе этих предположений лежат не положительные свидетельства, а общие, априорные соображения. В частности, мнение Велльгаузена основывается на ложном утверждении, что, так называемый, „священнический кодекс“, где суббота уже рассматривается, как знак завета с Иеговою ( Ucx XXXI, 16 – 17 ), произошел после книги пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   2. Ведь мы знаем, что если человек прилепляется к Богу, то Бог очищает его, чтобы быть человеку облегченным от грехов своих и [способным] воспринять слово Спасителя: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31—32). Ибо только Бог есть Тот, Кто очищает человека. Ведь сказано еще: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:2).    3. Итак, сын мой, прилепись к Богу и избегай всяких злых дел. Помогай душе своей и избегай греха, подобно бегущему от лица змия.    4. Если желаешь воздерживаться от греха, то не смешивай себя со многими делами, ибо те, которые приумножают [свои] дела, впадают в грех. Если желаешь проводить жизнь свою в отдохновении сердца, не смешивай себя со многими вещами. Будь в жизни своей воздержанным, дабы войти в [Царство Небесное] «тесными вратами» (Мф. 7:13).    5. [С благоговением] взирай на всех святых, которые свершали свой жизненный путь в нужде и нестяжательности, терпя «голод и жажду, и наготу и побои» (1 Кор. 4:11), «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38).    6. И это [сказано] для того, чтобы знать тебе, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), ибо Царствие Божие не «здесь» и не «там,» но «внутрь нас есть» (Лк. 17:21).    7. Поэтому и Спаситель говорит нам: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:9—10). И блаженный апостол Петр также изрекает: «да святится Господь Бог в сердцах ваших» (1 Пет. 3:15).    8. Ведь если ты освящаешь имя Божие, то к тебе приходит Царствие Божие, и обитает оно в тебе; всякое дело твое становится делом по Богу, и ты как бы оказываешься на небе, в горнем мире, - [среди тех], чьи дела благоугодны Богу.    9. Ибо [Господь] изрекает: «да будет воля твоя небесной на земле» (Мф. 6:10), поскольку удостоившиеся века того «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22:30); они не могут и умереть, но пребывают, словно Ангелы на небесах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Преподобный Иоанн Кассиан свидетельствует, что в начале христианской веры, немногие, но самые благочестивые носили имя монахов, которые заимствовали образ жизни от евангелиста Марка, первого епископа в Александрии, и не только обладали теми свойствами, какими, по сказанию Деяний Апостольских (см. 4, 32—34), отличалась первенствующая Церковь, но еще домогались высшего совершенства. Удаляясь в уединенные места близ городов, они вели столь воздержную жизнь, что возбуждали изумление в иноверцах, потому что с таким усердием занимались чтением Священного Писания, молитвой и рукодельем, что и голод не прерывал воздержания; разве уже на второй или третий день принимали пищу, и то не столько по желанию наслаждения, сколько по требованию природы.    Потом преподобный Кассиан передает следующую беседу египетских пустынножителей о происхождении монашества. Образ жизни киновитян, говорит авва Пиаммон, получил начало от времен апостольской проповеди, ибо таково было в Иерусалиме все общество верующих, о котором пишется в книге Деяний Апостольских. У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (см. Деян. 4:32—35). Таковы были тогда все церкви, каких ныне очень мало можно находить и в киновиях.    Но когда после апостолов общество верующих начало ослабевать, а особенно вступавшие в христианскую веру из разных иноплеменных народов, от которых и апостолы, по причине невежества их в вере и застарелых обычаев языческих, ничего больше не требовали, как только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деян. 15:29), когда при таком снисхождении к христианам из язычников мало-помалу начало приходить в упадок совершенство даже и Иерусалимской церкви и когда при ежедневном возрастании числа верующих из туземцев или пришельцев начала ослабевать ревность первоначальной веры, тогда не только вновь вступившие в христианскую веру, но даже и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости жизни. Ибо некоторые, почитая и для себя позволительным, что христианам из язычников дозволено было по причине их слабости, думали, что нисколько не повредит чистоте их веры обладание имуществом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Я, - рассуждает апостол, - говорю, чтобы вы опять соединялись; но не полагаю сего законом, а предписываю для того, чтобы не искушал вас сатана, то есть побуждая к блудодеянию. Поскольку же не диавол сам по себе бывает виновником блудодеяния, но преимущественно наше невоздержание, то апостол прибавил: невоздержанием вашим, ибо в нем заключается причина и того, что диавол искушает нас. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит апостол, как позволение ( υ), то есть из снисхождения к вашей немощи, а не как повеление непреложное. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я. Везде, где только апостол предписывает какой-либо трудный подвиг, обыкновенно самого себя ставит в пример. Посему и здесь говорит: желаю, чтобы все и всегда воздерживались. Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Пребывание в девстве, говорит, есть дарование от Бога; однако этот подвиг требует и наших сил. Как же он называет его дарованием? В утешение коринфян, которым он словами невоздержанием вашим (ст.5), нанес чувствительный удар. Между тем заметь, что и самый брак он почитает дарованием; ибо сказал: каждый имеет свое дарование от Бога, один так, то есть дарование пребывать в девстве, другой иначе, то есть дарование жить в супружестве. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010