Говоря об общих обязанностях христианина, св. Поликарп пишет: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист. Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что неть ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны. Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге оправдание нашего – Иисусе Христе, Который грехи наши вознес на Своем теле на древо, Который не сделал греха и в устах у Которого не обрелось лжи и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения, и если будем страдать за имя Его – прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали в это» (VII-VIII гл.). В другом месте он наставляет верных: «будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо «милостыня избавляет от смерти». Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников», и, таким образом, и вы получили бы похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подвергалось бы из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в которых, впрочем, вы и живете». Пресвитерам св. Поликарп напоминает об их обязанности «быть благосердыми, милостивыми ко всем, обращать заблуждающихся, посещат всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищого, всегда старатъся о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха» (VI гл.). Диаконам он внушает, что они «должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двуязычники, не сребролюбцы, воздержаны во всем, милосерды, старательны, должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех». Юношам и девам заповедует «быть непорочными во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого греха» (V гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Говоря это, не уничтожает свободного произволения, но показывает, что Бог, Которым мы искуплены, по праву требует от нас служения Себе. Посему прославляйте Бога и в телах ваших. Посему прославляйте Бога и в телах ваших. Итак, поскольку вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, то есть совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его. И в душах ваших. И в душах ваших. Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душой, так, чтобы и мысленно не оскверняться (ибо душой назвал мысль). В Евангелии (Мф. 5:2) запрещено и то прелюбодеяние, которое остается только в сердце. Которые суть Божии. Которые суть Божии. Непрестанно напоминает, что мы не принадлежим самим себе, а находимся под владычеством Бога, Который искупил и душу и тело наше. ГЛАВА СЕДЬМАЯ А о чем вы писали ко мне. А о чем вы писали ко мне. Исправив беспорядки разделений, блуда, любостяжания, теперь постановляет правила о браке и девстве. Ибо коринфяне в письме к нему спрашивали: должно ли воздерживаться от жены, или нет? То хорошо человеку не касаться женщины. То хорошо человеку не касаться женщины. Хорошо, превосходно, говорит, если бы и всякий человек, а не священник только (как некоторые худо понимают это), вовсе не касался жены и оставался девственником. Но безопаснее и к нашей немощи ближе вступать в брак. Посему присовокупляет следующее. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами во избежание блуда побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но — целомудренно. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Господь Иисус Христос здесь намекает на то, что Он есть тот самый Небесный Жених душ и сердец, которого ждет каждый человек. Сыны чертога брачного – это, видимо, друзья жениха, которые не могут во время брачного пира воздерживаться в пище, потому что преисполнены необыкновенной, обильной радости. Подобно этому невозможны были воздержание в пище и прочие телесные подвиги, когда с учениками был Небесный Жених, общаясь с Которым они испытывали необыкновенную радость и утешение. Эти образные слова намекают на сильнейшее чувство любви, которое ученики испытывали к Спасителю даже как к человеку. Это мы видим, между прочим, из церковной истории в описании обычая апостолов: даже после вознесения Спасителя во время совместной трапезы они всегда оставляли часть для Господа, это были чаша с вином и хлеб, и, когда они заканчивали трапезу, поднимали их и говорили: «Иисус, помогай нам», потом разделяли все это и вкушали как святыню. О чем это говорит? О том, что они всегда помнили то необыкновенное время, когда они почти неразлучно были с Господом Иисусом Христом, и желали вновь навсегда соединиться с Ним. Как ученики Спасителя, исполненные в то время такой любви и такой духовной радости, могли думать о чем-то внешнем? Пост – это не только выражение скорби но и, так сказать, искусственное средство для того, чтобы привести себя в состояние скорби. Поскольку мы люди в значительной степени живущие удовольствиями плоти, то, вкушая вкусную пищу, насыщаясь, мы испытываем утешение, радость. Воздерживаясь от вкусной пищи, лишая себя возможности плотно поесть, мы уже не можем испытывать таких чувств. И эта вольная скорбь, как ее называют святые отцы, доставляемая телу, распространяется и на душу: человек испытывает душевную печаль, которая способствует покаянию. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни 91 . То есть когда ученики лишатся этой радости, они естественно будут скорбеть о разлуке со своим возлюбленным Господом Иисусом Христом, и, для того чтобы приблизиться к Нему при помощи покаянной молитвы, они будут налагать на себя подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Господь Иисус Христос постов не отвергал а Своим примером ( Мф.4:2 ) освятил пост, дал заповедь о посте ( Мф.6:16–18, 9:15–17 ) и учил о силе его ( Мф.17:21 ). Если понимать слова Христовы ( Мф.15:11 ) по сектантски, то окажется, что несоблюдение поста, объедение и пьянство не оскверняют человека, так как пища и напитки «входят в уста». Сектанты, по-видимому, не знают, что по учению Церкви православной оскверняет человека в пост не скоромная пища, которая сама по себе не представляет ничего скверного и потому дозволительная во всякое другое время, а нарушение заповеди Божией, неповиновение Церкви, нежелание распинать плоть со страстями и похотями ( Гал.5:24 ). 3) Постится ли человек или нет, – дело безразличное: пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, – ничего не приобретаем; не едим ли, – ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ). Указанные слова апостола составляют разъяснение по вопросу не о посте, а об употреблении в пищу идоложертвенного ( 1Кор.8:1–4 , ср. 7–10). Мысль его та, что хотя пища сама по себе не приносит нам духовной пользы, но наше отношение к ней не безразлично с нравственной стороны. Так апостол осуждает христианина, когда он, имея знание ( 1Кор.8:4–7 ), ест идоложертвенное на соблазн для немощных и этим своим поступком обнаруживает отсутствие братской любви. Иисус Христос предостерегал Своих последователей от невоздержания в пище и питии ( Лк.21:34 ), так как оно свидетельствует о чревоугодии, о потворстве похоти (ср. Рим.13:14 ), о нежелании бороться с вожделениями плоти ( Гал.5:16–17, 24 ). Следовательно, воздержание в пище (пост), соблюдаемое христианином для духовно-нравственных целей (ср. Гал.5:24 ), есть дело во славу Божию ( 1Кор.10:31 ), приближающее его к Богу, а не дело безразличное. «Апостол не прямо переходит, – объясняет святой Иоанн Златоуст , – к заключению, что надобно воздерживаться от жертв идольских, чтобы не причинить вреда ближнему, но, предварительно только указав на это, внушает нечто более важное. Что же такое? То, что хотя бы невоздержание и не причинило никому вреда и не соблазняло ближнего, – и в таком случае не должно этого делать, потому что это было бы дело бесполезное... Потому он наперед и говорит: пища не приближает нас к Богу. Видишь ли, как он унижает то, что, по-видимому, происходило от совершенного знания? Бдим ли мы, ничего не приобретаем, т.е. не заслуживаем благоволения Божия, как бы сделав что-нибудь доброе и великое; не едим ли, ничего не теряем, т.е. не получаем какого-нибудь урона. Таким образом доселе он доказывал, что ядение жертв идольских излишне и ничтожно, так как то, что не приносит пользы, когда есть, и не вредит, когда нет, то излишне. Далее показывает весь происходящий от того вред, и наперед вред для братии». 585

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Действительно, в Священном Писании мы встречаем слово сикер (сикера), например, когда читаем об Иоанне Крестителе: «…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера…» ( Лк.1:15 ). Сикер – это общее обозначение для любого алкогольного напитка, помимо виноградного вина, – пива, сидра, пальмового вина и т. п. Из переводов Библии сикера вошла в старославянский и древнерусский языки. В русском языке слово сикера в значении «хмельной напиток вообще» вышло из употребления к XV веку, и в современном русском языке используется только в церковном лексиконе. Наиболее известное и яркое из библейских предостережений против пьянства (с упоминанием сикера) из книги Притч Соломона звучит как: «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» ( Притч.20:1 ). Каково было отношение к алкоголю в первые века христианства? Апостол Павел пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники —Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9 ). При этом он рекомендовал Апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Здесь следует отметить, что в Римской Империи, а Апостол Павел являлся римским гражданином, вино почти всегда смешивалось с водой. Считалось, что неразбавленный алкогольный напиток употребляют только «варвары» (в 1 ⁄ 3 вина обычно добавляли до 2 ⁄ 3 воды). Святые Отцы, осуждая пьянство, защищали возможность умеренного употребления алкоголя в обыденной жизни против современных им еретических движений (эбионитов, энкратитов, манихеев и проч.), считавших сам напиток злом ( «На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег» ). Согласно каноническим правилам, епископов, пресвитеров и диаконов следует извергать из сана, а мирян отлучать от Церкви, если они отказываются от вина не ради подвига воздержания, а по причине гнушения (Ап. 51, 53). Климент Александрийский , специально рассматривавший вопрос о том, как следует вести себя христианам на пирах, рекомендовал только молодым людям совсем воздерживаться от В., прочим же советовал употреблять его умеренно по вечерам, при наступлении холодов и для улучшения пищеварения ( «Педагог» ). Пожилым же людям, по мнению Климента, можно пить в больших количествах, но не доводить себя до помутнения рассудка и падений. Как отмечал свт. Иоанн Златоуст , «не вино — зло, а пьянство» ( Беседы о статуях ). Проблеме пьянства посвящена беседа свт. Василия Великого «На упивающихся» . Пьянство в отличие от умеренного употребления алкоголя считается тяжелым грехом. Воздержание от винопития может использоваться как епитимья. Что не следует делать жене алкоголика?

http://azbyka.ru/alkogolizm

Действительно ли вы готовы позволить своему ребенку умереть ради исполнения запрета Сторожевой Башни? Наконец, запрет в Лев.17:11–12 , как и в рассмотренных выше отрывках, относится к употреблению в пищу крови животных. Свидетели Иеговы обычно цитируют стихи 11 и 12, но опускают стих Лев.17:13 , где сказано, что это ограничение ограничивает рамки запрета кровью животных: «Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею...» (курсив автора). Деян.15:28–29 – Иерусалимский Собор Учение Сторожевой башни. Отрывок Деян.15:28–29 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо святому духу и нам угодно не возлагать на вас большего бремени, кроме того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Оберегая себя от этого, будете успешны. Доброго вам здоровья!» (курсив автора). Общество Сторожевой Башни говорит, что в новозаветные времена Иерусалимский Собор ( Деян.15 ) вновь подтвердил ветхозаветное учение о воздержании от крови. Таким образом, запрет на употребление крови в пищу (включая внутривенное вливание) основан не только на заповеди из Ветхого Завета. Это учение и Нового Завета 911 . Кроме того, заметьте, что в этом стихе «употребление крови в пищу стоит в одном ряду с идолопоклонством и блудодеянием – с тем, что нам должно быть совершенно чуждо» 912 . Выходит, переливание крови – столь же непристойная вещь, как идолопоклонство или блуд. Библейское учение. Прежде всего согласитесь с тем, что в Деян.15:28–29 говорится об употреблении крови в пищу. Это бесспорный факт. В этом отрывке повествуется о том, как христиане собрались в Иерусалиме, чтобы обсудить, нужно ли требовать от новообращенных из язычников соблюдения церемониальных требований иудаизма. Председательствующий на Соборе Иаков сказал, что не хочет обременять новообращенных из язычников ничем, кроме нескольких простых ограничений, одним из которых и был запрет на употребление крови в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Долг же верующих обду­мать сказанное и прилежно рассмотреть историю.    7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, — говорится, — пост» (Иоил.1:14). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» (Мф.6:9); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во свя­тых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: (Пс.19:7); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, раззорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» (Пс.95:9); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» (Ис.64:11); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя в Иеру­салиме» (Иез.36:38); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой (Дан.9:27); сам город назывался свя­тым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме (Дан.9:16). Ни что не святое не может приближаться к Богу. По­тому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Мы воздерживаемся от хлеба; бу­дем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» (Пс.13:4). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» (Пс.57:5), и еще: «вино их яд драконов» (Втор.32:33). Если ты угнетаешь бед­няка, так что он стенает, то пред Богом он окажется сне­дающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» (Мал.2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, – говорится, – пост» ( Иоил.1:14 ). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во свя­тых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: ( Пс.19:7 ); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, разорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» ( Пс.95:9 ); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» ( Ис.64:11 ); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя 3 в Иерусалиме» ( Иез.36:38 ); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой ( Дан.9:27 ); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме ( Дан.9:16 ). Ничто не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» ( Пс.13:4 ). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» ( Пс.57:5 ), и еще: «вино их яд драконов» ( Втор.32:33 ). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» ( Мал.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Достижение такого состояния возможно только тогда, когда человек молитвенно обращен к Богу, на Которого он возлагает свое упование в борьбе с грехом и в стремлении исполнять Божественные заповеди. Никакие духовные усилия человека не увенчаются успехом, если он будет полагаться лишь на свои силы. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , приводя слова Господа Иисуса Христа: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне… Без Меня не можете делать ничего» ( Ин 15:4–5 ), — говорит: «Неразумно и даже святотатственно присваивать какие-либо добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию, ибо Господне изречение свидетельствует, что без Его вдохновения или содействия никто не может приносить духовных Церковь осуждает воздержание, если оно совершается по причине гнушения пищей или браком. Апостол Павел говорит: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, в лицемерии лжецов с прожженной совестью, запрещающих вступать в брак и заставляющих воздерживаться от разных видов пищи, которые Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали их с благодарением. Потому что всякое творение Божие хорошо, и ничто не должно быть отвергаемо, если принимается с благодарением; ибо оно освящается словом Божиим и молитвой» ( 1Тим 4:15 ). 51е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин». Гангрский собор (340 год) определил: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою» (1е правило). «Аще кто, с благоговением и верою, ядущаго мясо… осуждает, аки бы, по причине употребления онаго, не имеющаго упования: да будет под клятвою» (2е правило).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Другие же и не думают, что есть добродетель " .Авва Пимен говорил: " Люди совершенны только на словах, а делают очень мало " .Он же говорил: " Злоба людей скрывается за спиною их " .Брат пришел к авве Илии-молчальнику в монастырь при пещере аввы Саввы и говорит ему: " Дай мне наставление! " . Старец отвечал брату: " Во дни отцов наших были три любимые добродетели сии: нестяжание, кротость и воздержание, а ныне преобладают любостяжание, обжорство и дерзость. Избирай, что хочешь " . Не гневайся на брата своего всуе Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Мф. 5, 21–22 Не гневайся на брата своего из-за временного или из любви к земному. Только из святой любви или паче из ревности к славе Божией гневайся на брата. Помни, что Господь подвергает суетный гнев на ближнего, даже и внутренний, Страшному Суду. Авва Пимен сказал: " Бог дал израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата и прочего, что принадлежит ветхому человеку " . Брат спросил авву Пимена: " Что значит гневаться на брата своего всуе? " .– " Всуе гневаешься,– отвечал старец,– если гневаешься за всякую обиду, которой обижает тебя брат твой. Даже хотя бы брат выколол у тебя правый глаз или отсек тебе правую руку, и ты стал бы на него гневаться – ты гневался бы на него всуе. Тогда только гневайся на брата, когда он удаляет тебя от Бога " .Мать Синклитикия говорила: " Хорошо не гневаться; но если ты разгневан, то знай, что не к послаблению страсти твоей назначил меру дня сказавший: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). А ты ожидаешь, пока пройдет все это время. Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; питай ненависть к болезни, а не к больному " .Авва Макарий говорил: " Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди,– в нас ослабеет памятование о Боге; если же мы будем помнить о зле, наносимом демонами, будем безопасны от стрел их " .Авва Питирион, ученик аввы Антония, говорил: " Кто хочет изгонять демонов, тот прежде должен покорить себе страсти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010