- Действительно, венчание на Светлой седмице не совершается. А что касается супружеских отношений, то каноны Церкви ничего об этом не говорят. Поэтому, думаю, каждый человек сам для себя решает подобный вопрос. Если относительно дней поста можно сказать однозначно, что пост есть время упражнения в воздержании не только в пище, но и в супружеских отношениях, то относительно Светлой седмицы известно, что такого запрета нет. - От некоторых благочестивых женщин слышал, что надо воздерживаться от интимных отношений не только во время беременности, но и в период кормления грудью. Это действительно так? - Здесь можно говорить так, что вообще идеал для христианина - это безбрачие, как учит апостол Павел. Сам Господь говорит: " ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит " . То есть не все могут понести такой подвиг, а лишь те, кому дано. Аналогично этому идеал семейной жизни - когда супруги живут как брат и сестра, об этом мы читали у святых Отцов. В ранние времена были христиане, которые формально вступали в брак, но реально не жили супружеской жизнью, а проводили жизнь духовную, будучи друг другу как брат с сестрой. Если это было не по силам, то некоторые брали на себя подвиг вступать в супружеские отношения только чадородия ради. К тем, кто и такого подвига понести не мог, обращены слова апостола Павла: " Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве " . Поэтому если муж и жена, зная свои силы, примут решение воздерживаться от интимных отношений в период кормления грудью, то это будет подвиг воздержания. - Вспоминаются слова протоиерея Глеба Каледы: " Иногда приходится встречаться с мнением, что всякие отношения полов - это либо грех, либо извинительная и допустимая слабость " , а также правило поместного Гангрского Собора: " Аще девственник буде превозносится над бракосочетавшимися, да будет под клятвою " (то есть отлучен от Церкви).

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

Если мы – свет, закваска, светила и соль, то мы должны просвещать, а не помрачать, скреплять, а не ослаблять, привлекать к себе неверных, а не отгонять от себя. Для чего же ты отгоняешь тех, которых должен привлекать? Подлинно язычники соблазняются, когда видят, что мы возвращаемся к этим (вещам), потому что они не знают нашего образа мыслей и того, что наша душа стала выше всякого чувственного осквернения. Иудеи и немощнейшие из братий испытают то же самое. Видишь ли, сколько он привел причин, по которым должно воздерживаться от жертв идольских? Именно: потому, что невоздержание бесполезно, излишне, вредит брату, возбуждает хулу со стороны иудея, поношение со стороны язычника, что и не должно иметь общения с демонами, что такое поведение есть некоторым образом идолослужение. Потом, когда сказал: «не подавайте соблазна», возложил на них ответственность за соблазн иудеев и язычников и выразил нечто тяжкое, – смотри, как он делает это удобоприемлемым и легким: поставляет посредником самого себя и говорит: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор.10:33 ). «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор.11:1 ). 3. Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! Это выражает и апостол словами: «как я Христу». Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное; а я, говорит (апостол), делал много и неполезного, например обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить спасения, но я подвергал себя и этому для проистекающей от того пользы. Здесь нет ничего подобного: в тех действиях, если не будет пользы для других, то может быть вред; а, здесь, хотя бы никто не соблазнялся, и в таком случае следует воздерживаться от запрещенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Заблуждение же фарисеев заключалось в том, что они смотрели на этот временный закон как на вечный, равный заповедям Божиим. Услышав такое строгое суждение о брачной жизни от своего Учителя, апостолы откровенно сказали Ему: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». На это замечание учеников Господь ответил: «Не все вмещают слово сие, но кому дано...». Иисус Христос не принуждал ни к браку, ни к девственной жизни, но отдавал предпочтение девственности. Он как бы так отвечает на мнение Своих учеников о безбрачии: «Вы говорите, что при таких строгих обязанностях к жене лучше не жениться. И Я говорю вам, что лучше человеку не жениться. Но так как многие не могут воздерживаться, то такие пусть женятся, и в этом нет никакого греха. А кто может воздерживаться и быть целомудренным, кто может остаться всю жизнь девственником, пусть остается. Итак, перед человеком два пути: или честный брак, или целомудренное безбрачие. Оба пути трудны для исполнения. Если для многих тяжело честное исполнение обязанностей супружества, то нелегко и воздержание. Говоря о безбрачии, Господь привел три примера девственности, называя девственников скопцами. «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Два первых вида девственности являются вынужденным состоянием человека. Это люди, которые или родились скопцами, или оскоплены людьми. Такие люди не заслуживают никакой похвалы за свое вынужденное целомудрие. Нельзя же хвалить слепого за то, что он не видит соблазнительных предметов, и глухого за то, что он не слышит соблазнительных речей. Точно так же и скопца нельзя хвалить за то, что он не делает того, что не может делать. Человек обладает свободной волей, и поэтому несет наказание или получает награду только за свои произвольные поступки. Если в нем происходит борьба между плотью и духом, и он силой духа своего, и с Божьей помощью, побеждает греховные похоти плоти, то честь и слава ему. А если такая борьба даже невозможна, то не может быть и победы, не стоит он и похвалы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10 . И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19 . Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2 ; этим дал пример нам: Ин.13:15 . Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23 . – Пост имел определённый срок: Деян.27:9 . Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21 ; 1Кор.8:12–13 ; Мф.18:6 . Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34 , и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3 ; Рим.13:13–14 . Иер.14:12 . «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их». Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19 . Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21 , и святые апостолы: Деян.13:3:14:23 , причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9 ; 1Кор.7:5 ; ср. Зах.8:19 . Зах.7:4–5:9–10 . «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Они были слепыми вождями слепых. Господь сказал: «Оставьте их!» Слава Богу, давно-давно есть у нас другой Вождь — Господь Иисус Христос, за Которым мы идем, за Которым всегда будем идти. Мог бы я на этом окончить слово свое, но прибавлю, что на словах о том, что ничто, входящее в уста, не оскверняет человека, люди, не желающие соблюдать постов, основывают свое отношение к ним, свое отрицание. Привлекают в оправдание свое и слова святого апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 1–3). Вот и говорят: «Совсем не надо нам разбираться в пище, ибо только немощный уверен, что надо есть овощи, что не надо есть мяса и молока. А мы не немощные, имеем глубокое разумение и в посте не нуждаемся». Есть ли хоть доля правды в этих рассуждениях? Никакой, ибо о чем говорит Христос? Об осквернении от пищи. А наш пост разве основан на том, что желаем избегнуть осквернения? Правила церковные о посте имеют целью вовсе не предохранить нас от осквернения какой-либо пищей, а совсем другую цель. Пост установлен Святой Церковью, чтобы приучать к воздержанию, установлен для того, чтобы, начав с воздержания от скоромной пищи, начав с обуздания нашего чрева, требующего вкусной, сытной пищи, научились мы обуздывать сердце свое, научились хранить его от страстей, от похотей, от того, что истинно оскверняет нас, ибо эта наша задача — освобождение себя от страстей и похотей — и есть основная задача христианской жизни. Нужно постоянное упражнение в великом деле воздержания, ибо, научаясь воздерживаться от пресыщения чрева своего, мы постепенно научаемся обуздывать и другие страсти свои. Не понимая этого, противники поста приводят слова Христовы и Павловы в оправдание своего нежелания обуздывать свое чрево и вообще воздерживаться от того, что прельщает, что нравится, что льстит самолюбию нашему. Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен. Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа. Аминь. «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16; 6, 11–12)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

По всему этому, прошу вас всегда помнить о тех днях (1). не исполняется то, что соответствует посту, то пост не приносит никакой пользы. Точно также и девство без любви пренебрегается. Хотя оно и тяжко, хотя пост и велик, однако Бог не требует такого труда; но то и другое угодно Ему тогда, когда приносит плод. Некто когда-то говорил: пощусь два раза в неделю (Лк. 18:12), и тем не менее не имел никакой пользы. Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны (4). через пост освящается; душа, если ее не питать, гибнет. Пусть же тело постится постом воздержания от грехов, а душа насыщается божественным учением. Нельзя тебе есть хлеб Христов и хлеб слез, как и Павел говорит: не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21). Итак, постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего — от грехов. Подлинно, и Ангелы каждый день замечают, кто решил воздерживаться от корыстолюбия, или блуда, или неправды. Такие посты и Ангелы записывают, и Бог сокровиществует. Подобно тому, братие, как начальники, приняв просьбы на царское имя, все представляют царю, так и Ангелы обо всем происходящем сообщают Богу, не научая Его как бы неведущего, а исполняя служебный долг творения. Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда — зло, а грех — зло, почему Бог и говорит о некотором праведнике: разве отец твой не ел, и сотворил волю Мою, и в другом месте: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир (Зах. 8:19) (5). оказывается ли пост именно тем мечом посекающим, который охраняет доступ в Царство Небесное? Тех, которые не соблюдают его со скромностью и кротостью, он посекает, а пред теми, которые исполняют его по чистой совести, он не только отступает с готовностью, но и указывает им путь к беспечальной жизни, неомрачаемой радости и безболезненному наслаждению и доставляет в воздаяние бесчисленные блага (5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По мысли апостола Павла, супружеская жизнь — пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и евхаристического благочестия: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор. 7:1-7). О том, что надлежит различать евхаристические трапезы и особым образом к ним готовиться, Апостол пишет в том же послании (11:20-34). Эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (3 правило святителя Дионисия Александрийского). Об этом же говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

http://pravmir.ru/i-vse-oni-byli-schastl...

Страшно подумать, что бы он мог сказать, если бы увидел современное состояние общества! Поэтому сегодня значение трезвости, как упражнения в воздержании и доброго примера ближним, особенно велико. Несомненно значение трезвости, как начала христианского подвижничества, т.е. если человек начинает воздерживаться от употребления спиртного ради Христа, ради спасения души. Но сама по себе трезвость ради трезвости - нетрезвость! Важно помнить, ради чего человек трезвится! Святоотеческие и исторические основания трезвости. В книге Притчей Соломона есть поучение мудрой матери царя Лемуила: " Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых " (Притч. 31, 4). Это значит, что людям " при исполнении обязанностей " , - занимающим ответственные посты, где нужна постоянная ясность ума, - алкоголь возбраняется совсем. А прочим? Совершенно очевидно, что ясность ума желательна всем и всегда, потому что, как предупреждает святой Апостол Петр: " Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить " (1 Пет. 5, 8). " Поглотить " любого и каждого, а не только " царей " и " князей " . Святые земли Российской также предостерегаю нас от пития хмельных напитков: " Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает. Если что и писано в уставах и Житиях святых отец что инокам разрешается пить вино когда по чаше, когда по две или по три и имелось вино в монастырях как в первых, так и в нынешних, но до пьянства его не пили. Как свидетельствуют многие благородные люди также и иноки, бывшие в Константинополе и в горе Афонской и иных тамошних местах, что там не только иноки, но и все православные христиане пьянство ненавидят и им гнушаются. В русской земле другой обычай и другой закон. И если имеем питье пьянственное, то не можем воздерживаться и пьем до пьянства. А что повелевают святые отцы пить по чаше или по две или по три то этого и слышать не хотим или не ведаем меры чаш этих. Обычно такова наша мера: как будем пьяные, что себя перестаем узнавать и помнить или напьемся до блевания, то перестаем пить. И ради этого обычая и погибельного нрава и грехолюбного навыка не подобает нам иметь во обители питья, от которого бывает пьянство, чтобы не впасть в конечную погибель... " [ 1 ]

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/02/...

Толкование Святого спросили: если иерея позовут совершить таинство брака, а после он узнает, что этот брак противозаконный (например, мужчина собирается взять в жены свою тетку или сестру своей умершей жены, иначе говоря, хочет взять двух сестер или какую-то другую свою родственницу), то должен ли иерей их обвенчать или отслужить литургию 271 ? В настоящем правиле святой отвечает, что если иерей узнает о противозаконности брака, то он не должен ни совершать таинство брака, ни служить литургию, а следовательно, и принимать участие в чужих грехах, т. е. беззаконном браке, а также подвергаться епитимиям, налагаемым на совершившего такой брак иереях 272 . Вопрос 12. Если мирянин, осквернившийся во сне, спросит об этом священнослужителя, должен ли он допустить его до причащения или нет? Ответ Если имело место вожделение к женщине, то не должен; если же сатана искушает его, чтобы под этим предлогом лишить причащения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен причаститься. Толкование Спросили этого отца, следует ли причащаться мирянину в тот день, когда у него во сне случилось истечение. На это он в настоящем правиле отвечает, что если подобное случилось из-за вожделения к женщине или воспоминания о ней, то причащаться ему нельзя, поскольку страстное воспоминание, вызвавшее истечение, осквернило его ум. Если же такого вожделения или воспоминания не было, а сатана лишь по зависти навел на него искушение, чтобы воспрепятствовать ему освятиться Божественными Таинствами, то он должен причаститься. Ведь если он не причастится, то сатана не перестанет искушать его и тем самым препятствовать ему, когда он готовится приобщиться 273 . Прочти также Дионисия Александр. 4. Вопрос 13. На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это? Ответ То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5 ). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Установление третье. О качестве пищи, необходимой для постящихся. Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умерен­ном употреблении пищи. Можно, говорят они, соблюдать пост и употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, только не до сытости, а с воздержанием. Из этого ясно, что пост наших противни­ков основывается на одном только количестве пищи, а не на ее качестве, то есть на уме­ренном ее употреблении, а не на воздержании от некоторых вкусных яств, таких как мясо, масло, сыр, яйца, молоко. Наша же Православно-Кафолическая Восточная Церковь всецело сохраняет все три составные части поста: время, количество и качество. Время – чтобы не быстро употреблять пищу; количество – чтобы есть немного; качество – чтобы употреб­лять не всякую пищу, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока, яиц. О времени и количестве уже было сказано в начале этого Догмата в предисловии к нему, в ведении втором. Нам предстоит сказать здесь о качестве. Святая Церковь установила следующее определение. Тем, которые благочестиво постятся, по уставу Святой Церкви, всячески должно соблюдать и качество, то есть воздерживаться от некоторой пищи, не как от скверной (да не будет этого), но как посту неприличествующих и запрещенных Церко­вью. К таковым относятся мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, иногда и рыба, в зависимости от того, каков тот или иной святой пост. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ, ГОВОРЯ: На каком основании вы упот­ребляете в пост одну пищу, а от другой воздерживаетесь? ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Для чего Господь Бог повелел Адаму вкушать плоды от всякого древа, а от других воздержаться? О, если бы Адам соблюл этот пост, мы бы сейчас не имели потребности в нынешних наших постах! Еще спросим, для чего Господь Бог запретил народу Израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки)? Он сказал: семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израиле­вых, пришлец ли то. или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб ( Исх. 12, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010